Богословско-догматическим темам посвящено пространное произведение А. «Укрепление християнского чувства, истиннаго разума, о непостижимости Творца, о Воскресении Христовом, и о проповеди евангельской, и о обращении язычества, и о скончание мира» (Там же. 22/90-г), в к-ром автор пишет о Высшей силе, устроившей все разнообразие мира и управляющей им, о возможности познания Бога через понимание целесообразности творения. А. приводит цитаты из творений отцов Церкви, как бы предрекавших отступления от веры последнего времени, излагает свое осмысление достижений науки. В этом трактате А. во многом следует за идеями своего предшественника по игуменству о. Симеона (Лаптева ; † 1954 или 1953), к-рый написал неск. сочинений с аналогичной проблематикой. Борьба с чуждой староверию идеологией и разрушительной наукой Нового времени, а также рассуждения о близости прихода антихриста характерны почти для всех сочинений А. Между 1969 и 1977 гг. А. возглавил работу над созданием «Епитимий за смешательство», определявших правила общения часовенных с внешним миром и устанавливавших наказания за нарушение этих правил. Между 1955 и 1977 гг. А. на эту же тему составил «Повесть о предохранении от смешательства, дабы не пришло в забвение последнему роду» (Там же. 12/97-г), в нее вошли 2 сочинения авторитетных книжников из часовенного согласия нач. ХХ в., объединенные кратким резюме составителя о совр. ему состоянии проблемы. Арх.: Собр. Ин-та истории СО РАН. 4/90-г. Л. 105 об.- 107 об., 112 об.- 120, 134-149 об.; 11/90-г. Л. 36 об. - 50; 5/97-г; 12/97-г; 22/90-г. Соч.: «Епитимии за смешательство»//Духовная литература староверов востока России XVIII - XX вв. Новосиб., 2000. С. 385-388. Лит.: Покровский Н. Н. За страницей «Архипелага ГУЛАГ»//Новый мир. 1991. 9. С. 81-87; Рукописи XVI-XX вв. из коллекции Ин-та истории СО РАН/Сост. Мальцев А. И., Панич Т. В., Титова Л. В. Новосиб., 1998. С. 215; Духовная лит-ра староверов востока России XVIII-XX вв. Новосиб., 2000. С. 656, 657; Зольникова Н. Д. Таежный писатель//Роль традиций в лит. процессе. Новосиб., 2000. С. 418-433.

http://pravenc.ru/text/115976.html

Письменные известия о ранней истории Л. м. наиболее полно представлены в Новгородской 4-й летописи, созданной ок. 1430 г. Из летописи известно, что деревянная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (1389) после литургии 27 мая 1392 г. сгорела, а в следующем году была выстроена, вероятно в камне; 9 июля 1400 г. в мон-ре умер «владычень брат» (т. е. брат архиеп. Новгородского Иоанна (Стухина) ) Василий; в 1403 г. ц. Пресв. Богородицы «подписана бысть» (т. е. расписана фресками); под 1406 г. к упоминанию Илариона , еп. Коломенского, летописец добавляет, что он «бывъ преже игуменомъ Лисицкои лавры»; в 1410 г. архим. Варлаам в Л. м. построил каменную надвратную ц. прп. Варлаама Хутынского; в 1421 г. «владычень ключник с Лисьи горки» Арсений упоминается в числе 3 кандидатов на архиепископскую кафедру; в 1429 г. др. кандидат на аналогичных выборах - Евфимий II Вяжицкий - был избран архиепископом из игуменов Л. м. Согласно Летописи Авраамки, в 1457 г. в Л. м. «повелениемь владыкы Еуфимия» была построена деревянная трапезная ц. свт. Иоанна Златоуста (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 197), а в следующем году заболевший архиеп. Евфимий поселился в Л. м.; в марте 1458 г. он скончался. Агиограф Пахомий Серб писал, что мн. новгородцы, услышав о смерти архиерея, отправились в Л. м., и «вси путие, иже к тому монастырю ведущии, речным быстринам подобяхуся; вси скорбяху и вси тужаху» (Повесть о Евфимии. 1862. С. 21). Под 1496 г. в Новгородской 2-й летописи игумен Л. м. в перечне настоятелей, принимавших участие в ритуальном обходе Новгорода, назван 5-м (после архимандрита Юрьева мон-ря и игуменов Антониева, Хутынского и Вяжищского мон-рей), что определялось, видимо, не богатством, а авторитетом обители ( Бобров. 1991. С. 97). В XIV - нач. XVI в. Л. м. был связан с домом Св. Софии, в мон-ре проживали «владычень брат» Василий и «владычень ключник» Арсений; дважды представители обители являлись претендентами на Новгородскую кафедру. Настоятель Л. м. Иларион, совершивший паломничество на Афон, в 1396/97 г. стал архимандритом московского Симонова мон-ря (впосл. епископ Коломенский). Прп. Варлаам после него выполнял игуменские обязанности, в 1410-1419 гг. упоминался уже в качестве юрьевского архимандрита. С именем архим. Варлаама связывается создание летописного свода 1411 г. ( Бобров. Новгородские летописи. 2001. С. 111-128). Другой настоятель Л. м., св. Евфимий II, в нояб. 1429 г. стал Новгородским архиепископом, и его участие в создании различных летописных произведений также не вызывает сомнений у исследователей (Там же. С. 160-237; Он же. 2008. С. 124-151).

http://pravenc.ru/text/2110554.html

А. является автором неск. посланий к своим родственникам и пастве, «цветников» (сборников выдержек из творений христ. писателей), богословских и полемических произведений, написанных с целью распространения учения часовенных, а также защиты христианства против нападок атеистов. Нек-рые сочинения А. («цветники», ряд посланий) известны лишь по упоминаниям о них в 3-томном Урало-Сибирском патерике (Там же. 4/90-г, 11/90-г, 5/91-г), посвященном истории часовенного согласия (начало работы над патериком относится к 40-м гг. XX в., в 90-х гг. он еще дополнялся). В патерике почти полностью приведено послание А. сестре Александре (Там же. 4/90-г. Л. 135 об.-137, 1928 г.), готовившейся к постригу. Послание представляет собой поучение об иноческих добродетелях и искушениях, особенно А. советовал беречься страсти любоначалия; очерчен краткий круг лит-ры для самостоятельного чтения: Лествица, патерик, творения преподобных Исаака Сирина и Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, жития святых. Урало-Сибирский патерик цитирует также послание А. к о. Максиму (Там же. Л. 149-149 об., 1976 г.), в к-ром игумен сокрушается о собственных несовершенствах, о том, что за заботами ушло время, к-рое нужно было посвятить монашескому подвигу. Во всех поучениях А. особенно советует стяжать смирение, избегать греха гордости. Сохранилось пространное послание А., написанное между 1955 и 1977 гг., без названия (Там же. 5/97-г), содержание к-рого Урало-Сибирский патерик передает так: «Большое письмо поучительное християном о покаянии, о молитве, о крестном знамении, о последнем времени, о смешении с еретики, о пиянстве». А. является одним из авторов житийных повествований Урало-Сибирского патерика (в разделах «О старцах» и «О старицах»). Наиболее значительно участие А. в создании 4 житий: его сестры Татьяны (м. Тавифы) (Там же. 11/90-г. Л. 36 об.- 50), о. Симеона (Там же. 4/90-г. Л. 105 об.- 107 об.), о. Георгия и м. Павлины (Там же. Л. 112 об.- 120) и самого А. (Там же. Л. 134-148 об.); жизнеописание А., созданное после его смерти, опиралось во многом на его мемуары, написанные в качестве предварительных материалов для патерика.

http://pravenc.ru/text/115976.html

Соч.: Самарово, село Тобольской губернии и округа: Хроника, восп. и мат-лы о его прошлом. СПб., 1892; Византийская печать с именем рус. княгини//ВВ. 1894. Т. 1. С. 159-166; Старое свидетельство о Положении ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 г.//Там же. 1895. Т. 2. С. 581-628; Описание некоторых греч. Житий святых//Там же. 1897. Т. 4. С. 337-401; Повесть об имп. Феодосии II//Там же. 1898. Т. 5. С. 63-90; Житие св. царицы Феофании и его позднейшие пересказы//ЖМНП. 1899. Ч. 325. Окт. Отд. 2. С. 343-361; Брак Мстиславны (1122)//ВВ. 1902. Т. 9. С. 418-445; Об униатстве имп. Мануила Комнина//Там же. 1907. Т. 14. С. 334-357; Агиография VIII-IX вв. как источник визант. истории//Визант. обозр. 1916. Т. 2. Вып. 1. С. 167-176; Моя биография//Подорожник: Краеведческий альм. Тюмень, 2010. Вып. 11. С. 22-26; Материалы для моей биографии//Там же. С. 26-35. Изд.: Хождение купца Василия Познякова по Святым местам Востока. СПб., 1887. (ППС; Т. 6. Вып. 3(18)); Ioannis Comneni medici Vita Ioannis Cantacuzeni Romaeorum imperatoris. Petropoli, 1888; Хождение Трифона Коробейникова (1593-1594). СПб., 1889. (ППС; Т. 9. Вып. 3(27)); Слово о некоем старце: Вновь найденный памятник рус. паломнической лит-ры XVII в. СПб., 1890. (СбОРЯС; Т. 51. 2); Житие прп. Стефана Комельского. СПб., 1892. (ПДП; 85); Послание митр. Климента к Смоленскому пресв. Фоме: Неизд. памятник лит-ры XII в. СПб., 1892. (ПДП; 90); Кирилл Туровский, свт. Слово в Великую субботу. СПб., 1893. (ПДП; 97); Анонимное иерусалимское хождение нач. XVIII в. СПб., 1912. Лит.: Срезневский В. И. Х. М. Лопарев: Припоминания о его жизни и трудах//РИЖ. 1918. Кн. 5. С. 327-342; Сперанский М. Н. Хрисанф Мефодьевич Лопарев (1862-1918)//Научные изв. М., 1922. Сб. 2: Философия, литература, искусство. С. 333-335; Михеева Г. В. Лопарев Хрисанф Мефодиевич//Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1995. Т. 1. С. 329-333; Самаровский петербуржец: Письма сибиряков к Х. М. Лопареву/Сост.: В. К. Белобородов. Ханты-Мансийск, 2008; «Искренно делюсь с Вами как с другом...»: Из переписки Х. М. Лопарева и Ю. М. Поповой/Сост.: В. К. Белобородов. Тюмень, 2011; Танкова Е. В. Письма Х. М. Лопарева к членам Об-ва любителей древней письменности//Мат-лы III Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 28 сент. 2011 г. СПб., 2011. С. 6-10; Рафиенко Л. С. Уроженец села Самарово Х. М. Лопарев - выдающийся российский ученый//Мат-лы IV Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 24 окт. 2013 г. Ханты-Мансийск, 2013. С. 6-15; Цысь В. В., Цысь О. П. Сотрудничество Х. М. Лопарева с Имп. Православным Палестинским Об-вом//Вестн. Сургутского гос. пед. ун-та. 2013. 6(27). С. 131-139.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

3 .     Описание святой земли: Названия святой земли. Величина святой земли. Общий вид страны. Горы (Ливанские). Душеполезное чтение 1866 г., ч. 3, 12, 319–332; Горы на западе от Иордана. 1867 г., ч. 1, 1, 43–69; 1869 г., ч. 2, 6, 97–112. 4 .     Псалмы в русском переводе 4 (76–150). Ibid.1868 г. ч. 1, 1, 1–16; 2, 17–32; 4, 33–48; ч. 2; 5, 49 –64 (в приложении). 5 .     История Триденстского собора. Чтения в Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения 1868 г. кн. 5, 1–104: 1869 г. кн. 6, 105–215 (в приложении). 6 .     О трудах архимандрита Михаила 5 . (Библейская письменность каноническая, неканоническая и апокрифическая (Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения 1872 г. кн. 1 и 2). Библейский канон священных книг ветхозаветных и новозаветных (там же, кн. 3 и 4). Толковое Евангелие, кн. 1, изд. 1870. Толковое Евангелие, кн. 2, изд. 1871 г.). Православное Обозрение 1873 г. Полугодие 1, 2, 289–310: 4, 658–693. 7 .     Несколько слов о статье Преосвященного Епископа Феофана 6 . По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе.(Душеп. Чтение 1875 г. ч. 3, 11). Ibid. 1875 г. т. 3, 11, 505–540. 8 .     О недоумениях, вызываемых русским переводом св. книг Ветхого Завета. Ibid. 1877 г. т. 1, 4, 687–702 (статья 3-я). 9 .     Псалтырь в новом славянском переводе Амвросия 7 Архиепископа Московского 8 . Ibid. 1878 г. т. 1, 1, 1–16: 2, 17–32: 3, 33–64: т. 2, 5–6, 65–128: 7, 129–160: 8, 161–192 (в приложении). Отдельно – Издание редакции «Православного Обозрения». Москва. В Унив. Тип. 1878. Стр. 192. 10 . О еврейской рукописи Пятикнижия 12 века 9 . Славянская Псалтирь 18 века, переведенная с еврейского 10 . Две заметки 11 . Труды 3-го международного съезда ориенталистов в С.-Петербурге 1876 г. Том 1-й под редакцией В.В. Григорьева. Спб. 1879–1880, – тр. 591–594. 11 . Народная библия во времена Христа Спасителя. Речь, произнесенная на публичном акте Московской Духовной Академии, 1 октября 1880 г. Прибавления к изданию творений святых отцов, в русском переводе за 1880 г., ч. 26, 1070–1085; перепечатана а) в книге: Годичный акт в Московской Духовной академии 1-го Октября 1880 г. Москва, 1880, стр. 7–22, и б) в Православном Обозрении 1880 г., т 3, 10, 363–375.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Соч.: Наставление священнику относительно отпадших в секту молоканскую. М., 1845; Слова, произнесенные при вступлении в управление киевскою паствою и Киевопечерскою лаврою, и речи, произнесенные при встрече его высокопреосвященства. К., 1860; Беседы о посте. К., 1862; То же//Странник. 1873. 3. Отд. 1. С. 177-219; Слово в день Успения Божией Матери, о чудесном даровании Киево-Печерской лавре иконы Успения Божией Матери. СПб., 1866; Приготовление к удобному разумению пророчества Исаии: Из лекций, читанных студентам СПбДА в 1823-1825 гг.//Странник. 1871. 3. С. 204-236 (отд. отт.: СПб., 1871); Введение в священные книги Ветхого Завета//ТКДА. 1873. 6. С. 1-96; 7. С. 97-194; Замечание на книгу варшавского ксендза Путятицкого под названием: «Pismo o religii naturalney obiawioney»//Там же. 1873. 5. C. 3-76 (отд. изд. К., 1874); Речь при встрече [государя в Варшаве]//Там же. 1873. 7. C. 1-8; Слово в день преставления св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова//Странник. 1873. Т. 3. Отд. 1. С. 262-269; Толкование на первые 26 псалмов. К., 1873; Поучения о православном богослужении//Странник. 1874. 6. С. 201-229; Речь при наречении еп. Филарета [Амфитеатрова]//ТКДА. 1874. 8. С. 180-181; Собр. слов, бесед и речей: В 5 ч. СПб., 1874; Изъяснение Божественной литургии, составленное из бесед, говоренных к Тамбовской пастве в 1836-1837 гг. К., 1874, 1879; Записки о молоканской и др. сектах в Тамбовской епархии//ТКДА. 1875. 2. С. 149-166; Письма к Иннокентию [Борисову], архиеп. Херсонскому//Там же. 1884. 8. С. 583-592; Письма к архиеп. Кишиневскому Антонию (Шокотову)//Там же. 1891. 1. С. 165-170. Ист.: РГИА. Ф. 796; Оп. 116, 453, 755, 839; Оп. 117, 315, 329, 972, 1738; Оп. 154, 829; Оп. 157, 1404, 1697; Оп. 158, 1098; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 243. Лит.: Арсений, митр. Киевский и Галицкий. СПб., 1876; Памяти высокопреосв. Арсения, митр. Киевского и Галицкого. К., 1876; Толстой М. В. Воспоминание о высокопреосв. Арсении, митр. Киевском и Галицком. М., 1876; Певницкий В. Ф. Воспоминания о покойном митр. Киевском Арсении. К., 1877; Булашев Г. Очерк деятельности по народному образованию митр. Арсения//Народное образование. 1896. Апр.-окт.; Freeze G. L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia. Princeton, 1983; Римский С. В. Российская Церковь в эпоху великих реформ. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/76242.html

52 Там же. С. 27. 53 Там же. С. 93–94. Прим. 3. Testamentum Domini Nostri Iesus Christi//Rachmani–Funk. Das Testament unseres Herrn. Mainz, 1901. 54 Там же. С. 187–188. 55 Там же. С. 225. 56 Там же. С. 252. 57 Там же. С. 258.  Дмитриевский А.  Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме в IX-X в. Казань, 1894. С. 188–189. 58 Последние слова из подготовленного для Поместного собора 1917–1918 гг. доклада митрополита Владимира (Богоявленского) . Глава 2 1 О месте женщины в Евангелии с точки зрения семиотики текста: De Jesus et des femmes. Lectures semiotiques/  Gremias A. I.  Montreal, 1987. 2 Имеется в виду, что именно женщины были свидетелями воскрешения: наинская вдовица – своего восставшего сына, Марфа и Мария – вышедшего из гроба брата Лазаря, Мария Магдалина и прочие мироносицы – воскресшего Учителя своего, ионнийские вдовицы – Тавифу. 3   Порфирий, еп. (Успенский).Священное писание… С. 2. 4   Надеждин А.Права и значение. С. 75. 5   Порфирий, еп. (Успенский).Священное писание. С. 3. 6 Библиографию см.:  Tucker Ruth, Liefeld Walter.  Dauthers of the Church. Women and ministry from the New Testament times to the present. Michigan, 1987. The Diaconat now (ed. by Richard T. Nolan), Washington, 1968. Исследователи отмечают, что трактовка этой темы зависит от общей концепции устройства раннехристианских общин –  Tucker Ruth, Liefeld Walter.  Dauthers of the Church. P. 453–463. 7   Leitpoldt J.Die Frau in der antiken Welt. Leipzig, 1955. 8   Левинская И.Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. С. 314–315. 9 Acta Petri. Acta Pauli. Acta Pauli et Theclae. Acta Thaddae/Ricar-dus Adalbertus. Lipsius. Darmstadt. 1989. P. 1. S. 235–272. См. об этих Деяниях:  Appel A.  Moglichkeiten und Grenzen for ein Amt der Frau in frflchristlichen Gemeinden am Beispiel der Pastoralbriefe und der Thekla-Akten. P. 244–256. В русской традиции существует житие Феклы, в основе которого лежат деяния Феклы (см. Избранные жития святых жен I-X вв. М., 2002. С. 43–97).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В 70-х гг. XVII в. в Мамонтове было инициировано строительство приходской церкви. В 1673 г. крестьянин А. К. Бастрыкин пожертвовал Евангелие, «с тем чтобы оно было положено на престоле» нового храма. Однако из-за недостатка средств приходская церковь так и не была построена (Там же). В писцовых книгах 1677 г. указывалось, что в пустыни близ Глубокого оз. стоял храм во имя свт. Николая Чудотворца с правым приделом во имя прп. Алексия, человека Божия. В церкви имелся 5-ярусный иконостас. К храму примыкала трапезная и паперть (круглый 5-стенный алтарь был прирублен отдельно). На св. воротах обители возвышалась колокольня, «рублена на 4-ре стены, крыта шатром, глава обита чешуею, крест деревянный, на колокольне колокол благовестной, пожаловала государыня великая старица Марфа Ивановна, 4-ре колокола приклад донских казаков» (Мамонтова пуст. 1887. С. 97, 100). В 1674 г. М. м. принадлежали 2 слободы и 2 деревни с 702 крестьянами муж. пола, в 1685 г.- 187 крестьянских дворов (Саввино-Сторожевский мон-рь. 1893. С. 154). К нач. 80-х гг. XVII в. мамонтовская братия по договору с земцами с. Кулеватова пользовалась «Ценскою, Кулеватовскою, Ордашевскою и Челнавскою водою» (тонями). Причем зимние тони принадлежали обители «исключительно», а летом и весной монахи и крестьяне «кормились на тех водах вопче» и ловили рыбу «сетьми и бреднями, дорожками и удами, и вершами» ( Дубасов. 1993. С. 313-314). В 1681 г. по Соборному уложению об учреждении новых епархий пустынь, приписанная к Сторожевскому мон-рю, была передана на содержание Тамбовского архиепископа (АИ. Т. 5. 75; СГГД. Т. 4. 128). 9 мая 1682 г. строитель М. м. иером. Иона писал настоятелю Саввина Сторожевского мон-ря, что по грамоте 1-го Тамбовского и Козловского еп. Леонтия в пустынь явились «староста поповский села Ивенья поп Василий, да села Перкина поп Гаврил... с понятыми многими людьми для описки того монастыря за него, епископа, в домовые». Иером. Иона потребовал от прибывших предъявить царский указ о передаче обители в ведение Тамбовского епископа. Указа у них не было. За сопротивление прибывшим иером. Иона был «посажен под караул». 20 июня 1682 г. М. м. вновь был утвержден в подчинении Сторожевского монастыря, чтобы «мамонтовские служебники» «Саввинским властем во всем были послушны, и пашню пахали, и все дела делали, и доходы платили». Еп. Леонтий получил указ освободить строителя Иону и впредь «ни в чем не ведать Мамонтовой пустыни» (см. подробнее: Введенский С. Н. Тамбовский еп. Леонтий: Очерк из истории Рус. Церкви кон. XVII - нач. XVIII в.//ИВ. 1900. Т. 80. 6. С. 937-952). Однако 16 апр. 1685 г. свт. Питирим , еп. Тамбовский, в Москве просил царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей пожаловать ему на содержание кафедры вместо скудной пустыни Чернеев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь или др. обитель.

http://pravenc.ru/text/2561794.html

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

3 . «Прекращение треб на дому». 4 . «Массовое закрытие церквей». 5 . «Удаление детей из Церкви». 6 . «Незаконная регистрация крестин и других треб». 7 . «В Русской православной Церкви нет справедливого церковного Суда». Майские дни во Франции. Впервые: Вестник. 1968. I-II. 87–88. Имеются в виду студенческие волнения во Франции в мае 1968 г. Здесь и там. Отклик на открытое письмо в редакцию «Вестника». Впервые: Вестник. 1969. III. 93. Редакционная статья – отклик на открытое письмо, опубликованное в 89–90. В нем высоко оценивалось значение «Вестника РСХД»: «свободные русская мысль и религиозное слово, задушенные у себя на родине, не умерли в изгнании» (с. 1). Отвечая на это письмо, прот. А.Шмеман писал: «В том же, что доходит до нас от Вас и Ваших единомышленников, мы снова слышим голос трезвой веры, неумирающей надежды, всепобеждающей любви» (с. 5). Настоящая статья – продолжение разговора, начатого автором открытого письма и А.Шмеманом о целях и задачах журнала в современных условиях. Цитаты из передовой с «обличительными» целями были использованы в пропагандистской брошюре А.Белова и А.Шилкина «Религия в идеологической борьбе» (М., 1970). 1970 год. Впервые: Вестник. 1969. IV. 94. Подчеркивая, что в советской России год пройдет под знаком юбилея В.И.Ленина, автор статьи указывает иные, наделенные глубоким духовным смыслом даты. Исключительно важно, что в юбилейный ленинский год в связи со 100-летием П.Б.Струве в «Вестнике» появились его воспоминания «Мои встречи и столкновения с Лениным» 95–97). Кончина патриарха Алексия. Впервые: Вестник. 1970. I-II. 95–96. Патриарху Алексию посвящены многие материалы «Вестника» – вплоть до самого последнего времени: см., например, статью о. Сергия Гордуна «Русская православная Церковь при святейших патриархах Сергии и Алексии» 158). Рождение новой автокефальной Церкви. Впервые: Вестник. 1970. I-II. 95–96. Это событие стало предметом дискуссии, нашедшей отражение на страницах «Вестника». См., например, статью Н.А.Струве «По поводу «Письма из Америки»» (Вестник. 1975. 116), где речь идет о расхождениях во взглядах автора и А.И.Солженицына в оценке Американской автокефалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010