И уже через полгода по решению струсившей Боярской думы святитель был арестован. Во время службы в Успенский собор ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита церковные облачения и своими метлами вытолкали из храма, посадили на простые дровни и увезли в московский Богоявленский монастырь. В то же время царь казнил многих родственников Филиппа. Голову особенно любимого митрополитом племянника Грозный послал ему в его келью. Потом по указу царя к нему пустили голодного медведя, но зверь не тронул святителя. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители и рассказывал о нем чудеса. Тогда царь велел перевести опального митрополита в Тверской Отрочь монастырь, где через год он погиб от руки Малюты Скуратова – главный опричник задушил его подушкой.Спустя двадцать лет монахи Соловецкой обители испросили позволения нетленные мощи своего бывшего игумена перенести в свой монастырь. Впоследствии мощи святителя Филиппа были перенесены в Москву и поставлены в Успенском соборе Кремля на том месте, где опричники схватили митрополита-мученика. Святая мученица Татиана Римская День памяти 25 января Святая Татиана родилась в знатной римской семье. Ее отец, тайный христианин, трижды избирался консулом и воспитал дочь в преданности Богу. Став взрослой, Татиана отказалась от супружеской жизни. Ее поставили в диаконисы в одном из римских храмов, и отныне всю свою жизнь она посвятила молитве и милосердию: ухаживала за больными, посещала темницы, помогала бедным. При императоре Александре Севере снова начались гонения на христиан, кровь новых мучеников полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана . Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась – и затряслась земля, идола разнесло на куски, часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела все мужественно, молясь за своих мучителей. И открылось им, что четыре ангела окружили святую и отводили от нее удары. Восемь мучителей уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы , умоляя простить их. За исповедание себя христианами они были казнены.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

На основании Евсевия давно уже было известно, что Татиан , ученик Иустина Мученика , составил «Евангельскую гармонию», положив в основу наши четыре Евангелия; и дал своей объединенной евангельской книге название «Τ δι τεσσρων». Книга эта во времена Евсевия еще встречалась там и здесь в Церкви. Знаменитый историк говорит об этом вполне определенно. Но когда он при этом утверждает, что будто Татиан , делая это дело, позволял себе перетолковывать и даже исправлять изречения Евангелий, то, несомненно, историк в этом случае руководится просто слухами. Менее определенные известия о труде Татиана имел Епифаний Кипрский . Что «Диатессарон» написан Татианом – об этом он знал только по слухам; он также знал, что это сочинение называют «Евангелием от Евреев», но об этом он только говорит, не принимая сам и не отвергая этого известия. Наиболее точное личное знакомство с сочинением, без сомнения, имел Феодорит Киррский († 457). В своем ересеологическом сочинении он говорит, что Татиан составил Евангелие, называемое «Τ δι τεσσρων», с устранением родословия Иисуса и всего того, что доказывало происхождение Иисуса от Давида. Впрочем, Феодорит утверждает, что не только приверженцы особой секты Татиана, но и последователи кафолического учения, не сомневаясь, пользуются этим сочинением, ради его краткости. В своей собственной епархии он встретил более двухсот экземпляров этой книги, пользовавшейся уважением и бывшей в большом употреблении; все эти экземпляры, как он сам говорит, он отбирал, а вместо них раздавал Четвероевангелие. После середины V в. в Восточной церкви сохраняется только слабое воспоминание о «Диатессароне» Татиана. Напротив, в Латинской церкви Запада нельзя отыскать никаких следов этой книги: даже мужи, очень много изучавшие Евсевия, ничего не знают о ней. Только с XVI в., когда снова принялись за изучение первоисточников, снова вспомнили и о «Диатессароне» Татиана. Но точно никто не знал, что это было за сочинение. С течением времени образовались самые разнообразные взгляды по вопросу: что такое труд Татиана? Была ли это попытка составить свод из наших четырех Евангелий? Не было ли прибавлено в этом случае что-либо из каких-либо других книг, считавшихся тоже Евангелиями? Далее: по какой хронологической схеме расположена была «Евангельская гармония» Татиана – по схеме синоптиков или же евангелиста Иоанна? Далее: на каком языке была написана книга – на греческом или сирийском? Наконец: был ли дух книги еретический? Что представлял собой текст «Диатессарона» в частных случаях?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Удивительно, с каким мужеством эти скромные немолодые крестьянки, послушницы, всю свою жизнь отдавшие помощи ближним, трудившиеся в тяжелых условиях голода и разрухи, встречали бросаемую им в лицо ложь, клевету, угрозы. Они шли на смерть, твердо веря в то, что идут навстречу Христу. Дай Бог нам, в наше мирное и спокойное время, иметь хотя бы каплю такой искренней и твердой веры. Святые Татианы, молите Бога о нас! Читайте также — День мученицы Татианы – имеет особое значение для России Татьянин день в вопросах и ответах: Святая Татиана Римская, несмотря на то, что перед ней было открыто много возможностей, выбрала пусть служения Христу. Она исполняла обязанности диакониссы, но, вместе с тем, всегда выступала за просвещение и обладала прекрасным образованием. Существует несколько версий о том, почему празднования Татьяниного дня связаны со студенчеством. Считается, что 12 января 1755 года по юлианскому календарю императрица Елизавета приняла решение основать Московский университет. У храма святой мученицы Татианы при МГУ сложная судьба , но сейчас это — действующая церковь. Святая мученица Татиана не согласилась поклониться Зевсу и назвать его Богом, для нее Богом был только Иисус Христос. За это девушку подвергли пыткам и, устав придумывать мучения, отдали ее на растерзание диким зверям. Но те не притронулись к ней. Несмотря на это, мучители продолжили пытки, и святая Татьяна приняла мученическую кончину. День студента обычно отмечается шумно, весело, но в память о святой мученице Татиане следует знать житие святой и тогда этот день уже не станет поводом выпить медовуху из пластикового стаканчика . Император Николай I, который слыл консерватором, ввел праздник Татьянин день как день студента в светский календарь. До этого студенты праздновали только день памяти открытия университета и окончание учебного года. Императрица Елизавета Петровна только подписала указ об основании университета. Идея празднования принадлежала Николаю I. В Татьянин день стоит в первую очередь вспоминать не о радостной толпе студентов, а о мученицах Татианах. Святая Татьяна Римская — считается заступницей студентов и молодежи на Небесах. Ежегодное празднование Татьяниного дня в светском ключе лучше заменить на посещение богослужения. В Татьянин день студенты МГУ могут помолиться в университетском храме. Татьянин день. Материалы на Правмире: Татьянин день. Видео по теме:

http://pravmir.ru/tatyanin-den-25-yanvar...

X В своем «Увещании к мученичеству» святой Киприан Карфагенский представляет мученичество как духовную борьбу мучеников с диаволом и победу над ним, и в этой борьбе гонители со всеми их пытками и казнями являются лишь орудиями диавола. Притом сами гонители могут и не осознавать той роли, которая им отведена, – как разбойники, напавшие на монастыри в Синае и Раифе. Но для определения факта мученичества значение имеет вовсе не то, что думали убийцы и как они оправдывали свои злодеяния, а то, что думали мученики и как они встречали свои страдания и смерть. Чтобы узнать это, достаточно прочесть слова, которые мученики говорили на допросах и которые сохранились в их «делах», записанные рукою безбожника-следователя. Мученица Татиана (Егорова): «Иисус терпел, и я тоже стану терпеть и переносить; на все готова» . Преподобномученица Агафия (Крапивникова): «В Бога я верую… пусть стреляют, от Бога не откажусь» . Преподобномученик Петр (Тупицын): «Я человек верующий и готов пострадать за веру, на которую сейчас идет гонение. Это гонение не новость» . Мученик Никита (Сухарев): «Еще во времена Римской империи были гонения на христиан, и такое же гонение переживают христиане сейчас, при советской власти. Но как кончилась Римская империя и восторжествовало христианство, так кончится и теперешнее гонение на христиан» . Преподобномученик Евфимий (Любовичев): «Что я отсидел в тюрьме… я очень доволен, ибо страдаю за веру» . Священномученик Георгий (Степанюк) накануне расстрела писал в письме: «Чувствую, что страдаю за веру». То же свидетельство мы видим и в Болгарии: священник Ангел Хубавичев при последнем свидании с родственниками сказал: «Я умираю невиновным, не печальтесь обо мне! Умираю во имя Христа!» Для решения вопроса о факте мученичества именно это свидетельство имеет решающее значение – свидетельство мучеников, а не свидетельство палачей. Разумеется, свидетельство, выраженное не только словами, но, прежде всего, делами. Преподобный Ефрем Сирин в своем «Похвальном слове славным мученикам, во всем мире пострадавшим» указывает следующие признаки мученика: преданность Богу, мужество, незлобие к мучителям, готовность отвергнуться себя самого и всего своего ради Христа. Поскольку все эти признаки видны в случае христиан, пострадавших от рук коммунистов в России, Грузии, Сербии, Польше, то и состоялось их прославление Русской, Грузинской, Сербской и Польской Поместными Церквями. Ожидают своего прославления священнослужители, монахи и миряне, пострадавшие за Христа в Румынии, Албании, Греции, Китае и, конечно же, в Болгарии.

http://pravoslavie.ru/42002.html

Нужно утверждать, что выражение κρμα принадлежит самому Иустину. Правда, оно несколько нескладно, но никто и не станет требовать от этого апологета изящества языка: Иустин не претендует на это. Достаточно будет, если мы найдем это выражение лишь сносным, а таким признать его возможно; тем более, что Дюшен (Duchesne) в Bulletin critique (1891. P. 282) замечает, что в греческом народном языке близкое по созвучию слово κρμα означает прямо вино. Иустин, очевидно, употребляет спорное слово в этом последнем значении. Много и других замечаний делает Функ против Гарнака, но и приведенного достаточно, чтобы судить о силе полемики этого Гарнакова критика. Цану, первому своему критику, Гарнак отвечал (Theolog. Literaturzeitung, 1892, 15), а прочим – нет. Как понимать это нежелание Гарнака отвечать и прочим критикам, исключая Цана? Думать ли, что он счел их замечания не стоящими внимания, или же он нашел их очень дельными? Полагаем, что не сделаем большой ошибки, предположив последнее, тем более, что и ответ Гарнака Цану не силен, – таким находят его и критики берлинского ученого (например, Функ). Гарнак, отвечая Цану, ставит ему в упрек то, что будто он хочет «разрешать исторические вопросы путем силлогизмов». Что же отсюда? Неужели логика не нужна историку? Сам Гарнак в еврей антикритике влагает в уста аквариев следующее рассуждение: «Господь (в Кане) из воды сделал вино; значит, Его вино, а поэтому и вино христиан есть вода». Читая эти строки, невольно скажешь: иному историку не мешало бы побольше уважать логику. Заканчивая свой ответ Цану, Гарнак спрашивает: «О чем собственно мы спорим? Я никогда не отвергал, что и вино также всегда (stets) употреблялось» (в Евхаристии). И опять спрашивает: «О чем же мы спорим?» В самом деле, о чем они спорят?! История открытия в последнее пятидесятилетие древних церковно-исторических памятников и их значение 98 Lechler. Urkundenfunde zur Geschichte des christlichen Altertums Leipz, 1886 99 Полная рукопись так называемых Климентовых гомилий (Климентины). – Записки Авксентия об Ульфиле, епископе Готском. – «Обличение всех ересей» (Философумены). – Памятники на сирийском языке: три послания Игнатия Богоносца в сирийском тексте; Мелитона Сардийского – «Речь (апология) к императору Антонину»; Вардесана – «Законы стран», Афанасия Великого – «Пасхальные письма», Иоанна Эфесского – «Церковная история» – Послание ап. Варнавы. – Ерма – «Пастырь». – Полная рукопись так называемых двух посланий Климента Римского . – Татиана – «Диатессарон», открытый в комментариях Ефрема Сирина . – Евсевия – «Церковная история» в сирийском и армянском переводе. – «Учение двенадцати Апостолов».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Серапион был епископом Антиохийским в 190–209 гг., отличался образованностью, писал сочинения против монтанистов. Он особенно интересен перепиской с христианами из близлежащего городка Росса. Серапион сообщает им, что со времени последнего приезда переменил мнение об уместности Евангелия от Петра в богослужении, и советует им сделать то же самое. Он назначает Палута епископом Эдесским. Эдесса была крупнейшим христианским центром в Сирии, но вероучение там развивалось под влиянием своеобразных идей Маркиона, Вардесана и Татиана. Ни один из них не придерживался традиционного канона четырех Евангелий, все трое отличались аскетизмом (энкратитского толка) и в глазах западных христиан были еретиками. Действия Серапиона направлены на укрепление апостольской веры и порядка в местах, где их недоставало. Димитрий считается первым епископом Александрийским, назначавшим епископов в других местах. Видимо, до него дела велись несколько менее строго. Он и его будущие преемники Геракл и Дионисий сделали все, чтобы отменить старый порядок, когда глава церкви выбирался на совете пресвитеров. Теперь это стало обязанностью других епископов. Димитрий исполнял обязанности пастыря александрийской церкви в 189–232 гг., пережил гонения при Александре Севере и боролся с «ересью» Оригена. Римская церковь при епископе Викторе В те же годы в Риме епископы Виктор (189–199 гг.), Зеферин (199–217 гг.) и Калликст (217–222 гг.) вели борьбу за единообразие церквей. До этого, согласно В. Бауэру, в римских церквах царило то же разномыслие, что и на Востоке. Первые общины вышли из уже расколотого иудейского общества. Ерма свидетельствует, что организация была слабая, под начало единого епископа церковь собралась только при Сиксте I (120 г.). Виктор постарался ввести общий для всех порядок Пасхальных торжеств. Как известно, иудеи отмечали этот праздник каждую весну даже после гибели Иерусалима и разрушения храма, когда стало невозможным приносить жертвы, предписанные законом Моисеевым. Большинство христиан сохраняли этот обычай, но связывали его со Страстями Господними и Воскресением, которые пришлись как раз на время еврейской Пасхи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Софроний , патриарх иерусалимский, 11 марта. Спевсипп (погоняющий коней или быстрый ком, греч.), 16 янв. Спиридон (круглая, плетеная корзина, греч.), еп. тримифунтский, 12 дек. Спиридон и Никодим просфорники печерские, 31 окт. Стахий (колос, греч.), ап. из 70, 31 окт. Стефанида (победительница, венчанная, греч.), муч. в Дамаске, 11 ноября. Стефан (венок, греч.) первомученик, 27 дек., 15 сент. и 2 авг. Стефан комит, муч. с Мелетием , 24 мая. Стефан , папа римский, муч., 2 авг. Стефан исповедник, еп. сурожский, 15 дек. Стефан новый, преподобный, и Стефан муч., цареградские, 28 ноября. Стефан Савваит творец канонов, 28 окт. Стефан Савваит, преп., 13 июля. Стефан преп., основатель Хинолакковой обители, 14 янв. Стефан , игумен триглийский, исповедник, 28 марта. Стефан , архиеп. цареградский, 17 мая. Стефан новосиятель, преп. цареградский, 9 дек. Стефан , еп. владимирский на Волыни, 27 апр. Стефан , еп., пермский, 26 апр. Стефан , пр. махрищский, 14 июля. Стратоник (победитель воинства, греч.), муч. в Мифии, 13 янв. Стратоник муч., 4 марта. Стратоник , муч. вифинский, 13 сент. Стратон (воюющий, греч.), и др. муч. никомидийские, 17 авг. Стратор (вернее Стратоник) муч., 9 сент. Студий , 30 дек. Суимвл (у грек. Сеимвл), из 26 мучч. готфских, 26 марта. Суссанна (или Сосанна) преподобномученица салернская, 6 июня. Таврион (воловий, название одного месяца в Кизике, греч.), муч. македонский, 7 ноября. Таисия , св. египетская, 8 окт. Таисия блаж., египтяныня, современница Иоанна Колова, 10 мая. Тарасий (безпокойный, греч.), патриарх константинопольский, 25 февр. Тарах (беспокойство,страх, греч.), муч. киликийский, 12 октября. Татиана дева, диаконисса, муч. римская, 12 янв. Тагион , муч. клавдиопольский в Галатий, 24 авг. Текуса (раждающая, греч.), с Феодотом , 18 мая и 6 ноября. Терентий (полирующий, растирающий, греч. и лат.), муч. африканский, 10 апр., 13 мар. и 28 окт. Терентий и Неонила мучч., 28 окт. Терентий муч, еписк. иконийский, 21 июня. Тертий (третий, лат.), из 70 апп., 30 окт. и 10 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Стефан, игумен Триглийский, исповедник при Льве Армянине. 28 марта. Стефан, архиеписк. Цареградский, преемник Фотия, ум. 893. 17 мая. Стефан новосиятель, преп. Цареградский 9 в. 9 дек. Стефан, еп. Владимирский на Волыни, ум. 1094. 27 апр. Стефан, еписк. Пермский, 1396. 26 апр. Стефан, преп. Махрищский, ум. 1406. 14 июля. Стратопик, муч. в Мисии около 315 г., с Ермилом. 13 янв. Стратоник, муч. Вифинский. 13 сент. Стратон, Филипп, Евтихиан и Киприан, мучч. Никомидийские. 17 авг. Стратор муч. 9 сент. Суимвл, из 26 мучч. Готфских 4 в. 26 марта. Сусанна Мироносица. В нед. Мироносиц. Сусанна, преподобномученица Салернская при Диоклетиане, с Архелаей. 6 июня. Т Таврион, муч. Македонский, с Авктом и Фессалоникией. 7 ноября. Таисия, св. Египетская, 4 в. 8 окт. Таисия блаж., Египетская, современница преп. Иоанна Колова. 10 мая. Тарасий, патриарх Константинопольский, ум. 806. 25 февр. Тарах, Пров и Андроник, мучч. Киликийские при Диоклетиане, в 304       году. 12 октября. Татиана дева, диаконисса, муч. Римская ок. 225 года. 12 янв. Татион, муч. Клавдиопольский в Галатии, пострад. от Урбана в 305      году. 24 авг. Текуса, Александра, Клавдия, Фаина, Евфрасия, Матрона и Иулия, семь дев, мучениц Анкирских ок. 301 г., с Феодотом. 18 мая. Текуса, Александра, Полактия, Клавдия, Евфросиния, Афанасия и Матрона, девицы, мученицы Коринфские. 6 ноября. Терентий, Африкан, Максим и др., мучч. Африканские ири Декии, пострад. от Фортунатиана. 10 апр. Терентий и Неонила, и семь чад их, мучч. 28 окт. Терентий муч., еписк. Иконийский. 21 июня. Тертий, из 70 апп. 30 окт. и 10 ноября. Тивуртий, муч. Римский, ок. 230, с Кикилией и др. 22 ноября. Тивуртий, муч. Римский при Диоклетиане ок. 287 г., с Севастианом и др. 18 дек. Тигрий пресв., и Евтропий чтец, из клира Иоанна Златоустог о, мучч. 5 в. 16 июня. Тимолай, муч. Палестинский, постр. от Урбана 305 г., с Агапием и др. 15 марта. Тимон, из 70 апп. 30 дек. и 28 июля. Тимофей, из 70 апп. 22 янв. Тимофей чтец, и Мавра, сожительница его, мучч. Фиваидские, ок. 286 года. 3 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Стефан Савваит , прп., творец канонов (28 октября/10 ноября) Стефан Сербский , Бранкович, прав. (9/22 октября) Стефан Сербский , Щилянович, князь (4/17 октября) Стефан Сурожский , архиеп., исповедник (15/28 декабря) Стефан Урош V , царь Сербский (2/15 декабря; 30 июня/13 июля) Тавифа Иоппийская , прав. (25 октября/7 ноября; в Неделю о расслабленном) Тамара Грузинская , блгв. царица (1/14 мая; в Неделю св. жен-мироносиц) Тамбовских святых собор (28 июля/10 августа) Тарасий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Тарасий Константинопольский , архиеп. (25 февраля/10 марта) Тарах Тарсийский , мч. (12/25 октября) Татиана Римская , дева, диакониса, мц. (12/25 января) Терентий Петрийский (Африканский), Карфагенский, мч. (13/26 марта; 10/23 апреля) Терентий , мч. (28 октября/10 ноября) Тертий (Терентий), ап. от 70-ти, еп. Иконийский, сщмч., ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 21 июня/4 июля; 30 октября/12 ноября; 10/23 ноября) Тимолай (Тимофей) Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Тимон , ап. от 70-ти, из 7 диаконов, еп. Бострийский, сщмч. (4/17 января ап.]; 28 июля/10 августа; 30 декабря/12 января) Тимофей Олимпийский (в Симв!олех), пустынник, прп. (21 февраля/6 марта) Тимофей Фиваидский , чтец, мч. (3/16 мая) Тимофей , ап. от 70-ти, еп. Ефесский, сщмч., ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 22 января/4 февраля) Тит , ап. от 70-ти, еп. Критский, ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 25 августа/7 сентября) Тит , иеромонах, чудотворец (2/15 апреля) Тит Печерский , бывший воин, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (27 февраля/12 марта; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Тит Печерский , пресвитер, в Ближних (Антониевых) пещерах (27 февраля/12 марта; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Тихон Амафунтский , еп. (16/29 июня) Тихон Воронежский , Задонский, еп., чудотворец (13/26 августа) Тихон Луховской , Костромской, прп., чудотворец (16/29 июня; 26 июня/9 июля) Тихон Медынский , Калужский, прп. (16/29 июня) Тихон Московский и всея Руси, патр. (25 марта/7 апреля; 26 сентября/9 октября; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

142).    В Библии нет указаний на 12 звонцев; поэтому нужно думать, что Иустин их смешал с 12 камнями на священнической одежде Аарона (Исх. 28, 9 и след.).    Мысль о воспламенении Иордана Иустин заимствовал, по всей вероятности, из каких-либо апокрифических сочинений его времени, так как об этом ничего не говорится в канонических евангелиях.    Близкий к этому текст слов, сказанных с неба, находится, по свидетельству Епифания, в евангелии евионитов.    Медный змей на шесте, изображающий фигуру креста.    В евангелиях. Татиан    Младший современник и ученик Иустина, Татиан, родом из Ассирии («Речь против Еллинов», гл. 42), принадлежал к числу классически образованных людей своего времени. Греко-римская поэзия, мифология, история, философия и ораторское искусство были ему хорошо известны, так что он сам про себя говорит, что «весьма славился в языческой мудрости» (там же, гл. 1). Кроме того, предпринимая для восполнения своих знаний путешествия в различные страны, славившиеся своими школами и учителями, он обогатился сведениями о быте, нравах и религиозных воззрениях многих народов Азии и Европы, с которыми ему приходилось встречаться.    Но и такой богатый запас разнородных сведений не удовлетворил Татиана, как не отвечающий на запросы ума и сердца человека, желающего постигнуть истину и составить себе миросозерцание не на таких шатких основах, как языческая религия, мораль и философия, полные всякого рода недостатков. В стремлении найти истину, он посвятился в какие-то греческие мистерии (там же, гл. 29), вероятно, элевзинские, но и это не улучшило дела, так как и мистерии были выражением того же язычества и, следовательно, не могли удовлетворить человека, желающего стать выше его. Прибытие в Рим, где, как в центре материальной и духовной жизни тогдашнего мира, всего рельефнее обнаруживалась полная несостоятельность язычества во всех отношениях, еще более усилило убеждение Татиана, что язычество не обладает истиной. Это печальное для него убеждение заставило его «углубиться в себя и исследовать, каким образом найти истину» (там же).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010