Основание и происхождение: Рассматриваемая территория состоит из четырех участков, один из которых известен под названием «Хакурет-эль-Бурдж» (сад при башне); второй – под названием «Хакурет-эль-Дали», – оба принадлежат учредителю на основании официального документа, выданного вышеупомянутым судом 15 Зилка’де 1290, подписанного судьей (в то время), покойным Мохамедом Хейр-уль-Сах-эль-Ариани, скрепленного его печатью, а также на основании двух основных документов Тапу, за 1 и 2, внесенных в реестр в декабре 1289; третий, известный под названием «Хакурет Вади-Кельт», был куплен им у Мохамеда, сына Сабаха, из Иерихона, на основании основного и временного документов 1, зарегистрированных в январе 1290, и четвертый – известный под названием «Хакурет-аль-Сабах» и купленный им у Сабаха, сына Ибрагима Хамада, из Иерихона, на основании основного и временного документов 1, зарегистрированных в реестре в марте 1300. Все деревья, строения и стены земельного участка, названного «Хакурет-эль-Бурдж», находящегося напротив входа в крепость Иерихон на северной стороне, площадь которого измерена и составляет два данума, исходя из соответствующего протокола. Этот описываемый участок ограничен с других сторон улицами и приобретен им у Давида, сына Хассана Джебе и Саламе, сына Раби, оба – жители Иерихона, на основании основного и временного документов 62, зарегистрированных в реестре в марте 1300. 4 . Айн-Карем (Пустынь святого Иоанна) Все деревья, сооружения и стены большого земельного участка, находящегося за пределами деревни Айн-Карем, составляющего часть вакуфных земель учредителя на юго-западе и расположенного рядом с разрушенным монастырем на южной стороне. Описываемый участок окружен с четырех сторон стенами и содержит: различные деревья, четырнадцать домов, каждый из которых снабжен цистерной для хранения дождевой воды, помещения и комнаты, а также другие постройки, возведенные на законных основаниях, большую цистерну, дом на южной стороне, с двумя жилыми помещениями – одно из которых находится в нижнем этаже, а другое – в верхнем, расположенная на западном конце участка так называемая эль-мантара (сторожевая башня) 850 , цистерна напротив вышеназванных помещений на восточной стороне, а также другая, расположенная ниже предыдущей, на северо-западной стороне. Все эти сооружения и насаждения были построены и посажены учредителем вакуфа на его собственные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

ЭЛЬ – общесемитское наименование Божества (ср. Илу Илум, Аллах). В Ветхом Завете оно употребляется редко (напр., Числ.12:13 ) и иногда обозначает языческих богов (напр., Исх.15:2 ). Этимологически слово Эль происходит от понятий «сила», «могущество». Оно входит во многие теофорные имена (Израиль, Иезекииль, Илия, Иерусалим и др.). ЭЛЬ ШАДДАЙ – столь же редкая форма, обычно переводимая как Бог Всемогущий ( Быт.17:1 ). Возможно, такое имя означало «Бог Горы» (в Сирии «Гора Севера» обозначала местопребывание Божества). ЭЛЬ ЭЛИОН («Бог Всевышний») встречается преимущественно в поэтических текстах Ветхого Завета (напр., Пс.7:18 ). Первое упоминание этого имени Бога мы находим в Быт.14:18 , где сказано, что священником Эля Элиона был Мелхиседек, ханаанский царь Салима (Иерусалима?). В ханаано-финикийском языке к богу Ваалу прилагается сходное наименование Алийян, что значит «сильный». ЭЛЬ РОЙ – Бог Видящий ( Быт.16:13 ), было, вероятно, также одним из древних наименований Божества. САВАОФ – Бог Сил. Так Его называют ангелы в видении пророка Исаии. Одно из самых частых имен Бога в Писании. ЭЛОХИМ, или ЭЛОГИМ, является именем во множественном числе, образованным от ЭЛОАХ, архаического имени Божьего, употреблявшегося в священной поэзии (в том числе в Книге Иова). Наряду с именем ЯХВЕ, слово Элохим является наиболее употребительным в Ветхом Завете, начиная с Книги Бытия (в синодальном переводе «Бог»). Предполагается, что им предпочитали пользоваться в Ефреме. Множественная форма слова Элохим почти повсюду согласуется с единственным числом. Исключение составляют те редкие места, где «элохим» обозначает сонм небесных сил (напр., Пс.8:6 ). АДОНАЙ (евр. «Господин мой», церк.-слав. – «Господь») также является общесемитским наименованием Божества (в греч. варианте Адонис). В Септуагинте оно переведено как «Кириос», и ради благоговения этим словом заменялось произношение свящ. имени ЯХВЕ (как в синодальном и многих других европейских переводах). ЯХВЕ – условное произношение священного имени, с которым Бог открылся Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Пресв. Богородицы (Канисат-эр-Рум - «церковь ромеев») на горе Эль-Мукаттам рядом с резиденцией халифа (Ibid. P. 58). Там же располагался правосл. мон-рь Эль-Кусайр, настоятелем которого на рубеже VIII и IX вв. был Евстафий (впосл. Александрийский патриарх). Он построил в монастыре ц. св. Апостолов и епископскую резиденцию (Ibid. P. 52). Хотя после восстановления правосл. Александрийского Патриархата (731) Патриарший престол оставался в Александрии, центр церковной жизни мелькитов, как и коптов, постепенно перемещался в Фустат. Главы христ. общины Фустата были недовольны избранием патриарха Евтихия (933-940). Большую часть времени он, видимо, пребывал в Фустате и лишь перед смертью вернулся в Александрию. Иерусалимские патриархи Х в. Христодул и Иосиф скончались в Фустате, куда приезжали по делам Церкви, и были погребены в ц. св. Феодора. После побед над мусульманами визант. армии Никифора Фоки в 960 и 961 гг. в Фустате прошли погромы христиан. Правосл. ц. арх. Михаила в Каср-эш-Шамъа трижды была разграблена и осквернена; пострадали мн. храмы коптов и 2 церкви несториан, к-рые, следов., также имели свою общину и храмы в егип. столице. В 969 г. Египет был захвачен армией шиитской династии Фатимидов , к-рые провозгласили себя халифами и стремились к ниспровержению суннитского халифата Аббасидов в Багдаде. В 969 (или 970) г. полководец Фатимидов Джаухар основал в нескольких километрах к северу от Фустата новый военно-адм. центр - дворцовый комплекс с казармами и мечетью, обнесенный стенами из кирпича-сырца, получивший название Эль-Кахира. В течение неск. столетий Фустат и Эль-Кахира развивались параллельно. Фустат оставался центром ремесел и торговли. Путешественник XI в. Насир-и-Хусрау писал об исключительно высокой плотности населения в этом городе, о домах в 14 этажей, о переполненных рынках, о деловой активности торговцев. Эль-Кахира оставалась местом жительства халифа и элиты, где располагались гос. учреждения ( Насир Хосров [Насир-и-Хусрау]. Сафар-намэ: Книга путешествия.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

В дневниковых записях русского паломника сначала упоминаются те обители, которые были основаны к югу от Фаюма. Так, близ деревни Сермент-эль-Гебел он посетил монастырь св. Георгия, «перестроенный коптами и заваленный разными хлевами и хижинами» 606 . Вот как выглядел в те годы интерьер храма этого монастыря. « Церковь в нем довольно светла; свет падает из купола; церковь высока; в ней есть две мраморные колонны, коих верхняя половина отбита, а прочие колонны по обе стороны церкви двойные, т. е. две круглые колонны тонкие стоят рядом и тесно друг подле друга на одном базисе; на сих колоннах покоятся арки, – пишет о. Порфирий. – Иконостас деревянный, чистый; храмовая икона большая – св. Георгия на белом коне, в большом киоте с колонночками на левой стороне церкви. Священников двое. К монастырю принадлежит ближняя деревня» 607 . К юго-западу от Фаюма находится древний монастырь Алнаклун, основанный, по преданию, в VII веке. В обители есть две старинные церкви, а позади монастыря имеются несколько пещер, в которых когда-то жили местные насельники. Архимандрит Порфирий посетил этот монастырь – «Богородицкий, близ деревни Лязеп, на Фаюмском поле». В большой церкви он видел «девять колонн, по три в ряде». В обители в те годы был один священник; незадолго до визита русского гостя монастырь был восстановлен из развалин. «Через двор – другая церковь , во имя Макария абу-Сифет, вновь сделана 19 лет назад», – сообщает о. Порфирий, добавляя при этом: «Близ сего монастыря есть много древних катакомб или подземелий; ибо они устроены в подземной скале, покрытой песком и поверхностью почти равняющеюся Фаюмскому полю. В этих катакомбах похороняются копты» 608 . Близ Фаюма находятся еще два старинных коптских монастыря: Эль-Азаб и Эль-Моллак. Дейр-эль-Азаб находится в восьми километрах от Фаюма и доехать туда можно на микроавтобусе. Основанный в XIII веке, он находится в деревушке Эль-Азаб, отсюда и его название. Здесь сохраняются мощи местного подвижника – св. Авраама, скончавшегося в 1914 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Основание и происхождение: Рассматриваемая территория состоит из четырёх участков, один из которых известен под названием «Хакурет-эль-Бурдж» (сад при башне); второй – под названием «Хакурет-эль-Дали», – оба принадлежат учредителю на основании официального документа, выданного вышеупомянутым судом 15 Зилка’де 1290, подписанного судьёй (в то время), покойным Мохамедом Хейр-уль-Сах-эль-Ариани, скреплённого его печатью, а также на основании двух основных документов Тапу, за 1 и 2, внесённых в реестр в декабре 1289; третий, известный под названием «Хакурет Вади-Кельт», был куплен им у Мохамеда, сына Сабаха, из Иерихона, на основании основного и временного документов 1, зарегистрированных в январе 1290, и четвёртый – известный под названием «Хакурет-аль-Сабах» и купленный им у Сабаха, сына Ибрагима Хамада, из Иерихона, на основании основного и временного документов 1, зарегистрированных в реестре в марте 1300. Все деревья, строения и стены земельного участка, названного «Хакурет-эль-Бурдж», находящегося напротив входа в крепость Иерихон на северной стороне, площадь которого измерена и составляет два данума, исходя из соответствующего протокола. Этот описываемый участок ограничен с других сторон улицами и приобретён им у Давида, сына Хассана Джебе, и Саламе, сына Раби, оба – жители Иерихона, на основании основного и временного документов 62, зарегистрированных в реестре в марте 1300. Айн-Карем (Пустынь святого Иоанна) Все деревья, сооружения и стены большого земельного участка, находящегося за пределами деревни Айн-Карем, составляющего часть вакуфных земель учредителя на юго-западе и расположенного рядом с разрушенным монастырём на южной стороне. Описываемый участок окружён с четырёх сторон стенами и содержит: различные деревья, четырнадцать домов, каждый из которых снабжён цистерной для хранения дождевой воды, помещения и комнаты, а также другие постройки, возведённые на законных основаниях, большую цистерну, дом на южной стороне, с двумя жилыми помещениями – одно из которых находится в нижнем этаже, а другое – в верхнем, расположенная на западном конце участка так называемая эль-Мантара (сторожевая, башня), цистерна напротив вышеназванных помещений на восточной стороне, а также другая, расположенная ниже предыдущей, на северо-западной стороне. Все эти сооружения и насаждения были построены и посажены учредителем вакуфа на его собственные средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Открытия в Эль-Арадже, сделанные в предыдущие годы, включают церковь, остатки деревни, которая была обитаемой с первого века до нашей эры по третий век нашей эры, а также множество рыболовных снастей — именно этого и следовало ожидать, если бы кто-то нашел еврейскую рыбацкую деревню римского периода. Раскопки церкви выявили, среди прочего, три надписи, одна из которых содержала обращение ни к кому иному, как к святому Петру. Преобладание доказательств привело Нотли и Авиама к выводу, что это было не что иное, как «Церковь Петра», церковь Апостолов в деревне Вифсаида. Само название Эль-Арадж может служить подтверждением того, что это место, а не какое-либо другое, было Вифсаидой, предполагает Нотли. «Эль-Арадж» означает «хромой человек», и он утверждает, что книжники перепутали название «Вифсаида» («рыбацкая деревня») с Вифездой, где Иисус исцелил хромого человека в Иерусалиме. В самых первых греко-христианских рукописях, посвященных чудесам Иисуса, сбитые с толку переписчики начали называть Бет-Зету (Вифезду) в Иерусалиме Вифсаидой, и каким-то образом Вифсаида приобрела ассоциацию с «хромым человеком». Добавим, что раскопки в Эль-Арадже продолжаются, несмотря на начало войны 7 октября в Секторе Газа и отъезд иностранных добровольцев, уехавших сразу после начала боевых действий. В частности, за это время археологи раскопали две ступени апсиды. Открытия этого сезона включают в себя тот факт, что церковь прослужила дольше, чем предполагалось. Судя по всему, церковь действовала сотни лет, с конца пятого по восьмой век. Длительная деятельность храма подчеркивает его важность в раннехристианском мире. «Это было настолько важно, что они инвестировали в несколько этапов развития и сохранения», — говорит Нотли. В подтверждение версии о том, что Эль-Арадж был Вифсаидой, домом апостолов, также приводят мнение, что, возможно, это была не самая ранняя церковь в городе. «Рядом с базиликой растет эвкалипт. Большой. Нет, эвкалипт не является родным для Израиля. Их завозили из Австралии с идеей «осушить болото», начиная с 1880х годов, и чем меньше об этом будут говорить, тем лучше», — отмечают археологи.

http://azbyka.ru/news/v-izraile-najdeny-...

Весть о чудесной находке разнеслась по острову. Возник культ почитания иконы, и с тех пор каждый год тысячи паломников стали стекаться в местечко Эль-Кобре, куда был перенесен чудотворный образ. Увеличивались пожертвования, и со временем на эти средства был выстроен собор, высящийся на холме у подножия горы. Сюда постоянно приезжают богомольцы, чтобы предстать перед иконой Божией Матери со своими бедами и страданиями. Те же, кто не находит сил отправиться в путь, сооружают миниатюрные домашние алтари и с любовью украшают их. Эрнест Хемингуэй, долгие годы проживший на Кубе, хорошо знал об этой национальной святыне. В августе 1956 года в Гаване состоялось чествование нобелевского лауреата. Хемингуэй отобедал в кругу более чем полутысячи кубинцев. В конце обеда писатель обратился к почитателям с краткой речью и подтвердил то, что он заявил еще два года назад: «Хочу передать медаль, полученную мною вместе с Нобелевской премией по литературе, в дар нашей Деве Каридад дель Кобре, покровительнице этой страны, которую я так люблю». А вскоре медаль была вручена Гаванскому архиепископу для передачи ее в дар собору Эль-Кобре. …Паломники, прибывающие в Эль-Кобре, направляются к собору, возвышающемуся над городком. Городок можно обойти за полчаса; это несколько асфальтированных улочек, незатейливые одно- и реже двухэтажные домики под красной черепицей, много зелени. Дорога по перекинутому через ручей легкому мостику ведет в гору. У самого подножия горы — церковь, не очень большая, но очень нарядная и ухоженная. Это и есть собор Эль-Кобре, где хранится икона Святой Девы Марии Милосердной. Широкая и довольно высокая каменная лестница ведет к главному входу. Особенно много паломников бывает здесь 7 и 8 сентября — на празднике в честь чудотворной иконы. В эти дни на лестнице и вокруг самой церкви, как говорится, банану негде упасть. Но и в обычные дни здесь довольно многолюдно. В Эль-Кобре нет ни единого уголка, арки, входа в дом, где бы ни стояли импровизированные алтари с изображением Святой Девы Каридад.

http://azbyka.ru/fiction/v-bolshoj-schas...

В 1577 г. Эль Греко переехал из Италии в И., где его «Триумф имени Христа» одобрил кор. Филипп II, дав художнику надежду на получение места придворного живописца. Однако недовольство короля необычной картиной «Мученичество св. Маврикия» (1580-1582, Эскориал) отстранило Эль Греко от двора, и он поселился в Толедо. Первые толедские работы (картины для алтаря ц. Санто-Доминго-эль-Антигуо (1577-1579, центральная композиция «Вознесение Марии» в Ин-те искусств, Чикаго), «Эсполио» («Срывание риз с Христа») для сакристии Толедского собора (1578)) уже отрицают нормы классической традиции: в них больше экспрессии, фигуры напоминают языки пламени свечи, все формы представлены в искажении ракурсов снизу вверх, лица деформированы. Св. Троица. 1632–1636 гг. Худож. Хосе Рибера (Прадо, Мадрид) Св. Троица. 1632–1636 гг. Худож. Хосе Рибера (Прадо, Мадрид) Слава художника в Толедо и за его пределами достигла вершины после создания в 1586-1588 гг. для приходской ц. Санто-Томе картины «Погребение сеньора Оргаса», за основу к-рой Эль Греко, некогда иконописец, взял правосл. иконографию «Успение Пресв. Богородицы» (Богоматерь на ложе, апостолы вокруг Нее, Иисус Христос принимает в руки Ее душу). В кон. 90-х гг. XVI - нач. XVII в. художник создал неск. алтарных ансамблей (для капеллы Сан-Хосе в Толедо, 1597-1599; в церкви госпиталя Каридад в Ильескасе, пров. Толедо, 1600-1603; для коллегиума августинцев в Мадриде, 1596-1605), камерные и лиричные композиции «Святого семейства» (госпиталь Сан-Хуан-де-Афуэра в Толедо, 1590-1595, Прадо, Мадрид; Художественный музей, Кливленд), множество образов святых, мучеников, аскетов, подвижников, в т. ч. серию «апостоладос» - изображения апостолов (1605-1610, сакристия собора в Толедо; 1610-1614, дом-музей Эль Греко в Толедо), а также портретов, отличающихся психологической индивидуальностью и остротой характеристик (портрет главного инквизитора Ниньо де Гевары, атрибутируется также как портрет кард. Сандоваля-и-Рохаса, 1601, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; портрет поэта-мистика Ортенсио Парависино, 1609, Музей изящных искусств, Бостон, и др.).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

500 чел.). Мелькитский собор ап. Павла на Хариссе. 1962 г. (Статистика за 2013) в Л. представлен гл. обр. Восточными католическими Церквами . Традиционно в стране доминировала христ. община маронитов, в наст. время составляющая Маронитскую католическую Церковь . Резиденция ее архиерея - Антиохийского маронитского патриарха - находится в Бкерке. В Л. действуют 4 патриарших еп-ства (подчиняются непосредственно патриарху): Джубба (Хадат-эль-Джубба), Згарта-Ихдин, Сарба и Джуния (всего ок. 150 приходов, ок. 410 тыс. чел.); 4 архиеп-ства: Антильяс (93 прихода, 250 тыс. чел.), Бейрут (127 приходов, 232 тыс. чел.), Триполи (125 приходов, 144 тыс. чел.), Сур (22 прихода, 42 тыс. чел.); 5 епископств: Эль-Батрун (66 приходов, 70 тыс. чел.), Баальбек-Дайр-эль-Ахмар (34 прихода, 45 тыс. чел.), Джубайль (86 приходов, 185 тыс. чел.), Сайда (104 прихода, 155 тыс. чел.), Захле (33 прихода, 49 тыс. чел.). Марониты сосредоточены в Вост. Бейруте, а также в секторе от Бейрута до Триполи (районы Кесруан, Джубайль, Эль-Батрун, Бшарри). Мелькитская католическая Церковь представлена митрополией Бейрут и Джубайль (121 приход, 200 тыс. чел.), митрополией Сур (11 приходов, 3 тыс. чел.), в подчинении к-рой находятся архиепископства-суффраганы: Банияс (др. названия - Панеада, Кесария Филиппова; 11 приходов, 2,5 тыс. чел.; центр - Марджъуюн), Сайда (53 прихода, 32 тыс. чел.), Триполи (15 приходов, 10 тыс. чел.), а также 2 архиеп-ствами: Баальбек (7 приходов, 20 тыс. чел.), Захле и Эль-Фурзуль (39 приходов, 150 тыс. чел.; в подчинении патриаршей епархии-митрополии в г. Дамаск (Сирия)). В Бейруте находятся престолы патриарха армян в Киликии (см. Армянская католическая Церковь ; 7 приходов, ок. 12 тыс. чел.) и Сирийского патриарха Антиохии и всего Востока (см. Сирийская католическая Церковь ; 5 приходов, в 2010 - ок. 14,5 тыс. чел., в 2013 - ок. 100 тыс. чел.). Халдейская католическая Церковь представлена Бейрутским еп-ством в юрисдикции Вавилонского патриархата (3 прихода, ок. 20 тыс. чел.). Католики латинского обряда образуют апостолический викариат в Бейруте (8 приходов, ок. 10 тыс. чел.). Протестантские церкви, деноминации и секты

http://pravenc.ru/text/2463663.html

Часть I. Индивидуально-естественный (частный) быт Индивидуально-естественный или частный быт древних евреев в значительной степени обусловливался особенностями той страны, в которой они жили, когда были носителями теократии. Глава I. Страна, где жили древние евреи и ее природа. § 27. Название страны, где жили др. евреи. Страна, где жили евреи, как носители теократии, была указана их праотцам самим Богом ( Быт. 12:1, 7–9 ; Исх. 3:7–8 ; Втор. 7:1 ; И. Нав. 24:1–8 и др.). В Св. Писании и других древних письменных памятниках эта страна имеет различные названия. В Пятикнижии Моисеевом она называется «земля ханаанская» (эрец-кенаан) (ср. Быт. 12:5 ; 13и др.) и «земля евреев» (эрец-гаибрим) (ср. Быт. 40:15 ); в исторических и пророческих книгах «земля Израилева», (эрец-исраэл» или «адмат-исраэл», γν σρα λ, ( Мф. 2:20 и др.), а также «земля Господня» ( Ос. 9:3 ) и «земля святая» («адмат-гаккодеш») ( Зах. 2:16 ); после вавилонского плена «земля Иудина» («эрец-Иегуда») ( Неем. 5:14 ), «земля обетованная», γν τς παγγελ ας (ср. Евр. 9:9 ) и Палестина ( Παλαιστνη). Из внебиблейских письменных памятников в ассирийских клинообразных памятниках она называется «страна амореев» («мат-амурру») или «страна хеттеев» («мат-хатти»), в египетских иероглифических надписях – «страна Ханаан» («Па-Канаан»), в тель-эль-амарнских таблицах – «Ханаан» («Кинагги» или «Кинагни»), у греческих писателей – «Палестина», у И. Флавия и Павзания очень часто «страна евреев» ( χρα τν βραων), у христианских писателей обыкновенно – «Палестина» или «святая земля». § 28. Границы Палестины Палестина, как страна древних евреев, занимала южную третью часть восточного побережья Средиземного моря. Точнее границы Палестины определяются следующим образом. Северная граница начиналась немного севернее г. Тира, южнее потока Леонта, иначе Литани (нар-эль-казимийэ), и направлялась к древнему Лахису, иначе Дану (разв. «Телль-эль-кади»). Правда, в Св. Писании (ср. Чис. 34:8 ; И. Нав. 13:5 ; Суд. 3:3 ) северная граница Палестины полагается несколько дальше, до самого Эмафа (совр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010