1; гл. VII, 22. Последнее издание – с.196) 196 Феофан епишет об этом так: «Зинон ненавидел Петра Белильщика за его содействие Василиску; посему, по определению Восточного Собора, был низложен, а на его место избран Иоанн, который, однако, чрез три месяца изгнан; после этого в антиохийские епископы поставлен Стефан, муж благочестивый. Петр же сосланный в Питиус (ныне Пицунда), обманув проводников своих, бежал к святому Феодору Евхаитскому.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.99) 197 Феофан пишет об этом так: «Когда в том же году умер антиохийский епископ, Стефан, то Зенон приказал на его место рукоположить другого Стефана, которого враги веры, ослепленные яростью по расположению к Белильщику, в крестильнице святого мученика Варлаама закололи острыми камышовыми палками и бросили в реку Оронт. Зенон, мстя за дерзость против Стефана, велел Константинопольскому епископу посвятить другого епископа в Антиохию, который и поставил Каландиона...» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.101) Малала же сообщает, что епископ был убит собственным клиросом во время совершения литии за городом в месте, называемом Варлаиас. (kh.15.,II) Причем как его, так и Каландиона ошибочно называет несторианами. Феофан говорит об этой клевете: «Стефан ... оклеветан был перед Зеноном единомышленниками Петра Белильщика, в том, что он держится Нестория: но Восточный собор, сошедшийся по повелению царя, в Лаодикии, возвратил ему престол, как невинному.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг. с.99) Стефан II занимал антиохийскую кафедру с 484 по 486 гг. После него один год правил Стефан III (487 г.) 199 Тимофей Элур умер 31 июля 477 г. (Gutshmid, Die Patriarchen von Alexandrien (Kleine Schriften. II 453) Феофан пишет о Монге так: «... возведен Петр Монг, человек злой и вредный, враг истины, уже раз отлученный от Церкви. Он рукоположен был епископом тоже отлученным. Некоторые монахи, движимые божественной ревностью, изгнали его, после тридцатишестидневного разбойничьего правления, и снова достойно посадили на престол Тимофея Салофакиола.» (Летопись византийца Феофана., М., 1884–1887 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

481 Иоанн, епископ Колонийский. 482 Энотикон Зенона. 482 Салофакиол умирает. 482 Освящение киновии преподобного Евфимия. 483 Савва основывает в МарСабе Лавру. 485 Кириак переходит в Сукку. 486 Патриарх Саллюстий. Архимандрит Маркиан 487 Петр Ивериец бежит в Финикию, чтобы не появляться в Константинополе. 489 Исайя и Петр умирают. 490 Папа Афанасий. 490 Савва рукоположен в пресвитеры. Освящение «Богозданной» церкви. Север становится монахом в Майюме. Папа Петр Монг. 491 Император Анастасий (покровительствующий монофизитам). 491 Иоанн, епископ Колоний ский, бежит в МарСабу. Общие события Египет Палестина 498 Флавиан, патриарх Антиохийский. 497 Папа Иоанн II. 492 Основание Кастеллия. 494 Патриарх Илия. 501 Освящение церкви Божией Матери в МарСабе. 505 Папа Иоанн III. 507 Основание Новой Лавры. Смерть Маркиана. Феодосии и Савва становятся архимандритами. 50811 Север в Константинеполе. 509 Иоанн становится затворником (МарСаба). 511 Собор в Сидоне. 511 12 Савва в Константинополе. 512 Север, патриарх Антиохийский (Флавиан низложен). 512 Возвращение Саввы. Мамае Элеутеропольский принимает Халкцдон. 513 Илия отказывается прини мать синодики Севера. 516 ПапаДиоскор. 516 Илия выслан в Айлу. Патриарх Иоанн. 517 Папа Тимофей. 518 Кончина Анастасия, Илии и Флавиана. Император Юстин. 518 Синод в Иерусалиме провозглашает Четыре Собора. Принятие Халкидона. Север бежит в Египет. Савва обходит с этой вестью Палестину. 519 Примирение с Римом. 524 Патриарх Петр. 525 Кириак оставляет Сукку и уходит в Натуфейскую пустыню. 526 Землетрясение в Антиохии. 527 Император Юстиниан. 529 Эдикт против язычников. 529 Феодосии умирает. Мятеж самарян. 530 Кириак в пустыне Рува. 531 Савва в Константинополе. 5312 Возвращаясь, Савва посещает Кесарию и Скифополь. 532 Восстание Ника, fmxuamчeckue споры в Константинополе. 532 Кончина Саввы. 535 Феодосии, папа Александрийский. Общие события Египет Палестина 536 Собор в Константинополе. 537 Павел, папа Александрииский. 537 Геласий становится игуменом МарСабы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

7) Св. Лев I, византийский император, царствовал с 457 по 474 г. Св. Анастасий I патриаршествовал в Иерусалиме 458–478 гг. Прп. Кириак тайно от родителей отправился в Иерусалим около 465 г. 8) Сион – юго-западная гора Иерусалима, на которой построен Иерусалим и на которой возвышается крепость Иерусалимская. В Священном Писании Сион называется горою святою, жилищем и домом Божиим и весьма часто принимается за самый Иерусалим, в каковом смысле это наименование употреблено и в настоящем случае. 9) Евфимий Великий ум. в 473 г. (память его 20 января); считается отцом всех пустынножителей палестинских. 10) Лавра прп. Евфимия находилась недалеко от Иерусалима. 11) Ум. 475 г. Память его совершается 4 марта. 12) Ум. 467 г. Память его совершается 3 сентября. 13) Евфимий Великий не принимал в свою Лавру очень молодых монахов, как неподготовленных еще к суровой лаврской, пустынной жизни и недостойных посвящения в «великую схиму», обязательного для отшельников лаврских, для коих в то же время был обязателен строгий затвор в монастыре; в общежительных же монастырях жизнь была в некоторых отношениях менее сурова. 14) Ангельский образ – посвящение в сан иноческий, в котором люди должны как бы уподобляться бесплотным ангелам, посвящая всё свое время богомыслию, молитве и различным высоким подвигам духовным, направленным к препобеждению плоти. 15) Под епископом здесь должно подразумевать Иерусалимского патриарха Мартирия, патриаршествовавшего с 478 по 486 г. 16) Тимофей II Салофакиил – патриарх Александрийский в 460–482 г. 17) Эфиопия – древнее наименование обширной страны, лежавшей к югу от Египта. Здесь следует подразумевать главным образом Абиссинию, где христианство распространилось еще в IV в. 18) Ум. около 350 г. Память его 28 сентября. 19) Монашествующие в обителях делились на три степени – новоначальных, малосхимников и великосхимников. Новоначальными назывались вновь принятые иноки, еще не удостоившиеся пострижения в мантию или в «малую схиму» и обязанные проходить монашеское послушание с самого начала.

http://pravicon.com/info-2665

Бывший митрополит Эфеса Павел, низложенный патриархом Акакием за монофизитство, был восстановлен Тимофеем на кафедре, чем египтянин ещё раз продемонстрировал свои права предстоятеля второй кафедры в Кафолической Церкви. Эфесские епископы клялись в своём послании императору, что исповедание, изложенное в «Энциклионе», принимается ими свободно и благочестиво, и тут же анафематствовали Халкидон 904 . По уговору Элура император освободил из-под стражи Петра Белильщика («Кнафея») и назначил его на вакантную после смерти патриарха Юлия Антиохийскую кафедру. Тот немедленно потребовал включить в Трисвятое свое «Распныйся за ны…», чем вызвал всенародные волнения 905 . Вернувшись в Александрию, Элур удалил с кафедры благочестивого Тимофея Салофакиола, смиренно ушедшего в монастырь в Канопе, где некогда предавался монашеским подвигам, восстановил имя Диоскора в диптихах Александрийской церкви, и торжественно перевез останки этого патриарха в серебряной раке. «Энциклион» был встречен восторженно и Иерусалимской церковью, патриарх которой Анастасий (458–478) торжественно подписался под ним. Казалось, планы Василиска реализуются. Но он забыл, что после 28-го правила Халкидона весь Восток не стоил ничего, если его не поддерживает Константинополь. Тимофей Элур и прочие вожди монофизитства ещё мечтали собрать Вселенский Собор в Иерусалиме, низложить ненавистного им Акакия, поставив на патриаршее место Феопомпа, занимавшего при дворе должность магистра оффиций, и окончательно ниспровергнуть Халкидон. Но вести из Исаврии о воссоединении Зенона с Иллом и Трокундом и волнения в столице заставили Василиска срочно менять планы и снаряжать новую армию для борьбы с ними. Нуждаясь в деньгах, Василиск пошёл на очередной непопулярный поступок – наложил руку на церковное имущество. Волнения в Константинополе перешли в открытый многотысячный бунт, прошедший под эгидой защиты православной веры от императора-еретика. Патриарх Акакий приказал убрать в траур Софийский собор. Василиск тут же велел членам сената прекратить всякие связи с Акакием, но эта мера уже ничего не могла дать: святой подвижник Даниил сошёл со своего столпа и возглавил православных 906 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Быть может, как думают некоторые, Акакий был воодушевляем в своем противодействии Василиску не только ревностью по вере Халкидонского собора, но и вниманием к тем преимуществам, которые собор предоставил его кафедре, а также преданностью императору, которому он обязан был своим возвышением. Он сам облачился и одел свою церковь в траур, и своей проповедью возбуждал монахов и население столицы против узурпатора (476 г.). Как Василиск, так и патриарх обратились через посланных к Даниилу Столпнику, который после Симеона был самым почитаемым подвижником того времени. По внушению видения, Даниил сошел со своего столба в явился в Константинополе; подтверждая православие собора Халкидонского совершением многих чудес, он произнес против Василиска суд этого мира и будущего и не оставлял города до тех пор, пока узурпатор, встревоженный слухом о приближении Зенона, поддерживаемого всеми православными, не издал нового указа, которым отменялось его окружное послание, подвергались анафеме как Несторий, так и Евтихий (477 г.), и одобрялся собор Халкидонский 2166 . Василиск, будто бы, искал убежища в церкви, но патриарх, не обращая внимания на пример своего великого предшественника Златоуста, выдал несчастного узурпатора немилосердному мщению Зенона 2167 . Но дела теперь переменились опять. Большинство епископов, подписавших окружное послание Василиска, быстро переходили на противоположную сторону. Петр «Валяльщик» был изгнан из Антиохии, и Елур был бы изгнан из Александрии, если бы его преклонный возраст не давал надежду на скорое освобождение им кафедры. После его смерти, последовавшей перед концом 477 года, Петр Монг был неправильно посвящен в патриарха двумя низложенными епископами, или даже если не одним только епископом. Император низложил, но не сослал его, и на кафедре восстановлен был Тимофей Салофакиол. Этот патриарх отправлял свою должность с кротостью, которая даже побудила императора обратиться к нему с просьбой быть более строгим в подавлении собраний монофизитов; между тем у этих последних он был так популярен, что при встрече его на улицах они обыкновенно выражали ему свое почтение и вместе сожаление о том что они вынуждены сторониться от его общения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В послании египетских епископов к императору Льву (457 г.) вслед за епископами непосредственно подписались Аммоний (известный как толкователь св. Писания и полемист против монофизитов) и Тимофей (Салофакиол, по догадке Тильмона), „пресвитеры и экономы“ александрийской церкви 208 . Иоанн Талайя, известный архиепископ александрийский (482 г.), был прежде пресвитером и экономом александрийским 209 . В Оксиринхе в конце IV – начале V в. эконом был тоже пресвитер 210 . В V в. в пилусийской церкви экономами были (преемственно) пресвитеры Марон и Мартиниан 211 . В 481 г. в Филадельфии (в провинции Лидии в диэцезе Асии) экономом был пресвитер Харисий 212 . Даже Константинополь, позднейшая практика которого послужила посылкой для вывода Ревилью, в то время не составлял исключения: в 431 г. там были экономы-пресвитеры 213 , a при Геннадии прославился св. Маркиан († после 471 г.), пресвитер и эконом 214 . Кесарион, Καισαρε ον,находился близ центра города, τετρ πυλον („площади четырех ворот“), на месте гимназии, называвшейся сперва δριαν ν, a впоследствии Δυκινιαν ν. Начал строить эту церковь на средства императора Констанция (отсюда ее название „Кесарион“) арианин архиепископ александрийский Григорий (22 марта 839 † 26 июня 345 г.); Афанасий в. (21 октября 346 – 9 февраля 356 г.) по-видимому достроил ее; однако же и при арианияе Георгие в 361 г. при ней производились какие-то постройки. Поступив в 365 г. в обладание православных, эта церковь во время бунта 21 июля 366 г. была сожжена язычниками; 1 мая 368 г. Афанасий в. (ровно за 5 лет до своей кончины – 2 мая 373 г.) снова начал по императорскому указу строить Кесарион и еще раз довел его постройку до конца 217 . Уже тот факт, что местная хроника сохранила такие подробные сведения об этой церкви, равно и то, что св. Епифаний кипрский видимо выделяет ее из ряда других, показывает, что это была церковь весьма замечательная. Сам Афанасий в. (в 356 – 358 г.) называет „Кесарион“ „великою церковию“ 218 – выражение, близко отвечающее нашему „кафедральный собор“. О размерах ее (и наоборот о сравнительной немногочисленности христиан в Александрии в половине IV в.) можно судить потому, что в ней в праздник пасхи могло без давки поместиться все христианское население Александрии 219 . Как называлась та „великая церковь “, в которой 25 декабря 432 и 1 января 433 г. проповедывали Павел эмесский и св. Кирилл александрийский 220 , с положительностью неизвестно; но более, чем вероятно, что это был Кесарион. нем в 452 г. заседал собор, избравший св. Протерия в архиепископа (n. В 457 г. противоканоническая хиротония Тимофее Элура состоялась в „великой церкви, называемой Кесарион“ 221 . Наконец „в базилике Кесарион“ нижнеегипетские монахи произвели в 483г. восстание против Петра Монга и тем добились от него, что он анафематствовал собор халкидонский и томос папы Льва 222 . За все это время Кесарион видимо имел значение кафедрального собора в Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В том же году в Александрии скончался Тимофей Салофакиал, а на его место был рукоположен Иоанн Тавеннисиот, муж благочестивый, поборник православия, бывший пресвитером и экономом Александрийской церкви. Патрикий же Илл, прибывши с Леонтием и прочими в крепость Папурий, и взявши царицу Верину в Тарс Киликийский, заставил ее венчать на царство патрикия Леонтия в церкви святого Петра за городом. После сего государыня Верина писала антиохийцам сирийским, чтобы они приняли царя Леонтия, также и ко всем правителям Востока, Египта и Ливии, приглашая признать его царем и не противиться. л. м. 5974, Р. Х. 474. Первый год епископства Иоанна Тавеннисиота в Александрии и Каландиона в Антиохии. В сем году получены и во всеобщее сведение объявлены манифесты государыни Верины, коих содержание следующее: «Верина царица нашим правителям и христолюбивым народам желает радоваться. Вы знаете, что царство принадлежит нам и что по кончине мужа моего, Леона, мы избрали царем Траскалиссея, названного после Зиноном, в надежде, что он устроит благоденствие подданных. Но, видя беспорядки, подрывающие государство вследствие алчности Зиноновой, нашли необходимым венчать вам царя христианина, украшенного благочестием и правосудием, да спасет он государство и да правит спокойно делами военными. Мы венчали на царство Римское благочестивейшего Леонтия, который покажет себя достойным вас своим попечением о благе вашем». Получивши сей манифест, все благославляли царя Леонтия. л. м. 5975, Р. Х. 475. В сем году Илл и Леонтий освободили из крепости Лонгина, брата Зинонова, с матерью его. Верина же, заболевши здесь скончалась, и потом через несколько времени перенесена Ариадной в Византию. л. м. 5976, Р. Х. 476. Первый год епископства Феликса в Риме. В сем году, июня 27, индиктиона 7 Леонтий вступил в Антиохию, как царь, и поставил Лилиана начальником претории, потом оттуда отправился воевать отечественский город Халкиду. Зинон же послал Иоанна Скифа с величайшею силою на суше и на море против Илла и Леонтия. В происшедшем жестоком сражении, Илл и Леонтий были побеждены и бежали в крепость Папурий с магистром Пампрепием, которого почитали чародеем. В это же время Иоанн захватил Иллова брата, Трокунда, отправившегося было для призвания варваров, и отрубил ему голову. Илл и Леонтий четыре года оставались в осаде, обманываемые чародеем, магистром Пампрепием. Узнавши же о плене Трокунда, они изрубили в куски Пампрепия, как обманщика, и бросили за стену.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

В царствования Зинона (474–491) и Анастасия (491–518) были также сделаны попытки навязать единство силой, избегая разрешения проблем. Именно это было целью опубликовния императором Зиноном его знаменитого «Энотикона». 4. Патриарх Акакий. «Энотикон» и конфликты между Востоком и Западом Уже в царствование Льва I становилось все более очевидным, что в Египте и Сирии нарастает антихалкидонская волна. Папа Лев умер в 461г. Среди выдающихся лиц своего времени он был фактически единственным осознавшим (особенно в примирительных письмах к императору в 458г.), что верность Халкидонскому собору требует (и по существу предполагает) верность сотериологическому аспекту христологии святого Кирилла. Монументальной фигуры великого папы будет очень не хватать в последующие десятилетия. В Антиохии внутренняя борьба в Церкви вылилась в частые перемены на епископской кафедре. За кратковременными периодами Максима, Василия и Акакия последовало епископство Мартирия. Против последнего восстал Петр Валяльщик, выдающаяся личность, монофизит, которому удалось последовательно три раза прогнать Мартирия и занять его место, однако лишь для того, чтобы самому быть изгнанным имперскими ставленниками: Иоанном Кодонатом, Стефаном (убитым монофизитской толпой) и, наконец, Каландионом (481). Христологическая традиция старой антиохийской школы была погребена под давлением монофизитства. Особенно она была ослаблена, когда после смерти епископа Ивы (457) Эдесская школа-центр сирийского богословия и культуры-эмигрировала в Нисибис на персидской территории. Новая школа в Нисибисе внесла огромный вклад в интеллектуальное развитие и миссионерское распространение несторианского христианства при «великом митрополите» или «католикосе», проживавшем в Селевкии-Ктесифоне. В Эдессе же то, что еще оставалось от старой школы, было закрыто Зиноном (489). В Египте в это время Тимофей III Салофакиол держался только благодаря покровительству имперских войск. Годы, последовавшие за смертью императора Льва 1 (474), были отмечены борьбой за власть между зятем покойного императора Зиноном, который первым занял трон, и его шурином Василиском. Последний сверг Зинона в январе 475 г., но после его возвращения в сентябре 476-го был сослан. Эта династическая неустойчивость еще яснее показала, насколько христологические споры грозили единству Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Во время этого перехода умер царь Теодемир, и его преемником стал Теодорих. Самая дата этого события не поддается точному выяснению. В 500 году Теодорих, уже как царь Италии, праздновал 30-летие своей царской власти. Если этот счет был верен, то отец его умер в 470 году. Но так как Теодорих, по свидетельству Иордана, вернулся к отцу в возрасте 18 лет, и это случилось около времени убийства Аспара, то 470 год не подходит к этой дате. 1091 Рассказ Иордана о том, как совершилось передвижение готов, не может быть признан надежным свидетельством, так как в нем, очевидно, смешаны события разного времени. 1092 Переселение готов сопровождалось взятием и разрушением городов, как засвидетельствовал о том Теодорих, сын Триария, когда хотел оправдаться в глазах императора в своих проступках, ссылаясь на безнаказанность злодейств своего одноименника. 1093 По всей вероятности, переселение готов совершилось помимо видов императора, и никаких сведений о том, чтобы этот захват новых территорий готами был узаконен, нет в наших источниках. События внутренней жизни. Смерть Льва Император Лев остался жить в памяти истории как столп православия и благочестия. Получив в наследие от Маркиана заботу об утверждении Халкидонского вероопределения, он оказывал твердую поддержку православию в борьбе с монофизитством в Египте и Сирии. Преемником сосланного Тимофея Элура был также Тимофей, по прозванию Салофакиол. Мягкий и кроткий по характеру, он справлялся на своем трудном посту. Но население Александрии выказывало ему враждебное настроение, и, опасаясь участи Протерия, он держал при себе военную охрану. Желая примирить с собой свою паству, он хотел занести в диптихи имя Диоскора, но император запретил ему сделать это. 1094 В Антиохии монофизитство постепенно получило преобладание. Во главе агитации против Халкидонского собора стоял Петр, по прозвищу κναωες, т. е. сукновал. Это прозвище он получил от послушания, которое нес, состоя в юные годы монахом в монастыре акимитов в Константинополе. Покинув монастырь, он был священником в Халкидоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Вслед за Римом стоят второй и третий «престолы Петра» – Антиохия и Александрия. Геласий не признает равенства Константинополя с Римом: об этом не знают каноны, а пребывание императора не может иметь значение. Светская и духовная власть действуют каждая в своей сфере: в мирских делах епископ должен повиноваться императору, а в духовных – император епископу. Но все же священство выше императорской власти: оно будет перед Богом держать ответ и за проступки царей на земле. Эти взгляды Геласий изложил в послании («послание Геласия» – Famuli vestrae pietatis, посланное в 494 г. Геласием императору Анастасию). В 495 г. собор в Риме впервые ссылается на папу как наместника Христа. В период своего понтификата Геласий боролся с Акакиевой схизмой (см. прим. 184), а также писал против пелагианизма и монофизитства. Вообще, он является автором множества посланий и трактатов. Однако, по мнению современных историков, приписываемые Геласию сборники литургических молитв, а также перечень дозволенных для чтения книг религиозного содержания не принадлежат ему. Похоронен папа Геласий в соборе св. Павла. 579 Речь идет, по-видимому, о Петре Монге (ум. в 489 г.). Он был монофизитом, соратником Тимофея Элура. После смерти Тимофея Элура в 477 г. Петр был избран монофизитами патриархом Александрии, но в том же году был смещен и бежал, а патриархом стал православный Тимофей Салофакиол. После смерти последнего в 482 г. монофизиты опять наметили Петра в патриархи, однако православные избрали патриархом Иоанна Талайю. Однако Иоанн, против которого было выдвинуто обвинение в бунте (он участвовал в заговоре против императора Зенона), при помиловании дал клятву не занимать александрийскую кафедру. Поэтому его избрание в Константинополе не признали законным. Поэтому патриархом был поставлен Петр Монг, признавший «генотикон» и занимавший этот пост до своей смерти. Но поскольку «генотикон» был все же компромиссом монофизитов и православных, то правление Петра было весьма затруднено, поскольку его умеренные настроения не удовлетворяли радикальному монофизитству александрийских монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010