Конгрегация мехитаристов пошла по стопам своего основателя и, начиная от первой половины прошлого века, оказала такие большие услуги науке, что ее можно ставить рядом с конгрегацией св. Мавра прежнего времени. Одним из самых ученых и самых неутомимых лиц между ними был Иоанн-Баптист Аухер, француз по происхождению, который потом вступил в конгрегацию и скончался в 1854 г. Он не только издал в свет очень много книг на армянском языке на основании рукописей, находящихся в библиотеке св. Лазаря, но и некоторые из этих сочинений перевел на латинский язык. В 1836 г. из типографии мехитаристов вышло издание четырех томов экзегетических трудов преп. Ефрема, сохранившихся в армянском переводе. Во втором томе этого издания находился комментарий Ефрема на «Евангельскую гармонию» Татиана. Но сначала никто не обратил внимания на это обстоятельство. Только в 1862 г. Де-Лагарде, знаток армянского языка, в одном из своих изданий сделал краткую заметку об этом предмете. Сам вышеназванный Иоанн-Баптист Аухер в 1841 г., насколько возможно, буквально перевел комментарий Ефрема на «Диатессарон» на латинский язык, но его перевод долгое время оставался без значения в науке, по той простой причине, что работа эта в продолжение 35 лет оставалась не напечатана. Лишь в 1876 г., когда один немецкий ученый с помощью двух армянских рукописей этого Ефремова комментария, доставленных тому же ученому мехитаристами, пересмотрел и исправил латинский перевод Аухера, этот перевод был напечатан в типографии мехитаристов под заглавием «Evangelii Concordantis expositio facta a st. Ephraemo Doctore Syro» (VII + 292). Издание и перевод принадлежит вышеупомянутому немецкому ученому – Георгу Мезингеру, профессору теологического факультета в Зальцбурге, трудолюбивому ориенталисту, умершему в 1878 г. Из сказанного об открытии «Диатессарона» видим, что через многие руки, через различные переводы прошла эта «Евангельская гармония», прежде чем сделаться достоянием науки настоящего времени. Если оригинал «Диатессарона», что представляется очень вероятным, был греческий, то затем последовали: сирийский перевод его, потом истолкование его Ефремом, армянский перевод этого последнего сочинения, наконец латинский перевод этого армянского перевода Аухером–Мезингером.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Мысль Евсевия, следовательно, та, что Кодрат, ученик апостолов, и Аристид, афинский философ, лично передали императору во время его пребывания в Афинах апологетические сочинения, и что эти сочинения вместе с ходатайством Серена Грания послужили к появлению благоприятного для христиан императорского эдикта. В «Церковной истории» же Евсевий ничего не говорит о связи между подачей апологий императору и изданием благоприятного для христиан эдикта. Здесь Евсевий говорит: «Так как некоторые злые люди старались делать нам обиды», то Кодрат (который здесь «учеником апостолов» не называется) представил императору апологетическое сочинение. Это сочинение, по его словам, было известно еще в его время и находилось, как он выразительно говорит, у очень многих братий. Евсевий сам имел его под руками и нашел в нем доказательства ума и апостольского православия его писателя. Но из самого сочинения Евсевий ничего не приводит, кроме одного небольшого отрывка, состоящего из пяти строчек, да и это место приводится лишь для того, чтобы доказать высокую древность Кодрата. Цитата действительно это доказывает. Еще короче известие Евсевия об Аристиде. Он называет Аристида «верным мужем», исповедующим христианскую веру, не приводя ни одной выдержки из сочинения апологета и не давая никакой его характеристики несмотря на то, что труд Аристида был распространен между верующими. Из того обстоятельства, что Евсевий не приводит ни одной цитаты из сочинения Аристида, можно заключать, что это последнее не содержало в себе никаких известий, важных в историческом отношении. Судя по тому, как Евсевий в своей «Истории» пользуется трудами Кодрата, Иустина, Татиана, Егезиппа, можно утверждать, что он вообще только тогда приводит выдержки из известных ему церковных писателей, когда находит у них исторически интересные факты. Но с вероятностью относительно труда Аристида можно думать и то, что Евсевий не имел под руками сочинения этого апологета, так как он не делает такого же замечания об апологетическом труде Аристида, какое делает о труде Кодрата: «Он есть и у нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Против версии заговора и участия в нем Евгения говорит и тот факт, что последний был провозглашен императором лишь спустя три месяца после смерти Валентиниана II – 22 августа 392 года. К тому же Евгений был хотя и нетвердым, но христианином (об этом свидетельствуют Амвросий, Павлин, Созомен и Филосторгий). Следует принять во внимание также и то, что Евгений был слишком скромной фигурой, чтобы на него можно было делать ставку в таком деле, как свержение императора: он был сначала и ритором и имел репутацию красноречивого оратора, а потом занимал пост начальника канцелярии. Недостаточно ясными представляются в этом деле мотивы Арбогаста. Совершенно очевидно, что он превышал рамки контрольных функций, которые были возложены на него Феодосием. Можно предположить, что Арбогаст, устраняя Валентиниана, действовал на первых порах в угоду Феодосию и имел целью способствовать установлению его единоличного правления над всей Римской империей или передаче власти над западными провинциями одному из его сыновей. В литературе в пользу этого приводят аргумент, что Арбогаст после смерти Валентиниана II чеканил монеты с именами Феодосия и Аркадия, однако многими этот факт оспаривается. Изменению первоначальных намерений Арбогаста, возможно, способствовало падение преторианского префекта Востока Татиана, язычника по вере, устраненного Феодосием в 392 г. Толчком к решительным действиям против Валентиниана для Арбогаста мог послужить отказ императора удовлетворить прошение язычников. Несомненно, фактор языческой оппозиции сыграл в этих событиях определенную роль, но Арбогаст постарался убедить современников и самого Феодосия в том, что Валентиниан покончил с собой и что языческая оппозиция совершенно к этому непричастна. И вообще упоминание о 4-й делегации сената в Галлию к Валентиниану II содержится только у Амвросия и Павлина, который, кстати, путает эту делегацию со второй. Возможно, молчание других источников явилось, следствием пропаганды Арбогаста и его стремления ограничить до минимума информацию о последних днях жизни императора. Руфин сообщает, что на восток к Феодосию даже специально были посланы священники, которые свидетельствовали перед ним, что Арбогаст не был замешан в «злодейском убийстве» (Церковная история II, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Сначала в Ефесе, затем (около 150 г.) в Риме он создает философские христианские школы. В столице империи он жил (Иустин рассказал об этом во время допроса) близ Тимотинской бани у некоего Мартина. Здесь возникла школа, где он излагал философию Христа. РИМСКАЯ ШКОЛА Рим был центром христианской жизни, все секты стремились укорениться здесь и преобладать. Тем более важно было представить в Риме ортодоксальную доктрину, защищавшую христианскую истину от ереси и язычества. У Иустина были продолжатели. История сохранила имя Татиана, позднее впавшего в ересь. Шестеро учеников последуют за ним в его мученичестве. Его успех вызвал зависть философа–киника Крескента, и вместо честного соперничества тот прибег к подлому доносу. Преподавание христианской философии заставило власти и мыслителей считаться с христианством, школа дала христианской мысли права гражданства. Мученическая кончина Иустина доказывает, что римские власти страшились его влияния. Иустин приложил все силы, чтобы исповедовать христианскую веру и обращать евреев и язычников ко Христу. Его борьба должна была опровергнуть ересь, начавшую распространяться с опасной силой. Пятьдесят лет спустя Ириней Лионский свидетельствует глубокое уважение учителю из Рима, своему предшественнику. ПИСАТЕЛЬ Литературные произведения Иустина многочисленны, но большая часть его трудов сейчас утеряна. До нас дошло только три, подлинность которых бесспорна: две «Апологии» и «Диалог с Трифоном иудеем». Они позволяют представить апологетику христианства такой, какой она была в середине второго века. Иустин не литератор. «Он пишет с суровой простотой, — отмечает Дюшен, — неправильным языком». Философ заботится только о содержании, его композиция вяловата, мысль тормозится отступлениями и повторами. Этот человек действует на нас своей прямотой, открытостью души, а не искусством диалектики и мастерством изложения. Оригинальность богословских построений Иустина не в литературной отдаленности, а в их новизне. Это свидетельство человека, обратившегося ко Христу, сделавшего окончательный выбор. За аргументами, которые он приводит, — опыт всей его жизни. Через искушения, от которых он предостерегает, Иустин прошел сам. Для тех, кому важно услышать такое свидетельство, слово Иустина всегда окажется произнесенным вовремя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Татиан , апологет (Bd. XV. S. 208–215). Мёллер дает обстоятельный очерк жизни и в особенности сочинений Татиана, причем находим у автора исследование и о таких его сочинениях, которые не дошли до нас в своем первоначальном виде. Феофил Антиохийский , апологет (Bd. XV. S. 542–544). Эта статья Гаука ничем не выделяется. По спорному вопросу о комментарии Феофила на Евангелия автор находит нечто истинное и у Гарнака, и у Цана – двух ученых, столь расходящихся во взгляде на это древнехристианское сочинение. " Егезипп, писатель конца II в. (Bd. V. S. 695–700) – Вейцзеккера. Автор решает вопрос, к какому роду сочинений могли принадлежать не дошедшие до нас «Ипомниматы» Егезиппа – было ли это историческое произведение, мемуары путешественника, или что другое? В особенности убедительно и сильно доказывает автор ту мысль, что Егезипп совсем не был писателем-евионитом, как утверждают представители отрицательной критики. Ириней Лионский (Bd. VII. S. 129–140) – Цана. Очерк начинается общей характеристикой главного произведения Иринея; затем автор останавливается на решении трудного вопроса: когда написано это сочинение? Затем описывается жизнь Иринея и показывается участие его в событиях времени. Мученическая кончина Иринея отрицается, и, по-видимому, не без основания. Ипполит Римский (Bd. Vi. S. 139–149) – Якоби. Само собой понятно, с особенным внимание автор останавливается на изучении «Философуменов» и указывает, кто считает, и кто не считает Ипполита писателем «Философуменов», и приходит к тому заключению, что есть некоторая вероятность считать Ипполита писателем указанного сочинения. Сведения исторические, сообщаемые «Философуменами», поскольку дело касается современной им Римской церкви, по мнению Цана, хотя и пристрастны, но не суть клевета. Юлий Африкан , писатель начала III в. (Bd. VII. S. 296–298) – Гарнака. По свойству выводов и заключений статья Гарнака не отвечает уровню современной науки (но об этом несколько слов скажем впоследствии). Она касается «Хроники» Юлия, двух посланий его к Оригену и какому-то Аристиду и сочинения его под заглавием «Кесты».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Флавий Маркиан родился около 390 г. в семье офицера невы­сокого чина, вероятно центуриона, и по происхождению романи­зованного фракийца. В юные годы он поступил на службу в леги­он, расквартированный в Филиппополе (современном Пловдиве) простым солдатом. Имя его, как новобранца, полагалось в спи­ске легионеров поместить на последнем месте, но, оценив его силу и стать, начальник велел записать его на место незадолго пред тем умершего легионера Августа. В результате получилась запись: «Маркиан, который также и Август» 792 . С ним и позже не раз случались знаменательные приключе­ния. Во время войны с персами он заболел, был отчислен из армии и поселился в ликийском городе Сидиме, где подружился с двумя братьями, Юлием и Татианом. Когда он уже поправился, братья взяли его с собой на охоту, в полдень они легли спать, и по пре­данию, записанному в «Летописи» святого Феофана Исповедни­ка, « Татиан , пробудившись, увидел, что Маркиан лежит против солнца, а огромнейший орел, спустившись над ним, распростер крылья и тенью своей закрыл его от лучей солнечных. Увидев это, он разбудил брата и показал ему чудо. Долго дивились они такой дружеской услужливости пернатого, наконец разбуди­ли Маркиана и сказали ему: “Если ты когда-либо будешь царем, какую милость нам окажешь?». Тот отвечал им: “Что я за чело­век, чтобы со мной смогло это случиться?”. Они еще раз повтори­ли свой вопрос, и Маркиан отвечал: “Если это Бог пошлет мне, то я буду величать вас отцами моими”» 793 . Братья посоветовали ему идти в Константинополь, чтобы там вновь поступить на службу, и дали ему денег на дорогу. Став императором, Маркиан назна­чил Татиана префектом столицы, а Юлиана правителем Ливий­ской провинции. В Константинополе Маркиан был принят в когорту личных телохранителей Ардавурия и его сына Аспара. В 430 г. он под командованием Аспара участвовал в походе против вандалов, оккупировавших Африку, и там был захвачен в плен. Пленни­ков привели ко дворцу короля Гезериха, посадили их на землю под палящим африканским солнцем, а король рассматривал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ирина 25 января 2021, 20:40 Святая Мученица Татьяна, моли Господа бога о нас грешных Наталья 24 января 2020, 22:10 Святая мученица Татьяна помолись Господу Богу нашему Иисусу Христу за Александра, Василия, Аполлинарию, Любовь, Юлию, Григория, Арсения, Татьяну, Дмитрия, Савву, Ивана, Александра и брата Ивана, Наталию и Николая и всех православных христиан в мире и за Россию, Благодарю за святые твои молитвы, святая Татьяна Александр 29 сентября 2019, 20:56 Святая мученица Татиана, помоги молитвами к Пресвятой Богородице, Деве Марии, в любви и учебе. р.Б. Алла 25 января 2019, 09:47 Святая мученица Татиана, моли Бога о нас грешных! Татиана 25 января 2019, 01:45 Моли Бога о нас грешных Святая Угодница Божия Татиана, яко усердно к Тебе прибегаем, скорой помошнице и молитвеннице о спасении душ наших. Иван Кузнецов 26 января 2018, 14:03 Святая мученица Татиана! Моли Бога о нас грешных р.Б. Иоане и Ирине Помоги нам избавиться от гордыни и простить по христиански друг друга. Помоги нам иметь детей. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Наталья 26 января 2017, 21:58 Святая мученица Татиана! Моли Бога о нас грешных Наталье и Иоанне! Помоги нам избавиться от гордыни и простить по христиански друг друга. Помоги нам иметь детей. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Галина 26 января 2017, 05:36 Святая мученица Татиана, моли Бога о нас. Всех Татиан с днем Ангела. Димитрий 25 января 2017, 22:40 Помоги, святая великомученице Татьяно, воспитать моих детей, сына и дочька, так, как как тебя воспитал твой благочестивый Отец. Александр Алексеевич 25 января 2017, 20:40 Святая Великомученица Татьяна- мне, сегодня, очень сильно помогла!Сердечно и радостно благодарю тебя-Святая страстотерпица! Моли Бога о любящих и почитающих тебя. Господи, как твои святые помогают нам!Слава Тебе, Господи! И во веки веков! Татьяна 25 января 2017, 09:46 Святая мученница Татиана моли Бога о нас грешных ! MAriya 24 января 2017, 18:33 Spasi nas svizataya Tatiana 26 января 2016, 14:09 Спаси Господи!Благодарность за память Св.мученицы Татианы.

http://pravoslavie.ru/59002.html

Глава пятая. Татиан апологет Причину скудости известий Евсевия о Мелитоне, епископе Сардийском, Гарнак видит в том, что Евсевий считал Мелитона не вполне православным. Но судьбы предания о другом современном Мелитону апологете – Татиане показывают, что еретичество церковного писателя не всегда служило помехою известности этого писателя. Татиан – гностик-энкратит. Несмотря на это до-евсевианское предание менее скупо на известия о Татиане, чем о некоторых современных ему апологетах с ортодоксальным направлением. Татиана знают Тертуллиан , св. Ипполит, св. Ириней, Климент Александрийский , Ориген и Юлий Африкан . Весьма вероятно, что апологией Татиана пользовался латинский апологет II в. Минуций Феликс 198 . Но особенно важно для нас то, что Евсевий дает о Татиане сведения более подробные, чем о Мелитоне. Видно, что историк сообщил об апологете все, что заслуживало упоминания. Не обходит Евсевий добрым словом заслуг Татиана, хвалит его „Oratio ad Graecos» („Речь к эллинам”) и ясно дает знать, что не все сочинения Татиана заслуживают порицания. На цитаты из сочинений Татиана Евсевий не скупится: во второй гдаве „Евангельских предуготовлены» („Prepa-rationes Evangel.») историк цитует восемь глав (31, 36–42) „Речи к эллинам”. Не позабыло еретика Татиана и после-евсевианское предание: его знают бл. Иероним, св. Епифаний, псевдо-Евстафий, бл. Феодорит Кирский , Руфин, автор „πομνηστικν», Софроний, составитель „Пасхальной хроники», св. Иоанн Дамаскин , Тимофей пресвитер, Никита Хониат , Иоанн Малала, Синкелл и многие другие 199 . Имя Татиана в чести в немецкой церкви и теперь 200 . Но обратимся к сведениям Евсевия о Татиане. Имя этого апологета Евсевий впервые упоминает в предисловии к „Хронике», на ряду с именами „ученейших” мужей – Климента Александрийского , Юлия Африкана , Иосифа Флавия и Иуста, засвидетельствовавших древность времени жизни Моисея 201 . В той же „Хронике» читаем под 2188 г. (171 по P. X.): „объявляется Татиан еретиком, от него – энкратиты» 202 . В армянском переводе „Хроники» нет этого известия; оно изглажено, потому что в Сирии Татиана не считали еретиком 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Успехов в богоугодных делах.С уважением Татьяна. Роман 25 января 2016, 22:05 Сколько мудрости и уроков можно извлечь с прочтенного жития мученицы!Например: " святую Татиану, он воспитал в благочестии и страхе Божием, и научил ее Божественному Писанию " . Как же нам,православным христианам, не хватает этого научения в Божественном Писании. Светлана 25 января 2016, 21:49 Святая мученица Татиана, моли Бога о нас грешных! 25 января 2016, 21:24 Святая мученица Татиана! моли Бога о нас грешных. Марина 25 января 2016, 19:10 Святая мученица Татиана моли Бога о нас грешных, всех православных христиан, да твоими молитвами помоги нам идти путем спасения и быть спасенными. Лариса 25 января 2016, 11:01 Святая мученица Татиана! Прошу Тебя в своей молитве умоли Господа Нашего Иисуса Христа, Сына Божия, простить нас, грешных, Ларису, Антонину, Олега, Алексея. Помоги нашей семье со здравием и с работой, стать лучше, добрее, много и честно работать, хорошо зарабатывать, погасить кредиты, прошу благоустроения жизни. Благодарю. 25 января 2016, 02:53 Святая мученица Татиана моли Бога о нас! наташа 24 января 2016, 21:54 Радуйся святая мученица Татиана!Моли Бога о нас грешных. r.b,Elena 27 января 2015, 07:31 Svataja Tatiana, moli Gospoda Iisusa Hrista o mire v Rossii. Svataja Tatiana, moli Gospoda Iisusa Hrista chtob mu grshnuje molilis o dushah nashih. Gospodi hrani stranu Rossiu. Наталья 26 января 2015, 16:04 “Слава в вышних Богу и на земли мир,в человецех благоволение!” Светлая мученица Христова, Святая мученица Татиана, горячо и слезно прошу – моли Бога о нас грешных Владимире, Наталье, Владиславе, об укреплении и приумножении наших душевных и телесных сил; о скорейшем восстановлении мира на Украине, мира во всем мире, о скорейшем восстановлении благоденствия и благополучия всем людям; об искоренении лютости, ненависти, враждебности, сребролюбия и ненасытности; о вразумлении и прозрении творящих зло; о даровании всем нам духа разума, благочестия и миролюбия, духа чистоты и правды! Да простит, помилует и благословит нас Господь! Аминь.

http://pravoslavie.ru/59002.html

Помимо рассмотренных произведений Татиана, имеются сведения и о других его сочинениях. Сам он говорит (Речь 15–16), что до своего обращения в христианство написал два трактата: «О животных» ( Περ ζ ων) и «О демонах». Еще Татиан замечает (Речь 40), что собирается создать сочинение под названием «Против рассуждающих о Божественном» (вероятно, подразумеваются языческие «теологи» и философы), но удалось ли ему осуществить это намерение, остается неизвестным. Климент Александрийский цитирует небольшой фрагмент из произведения Татиана, называющегося «О совершенстве согласно заповедям Спасителя», в котором он пытается обосновать свой энкратизм, опираясь на 1Кор. 7:5 . Кроме того, Евсевий Кесарийский ссылается на рассказ ученика Татиана – Родона, который говорит, что его учитель трудился над книгой под заглавием «Спорные вопросы» ( τφοβλημτων βιβλον), где обещал «объяснить темное и сокрытое в Священном Писании». Наконец, тот же Евсевий, ссылаясь на устную молву, говорит, что Татиан «осмеливался излагать мысли Апостола [Павла] в других словах под предлогом исправления стиля» (Церк. ист. V, 13, 8 и IV, 29, 6). О двух последних сочинениях Татиана трудно сказать что-либо конкретное, но, скорее всего, они относятся к «еретическому периоду» его жизни. 2. Богословские взгляды Татиана Его отношение к греческой философии и культу ре 263 . В данном аспекте своего миросозерцания Татиан является полной противоположностью своему учителю, св. Иустину. Согласно характеристике А. Сергиевского, по своей враждебности к языческой философии он «превосходит решительно всех писателей Церкви первых четырех веков христианства» 264 . И действительно, «Речь» Татиана преизобилует филиппиками против эллинов и их культуры, выдержанными часто в не очень достойном полемическом тоне. Например: «Вы, эллины, на словах болтливы, а сознанием обладаете неестественным» (или «умом глупы» – γνμην δ χοντες λλοκοτον; Речь 14) и «ваши суждения полны зависти и многой глупости» (Речь 32). Столь же резки мнения Татиана и об отдельных философах: «...я смеюсь над бабьими сказками Ферекида, Пифагора...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010