Иван Реверсов Татиан Младший современник и ученик Иустина, Татиан , родом из Ассирии («Речь против Еллинов», гл. 42), принадлежал к числу классически образованных людей своего времени. Греко-римская поэзия, мифология, история, философия и ораторское искусство были ему хорошо известны, так что он сам про себя говорит, что «весьма славился в языческой мудрости» (там же, гл. 1). Кроме того, предпринимая для восполнения своих знаний путешествия в различные страны, славившиеся своими школами и учителями, он обогатился сведениями о быте, нравах и религиозных воззрениях многих народов Азии и Европы, с которыми ему приходилось встречаться. Но и такой богатый запас разнородных сведений не удовлетворил Татиана, как не отвечающий на запросы ума и сердца человека, желающего постигнуть истину и составить себе миросозерцание не на таких шатких основах, как языческая религия, мораль и философия, полные всякого рода недостатков. В стремлении найти истину, он посвятился в какие-то греческие мистерии (там же, гл. 29), вероятно, элевзинские, но и это не улучшило дела, так как и мистерии были выражением того же язычества и, следовательно, не могли удовлетворить человека, желающего стать выше его. Прибытие в Рим, где, как в центре материальной и духовной жизни тогдашнего мира, всего рельефнее обнаруживалась полная несостоятельность язычества во всех отношениях, еще более усилило убеждение Татиана, что язычество не обладает истиной. Это печальное для него убеждение заставило его «углубиться в себя и исследовать, каким образом найти истину» (там же). Истина, наконец, перед ним открылась. Ему попали в руки книги Св. Писания, которые произвели на него глубокое впечатление «по простоте их речи, безыскусственности писателей, удобопонятности объяснения всего творения, предведению будущего, превосходству правил и, наконец, по учению об этом едином Властителе над всем» (там же). К этим книгам расположило его и то, что они гораздо древнее всех памятников эллинской образованности. Затем Татиан увидел высоконравственную жизнь христиан, чуждую всего суетного (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Татиан   –  второй писатель-апологет христианства, имя которого после св. Иустина сохранилось до нас вместе с его «речью против Эллинов» 1 . Сведения ο жизни Татиана скудны и большею частью заимствуются из его апологии; а свидетельства современных и позднейших писателей очень немного пополняют пробелы, оставленные им самим. Отечеством своим он называет Ассирию (Речь прот. Элл. гл. 42). Если Климент александрийский 2 , Епифаний 3 и другие указывают вместо того на Сирию, то справедливо можно объяснить это не только легкостью замены одного слова другим, но и тем, что Сирия была главным поприщем позднейшей и более известной деятельности Татиана, Когда родился Татиан , об этом не говорят ни сам он, ни другие писатели. Если предположить, что он после путешествий своих по различным странам прибыл наконец в Рим не ранее 30 лет от роду, а это прибытие его последовало еще при жизни св. Иустина (150 – 166 г.), то с вероятностью можно полагать время его рождения в конце первой или начале второй четверти II-ro века по Р. X. С ранних лет жизни, любознательный ум Татиана стремился усвоить все, что входило в состав греко-римского образования и особенно в круг занятий риторов или софистов: мифологию и литературу, философию и историю. По обычаю тогдашних риторов, он путешествовал по разным странам обширной римской империи, посещал славнейшие школы Востока и Запада, изучал образованность, нравы, обычаи и религиозные обряды различных народов Азии и Европы, и своими многосторонними познаниями приобрел себе почетное имя между образованными людьми (гл. 1.). Но не суетной славы ритора искала его душа, а строгой, нравственно возвышающей истины, решения высших вопросов ο Боге и мире: для этой цели он с особенным вниманием изучал религию народов, и даже принял посвящение в таинства греков, вероятно элевзинские (гл. 29). Плодом таких изучений было горькое разочарование. Мифология с ее непристойными нелепостями, которых не могло прикрасить и аллегорическое истолкование мифов, богослужение с лицемерием жрецов и безнравственностью народа, искусство, порабощенное плоти и распутству, философия полная противоречий и разногласий, с равнодушием или даже пренебрежением к истине и правде, тщеславием и корыстолюбием ее учителей и учеников: вот что представилось слово-пытливому духу Татиана. С такими впечатлениями и опытами он прибыл наконец в Рим и в этом средоточии материальных и духовных интересов тогдашнего мира он встретил в поразительном соединении всю ложь, нестроение, безобразие коренных стихий и направлений духовной жизни язычества. Глубоко пораженный в благороднейших и священнейших требованиях своего духа, Татиан пришел в раздумье, погрузился в самого себя и спрашивал, где же найти истину, в которой душа его жаждала мира для себя (гл. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Архимандрит Киприан (Керн) Содержание Глава I. Апокрифическая Литература Глава II. Литература Двух Путей Глава III. Святой Климент Римский Глава IV. Послание Псевдо-Варнавы Глава V. Пастырь Ерма Глава VI. Святой Игнатий Богоносец Глава VII. Святой Поликарп Смирнский Апологеты. Глава VIII. Общие замечания Глава IX. Святой Мученик Иустин Философ Глава X. Татиан Ассириец Глава XI. Афинагор Глава XII. Африканская Литература Глава XIII. Марк Минуций Феликс Глава XIV. Тертуллиан Информация о первоисточнике Глава I. Апокрифическая Литература    Первохристианская литература по типу своих памятников в известной мере состоит из апокрифических произведений. Для нее очень характерным признаком является подражательный тип творчества. Памятники апостольского периода берутся как пример и образец. Апокрифическая литература занимает большое место в круге чтения того времени. Литература эта стремится подражать книгам Св. Писания по их содержанию и направлению. Таким образом, среди апокрифов мы имеем и евангелия, и деяния, и послания, и апокалипсисы. В сущности, эта литература не входит в рамки чисто патрологического исследования, но тем не менее о ней должно иметь хотя бы общее понятие, чтобы восстановить ту связь, которая существует между апостольскими трудами и деятельностью так называемых «мужей апостольских.» Надо, впрочем, оговориться, что сама по себе эта литература в значительной мере и не является продуктом самого раннего первохристианства. Есть памятники христианской письменности более древние, чем апокрифические евангелия и послания, некоторые из которых составлены, вероятно, в III и IV веках. Апокрифические Евангелия    1. Евангелие Евреев (το καθ Εδραους εαγγλιον). Свидетельство о нем мы имеем от блаженного Иеронима, который это произведение с халдее сирийского языка перевел на греческий и латинский. Оно было якобы в употреблении у Назареев и многими признавалось за еврейский текстуальный источник евангелия от Матфея. В действительности оно близко по своему содержанию к некоторым отрывкам первого канонического Евангелия. Согласно с Т. Цаном, можно признать, что оно является дальнейшей переработкой первоисточника Матвеева Евангелия. Составлено оно вероятно около 150 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3502...

В.В. Акимов Церковные писатели и богословие доникейского периода. Учение о Логосе Мужи апостольские и апологеты Мужами апостольскими принято называть церковных писателей, которые жили в апостольский век и были учениками или последователями апостолов. В английской литературе их называют апостольскими отцами (Apostolic Fathers). Впервые круг этих писателей определил в 1672 году патролог Котелье. В его издание вошли «Послание» Варнавы, «Послания» Климента Римского , «Пастырь» Ермы, «Послания» Игнатия Антиохийского и Поликарпа Смирнского . Позднее к числу письменных памятников мужей апостольских добавили «Послание к Диогнету», фрагменты Папия Иерапольского и «Учение двенадцати апостолов». Все эти сочинения появились, по мнению исследователей, в период с 95 по 150 год. Мужей апостольских сменило поколение христианских апологетов. Апологетами называют церковных писателей, которые выступали с сочинениями в защиту христианства перед лицом государственной власти. Первые апологеты появились уже во II веке, в эпоху правления императоров династии Антонинов. К числу ранних апологетов относят Иустина Философа , Афинагора Афинянина , Феофила Антиохийского , Татиана, Аристида. Особенности доникейского богословия В первые христианские века под словом «богословие», θεολογια понимали преимущественно учение о Боге, т. е. о Святой Троице (учение о Боге в Самом Себе). Все остальные стороны современного богословия, связанные с отношением Бога к миру (учение о Боге как творце, промыслителе, спасителе, освятителе), называли словом «домостроительство», οικονομια. В ранний период в центре внимания богословов стояла личность Иисуса Христа, проблемы, связанные с пониманием Иисуса Христа, Его спасительного дела. Вся богословская мысль до VIII века, вращаясь вокруг Христа, по сути, пыталась истолковать слово «Богочеловек», θεανθρωπος. Учение об Иисусе Христе как о Боге относилось к собственно богословской области, а учение о Нем как о Боге воплотившемся – к области домостроительства. Учение о Троице в первые века фактически рассматривалось сквозь призму учения об Иисусе Христе. Первоначально основное внимание уделялось Его Божеству. При этом возникала опасность умаления Его человечества. Так возник докетизм, учение о призрачности человеческого тела Иисуса Христа, отрицающее истинность Боговоплощения. Докетами были гностики. Чуть позднее некоторые еретики сместили акцент на человечество Иисуса Христа, отрицая Его Божественность. Особенности проповеди о Христе для иудеев и для язычников

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 1. Минуций Феликс I. Жизнь и труды Первый латинский христианский богослов, с которого мы начинаем изучение латинской богословской традиции – это апологет конца II – начала III века Минуций Феликс 89 . Скудные сведения о его жизни содержатся в его собственном сочинении и немногочисленных свидетельствах последующих авторов. По всей вероятности, Минуций Феликс происходил из Северной Африки; возможно, из города Цирта (современная Константина в Алжире) 90 . Впоследствии он переехал для работы в Рим. Лактанций и блаж. Иероним единодушно называют Минуция Феликса «известным Римским адвокатом» (Romae insignis causidicus) 91 , что подтверждается его собственными словами во 2-ой главе его апологии 92 . Будучи сначала язычником 93 , Минуций Феликс обратился ко Христу уже в зрелом возрасте 94 . Его единственным сочинением является апология Octavius («Октавий») 95 , которая была написана между 170 г. и 248 г., из чего можно судить о годах жизни ее автора (втор. пол. II в. – пер. пол. III в.) 96 . Текст апологии Минуция Феликса сохранился только в одной рукописи IX в. (Codex Parisinus 1661). Впервые она была опубликована в Риме в 1543 г. Фавстом Сабеем (Faustus Sabaeus) в качестве «восьмой книги» (liber octavus) Рассуждений против язычников (Disputationes adversus gentes) 97 , принадлежащих другому латинскому апологету конца III – начала IV вв. Арнобию Старшему 98 . Однако уже в 1560 г. Франсуа Балдуин (Franciscus Balduinus) в своем Гейдельбергском издании исправил эту ошибку и установил подлинного автора Октавия. Октавий 99 (CPL 37; PL 3, 231–360; CSEL 2.3; Marci Minucii Felicis «Octavius»/Kytzler В., Teubner В. G. Leipzig, 1982) – это философская апология, написанная в форме диалога и отличающаяся стройной композицией, изысканностью языка и стиля. Образцом для нее послужили, главным образом, трактаты Цицерона О природе богов (De natura deorum) и Сенеки О промысле (De providentia). Кроме того, в апологии Минуция Феликса встречается множество параллелей с другими раннехристианскими апологетами, такими как Тертуллиан , св. Иустин, Татиан , Афинагор, свт. Феофил Антиохийский и др. Основное содержание апологии представляет собой диалог между язычником Цецилием Наталием (Caecilius Natalis) и христианином Октавием Януарием (Octavius Januarius), давним другом Минуция Феликса , именем которого и названа апология. Аргументы Цецилия находят строгую параллель в ответах Октавия. В апологии можно выделить следующие части:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Ещё в школе Тертуллиан изучил греческий язык, которым владел свободно; он хорошо знал труды некоторых античных философов, юристов, медиков, в совершенстве владел ораторским искусством (не случайно его сравнивали с Демосфеном). Свои знания и дарования, полученные от Господа, Тертуллиан посвятил служению христианству. Будучи уже в сане пресвитера, он занялся активной писательской деятельностью. Язык его сочинений изобилует юридическими терминами: знание юриспруденции он умело использует, изобличая судей-язычников в нарушении элементарной законности. Защищая христианство , Тертуллиан порой употребляет аргументы, которые приводили греческие апологеты, такие, как его старшие современники – Татиан или епископ Антиохийский Феофил. Но то, что у них было довольно хаотично и сбивчиво, под пером Тертуллиана сложилось в стройную систему, логичную и вдохновенно-убедительную. Вряд ли императору Северу (193–211) были известны сочинения греческих апологетов. Но мы почти не сомневаемся, что сочинения Тертуллиана были ему известны. Ревностный защитник христианства, он становился защитником подлинных достижений римского общества, отстаивал принципы справедливости, равенства граждан перед законом, свободы совести, уважения к взглядам другого. Он любил поучать и наставлять, но ещё больше, пожалуй, любил спорить и обличать. Проконсул и его совет, языческое общество, ревнители ветхозаветной законности, еретики, недостойные клирики – на всех обрушил он и силу своих обличений, и всю горечь насмешек. Его слог, взволнованный, неровный, обжигающий, хорошо отразил парадоксальность его смелой мысли и его неистовой натуры. Он вычеканил краткие формулы незабываемой красоты и силы, и он же растекался в повторении довольно монотонных, едва ли не бесцветных фраз; мог писать просто и убедительно, но оставил некоторые тексты, которые надо разгадывать, как загадки, а порой унижался до судебных изворотов и крючкотворства. Человек большого и ясного ума, он иногда забывал обращаться к нему за советом; прекрасно описал жизнь христианской общины, мирную и упорядоченную, но жил, не зная покоя сам, чуждый всякого житейского благоразумия. Неприятие Тертуллианом современной ему римской (языческой) цивилизации было более глубоко, чем у греко-язычных апологетов – Татиана (род. ок. 120 г.) или епископа Антиохийского Феофила (конец II в.): «Он не только осуждает её философские школы... но и близок к тому взгляду, что цивилизация вообще испортила и извратила человека, подавила его естественные положительные наклонности, надстроив над ними целый мир искусственных и неистинных ценностей... Выход из этого положения Тертуллиан видит в киническом опрощении и возвращении к естественному состоянию. Однако, по его мнению, достичь этого состояния простоты и естественности можно только через христианскую веру, самопознание и аскетизм» (Г.Г. Майоров. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979, с. 111–112).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > В день особый, на Татьяну: эклектика празднования в дореволюционной Москве 25.01.2024 453 Время на чтение 8 минут Источник: газета КУЛЬТУРА Материал опубликован в декабрьском номере журнала Никиты Михалкова «Свой». Можно ли буйную пьянку, отъявленное хулиганство, гадания на судьбу, январские «солнечные» караваи совмещать с прилежной учебой в престижном вузе, а тем более — с христианским благочестием? Может ли что-то тесно связывать, объединять настолько разные вещи и явления? Да, в России бывало и такое... На 25 января в православном календаре приходится День мученицы Татианы Римской диаконисы и с нею в Риме пострадавших (в народе бытуют названия, которые значительно короче: «Татьяна крещенская», «Бабий кут»). В позапрошлом столетии этот день провозгласили праздником Московского университета, а несколько позже — всего российского студенчества. «Была земля белым-бела, мела метель, Татьянин день, Татьянин день, Татьянин день...» — эта песня в исполнении Льва Лещенко звучала по радио в советские годы очень часто. Еще раньше, в эпоху «капиталистической эксплуатации трудящихся», вольнолюбивые московские студенты, чинно отстояв в университетском храме утренний молебен с акафистом святой мученице, «голубице целомудрия», к вечеру упивались в дым, а затем горланили в кабаках и переулках: «Будем веселы и пьяны в день красавицы Татьяны». Ну а русские крестьяне поутру старательно стряхивали старый мусор с половиков, пекли караваи в виде солнца, гадали по зеркалам и в течение суток не пили ничего хмельного. Жившая в начале III века святая Татьяна была дочерью знатного римского вельможи, тайно исповедовавшего Христа. Священное Писание она знала с детства, а став прекрасной девушкой, дала обет целомудрия и была выбрана диаконисой, готовила женщин к крещению. При юном императоре Александре Севере страной фактически управлял ненавидевший христиан епарх Ульпиан. Во время очередной облавы на них была схвачена и Татьяна, которую привели в храм Аполлона, приказав ей поклониться идолам.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/25/v_den_...

Скачать epub pdf Введение Термин апологетика образован от слова апология – защита. Христианская апологетика – это защита христианского учения от различных (агрессивных и неагрессивных) выступлений нашего мира. В этом смысле апологетика существовала всегда. Даже более того, первые церковные писатели назывались отцами-апологетами: Иустин Философ , Татиан , Афинагор, Лактанций , Климент Александрийский . Первая задача Христианской Церкви – это защита зарождавшегося христианского учения перед лицом античной языческой культуры. Любому человеку, даже имеющему весьма поверхностное представление об истории, известно, что греческая и римская культура имели тысячелетнюю историю с огромными философскими, историческими, научными достижениями. И в эту огромнейшую культуру, средоточием которой являлись Афины, вдруг приходит откуда-то издалека, из Иудеи провинциал, апостол Павел, и начинает проповедовать. Это подобно тому, как если бы в Москву или Париж приехал малообразованный житель Крайнего Севера и начал учить истине. Понятно, что на него смотрят как на некого сумасшедшего – в столицу с тысячелетней культурой… Естественно, эта истина не воспринимается. Поэтому задачей первых христиан была защита христианства. Им необходимо было показать, что христианство , хотя оно и зародилось с точки зрения высококультурных греков и римлян на окраине Римской империи, в ее провинции, тем не менее, это истинное учение. А поскольку оно истинное, оно не может противоречить всем другим истинным учениям и науке, как-то: истинной философии, математике или астрономии, истории и другим областям знания. Затем, когда христианство укрепилось, когда через два-три столетия защита христианства уже как таковая не требовалась, когда культурные люди поняли, что христианство возникло не как сумасшествие, не как выдумка неких странных людей, а как действительное Откровение Божие, тогда возникла другая задача – разработка и обоснование догматического учения, ответы на другие вызовы – на вызовы еретические. Наступает эпоха Вселенских соборов, которые отвечали на вызов ересей: арианства, несторианства, пелагианства, монофизитства и прочие.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/os...

Все храмы Татианы Римской (88 всего, 87 на карте) Алтайский край Барнаул, город. Барнаул. Татианы, часовня Смоленский район. Новотырышкино. Татианы, церковь Беларусь, Витебская область Витебск, город. Витебск. Татианы, церковь Беларусь, Минская область Пуховичский район. Марьино. Татианы, церковь Белгородская область Ракитянский район. Бобрава. Татианы великомученицы, церковь Воронежская область Воронеж, город. Воронеж. Татианы, церковь Ивановская область Иваново, город. Иваново. Всех Святых при Государственном университете, церковь (с приделом Татианы Римской ) Калужская область Юхновский район. Климов Завод. Смоленской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Татианы Римской ) Костромская область Кострома, город. Кострома. Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, церковь (с приделом Татианы Римской ) Краснодарский край Крымский район. Молдаванское. Татианы, церковь Красноярский край Красноярск, город. Красноярск. Татианы, церковь Красноярск, город. Красноярск. Рождества Пресвятой Богородицы, собор (с приделом Татианы Римской ) Курганская область Каргапольский район. Тагильское. Татианы Римской в усадьбе " Русская изба " , часовня Шумихинский район. Большая Рига. Татианы, церковь Ленинградская область Всеволожский район. Озерки. Татианы, часовня Липецкая область Тербунский район. Анненка (Ольшанка 2-я). Татианы Римской, церковь Липецк, город. Липецк. Татианы, церковь Московская область Одинцовский городской округ и ЗАТО Власиха, Краснознаменск. Голицыно. Татианы на Кобяковском кладбище, церковь Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв. Могильцы (Богословское). Иоанна Богослова, церковь (с приделом Татианы Римской ) Сергиево-Посадский городской округ. Спасс-Торбеево. Спаса Нерукотворного Образа, церковь (с приделом Татианы Римской ) Ступинский городской округ. Марьинское. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Татианы Римской ) Талдомский городской округ и г. Дубна. Дубна. Рождества Иоанна Предтечи, церковь (с приделом Татианы Римской ) Коломенский городской округ. Андреевское. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Татианы Римской )

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=246

Сортировать по Исключить новости Татиана из Рима: Новая весталка Перед языческим девством ослепительно засияло девство христианское – не отказ, но новая полнота неведомой жизни во Христе Боге. 25 января, 2015 Перед языческим девством ослепительно засияло девство христианское – не отказ, но новая полнота неведомой жизни во Христе Боге. Привычное, «обрусевшее» имя – Татьяна. Кажется, что оно даже и не обрусевшее, а совсем русское, и что-то означает – не по-русски, так по-древнерусски. Однако это имя, которым называют не только русских, но и белорусских, украинских, финских, польских, и даже итальянских и английских девочек – пришло из легендарных времен Древнего Рима… Тит Татий, соперник, а потом и соправитель самого Ромула, вскормленного волчицей основателя Рима, братоубийцы и обожествленного после смерти первого римского царя, был царем сабинян. Желая отомстить за похищенных жен своего народа (их похитили римляне на общем празднике), Тит Татий захватил оплот римского народа – Капитолийский холм. Участь римлян была практически решена. Но бывшие украденные сабинянские девицы, теперь – жены римлян и матери их маленьких сыновей и дочерей, уговорили своего вождя примириться с побежденным Ромулом. Слово женщин возобладало – и сабиняне вместе с римлянами стали одним народом, называемым квиритами. Ромул и Тит Татий правили этим народом совместно. Было это в восьмом веке до Рождества Христова… Имя «Татиан» — производное от имени Татий – с гордостью носили многие римляне. Мужское имя «Татиан» — имя одного из христианских писателей, ученика мученика Иустина Философа. Татиан, живший во втором веке, не был римлянин, скорее всего, это имя как вольноотпущенник, получили его отец или дед, или даже он сам. Он был из Сирии, греком или сирийцем. Татиан, яркий и неоднозначный, образованнейший, религиозный и ищущий человек, заинтересовался христианством, читая книги – в первую очередь, Четыре Евангелия, которые он потом расположил единым текстом, хронологически (как ему казалось) под названием Диатессарон, им (на сирийском языке) до пятого века пользовались христиане-сирийцы. Но решение креститься Татиан принял, взирая на мучеников-христиан. Свидетельство таинства мученичества произвело на него неизгладимое впечатление. Ученый и философ стал христианином, споря и побеждая в спорах язычников…

http://pravmir.ru/tatiana-iz-rima-novaya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010