Может быть, впрочем, случай, но случай особенный и исключительный, когда молитву: Всесвятая Троице, должно читать на изобразительных, а не на вечерне, непосредственно следующей за изобразительными, сливающейся с ними в один состав и отправляемой без литургии. Этот случай может быть в пяток 1 седмицы Вел. поста, если в этот день почему-либо не совершается литургия преждеосвященных даров. Так как в том самом месте, где на вечерне, отправляемой вслед за изобразительными, следовало бы читать трисвятое, Отче наш... Господи, помилуй 12 и молитву: Всесвятая Троице, в этот день и в этом случае положены молебен Феодору Тирону и благословение колива; то эта молитва вместе с предшествующими ей трисвятым, Отче наш... Господи, помилуй 12, должна быть прочитана ранее, и именно на изобразительных (Тип., л. 318 на об.). Б. Молитвословия: Буди имя Господне 3, Слава, и ныне, Благословлю Господа, читаются иногда на литургии, иногда на изобразительных, иногда на вечерне. а) На литургии, а не на другой какой-нибудь службе, эти молитвословия читаются всякий раз, когда только совершаются литургия полная или преждеосвященных даров. Так, это бывает а.а.) по средам и пяткам первых шести седмиц Великого поста и в четверток Великого канона (см. посл. в среду 1 седм., Тип., л. 318); б.б) в те постные дни св. Четыредесятницы, в которые по случаю праздника совершается литургия или не полная (см., напр., мр. гл. 24 февр., л. 191 на об., где эти молитвословия исключены из состава изобразительных и, следов., должны быть там, где место для них указывает Служебник, т. е. в конце литургии преждеосвященных даров), или полная (см. 25 март., л. 204, где они также не показаны в составе изобразительных, след., должны быть там, где место для них указывает Служебник, т. е. в конце литургии Златоустаго); в.в) в понед., вторн., среду, четв. и субботу Страстной седмицы, если в эти дли не случится праздник Благовещения (см. послед. Вел. понед., л. 336; вторника, л. 337 на об.; среды, л. 337 на об.; четв., 339 на об. и субб., л. 346); в те же дни и пяток Страстной седм., если в эти дни случится праздник Благовещения пр. Богородицы (см. под 25 март. 12 мр. гл., л. 210 на об., 13 мр., гл. л. 211 на об., 14 мр. гл., л. 212, 15 мр. гл., л. 213, где сделано особое замечание, что на, изобразительных „Благословлю Господа на всякое время, не глаголем“, – 16 мр. гл. л. 214, где замечено: „псалом 33 здесь оставляем и глаголем его на литургии“, и 17 мр. гл. л. 214 на об. См. также 24 декабр. и 5 янв., Типик., л. 132 на об., 133 на об. и 147).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В великом посте на часах совершается особый звон помимо благовеста пред часами; на 3 часе положено ударять в малый колокол редко три раза, на 6–м шесть раз, на 9-м девять раз (тип. послед. понедельника 1-й седмицы великого поста); в среду же и пяток сырные, день Благовещения, а также в праздники с полиелеем в посте «на часах в кампан не ударяет», т.е. пред часами благовест бывает (обыкновенный, не протяжный), а отдельно на каждом часе в колокол не ударяют (тип. последование часов среды сырной, 24 февр. и 25 марта). Звон бывает ещё при некоторых особенных не ежедневных службах: 1) При молебных пениях в дни храмовых праздников, в дни царские, в дни викториальные (см. Табель изд. Св. Синодом). Обыкновенно бывает благовест пред молебном и при начале его и по окончании трезвон. 2) Звон бывает при крестных ходах таким образом – сперва благовестят в один колокол, затем при начале и во время самого хода бывает звон во вся. 3) Звон бывает во время освящения воды (малого) в дни храмовых праздников. При этом сперва бывает перезвон, благовестят в каждый из колоколов отдельно, начиная с большого, ударяют раз по 10, перебрав все, опять начинают с большого. При погружении креста в воду бывает звон во вся. 4) Звон бывает при погребении Архиереев, Архимандритов, иереев и иеромонахов, а на юге России и мирян. При выносе тел из дома в церковь бывает перезвон такой, какой указан при выносе плащаницы в великую субботу; по внесении же тела в храм совершается звон во вся. При выносе тела из храма к могиле тоже сначала бывает перезвон, а при опускании в могилу звон во вся. Необходимо напомнить, что в городах к церковным службам, совершаемым одновременно со службою в соборе, не должны начинать благовеста ранее собора. П) О крестных ходах Многочисленные крестные ходы в епархии, имеющие такое громадное духовное и воспитательное значение для народа, происходят не всегда с соблюдением положенного порядка, благочиния и благоговейного отношения священнослужителей и не руководствуются в должной мере – о.о. благочинными, ключарями собора и настоятелями церквей, из которых они идут. Всякий церковный ход внушителен, красив и торжествен только тогда, когда во всём виден порядок, стройность, гармоничность и соблюдается священнослужителям и серьёзность и тишина. Шествие должно быть умеренное, неспешное, покойное, цельное, без разрывов и под зорким наблюдением ключаря и благочинного. Оба эти священнослужителя, не надевая фелони, в одних епитрахилях, должны идти на концах крестного хода, один – впереди, а другой позади и первый сдерживать ход, смотря по шагу первенствующая в служении, чтобы все шествие имело гармоничный, цельный вид. Обыкновенно – же молодые священники, шествующие впереди, не обращают внимания на идущих за ними, и поэтому крестные ходы растягиваются, и нарушается порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

4) Во все те постные дни св. Четыредесятницы и в Страстную пятницу, в которые не полагается никакой литургии, и во все те постные дни св. Четыредесятницы и Страстной седмицы, в которые свершается литургия преждеосвященных даров или же полная (полная, кроме Благовещения, бывает в Великие четверток и субботу), молитвословия из последования изобразительных вводятся в состав богослужения не в виде отдельного и самостоятельного последования, имеющего свой определенный характер и свое особое название, а только лишь как восполнение 9 часа и под одним общим наименованием часов, причем раньше блаженн, вообще говоря, никакие молитвословия не указываются. См., напр., устав о празднике Благовещения, в котором сказано: «Присовокупляем же и 9 час с кафизмою и чтением. По сем блаженна скоро без пения и без поклонов» и т. дал. (25 март., л. 204), и устав о празднике Обретения главы Предтечи, в котором говорится: «на 9 часе блаженны глаголем поскору, без пения» и т. д. (11 мрк. гл. 24 февр., л. 191 на об.), и еще: «на часех по Ослаби, остави и по Отче наш кондак по уставу, таже Господи, помилуй 40, Слава, и ныне, Честнейшую херувим, и по поклонех глаголем трисвятое. Господи, помилуй 12. Всесвятая Троице; и абие начинаем вечерню» (12 мрк. гл., л. 192. См. также послед. понед. 1 седм. В. поста, л. 311 на об.; среды 1 седм., л. 317; понедел. Страстн. седмицы, л. 336; вторн., л. 337; среды, л. 338; четверга, л. 339 на об.; пятк., л. 343 и субб., л. 345 на об.; храм. гл. 34 и 35, л. 419 на об. и 420). 5) Может быть, однако, по указанию Типикона, и во дни В. поста случай, когда в состав изобразительных должны войти и начальные его молитвословия, предшествующие блаженнам. Случай этот указан в 11 мрк. гл. 24 февр., где сказано: «аще коея великия ради нужды в память святых и великих имущих полиелей не случится быти преждеосвященней литургии..., по 9 часе и по молитве: Владыко Господи Иисусе Христе..., глаголем пс.: Благослови, душе моя, Господа... И ныне, Единородный Сыне... и Во царствии твоем... поскору, без пения и т. дал.» (Тип., л. 191 на об. и 192). Вывод отсюда тот, что в рассматриваемый нами богослужебный период времени последование изобразительных только тогда надобно начинать с начальных его молитвословий, когда оно предназначается для замены литургии. Вопрос теперь в том, следует ли это делать только в праздничные дни, т. е. тогда, когда богослужение должно отличаться большей торжественностью, или же и по средам и пяткам, если бы в эти дни почему-либо не случилось литургии преждеосвященных даров. Судя по тем указаниям Типикона, какие находятся в последованиях среды и пятка 1 седмицы Великого поста, следует признать, что так должно быть только в праздники. См. в Типик., л. 318, «Зри. А идеже несть преждеосвященныя», а также л. 318 на об. «Зри. А идеже не быти преждеосвященной»: ни в том, ни в другом местах не предписывается на изобразительных петь Благослови, душе моя, Господа... и т. д. 652 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Примечание. Обо всем прочем, о чем при обозрении сей главы мы не упомянули, напр., о тропарях и т. д., справляться в самом Типиконе (л. 105 на об. и 106) 773 . Третья маркова глава показывает, как надобно отправлять богослужение в том случае, если праздник Благовещения будет в понедельник 4, 5 и 6 седм. Вел. поста. При обозрении этой главы надобно обратить внимание на следующее. В данном случае накануне праздника отправляется малая вечерня, а после неё всенощное бдение, начинающееся великою вечернею. На великой вечерни поется Блажен муж – 1 ант. 1 каф.; прокимен дня, но не великий; паремии читаются 3 (остальные две в самый праздник); на литии – Слава и ныне, Благовествует Гавриил... Утреня, часы с изобразительными и литургия поются точь в точь так, как в основной благовещенской главе (под заглавием: Благовещение пресвятой Владычицы... и т. д.) показано для постного дня. В понедельник 4 седмицы на 1 часе бывает положенное в это время крестопоклонение по обряду, указанному в Типик., л. 326. Четвертая маркова глава показывает, как надобно отправлять богослужение в том случае, если праздник Благовещения случится в среду Крестопоклонную. В этой главе сказано, что положенные на сей день стихиры и славники (разумеются стихиры и славники, помещенные в последования вторника средней седмицы вечера, потому что вечерня вторника относится уже к среде) и канон креста (разумеется утренний канон креста, назначенный на среду) во вторник вечером и в среду утром не поются, но «поются в понедельник или в пяток тоя же седмицы» (Тип., л. 206 на об.) 774 . Надобно знать, что из стихир на Господи, воззвах, помещенных в Триоди в последовании вторника средней седмицы вечера (л. 237), Типикон (см. послед. вторника 4 седм. вечера, л. 326) крестными называет вторые стихиры: Приидите поклонимся... Держава необоримая... Слезами очистивше... Слава, и ныне, Днесь Владыка Твари... (это – славник), а из стихир на стиховне – один славник: Зрящи тя тварь..; канон креста – Древу святому, на нем же Христос простре длани... Их то и должно переносить на указанное 775 время: в среду же Крестопоклонную, как сказано в 6 мр. гл., надобно править всю службу Благовещению так, как указано в основной благовещенской главе для постного дня; причем из Триоди надобно петь трипеснец среды; особенностью будет только то, что на 1 часе над. совершать крестопоклонное последование (Тип., л. 206 на об.) 776 . Заметим: трипеснцем среды названы два трипеснца – 1-й: Господь сый всех... ( Песн. 3 ), В полудни распеншуся... (песн. 8), Елисей древле... ( Песн. 9 ); 2-й: Восплещите, вси... ( Песн. 3 ), Приидите, вси, крест... ( Песн. 8 ), Предгрядите, уяснитеся... ( Песн. 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Воскресная служба Октоиха сходна со службой тех праздников, в которые указано всенощное бдение. В воскресные дни, если только в них не случится двунадесятого праздника Господня, состоит, главным образом, из молитвословий воскресных. Число же песнопений в честь святых, случившихся в воскресение, неодинаково, смотря по различию празднования им – то с великим славословием, то с полиелеем, то с бдением. Это указано в Типиконе в главах 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 7-ой и в храмовых главах. При увеличении в службе песнопений Минеи, а также и Триоди, воскресные песнопения несколько сокращаются. В среду и пяток положен пост, так как это дни скорбей и страданий Господа за нас. В среду по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас (св. Петра Александр. Пр. 15, Книга правил св. апостол, св. Соборов и Св. отец). Пост в среду и пяток так же строг, как и в великую Четыредесятницу 788 . Впрочем, есть немного седмиц в году, именно шесть, в которые разрешается пост в среды и пятки. В одни из таковых седмиц разрешается пост ради празднования великих событий в продолжение этих седмиц. Седмицы суть: Пасхальная, седмица после дня Пятидесятницы и две седмицы после дня Рождества Христова (до сочельника пред Богоявлением), – в честь сих праздников (Тип., послед. 25-го дек.) 789 . Еще разрешается пост в среду и пяток в седмицу мытаря и фарисея для того, чтобы научить не величаться постом, как делал фарисей, а подражать смиренному мытарю. Затем в седмицу сырную не постимся в среду и пяток, чтобы не уподобляться еретикам иаковитам, которые желали соблюдать тридневный пост в подражание ниневитянам и постились на сырной Неделе во вторник, среду и четверг, – и ученикам тетрадитам, кои во весь год ели мясо по средам (по четвертым дням седмицы, отсюда тетрады), а сырную седмицу всю постились (Дни Богосл., изд. 3, т. 2, стр. 48) 790 . В день Господень и в субботу, кроме токмо Великой субботы, не положено поститься (Апостольск. прав. 64) или вовсе, или облегчается пост: как в дни постов – Великого и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Первый из них поется без стиха, а другие два со стихами Священного Писания. Тропари царских часов, по своему содержанию, суть тропари пророчества 547 . После тропарей пророчества произносится пред паремиею прокимен. На великопостных часах (на 6-м часе – в среду и пяток сырные; в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы; в понедельник, вторник, среду страстной седмицы, и на 1-м часе – в Великий четверток) один прокимен произносится пред паремиею, а другой прокимен – после нее (см. сказанное о прокимнах Великого поста на вечерне). На великопостных часах пред прокимном священник или чтец не произносит слова «прокимен», как то обыкновенно бывает прежде пения прокимна, но он говорит только: «Глас такой-то». О сем читаем такое указание в Типиконе, в последовании сырной среды, что после пения тропаря пророчества говорит иерей: «Вонмем», и чтец «прокимен» не глаголет, точию скажет глас 6... После чтения паремии иерей (произносит): «Вонмем». Чтец гл. 7-й прокимен: «Господь крепость людем своим даст» ... Сице глаголати иерею и чтецу во всю святую Четыредесятницу прокимен пред паремиями 548 . После прокимна и паремии на царских часах следует чтение Апостола. После чтения апостола читается Евангелие. Евангелие положено читать, кроме царских часов, на великопостных часах, именно: в понедельник, вторник и среду страстной седмицы. В Типиконе сказано: «Ведомо же буде, яко Евангелие от Матфея все чтется, подобне и от Марка и от Луки. От Иоанна же чтется до начала святых страстей, яве яко до «Ныне прославися Сын человеческий» (т. е. до 46-го зачала, гл. 13:31). «Чтется же тако в трех днех, сиречь в понедельник, во вторник, в среду и совершается» (оканчивается) «в среду на 9-м часе. Бывают же от Луки чтения три, прочая же по два» (т. е. все Евангелие Луки разделяется на три чтения, а каждое Евангелие прочих Евангелистов делится на два чтения). «Вкупе всех чтений девять и вящше ничтоже» (Типикон, последов. Великого понедельника утра). В приходских церквах обыкновенно начинается чтение Четвероевангелия ранее, в седмицу пред Неделею ваий. На великопостных часах чтение Евангелия бывает на 3-м и 9-м часах после тропаря и Богородична часа, а на 6-м часе – после паремии и прокимна. Пред началом чтения каждого из четырех Евангелистов диакон глаголет: «И, о сподобитися нам слышанию святого Евангелия Господа Бога молим». Лик поет: «Господи, помилуй» трижды. диакон говорит: «Премудрость, прости, услышим святого Евангелия». Иерей: «Мир всем». Лик поет: «И духови твоему». Иерей именует Евангелиста, которого чтется Евангелие. Но «сия глаголются точию к началом Евангелистов. К началом же (т. е. каждого чтения из Евангелия) «глаголет токмо: “Премудрость, прости” и тако чтет иерей Тетроевангелие» (Тип., послед. понед. страст. седм. утра).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

7) Изобразительны в праздничные дни также имеют особенности: а) в обыкновенное время блаженны на изобразительных поются с поклонами; в праздничные же дни они читаются поскору, без пения и без поклонов (Тип., л 191 на об., 197, 204, 210 на об. 211 на об.; храм. гл. 34 на л. 419 на об.). б) В обыкновенное время по Отче наш, между другими кондаками, полагаются дневной и после Славы – Со святыми упокой; но в праздничные дни никогда; вообще устав о кондаках в эти дни иной: так, 24 февр. назначены: «кондак храма. Слава – Предтечи. И ныне храма – Богородицы. Аще ли несть храма Богородицы, И ныне, Предстательство христиан»... (11 мрк. гл., л. 192) 654 ; 25 марта, если праздник Благовещения случится в постный день, один кондак праздника (л. 204), а если в Великие понедельник, вторник и среду, кондак Триоди, Слава, и ныне – праздника (Тип., л. 210 на об.) 655 . в) В обыкновенное время в конце изобразительных, после Господи, помилуй 40, Слава, и ныне... Честнейшую... Именем Господним благослови, отче. Боже, ущедри ны... полагаются 16 поклонов с молитвами: Господи и Владыко., и Боже, очисти мя грешнаго; но в праздники после тех же молитвословий 656 только 3, причем молитва: Господи и Владыко... не указывается (Тип., л. 191 на об., 192, 204, 210 на об., 211 на об. храм. гл. 34 на л. 419 на об.), хотя по установившейся богослужебной практике ее обыкновенно читают. г) В обыкновенное время в конце изобразительных перед конечной его молитвою: Всесвятая Троице, читаемой на этом последовании в том случае, если после него в том же или другом богослужебном собрании отправляется вечерня в соединении с литургией, полагаются трисвятое и Господи, помилуй 12 (послед. среды 1 седм., л. 317: см. также устав 23 февр. в 12 мрк. гл. 24 февр., Типик., л. 192); но в праздники эти молитвословия опускаются (см., напр., 11 мрк. гл. 24 февр., л. 191 на об.; 25 марта, л. 204; 34 храм, гл., л. 410 на об. и 35, л. 240 на об.), и после 3-х поклонов прямо читается конечная молитва . д) Если в праздничные дни вместо литургии отправляется последование изобразительных, то в состав его Типикон вводит некоторые дополнения. Так, в 11 мрк. гл. 24 февр. сказано: «на блаженнах глаголем Предтечи песнь 3 и 6, также апостол и евангелие Предтечи» (Типикон, л. 192).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

299 Посему, когда в Типиконе (например, 13-го сентября) сказано, что после прокимна глаголются «ектении», то разумеются обе ектении, – и та вечерня есть великая. Но если в Типиконе сказано: «ектения и отпуст» (например, 24 февраля в сырную сед.), то разумеется вседневная вечерня. 300 В 47-й главе Типикона, где показывается различие служб в праздники великие, средние и малые, средние праздники с полиелеем отличаются от малых тем, что на вечерне, которая в Типиконе называется великою (Тип., послед. 14-го и 16-го ноября), стихословится первый антифон первой кафизмы: «Блажен муж». На великой вечерне на воскресные дни положено стихословить всю первую кафизму (Тип., гл. 2). Но бывают случаи, когда 1-й антифон 1-й кафизмы поется и на вседневной вечерне, именно, когда вседневная вечерня отправляется вместо великой – в некоторые приготовительные дни к Великому посту, или в пост, так 1-й антифон: Блажен муж поется: 1) В мясопустную Неделю (воскресение), если за сим в понедельник случится праздник с полиелеем (24-го февраля), но не с бдением (30-го января); ибо в последнем случае совершается вечерня великая. 2) В пяток сырной, если в субботу будет праздник святому с полиелеем (24-го февраля) или святому с бдением (30-го января). 3) В вечер Недель (воскресений) 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, если в понедельник случится празднование святому с полиелеем (24-го февраля и 9 марта), но не храмовой праздник. Иногда же и на великой вечерне не положено стихословить «Блажеин муж», так: 1) на 13-е сентября и на день Преполовения; 2) на Господские двунадесятые праздники, случившиеся во вторник, среду, четверток, пяток и субботу, но не в воскресение и не в понедельник (Тип., послед. 14-го сентября). 301 Вход назначено совершать на великой вечерне (Тип., гл. 2, 7 и др.). Но он бывает иногда и на вседневной, например: 1) В вечер Недель (воскресений): сырной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й седмиц. «Вход бывает, – сказано в Типиконе: – ради великих прокимнов» (послед. вечера сырной Недели).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

е. сорокоуст начинают совершать от фоминого воскресения и до того дня, как исполнятся, кончатся сорок дней (Типикон, послед. вечера сырной Недели)]. Из такого указания как бы выходит, что в число 40-а дней входят и воскресные дни. Употребленное выражение Типикона «приношение и памяти» об усопшем указывает: во 1-х, на чин кутии, приносимой в память усопших, совершаемый, по указанию Служебника, на литургии, после заамвонной молитвы – и по отпусте вечерни (Служ., Чин над кутией). Во 2-х, на ектению за упокой на литургии, после Евангелия. В Служебнике, после сугубой ектении, читаем: «аще ли будет о усопших приношение, диакон или священник глаголет ектению за упокой. Несмотря на вышеизложенные отмены поминовения об усопших в указанные дни, бывает поминовение об них почти повседневное – именно: в молитвословиях, относящихся к службам круга суточного (сн. выше). Всегда оно бывает: А. На литургии: а) на проскомидии, б) по освящении даров. Тогда диакон, сказано в Служебнике, а обыкновенно и иерей, поминает диптиха, сиречь помяник усопших. В. В большую часть дней года совершается после вечерни и после утрени лития за упокой. В седмичные дни, кроме субботы, бывает, после отпуста вечерни, обычное исхождение в притвор и лития об усопших (Тип., гл. 9). Также и после утрени и первого часа (Тип., гл. 9). И в субботы, егда поем «Бог Господь» (а не аллилуиа), по окончании утрени обычная лития в притворе (Тип., гл. 12). Положено совершать литию за упокой в притворе и в дни Великого поста. В последовании понедельника первой седмицы Великого поста читаем: «по отпусте (вечерни) исхождение в приговоре поем, яко же обычай, стихиру храма святаго. Глаголются же от иерея обычные молитвы и поминает усопшия». С четверга же Страстной седмицы лития за упокой в притворе не бывает до Недели фомины (Тип., послед. Нед. 1-й седм. Вел. поста). С утрени же Недели (воскресения) ап. Фомы литии в притворе прежде 1-го часа бывают и оглашения Студитова (Тип., послед. Нед. ап. Фомы). И в последовании утрени в Неделю (воскресение) мытаря и фарисея читаем: «Ведомо буди, яко от сея Недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, оглашения Федора Студита » (Тип., послед. Нед. мытаря и фарисея). Лития об усопших Лития об усопших короче панихиды. На литии, после начального возгласа священника, читается: «Трисвятое», «Отче наш» и поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся», произносится краткая ектения об усопших: «Помилуй нас, Боже», молитва иерея: «Боже духов» – и бывает отпуст, после коего провозглашается: «Вечная память», как праведнику, ибо, по слову апостола, «В память вечную будет праведник» ( Пс.111:6 ). В Чине литии по усопшим читаем: «Вся братия рекут гласом: Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша присно поминаемые», трижды (Тип., гл. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

К неподвижным дням богослужения принадлежат царские, дни, т. е. дни рождений и тезоименитств их императорских величеств и их императорских Высочеств, день празднования восшествия государя Императора на Всероссийский престол и день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств. Одни из царских дней празднуются в те самые дни седмицы, в которые они случатся. Так совершается празднование в дни рождений и тезоименитств 916 Их императорских величеств государя Императора и государыни императрицы и его императорского высочества наследника цесаревича, – в день празднования восшествия государя императора на престол 917 и в день коронования и свящ. миропомазания их императорских величеств 918 . На эти дни совершается всенощное бдение празднику или святым тех дней, точно так же, как бывает на храмовые праздники. Служба Месячной Минеи, если бывает нужно, добавляется службой из Общей Минеи (см. о том в Табели, изд. Св. Синодом). Если высокоторжественные дни случатся в среду или пяток сырной седмицы, то служба совершается по Сретенской главе (Тип., послед. 2-го февр., храм., глава 28). Если случатся в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) Великого поста, кроме первой и страстной седмицы, то служба правится по Благовещенской главе (Тип., послед. 25-го марта). Если случится на первой седмице Великого поста, то служба правится по храмовой 33-й главе. Если случится в Страстную седмицу, то переносится на понедельник Пасхи и правится по Георгиевской главе (Тип. послед. 23-го апреля. Сн. храм, главы 45, 46). Другие царские дни, если они случатся в седмичные дни, совершаются в ближайшие воскресные дни (Указ 5-го февр. 1862 года). К этим царским дням принадлежат дни рождений и тезоименитств их императорских высочеств. При указании на ближайшие воскресные дни разумеется то, что если царский день случится в понедельник, вторник, среду, то он отправляется в предыдущее сим дням воскресение; если же царский день случится в четверток, пяток и субботу, то он празднуется в следующее за сим воскресение. Это подобно тому, как празднуется память Св. отец в июле (Тип., послед., 16-го июля) и октябре (Мес. Мин., 11-го октябр.). Но если царский день случится на 1-й седмице Великого поста, то он тогда лишь отправляется в предыдущую (сырную) Неделю, когда случится в понедельник; если же случится во вторник, среду, и т. д., то отправляется в субботу первой седмицы поста (См. Табель, изд. Св. Син., и Тип., храм. гл. 30, 31 и 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010