Пятый период характеризуется чтением на седмичной утрени двух кафизм и третьей рядовой на вечерни, а на воскресной присоединением к двум кафизмам полиелея и 136 пс.: На реках вавилонских... Он начинается в неделю (воскресенье) Блудного и оканчивается в неделю (воскресенье) Сырной седмицы (Тип., гл. 17, л. 26; послед. в нед. Блудного. л. 297 на об. и 298; нед. Мясопуст., л. 300; нед. Сыропуст. л. 305. Смотр. Также 3–8 февраля, попразднство Сретения, если случится в нед. Блудного и Мясопустн., л. 176; февр. 9, отдание Сретения, если случится в нед. Блудного и Сыропустн., л. 181 на об.). Шестой и восьмой периоды характеризуются чтением на седмичной утрени трех кафизм, а на вечерни 18, в особенности же тем, что рядовые кафизмы читаются и на часах, вследствие чего Псалтирь в течение седмицы прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны 339 . Шестой период обнимает собою 1, 2, 3 и 4 седмицы св. Четыредесятницы, а восьмой – 6-ю (Тип., гл. 17, л. 26). Седьмой период обнимает 5-ю седм. св. Четыредесятницы. Он характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, за исключением утрени великого канона, на которой полагается одна кафизма, рядовых кафизм на часах и также рядовой на вечерни; при чем распределение кафизм на этой седмице бывает иное, чем обыкновенно, в том случае, если в четверток случится праздник Благовещения пр. Богородицы 340 . Псалтирь на этой седмице, как и на других седмицах Четыредесятницы, прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны (Тип., гл. 17, л. 26 на об.) 341 . Девятый период обнимает Страстную седмицу. Он характеризуется чтением на седмичной утрени до среды включительно трех рядовых кафизм, рядовых кафизм на часах, кроме 1-го, на котором кафизмы нет, 18 на вечерни и полным отсутствием кафизм во вторую половину седмицы, начиная с четверга,– только на субботней утрени полагается 17 кафизма. Псалтирь, начиная с 4 кафизмы 342 , на этой седмице прочитывается только один раз (Тип., гл. 17, л. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Во время сей последней ектении священник тайно читает молитву: Яви, Владыко, лице твое... и, по окончании ектении, говорит возглас: Яко ты еси просвещение наше... Лик: Аминь. Диакон: «Елицы ко просвещению, изыдите; иже ко просвещению, изыдите: елицы оглашении, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся» и т. д. Во время этой ектении священник тайно читает молитву: Боже великий и хвальный..., а по окончании ектении, после того, как диакон скажет: Премудрость, произносит возглас: Яко подобает тебе... Лик: Аминь. Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Во время этой ектении священник тайно читает молитву: Владыко святый, преблагий..., а по окончании ектении, после того, как диакон скажет: Премудрость, произносит возглас: По дару Христа твоего... Лик: Аминь. Поется: Ныне силы небесныя с нами невидимо служат; се бо входит царь славы, се жертва тайная совершена дориносится. Во время сего пения царские двери бывают отверзты; диакон, по прочтении всех ектений вошедший в алтарь северной дверью, кадит св. трапезу 692 , предложение и священника: причем читает пс. 50-й: по каждении становится вместе со священником. Оба вместе они произносят: Ныне силы небесныя... 3-жды, поклоняются 3-жды и отходят к жертвеннику. Обыкновенно пред жертвенником священник поклоняется 3-жды и говорит: «Боже, очисти мя грешнаго», кадит 3-ды, полагает на плечо диакона воздух, которым покрыты были дары, сам же берет правою рукою дискос и поставляет его на свою главу, а потир берет левою рукою и несет, держа при персях. Диакон предшествует ему с кадильницей и кадит часто. Идя же от жертвенника чрез северные двери в царские к престолу, они ничего не произносят. Во время перенесения даров все, находящиеся во храме, падают ниц и творят богоподобное поклонение (Тип., гл. 49, послед. среды 1 седм. Вел. поста, л. 318). Когда иерей и диакон вступит в алтарь, все встают и певцы допевают: Верою и любовию... Дары поставляются на престол. Священник снимает с них покровцы и покрывает воздухом, который предварительно подносит над кадильницей и наполняет благоуханием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Когда на великопостных часах читается паремия или Евангелие, тогда эти молитвы читаются после паремии и Евангелия. В Великом посту на 1-м часе (на котором не положено чтения из Лествичника) молитвы: «Стоны моя направи» и «Да исполнятся уста моя» поются на двух клиросах. Молитву: «Стоны моя направи» поют точно так, как антифоны степенны на утрени, т. е. молитва разделяется на три стиха, или части, и каждый стих поет сперва один дик, потом другой (в Типиконе и Триоди Постной указано, где начинается и оканчивается каждый стих). Молитва же: «Да исполнятся уста моя» поется без разделения ее трижды, велегласно и косно (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста). На великопостных часах в среду и пяток сырные не полагается пения сих молитв указанным образом, а бывает чтение их (Тип., послед. сырной среды), равно нет указания на это изложенное выше пение и в дни праздников великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, 9-го марта, аще день постен), ни в храмовые праздники (Тип., храм. гл. 34, 35-я) ни в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта). На крестопоклонной седмице в понедельник и среду на 1-м часе, вместо «Стопы моя», поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» и стихиры Кресту (Тип., послед. понедельника 4-й седмицы Великого поста) и бывает поклонение Кресту, хотя бы случился и храмовый праздник (Тип., храм, гл. 34 и послед. 25-го марта, аще в среду крестопоклонную). На тех часах, на которых читаются паремии (именно: на 6-м часе – в среду и пяток сырные; в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, З-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста; в понедельник, вторник, среду страстной седмицы; на 1-м часе – в страстной четверток и на всех царских часах), сряду после Богородична часов поется тропарь. На великопостных часах этот тропарь называется тропарем пророчества (Тип., послед. сырной среды и последование понедельника 1-й седмицы Великого поста) потому, что поется пред чтением пророчества и, по своему содержанию, имеет отношение к нему. На царских часах, на каждом часе поется по три тропаря, так что на всех часах поется двенадцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сперва песни Священного Писания были петы без канонов, с VII же века, когда составлены новозаветные песнопения – каноны, с того времени с песнями Священного Писания поются и каноны. 414 Великий канон читается не в третьей части повечерия, где обыкновенно канон составляет торжественную часть службы, а в самом начале повечерия потому, что Великий канон приготовляет, настраивает душу к покаянному молению, какое затем последует в повечерии. Святый Андрей Критский , в каноне, собрав песнопения Ветхого и Нового Завета, от Адама далее и до самого Вознесения и апостольской проповеди, поучает убо сим всякую душу еликим убо благим повести ревновати и подражати по силе; еликих же злых отбегати и присно к Богу востекати покаянием, слезами и исповеданием, и иным яве богослужением (Триодь, Синаксарь, четверт. 5-й нед. вел поста). 416 В седмице мясопустной не поется же междучасие и канон молебный Пресвятой Богородице, поемый на повечерии... Такожде творим и в седмице сырной, разве среды и пятка (Тип., послед. нед. блудного сына). В среду сырную вечера повечерие поем малое и поем канон Минеи наряду в субботу хотящего прилучитися святого (Тип., послед. среды сырной нед.); в пяток сырный на повечерии поем канон усопших Октоиха, наряду гласа (Тип., послед. пятка сырного). 417 Упраздняются же и междучасия часов, и иже в повечериях певаемый канон Пресвятой Богородицы (Тип., послед. понед. Святого Духа). 418 В попразднство Рождества Христова и Богоявления поются повечерия малые, без канона богородична (Тип., 26 дек.). 419 Полунощница совершается в монастырях иногда не в храме, а в келиях. Так от среды страстной седмицы не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных храмах и мирских поют в церквах (Тип., послед. великой среды. Вечер). 420 По уставу Афонской горы (Часосл., изд. в Москве, 1849 г., л. 15) и по богослужебным книгам киевских изданий полагаются, после молитвы: «Помяни, Господи, в надежди воскресения», – тропари: «Помилуй нас, Господи», Слава – «Господи, помилуй», И ныне – «Милосердия двери», и затем произносимая иереем ектения, состоящая из двух прошений. После первого прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей» поется: «Господи, помилуй», трижды. Второе прошение: «Еще молимся о еже сохранитися святей обители сей и граду сему» и т. д., есть то самое, которое произносится на литии на бдении всенощном. После него произносится «Господи, помилуй», 40 раз. Затем следует возглас: «Услыши ны, Боже», «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше», Слава и ныне, «Господи, помилуй», трижды, Благослови. Отпуст (Часосл., изд. в Киево-Печ. лавре, 1742 г., л. 17 на обороте. Последование утрени, вечерни и полунощн., изд. в Киеве, 1861 г., л. 22 на обороте).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На 6-м часе поется тропарь: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей, в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас» 543 . На 9-м часе поется тропарь: «Иже, в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас» 544 . Касательно пения этих тропарей должно заметить: 1) Тропари великопостных часов поются иначе, нежели тропари праздника или святому. В Великую Четыредесятницу и страстную седмицу (в понедельник, вторник, среду) тропари великопостных часов поются со стихами, и при пении их творятся коленопреклонения. Это совершается таким образом: иерей (или учиненный чтец), выйдя на средину храма, пропоет тропарь на положенный глас 545 , затем тропарь поется велегласно ликами трижды: правым ликом – дважды, а левым – едножды (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста). Именно, после иерея, поет правый лик. Засим иерей говорит 1-й стих, и левый лик поет тропарь. Наконец, иерей говорит второй стих, и правый лик поет тропарь. Когда иерей поет тропарь или говорит стих, тогда коленопреклонения творят лики и народ; когда же поют тропарь лики, тогда иерей совершает коленопреклонения (Тип., послед. понед. 1-й седм. Великого поста и последование понед. страстной седмицы). 2) На часах в среду и пяток сырные, хотя положены тропари великопостпые, но они не поются, а читаются. В Типиконе сказано: «тропарь: “Заутра услыши” скоро без пения» (Тип., послед. сырной среды. Сн. Тип., послед. 14 ноября, 3-е зри). 3) Указанные тропари не поются на великопостных часах в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта), в день храмовый (Тип., храм. гл. 34 и 35), в день празднования великому святому (Тип., послед. 24-го февраля, аще случится в понедельник или день постен 2-й, З-й, 4-й седмиц Великой Четыредесятницы). Тогда на место их поются тропари праздника или святому. На царских же часах после псалмов поется «Слава и ныне». «Аллилуиа» трижды и на «Слава» – особый тропарь. На царских часах в навечерие Рождества Христова и в навечерие Богоявления на «Слава» поется тропарь предпразднства сих праздников, и на всех часах один и тот же тропарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После сих псалмов, точно так же, как и на литургии, поется песнь, изображающая воплощение Господа: «Единородный Сыне и Слове Божии, безсмертен сый». Так как Изобразительные псалмы суть торжественные песнопения, то в дни поста не читаются 564 . Потому в Великую Четыредесятницу в седмичные дни (понедельник, вторник, среду, четверток и пяток) и в понедельник, вторник, среду страстной седмицы последование Изобразительных (совершается ли на часах пред литургией или без литургии), следуя сряду за конечною молитвою 9-го часа: «Владыко Господи Иисусе Христе», начинается пением «Блаженн». Блаженнами называются стихи Слова Божия, в коих Христос обещает блаженство за разные добродетели ( Мф.5:1–9 ) (См. далее, литургию). Блаженства евангельские составляют как бы продолжение изобразительных псалмов. Как в псалмах изображаются благодеяния Божии к людям, и они призываются к благодарению Господа, так и «Блаженства» изображают нам Спасителя Господом единым, блаженным, истинно нас ради обнищавшим, показавшим в Себе кротость и смирение сердца, единым, праведным, алкавшим и жаждавшим правды и творившим ее, милостивым и щедрым, единым чистым сердцем, святым, миротворцем и Начальником мира, и самым миром, Сыном Божиим по естеству, гонимым за истину, правды ради, невинно поносимым, преследуемым и бесчестивым, пострадавшим за нас, ради славы Отца Своего и нашего спасения, имеющим неизглаголанную радость и веселие (Блаж. Симеона Фессал. о священнодействиях и таинствах Церкви, § 295-й) 565 . Пение «Блаженств» на великопостных часах бывает иначе, нежели на самой литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого . На литургиях между евангельскими стихами о «Блаженствах» поются тропари канонов. Но на великопостных часах между евангельскими стихами о «Блаженствах» поется исповедание и молитва разбойника, висевшего на кресте, чрез которые он обрел рай – Царствие Небесное, и поется так: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем. Блажени плачущий, яко тии утешатся» и т. д. Когда последование Изобразительных совершается вместо литургии, тогда, после пения всех стихов о «Блаженствах», читается Апостол и Евангелие. После пения всех стихов о «Блаженствах» возносится молитва к Пресвятой Троице: «Помяни нас, Господи ... помяни нас, Владыко ... помяни нас, Святый, егда приидеши во царствии Твоем». Петь стихи о «Блаженствах» на великопостных часах положено на 8-й глас (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста и Часослов). Но в среду и пяток сырные (Тип., послед. среды сырной), в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта), в дни памяти великих святых (Тип., послед. 24-го февр., 9-го марта), в дни храма (Тип., храм. гл. 84), в Великий четверток и в Великую субботу (Тип., послед. сих дней) глаголются «Блаженны» и «Помяни нас, Господи», поскору, без пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

б) В храме Божией Матери: тропарь храма Богородицы, тропарь святых, Слава, кондак святых, И ныне, кондак храма Богородицы. в) В храме святаго: тропарь святых, Слава, кондак святых, И ныне, Предстательство христиан... В конце мр. гл. 30 янв. сказано: „Прокимен, апостол, аллилуия, евангелие и причастен дне и святых“. В этом уставе обращает на себя внимание 1) то, что при бденных святых назначены два апостола и два евангелия – дне и святых, 2) то, что прокимнов, аллилуиариев и причастном также, по-видимому, по два. По этому поводу не можем не заметить, что хотя по общему уставу, изложенному в 15 гл. Типик., должны быть один апостол и одно евангелие святых, тем не менее допустимы и два (ср. послед. 23 апреля); но что касается прокимна. аллилуиария и причастна, то они должны быть только по одному – святых: дневных не может быть, потому что Октоих не поется; впрочем, в четверток дневные те же, что и Трех святителей. Б. Если память Трех святителей случится в среду или пяток Сырной седмицы (Тип., л. 167). Служба Трех святителей не правится ни в среду, ни в пяток Сырной седмицы; но со среды переносится на вторник, а с пятка на четверток той же седмицы 559 . Глава 13. О богослужении Сырной седмицы, если случится предпразднство Сретения Господня 1 февраля А. Если предпразднство Сретения Господня случится в понедельник, вторник, четверток Сырной седмицы (4 мр. гл. 1 февр. Тип., л. 169 на об.). Вечером накануне понедельника и вторника после 9 часа отправляется вседневная вечерня. На ней после Благословен Бог..., Приидите поклонимся... 3, предначинательного псалма и великой ектении накануне понедельника, на основании общего устава, касающегося вечера недели, кафизмы нет, а накануне вторника рядовая кафизма, за которой следует малая ектения с возгласом: Яко твоя держава. Господи, воззвах во глас первых стихир. Стихиры на Господи, воззвах предпразднства 3 и святаго 3. Слава – святаго. И ныне – предпразднства 560 . (Премудрость, прости). Свете тихий... Вонмем (Мир всем. Премудрость, вонмем).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

302). Следует еще обратить внимание на отсутствие в 5 мр. гл. 1 февр. указаний на молитву: Господи и Владыко... Говоря о праздничном богослужении в соединении с постовым, когда в постный день св. Четыред. случится какой-либо праздник, напр., Обретение главы Предтечи, и на различных службах, относящих к празднику, назначая три великие поклона (при означенном условии никогда не более), Типикон всегда умалчивает о молитве Ефрема Сирина . Умалчивает он о ней и тогда, когда говорит о богослужении среды и пятка Сырной седм. если в сии дни постовая служба соединяется со службой предпразднства, а равно попразднства Сретения Господня. 567 Из последующего будет видно, что, говоря о постовом богослужении св. Четыред. хотя бы в соединении с праздничным, Типикон в числе молитвословий, предшевствующих отпусту, никогда не указывает на песнопение: Утверди, Боже... Не указывает он на него и тогда, когда говорит о богослужении среды и пятка Сырной седмицы. 568 Кроме того, если Сретение Господне приходится в Сырный четверток, то во вторник (накануне среды) читается четверговый трипеснец (5 мр. гл. 2 февр., Тип., л. 174). 570 Так сказано в 5 мр. гл. 1 февр. Если это место Типик. свести с замечанием, высказанным в изд. Киевопеч. лавры (чит. выше – стр. 107 и 123), то здесь под литией надобно будет разуметь не литию о усопших, а выход в притвор, чтение там Оглашения Студитова и пение тропаря Феодора Студита , – что, как мы знаем из предыдущего (стр. 418), предписывается Типиконом по средам и пяткам Триоди Постной. 571 Точно так же и в пятки св. Четыредесятницы, когда почему-либо не совершается литургия преждеосв. даров, а вместо неё поется одна вечерня в слиянии в один состав с изобразительными, на ней после ектении: Помилуй нас, Боже... назначаются три великие поклона (см. в 43 гл. Типик. 2-е зри после 24 март., л. 200 на об.) где говорится о предпразднстве Благовещения пр. Богородицы, случившемся в субботы 3 и 4 седм. Вел. поста. См. также послед. пятка 1 седм., л. 319, и посл. пятка 5 седм., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

338). А что первое богослужебное собрание должно быть именно в 3-м часу дня, это вполне ясно выражено в последовании во святый и Великий понедельник, где сказано: «При часе 3-м дне ударяет параекклисиарх в било... и собравшеся в церковь , поем 3-й час с кафизмою» и т. дал. (Тип.. л. 135 на обор.) 644 . Если с этими совершенно ясными указаниями относительно количества богослужебных собраний, их места и времени и тех служб, которые в них должны быть отправляемы, мы сличим указания Типикона относительно среды 1 седм. В. поста, содержащие в себе устав среды и пятка всех первых шести седмиц и четверга пятой седмицы, то последние найдем совершенно согласными с первыми. Так: а) хотя в послед. среды 1 седм. о месте и времени первого богослужебного собрания нет прямого указания, но так как в последовании понедельника 1 седмицы В. поста сказано, что собрание для отправления часов должно быть в церкви в 3-м часу дня (Тип., л. 310 и 311), а в последов. среды 1 седмицы (л. 317 и 318) не сделано замечания, что в этот день надобно отправлять их где-нибудь в другом месте и в другое время, то следует заключить, что, по мысли устава, во все означенные постные дни часы, а вместе с ними и изобразительныя, надобно отправлять именно в храме, а не другом каком-нибудь месте, напр., притворе или трапезе, и для отправления их собираться в 3-м часу дня. б) В последовании среды 1 седм. сказано, что в этот день в конце изобразительных «по 16-ти поклонех глаголем трисвятое и Отче наш, Господи, помилуй 12 и молитву: Всесвятая Троице, посем Достойно есть, и отпуст по обычаю», а дальше после замечания: «и творит (иерей) начало вечерни по обычаю», изображается порядок совокупного отправления вечерни и литургии преждеосвященных даров. Здесь, очевидно, идет речь о двух богослужебных собраниях, а не об одном. В этом мы легко можем убедиться, если обратим внимание на то значение, какое с точки зрения Типикона имеет в богослужении отпуст. Но так как в том месте Типикона, из которого сейчас мы привели отрывок, встречаются выражения, могущие давать повод к возражению против того, что мы утверждаем, то считаем необходимым привести его здесь полностью и выяснить истинный его смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Примеч. Подробности см. в Тип., л. 210. В конце той же главы изложен устав вечерни на тот случай, если в понедельник и другие дни Страстной седмицы почему-либо не совершается литургия. На ней, между прочим, положены 4 паремии: две дневные и две праздника, апостол и два евангелия – праздника и дня; о заключительной её части замечено: „Ныне отпущаеши..., тропарь праздника, ектения и отпуст“. Высказанные выше замечания касательно вечерни основной благовещенской главы вполне относятся и к сей. Наконец, здесь же – о повечерии, которое, по указаниям основной благов. и 13 мр. гл., дол. быть малое. Тринадцатая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в Великий вторник. Вечерня понедельника, отправляемая пред литургией прежд. даров, в своем составе и порядке сходна с той, какая в предыдущих главах назначена для постных дней. Особенность её состоит только в том, что вход на ней бывает с евангелием, а после Да исправится и 3 поклонов полагается чтение дневного евангелия. Великое повечерие и лития также сходны с теми, какие назначены в основной благовещенской главе. Утреня такая же, как в Великий понедельник при празднике Благовещения, только на ней из Триоди не трипеснец, а двоепеснец. Часы с изобразительными, литургия и малое повечерие такие же, как в Великий понедельник. Примеч. Подробности см. в Тип., л. 211. Четырнадцатая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в Великую среду. Богослужение для этого дня Типикон устанавливает совершенно такое же, какое для Великого вторника, только на утрени трипеснец, но не двоепеснец; изобразительны оканчиваются точно так же, как в Велик. понед. и вторник, т. е. молитвою Всесвятая Троице; но к этому присоединяется еще обряд прощения, описанный в послед. Великой среды (Тип., л. 338). В этом последовании, между прочим, говорится о чтении, вместо отпуста, молитвы: Владыко многомилостиве, но при празднике Благовещения в великую среду читать ее не полагается; надобно же после прощения начинать; Благословенно царство...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010