Исцеление слепой и немой Мадиха Мохамед Саид, девушка 20 лет, из Хельмийского педагогического института в Каире (Кантерет, Гамра, 8, Дахер, Каир, удостоверение личности 16306, Дахер) потеряла зрение и дар речи после нервного припадка, происшедшего с нею после того, как она внезапно узнала, что ее не переводят на III курс института. Отец и братья возили ее в Гэлальскую больницу в Баб-Эль-Шаария в Каире, затем в другую больницу Омм-Эль-Масрейен, но оказалось, что не было даже надежды на излечение. Некоторые другие окулисты, такие как доктор Фарес Самани, доктор Мохаммед Абд-Эль-Фатс, не могли ничем помочь ей. В отчете доктора Самани констатируется, что болезнь возникла в результате тяжелого нервного потрясения, после которого она потеряла дар речи и зрения. 4 июня 1968 г. Мадиха была доставлена двумя ее братьями Махмудом и Ахмадом Саид в храм Коптской церкви в Зейтуне. Братья-мусульмане молились за свою любимую сестру, прося заступления Благословенной Девы Марии. Они даже просили священника помолиться за сестру. Она почувствовала, что стоит в храме перед коптским священником, совершающим службу Святой Марии, Матери Иисуса Христа. Мадиха говорит, что затем она увидела видение Пресвятой Девы прямо перед собой и громко закричала: «Дева! Дева!» Это было действительно чудесно. Немая в присутствии всего собора священников и множества народа заговорила. Затем ее поставили перед микрофоном, чтобы она по радио прямо в церкви рассказала, как она благодарна Пресвятой Деве за возвращение ей дара речи и зрения после того, как она была слепая и немая. Слава Господу и заступничеству Пресвятой Девы, чудеса и благодарения Которой так поразили христиан и мусульман! Пресвятая Лева Мария исцеляет парализованную У госпожи Махмуд Шукри Ибрагим (девичье имя которой Иншерах Амин Эль-Найад), жены господина Махмуда Шукри Ибрагима, контролера Департамента дорог и мостов (ул. Абдель-Ахман Эль-Баркоуки, 13, Миниал-Эль-Рода, Каир), была тяжелая форма паралича, и она исцелилась, посетив Зейтунский храм 30 апреля 1968 г. после того, как отчаялась во всех способах лечения, потеряв вообще всякую надежду на исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Стены, окружающие в настоящее время Иерусалим, были воздвигнуты Сулейманом в 1534 году и, кажется, близко отвечают стенам, защищавшим город в эпоху крестовых походов. Они имеют тринадцать метров вышины и один метр толщины, снабжены башнями и бастионами. В них существуют семь ворот, из которых двое заложены. Первые, на север, – Дамасские (Баб-эль-Амуд по-арабски), чрез них идет путь в Наплузу, Назарет и Дамаск. Они укреплены лучше других. Вторые, по направлению к северо-востоку – Иродовы (Баб-эль-Загери), лет двадцать тому назад замурованные; они средней величины, с маленькой башней. Третьи, на восточной стороне – Св. Стефана (Баб-Ситти-Мариам, «ворота Богоматери Марии» по-арабски, – так как они ведут к гробнице Богоматери), так названные в память первомученика, побитого на этом месте камнями. Четвертые – Золотые, более других замечательные своими украшениями. Чрез них имел торжественный въезд в Иерусалим Христос. Они с давних пор заложены, ибо, по поверью мусульман, чрез них войдет в Иерусалим будущий завоеватель. Пятые – ворота Беззакония (Баб-эль-Мокгарибег). Они находятся над Силоамским источником и, приблизительно, в центре древней Тиропеонской долины. Шестые – Сионские (Баб-эль-Неби-Дауд – «ворота Пророка Давида»). На западной стороне стены находятся только одни, седьмые, ворота – Яффские (Баб-эль-Халиль – «Хевронские»). Чрез эти ворота идет дорога в Вифлеем и Хеврон, а вправо отделяется путь в Яффу. Возле ворот находится крепостца Эль-Каляг – старинный замок пизанцев, остаток крестовых походов, называемый обыкновенно башней Давида. Иерусалим представляет удлиненную, по направлению от севера к югу направленную трапецию; чрез нее проходят три главные улицы. Первая идет от Яффских ворот к востоку. Она оканчивается у ворот Харама (Омаровой мечети). Во времена крестовых походов она была названа Давидовой улицей. Вторая начинается от Дамасских ворот, проходит позади храма Гроба Господня, прорезывает город от севера к югу и оканчивается у Сионских ворот. По направлению ее идет Крестный путь. Небольшая Христианская улица отделяется от Давидовой и ведет к храму Гроба Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Иоанн Златоуст : «Когда ты слышишь, что Бог явился, не предполагай тут ничего земного, и не думай, (что можно) видеть телесными глазами божественное и бестелесное естество, но рассуждай обо всем благочестиво. Явися ему Бог, то есть, его сподобил откровения» 532 . Подобным образом разъясняет и св. Иоанн Дамаскин : «Авраам увидел, [но] не естество Божие – ибо Бога никтоже виде нигдеже – а образ Бога и, пав, поклонился» 533 . По св. Иоанну Дамаскину , Бог родил Своего единородного Сына, Свое Слово и Образ. Ветхозаветные Богоявления – это явления «образа и подобия Того, Кто намеревался в будущем явиться. Ибо Сын и Невидимое Слово Божие намеревалось поистине стать человеком... и быть видимым на земле». Явившись, Бог говорит Аврааму: Я – Бог Всемогущий . Это – откровение Божие Аврааму. Об этом Бог скажет Моисею: Я Ягве. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с (именем): Бог Всемогущий... ( Исх. 6:2 ). Слово с именем вставлено для смысла переводчиком. В тексте Торы его нет, ибо это еще не само имя Божие. Но это Его откровение праотцам. Бог Всемогущий, Эль-Шаддай – это и есть Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, Бог Единый. И.Ш. Шифман: «Здесь Яхве отождествляется с Богом Могучим (Эль-Шаддай) – одним из верховных богов сиро-палестинского пантеона; ср. Быт. 28:3; 35:11; 43:14; 48:3; 49:25 ; Исх. 6:3 . Слово Могучий (Шаддай) могло употребляться и без Бог. Почитание Могучего Бога (Шадид) имело место и в финикийской мифологии (Euseb., Praep. evang. 1, 10, 21)». Исключительность откровений Бога Эль-Шаддай Аврааму не исключала то праоткровение, которое, хотя и мифологизированно, сохранялось у идолопоклоннических племен земель Благодатного полумесяца, в которых жил и странствовал Авраам. Кстати, некоторые исследователи 534 в наименовании семитского бога (Эль-Шаддай), или просто (Шаддай), усматривают созвучие с наименованием высшего китайского божества Шан-ди. Удвоенное «д» в «Шаддай» может, ведь, и трансформироваться или прочитываться, как «нд», подобно тому, как в греческом «γγ» и в славянском «гг» прочитываются как «нг». Ушедшие от Вавилона на восток племена, составившие китайскую народность, могли сохранить память о Боге Эль-Шаддай, как высшем Божестве. Шан-ди китайцев – не память ли о Боге Авраама Эль-Шаддай?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Церковь первоначально была каменная, построенная в виде дома греками, жившими здесь еще до присоединения Крыма к России, и оставленная ими по выходе их в Мариуполь в 1779 году. Она освящена была во имя св. апостолов Петра и Павла и три раза была возобновляема: в 1808 г. переселившимися сюда новыми пришельцами из Молдавии, потом в 1821 г. и наконец не только обновлена, но и перестроена в 1858 г. русскими поселенцами из Малороссии. Но и эта церковь обветшала, и строится новая. В церкви есть несколько богослужебных книг, изданных в XVIII веке (Апостол, Евангелие, минея дванадесяти праздникам, ирмолог нотного пения, триодь постная и цветная). Богослужение совершает священник с вольнонаемным церковником. Содержание для священника – от казны 188 р. 16 к. и от прихожан 400 р. и 33 дес. земли. Помещение – в общественном доме. Приход – одно селение Мангуши. Прихожан 524+477=1001. Они говорят по-татарски не только с татарами, но и между собою. Дух. 4+6. – В Мангушах находится волостное правление, которому подведомы 4 селения: Мангуши, Биясалы, Саблы и Балточокрак и 24 деревни: Азек, Алма-Кермен, Базарджик, Бешуй, Биюк-Яшлав, Биэль, Каз-Биэль, Карагач, Карам, Кобаза, Коджук-эль, Кочкар-эль, Мулла-эль, Ойсуньки, Саков, Тав-Бадрак, Улаклы, Утешь-эль, Черкез-эль, Чистенькая, Чумакары, Шуры, Эдышь-эль и Ягмурча. Занятие – земледелие, садоводство, огородничество, табаководство и рубка и доставка леса. Но грунт земли каменист, с малым слоем чернозема, а потому и малоудобен для хлебопашества. Сеют рожь, пшеницу озимую, арнаутку и гирьку, овес, ячмень и просо. Садоводство же год от году падает. 8. Кача – в богатой растительностью и садами Качинской долине, при речке Каче, которая берет начало в горах между Бабуган-Яйлою и горою Потамис, принимает в себя несколько речек и ручьев и впадает в Черное море. В сухое время она становится ручьем. По берегам ее – сады и татарские деревни. Церковь , каменная, построена в 1840 году помещиком Петром Новиковым и освящена в честь Покрова Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

С течением времени количество монахов в окрестностях Газы, которых окормлял И. В., росло. Это были, насколько можно судить по тем скудным данным, которые приводит блж. Иероним, не общежительный мон-рь и не лавра, а отдельно стоящие в пустыне келлии отшельников (названные в Житии мон-рями). Единственным объединяющим моментом для них служила личность И. В., к-рого они считали духовным отцом и главой. Вероятно, впосл. у этого мон-ря сложился какой-то центр, поскольку блж. Иероним говорит о его разрушении во время гонений имп. Юлиана Отступника (361-363) и о последующем восстановлении. По мнению Й. Хиршфельда, монастырь И. В. находился близ дер. Дейр-эль-Балах (дословно - Монастырь пальм). Поскольку материалом для келлий отшельников служили такие недолговечные материалы, как пальмовые ветви и сырцовый кирпич, то от построек ничего не осталось. Местное предание утверждает, что деревенская мечеть построена на месте зала для молитв некогда существовавшего здесь мон-ря ( Hirschfeld Y. The Monasteries of Gaza: An Archaeol. Review//The Christian Gaza in Late Antiquity/Ed. B. Bitton-Ashkelony, A. Kofsky. Leiden; Boston, 2004. P. 67-69). В недавнее время была высказана гипотеза об отождествлении мон-ря И. В. с руинами на Телль-Умм-эль-Амр близ сел. Дейр-эль-Нусейрат в 10 км от Газы, где в 1997-2001 гг. был раскопан крупный монастырский комплекс, возникший в IV в. и достигший расцвета в VI в. Решающим аргументом в пользу этого отождествления послужила мозаичная надпись на полу храма над местом расположения небольшой крипты-склепа: «Молитвами и заступничеством св. отца нашего Илариона помилуй нас. Аминь». По предположению археологов, в этой крипте были помещены мощи И. В. после их перенесения с о-ва Кипр. Впосл. святыню переместили в более обширную крестообразную крипту под алтарем церкви ( Elter R., Hassoune A. Le monastère de St.-Hilarion à Umm el-(?)lsquo;Amr (bande de Gaza)//Académie des inscriptions et belles-lettres: Comptes-rendus des séances de l " année. P., 2004. Vol. 148. P. 359-382; iidem. Le monastère de St.-Hilarion: Les vestiges archéologiques du site de Umm el-(?)lsquo;Amr//Gaza dans l " antiquité tardive/Éd. C. Saliou. Salerno, 2005. P. 13-40). Хиршфельд отождествлял руины Дейр-эль-Нусейрат с мон-рем Серида, ученика прп. Варсонофия Великого.

http://pravenc.ru/text/389213.html

Хиршфельда, монастырь Илариона Великого находился близ современной деревни Дейр-эль-Балах (дословно - Монастырь пальм). Поскольку материалом для келлий отшельников служили такие недолговечные материалы, как пальмовые ветви и сырцовый кирпич, то от построек ничего не осталось. Местное предание утверждает, что деревенская мечеть построена на месте зала для молитв некогда существовавшего здесь монастыря. В недавнее время была высказана гипотеза об отождествлении монастыря Илариона Великого с руинами на Телль-Умм-эль-Амр близ селения Дейр-эль-Нусейрат в 10 км от Газы, где в 1997-2001 гг. был раскопан крупный монастырский комплекс, возникший в IV в. и достигший расцвета в VI в. Решающим аргументом в пользу этого отождествления послужила мозаичная надпись на полу храма над местом расположения небольшой крипты-склепа: «Молитвами и заступничеством святого отца нашего Илариона помилуй нас. Аминь». По предположению археологов, в этой крипте были помещены мощи Илариона Великого после их перенесения с острова Кипр. Впоследствии святыню переместили в более обширную крестообразную крипту под алтарем церкви. Хиршфельд отождествлял руины Дейр-эль-Нусейрат с монастырем Серида, ученика прподобного Варсонофия Великого. «Взамен строгого одиночества преподобный стремится создать иноческую общину. Прежнюю разрозненность среди них он считает вредной для целей истинного подвижничества и дает в обители Газской первый пример общинного иноческого жития. Его община не имела определенных правил, но в одно целое и неразрывное их связывали не правила, а личность основателя монастыря, в большем или меньшем подчинении у которого находились все члены братства» Палестинские иноки активно посещали подвижников Египта. Вскоре с благословения преподобного Илариона по всей Палестине стали возникать монастыри. Ученики уговорили его обойти и утвердить новообразованные обители. С тех пор он раз в году перед сбором винограда посещал своих учеников, чтобы наставить монахов в вере и «воспламенить в них ревность к Богу».

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/13/...

Иларион собрал вокруг себя мн. учеников, к-рые подвизались в отдельно стоящих в пустыне кельях (блж. Иероним называет их мон-рями). Монахи по примеру учеников прп. Антония жили недалеко от своего духовного отца, не составляя общежития или лавры. Впосл. у этой группы иноков, вероятно, появился какой-то центр, т. к. в Житии прп. Илариона говорится о разрушении мон-ря при имп. Юлиане Отступнике (361-363) и о его последующем восстановлении (Ibid. 33-34). По мнению Хиршфельда, мон-рь находился близ совр. дер. Дейр-эль-Балах (Монастырь пальм), а материалом для келий отшельников служили пальмовые ветви и сырцовый кирпич ( Hirschfeld. 2004. P. 67-69). Согласно др. гипотезе, мон-рь находился в Телль-Умм-эль-Амр близ сел. Дейр-эль-Нусейрат в 10 км от Газы. В 1997-2001 гг. здесь был раскопан крупный монастырский комплекс, возникший в IV в. На полу храма над местом расположения небольшой крипты-склепа была обнаружена мозаичная надпись: «Молитвами и заступничеством св. отца нашего Илариона помилуй нас. Аминь» ( Elter, Hassoune. 2005). Хиршфельд отождествлял руины Дейр-эль-Нусейрат с мон-рем аввы Серида, ученика прп. Варсонофия Великого. На 65-м году жизни (ок. 354) прп. Иларион, устав от беспрерывного потока посетителей и желая уединения, покинул Палестину и после долгих скитаний (в Египте, Сирии, Сицилии и Далмации) скончался на о-ве Кипр в 371 г. Исаия Газский, «отец монахов», как его называет Иоанн Руф ( Ioan. Ruf. Pleroph. 73), начал монашескую жизнь в Скиту. После 431 г. он поселился в Бейт-Дальте возле Газы и проводил жизнь затворника, сообщаясь с внешним миром через своего ученика пресв. Петра Египтянина. Вскоре вокруг его кельи сложилась община ( Zach. Rhet. Vita Isaiae monachi//CSCO. 1907. T. 7. P. 9). Некоторые из учеников Исаии подвизались в отдельных кельях в сел. Капарбиана недалеко от Газы ( Ioan. Ruf. Pleroph. 96). Исаия был довольно образованным человеком, сведущим в античной философии, т. к. софист Эней Газский советовался с ним по поводу толкования сложных мест в сочинениях Платона, Аристотеля и Плотина.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

3-апсидные храмы составляют немногим более 10% от 3-нефных базилик. Снаружи могли читаться все 3 апсиды (ц. на акрополе в Авиле, V-VI вв.) или только центральная (ц. на холме Телль-Умм-эль-Амад в Авиле, 646), но чаще все 3 были вписаны в прямоугольник внешних стен (ц. при пещере Лота, VI - нач. VII в.). Боковые апсиды также могли быть пристроены позже («Церковь Административного центра в Пелле», ок. 400, в перестройке 1-й пол. VI в.). Наиболее редки храмы с одной выступающей вовне апсидой (ц. св. Феодора в Герасе). «Базилика между теллями» в Авиле. VI–VII вв. Помимо 3-нефных базилик изредка сооружались и храмы др. типов. Из них самыми распространенными были однонефные храмы, часто являвшиеся не самостоятельными сооружениями, а капеллами при крупных храмах. Они могли иметь прямоугольную (ц. Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.) либо вписанную в прямоугольник стен полуциркульную апсиду (ц. еп. Мариана в Герасе, 570). Большие 5-нефные базилики раскрыты в Гадаре (IV в.) близ Аджлуна (Мар-Ильяс, V-VI вв.) и в Авиле («Базилика между теллями», VI-VII вв.); последняя имеет рудиментарный трансепт с рукавами, завершенными полуциркульными апсидами, как в базилике Рождества Христова в Вифлееме (30-е гг. VI в.). Форму триконха, вписанного в квадрат внешних стен, имеет мартирий на месте смерти прор. Моисея на горе Нево (кон. IV в.); в сер. VI в. с запада к нему была пристроена базилика. Сходно развитие храма в Гадаре: к сооруженному из сполий октагону с 4 экседрами по диагонали (1-я пол. VI в.) - план, характерный для мацеллумов, напр. в Герасе (II в.),- в 1-й пол. VII в. с юга была пристроена базилика. Октагональная церковь, вписанная в квадрат внешних стен, раскопана также в Биркетейне за сев. воротами Герасы; возможно, она была перестроена из языческого храма. Ц. св. Иоанна Крестителя в Герасе (531) является вписанной в квадрат ротондой с 4 угловыми экседрами и полуциркульной изнутри и граненой снаружи апсидой; перекрытие центрального пространства (купол? деревянный шатер?) опиралось на 4 колонны. Не исключено, что композиция этого храма, так же как и октагона в Гадаре, возникла под влиянием сооружений соседней Сирии, подобных кафедральному собору в Бостре (512). Ротондальная ц. Богоматери в Мадабе (кон. VI - нач. VII в.; ныне Археологический парк) была построена на основе полуротондального или ротондального сооружения II-III вв. Хорошо известна ц. Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе (465, руины уничтожены), имеющая вписанный в квадрат крестообразный план, где каждый из рукавов 3-нефный. Небольшая крестообразная церковь была раскопана в Дейр-эль-Каттар-эль-Бизанти на п-ове Эль-Лисан.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Впервые большие отрывки из Д. х. были опубликованы Ассемани в «Восточной библиотеке». Во 2-м томе он приписал авторство хроники Дионисию Телль-Махрскому , Антиохийскому сиро-яковитскому патриарху (818-845). Свою атрибуцию ученый ничем не подтвердил, в тексте ссылки на Дионисия отсутствуют. Имелось лишь упоминание Григория Бар Эвройо о том, что патриарх Дионисий написал хронику, цитаты из к-рой Григорий приводит в своей «Книге хронографии». Впрочем, эти цитаты не встречались в Д. х., и поэтому Ассемани был вынужден предположить, что Дионисием Телль-Махрским были подготовлены 2 редакции хроники: одна, представленная в Д. х., была составлена им до избрания на Патриаршество, а другая - после. Данное мнение господствовало в науке до 90-х гг. XIX в., когда оно было опровергнуто Ф. Но, указавшим на «Хронографию» Илии Нисибинского (неизвестную Ассемани), где также цитируется сочинение патриарха Дионисия. Обнаруженные цитаты не находили соответствия в Д. х., однако согласовались с приведенными у Бар Эвройо. Ни Бар Эвройо, ни хронист Михаил Сириец не знали ни «Эдесскую хронику», ни «Хронику» Иешу Стилита , сохранившиеся только в составе Д. х., что также должно было свидетельствовать против тождественности Д. х. с хроникой патриарха Дионисия. К тому же мнению независимо от Но пришел и Т. Нёльдеке . По его замечанию, автор Д. х. сообщает, что довел изложение событий до 774-775 гг., в то время как Дионисий был поставлен патриархом лишь в 818 г. и написал свою хронику ближе к концу жизни († 845). Если, т. о., вслед за Ассемани предположить, что 1-ю редакцию своего сочинения Дионисий составил в 775 г., а 2-ю - ок. 845 г., то во время составления 2-й редакции ему было по крайней мере ок. 100 лет, а это вряд ли возможно. Следов., Д. х. была написана примерно за 70 лет до «Хроники» Дионисия неизвестным автором. Большая заслуга в деле изучения источников Д. х. принадлежит также А. П. Дьяконову , к-рый проанализировал соотношение сведений этого памятника и данных «Церковной истории» Иоанна Эфесского , сочинений Захарии Ритора , Иоанна Малалы и др.

http://pravenc.ru/text/178497.html

В Египте открылось шесть новых семинарий: В Александрии, Танте, Шебин-эль-Коме, при монастыре Эль-Мухаррак, в Эль-Минии и Эль-Блаяне. Кроме того, благодаря усилиям епископа Шенуды, в США - также две, на Восточном побережье в Джерси-Сити, и на Западном, в Лос-Анджелесе. В 1969 году епископ Шенуда избирается Президентом Ближневосточной Ассоциации богословских учреждений Коптской Церкви. 9 марта 1971 Патриарх Кирилл VI отходит ко Господу. 22 марта для избрания Преемника в Египте собирается Священный синод. Епископ Шенуда становится одним из трех претендентов на Патриарший Престол.  31 октября 1971 года состоялась церемония избрания, во время которой, по традиции, маленький мальчик с завязанными глазами выбрал одну записку из чаши, куда были помещены бумаги с именами трех кандидатов.  Выбор пал на епископа Шенуду. 14 ноября 1971 года в соборе Святого Марка в Каире, состоялась интронизация епископа Шенуды.  Он стал 117 Патриархом Александрийским, Патриархом Престола Святого Марка, и первым, начиная с V века, Патриархом, занимающим пост декана Центральной духовной семинарии Коптской Церкви, где продолжал читать лекции равно, как и в  Коптском институте высших исследований. Расширяя границы христианского образования, Предстоятель Коптской Церкви учреждает три новых факультета: библиологии, гимнологии и коптского языка. А 29 ноября 1993 года благодаря Патриарху Шенуде III открывает двери Институт пастырского служения. Предстоятель Коптской Церкви свободно говорил на английском, арабском, коптском, французском языках, читал на амхарском, греческом и латыни.  В 1965 году издал первый номер основного печатного органа Коптской Церкви, журнала «Эль-Кераза», главным редактором которого оставался вплоть до блаженной кончины.  До монашеского пострига был членом союза журналистов Египта, а писательством занимался всю свою жизнь, оставив после себя богатое литературное наследие – письма, дневники, статьи, стихотворения, рассказы и религиозные тексты. Патриарх Шенуда III писал о том, как строить свои отношения с Богом, в частности об этом повествует довольно известный пятитомник «Жизнь в Покаянии и Очищении», в который вошли книга с одноименным названием, «Духовное пробуждение», «Духовная бдительность», «Страх Божий» и «Духовная война».

http://e-vestnik.ru/obituaries/patriarh_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010