Рабы и подневольные земледельцы толпами бежали в его лагерь; он принимал их на службу и усиливал ими свои войска. 336 Вожди имперской армии, разбитые Тотилой при Мукелле, распределились по отдельным городам. Иоанн прибыл в Рим, Бесса занял Сполетий, Киприан – Перузию, а Юстин оставался во Флоренции. Не имея никакого общего плана и руководства, вожди бездействовали и хлопотали о личном обогащении, причиняя всякого рода обиды туземному населению. Строгость взыскания податей новым гражданским начальством и обиды от вождей и не знавших никакой дисциплины солдат скоро разочаровали итальянское население в благах свободы, которую возвещал император своим вмешательством в дела Италии. Когда вести об успехах Тотилы дошли до Константинополя, император послал в Италию Максимина в звании префекта претория, поручив ему взять на себя общее направление военных действий против Тотилы, 337 и назначил магистром армии Димитрия, который в звании командира пехотного полка был в Италии с Велизарием. Димитрий, прибыв в Сицилию и осведомившись о положении дела в Неаполе, снарядил хлебный транспорт. Не имея военных судов для его охраны, он боялся идти в Неаполь и провел свой флот в устье Тибра, надеясь на помощь военных сил из Рима. Но войска римского гарнизона отказались поддержать его, и когда он рискнул вести свой флот в Неаполь, Тотила собрал военные корабли, и флот с хлебом достался готам. Когда вскоре после того Максимин отправил из Сицилии военную подмогу, буря разметала корабли близ Неаполя, и часть людей попала в плен к готам при высадке на берег. Неаполь был доведен до крайности и сдался. Тотила высказал свое великодушие заботами об изголодавшемся населении и отпустил гарнизон в Рим, предоставив ему лошадей для поклажи. Укрепления города он разрушил, чтобы они не могли на будущее время служить войскам императора (весна 543 г.). Овладев главным городом южной Италии, Тотила обратился к римскому сенату с укоризненным посланием, которое доставил один пленник. Указывая на бедствия, постигшие Италию, он упрекал сенат за неблагодарность к Теодориху. Иоанн, племянник Виталиана, старший из командиров, запретил давать какой-либо ответ Тотиле. Вскоре затем на людных местах стали появляться обращения Тотилы к населению, в которых он давал ручательство, что не причинит никаких обид римлянам. Заподозрив в этом деле арианских священников, проживавших в Риме, вожди распорядились изгнать их из города. Тотила отправил часть своих войск на осаду Гидрунта, крепости в Калабрии, занятой имперским гарнизоном, а сам перешел на север. 338 Год падения Неаполя отмечен тяжким бедствием: Италию обошла чума, свирепствовавшая также и в Иллирике. 339

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Есть письмо некоего Людовика Лянсе к великому магистру ордена Меченосцев от 20 декабря, следовательно, чрез три недели после Морахвской битвы, в котором тот извещает, что Свидригайло получил сведение, что Феодор положил под Коперштилем двадцать тысяч поляков, между которыми одной шляхты было душ четыреста. Кроме этого, по свидетельству Зубрицкого, поляки тоже усеяли своими трупами окрестности Мурафы, и преследуемые татарами, и бессарабами с трудом, и притом в небольшом количестве воротились в границы Польши. Если войско Феодора действительно пострадало на берегах Мурафы, то это надобно сказать только о находящихся в его полках – «Волохах», которые по словам летописца южнорусского, в то время были на, «лупезстве», т.е. занимались ограблением побитого польского войска. По свидетельству того же летописца, «их точно побито от ляхов и погибнуло много. Но зато и по делам, за грабеж беззаконный». После этого Острожский князь провел зиму в окрестностях Каменца Подольского. выжидая дальнейших действий Свидригайла. И как только весною (1434) Свидригайло снова пошел против поляков, в то же время вместе с ним поднялся и Феодор, и, нимало не медля, отправился прежде всего в пределы земли Волынской к тогдашнему столичному Волынскому городу Луцку. Город этот находился в руках поляков и был укреплен двумя оборонительными замками, возвышающимися на двух взгорьях. Не смотря на это, Феодор овладел городскими укреплениями, и, отняв Луцк у поляков, покорил его своему союзнику Свидригайлу. За тем в том же году (1433) мы снова видим Феодора на Подольи под стенами Каменецкой крепости, остававшейся еще во власти поляков под начальством, молодого рыцаря» (по Нарбуту) и знаменитого военачальника (по Зубрицкому) Теодорика Бучацкого. Чтобы, по обычаю, не проливать напрасно крови там, где можно было рассчитывать на воинское искусство, Феодор устроил под Каменцом засаду. С этою целью он начал подсылать под стены замка небольшие отряды татар, которые должны были нападать и грабить окрестности, чтобы выманить неприятеля в открытье поле.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В 437 г. в сражении с гуннами был захва­чен и сожжен Вормс, погиб король бургундов Гундахар, или Гунтиарий. Истреблена была большая часть мужчин, а женщины подверглись массовым насилиям. «Антропологи установили – пишет Л. Мюссе, цитируя далее Марка Сотера, – что «в куль­турном и расовом отношении бургунды были “заражены” гунна­ми», на что указывает и обычай черепной деформации» 720 . Память о Вормсской катастрофе сохранилась в преданиях германских народов и отразилась в скандинавской «Старшей Эдде», в сред­невековом немецком эпосе «Песне о нибелунгах», в которой дей­ствуют герои с именами бургундских королей Гунтиария (Гюн­тер) и Гизельхера, остготского короля Теодориха и царя гуннов Аттилы – в германизированном виде его имя звучит как Этцель. Уцелевшие бургунды были, по указанию Аэция, переселены к югу от их прежнего ареала. Для поселения им были отведена Сапаудия, позднейшая Савойя, – местность, лежащая вокруг Женевского озера и с южной стороны французской Юры. В 443 г. с бургундами был заключен новый foedus. С этих пор они в тече­ние полутора десятилетий верно служили империи, и режим, установленный в Бургундском королевстве для зависимых гаалло-римлян, был более благоприятным, чем в других герман­ских владениях – бургунды допускали галло-римлян к участию в управлении государством. Хотя при разделе земли по зако­ну гостеприимства бургунды, как и вестготы, претендовали на две трети, но есть основания полагать, что это были в основном заброшенные земли. В великом передвижении народов участвовали не только вос­точногерманские народы, но и западногерманское племя свевов. Этот народ, входивший некогда в племенной союз гермионов, известен был в Риме давно, по крайней мере со времен Юлия Цеза­ря, который изгнал из Галлии вторгшихся туда свевов во главе с их вождем Ариовистом за Рейн. Затем этот их этноним употре­блялся наравне с другим – квады, служившим для обозначения того же самого племени, обитавшего тогда в центральной Евро­пе, в Моравии, откуда свевы, или квады совершали постоянные вторжения в соседние римские провинции Норик и Паннонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Приговора мира ты не можешь миновать, и этот приговор будет произнесен сообразно тому, как ты поступишь. Королям создают имя только их деяния» . Документ удивительного благородства, мудрости, дипломатического такта и при этом до конца искренний, продиктованный движением сердца, характерный также и тем, что по нему можно судить о том, насколько живо христианская Римская империя – Новый Рим – сознавала свое преемство по отношению к ветхому Риму, насколько она дорожила его наследием. Ответ Тотилы, отправленный Велисарию, до нас не дошел, но пожары и разрушения Вечного города были остановлены. Сохранилось предание о том, что епископ Апулийской Канузии, беседуя с преподобным Бенедиктом в его Монтекассинской обители, выразил тревогу за участь Рима, а в ответ услышал: «Рим не будет уничтожен варварами; он истлеет сам после того, как на него обрушатся бури и молнии, вихри и землетрясения» . Затем произошло нечто необычное: Тотила решил оставить Рим, выведя из него не только свое войско, но и горожан… Овладев Римом, Тотила направил в Константинополь к императору Юстиниану посланника с предложением о заключении мира; юному королю представлялось, что он действует с позиции силы. Тотила предлагал империи в ее взаимоотношениях с готами вернуться к модели, существовавшей во времена Анастасия и Теодориха Великого. Он признает императора своим отцом, и тот сможет рассчитывать на него как на своего верного союзника в войнах, которые ему придется вести, но править Италией будут готы. Эти условия мира Юстиниан счел неприемлемыми: в таком случае война с готами, которую он вел в течение долгих лет, оказалась бы по существу проигранной. Но его отказ принять предложение Тотилы сделан был не без дипломатических околичностей: «Велисарий осуществляет верховное командование в Италии и обладает всеми связанными с этим полномочиями; если король готов хочет вести переговоры, пускай он соблаговолит обратиться к нему» . Затем произошло нечто необычное. Тотила решил оставить Рим, выведя из него не только свое войско, но и горожан, в том числе сенаторов, которых он держал при себе в качестве заложников, уведя их в Кампанию, после чего в течение 40 дней Рим оставался совершенно безлюдным.

http://pravoslavie.ru/72805.html

Можно было рассчитывать, что ей, как внучке Теодориха Великого, будет гарантирована лояльность готской знати» . Во всяком случае, когда весть о назначении Германа широко распространились, под его началом пожелали служить германоязычные варвары из-за Дуная, в частности лангобарды. Появилась надежда, что к нему, породнившемуся с Теодорихом Великим через свой брак, станут перебегать и готы, оставляя Тотилу, который по своему происхождению не принадлежал к древней королевской династии Амалов. Теодорих Великий Ставка Германа располагалась в Сардике, поход в Италию пришлось отложить на некоторое время из-за нового вторжения в балканские пределы империи славян – император именно ему поручил дать отпор нашествию. Успешно выполнив это поручение Юстиниана, Герман внезапно заболел и осенью 550 года умер от лихорадки. Набранная им армия была дислоцирована в Салоне и ее окрестностях, ожидая переброски в Италию. Смерть Германа, в котором стареющий император, не имея собственных детей, видел уже своего преемника, потрясла Юстиниана. «Проходивший мимо этруск сказал: “Будет время, когда евнух победит владыку Рима”. Тогда этот этруск и его речь вызвали смех…» Новым главнокомандующим армии и правителем Италии был назначен придворный кувикулярий Нарсес, 74-летний евнух армянского происхождения, полководческий опыт которого, хотя и вполне удачный, был, однако, невелик, поскольку главным поприщем его служения был императорский дворец. Но это был гениальный выбор, который многих поразил, но, когда он оказался явно оправданным, в нем увидели действие Промысла Божия. Впрочем, в народе живы были еще и языческие предрассудки, и вот как передает Прокопий толки насчет назначения Нарсеса, ходившие в народе, в том числе и в среде аристократии: «Я слыхал от одного римлянина (это был один из римских сенаторов) вот… какой рассказ… Он говорил, что во время правления Аталариха, внука Теодориха, стадо быков как-то уже к ночи шло в Риме через площадь, которую римляне называют Форумом Мира… Перед этой площадью есть древний водоем, и около него стоит медный бык, думаю, работы афинянина Фидия или Лисиппа.

http://pravoslavie.ru/72805.html

Политический строй при Теодорихе был двойственным, что объяснялось наличием в Италии двух сильных этнических групп — остготов и италийцев (римлян). Эти две группы жили обособленно одна от другой, каждая по своим законам, и соединения их в один народ не происходило. Эта обособленность и обусловила характер политического строя государства Теодориха. Военную службу несли остготы. В отличие от местного населения, исповедовавшего христианство в западной традиции, остготы были арианами. Такие серьезные противоречия в государстве не устраивали ни самого Теодориха, ни римлян. Дипломатическое отношение Теодориха к римлянам не способствовало расположению к нему римской знати, и в то же время вызывало недовольство остготской знати. Со стороны византийских императоров растет недоверие к Теодориху, который их надежд он не оправдал. Против Теодориха был устроен заговор, в котором участвовали многие знатные римляне, входившие в его ближайшее окружение. В этом заговоре принял участие и римский папа, в своей переписке осведомлявший о нем византийских императоров. Заговор удалось раскрыть, но вскоре после этого, в 526 г. Теодорих умирает. После его смерти начинается борьба двух партий. Одна партия стояла за союз с Константинополем и называлась римской партией. Другая партия выступала за независимую политику и за ограничение прав и привилегий римских рабовладельцев-землевладельцев — она получила название остготской, или староготской партии. Эту сложную ситуацию использовала Византия. При императоре Юстиниане I византийцы завоевывают остготскую Италию, присоединив к своей империи Аппенинский полуостров. Византийские императоры мечтали возродить Римскую империю в ее былом величии, но византийское завоевание продлилось недолго. Между византийцами и остготами в Италии вспыхнула война, получившая название Готской войны . Эта война длилась свыше 20 лет. После смерти Теодориха остготы выбрали нового короля, Тотилу. Тотила (541-552) привлек к борьбе против Византии не только остготов, но и римлян. В остготское войско принимались все: рабы, колоны и пр. — социальное положение не учитывалось. Сначала Тотиле сопутствовал успех, и ему удалось отвоевать у византийцев большую часть Италии. Он построил флот и захватил Сицилию и другие острова в Средиземном море. Но в это время из Византии прибывают свежие силы, и в 552 г. византийцы разбивают войско Тотилы. В 555 г. Византия завоевывает Италию. В результате 20-летней Готской войны почти все остготское население было истреблено, а города разрушены. Указы, издаваемые Тотилой, которые можно рассматривать как юридическое оформление новых, феодальных отношений (освобождение колонов и т.д.) были отменены. В разоренной Италии император Юстиниан I восстановил рабовладельческий строй и вернул колонов и рабов в их прежнее положение.

http://sedmitza.ru/lib/text/441031/

Готские полчища многократно превосходили численностью корпус Велисария, но они были разделены: в Прованс, принадлежавший государству остготов, вторглись союзные империи франки, и готы вынуждены были воевать против них; армия Мунда, перехватив инициативу, овладела Далмацией, и готы, отступив, оборонялись от нее уже в окрестностях Аквилеи. На подступах к Риму дислоцированы были войска под командованием короля, который, однако, снова впал в панику и готов был к капитуляции, но готы не разделяли его капитулянтского настроения и, оставив своего короля, двинулись навстречу римлянам по той же Аппиевой дороге. Остановившись лагерем в Регете, они объявили Теодата низложенным и избрали своим новым королем одного из самых способных своих военачальников – сподвижника Теодориха Великого Витигеса, который, правда, не принадлежал к королевскому роду Амалов. Он был поднят на щит и провозглашен королем готов и римлян. Теодат бежал по Фламиниевой дороге в сторону Равенны, но один из готов, Оптарис, бросился следом за ним вдогонку, настиг его и, напав на низложенного короля, задушил его. Витигес повел своих соплеменников обратно в Рим. Он созвал там сенат и высшее духовенство и потребовал от собравшихся присяги на верность себе. Оставив в городе воинский отряд в 4 тысячи воинов под командованием Левдериса и взяв заложников из числа сенаторов, король отправился с основными силами на север, в Равенну. Там в королевском дворце находилась дочь Амаласунты Матасунта, и Витигес для упрочения своих прав на королевский престол решил вступить в брак с ней – единственной оставшейся в живых наследницей королевского рода Амалов. Матасунта не смогла противиться его воле, и брак состоялся. Затем Витигес вступил в переговоры с правительством франков, уступив им Прованс и получив взамен обещание военной поддержки. Между тем в штаб Велисария, армия которого приближалась к Риму, из древней столицы империи направилась депутация, возглавляемая Фиделием, с ключами от Вечного города и изъявлением покорности императору. Командир готского гарнизона Левдерис убедился в неспособности своих воинов защитить город и отправил четырехтысячный отряд на север в Равенну, сам, однако, остался в городе для ведения переговоров. 5 декабря 536 года имперская армия во главе с Велисарием вошла в Рим. Она была встречена папой Сильверием, духовенством, сенатом и ликовавшим народом. Ключи от Вечного города, а также арестованный Левдерис были отправлены Велисарием в Константинополь.

http://pravoslavie.ru/60748.html

Некоторые особенности, например, порядок глав в кн. Иеремии, явно несут на себе признаки влияния Вульгаты. Тем не менее фразеология и лексика славянской Библии остаются важнейшим пособием для восприятия мышления библейской эпохи в пространстве русской культуры. Опыт перевода греческого текста Ветхого Завета с учетом славянских чтений и научным комментарием к ним был предпринят в начале XX в. П.А. Юнгеровым , который успел издать Псалтирь, кн. Иова, Больших и Малых пророков, Притчи Соломона, Екклесиаста и Песнь песней. л) Другие переводы Помимо перечисленных, существует еще ряд версий Ветхого Завета, имеющих прямое или косвенное отношение к Септуагинте. Перевод Библии на готский язык был сделан в середине IV в. арианским епископом Вульфилой (или Ульфилой). Каппадокиец родом, по сообщению Филосторгия, он родился в плену в Дакии, где изучил язык и обычаи народа; в 341 г., рукоположенный Евсевием Никомидийским, отправился на проповедь в Подунавье и Мёзию. Согласно Сократу Схоластику , Вульфила изобрел готский алфавит. Его Библия получила значительное распространение среди германских народов и сохраняла у них свое господствующее положение вплоть до упадка готских государств. Она является основным источником по изучению готского языка. Значительная часть сделанного Вульфилой перевода Нового Завета сохранилась, главным образом благодаря Серебряному кодексу (Codex Argenteus), выполненному в Италии VI в. при дворе короля франков Теодориха Великого. Стиль перевода характеризуется как строго буквальный: «Ульфила, судя по всему, работал по принципу дословного перевода, с сохранением греческого порядка слов даже в ущерб готской грамматике... переводил одинаковые греческие слова одними и теми же готскими, если это не искажало смысл», однако «его версия отличается немалой индивидуальностью и яркостью» и «в переводе отдельных слов сохраняет верность готской лексике» 649 . Что касается Ветхого Завета, из которого до нас дошли только незначительные фрагменты книги Ездры-Неемии, неизвестно точно, какая часть корпуса былапереведена Вульфилой и его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Поставленная в исключительное положение, снабженная всеобъемлющими верховными полномочиями, папская власть не могла потерпеть подле себя никакого другого авторитета, никакой другой власти, которая могла бы указывать на свою независимость и служить помехою и ограничением для папского всевластия. С точки зрения папской теории, зависимость, хотя бы даже только косвенная, епископов Рима от какой бы то ни было власти должна быть рассматриваема как аномалия, как чистейший абсурд. Отсюда начинается борьба пап со светскою властью. Борьба началась немедленно, как только папы освоились с новым положением, в которое поставила их сделка с Карловингами. Усилия пап направлены были прежде всего к тому, чтобы освободить избрание римских первосвященников от влияний светской власти. В древности при замещении епископской кафедры Рима наблюдался такой же порядок, как при замещении и других епископских кафедр. Достойный быть папою избирался клиром и паствою римской церкви при участии соседних епископов. Избранный этим порядком утверждался затем в своем достоинстве императором. Это влияние на замещение папской кафедры светская власть сохраняла и в смутную эпоху разложения западной римской империи. От имени византийских императоров вновь избравших пап утверждали наместники равеннского экзархата. Завоеватель Италии, король остготов Теодорих действовал в этом отношении так самовластно, что Феликс IV был избран в папы по его прямому указанию. Правом утверждать пап дорожили и Карловинги. Папы наделили Пипина престолом Меровингов, а Карла великого императорской короной. Карловинги отблагодарили папу, подарив ему территорию, которую заняли было лонгобарды. Этими взаимными услугами создан был такой порядок, который носил в себе зародыш неизбежных столкновений в будущем. Сделка пап с Карловингами, основанная на обоюдных услугах, имела своим последствием и обоюдную зависимость папской власти от императорской и наоборот. Императоры принимали от папы корону. Но в замен этого они настаивали на праве светской власти утверждать кандидатов, избираемых на папский престол римскою церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Сцены из Ветхого Завета. Миниатюра из Кведлинбургской Италы. 1-я пол. V в. (Berolin. SB. Teol. lat. Fol. 2) После захвата И. готами скриптории на ее территории продолжали работать. На рубеже V и VI вв. был создан еще один иллюстрированный кодекс с текстами Вергилия - Римский Вергилий (Vat. lat. 3867). Довольно примитивный характер миниатюр и грамматические ошибки в тексте дают нек-рые основания для гипотезы о провинциальном происхождении манускрипта. В нем сохранилось 19 из 42 миниатюр, в стиле к-рых по сравнению с более ранними произведениями очевидно упрощение художественного языка, выразившееся в схематизации фигур, плоскостной трактовке пространства, чрезмерной яркости колорита. Пир Дидоны и Энея. Миниатюра из Римского Вергилия. Ок. 500 г. (Vat. lat. 3867. Fol. 100v) Пир Дидоны и Энея. Миниатюра из Римского Вергилия. Ок. 500 г. (Vat. lat. 3867. Fol. 100v) В кон. VI в. в Риме, при папе Григории I Великом, было написано «Евангелие св. Августина» (Cantabr. Corp. Christ. 286), увезенное в 597 г. в Кентербери св. Августином, архиеп. Кентерберийским. Изначально в рукописи было 4 образа евангелистов (сохр. лист с изображением ап. Луки - Fol. 129v) и 6 полностраничных миниатюр, разделенных на 12 компартиментов со сценами евангельского цикла (сохр. 1 лист - Fol. 125). Миниатюры этой рукописи послужили образцами для мн. англ. миниатюристов и оказали определяющее воздействие на стиль и иконографию рукописей «школы Кентербери». В 554 г. Кассиодор, рим. политик и писатель, служивший готскому кор. Теодориху, создал в своем имении в Калабрии мон-рь Виварий - культурный и образовательный центр с большим скрипторием и библиотекой. Среди греч. и лат. текстов, переписанных в Виварии, были как книги ВЗ и НЗ, так и сочинения античных и раннехрист. авторов. Часть рукописей после разрушения Вивария попала в Рим, а потом была привезена Бенедиктом Бископом в Нортумбрию, где их неоднократно копировали. Так, напр., Амиатинский кодекс (Laurent. Amiat. I, до 716 г.) является копией Кодекса Grandior (не сохр.) - Библии, написанной в скриптории Вивария.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010