Зенон, издавая «Энотикон», полагал, что он предлагает приемлемый для противостоящих сторон компромисс, но поскольку в делах веры (как, впрочем, и в науке – всюду, где речь идет не об интересах, а об истине) по природе вещей нет места для компромисса, инициатива императора и патриарха Акакия, как стали в эту пору уже официально титуловать предстоятелей пяти первенствующих по диптиху Церквей, основана была на зыбкой почве и успехом не увенчалась. Результатом издания этого акта вместо преодоления разделений стало их умножение: появилась партия сторонников «Энотикона», навербованная из прежних диафизитов, вроде Акакия и преемника святителя Ювеналия Иерусалимского Анастасия, и монофизитов – Петра Монга Александрийского и Петра Гнафевса, или Сукновала, Антиохийского; последовательные халкидониты и монофизиты отвергли «Энотикон», так что составилось не три, как часто характеризуют сложившуюся ситуацию историки, а четыре партии: отвергшие «Энотикон» православные и монофизиты и принявшие его ради лояльности императору, но оставшиеся со своими прежними диафизитскими или монофизитскими убеждениями, склонные к беспринципным компромиссам «потаковники», как называли подобных им иерархов и других церковных деятелей в допетровской России. В год издания «Энотикона» скончался православный патриарх Александрии Тимофей Салофакиил. После смерти Тимофея Элура, с 477 года, египетские монофизиты признавали своим предстоятелем его преемника Петра Монга, но он был неприемлем для православных диафизитов Египта, и они избрали своим предстоятелем эконома церкви святого Иоанна Александрийского Иоанна Талайу. Доверенное лицо нового Александрийского папы, явившись в Константинополь, допустило оплошность и вместо того, чтобы вручить известительную грамоту о поставлении Иоанна Талайи, отправилось из столицы империи сразу в Антиохию, где в то время находился влиятельный сановник Илл, назначенный магистром Востока и уже замышлявший мятеж против Зенона. Встретиться с Иллом представителю Иоанна Талайи рекомендовано было в Александрии, потому что его считали покровителем диафизитов. Патриарх Акакий был оскорблен тем, что его проигнорировал посланец новоизбранного папы Александрии, поэтому он пошел на признание умеренного монофизита Петра Монга, признавшего «Энотикон», законным предстоятелем Александрийской Церкви – в надежде, что ему удастся достичь примирения и восстановления единства Церкви Египта.

http://pravoslavie.ru/55203.html

Зенон находил, что, издавая «Энотикон», он предлагает при­емлемый для противостоящих сторон компромисс, но посколь­ку в делах веры, как, впрочем, и в науке и всюду, где речь идет не об интересах, а об истине, по природе вещей нет места для компромисса, инициатива императора и патриарха Акакия, как стали в эту пору уже официально титуловать предстоятелей пяти первенствующих по диптиху церквей, основана была на зыб­кой почве и успехом не увенчалась. Результатом издания это­го акта вместо преодоления разделений стало их умножение: появилась партия сторонников «Энотикона», навербованная из прежних диафизитов, вроде Акакия и преемника святителя Юве­налия Иерусалимского Анастасия, и монофизитов – Петра Монга Александрийского и Петра Гнафевса, или Сукновала, Антиохий­ского; последовательные халкидониты и монофизиты отвергли «Энотикон», так что составилось не три, как часто характеризу­ют сложившуюся ситуацию историки, а четыре партии: отверг­шие «Энотикон» православные и монофизиты, и принявшие его ради лояльности императору, но оставшиеся со своими прежни­ми диафизитскими или монофизитскими убеждениями, склонные к беспринципным компромиссам «потаковники», как называли подобных им иерархов и других церковных деятелей в допетров­ской России. В год издания «Энотикона» скончался православный патриарх Александрии Тимофей Салофакиил. После смерти Элура, с 477 г., египетские монофизиты признавали своим предстоятелем его преемника Петра Монга, но он был неприемлем для православ­ных диафизитов Египта, и они избрали своим предстоятелем эко­нома церкви святого Иоанна Александрийского Иоанна Талайу. Посланник нового Александриийского папы, явившись в столи­цу, допустил оплошность: вместо того, чтобы вручить известительную грамоту о поставлении Иоанна Талайи патриарху Кон­стантинополя, он отправился из столицы сразу в Антиохию, где в то время находился влиятельный сановник Илл, назначенный магистром Востока и уже замышлявший мятеж против Зено­на. Встретиться с Иллом представителю Иоанна Талайи реко­мендовано было православными александрийцами, потому что его считали покровителем диафизитов. Патриарх Акакий был оскорблен тем, что его проигнорировал посланец новоизбран­ного папы Александрии, поэтому он пошел на признание уме­ренного монофизита Петра Монга, признавшего «Энотикон», законным предстоятелем Александрийской церкви в надежде, что ему удастся достичь примирения и восстановления единства Египетской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Кирилла. Эта его позиция была выражена в примирительном письме к императору Льву I (458 г.). Увы, ни один из халкидонских богословов в течение долгого времени не будет занимать такую позицию. В Антиохии внутренняя церковная борьба стала причиной постоянных перемещений на епископской кафедре. После кратких правлений Максима, Василия и Акакия патриархом стал Мартирий. Его постоянным соперником был видный монофизитский богослов Петр Гнафевс (Сукновальщик) - весьма яркая личность и талантливый человек. Ему удавалось три раза низвергать халкидонского патриарха и занимать его место. Правда, имперские власти низвергали и его самого, возводя на его место своих кандидатов. Христологические традиции старой антиохийской школы были разгромлены под монофизитским давлением. После смерти Ивы Эдесского (457 г.) Эдесская школа - сердце сирийского богословия и культуры - переехала в Нисибин, на персидскую территорию. Новая Нисибинская школа внесла весомый вклад в интеллектуальное развитие и миссионерское распространение несторианского христианства под началом «великого митрополита-католикоса» Селевкие-Ктесифонского. Оставшаяся в Эдессе школа была лишь тенью прежней, так что ее закрытие императором Зеноном (489 г.) прошло незамеченным. Тем временем в Египте халкидонский папа Тимофей Салофакиол удерживал свою кафедру лишь при помощи имперских войск. После смерти императора Льва (474 г.) положение в Империи было неспокойным: в 474 г. воцарился Зенон, но через год он был свергнут своим шурином Василиском. Тот продержался на троне год, до сентября 476 г., а затем был сам сброшен набравшим силу Зеноном. Эта династическая нестабильность наглядно продемонстрировала угрозу, которую христологические диспуты представляли для единства Империи. На этой ступени кризиса ни одна из соперничающих группировок не подвергала сомнению роль Империи в поддержании христианского единства. Время, когда монофизитство сделается символом этнического или культурного самоопределения сирийцев, коптов и армян, было еще далеко впереди.

http://sedmitza.ru/lib/text/434763/

Краткое правление Василиска резко изменило церковно-политическую расстановку сил. Впервые антихалкидониты получили официальное признание со стороны верховной власти, а их вожди легитимно заняли два важнейших патриарших престола – Александрийский и Антиохийский. Энкиклион с анафемой Халкидонскому собору подписали многие епископы Востока, включая Анастасия Иерусалимского (458–478). Останки скончавшегося в ссылке духовного вождя антихалкидонитов Диоскора были торжественно перенесены в Александрию, а сам он стал почитаться как исповедник, пострадавший от еретиков. Вернувшись к власти, Зинон возобновил политику поддержки Халкидонского собора. Петр Кнафей опять отправился в ссылку. Избранный на место умершего в 477 г. Тимофея Элура антихалкидонитами Петр Монг не был признан императором, и на патриарший престол Александрии вернулся Тимофей Салофакиол (что вызвало очередной бунт и кровопролитие). После его кончины ситуация в Египте вновь обострилась. Православная партия в 482 г. избрала патриархом Uoahha I Талайю, который, однако, оказался замешанным в политические интриги и не пользовался доверием ни императора Зинона, ни патриарха Акакия. При дворе возник план по признанию патриархом Петра Монга, выразившего готовность пойти на уступки. Это позволяло объединить Церковь , а заодно и разрядить обстановку в Египте. С этой целью Зинон издал послание епископам, клирикам, монахам и народу в Александрии, Египте, Ливии и Пентаполе, известное как Энотикон. В очередной раз заявляя о необходимости сохранения «единой, правой и истинной веры» Никейского и Константинопольского соборов, которая «является залогом мира и благополучия всего Римского государства», император сетовал на нестроения в Церкви, которые за много лет привели к «тысячам убийств и потокам крови, обагрившим не только землю, но и воздух». Желая переменить такое печальное положение дел на лучшее, Зинон заявляет о верности Никео- Цареградскому Символу, анафематствует Нестория и Евтиха и принимает 12 анафематизмов Кирилла, а затем излагает весьма расплывчатое христологическое учение, не содержащее никаких спорных терминов:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По надуманной версии монофизитского автора Захарии Рито­ра, убийцей святого Протерия был некий римлянин, иными сло­вами, воин из александрийского гарнизона, который будто бы возмутился тем, что Протерий укорял римских солдат за то, что они берут у него золото, но «не обагрили руки кровью его врагов, тогда в сердце одного римлянина вспыхнула ярость и закипел гнев; и он пригласил Протерия выйти посмотреть окрест себя, чтобы тот увидел тела убитых, лежащие на (земле). И вдруг он незамет­но выхватил меч и вонзил его Протерию в ребра» 921 . Впрочем, уча­стия мятежной толпы в зверском надругательстве над останками епископа историк не отрицает: «Римляне бросили тело и ушли. Тогда народ, узнав об этом и придя в великое возбуждение, стал влачить... тело и, наконец, сжег его на ипподроме» 922 . После подавления бунта император Лев вступил в переписку с предстоятелями Церквей, желая выяснить их отношение к Халкидонскому оросу и поставлению на Александрийскую кафедру монофизита Тимофея. Убедившись в их твердой приверженности диафизитскому догмату, император приказал низложить Элура. В 460 г. он был вновь арестован и переправлен в малоазийский город Гангру, а в 464 г., по просьбе местного епископа и прика­зу императора, его сослали еще дальше – в Херсонес Тавриче­ский. На Александрийскую кафедру был возведен православный архиепископ Тимофей Салофакиол, что значит «Белый», но его признали лишь православные диафизиты Египта. Когда в 474 г. верховную власть в Константинополе захва­тил узурпатор Василиск, у египетских монофизитов возродилась надежда на свое торжество над диафизитами. В стремлении запо­лучить как можно больше сторонников Василиск в самом начале правления издал адресованную, по одним сведениям, находив­шемуся в изгнании монофизиту Тимофею Элуру, «богобоязненнейшему и боголюбивейшему архиепископу великого города александрийцев» 923 , а по другим – «к митрополитам и мирянам по всей вселенной» 924 энциклику, в которой отвергал томос папы Льва и догматический орос Халкидонского Собора: «А то, что раз­рушает единство и благой порядок святых от Бога Церквей и мир во всем мире, под чем разумею называемый томос Льва и все то, что было сказано и содеяно в Халкидоне... мы приказываем всем святейшим епископам здесь и повсюду, в каждой Церкви, подвер­гнуть анафеме и предать огню там, где (оно) будет обнаружено» 925 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Понтифик обеспокоился также тем, что возвращение к богословским дискуссиям прямо или косвенно поставит под сомнение авторитет Римского епископа: «Они (сторонники Тимофея. – А.В. ) дерзают искать себе права на похищенное достоинство и вызывать на соборы неповреждённую веру Апостольского учения», – замечал он царю 849 . Поэтому, зачем новый Вселенский Собор? Достаточно принять адекватные меры к еретикам и бунтовщикам, что, собственно, и делает император. Далее следует тонкий пассаж, из которого мы неожиданно узнаём, что сомнения в истинности Халкидонского исповедания – суть прямое следствие 28-го канона. Настраивая императора против Константинопольского архиерея, св. Лев Великий недвусмысленно обвиняет архиепископа Анатолия в плохом исполнении собственных обязанностей. Он пренебрежительно называет его недеятельным в ниспровержении возникших ересей, тем самым вновь исподволь подталкивая царя отказаться от опасных нововведений. Получается так, что при старой, Никейской иерархии церковных кафедр никаких бед никогда бы не случилось. Как ни в чём не бывало, он просит императора восстановить честь Александрийской кафедры, ссылаясь на её прежние заслуги перед Церковью. Как будто всё дело заключается лишь в фигуре Диоскора, из-за которого страдает великая апостольская кафедра Египта 850 . В целом, в период с 457 по 460 г. папа написал императору 10 посланий, в которых настойчиво отстаивал свою позицию. Но эти нападки не возымели успеха. Император прекрасно понимал, к чему клонит папа, и не собирался менять устойчивую тенденцию «симфонических» отношений своих великих предшественников с Константинопольской кафедрой. Он просто проигнорировал слова апостолика, не удостоив их ответа. Что же касается основного вопроса, то после того, как все опрошенные епископы вновь подтвердили, что для них Халкидон – «безопасный и прочный якорь, который стал неприступным щитом и непреодолимым оружием против всякой еретической тирании», он отказался от мысли созвать новый Вселенский Собор 851 . Получив общее мнение о неканоничности Тимофея, император св. Лев Великий велел отправить его в ссылку вначале в Гангр, а затем, по просьбе местного епископа, ещё дальше – в Херсон, что располагался в Таврии. По его поручению на место Элура был рукоположен Тимофей Салофакиал (460–475) (что переводится «Белый» ), всеми любимый православный муж 852 . Но однажды, явившись в Константинополь, он в присутствии царя вступил в спор с Константинопольским патриархом Геннадием (458–471), доказывая тому, что он не принимает его второе место в Кафолической Церкви, и требовал от императора восстановить ранее бывшую иерархию. Его уклончиво поддержал и Римский епископ, подтвердивший св. Льву Великому , что привилегии каждой епархии должны быть восстановлены в первоначальном положении. Однако царь не принял таких советов 853 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После Халкидонского Собора 451 г. и последовавшего за ним отделения Коптской Церкви от Православия начинается новый период в жизни егип. М. Имп. Маркиан отослал во все мон-ри копии постановления Собора с требованием подписаться под этим документом. Монахи-халкидониты оказались в меньшинстве. Основную их часть составляли общины Н. Египта, среди к-рых особо выделялся пахомианский мон-рь Метанойя, ставший на некоторое время форпостом халкидонизма в Н. Египте. Православия, видимо, изначально придерживалось и большинство пахомианских монахов В. Египта. После смерти в 477 г. Тимофея II Элура на Патриаршую кафедру Александрии избирались монахи-халкидониты: Тимофей III Салофакиол (из мон-ря Метанойя), Иоанн I Талайя (из скитского мон-ря прп. Макария Египетского). В VI в. еще одним пахомианином на Александрийской кафедре стал Павел Тавеннисиот . После смерти ближайших учеников прп. Пахомия его конгрегация продолжала разрастаться. В сер. VI в. она уже насчитывала 24 мон-ря ( Coquin. 1986. P. 12). При приемниках имп. Юстиниана I пахомианская община начала переживать кризис, вызванный появлением групп монахов, к-рые не принимали определение Халкидонского Собора. Некоторые монахи-антихалкидониты были изгнаны из их мон-рей либо покинули обители добровольно и основали ряд новых поселений, не столь лояльных к гос. власти. Так, Авраам, архим. Пбоу, был изгнан из главного пахомианского мон-ря военными чиновниками имп. Юстиниана и основал 2 новых мон-ря (мужской и женский) в Фаршуте, взяв за основу устав Белого мон-ря Шенуте Атрипского (Le synaxaire arabe Jacobite: (rédaction copte)/Trad., text. R. Basset. P., 1915. Vol. 3. P. 684-685. (PO; T. 11. Fasc. 5)). Его примеру последовал др. монах из Пбоу, Аполлоний (Аполло), также основавший 2 монофизитских мон-ря пахомианской традиции ( Coquin. 1986. P. 11-12). Общины мон-рей Скит и Келлии уже во 2-й пол. V в. разделились по вероисповедному признаку и молились отдельно, в разных храмах (Apophthegmata Patrum. Phokas. 1//PG. 65. Col. 432). Со временем Скит стал основным духовным центром Коптской Церкви. Начиная примерно с VII в. в скитском мон-ре прп. Макария Египетского происходила церемония 2-го посвящения патриарха Александрийского (1-я проходила в самой Александрии), и именно в этом мон-ре новопосвященный копт. патриарх совершал свою 1-ю литургию. Здесь он часто проводил Четыредесятницу, освящал св. миро и праздновал Пасху (Hist. Patr. Alex. I 14). В Нитрии после мученической кончины правосл. патриарха Александрийского Протерия († 457) монахи-халкидониты Мартирий Каппадокиец и Илия Араб были изгнаны Тимофеем Элуром ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 32).

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Прибывши Зинон с Ариадной в столицу, был принят народом и сенатом. Василиск же, пришедши в церковь , и положивши царский венец на божественном жертвеннике, с злочестивою женою своею Зинодией, укрылся в крестильнице. Овладевши таким образом стольным городом, Зинон отправился в церковь , а оттоле в царские чертоги; потом приказал взять Василиска, давши ему слово, что не обезглавит ни его, ни детей его; однако, спустя недолго заточил его в Кукуз в Каппадокии, приказав заключить в башне с женою и детьми и уморил голодом; другие же говорят, что его, вывезши из города, убили. Вскоре затем Зинон на конском ристалище провозгласил Василиска, сына Арматиева, кесарем. Здесь Василиск, по обещанию, восседал вместе с императором и раздавал награды возницам. Между тем Зинон разравным 63 образом не сдержит он его и мне, сын же его, воссуждал 64 так: «Арматий, клявшись царю, не сдержал слова своего, мужавши, немедленно восстанет против меня. Обещанное мною я уже все исполнил; самого его сделал военачальником, а сына его кесарем». Так рассудивши, Зинон приказал умертвить его, как клятвопреступника, что и сделали на лестнице во дворце, когда он шел в ипподром, а сына его, кесаря, велел посвятить в чтецы. Он спас его для Ариадны, как двоюродного брата, который впоследствии был отличным епископом в Кизике. Зинон ненавидел Петра Белильщика, за его содействие Василиску; почему, по определению Восточного собора, был низложен, а на его место избран Иоанн, который, однако, чрез три месяца изгнан; после этого в Антиохийские епископы поставлен Стефан, муж благочестивый. Петр 65 же, сосланный в Питиус 66 (ныне Пицунда), обманувши проводников своих, бежал к святому Феодору Евхаитскому 67 . В это же время умер Тимофей Елур, а на его место возведен Петр Монг, человек злой и вредный, враг истины, уже раз отлученный от Церкви. Он рукоположен был епископом также отлученным. Некоторые монахи, движимые божественною ревностью, изгнали его, после тридцатишестидневного разбойнического правления, и снова достойно посадили на престол Тимофея Салофакиала.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Р. Христово. Копт. 1338 (собственно 29 число по-коптски). 24. Никиты (с Христофором и Акилиною у нас 9 мая). М. Р. Феозона, Виктора, Емериты (или Емерита) с двумя братьями, Стациана. Капитона, Силвана, Стеркатия, Афиногена и Каритона в Севастии в Армении. Иерон. Тимофея патр. Копт. 1286 и 1338. Мучч. Меркурия и Ефрема ахмименских при Констанции или Константеарианских. Копт. 1425. 25. Св. Аперсии. Арабско-Египет. календ. издан. Грациею Симонием. Муч. Аполлона, сына Иуста при Диоклитиане. Копт. 1425 1425 и 1338 (Апалия у Порфир.). 26. Иовиана, Иулиана, Емилия, Феликса, Маркиана, Максимы, Сатурнины, Глориозы и Емилия другого, мучч. в Лаодикии. Иерон. Пастора аввы в пустыне Скитской. У Петра де Наталибус и в Деян. св. из Vitae patrum. Муч. Дамиана. Копт. 1338. Иакова иерея и друг. Копт. у Порф. 27. Иулии, Иокунды, Ианнуария(и). Иерон. Софии царицы у коптов. Преп. Сисиния чудотворца. Никод. в жизни св. Анфусы. 28. Мучч. фиваидских при Декии и Валериане (в числе их философ у нас 31 мая). М. Р. Деян. св. из Иеронима – из жизни Павла фивейского. Феофила, Авксентия, Пруденция, Филиппа, Александра, Зотика, Биссии, Секунды и Макария, мучч. в Лаодинии во Фригии. Иерон. Муч. Давида и братьев его в Сангоре. Копт. 1425. Меркурия аскета и Матфея пустынника. Абис. у Люд. (сн. 24). 29. Муч. Артемидора. Копт. 1338. Теклы – Михаила певца и Теклы – Иисуса. Абис. у Люд. 30. Виссы аввы, ученика Сценудия. Копт. 1286 и 1338. Тимофея испов., патриарха алекс. Копт. 1338 и 1425 (правил 22 года, след. Тимофей Салофакиол 460–482). 31. Демокрита, Секунда, Дионисия, Фирса в Синнаде во Фригии. М Р. По Деян. св. в Сините в Африке. 350 монахов в Сирии второй, умерщвленных еретиками в 517 году за веру в определения Халкидонского собора. М. Р. Аода судьи. Абис. у Люд. Гевиндянья мучеников в 5 в. Армян. Благовещение Иоакиму о рождении девы. Копт. у Порфир. Август 1. Кирилла. Акилы, Петра, Домициана, Руфа и Менандра мучч. в Томах. Иерон. мР. 788 . Собор мучеников в Аравии в Филаделфии. Иерон. Вход Ноя в ковчег. Копт. у Кальк.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Узурпатор Василиск, свергнув все же формально халкидонита Зинона, решил заручиться поддержкой монофизитов. Его энциклика была посланием, обращенным к сосланному александрийскому архиепископу Тимофею Элуру, которого новый император хотел восстановить в его положении. Во имя «единства», «доброго порядка в церквах» и «всемирного мира» Василиск заявлял, что истинная вера достаточно выражена в Никее и на Первом Эфесском соборе, что «Томос» Льва и «то, что было совершено в Халкидоне», является «нововведением» и что всякий, кто будет пытаться поддерживать халкидонскую веру, будет подвергнут ссылке, конфискации имущества и высоким штрафам 385 . Тимофей Элур покинул свою крымскую ссылку, был торжественно принят в Константинополе, проехал в Эфес, где председательствовал на соборе епископов диатеза Азия и торжественно отменил 28-е правило Халкидона, дававшее константинопольскому архиепископу право поставлять епископов в Эфесе. В Александрии, куда он немедленно вернулся, торжество его было настолько полным, что он смог позволить себе великодушие и даровать пенсию Тимофею Салофакиолу. Последний мирно ушел в халкидонитский монастырь Канопа. Тело Диоскора было возвращено в Александрию и почиталось как мощи исповедника. В Антиохии Петр Валяльщик был восстановлен в архиепископстве, а в Иерусалиме архиепископ Анастасий, преемник Ювеналия, подписал энциклику. Этот невероятный поворот событий показывает, что весь епископат Востока состоял либо из прямых противников Халкидона, либо по крайней мере из людей, именуемых «колеблющимися» ( διακρινμενοι) 386 , которые с легкостью были на стороне Халкидона при Льве и отвергали его при Василиске. Однако отпор- и притом сильный-оказали два Рима. Акакий Константинопольский (471–489) отказался, что необычно для архиепископа столицы, повиноваться императору и приветствовать Тимофея «Кота» во время его пребывания в городе. Он также обратился к прославленному подвижнику Даниилу Столпнику и получил от него поддержку: Даниил, спустившись со своего столпа, пригрозил Василиску вечной карой и назвал его «новым Диоклетианом» 387 . Вместе со святым Даниилом патриарх устраивал в городе крестные ходы и открыто проповедовал неповиновение Василиску. Наконец он написал папе Симплицию, который ответил, восхваляя его твердость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010