Семьдесят толковников передают слово Элогим как θες (Феос, или Теос). Латинская Библия (Вульгата) именует Элогима Deus, немецкая – Gott, славяно-русская – Бог. Германская и славянская формы восходят к санскриту, к древнеиндийскому (арийскому) языку. Gott, видимо, от «гута», а Бог от «бхага». Бог (или бхага) – это богатый, податель всяческих благ. Эль, или Элогим – единый истинный Бог праотцов. От исходного праотеческого имени Божия Эль образовался ряд производных имен Божиих. Причем каждый раз это связано с определенным откровением Божиим. Бог, явившийся Аврааму, приобщает его к полноте Божества через многоразличие производимых от единого имени имен. Производные от Эль имена Божии Эль Элион Аврааму, возвращавшемуся с победоносной войны над Кедорлаомером и бывшими с ним царями, встретился некий загадочный царь Салимский Мелхиседек, вынесший ему навстречу хлеб и вино и благословивший праотца. О царе Мелхиседеке было известно, что он был священник Эль Элиона (Бога Всевышнего) ( Быт. 14:18 ). (Эль Элион) означает «Бог Всевышний». Над ханаанскими богами и идолами возвышался Эль Элион, Бог Всевышний, Он был над всеми и над всем. Среди ханаанских капищ в Салиме (будущем Иерусалиме) уже тогда, и еще до Авраама, Мелхиседек возносил жертвы Богу Всевышнему. Руками Мелхиседека от Эль Элиона Авраам благословляется и получает хлеб и вино. Эль Элион – Тот, Который над всеми, выше всех. В Израиле ныне есть авиакомпания – (Эль аль), что значит «Над нами Бог», или точнее: «Бог над...». Над городами и селениями земли летит самолет, а над всеми – Бог, Бог отцов, Эль Элион. Эль Рой Агарь-служанка, беременная Измаилом, бежит от притеснений Сарры. И нашел ее Ангел Ягве у источника воды в пустыне, у источника на дороге в Суру в Северной Аравии. Там, явившись, Ангел Ягве, Слово Единого Бога, говорит ей о имеющем родиться от нее сыне. И нарекла Агарь Ягве, Который говорил с ней, сим именем: Эль Рой (Ты Бог, видящий меня) ( Быт. 16, 7. 13 ). (Эль Рой) или Бог Видящий. Всевидящее, Недремлющее Око взирает на все происходящее в поднебесной, на все пути человеческие, на всё вообще. Оно заметило и эту несчастную женщину в пустыне. Оно возвращает ее к своей госпоже в дом праотца Авраама. И теперь Бог Авраама Единый Эль, Всевышний Эль Элион, будет именоваться и Эль Рой, Бог Видящий. Так с начала через таинственного священника, а потом через отверженную служанку восполняется имя Бога Авраамова, Явившегося ему в Уре Халдейском.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

С учетом библейских указаний, что К.-В. находился около юж. границы Ханаана (Числ 34. 4), на границе Иудеи (Нав 15. 3; ср.: Иез 47. 19; 48. 28, где он упоминается в описании идеализированной эсхатологической земли), исследователи полагали, что объект мог быть где-то на востоке, на полпути от Мёртвого м. до дельты Нила (т. е. Вади-эль-Ариш) ( Rainey, Notley. 2006. P. 121). В этом районе, примерно в 19 км к юго-востоку от совр. сел. Эль-Кусейма, Х. Трамбулл в нач. 80-х гг. XIX в. обнаружил источник Кадейс. В качестве аргументов в пользу идентификации этого места с библейским К.-В. он указывал на сходство звучания араб. названия источника Кадейс с библейским наименованием и на то, что вокруг источника находится пышный оазис, соответствующий, по его мнению, библейскому описанию ( Trumbull. 1884; Cohen. Did I Excavate. 1981). В наст. время здесь лишь небольшой пруд, окруженный пустынной землей, поэтому считается, что Трамбулл слишком романтизировал это место в своем описании. В 1905 г. Н. Шмидт ( Schmidt. 1910) предложил для идентификации с К.-В. другое место, к северо-западу от источника Кадейс,- водный источник Эль-Кудейрат и ближайший к нему телль (Телль-эль-Кудейрат) ( Rainey, Notley. 2006. P. 121; Manor. 1992). В 1914 г. археологическую разведку местности произвели Ч. Л. Вулли и Т. Э. Лоренс, к-рые исходили из того, что многочисленный народ Израиля во время пребывания в К.-В. занимал обширный район с пастбищами для скота. Таким, по их мнению, мог быть только район близ совр. Эль-Кусейма с неск. источниками: Эль-Кудейрат, Кадейс и небольшими Эль-Кусейма и Эль-Мувейла ( Tabachnick. 1997). Местоположение библейского К.-В. исследователи также связали с источником Эль-Кудейрат - крупнейшим не только из вышеуказанных, но и вообще на Синае (в наст. время из него получают 40 куб. м воды в час) ( Manor. 1992; Rainey, Notley. 2006). Оазис вокруг источника, по убеждению Вулли и Лоренса, был достаточно богат растительностью, чтобы обеспечить пропитанием людей и скот на очень долгое время ( Tabachnik. 1997). Решающую роль в этой идентификации сыграло обнаружение рядом с источником телля с остатками крепости (К.-В. в поздние времена израильской истории был хорошо укрепленным городом), под к-рой, как считали исследователи, могли быть остатки построек времени Моисея. С тех пор идентификация Телль-эль-Кудейрат с библейским К.-В. стала общепринятой ( Manor. 1992; Rainey, Notley. 2006).

http://pravenc.ru/text/Кадеса-Варни.html

Ориентация на топонимический анализ и установление связи совр. араб. названий с упомянутыми в Библии еврейскими была абсолютизирована в разработках Олбрайта и его школы во 2-й трети ХХ в., на их гипотезах основаны мн. совр. пособия по Г. б. Если ученые XIX в. имели в распоряжении топонимику и данные поверхностных разведок, то в 1-й пол. ХХ в. к этому добавилась керамическая стратиграфия, позволившая датировать уровни обживания памятников. Однако увеличение археологических данных зачастую приводило к тому, что падала обоснованность идентификаций библейских мест. Мн. гипотезы и мнения не выдержали со временем критики (напр., утверждения Олбрайта, что Давир не может лежать южнее Хеврона, т. к. там нет подходящих памятников, что Хирбет-Сеймуния нельзя отождествить с Симооном (Συμοων) из LXX Нав 19. 15). Становится ясно, что с учетом всего множества данных вне библейских и археологических источников установление географического положения библейских объектов не всегда надежно и понять смысл и генезис наименования, фиксируемого в XIX-XX вв., зачастую не удается. Большое количество первичных определений, к-рыми оперирует совр. Г. б., введено в научный оборот исследователями XIX в. без проверки. Гипотетические отождествления могут переходить из области дискуссии профессионалов в учебную, справочную и популярную лит-ру. Так случилось с ошибочным отождествлением Телль-эль-Фулль с Гивой Сауловой и со знаменитым Телль-эль-Хеси. Ранние исследователи (У. М. Питри , Ф. Дж. Блисс ) считали его Лахишем, но, когда получила распространение т. зр., что Лахиш - это нынешний Телль-эд-Дувейр, Олбрайт предложил считать Телль-эль-Хеси Еглоном ; однако др. исследователи (Нот, А. Ф. Рейни и др.) полагали, что Еглон - это Телль-Этон (между Лахишем и Хевроном), и не приняли новой версии; в итоге Телль-эль-Хеси, большой укрепленный центр Ханаана, остался не отождествленным с определенным библейским городом. Эти проблемы хорошо иллюстрирует дискуссия о завоевании и заселении Ханаана на рубеже бронзового и железного веков. Места мн. городов из списка, приводимого в Книге Иисуса Навина, идентифицированы с высокой степенью уверенности и отчасти раскопаны, но они не дают материалов эпохи, с к-рой соотносят завоевание Ханаана. Среди них такие памятники, как Арад , Хисбан, Иерихон (уничтожен в сер. XVI в. до Р. Х., есть слабые следы обживания в сер. XIV в. до Р. Х. и в раннем железном веке), Гай , Гаваон, Иерусалим (заселен в позднебронзовом или в начале железного века, но следов захвата израильтянами не обнаружено), Иармуф , Хеврон (заселен в конце бронзового - начале железного века, нет следов захвата), Вефиль (многократно подвергался уничтожению в конце бронзового - начале железного века). Т. о., из названных в Библии городов только археология Лахиша и Асора позволяет более-менее уверенно соотносить их с рассказом о завоевании Ханаана.

http://pravenc.ru/text/162155.html

Почти столетие после экспедиции Блисса — Макалистера Телль эс-Сафи практически не привлекало внимания. Отчасти это можно объяснить тем, что до 1948 года на вершине холма находилась арабская деревня со своими кладбищами, и археологов ждали мощные напластования Средневековья и Нового времени. Это, однако, не смутило известного израильского генерала Моше Даяна, взявшегося за незаконные любительские раскопки. Результаты, как и следовало ожидать, оказались плачевными... Только в 1996 году экспедиция во главе с Ареном Майером из Университета Бар-Илан при участии сотрудника Еврейского Университета Адриана Боаса возобновила исследования древнего памятника. Сюрпризом для них стало то, что участок был заселен почти непрерывно от периода халколита (IV тысячелетие до н.э.) до наших дней. Удалось определить, что площадь древнего города в Телль эс-Сафи была в четыре раза больше, чем предполагалось, и лишь частично перекрыта наслоениями последующих эпох. Широкомасштабные раскопки начались в 1998 году и продолжаются по сей день. Они дали возможность сравнить два поселения: Телль Микну (Екрон) и Телль эс-Сафи. Получившаяся картина поразила: на протяжении Железного века (1000 — 586 гг.), и особенно в филистимлянский период, история двух поселений отражалась как будто зеркально. Большое количество ранней филистимлянской посуды в развалинах древнего Екрона указывают на его важность в 1200 — 1000 годах до н.э. В Телль эс-Сафи эта керамика, напротив, малочисленна. Следующий этап жизни обоих поселений схож, от него осталось огромное количество бихромной керамики. Около 1000 года до н.э., однако, Екрон переживает упадок, от которого оправляется лишь после 721 года, когда ассирийцы разгромили Северное Израильское Царство. Телль эс-Сафи же, напротив, процветал в X и IX веках и был разрушен на рубеже IX и VIII веков. Пожар был такой силы, что стены одних построек спеклись, а других просто расплавились. Этот слой стал настоящим подарком для археологов. В нем сохранилось все, что было в помещениях на момент гибели: сотни сосудов, остатки ткацких станков и утвари. Найдены были культовые предметы, представлявшие собой лопатки коровы с гравированным орнаментом. Они имеют эгейское или кипрское происхождение, однако до сих пор попадались в гораздо более древних слоях, XIII — XI веков. Их открытие в Телль эс-Сафи показывает сохранение филистимлянских религиозных традиций до позднего железного века.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1982). Гераса - это Джараш ( Kraeling. 1938), расположена на холмах Галаада; граница с землями Филадельфии проходит по притоку Иордана, р. Иавок (совр. Эз-Зарка). Оба города находятся на главной дороге, проходящей с севера на юг по освоенным районам Иорданского плато ( Bauzou. 1988). Территорию Герасы отделяли от Геннисаретского оз. земли Гадары и Гиппоса. Гадара ( Wagner-Lux. 1982) располагалась в районе совр. Умм-Кайса на левом берегу р. Ярмук (притоке Иордана). На правом берегу Ярмука располагались купальни на горячих источниках Эммафы. Гиппос находился на вост. берегу озера, на месте совр. урочища Калъат-эль-Хусн (EAEHL. Vol. 2. P. 521-523), где в последнее десятилетие проводятся успешные раскопки ( Segal, Eisenberg. 2006). Абила, возможно Куайлиба, находится к востоку от Гадары ( Euseb. Onomast. 32. 16). Капитолиаду помещают в Бейт-Рас (Иордания, севернее Ирбида). Рафана (ср. Рафон - 1 Макк 5. 37) - возможно, Эр-Рафе - в 13 км к северо-востоку от Шайх-Саада в Сирии ( Bietenhard. 1977. S. 223); иногда допускают, что Рафана - это буд. Капитолиада ( Jones. 1971. P. 259). Для Диона, к-рый Птолемей помещает между Пеллой и Гадарой ( Ptolem. Geogr. V 14. 8), предлагались в Иордании Кафр-Абиль восточнее древней Пеллы, Телль-эль-Хусн юго-восточнее Ирбида и даже далее к юго-востоку, Эль-Мафрак и Рихаб, но наиболее вероятным местом является Телль-эль-Ашари в Сирии, ок. 15 км к северо-западу от Даръа, где найдены 2 бронзовые монеты из Диона. Канафу обычно идентифицируют с Эль-Канаватом в горах Эль-Араб (Эд-Дуруз), но монеты Канафы датированы эрой Помпея, в то время как надписи из Эль-Канавата - годами правления рим. императоров, что плохо согласуется с традициями Д. ( Rey-Coquais. 1982). Археологически район Эль-Канавата - сельская среда, куда следы эллинистической культуры проникают не ранее кон. I в. до Р. Х. ( Sartre. 1987). Лит.: Kraeling C. H. Gerasa, City of the Decapolis. New Haven, 1938; Seyrig H. Antiquites syriennes//Syria. 1950. Vol. 27. P. 53; idem. Temples, cultes et souvenirs historiques de la Décapole//Ibid.

http://pravenc.ru/text/Десятиградие.html

На северо-востоке его обрамляют сложившиеся из известняка и серпентинов Оманские горы (Джебель-эль-Хаджар) с обрывистыми склонами, каньонами, карстовыми провалами и пещерами. Они состоят из островершинных и скалистых хребтов Эль-Хаджар-эль-Гарби, Эль-Джебель-эль-Ахдар и Эль-Хаджар-эш-Шарки, к-рые полукругом возвышаются параллельно берегу Оманского зал. (наивысшая точка - гора Эш-Шам, 3350 м). Спускаясь на восток от их крутого подножия к морю, на северо-запад от Маската тянется узкая низменность Эль-Батина. Ее плодородные земли наряду с отрогами Джебель-эль-Хаджар столетиями служили очагом оседлого земледелия, основанного на развитой ирригации. Западная и южная подошвы массива Эль-Хаджар переходят в засушливые гравиевые и песчаные равнины Эз-Захиры, Эш-Шаркии и Эль-Вусты, к-рые смыкаются с грядами дюн Руб-эль-Хали (на западе) и с плато Дофар (на юге). Рек с постоянным течением нет; сухие русла (вади) наполняются водой после дождей. Растительность почти на всей территории пустынная и полупустынная; на высоте 1000-1500 м расположены участки листопадных лесов (оливы, монотека, додонея), ниже -редколесья с саваннами из акаций, прозописа, фиги и молочаев, выше - заросли можжевельников, часто с оливой; в руслах вади луга перемежаются с солончаками. Для плато Дофар эндемично ладанное дерево, с древнейших времен являвшееся одним из важнейших экспортных товаров О. Климат тропический, крайне жаркий и сухой, с частыми песчаными бурями, кроме побережья, где весьма высока влажность. В Маскате средняя температура янв. составляет +21°С, июля - +32°С; во внутренних районах континентальность усиливается. Осадки выпадают нерегулярно: на севере - гл. обр. зимой, на юге - летом; на равнинах - ок. 125 мм, в горах - до 500 мм в год. Население Население составляет 4,6 млн чел. (оценка на 2017 г.), из к-рых 28% - мигранты из различных стран Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Филиппины). 80% населения - арабы (включая иммигрантов из Египта и Иордании). Большинство коренных оманцев сохранили родоплеменное самосознание и принадлежат к 2 конфедерациям - юж.

http://pravenc.ru/text/2578387.html

О. считается основателем библейского археологического движения. Особенно примечательно то, что, используя методы нем. радикальной библейской критики и основываясь на результатах своей археологической работы, он пришел к выводу, что библейские источники в целом довольно достоверны. О. поощрял публикации, к-рые иллюстрировали, помогали понять и в конечном счете подтверждали данные библейских источников. Так, он настаивал на том, что в целом картина книги Бытия - исторична, и нет причин сомневаться в общей точности биографических деталей (напр., таких исторических фигур, как Авраам). Аналогичным образом он утверждал, что археология доказывает историчность кн. Исход и завоевания Ханаана, описанные в книгах Иисуса Навина и Судей. Первые раскопки О. провел на Телль-эль-Фуль (1922), к-рый он идентифицировал как библейскую Гиву Саулову, затем в течение 4 (вместе с М. Г. Кайлом) сезонов раскопок на Телль-Бейт-Мирсим (1926, 1928, 1930, 1932) он отождествил этот телль с библейским Давиром (Дебиром) (Кириаф-Сефер). Эти работы и публикации материалов в 1932 г., а также инновационный подход к обработке керамики закрепили за О. репутацию ведущего специалиста-археолога. Созданная им хронология (публикации 1926-1933 гг.) керамики железного и бронзового веков, несколько скорректированная в последующие десятилетия, не утратила актуальности и по-прежнему используется учеными. О. вслед за У. М. Питри , впервые предпринявшего попытку датировать палестинскую керамику, разработал систему керамических типов II и раннего I тыс. до Р. Х., способствовавшую углубленному подходу к изучению керамики. Он установил новые стандарты для публикации найденных артефактов: внимание уделялось не только целым сосудам, но также и их фрагментам, профили предметов рисовали с большой точностью, делали качественные фотоснимки. Типология О. послужила началом систематического исследования библейских памятников Палестины, а впосл. и вост. берега Иордана, изученного его учеником Н. Глюком . О. принял участие в экспедициях в Беф-Цуре (1933) и Вефиле (1934), еще раз исследовал Телль-эль-Фуль (1933) и копал на Хирбет-эль-Адар (1934), присоединился к экспедиции, работавшей в Петре. Последние его раскопки были в Сарабит-эль-Хадиме (Синайская пустыня) (с У. Филипсом, 1947-1948) и в вади Байхан (Йемен, 1949-1951).

http://pravenc.ru/text/Олбрайтом.html

до Р. Х. Была обнаружена небольшая толстостенная квадратная в плане крепость, окруженная казематной стеной, к-рая характерна для мн. построек времен Единого царства (Мегиддо, Асор, Гезер). Строительным материалом служили сырцовые кирпичи. Более поздний слой, видимо относящийся к VIII-V вв. до Р. Х., представлял собой укрепленное поселение с мощными стенами, сложенными из сырца, и двойными воротами, обращенными на юг, к морю. По версии археологов, здесь мог находиться крупный центр по переработке медной руды, доставлявшейся из месторождений в долине Араба и на Синайском п-ове. Впосл. после интенсивного исследования медных копей и металлургического производства региона эти предположения были опровергнуты (см., напр.: Kenyon K. M. Archaeology in the Holy Land. L., N. Y., 19794. P. 254). Видимо, укрепленное поселение служило важным адм. центром, где морской путь пересекался с сухопутными торговыми дорогами, ведущими из Аравии к Средиземноморскому побережью. На складах Телль-эль-Хелейфе могли храниться товары, пришедшие по морю или готовящиеся к погрузке. Важнейшей находкой этого слоя следует считать перстень-печать с царским именем Иоафам VIII в. до Р. Х. На каменной печати изображено рогатое животное и бронзовый слиток. В наст. время выводы по результатам раскопок в Телль-эль-Хелейфе подвергнуты серьезному пересмотру. Наиболее полный критический анализ работы экспедиции Глюка был выполнен в нач. 90-х гг. XX в. Г. Пратико. Совр. исследователи справедливо указывают на небрежность Глюка в сборе и документировании материальных свидетельств, на избирательность в сборе керамических образцов, являющихся основой всякой археологической датировки. Так, древнейший слой поселения в Телль-эль-Хелейфе, отнесенный Глюком ко времени правления царя Соломона, представлен исключительно образцами лепной керамики, происходящей из пустыни Негев. Образцы сосудов иудейского гончарного производства, позволяющие точно датировать слой, не были сохранены экспедицией. Сравнительный архитектурный анализ древнейших построек Телль-эль-Хелейфе и крепостей периода Единого царства, обнаруженных в пустыне Негев, также заставляет усомниться в выводах Глюка.

http://pravenc.ru/text/182173.html

«Такие монументы, как «Стела Стервятников», являются пропагандой. На них всегда изображается могущественный правитель, который побеждает своих врагов, маленькие люди позади него – его войско, а также поверженные вражеские солдаты с отрубленными головами. Это очень шаблонно», — объясняет Селовер. Но если исследователи правы насчет «Белого памятника», то он окажется первым физическим свидетельством кровопролитных битв эпохи раннего бронзового века. В 1990-х годах засыпанный песком «Белый памятник» возвышался над хлопковыми полями, практически ничем не отличаясь от образовавшихся естественным путем дюн. «Это была просто огромная куча грязи», —вспоминает Портер. – «Но, когда на неё падал солнечный свет, насыпь искрилась белым цветом благодаря гипсу и мергелю, использовавшимися в Месопотамии в качестве строительных материалов. Тем самым холм заслужил свое прозвище». Большой сверкающий холм находился в нескольких сотнях футов от обширных руин древнего поселения. Энн Портер и её команда раскопали оба места и назвали «Белый памятник» «Северный Телль Банат», а руины — «Южный Телль Банат». Хотя в XX веке Южный и Северный Телль Банат выглядели как два отдельных холма, в третьем тысячелетии до нашей эры они являлись единым архитектурным комплексом, занимавшим более 70 акров. В пределах Южного Телль Баната археологи обнаружили древний город: здания, улицы, гончарные мастерские и каменную гробницу. «Белый памятник», или Северный Телль Банат, был исключительно погребальным курганом, возвышавшимся прямо за городскими стенами. «Где бы мы ни применяли кирку и шпатель, мы обнаружили нечто поистине выдающееся», — вспоминает Портер. – «Вся территория Телль Баната была обширным местом раскопок, над которым можно было работать всю жизнь». Однако древнее поселение, наряду с более чем десятком других мест, находилось в зоне запланированного затопления, устраиваемого для создания ГЭС Тишрин, строившейся в 1990-х годах. Археологи раскопали и задокументировали всё, что успели найти, и перевезли находки в хранилище, прежде чем воды затопили древние памятники, а также современные деревни в этом районе.

http://sedmitza.ru/text/10022744.html

Было уже поздно, когда я возвратился в Каир. Мечети Каира Халиф-эль-Моэзз-ле-дин-Аллах, третий из племени фатимитов, которые выводили род свой от дочери Магомета Фатимы, и основали новое государство в Африке, отделил Египет от престола Абасидов, и, желая сравниться с ними столицею, создал Каир. Визирь его, Каид Гухар, покоритель Египта, основал в 370 году эгиры сию новую столицу, недалеко от Вавилона и слободы ибн-Тулуна. Древнее имя всего Египта Маср, с присоединением прилагательного эль-Кагира (победоносный), перешло к ней вместе с престолом; но она только, под названием эль-Масра, известна народам Азии и Африки. Если пышный Багдад мог иметь соперника, то один только Каир был в силах бороться с ним великолепием и даже затмит его; ибо ныне Багдад опустел, а Каир еще в полном цвете. Со времени основания своего не преставал он расширяться, так что стены, которыми был обнесен чрез два века спустя, по воле знаменитого Саладина, находятся ныне во многих местах внутри города, равно как и некоторые из семидесяти его ворот. Каир отчасти образует четвероугольник, хотя неправильный, наполненный тысячью извилистых улиц и закоулков, иногда столь тесных, что два человека могут только идти в них рядом. Город сей, вполне достойный своей знаменитости, разделен на множество кварталов, заимствующих имена свои от больших мечетей или известнейших базаров, которых считается до шестидесяти, даже самые лучшие улицы идут промеж лавок. Одних фонтанов и колодцев, блестящих мраморными столбами и раззолоченными решетками, находится в нем слишком шестьдесят, не считая менее украшенных: более ста бань, внутри великолепно убранных мрамором; и в сей толпе общественных заведений, существует одна только больница, эль-Мористан, ныне пришедшая в упадок. Но из сонма бесчисленных зданий столицы, меж коими не отличаются красотою дома богатых шейхов и шерифов, или старшин, мечети все затмевают своим величием и, по роскоши зодчества, кажутся чуждым созданием гениев, в сей массе человеческих творений. Они одни остались истинными памятниками славы арабов, которые подобно древним грекам, будучи беспечны к собственным своим жилищам, истощили для храмов все свое искусство и богатство. Из четырехсот мечетей столицы, четыре особенно огромны и великолепны: Тулуна, Гакима, Гассана и эль-Асхар. Сей последней мне не удалось видеть, равно как и других менее знаменитых: эль-Гасанейн, эль-Мористан, султана Баркука, эль-Мойед, Шейкуна, эль-Гури, эль-Эхрофиэ, Сунхера, султана Калауна в вышгороде и Дагера вне города. Говоря о мечетях, нельзя не заметить, что в арабах гораздо более терпимости, нежели в турках: я не мог ни одной посетить в Царьграде, а был напротив того днем, во всех главных святилищах Каира, даже во франкском платье, не смотря на приглашение Мегемета Али надеть турецкое. Его страж и деньги повсюду открывали мне вход, и народ был покоен, чего нельзя было бы ожидать от турок, всегда непокорных и буйных.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010