Даже до сей поры, когда влияние европейцев на Востоке сделалось так сильно, а власть мусульман так ослабилась, мы знаем про внутренность мечети Омаровой только по неверному описанию Али Бея 51 . Сказывают, что Бурхарт, знаменитый путешественник и ориенталист, сроднившийся с восточными обычаями до такой степени, что он был признан арабами за шейха, посещал мечеть Омарову, но мы не имеем его описания. Г-жа Бельзони, переодетая в мусульманское платье, в 1818 году быстро пробежала часть мечети Омаровой, волнуемая страхом, и все, что сказала об ней, также совершенно неверно. Но то, что мы знаем положительного об этой мечети, заимствовано у медика Ричардсона, который видел эту мечеть втайне, находясь в служении при муселиме Иерусалимском. Из старых описаний самые лучшие принадлежат Вильгельму Тирскому и отцу Рогеру; но они мало удовлетворительны. Новейший путешественник, Трапист, отец Жерамб, бывший в Иерусалиме за один год до меня, отвергая рассказываемые ему басни о камне, держащемся на воздухе в мечети Эль-Сахара, делает свои предположения, каким образом этот камень может быть утвержден в потолке, чтоб производить таковой оптический обман, – и тому подобное… Я имел случай осмотреть обе мечети, находящиеся в ограде храма Соломонова: Омарову – Эль-Сахару, и другую, называемую Эль-Акса, которая обращена в мечеть из древней церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Мое описание не может быть обстоятельно, потому что в один час времени я не мог вникать в подробности, но по крайней мере оно будет верно. Скажу прежде о случае, доставившем мне туда вход. В бытность мою в Египте я пользовался чрез г-на Дюгамеля благосклонностью нынешнего властителя Востока Мегмета-Али; на возвратном пути моем из Нубии я встретил его в последний раз в Монфалуте. При свидании моем с ним я получил от него несколько рекомендательных писем в Сирию, и между прочими одно особенное письмо к паше Сирийскому Шерифу, его зятю, пребывающему в Дамаске. По счастливому стечению обстоятельств Шериф-паша во время моего пребывания в Иерусалиме прибыл туда для набора рекрутов и расположился лагерем у стен города.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Мощи К. в Антиное видел один из составителей «Истории Александрийских патриархов» - александрийский диак. Мавхуб ибн Мансур ибн аль-Муфарридж (XI в.). Согласно сведениям копт. свящ. Абу-ль-Макарима , автора полного перечня современных ему егип. храмов и мон-рей (сост. в 1177-1204), мощи К. имелись не только в Антиное, где со временем возник посвященный ему мон-рь, но и в мон-ре его имени в Асьюте. Этот же писатель сообщает о др. храмах во имя К. Один из них был построен в правление фатимидского халифа аль-Амира (1101-1130) в квартале Хамра-эль-Вуста в Фустате, на земле, выкупленной христианами у племени бану фахм. Др. храм (придел?), посвященный К., располагался на нижнем этаже ц. св. Онуфрия в этом же квартале; он сгорел вместе с основным храмом во время городского пожара 1169 г., но впосл. был восстановлен. Мон-рь во имя К. существовал в обл. Кена: со временем он пришел в запустение, но был возрожден богатым купцом из г. Кифт. Абу-ль-Макарим также упоминает церкви, посвященные К., в Деласе (совр. мухафаза Бени-Суэйф) и близ г. Кус (мухафаза Кена). Энкомий Фойбаммона Ахмимского был произнесен в день освящения храма К. в сел. Пневит (Плевит; ныне Банавит, к югу от Тахты, мухафаза Сохаг). Как считает О. Мейнардус, в VI-XI вв. центр почитания К. находился в Антиное, а к XII в. или позже переместился выше по течению Нила. О празднике в честь К., к-рый отмечался в Эр-Рифа-эль-Гарби близ Асьюта, упоминает аль-Макризи (см.: The Churches and Monasteries. 1895. P. 344; о церквах во имя К. в этом селении и в сел. Шандавиль близ Сохага см.: Clarke S. Christian Antiquities in the Nile Valley: A Contribution towards the Study of the Ancient Churches. Oxf., 1912. P. 210, 213; из этих церквей происходят 2 рукописи, положенные в основу каирского издания агиографического «досье» К.). По сведениям Мейнардуса, мощи К. имеются в посвященной ему церкви (Абу-Клог) в сел. Эль-Фант (мухафаза Бени-Суэйф), где его память совершается 3 мехира (28 янв.) и 20 паоне (14 июня) (см.: Meinardus O. F. A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999. P. 211). О существовании мест почитания К. в др. городах Египта свидетельствуют их упоминания в надписях V-VIII вв. (см.: Papaconstantinou. 2001. P. 123-124).

http://pravenc.ru/text/1841814.html

Колоннады состоят из 3 колонн, а поперечный неф образуется промежуточной колонной. С вост. стороны к храму примыкают 3 прямоугольные апсиды, образующие 3 алтаря, 2 из к-рых посвящены Пресв. Богородице и 1 (южный) - арх. Михаилу. Над центральным алтарем возведен небольшой купол. Как обычно, все 7 колонн в интерьере различны по размеру и стилю и являются сполиями; 3 алтаря отделены от храма деревянными преградами; в интерьере находятся иконы XVIII-XIX вв. Коптские храмы в других районах К. Церковь и монастырь св. Мины (Мар-Мина) в Фум-эль-Халиг (в Эль-Хамра). Находится в 2,5 км к северу от Ст. Каира, в том месте, где в X в. была основана новая столица Египта Эль-Кахира. По сообщениям Абу-ль-Макарима (нач. XIII в.) и аль-Макризи (XV в.), храм основан в нач. VIII в. Церковь была первым христ. храмом, выстроенным за пределами Ст. Каира и Фустата, что стало причиной недовольства части мусульман и столкновения между нек-рыми араб. кланами и эмиром Египта. В 725 г. церковь была разрушена, но в 735 г. отстроена вновь. Впосл. храм неоднократно разрушался и восстанавливался. Небольшие части самого раннего здания VIII в. сохранились в алтаре. Совр. вид храм приобрел в XI-XII вв., хотя в XX в. несколько раз ремонтировался. В XI в. крыло сев. нефа было передано в пользование арм. общине, к-рая в то время особенно активно развивалась в К. Армяне отделили неф стеной и сохраняли это помещение за собой до 1926 г., когда оно было возвращено коптам. В 1164 г. храм был частично разрушен, после чего его перестраивали. Разбитые колонны были заменены квадратными столбами, возведены купола; после перестройки храм освятил коптский патриарх Иоанн VI (1189-1216). Храм пострадал от погрома в 1321 г., но вскоре был восстановлен. При патриархе Вениамине II (1327-1339) в храм были перенесены мощи вмч. Мины, издавна почитавшиеся в его мон-ре близ Александрии, к-рый к тому времени был почти заброшен. Мощи св. Мины почивают в сев. части алтаря. Храм представляет собой традиц. 3-нефную базилику (20,5×15 м, высота 13,5 м) с 3 алтарями.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Существует трогательный обычай, особенно в Москве, в день Благовещения, как день возвещения свободы всему миру, выпускать птиц на волю. Простой народ почитает этот праздник, как один из самых больших; в этот день считают тяжким грехом заниматься хоть легкой работой; по верованию простолюдина, даже птица в этот день не вьет себе гнезда. Верят так же, что в день Благовещения, как и в другие великие праздники, играет солнце при своем восходе. Немало к этому дню приурочивают примет и наблюдений относительно будущей погоды и урожая. Кроме приведенных выше обычаев простого народа, в которых сказывается доброе намерение и отчасти своеобразная вера в Бога, как раздаятеля всех благ, существуют у злых людей злые суеверия, унижающие благость и правду Божию. Так, например, у воров существует такое грубое суеверие: если кому удается украсть накануне Благовещения, то целый год у того будет успех в воровстве 64 . Назарет и его святыни Изложив священное событие преславного Благовещения Пресвятой Богородицы, совершившееся в Палестине, в северной ее части – Галилее, в незначительном городе Назарете, считаем долгом дать некоторые сведения об этом священном городе. Назарет (у арабов «Эн–Назира») лежит на южном склоне горы «Джебель–эс Зих» частью в зеленой долине, частью живописно врезавшись в горную расселину, и служит участковым городом Акританского округа (местопребывание турец. «каймакама» и духовного муфти»). Считая в настоящее время до 10 000 жителей, из них две трети христиан, более 3 000 православных с митрополичьей кафедрой, остальные католики, мельхиты, протестанты и др.; евреи отсутствуют; при 1 700 мусульман город распадается на три квартала: православный (Харет–Эль–Рум) на севере и северо–востоке, «латинской» (Хар–Эль–Латин) на юге и западе, «магометанский» (Хар–эль–Ислан) на востоке (с большой мечетью и малой у Хана на дороге в Дженин). Во владении православных греков находятся: монастырь св. Архангела Гавриила с церковью Благовещения. Церковь эта построена на древних развалинах в конце 18 столетия. Снаружи она скромная и небольших размеров. Внутри очень богато украшена. Как церковь , так учрежденная здесь православная митрополия с странноприемницей находится в главной части города.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

КОЛЕНО XIV: Царь Димитрий I † 1155 Княжна Тамарь, за Шахом Ширванским КОЛЕНО XV: Царь Давыд III † 1155 Царь Георгий III † 1184. Женат на Гурандухте, дочери владетеля Осетинского Царевна Русудань старшая, за владетелем Хорасанским Царевна Русудань младшая, за Осетинским князем Джандероном (она была его 2-ю супругою) КОЛЕНО XVI: Царица Тамарь Великая † 1211, 1) за русским князем Юрием, племянником Великого Князя Андрея Боголюбского; 2) за Осетинским Князем Давыдом, сыном Князя Джандерона от 1-го брака и следственно пасынком тётки Тамари, Царевны Русудани младшей (см. выше.) – Некоторые грузинские летописцы показывают Джандерона внуком бежавшего в Осетию Князя Давыда, внука Царя Георгия I. Если их справедливы, то нынешние Князья Багратионы, Грузинские и Мухранские потомки в прямом мужском колене древних Багратидов: если же показания их ошибочны, в таком случаи род Багратидов пресёкся в 1184 году, с Царём Георгием III, и вышесказанные княжеские роды происходят от владетелей Осетинских. Мы не принимаем на себя решения этого вопроса КОЛЕНО XVII: Царь Георгий IV лаша † 1223, сын Царицы Тамари от второго брака ея с князем Давыдом. Царица Русудань, дочь Царицы Тамари от брака с князем Давыдом, и супруга Князя Могит-эль-Дина, сына Тугрул-Шаха, владетеля Арзерумского, из рода Сельджукидов КОЛЕНО XVIII: Царь Давыд V † 1269 Царь Нарин-Давыд IV; женат на дочери Греческого Императора Михаила дети Царицы Русудани и Князя Могит-эль-Дина Царевна Тамарь, за султаном Джелал-эль-дином КОЛЕНО XIX: Царевич Георгий Царь Димитрий II самопожертвователь 1289 Царь Вахтанг II † 1292 Константин I, Царь Имеретинский † 1327 Михаил, Царь Имеретинский † 1329, родоначальник царей Имеретинских, царствовавших в Имеретии до 1810 года, и родоначальник нынешних князей: Багратионов-Имеретинских и Багратионов-Давидовых КОЛЕНО XX: Царь Давыд VI Царь Вахтанг III Царевич Мануил Царевич Бабур Царевич Идигад Царь Георгий V блистательный КОЛЕНО XXI: Царь Георгий VI Царь Давыд VII † 1360 КОЛЕНО XXII: Царь Баграт V великий † 1395

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Следует отметить, что до времён крестовых походов за евангельский Эммаус принимался Никополь, находящийся в 36 км по длинной дороге  или в 26,5 км по короткой дороге  от Иерусалима. Об этом свидетельствовали Ориген, Евсевий Кесарийский, блж. Иероним Стридонский, прп. Исихий Иерусалимский, Созомен, а также различные описания паломников . Еп. Кассиан (Безобразов) сообщает: «Эммаус-Никополь был отстроен в III веке и в патристическую эпоху пользовался известностью» . В настоящее время «руины Эммауса (Никополиса) расположены в 26 км от Иерусалима, и среди них находится одна из древнейших построек в Святой Земле — византийская базилика середины IV b., а также мозаики виллы, служившей местом собрания первых христиан, и крестильный бассейн (баптистерий), высеченный в скале. Название города отразилось и в названии соседней арабской деревни Амвас» . Любопытно, что Иосиф Флавий в «Иудейской войне» (Война 7, 6, 6) пишет о военной колонии Аммаус (сейчас деревня Ха-Моца), основанной Веспасианом в 30 стадиях (6 км) к западу от Иерусалима. Однако отождествление Аммауса с Эммаусом едва ли возможно ввиду крайне малого его расстояния от Иерусалима : ни одна рукописная традиция не говорит о 30 стадиях. Со времён крестовых походов ещё как минимум два места стали отождествляться с евангельским Эммаусом : Сегодня только два места серьёзно претендуют на статус евангельского Эммауса — Никополь и Эль-Кубейбе. Для прояснения ситуации стоит сказать, что еврейский топоним «Эммаус» буквально означает «мать воды». В связи с этим главная проблема отождествления деревни Эль-Кубейбе с Эммаусом состоит в том, что в ней нет никакого источника воды . Кроме того, в древних источниках Эль-Кубейбе вовсе не упоминается. С учётом этих факторов наиболее вероятное место, соответствующее Эммаусу, — это Никополь. Так считает, между прочим, один из самых авторитетных библеистов конца XX — начала XXI века архим. Ианнуарий (Ивлиев) . Единственная проблема, на которую зачастую указывают учёные, — большая отдалённость Эммауса-Никополя от Иерусалима: 36 километров . Впрочем, эммаусские путники вполне могли, возвращаясь в Иерусалим, пойти короткой дорогой в 26 км и даже ехать верхом. Библеист И. Х. Маршалл замечает: «Хотя это расстояние велико, оно могло быть пройдено за один день, учитывая навыки жителей Палестины» . Действительно, в древности люди обладали удивительной для современного человека физической подготовкой. К примеру, ап. Павел во время 1-го миссионерского путешествия, не считая плавания и хождения по острову Кипру, прошёл не менее 1000 километров по трудной дороге, включавшей горные перевалы . В свою очередь, во время второго миссионерского путешествия он прошёл «не менее 2,7 тысяч километров пешком» .

http://bogoslov.ru/article/6174022

Глава 1. Иов – человек вполне благочестивый и благополучный: но сатана не верит в искренность праведности, завидует благополучию и, по допущению Господа Бога, разрушает счастье его Ст. 1. – Человек некий бяше во стране Авситидийстей, ему же имя Иов. Когда жил Иов, писатель книги не говорит точно; но отсутствие точных хронологических указаний есть обыкновенное явление в древних исторических повествованиях. Вероятно, эта книга написана была спустя немного времени после событий, изложенных в ней. Писателем ее, которому не было нужды указывать времени событии и называть себя самого, по всей вероятности, был именно сам Иов. За это ручаются подробное изложение, живая речь и священное (каноническое) достоинство книги. О том, что Иов не был лицом вымышленным, а существовал действительно (исторически), есть несколько вполне достоверных свидетельств. Пр. Иезекииль (14:14) ставит Иова примером благочестия и сравнивает его даже с Ноем и пр. Даниилом. Ап. Иаков ставит Иова в пример терпения, которым достигается блаженство ( Иак. 5:11 ). Даже Коран, священная магометанская книга, упоминает дважды об испытании великой праведности Иова и называет его «превосходным слугою» Бога. Где была страна Авситисиийская, в которой жил Иов? На географической карте в настоящее время нет такого наименования; это славянское слово произошло от греческого Αστιδις и еврейского «Уц». Земля Уц находилась на востоке Палестины, за Иорданом, и в позднейшие времена стала известна под именем Аврана. Иудейский историк Иосиф Флавий (1 в. по р. Хр.) согласно с книгою Бытия (10:23), говорит: «у Арама, от которого произошел народ арамейский, называемый у греков сирианами, было четыре сына, из которых первый – Уц основал Трахопитиду и Дамаск; находится же она между Палестиною и Целе Сирией (Древн. иуд. кн 1, гл. 6)». Это свидетельство подтверждают еще церковный историк 4 в. Евсевий, епископ кесарийский, и учитель церкви 4 в. блаженный Иероним . После них указание на страну Иова и его местожительства находится у средневековых писателей: Евгсзиппа, Сануто, Вильгельма, Тирского и у арабских: Эль Гамбели, Эль-Гамави, Эль-Макдези и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Последняя фаза развития церковной архитектуры Е. представлена простыми храмами на 4 опорах, к-рые относятся скорее всего ко времени мамлюков (1250-1517). Их наос имеет 9 почти одинаковых компартиментов, центральный из к-рых выделен повышенным и богаче декорированным куполом (CoptE. Vol. 2. Р. 554). Такова церковь мон-ря Дейр-эш-Шахид-Тадрус-эль-Мухариб близ Мединет-Абу (XIV-XV вв.), где зальный наос с 9 ячейками отделен от хуруса лишь 2 небольшими участками стен (к концу эпохи мамлюков хурус выходит из употребления, престол помещают в апсиду). Центральная часть хуруса выделена большим куполом. Позднее к храму с севера было пристроено 2 алтарные апсиды. Для ряда храмов Верхнего Е. XVI-XVII вв.- ц. св. Меркурия в Ахмиме (мухафаза Сохаг) и храмов мон-рей близ Ахмима: Восточного мон-ря св. Шенуды (Дейр-Анба-Шенуда-эш-Шарки), арх. Михаила (Дейр-эль-Малак-Микаил) и Пресв. Богородицы (Дейр-эль-Адра) - характерны 5-частные алтари с 3 купольными апсидами и 2 дополнительными помещениями по бокам. Поперечно ориентированный наос этих храмов имеет 3 нефа, разделенные 1 (при 6-частной схеме) или 2 (при 10-частной схеме) колоннами. Существуют и композиции с 5 и более апсидами ( Krautheimer. 1986. P. 307). Выделение купольных пространств в зап. нефе приводит к превращению традиц. для архитектуры христ. Е. базиликального здания в разделенную на равные купольные компартименты мечеть, что выводит поздние копт. храмы за рамки визант. архитектурной традиции (Ibid. P. 308). Лит.: Butler A. J. The Ancient Coptic Churches of Egypt. Oxf., 1884. Vol. 1; Clarke S. Christian Antiquities in the Nile Valley. Oxf., 1912; Quibell J. E. Excavations at Saqqara, 1908-1909. Le Caire, 1912. [Vol. 4]: The Monastery of Apa Jeremia; Monneret de Villard U., Patricolo A. The Church of Sitt Barbâra in Old Cairo. Florence, 1922; Monneret de Villard U. Les couvents prés de Sohâg (Deyr el-Abiad et Deyr el-Ahmar). Mil., 1925-1926. 2 vol.; idem. Il monastero di San Simeone presso Aswân. Mil., 1927; idem. Deyr el-Muharraqah.

http://pravenc.ru/text/187963.html

VII в. их становится больше, чем языческих. В крупнейшем городе плато Эль-Караке подавляющее большинство христ. надписей были сделаны не ранее VI в., древнейшая - в 449/50 г.; в Ареополе этих надписей нет вообще (епископ появился в Эль-Караке только в 536, в Ареополе - в 449). К югу от Эль-Карака найдено 48 датированных надписей, но первая христ. 505 г. Сходную картину дали Голаны. Сведения, почерпнутые из археологических раскопок, доказывают то, что христиане, язычники и иудеи жили вместе в районах, традиционно считавшихся исключительно иудейскими. Из надписей на общественных зданиях можно сделать заключение о большом количестве религ. зданий в городе: церквей, мон-рей, синагог иудеев и самарян. Но христ. объектов явно больше. По-своему рисуют жизнь христиан в Сиро-Палестинском регионе папирусы: в найденной в Нессане в 30-х гг. XX в. сумке с папирусами (512-689) были обнаружены списки Евангелия от Иоанна, Деяний св. Георгия, апокрифической переписки царя Авгаря, «Энеиды» Вергилия и греч. словаря к ней. Археология ранневизант. периода фиксирует развитие старых рим. архитектурных традиций, хотя и с нововведениями. Благодаря строительным надписям можно составить представление о периодах строительной активности: один приходится на правление императоров Анастасия I (491-518) и Юстиниана I (527-565), второй - Маврикия (582-602) и Фоки (602-610). Много надписей (особенно о строительстве церквей) относится к персид. периоду после 610 г., до сер. VII в. Строительство осуществляли как гос-во, привлекая армию, так и Церковь, муниципальные власти и частные лица. Надписи сообщают о возведении бань, водопроводов, библиотек, базилик, крепостей, постоялых дворов (с VI в. для паломников). Капернаум. Общий вид раскопок религ. сооружений ранневизант. периода: синагога и паломнический комплекс на месте " дома ап. Петра " Капернаум. Общий вид раскопок религ. сооружений ранневизант. периода: синагога и паломнический комплекс на месте " дома ап. Петра " Наличие базальта и известняка позволило быстро усвоить рим.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В 1500х годах Иоганн Тецель, немец из Нюрнберга, проезжая из Венесуэлы через Сантьяго, побывал в Эль-Кобре и установил, что здешняя руда содержит от 55 до 60 процентов меди. Вернувшись в Германию, он изучил искусство выплавки меди. В 1550 году Тецель вновь появился на Кубе, чтобы приступить к разработкам, но натолкнулся на сопротивление правителей острова, которые хотели, чтобы он поделился знаниями, приобретенными в Германии. Тецель согласился обучить рабов, но ему не повезло. Вначале ураган, а потом корсары безжалостно опустошили район Эль-Кобре и задержали начало работ. А в 1571 году Тецель умер, и только много лет спустя здесь началась разработка месторождения. Однако для паломников главной достопримечательностью Эль-Кобре являются не шахты, а церковь, именуемая Национальным храмом Кубы. Здесь хранится изображение Святой Милосердной Девы Марии. Как гласит предание, Святая Дева Каридад дель Кобре явилась в водах залива Нипе на востоке Кубы не то в 1600м, не то между 1620 и 1627 годами (точно не установлено). Два взрослых индейца и девятилетний негритенок, сидевшие в лодке, увидели, что по волнам залива плывет икона, укрепленная на небольшой доске. Приблизившись к ней, они прочли надпись: «Я — Святая Дева Милосердная (Каридад)». Вот еще одна версия этого предания. Она повествует о том, что несколько сотен лет тому назад три матроса оказались в лодке среди разбушевавшегося моря в бухте Нипе у северного побережья Кубы. Ветхое суденышко было уже на краю гибели, когда матросам явилась Дева Мария. Она ободрила их, придала силы в борьбе со стихией и помогла спастись. Каким же образом икона Божией Матери очутилась в столь отдаленном месте? Появление иконы Святой Девы Милосердной из Ильескас (Кастилия) связывают с именем испанского конкистадора Алонсо де Охеды — сподвижника Колумба, исследовавшего вместе с Хуаном де ла Косой и Америго Веспуччи побережье Венесуэлы и открывшего остров Кюрасао. Охеда в 1511 году жил среди индейцев южного побережья Кубы и оставил местному индейскому вождю (касику), принявшему христианство, икону. Касик долгие годы держал ее у себя, но, опасаясь, что вновь пришедшие белые отнимут у него икону, спрятал ее в лесной чаще, где берет свое начало река Майари. Там икона и находилась многие годы. А впоследствии дождевые потоки с гор вынесли икону в русло реки, и она явилась в заливе Нипе перед изумленными взорами рыбаков.

http://azbyka.ru/fiction/v-bolshoj-schas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010