Лев родился в самом начале V века во Фракии, в пределах современной Болгарии, к северу от Родопских гор в семье про­столюдинов. Вместе со своей женой Вериной он переселился в столицу империи, где завел мясную лавку, отчего и получил прозвище Мясника-Макелл. В Константинополе долго потом показывали лавку, в которой Лев продавал мясо. Затем он, оста­вив торговлю, поступил на воинскую службу, участвовал во мно­гих походах и сражениях, дослужившись до чина трибуна. Слу­жил он и под началом Аспара, который надеялся на то, что, став императором, Лев будет проводить угодную ему политику. Но будучи креатурой Аспара, он не захотел мириться с ролью его марионетки и уже в самом начале правления проявил характер: отказался выполнить просьбу Аспара возвести в сан цезаря его сына Ардавура. Вскоре Льву пришлось столкнуться с мятежом в Египте, учи­ненным тамошними монофизитами. Жертвой мятежников пал святой архиепископ Александрии Протерий, на место которого был поставлен последователь Диоскора Тимофей по прозвищу Элур, что значит «кот». После подавления бунта император при­казал низложить Тимофея, в 460 г. он был арестован и отправлен в ссылку, а на Александрийскую кафедру был хиротонисан право­славный архиепископ Тимофей Салофакиол, что значит «Белый», но признан он был, конечно, лишь православными дифизитами Египта. Монофизиты, составлявшие большинство, продолжали считать своим предстоятелем сосланного Тимофея Элура, в их глазах приобретшего ореол гонимого изгнанника. Законодательство императора Льва было направлено на защи­ту Церкви, христианских ценностей, традиций и обычаев. В 467 г. он издал эдикт, которым воспрещалось нарушать святость цер­ковных праздников игрой на музыкальных инструментах. Эти дни объявлялись неприсутственными. В 469 г. запрещено было работать, осуществлять судопроизводство и арестовывать долж­ников в воскресные дни. Годом раньше вышел эдикт, по которо­му впредь государственные должности в администрации и суде могли занимать лишь православные христиане. Этот запрет не распространялся на армию, где ключевые посты принадлежали арианам начиная с всемогущего Аспара и его сына Ардавура. Но когда императору доложили о языческих убеждениях квестора Исокасия, император приказал предать его суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В посланиях самого Льва, однако, допущено было в этом случае более погрешностей, чем в вежливых прошениях к нему константинопольского епископа. Он усматривал здесь противоречие с преимуществами римской кафедры и говорил, что он отстаивает права епископов всего христианского мира. Из-за этих пререканий мог выйти немалый вред для христиан, потому что все недовольные Халкидонским собором монофиситы немедленно распустили слух, что Лев не согласен с несторианскими постановлениями собора. В дело вмешался император Маркиан, который энергично потребовал от папы определенного ответа, согласен ли он с догматическими определениями собора или нет? Папа согласился, и при этом заметил, что он никогда и не думал выражать колебаний, и – таким образом – римский епископ, volens-nolens, должен был ограничиться одним протестом; правило вошло в жизнь, и дело пошло обычным порядком. 28 правило имело немаловажное значение и в истории догматического авторитета собора. Важно то обстоятельство, что, создавая преимущества константинопольской кафедры, это правило во влиятельных епископах столицы создавало обязательных приверженцев авторитета Халкидонского собора, несмотря ни на что. Дело в том, что далеко не все преемники Анатолия были настолько тверды в православии, чтобы понимать значение халкидонского ορος’а. Противники его, монофиситы, по существу вынуждались вести дело так, что должны были оспаривать характер собора, как вселенского. Но на это никогда не могли согласиться константинопольские епископы, ибо это вело к умалению их иерархического значения. И та, и другая сторона понимала, какое место занимает 28 правило в будущей борьбе константинопольских епископов с другими. Вот доказательства того, что 28 правило Халкидонского собора имело тесную связь с историей борьбы православия с монофиситством на востоке. а) Рассказывают (монофисит Захария, впоследствии православный митрополит митилинский), будто даже Тимофей Салофакиол александрийский, человек такого беспристрастия и благочестия, что сумел примирить даже рьяных монофиситов с своей личностью, – даже такой человек в присутствии императора Льва сказал Геннадию константинопольскому (458–471 г.): «не принимаю я этого собора, который твою кафедру сделал второю по римской и презрел права моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

815 г. 572-3. 574. 579. 585. 1081 г. 307. лампсакский 364 г. 85. 91. лаодикийский 157. 165. 186. латеранский 649 г. 291. 458–9. 484. в Лидде 415 г. 243. 316. медиолан. 345 г. 133. 347 г. 133. 355 г. 54. 66. 680 г. 490. мопсуэст. 550 г. 440–2. неокесар. 314 г. 151. 162. оранжский 441 г. 157. орлеанский 511 г. 209. 533 г. 157. 640 г. 476. парижский 360 г. 80. 85. 825 г. 573. 585. пергский 458 г. 327. римский 313 г. 46. 47. 376 г. 137. 377 г. 99. 103. 137. 380 г. 108. 109. 130. 382 г. 118. 137. 449 г. 237. 259. 502 г. 288. 531 г. 288. 641 г. 476. 649 г. (=латер.) сарагосск. 380 г. 364. селевк. 359 г. 58. 76. 77-8. сердикский 343 (342) г. 133. 201. 269. 270. 286-7. 291. 296. 313. 328. 62-4. 65. 92. 129. 131. сидский 458 г. 326–7. сирмийск. 351 г. 133. тирский 335 г. 47–9. 50. 51. 54. 69. 129. 450 г. 237. 518 г. 303. толедский 633 г. 98. 451. 327. 332. 333. 107. 551. 559. 564. турский 461 г. 144. 452. 129. франкфуртский 794 г. 584. эльвирский 306 г. 142. 512. фессалоникский 519 г. 364. Тарасий конст. 190. 311. 543. 544. 546. 548. 549. 550. 552. 554. 555. 556. 557. 558–9. 567. 568. Теодагат 382. Теодорих В. 183. 288. Теодульф орлеанск. 313. Терезия 147. Ter-Mikelian 454. Ter-Minassiantz 454. Тертуллиан 29. 42. 95. 138. 148. 253. 278. 12. Тиверий 122. 437. 441–2. Thieling 289. Tilius (Jean du Tillet) 581. Тилльмон 196–7. 235. Тимофей алекс. 166. 108. Тимофей аполин. 148. Тимофей ефесский 306. Тимофей конст. 160. 185. 235. Тимофей Салофакиол 310. 327–8 Тимофей Элур 23. 310. 311. 322. 326–7. 332. 333. 334–5. 337. 363. Тит вострский 70.   Троицкий И. Е. 323. 333. Turner 21. Ульгорн (Uhlhorn) 173-4. Ульпиан юрист 105. Ураний имерийский 319. Ураний тирский 73. 74. Ураний эфесский 165. Урбан VI папа 195. Урбан сиккскии 269. 270. 271. Урсакий сингидунский 7. 48. 69. 71. 74. 77. Урсин антипапа 107. 181. Факунд гермианский 175; 387. 390. 395. 396-8 400. 413. 414. 415–6. 419–420. 427. Фауста 34–35 . Фаустин потенцский 270. 271. 272. Фебадий агеннский 79. Феликиссим диакон 164. Феликс аббат 400. 427.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

14). Вскоре, впрочем ап. Павел вызвал их к себе в Афины (ст. 16). Из Афин ап. Павел послал Тимофея в Солунь и чрез него отправил к христианам этого города первое свое послание к Солунянам ( 1Coлyh. III, 5–8 ). Затем св. Тимофей, вместе с ап. Павлом, проповедовал в Коринфе (2 Коринф. I, 19) и в отправленном отсюда (из Коринфа) втором послании к Солунянам имя св. Тимофея поставлено вместе с именем ап. Павла (I, 1). Вероятно, св. Тимофей оставался в Коринфе во все время путешествия ап. Павла в Иерусалиме и уже на обратном пути в Ефесе св. Тимофей прибыл к своему наставнику ( Дeяh. XIX, 1 ). Из Ефеса в 56 г. ап. Павел отправил Тимофея с Ерастом для сбора пособии палестинским христианам ( Дeяh. XIX, 21 ). Во время третьего (великого) путешествия ап. Павла, Тимофей сопровождал его с другими спутниками до Асии ( Деян. ХХ, 4 ); думают, что св. Тимофей продолжал путешествие с ап. Павлом до Милита, где апостол простился с Ефесскими пресвитерами ( Деян. ХХ, 16–17 ) и, может быть, Тимофей был оставлен в Ефесе, с целью приготовления его в епископа сему городу. Это путешествие ап. Павла закончилось его узами в Риме: из посланий, написанных св. Павлом в этом городе (к Филиппийцам, Колоссянам, Филимону, в 62–63 г.), видно, что Тимофей находился в Риме, и, вероятно, разделял его узы ( Ebp. XIII, 23 ). В приветствиях к этим посланиям стоит имя Тимофея с именем ап. Павла. Так, в послании к Филиппийцам Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым, находящимся в Филиппах (I, 1). Это послание, вероятно, было написано св. Тимофеем со слов ап. Павла. Приветствие в посланиях к Колоссянам начинается так: «Павел, волею апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат…» (I, 1), а послание к Филимону: «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному» (ст. 1). По освобождении из римских уз, ап. Павел посетил многие малоазийские церкви, был в Милете ( 2Tuм. IV, 20 ) и, полагают, что в это время он рукоположил Тимофея в епископа Ефесского. В епископский сан св. Тимофей был поставлен сравнительно в молодых летах (30–35 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Историки с интересом ознакомятся со статьями о римском императоре Тиберии, а также его менее известных тезках византийских правителях Тиберии II и Тиберии III. 68-й том содержит статьи об апостоле от 70 Тимоне, епископе Бостры, и ученике прп. Серафима Саровского преподобном Тимоне Надеевском, возобновителе Николо-Надеевской пустыни. Значительное место в томе занимают статьи о деятелях Церкви с именем Тимофей. В первую очередь это апостол от 70 Тимофей, имя которого упоминается 17 раз в Посланиях апостола Павла и шесть раз в Деяниях апостолов, а также святой чудотворец Тимофей, живший, вероятно, во времена императора Юстиниана II; преподобный Тимофей (Алексинец) из соловецких пустынножителей, игумен Никольского монастыря; вологодский чудотворец Тимофей; преподобный столпник Тимофей из Кахушты; преподобный Тимофей Киево-Печерский; преподобный Тимофей «иже на Кубенском озере»; преподобный Олимпийский чудотворец «Тимофей в Символах»; епископ Прусский Тимофей; священномученик Тимофей Изотов, расстрелянный в Симферополе в 1938 году; Христа ради юродивый Тимофей; московский митрополит Тимофей (Щербацкий); Иерусалимский Патриарх Тимофей; два Константинопольских Патриарха; четыре Александрийских Патриарха и архиепископа. В книге содержится статья о Посланиях к Тимофею, авторство которых традиционно приписывается апостолу Павлу. В статье подробно исследуется проблема авторства и датировки Посланий, их богословие, экклезиология и ранние свидетельства о них. В томе присутствуют также материалы о деятелях Церкви с именем Тит, а также об императоре Тите Флавии, известном тем, что при нем произошло извержение Везувия и разрушение Помпей, а также личным участии во взятии Иерусалима. Апостол Тит, первый епископ острова Крит, был избранным учеником и спутником апостола Павла. В томе рассказывается также о Тите, епископе Византия; чудотворце Тите, жившем в VIII-IX веках; святом иеромонахе Тите Киево-Печерском. В одной из статей тома рассказывается о празднике тела Христова, одном из обязательных канонических праздников католической Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6008002.ht...

По всем этим причинам, блаженнейший брат о Господе, мы полагаем, что в настоящее время у нас нет доводов в пользу созвания Всецерковного Собора именно в Москве» 42 . Неудача не сломила стратегов. Несговорчивого Патриарха Христофора и Иерусалимского собрата его желали видеть в Москве несмотря ни на что. Спешно развернулся ремонт храмов-подворий для Иерусалимского и Александрийского патриархов (согласие на это Карпов получил лично от Сталина еще в марте 1945 года). Но и это не помогло. В телеграмме от 3 июля 1947 года Иерусалимский Патриарх сей писал: «Мы не готовы к участию в предположенном Совещании» 43 . Тимофей, Патриарх Иерусалимский (18781955) Патриарх Тимофей, в миру Пифагор Темелис, родился в семье священника 22 сентября 1878 года на греческом острове Самос. Получив на острове среднее образование, он в сентябре 1898 года отправился в Иерусалим и под патронатом патриарха Дамиана (18971931), происходившего также с острова Самос, поступил в Патриаршую богословскую школу, которую успешно закончил в 1905 году. 24 марта 1906 года принял монашеский постриг с именем Тимофей, а 10 апреля был официально принят в Братство Святого Гроба Господня. 16 апреля 1906 г. Тимофей был рукоположен в диаконы архиепископом Филадельфийским Софронием, в Крипте Воскресенского храма, на Гробе Господнем. Учился в Оксфордском университете. 5 января 1914 года Тимофей был рукоположен в священники архиепископом Кирьякопольским Василием, а 29 января возведен патриархом Дамианом в сан архимандрита. С сентября 1916 года Тимофей возглавляет Патриаршую типографию, а 13 апреля 1917 года назначается секретарем Священного общества. В ноябре того же года Тимофей вслед за патриархом Дамианом и членами Священного Синода изгоняется турецкими властями в Дамаск. С завоеванием Палестины англичанами и восстановлением законного Священного Синода Тимофей стал неустанно трудиться на самых различных постах Патриархии, так нуждавшейся в скором восстановлении. 23 августа 1921 года Тимофей избирается архиепископом Иорданским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После того Иван Григорьевич жил не долго. В городе Мологе, Ярославской губ., на городском кладбище, у алтаря церкви Всех Святых стоит простой мраморный памятник с обозначешем имени Ивана Григорьевича Путилова. На обратной стороне написано, что памятник воздвигли: “Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной пустыни; Исаия, игумен Саровской пустыни; Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря”. Саров, где полагал начало Тимофей, находился в то время в полном процветании. Уже 37 лет жил там великий старец Серафим, там же пребывали схимонах, носивший подвиг юродства, Марк, и на покое восстановитель Валаама, игумен Назарий. Строитель Саровский, Исаия, был тоже известен строгостью жизни. Тимофей имел тяжелое послушание в хлебне, а потом ходил за больным строителем, о. Исаиею; во время трехлетнего пребывания в Сарове, Тимофей много воспользовался наставлением Саровских старцев. Неизвестно почему, простившись с отцом, Тимофей не вернулся более в Саров, как его брат, который, оставшись там, был впоследствии Саровским игуменом. Тимофей поступил послушником в Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. Вероятно, его привлекала близость Рославльских и Брянских лесов, где в то время спасалось много пустынножителей. К числу этих отшельников, в 1811 г., присоединился и Тимофей Иванович. II. Рославльские леса и начало Оптинского скита В Рославльских лесах Тимофей Иванович провел десять лет. Он вручил себя руководству иеросхимонаха Афанасия. Этот мудрый старец пребывал постоянно в духовном трезвении и имел дар умной молитвы. Беспопечительность его о всем житейском была безгранична. Этим старцем и пострижен Тимофей Иванович в монашество, с именем Моисея. Это имя было дано ему по общей мысли пустынников, в знак гостеприимства, которое с любовью оказывал о. Моисей странникам, доходившим до пустынников. Преподобный Моисей Мурин любил успокаивать странников. Пустынники, с которыми поселился в лесу о. Моисей, числом 8, жили в трех келлиях. Место уединения их находилось в дачах помещика Броневского, в сорока верстах от Рославля, в пяти от сельца Якимовского, в семи от села Лугов и в 30 от сельца Межова, на берегу лесной речки Богдачевки.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Тимофей должен страдать за веру так же, как и Павел, потому что в нем обитает сила Божия (по силе Бога), величие которой ап. и приводит на память Тимофею, указывая при этом на свои страдания за евангелие, чтобы еще более утвердить мужество Тимофея своей уверенностью в вечном своем спасении (предание мое). В учении Тимофей должен руководиться тем образцом веры или символом (ποτπωσις), который он услышал из уст апостола и, конечно, запомнил. С верой и любовью Тимофей должен относиться к этому образцу здравого учения, а особый дар, сообщенный ему (доброе завещание ср. ст. 6), Тимофей должен сохранять и употреблять не по своему человеческому рассуждению, а прислушиваясь к голосу живущего в нем Духа Святого (ст. 8–14). Вообще, Тимофею следует бояться того, что случилось с некоторыми, прежде близкими к Павлу, лицами, именно, отпадения от него, и подражать Онисифору, который не постыдился уз Павла и употребил все усилия, чтобы отыскать его в Риме (ст. 15–18). Глава 2-я. Увещания к верному исправлению своего служения Итак, Тимофей – продолжает ап. свои наставления – должен не ослабевать в привязанности к апостолу и к делу евангелия, а укрепляться в этой привязанности, почерпая силы в благодати, даруемой верующему через Иисуса Христа. Тогда Тимофей будет в состоянии не только сохранить то сокровище христианского учения, которое им получено от апостола пред лицом многих свидетелей, вероятно, пресвитеров, но и передать это сокровище во всей его неприкосновенности другим, которые окажутся способными на дело учительства и пастырства (ст. 1–2). Укрепившись таким образом, Тимофей, что касается его лично, должен как хороший воин выносить все тяжести военного времени и оставить всякие занятия, не согласные с его призванием (ст. 3–4). Затем, подобно тому, как только тот атлет может рассчитывать на награду, который борется как требуют цирковые правила, и Тимофей, как борец за евангелие, не должен действовать в этой борьбе по своему произволу, а исключительно руководиться указаниями Господа (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Прп. Моисей Оптинский. Литография. Сер. 60-х — нач. 70-х гг. XIX в. (РГБ) (Путилов Тимофей Иванович, 15.01.1782, Борисоглебск Ярославской губ.- 16.06.1862, Оптина пуст.), прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Из купцов 3-й гильдии. Род. в благочестивой семье, крещен во имя ап. Тимофея. Отец его матери, Анны Ивановны (урожд. Головиной), служил иеродиаконом в Высоцком серпуховском в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыре , племянница мон. Максимилла являлась насельницей московского в честь Вознесения Господня монастыря . Когда семья Путиловых жила в Воронеже, отец преподобного, Иван Григорьевич, посетил свт. Тихона Задонского и принял его благословение. Тимофей получил домашнее образование. В 1800 г. отец вместе со старшими сыновьями отправился в Москву, затем вместе с сыном Кириллом и семьей переехал в Углич, а братья Тимофей и Иона (см.: Исаия II (Путилов) ) в дек. 1800 г. поступили на службу к московскому купцу Карпышеву. Все свободное время братья посвящали богомолью и чтению книг. Познакомились со старицей московского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря инокиней Досифеей. Позднее переписывались с ней. Она посоветовала братьям обращаться за советом к бывшему наместнику Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря иером. Александру Арзамасскому (Подгорченкову) и иером. Филарету (Пуляшкину), которые ранее общались с прп. Паисием (Величковским) . После кончины сестры Анисии ее муж К. Д. Крундышев († 1823) в нояб. 1804 г. поступил в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , поэтому Тимофей и Иона также решили поступить в эту обитель. Опасаясь, что им, как и сестре, отец не даст благословение на поступление в монастырь, братья взяли увольнительный паспорт на 3 года и послали отцу письмо с сообщением, что отправляются в Киев на поклонение святыням, а потом займутся поиском новой работы. 13 мая 1805 г. прибыли в Саровскую пуст., откуда Тимофей писал мон. Досифее: «...в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благодать Божия привела нас в сие жилище» (ЦГАРМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367. Л. 1). В нояб. 1805 г. Иван Григорьевич получил письмо, в котором сыновья просили благословения на монашеский постриг. В ответ отец приказал им вернуться домой. Но братья еще более 2 лет прожили в пустыни, пользовались наставлениями прп. Серафима Саровского . Тимофей трудился в хлебне, трапезной, был келейником и письмоводителем у строителя иером. Исаии I (Зубкова) . В кон. 1807 г. Тимофей приехал мириться с больным отцом и получил его благословение на поступление в мон-рь. В мае 1808 г. вновь приезжал к отцу вместе с братом Ионой, чтобы получить разрешение и для него. Иона впосл. принял монашеский постриг с именем Исаия, стал настоятелем Саровской пуст., а Тимофей Саров больше не посещал.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Саров, где полагал начало Тимофей, находился в то время, в полном процветании. Уже 37 лет жил там великий старец Серафим; там же пребывали схимонах, носивший подвиг юродства, Марк, и на покое – восстановитель Валаама, игумен Назарий. Строитель Саровский, Исаия, был тоже известен строгостью жизни, Тимофей имел тяжелое послушание в хлебне, а потом ходил за больным строителем о. Исаиею; во время трехлетнего пребывания в Сарове, Тимофей много воспользовался наставлением Саровских старцев. Неизвестно, почему, простившись с отцом, Тимофей не вернулся более в Саров, как его брат, который, оставшись там, был впоследствии Саровским игуменом. Тимофей поступил послушником в Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. Вероятно, его привлекла близость Рославльских и Брянских лесов, где в то время спасалось много пустынножителей. К числу этих отшельников, в 1811 г., присоединился и Тимофей Иванович. Рославльские леса и начало Оптинского скита. В Рославльских лесах Тимофей Иванович провел десять лет. Он вручил себя руководству иеросхимонаха Афанасия. Этот мудрый старец пребывал постоянно в духовном трезвении и имел дар умной молитвы. Беспопечительность его о всем житейском была безгранична. Этим старцем и пострижен Тимофей Иванович в монашество, с именем Моисея. Это имя было дано ему по общей мысли пустынников, в знак гостеприимства, которое с любовью оказывал о. Моисей странникам, доходившим до пустынников. Преподобный Моисей любил успокоивать странников. Пустынники, с которыми поселился в лесу о. Моисей, числом 8, жили в трех кельях. Место уединения их находилось в дачах помещика Броневского, в сорока верстах от Рославля, в пяти от сельца Якимовского, в семи от села Лугов и в 30 от сельца Межова, на берегу лесной речки Богдачевки. Всю церковную службу пустынники правили каждодневно у себя в келии, начиная с 12 часов ночи; в воскресные и праздничные дни случалось им отправлять службу вместе; в Рождество, Пасху и великие праздники приходил из села Лугов священник с запасными Дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010