На его место был избран монофизит Тимофей по прозвищу Элур (Кошка). Тимофей был один из активных деятелей Разбойничьего собора. Говорили, что он придумал новый способ предвыборной агитации: ходил по монастырям с особой трубочкой и, спрятавшись за дверью, шептал через нее в келью монахам, что он ангел, посланный от Бога, и что они должны избрать Тимофея Элура. Будто бы благодаря этой уловке его и избрали патриархом. Продолжение смут Императорам пришлось снова ломать голову над церковными делами. Преемник Маркиана Лев I, также сторонник православия, обратился к Церкви с тремя вопросами: признавать ли Тимофея Элура, как относиться к Халкидонскому собору и нужно ли созывать новый вселенский собор? На местных епископских соборах было решено – Тимофея Элура не признавать и лишить сана; Халкидонский собор признать наравне с Никейским; новый собор не созывать. Однако войны с Египтом власти не хотели, поэтому они упросили папу Льва написать вместо томоса более мягкое вероизложение, где две природы вообще не упоминались, монофизитство почти не критиковалось, а в тексте то и дело цитировался Кирилл. Но Тимофей Элур отверг и этот компромисс. Пришлось снова прибегнуть к армии. После нескольких сражений, где погибли тысячи людей, сторонники Тимофея Элура были разгромлены, а сам он сослан в крымский Херсонес (современный Севастополь). Вместо Элура патриархом поставили православного Тимофея Салофакиола, человека мягкого и терпимого. Он старался действовать только силой убеждения, не опираясь на государственную власть, хотя она и была на его стороне. Доброго Тимофея любили даже монофизиты, с которыми он обращался кротко и милостиво. Когда к нему привели женщину, которая несла крестить ребенка в монофизитскую церковь , он не только отпустил ее с миром, но и дал ей холстину, чтобы она могла завернуть младенца после купели. Когда он шел по улицам, народ кричал: мы тебя любим, хоть ты и другой веры. Ради мира в Церкви Тимофей даже восстановил в диптихах, среди поминаемых во время литургии, имя отлученного Диоскора. Но его епископство было недолгим, и после смерти Тимофея снова воцарилась атмосфера нетерпимости и вражды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После собора начались волнения в Палестине. Ювеналий Иерусалимский на разбойничьем соборе 449 г. был сопредседателем, однако в 451 г. он осудил Диоскора и получил статус патриарха. Могло сложиться впечатление, что Ювеналий осуждением Диоскора купил себе патриаршество. Этой ситуацией воспользовался монофизит монах Феодосий, который после своего возвращения из Халкидона, где он сопровождал Ювеналия, поднял волнение. Феодосия поддержало около 10 тысяч монахов, которые и избрали его патриархом Иерусалима. Беспорядки, начавшиеся в Иерусалиме с этого момента, и проявившиеся в грабежах дифизитов и разбое, продолжались полтора года. В конце концов, император восстановил Ювеналия, а Феодосий оказался в тюрьме, где он и скончался. Восстановление порядка не обошлось без кровопролития. В Египте вместо Диоскора поставили Протерия. Однако Протерий держался на кафедре только благодаря войскам. После смерти Маркиана (450–457) в Александрии произошло восстание, в результате которого на кафедру был возведен Тимофей Элур. Сохранились слухи о том, что Тимофей перед избранием ходил под дверями келий и, представляясь ангелом, в трубочку изрекал божественное повеление о возведении Тимофея на престол. Протерий же был убит в Великий Четверг. Монофизитский спор при императорах Льве I, Зиноне и Анастасии После смерти Маркиана императором стал Лев I (457–474), который решил опросить епископов, чтобы найти основание для церковного примирения. Епископов спросили относительно их мнения о Тимофее Элуре, Халкидонском соборе и необходимости созыва нового собора. Большинство высказалось против Элура, поддержало Халкидон и признало новый собор излишним. Император стал на позиции православного большинства. В результате Тимофей Элур был сослан, а на кафедру был поставлен Тимофей Салофакиол (Белошапка). Однако примирение так и не было достигнуто. Император Зинон (475–479), видя неудачу своего предшественника, решил стать на путь униональной политики. Однако этому решению предшествовало временное низвержение этого военного авантюриста, вышедшего из исаврийских варваров. В 475 г. произошла дворцовая революция. Верина, жена Льва I, выдвинула на престол своего брата, Василиска. Зинон был вынужден бежать.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

В первый раз заметно это влияние Геннадия на императора сказалось в деле умирения церковных смут в Александрии. Как замечено выше, патриарх Анатолий успел только выразить свое мнение по поводу этих смут и не дожил до их прекращения. Почти единогласно епископы, которых Лев пригласил высказаться о Халкидонском соборе и о деяниях Тимофея Элура, объявили последнего еретикомъ и убийцею 881 . Вероятно, опираясь на эти заявления, Геннадий «употреблял все свое старание (побудить царя) наказать дерзновенного» 882 . Но старания Геннадия встретились здесь с противоположными происками покровителя Тимофея Элура – всемогущего в то время военачальника Аспара 883 . Своим влиянием Аспар не позволил императору исполнить желания Геннадия – подвергнуть Тимофея заслуженному наказанию. Тимофей был удален из Александрии, но не лишен возможности производить смуты. Сосланный в Гангру, он начинает вооружаться на церковное учение, подвергать его критике и, чтобы утвердиться на авторитете, интерполирует неизданные сочинения Кирилла александрийскаго , составляет сходки и пр. 884 Этого мало; благодаря покровительству своих сильных друзей, Тимофей является в столицу, по-видимому, со смелыми замыслами оправдаться совершенно во возведенных на него обвинениях и возвратить потерянную кафедру. Обеспокоенный Геннадий известил о ходе дел папу Льва 885 . Подвигнутый совмест-ными представлениями папы и Геннадия, император решился, наконец, прекратить смуты, производимые Тимофеем, и сослал его в Херсонес. Его место занял православный Тимофей Салофакиол (белый); и мир в Александрии пока водворился 886 . Едва Геннадий освободился от забот по устроению церкви александрийской, как потребовало его участия положение дел в церкви антиохийской. Зять императора Льва Зенон, отправленный военачальником на Восток, имел в своей свите халкидонского священника Петра, известного в истории с прозванием Гнафея. Пользуясь близостью к могущественному вельможе, Петр задумал овладеть антиохийскою кафедрою. Но так как для этого нужно было заручиться сочувствием народонаселения Антиохии, то Петр примыкает к сильной, по-видимому, в Антиохии партии «аполлинаристов», возбуждает се к пропаганде, формулирует свое учение в виде прибавки к песни трисвятого – «распныйся за ны» и производит возмущение против православного патриарха Мартирия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Катастрофа, освободившая правителя от тягостного майордомата, а государство от германского владычества, произвела глубокое впечатление на современников и долго ещё жила в поговорке. В церковном управлении Лев вполне последовательно продолжал политику своего предшественника. Сразу же после смерти Маркиана, александрийцы убили навязанного им патриарха Протерия. Несчастный вполне заслужил свою участь, так как, будучи в начале креатурой Диоскора, он позволил противникам последнего использовать себя, как податливое орудие. При бурных обстоятельствах был посажен на кафедру Марка ревностный сторонник Диоскора Тимофей Элур. Лев отнёсся к делу очень серьёзно; созывать новый собор было неудобно: это явилось бы явным выражением недоверия халкидонскому собору. Император осведомился о мнении духовенства у митрополитов и епископов всех провинциальных церквей и у некоторых выдающихся богословов своего государства. Оно в огромном большинстве склонилось в пользу Халкидона. Тогда узурпатора сослали, и Тимофей, Салофакиол или Василиск по прозванию – впервые православную партию стали называть царской (мелхитами) – занял александрийский престол. Это – один из редких случаев, когда византийское правительство счастливо наложило руку на поддающиеся только нежному прикосновению церковные дела. Тимофей оказался явление для того времени неслыханное! – мягким и терпимым иерархом. Он снискал любовь и уважение даже среди своих церковных противников, которые, однако, отказывали и ему в общении. Умирая 3 февраля 474 года, Лев оставил империю своему несовершеннолетнему одноименному внуку, сыну Зинона и Ариадны. В 474 году Лев II Младший торжественно короновал своего отца соимператором, а затем умер так неожиданно, что на Зинона, теперь единственного обладателя трона, совершенно естественно пало самое тяжкое подозрение. Новый император Зинон, опиравшийся на своих земляков, диких и ненавистных исавров, был крайне непопулярен. Поэтому честолюбивая царица-мать, Верина, пыталась возвести на престол своего брата, бездарного Василиска; в заговоре принял участие и один из выдающихся исаврийских генералов, Илл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

По пути в Египет Тимофей Элур заехал в Эфес, где торжественно отменил подчинение местной митрополии Константинополю, введенное 28-м каноном Халкидона. В Александрии встреча патриарха вылилась в общенародное празднество; патриарх-халкидонит, кроткий и уважаемый всеми Тимофей III Салофакиол (460–482), был принужден удалиться в монастырь. Одновременно на патриарший престол Антиохии, где в это время скончался патриарх Юлиан (466–474), с разрешения Василиска вернулся Петр Кнафей. Во время пребывания в Константинополе Тимофей Элур отказался вступить в общение с местными монахами, разделявшими монофизитские взгляды Евтиха. Впоследствии антихалкидониты категорически отмежевались от «безумия Евтиха», отрицавшего полноту человечества во Христе. Однако при этом они отказались признать и тезис о двух природах, настаивая на кирилловой формуле «одна природа Бога Слова воплощенная». Ввиду этого вполне допустимо говорить о противостоянии сторонников и противников Халкидонского ороса как о споре приверженцев учения о двух и об одной природе – дифизитов и монофизитов 20 . Однако необходимо помнить при этом, что то крайнее монофизитство, которое было анафематствовано как ересь в Халкидоне, анафематствовано и подавляющим большинством антихалкидонитов. Во избежание недоразумений и путаницы для обозначения «умеренных монофизитов» в современной западной литературе предложен неологизм миафизиты. Некорректный с точки зрения греческого языка, он получил определенное распространение как не вызывающий обидных коннотаций термин для обозначения защитников учения об одной природе Христа. В то время как в Египте, Сирии и Эфесе антихалкидонский указ Василиска встретил одобрение, в Константинополе и, тем более, в Риме он неминуемо должен был вызвать протест. И если ситуация в Италии (где в это время доживала последние дни Западная империя) мало интересовала Василиска, то настроение жителей столицы касалось его самым непосредственным образом. Патриарх Акакий (472–489) вывел народ на улицы против императора-еретика. Во время мятежа сгорел центр столицы, погибли многие древние памятники и здания (в том числе публичная библиотека в 120 тыс. томов). Василиск уже готовил низложение Акакия, но за него вступились тысячи монахов и горожан во главе с Даниилом Столпником. Под их давлением Василиск издал новое Окружное послание, в котором отменял предыдущий указ. Но этот Антиэнкиклион не помог ему удержаться у власти. В 476 г. Зинон с триумфом вернулся на престол, отправив узурпатора в дальнюю крепость умирать голодной смертью . 3. Энотикон Зинона

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

191 Феофан рассказывает об этом так: «... Василиск, вопреки Собору послал его в Александрию, а Петра Белильщика в Антиохию, снабдив обоих особым повелением и поощряя того и другого против истины. Коль скоро Тимофей Салофакиол, епископ Александрийский, услышал, что идет Тимофей Элур, тотчас удалился в один Конопский монастырь, где и прежде проводил жизнь отшельническую. Здесь Элур довольно наделал зла многим, но Тимофею не мог ничего причинить, потому что все любили его. Когда Элур въезжал в Александрию, то приверженцы его кричали ему: «Потребил еси врагов своих, отче!» А этот нечестивец в ответ им: «Воистину потребих». Этот же безбожник предал проклятию Собор Халкидонский. Антиохийский епископ, Юлиан, видя все это, не перенес и умер от горести. Что до Петра Белильщика, то он лишь только снова занял престол, немедленно обратился к проклятиям и возмущениям, от чего происходили убийства и грабежи, особенно по случаю прибавления к пению Трисвятого.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.96) 192 Феофан рассказывает об этом так: «Василиск же особым указом всенародно отверг Халкидонский Собор, что приказал сделать и Акакию Константинопольскому. Но народ, сбежавшийся со всего города, с женами и детьми, в церковь , вопреки Василиску, не допустил до этого. Тогда Акакий облекся в черные ризы и покрыл престол свой и алтарь черными покровами. Тут великий Даниил сошел со столпа и с боговдохновенной ревностью прилепился к Акакию и народу, присутствуя в церковных собраниях.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.96) Возможно, что он заимствовал этот рассказ из Феодора чтеца , у которого сообщено то же самое, почти слово в слово. kh.I, 32–33) Малх сообщает лишь: «Василиск, царь восточных римлян, заставлял епископов платить деньги. Едва он не изгнал из Константинополя епископа Акакия; но был отражен множеством так называемых монахов. Жадность его к деньгам была чрезмерная. Он не брезговал принимать их и от таких лиц, которые отправляют самые низкие ремесла. Взыскание налогов заставляло всех проливать слезы.» (Византийские историки Девксипп, Евнапий, Олимпиодор, Малх, Петр патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан византиец., переведенные с греческого С.Дестунисом. Спб., 1860 г. отр. 8 с. 240)   Феодор Чтец сообщает о дальнейшем развитии конфликта между Василиском и жителями Константинополя: «Василиск, запретив сенату общение с Акакием и боясь раздражения народного, вышел из города; потому что народ грозился сжечь город. Между тем Даниил, взяв с собой монашествующих и множество народа, пошел туда, где находился Василиск, – и один монах Олимпий тогда весьма смело говорил с ним. Василиск, узнав, что против него идет Зенон из Исаврии, взял свою жену Зинониду и стал оправдываться в церкви перед Акакием, клиром и монахами, возвратил (константинопольскому) престолу его права и вторым указом отменил прежние определения. " (kh.I, 33–34)

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

457 г.). Этой мерой Лев, вероятно, надеялся получить определение равносильное определению всеобщего собора, не подвергая себя неудобствам, связывавшимися с такими собраниями. Результатом этого был единогласный приговор против Елура и в пользу собора, хотя некоторые епископы Памфилии, допуская правильность решений Халкидонского собора и их пользу для защиты веры, подвергали сомнению удобность выставления их в качестве условий общения. Елур был сослан в Херсон 2162 . Вместо него был избран другой – Тимофей (460 г.), лицо из православной общины (известный под названием Салофакиола и Белого), и он в течение 15 лет мудро и с уверенностью управлял церковью Александрийской 2163 . Льву в 474 году наследовал его внук того же имени, сын его дочери Ариадны от Зенона; но ребенок через год умер, и престол остался в руках Зенона. Личный характер этого императора был запятнан грубым и бесстыдным распутством. Его царствование было нарушаемо многими восстаниями из которых во время одного он вынужден был почти в течение двух лет уступить власть своему сопернику Василиску, шурину Льва. тому самому, о происках которого во время похода 475–7 г. против вандалов Африки, уже упоминалось выше 2164 . Василиск, поддерживавшийся монофизитской партией, возвратил Тимофея и Елура из ссылки, и восстановил его на кафедру Александрии; он возвратил также в Антиохию (475 г.) Петра Гнафея («Валяльщика»), монофизита, который был два раза изгоняем со своей кафедры в царствование Льва, и взял на самого себя труд издать окружное или циркулярное послание, в котором осуждал собор Халкидонский, и излагал определение касательно веры, – первый документ этого рода, какой только был издаваем каким-либо императором 2165 . Тимофей Александрийский, Петр Антиохийский и, будто бы, около 500 других епископов подписали этот указ, но Акакий, сделавшийся в 471 году патриархом Константинополя, обнаружил при этом случае горячность, которая стоит в сильном противоречии с любезной и двусмысленной политикой его обычного образа действия в отношении религиозных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время Анатолий умер, и на престол Константинопольской Церкви возведен Геннадий, муж известный, как по святости жизни, так и по ревности к благочестивой вере 121 . По прибытии епископов Западных, Геннадий, по желанию Императора, в 459 году открыл соборное заседание, на котором были прочтены и приняты правила Собора Халкидонского, послание св. Льва к Императору, произнесено проклятие на Нестория и на евтихиан, Тимофей-Елур осужден, и ему велено удалиться от правления Александрийскою Церковью. Елур, узнав о сем решении, притворно покоряется определению Епископов, и получив себе прощение от Императора, спешить в Константинополь, где, как бы искренно отрекшись от своей ереси, вступает в общение с православными. Все сие делал он в надежде возвратить себе епископский престол в Александрии. Но хитрые замыслы еретика и убийцы не укрылись от бдительного Льва: зная козни его, св. Папа убедительно просил Императора и Геннадия не доверять еретику, который имеет только образ благочестия, силы же его отвергся, и не допускать его до епископского престола 122 . Посему Император, уважив голос престарелого и всеми уважаемого Первосвященника, велел низложенного лжеепископа отправить в место его заточения, Херсон. На кафедру же Александрийской Церкви избран и возведен Тимофей, называемый Салофакиоль. Новопостановленный Епископ, вместе с известием о своем поставлении, прислал в Рим и исповедание веры своей. Св. Лев, радуясь о успокоении Александрийской Церкви, отвечал Тимофею приветственным посланием, в котором желает ему приобрести и приобщить к таинству православной веры и тех, которые противились некогда истине, примирив их с Богом молитвами всей Церкви, так чтобы в народе Божием не оставалось и следов или несторианского, или евтихианского лжеучения 123 . В тоже время св. Лев писал к Египетским Епископам, избравшим и рукоположившим Тимофея, также к клиру Александрийскому; изъявляя им свою радость о умирении Церкви 124 , увещевая их пребывать в любви и согласии, просил, чтоб заблуждающихся обращали и исправляли в духе кротости. «Если кого из христиан, пишет он к Александрийским пресвитерам, смутили нечестивые еретические лжеучения; вы призывайте к врачебным пособиям, исправляйте с любовью и в духе кротости; потому что, как говорит блаженный Апостол Петр: не коснит Господь обетования, но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут ( 2Пет.3:9 ) 125 .» Так св. пастырь, ревнуя о Господе, руководил и устроил Церковь Александрийскую, водворяя в ней мир и радость о Дусе Святе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Вернувшись к власти на волне православной партии, отвергнувшей монофизитскую политику Василиска, император Зенон вскоре был вынужден вернуться к проблеме восстановления единства Кафолической Церкви. Как в первые годы после Халкидона, так и теперь христианский Восток пребывал в броуновском движении. Орос Четвёртого Вселенского Собора допускал три различных богословских толкования: папы св. Льва, св. Кирилла Александрийского и Феодорита Киррского . Особенно тяжёлая ситуация сложилась в Египте, патриарх которого Тимофей Элур до старости занимал свой престол, несмотря на горячее желание Зенона убрать его, как сторонника Василиска. Но и его смерть, наступившая 4 сентября 477 г., не разрешила проблем: монофизиты избрали его преемником не менее упорного противника Халкидона Петра Монга ( «косноязычного» ). Император пригрозил виновным в его избрании смертной казнью, но эта угроза не возымела действия. Тогда Зенон предписал, чтобы экс-патриарх Тимофей Салофакиол снова занял престол архипастыря Александрии, но его возвращение вызвало большие волнения в городе. Александрийцы любили этого архиерея, но не признавали в сущем чине и не вступали с ним в общение 947 . А Пётр Монг, которого император велел казнить за подбивание к бунту, скрывался в самой Александрии и широко агитировал против патриарха – халкидонита, чем вызвал неоднократные просьбы от Тимофея (даже его терпение лопнуло) в адрес Римского папы и царя сослать мятежника 948 . Наконец, чувствуя приближение смерти и желая найти себе достойного православного преемника, патриарх Александрии направил посольство к царю, надеясь, что тот укажет нужную кандидатуру. В состав посольства входил его родственник, епископ Гермополя, Геннадий, и эконом одной из церквей Иоанн Талайя. Не известно, действительно ли Талайя, втайне мечтавший занять патриарший престол в Египте, не верил, что император остановит свой взор на нём, или в силу каких-то иных причин, но он затеял собственную интригу. Оценив могущество Илла, Иоанн Талайя отдался к его покровительству, а исавр, уже задумавший мятеж против императора, решил использовать ловкого эконома как тайного агента в переговорах с августалом Египта Феоктистом, которого надеялся переманить на свою сторону. Возможно, и до царя доносились глухие сплетни, поскольку он потребовал от Талайя дать при нём клятву не претендовать на патриаршество 949 . Но затем уже в Александрии, используя возможности Илла и Феоктиста, неверный клирик обеспечил в июле 482 г. после смерти Тимофея своё избрание патриархом к безмерному удивлению императора 950 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даниил возглавляли их и произносили пламенные проповеди против Василиска. Римский папа Симплиций высказал полную поддержку Константинополю. Василиск перепугался такой реакции и вскоре опубликовал «Анти-Энциклику», где отменил «Энциклику» и взял все свои слова обратно. Там также говорилось: «Акакий, благочестивейший и святейший патриарх и архиепископ, должен быть восстановлен в своих правах и совершать хиротонии во всех областях, которые ранее были подчинены кафедре этого славного имперского города». Но было уже поздно: через несколько дней Василиск был свергнут Зеноном (сентябрь 476 г.), который принял строгие меры против монофизитов: Петр Сукновальщик Антиохийский, Павел Эфесский и Тимофей Кот были низложены и отправлены в ссылку. Правда, Тимофей Кот вскоре умер, а на его место был поставлен убежденный антихалкидонец Петр Монг, действовавший в подполье. Конечно, раскол в египетской Церкви продолжался, причем подавляющее большинство стояло за Петра Монга. 4. Новое имперское правительство, утвердившись в Константинополе, естественно, попыталось найти способы для стабилизации церковного положения. Оно предприняло строгие меры против монофизитов, однако было ясно, что в долгосрочной перспективе этого недостаточно. Положение было весьма напряженным буквально в каждом восточном патриархате. Рукоположенный Акакием Каландион Антиохийский даже не смог занять свою кафедру. Мартирий Иерусалимский - преемник Анастасия, подписавшего «Энциклику», - опубликовал весьма двусмысленное окружное послание, в котором только три Собора - Никейский, Константинопольский и Эфесский - объявлялись каноническими. Однако хуже всего дело обстояло в Александрии. После кончины Тимофея Салофакиола (481 г.) стало очевидным, что покуда Петр Монг не признан законным архиепископом, мира не будет. Подавляющее большинство отказывалось признавать любого другого кандидата, а особенно Иоанна Талайю - халкидонского священника и монаха из Канопуса, избранного преемником Тимофея. Он оказался неудачным кандидатом, сразу же резко восстановил против себя все местное население и к тому же поссорился с Константинопольским патриархом Акакием, чем лишил себя имперской поддержки.

http://sedmitza.ru/lib/text/434763/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010