В V в. вождь гуннов Атилла попытался захватить Рим, но был разгромлен в битве на Каталаунских полях (455 г.) объединенными римско-германскими войсками. Через год Атилла умер. Но большая часть Западной Римской империи уже была захвачена германцами. 4) Захват Рима вестготами. Падение Западной Римской империи. Первыми разграбили Рим вестготы во главе с Аларихом. Спасаясь от гуннов, они в 378 г. под Адрианополем разбили войско византийского императора Валента, разграбили Грецию и вторглись в Италию. В 410 г. впервые Рим был захвачен и разграблен варварами. Римская империя еще продолжала существовать, хотя ее императоры полностью зависели от своих военачальников-германцев. В 476 г. один из них – Одоакр – сместил малолетнего императора Ромулиса и отослал знаки императорской власти в Константинополь. Одоакра убил Теодорих, основавший в Италии королевство остготов. 5) Варварские королевства на территории Западной Римской империи. В V в. на Западе образовались и другие варварские королевства: вандалов в Африке, вестготов в Испании, франков в Галлии, англов и саксов в Британии. Традиции Римской империи сохранялись на Востоке, в Константинополе.   2. (Брандт, § 7) Византия в VI в. Правление Юстиниана Великого. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Характер Юстиниана Великого (527-565). Императрица Феодора. 2) Завоевания Юстиниана Великого: а) Перечислить: Африка, Италия, часть Испании. б) Подробно войны в Италии. Велизарий. 3) Внутренняя деятельность Юстиниана: а) Кодекс Юстиниана. б) Храм Святой Софии. в) Развитие торговли. Шелк. 4) Восстание «Ника». 5) Кризис Византии после смерти Юстиниана. Нашествие славян. ДАТЫ: 527-565 – Правление Юстиниана Великого 532 – Восстание «Ника» 535-554 – Завоевание Италии ОТВЕТ: 1) Характер Юстиниана Великого (527-565). Императрица Феодора. В VI в., при императоре Юстиниане Великом (527-565), Византия достигла вершины своего могущества. Юстиниан был хорошим правителем, воздержанным и трудолюбивым. Он постоянно занимался государственными делами и следил за состоянием своей страны. Единственными пороками императора были подозрительность и трусость. Во время восстания «Ника» Юстиниан готов был бросить трон и бежать. Подавил восстание военачальник Велисарий, оставшийся верным императору. После, несправедливо заподозрив  Велисария в желании стать королем готов, император сослал его и продолжал опасаться Велисария до самой его смерти.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Великое переселение народов и арабские завоевания. К VII в. политическое положение Римской Империи сильно изменилось. Последнее явилось результатом исторического явления, получившего название «Великое переселение народов». К этому времени западная часть Империи в течение трех веков испытывала нашествия варваров (от варварос – непонятно болтающий), как греки называли все чужие народы. В последней четверти IV в. это были гунны – кочевой народ из Центральной Азии. Завоевав сначала государство остготов (восточных готов) в низовьях Дуная и пройдя с разрушениями по западным провинциям Римской Империи, они затем вернулись назад. Им на смену пришли вандалы – германское племя из Центральной Европы, которое в 406 г., двинувшись на запад, прошло всю Галлию и достигло в 409 г. Испании. Слово «вандал» стало нарицательным в связи с разрушением ими Рима. Однако спустя два десятилетия одна их часть двинулось в Северную Африку, где было основано их королевство, а другая была разгромлена захватившими Испанию вестготами (западными готами). Их вождь Одоакр низложил в 476 г. последнего императора Западной Империи Юлия Непота, отослав знаки императорского отличия в Константинополь императору Византии Зенону. Но в 493 г. вестготы были в Италии разбиты остготами под водительством Теодориха, который основал там свое королевство. Впрочем, Византии в VI–VII вв. временами удавалось восстанавливать свой контроль над Италией. Однако на западе у греков затем появились мощные соперники в лице племени франков , на берегах Рейна. Сначала они находились в зависимости от Константинополя. Их король Хлодвиг, завоевавший в 80-е гг. V в. Галлию, принял христианство и крестил свой народ. Но высшего могущества франки достигли к концу VIII в., когда их король Карл Великий (742–814), провозгласивший курс на возрождение Римской (Западной) Империи, был коронован в Риме Папой Львом III в 800 г. как император, в чем Константинополь уже усмотрел прямой вызов себе, поскольку именно его до тех пор продолжали считать единственным центром Империи ромеев (то есть римлян).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

—28— месью тевтонских слов, чем это кажется на первый взгляд. Политическая её история есть история германского королевства, видоизмененная, однако, перенесением германской королевской власти в среду говорящего по латыни населения первоначально кельтской страны. Все эти элементы слились в одно целое, но не исчезли, и в отдельных местностях следы их видны ясно и теперь. В Бретани и до наших дней сохранился кельтический характер, язык и обычаи, точно также и различие в характере и языке между северянами и южанами Франции. От народностей, образовавшихся в центре Европы после распадения монархии Карла Великого перехожу к третьей группе, выделенной в самостоятельную область по Вердюнскому разделу т. е., к Италии и к итальянской народности. В то беспорядочное время, которое в истории именуется эпохой великого переселения народов, ни одна страна не выдержала стольких нашествий варваров, не видела у себя такого разнообразия новых племен, как Италия. Вместе с вечным городом она служила самым лакомым куском, привлекавшим к себе варварские аппетиты: вестготы, вандалы, гунны и толпы других племен перебывали здесь последовательно, одно за другим, как бы для того, чтобы награбить добычи, повидать Рим и затем вновь возвратиться за Альпы. Конечно, ни одно из этих нашествий не проходило бесследно для состояния Италии тогдашнего времени, но каких-либо существенных, осязательных последствий для дальнейшей её истории они не оставили; для этого они были слишком бурны и кратковременны. Таких последствий не имело и более чем полувековое господство готов в Италии; малочисленное, отличавшееся от покоренного населения религией, языком и нравами племя готов, не смотря на таланты и усилия своего вождя Теодориха, никогда не могло привлечь к себе симпатий покоренных и сгладить пропасть, разделяющую их от жителей Италии: готы были истреблены последними при помощи византийских войск и их владычество в истории образования итальянской народности прошло мимолетным эпизодом. Во второй половине VII в. Италия еще раз подпала завоеванию нового германского племени лангобардов. Обрисованные в известиях современников,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этой войне или император победит тебя, или, если это возможно, ты одержишь верх над ним. Если окажешься победителем ты, достойный муж, то, разрушив Рим, ты лишишь себя только своего собственного города; сохранив же Рим и обладая им во всем его великолепии, как легко ты обогащаешь себя! Но если в будущем ждет тебя худший жребий, то сохранением Рима ты можешь возбудить в победителе милость к себе, тогда как разрушение Рима лишит тебя всякого права на пощаду и не принесет тебе никакой выгоды» 384 . Документ удивительного благородства, мудрости, дипломатического такта, и при этом до конца искренний, продиктованный движением сердца, характерный также и тем, что по нему можно судить о том, насколько живо христианская Римская империя, Новый Рим, сознавала свое преемство по отношению к ветхому Риму, насколько она дорожила его наследием. Ответ Тотилы, отправленный Велисарию, до нас не дошел, но пожары и разрушения вечного города были остановлены. Сохранилось предание о том, что епископ Апулийский Канузий, беседуя с преподобным Бенедиктом в его Монтекассинской обители, выразил тревогу за участь Рима, а в ответ услышал: «Рим не будет уничтожен варварами; он истлеет сам после того, как на него обрушатся бури и молнии, вихри и землетрясения» 385 . Овладев Римом, Тотила направил в Константинополь к императору посланника с предложением о заключении мира; юному королю представлялось, что он действует с позиции силы. Тотила предлагал империи в ее взаимоотношениях с готами вернуться к модели, существовавшей во времена Анастасия и Теодориха Великого: он признает императора своим отцом, и тот сможет рассчитывать на него как на своего верного союзника в войнах, которые ему придется вести, но править Италией будут готы. Эти условия мира Юстиниан счел неприемлемыми. В таком случае война с готами, которую он вел в течение долгих лет, оказалась бы по существу проигранной. Но его отказ принять предложение Тотилы был сделан не без дипломатических околичностей: «Велисарий осуществляет верховное командование в Италии и обладает всеми связанными с этим полномочиями; если король готов хочет вести переговоры, пускай он соблаговолит обратиться к нему» 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Не имея моральных тормозов, Теодат отважился на убийство Амаласунты, подарившей ему корону. Вначале она была сослана в имение, расположенное на островке Больсенского озера, а затем, в 535 г., трое подосланных убийц задушили дочь Теодориха Великого. Готы, не без оснований подозревавшие ее в стремлении передать королевство императору, одобрили устранение той, кого они обвиняли в предательстве. Убийство королевы остготов, дружественно расположенной по отношению к ромеям, послужило Юстиниану подходящим предлогом для войны, целью которой было не только отмщение за учиненное злодеяние и восстановление справедливости в моральном плане, но и восстановление справедливости всемирно-исторического масштаба – возвращение в лоно империи ее исконного ядра и ее древней столицы, Рима. Пока посланник императора Петр продолжал ранее начатые переговоры с Теодатом о возвращении империи сицилийской Лилибелы, Юстиниан приказал Мунду вторгнуться в пределы Далмации, принадлежавшей остготам, а Велисарию, оставив часть войска в Африке, перебросить основные силы армии флотом из Карфагена на Сицилию. В конце 535 г. Сицилия была оккупирована имперской армией без сопротивления расположенных там готских гарнизонов. Когда Теодат узнал о падении Сицилии, он утратил волю к отстаиванию своих прав и выполнил все требования посланника Петра, уступив императору Сицилию, взяв на себя обязательство выплачивать дань в триста либр золота ежегодно и по требованию из Константинополя предоставлять империи вспомогательное войско численностью в три тысячи бойцов. Ввергнутый в панику, Теодат уже не надеялся, что Юстиниан удовлетворится даже этими уступками, и готов был, подобно убитой им жене Амаласунте, передать империи все королевство, выговорив себе в качестве компенсации ежегодную пенсию. Потеряв от страха самообладание и рассудок, он просил Петра не говорить Юстиниану о его столь далеко простиравшейся уступчивости, если император удовлетворится теми условиями договора, которые были выработаны на первоначальном этапе переговоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Но через пять месяцев после своего избрания королем он был свергнут и убит готами, не желавшими покориться императору, а на его место они поставили племянника Хильдебада Тотилу. Впрочем, судя по монетам, которые чеканились при нем, его настоящим именем было Бадуила, но известность он приобрел и вошел в историю с прозвищем Тотила. Как пишет Дж. Норвич, «дата его рождения неизвестна, но едва ли ему было более 25 лет» . До своего избрания королем, в бытность начальником готского гарнизона в городе Тревизе, и он, подобно своему предшественнику, вел секретные переговоры с представителями имперской власти в Италии, но, став королем, он прервал переговоры и объявил войну империи. Тотила оказался не только талантливым полководцем, но и искусным политиком. Он отдавал себе отчет в том, что готы представляли собой слишком тонкий слой в населении Италии, и поэтому в противостоянии империи попытался опереться на местное латиноязычное население, выставляя себя в роли его защитника против агрессии со стороны не римлян, имя которых носили войска и администрация императора, но греков. А с другой стороны, он стремился переманить на свою сторону единоверцев ариан из армии императора, которые к тому же, будучи разноплеменными германцами, имели близкое с готами происхождение по крови и языковое родство. Проимперски настроена была в Италии аристократия – потомки старых или новых римских нобилей, обладавшие латифундиями, которые им удалось сохранить во времена готского господства, утратив, однако, значительную часть их или дохода от них в порядке установленного готами режима гостеприимства. После победы Велисария над готами им возвратили их владения в прежних размерах. Поэтому Тотила со своей агитацией обращался не к ним, но к крестьянам, городской буржуазии, ремесленникам, торговцам, страдавшим от обременительных податей и вымогательства имперских налоговых чиновников: потребности имперской казны не шли ни в какое сравнение со значительно более скоромными расходами королевской администрации времен Теодориха Великого и его преемников. Между тем начальник имперского финансового ведомства в Италии Александр, резиденция которого находилась в Равенне, заслужил от историка Рима Ф. Грегоровиуса такой характеристики: «вампир, лишенный совести». «Остроумные греки, – пишет далее тот же автор, – за его находчивость, так как он надумал обрезать золотые монеты, называли его псалидион, то есть ножницы» . Этот Александр распорядился прекратить возобновленную Теодорихом Великим бесплатную раздачу хлеба неимущим римским гражданам. Тотила обещал городскому пролетариату бесплатное снабжение хлебом, а рабам – свободу. Отличаясь от местных жителей вероисповеданием, Тотила гарантировал православному населению полную религиозную свободу.

http://pravoslavie.ru/72805.html

4. В этом же году у короля Хильдеберта родился второй сын, которого воспринял от купели Веран, епископ Кавайона 1423 , и нарек его Теодорихом. А епископ этот обладал в то время даром большой чудотворной силы, так что часто, осенив больных людей крестным знамением, он с Божьей помощью тут же возвращал им здоровье. 5. Тогда же появилось множество знамений. Так, в домах некоторых лиц сосуды оказались испещрены неведомо какими знаками, которые никак нельзя было ни соскоблить, ни оттереть. А началось это чудо в области города Шартра и, распространившись в области Орлеана, дошло до области Бордо, не минуя ни одного города, расположенного между ними. В октябре месяце в виноградниках после сбора винограда мы заметили новые ветви с уродливыми гроздьями. А на деревьях появились новые побеги и новые плоды. Со стороны севера вспыхнули лучи. Некоторые утверждали, что они видели, как из облака выскользнули две змеи. Другие говорили, что неожиданно исчезла вилла с хижинами и людьми. Появилось много других знамений, которые обычно возвещали или смерть короля, или бедствия страны. В этом году сбор винограда был незначительным: был избыток воды, шли непрерывные дожди; и реки переполнились водой. 6. В том году в городе Type появился один человек по имени Дезидерий, «который выдавал себя за кого-то великого» 1424 и утверждал, что он может творить много чудес. Кроме того, он хвастался тем, что связан с апостолами Петром и Павлом, [небесными] гонцами. Поскольку меня в ту пору не было в городе, то к нему стекалось большое количество простого народа, приводящего с собой слепых и увечных 1425 , которых он старался вылечить не святостью, но обманными приемами черной магии 1426 . В самом деле, паралитиков или имеющих другую какую-либо немощь он приказывал насильно распрямлять, чтобы таким приемом вылечить тех, кого он был не в состоянии выправить даром божественной силы. И вот одни его помощники хватали человека за руки, другие – за ноги и так тянули в разные стороны, что, казалось, лопались сухожилия, и так как те не выздоравливали, их отпускали еле живыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Полуримлянин по крови и по воспитанию, Хильдерих склонялся к принятию Православия, чем навлек на себя вражду со стороны ревнителей арианства. Кроме того, он переориентировал внешнюю политику: разорвав союзнические отношения с остготским королевством, он стремился к сближению с империей. Вдова его предшественника и двоюродного брата Трасамунда Амалафрида, сестра короля остготов Теодориха Великого, была взята под стражу, а все готы, находившиеся в Карфагене и других городах Африки, были перебиты. Их обвинили в заговоре против короля вандалов. В знак признания своей юридической зависимости от правительства в Константинополе Хильдерих приказал чеканить на монетах портрет императора Юстина. В противоположность деду Гензериху, Хильдерих по своему характеру лишен был качеств воина и полководца – настолько, что, по словам Прокопия, он «даже не хотел, чтобы до его слуха доходили разговоры о войне» . Войсками вандалов командовал его племянник Оамер. В сражении с маврусиями из Бизакии, предводителем которых был Антала, вандалы потерпели поражение. Неудача не способствовала популярности короля, и в 530 году он был свергнут в результате заговора, устроенного правнуком Гензериха Гелимером. По возрасту он был наследником короля, но не хотел дожидаться своей очереди, тем более что был не намного моложе его, так что вполне мог и не пережить Хильдериха. Вместе с Хильдерихом были схвачены и брошены в темницу военачальник Оамер и его брат Евагей. Узнав о низложении и заточении своего союзника и, юридически, вассала, Юстиниан направил Гелимеру послание, в котором предлагал ему компромиссный выход из сложившейся ситуации: «Ты поступаешь безбожно и противно завещанию Гизериха, держа в заключении старика, твоего родственника и царя вандалов… силою захватив власть, хотя немного спустя ты смог бы получить ее по закону. Не продолжай же дальше действовать преступно и не заменяй имени царя прозвищем тирана… Но позволь ему, каждую минуту ожидающему смерти, сохранить видимость верховной власти, а сам действуй во всем, как подобает правителю… Если ты поступишь так, то и от Всемогущего получишь милость, и от нас дружбу» .

http://pravoslavie.ru/60748.html

Ходячее непонимание Византийской истории главным образом обязано невниманию к огромности периода, обнимаемого ею, и к тем существенным различиям, какими характеризуются разные эпохи и династии. Весь период от первого Константина до последнего почти равняется периоду от Ромула до Феодосия Великого. Вторжение крестоносцев в 1204 году разрушило Константинополь, и с этих пор до взятия турками он оставался только слабым обломком прежнего. Уже во время первого крестового похода, на столетие ранее, он был разорен набегом манжуров. Но и та эпоха, в течение которой Византия была передовой твердыней цивилизации, – гражданской, военной и интеллектуальной, – простирается от царствования Юстиниана (527 г.) до смерти Константина VIII (1028), образуя собой период в пять столетий, т. е. много больше, чем весь период римской республики. На эти пять столетий падает ряд сменяющихся эпох блеска и упадка, поразительной энергии и окончательного разложения. Правители так же резко отличались один от другого, как Траян от Нерона или Гонория; одно время столь же мало походило на другое, как век Августа на век Катона или Теодориха. Были здесь эпохи удивительного возрождения при Юстиниане, Ираклии, Льве Исаврянине, Василии Македонянине, Никифоре Фоке и Василии II Болгаробойце. Были и эпохи упадка и разложения при преемниках Ираклия, Ирины и Константина VIII. Один тот период, к которому будет обращено наше особенное внимание, – период от возвышения Исаврийской династии (717) до смерти Василия II (1025), – обнимает собой более трех столетий. За все это время Римская империя на Босфоре оставалась самой твердой и культурной силой в мире, и на ней основывалось будущее цивилизации. Своим значением она обязана была тому обстоятельству, что за пять первых столетий средневековья, образующих переход от политеизма к феодализму, главное наследство материальной и интеллектуальной цивилизации сохранялось в непрерывной и ничем не нарушаемой жизненности именно в империи, раскинувшейся кругом Пропонтиды, – что в течение всей этой эпохи, полной бедствий и нестроений для прочих стран Европы, южный и восточный берег Италии, Греция и ее острова, Фракия, Македония и Малая Азия вплоть до Евфрата оставались неприкосновенными и пользовались полным миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Когда гунны под рук. Аттилы вторглись в Галлию (451), Л. отправился навстречу им и просил не разорять Трикассы. Согласно Житию, вождь гуннов был готов выполнить его просьбу при условии, что епископ будет сопровождать его к р. Рейн. Во время похода Аттила слушал поучения Л., к-рые ему переводил некий Хунигазий. Достигнув берегов Рейна, гунны освободили епископа. В Житии не упоминается о поражении, к-рое гунны потерпели от рим. полководца Флавия Аэция и вестгот. кор. Теодориха I в битве на Каталаунских полях (451). После этого сражения гуннам пришлось отступить к Рейну. В более поздней легенде говорится о том, что Л. молился о спасении Трикасс от нашествия варваров и ангел велел ему послать к гуннам пресв. Мемория, 2 диаконов, субдиакона и 12 детей, только что принявших крещение. Все они, кроме субдиак. Максимиана, приняли мученическую смерть, но землетрясение, к-рое последовало за их казнью, заставило врагов обратиться в бегство (об этом сообщается в Мученичестве Мемория - BHL, N 5915; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 101-104). Получив свободу, Л. отправился на гору Латиск (Латискон; ныне Ласуа близ Шатийон-сюр-Сен), расположенную в 45 милях от Трикасс. Епископ намеревался построить там крепость и переселить в нее свою паству, но никто за ним не последовал, поэтому через 2 года он покинул это место. Выбор горы Латиск для строительства нового города трудно объяснить, т. к. это место находилось в диоцезе Лингоны (ныне Лангр), вне юрисдикции Л. Возможно, у епископа там были земельные владения. Покинув Латиск, епископ отправился в Матискон. По пути он исцелил парализованную женщину близ Алезии (ныне Ализ-Сент-Рен), а в Матисконе, где Л. жил в собственной усадьбе, он исцелил немую девушку. В Житии сообщается также об исцелениях «светлейшего мужа» (clarissimus) Клавдия, сына некоего Германиана, носившего титул «великолепный муж» (vir spectabilis), и «светлейшей» матроны, родственницы пресв. Рустика. По-видимому, Клавдий и не названная по имени матрона принадлежали к высшей провинциальной знати. В Житии сообщается о том, что Л. пользовался всеобщим уважением; его авторитет признавали даже варварские вожди. Так, он убедил короля алеманнов Гебавульта оставить в покое жителей Бригонского (Брионского) пага. По мнению Круша, Гебавульта следует отождествить с королем алеманнов Гибульдом, к-рый, согласно Житию св. Северина, притеснял жителей Батавии (ныне Пассау). Нек-рые исследователи полагали, что этот эпизод был заимствован галльским агиографом из Жития Северина, другие считали, что речь идет о разных варварских правителях (см.: Cr é t é -Protin. 2002. P. 142-143).

http://pravenc.ru/text/2110896.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010