Очевидное влияние Платона и неоплатоников обнаруживается в сочинениях богослова и философа кард. Николая Кузанского (1401-1464). В общем смысле Николай Кузанский определял Ж. как самодвижение, выделяя различные его уровни: тела живут и движутся благодаря присутствию в них души, душа, к-рая движима сама собой, «живет истиннее, чем человек, который движим душой», Бог живет истиннее, чем душа, однако не потому, что Он движет Сам Себя, но в силу того, «что Он истинное бытие вещей и жизнь жизней» ( Николай Кузанский. Соч. М., 1980. Т. 2. С. 265). Ж. и движение души Николай Кузанский считал бесконечными по своей природе, поскольку Ж. души состоит в постоянном обращении на саму себя в акте мышления (Там же. С. 266). В трактате «О предположениях» Николай Кузанский подразделял Ж. на тленную и нетленную, соотносимые соответственно с платоническими категориями инаковости и единства. При этом оба вида Ж. переходят друг в друга, образуя промежуточные формы, так что в результате получается четырехчастное деление: неразрушимая Ж., или Ж. интеллекта; разрушимая Ж., или Ж. чувства; «средняя, которая ближе к интеллектуальной»,- Ж. благородной рациональности, или разума; средняя, к-рая ближе к чувственности,- Ж. низкой рациональности, или воображения (см.: Там же. 1979. Т. 1. С. 251-253). При этом, согласно Николаю Кузанскому, интеллектуальная Ж. есть действие Бога в человеке: «Не мы сами собой живем интеллектуальной жизнью, а в нас живет Бог, бесконечная жизнь» (Там же. С. 298). Полное погружение в божественную Ж. означает для Николая Кузанского приобретение человеком дара богосыновства: «Богосыновство есть не что иное, как переход от туманных символов и видимостей к единению с бесконечным разумным смыслом, в котором и через который дух живет и понимает себя живущим, причем так, что ничего не видит живущим вне его» (Там же. С. 311). У стяжавших этот дар «жизнь интеллекта… вечно наслаждается интеллектуальным вкушением, ощущая себя тем самым истинной духовной жизнью» (Там же. С. 309). Такая духовная Ж. есть погруженность человеческого духа в Ж. Божественного Духа, Которому «не какие-то другие вещи дают жизнь, но он Сам есть жизнь всего живого» (Там же. С. 311). По мысли Николая Кузанского, именно в восхождении человеческого духа к его Божественному источнику и состоит подлинное «жизненное движение», которое есть «проникновение через разумение к собственному предмету - абсолютной истине» (Там же. С. 374) и к-рое составляет счастье человеческой Ж. (Там же. С. 366, 370). Это счастье и блаженство вполне раскроются в буд. Ж., о к-рой Николай Кузанский говорил как о «царстве» или «области» Ж. По его словам, «жизнь подобных Христу, то есть всех в области жизни, такова, что жизнь, которая есть Христос… есть во всех живущих там, и все они живут в жизни, которая есть Христос» (Там же. 1980. Т. 2. С. 286).

http://pravenc.ru/text/182295.html

XV-XVI вв. датируется соборный Типикон мон-ря Пантократор (Там же. С. 303-315), к кон. XIX - нач. XX в. являвшийся старейшим из афонских соборных Типиконов (т. е. таких, по к-рым непосредственно правится служба в мон-ре). По своему составу и содержанию он мало отличается от др. Типиконов своего времени (ср.: Там же. С. 252-253, 332-335, 382-384, 508-512), как главную особенность пантократорского Типикона Дмитриевский отмечает только полноту общелитургической части (Там же. С. 313), однако в кон. XIX в. пантократорский Типикон неожиданно сыграл значительную роль в истории богослужения греч. Церквей - по нему в 1880-1888 гг. была осуществлена правка греч. приходского Типикона, первоначально составленного протопсалтом Константином, но затем, при Патриархе К-польском Иоакиме III, исправленного протопсалтом Георгием Виолакисом (см. Виолакиса Типикон ). К кон. XIX в. пантократорский Типикон имел репутацию точной и древней записи Иерусалимского устава (очевидно, в связи с тем, что в употреблении это был древнейший из афонских Типиконов, хотя в б-ках и хранились более древние рукописи) и поэтому был избран Патриархом Иоакимом и затребован у типикаря мон. Агафона (Дмитриевский приводит их переписку.- Там же. С. 313-315). Вышедший в 1888 г. «Τυπικν τς το Χριστο Μεγλης Εκκλησας» (Типикон Великой Христовой церкви; не путать с древним Типиконом Великой ц.) стал основным уставом всех греч. Церквей, по нему совершается богослужение в кафедральных, приходских, нередко и в монастырских храмах. Так афонская традиция еще раз повлияла на общецерковную. Др. Типиконы XV-XVI вв., использовавшиеся к нач. XX в. в качестве соборных в мон-рях на А.: в Дохиаре - Doch. 395, XV в. (Там же. С. 508-509), в Ватопеде - соборный Типикон 1508 г. (Там же. С. 509-512), близкий к пантократорскому; Типикон Xen. 57, XV в., на полях к-рого почерком XVII в. выписаны различные указания относительно особенностей афонской практики, также близок к пантократорскому (Там же. С. 252-253). На основе указаний Типикона Xen. 57 в 1794 г. был составлен соборный Типикон мон-ря Ксенофонт (Там же. С. 532-538).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Т. 2. С. 220-222. Его необходимо, поэтому, отличать от обыкновенного, чисто психологического спокойствия. Там же. С. 228-229. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 316, 318-319. Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 319-320, 316. В таком воссоздании свт. Игнатий усматривает параллель с первым творением Адама, внезапно ощутившего себя живым (см.: Там же. С. 319-320). Властное действие Божие в человеке святитель описывает ещё и так: «Ты – Сильный – входишь в дом, связываешь крепкого, расхищаешь сосуды дома, расхищаешь не в погибель – во спасение! И дом и сосуды были прежде Твоими, Ты их устроил, устроил для Себя, они сами отдались в горестный плен хищнику. И были они доселе – ум мой, душа моя, тело мое – под властию лютого властелина, действовали под его влиянием. Ты приходишь: они отныне поступают в Твое распоряжение, начинают действовать под Твоим влиянием, святым, блаженным» (Там же. С. 314-315). См.: Там же. С. 316-317, 319. Ср.: «Невидимое Солнце правды – Бог испущает и лучи невидимые, но познаваемые явственным ощущением души» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 29//Творения. Т. 2. С. 166). Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 319. Там же. С. 315. Там же. С. 316. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3:8). Игнатий (Брянчанинов), свт. Странник//Творения. Т. 2. С. 317. Возможно, что этот образ выражения – огонь не опаляет, но орошает – навеян свт. Игнатию словами седальна из канона Пятидесятницы: «языцы бо рассеяшеся, видими яко огнь; и сих не опали, но паче ороси» (Канон в неделю Пятидесятницы, седален по 3-й песни//Пентикостарион. Л. 242 об.). В любом случае, причиной сходства выражений – тождество опыта. Свой личный опыт владыка Игнатий воспринимает как однородный с опытом Апостолов. – Ср. рассуждения Прудникова: «Обновление это – личная Пятидесятница . Она и является главным ориентиром в богословствовании владыки Игнатия.

http://bogoslov.ru/article/6176871

Флоровский Г., прот. Пути русского богословия… С. 282. «На западе; а) написанные в духе Римскои церкви и считающиеся лучшими: летописи Барония, церковная история Александра Наталиса и церковная история Флери; б) написанные Протестантами, также лучшие: Магдебургские центурии и история церковная Мосгеима» (Макарий (Булгаков), архиеп. Введение… С. 449). Там же. С. 285, 312, 454. Там же. С. 481. «Theologia aquae — Fabricii, Theologia Anatomica — Njewentyt; Theologia insectorum — Lesseri; Theologie astronomique, ou Demonstration de l’existence et des attributs de Dieu — Durham; La géologie et la minéralogie dans leurs rapports avec — Buckland» (Там же. С. 19). Bolshakoff S. The Doctrine of the Unity of the Church in the Works of Khomyakov and Moehler. London, 1946. См.: Eschweiler K. Johann Adam Möhlers Kirchenbegriff: das Hauptstück der katholischen Auseinandersetzung mit dem deutschen Idealismus. Braunsberg Pr., 1930; Wagner H. Die eine Kirche und die vielen Kirchen: Ekklesiologie und Symbolik beim jungen Möhler. Paderborn 1977; Doyle D. Möhler, Schleiermacher, and the roots of communion ecclesiology//Theological studies. 1996. Vol. 57.3. P. 467–480. «Из составленных в последнее время лучшими признаются Символики: Мёлера, Герике, Планка и Винера» (Макарий (Булгаков), архиеп. Введение… С. 471). О том, что М. Лютер вольно обращался с каноном Св. Писания (Там же. С. 340). Про анабаптистов, сведенборгиан и квакеров митр. Макарий предлагает подробнее смотреть в «Символике» А. Мёлера (Там же. С. 315, 344). Про анабаптистов см.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие… Т. 2. С. 315.   Источник:  Фокин А. А.  Догматическое богословие митр. Макария (Булгакова) и иноконфессиональное богословие: связь и оппозиция //Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. С. 54–66.  Комментарии ( 1): Павел, Москва 14 августа 2022г. 13:09 Огромная благодарность за такое важное источниковедческое исследование! Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6175101

298 «Об установлении особого сбора на покрытие расходов по содержанию Собора»//Там же. Вып. 2. Постановление 11. С. 29. 302 «О созыве очередного Собора и о полномочиях членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета»//Там же. Вып. 4. Определение 4. Статья 1. С. 10. 303 См.: Wuyts А. Указ. Соч. Р. 33–47, а также работу: Соловьев И. В. 2 concilio е il patriarca. La discussione sul govemo ecclesiastico superiore//2 concilio di Mosca... P. 149–163. 306 См. проект восстановления патриаршества на собрании от 3 июня 1906 года Предсоборного Присутствия. 311 Речь Булгакова С. Н. Значение патриаршества на Руси И Деяния... Т. 3. С. 17–21, в данном случае С. 18. 315 См., например, указ императора Николая II от 27 декабря 1905 года//церковные ведомости. 1906. 1. С. 1–2. 317 Речь С. Н. Булгакова «Значение патриаршества на Руси»//Деяния... Т. 3. С. 17–21, в данном случае С. 17. 328 В частности, особая делегация Собора была направлена к большевикам для того, чтобы просить помилования для юнкеров. 330 «По общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви»//Собрание определений... Вып. 1. Определение 1. Статья 3. С. 3. 357 Там же. См.: Dupuy B. La concession du saint myron a la metropole de Kiev (14 е siecle) et ses aspects actuels//Istina. T. 35. 1990. P. 94–104. 358 Святое Миро, изготавливаемое патриархом в Страстной Четверг, используется при Таинстве миропомазания, следующем после крещения, а также для освящения престола нового храма, для освящения антиминса и для «помазания на царство» самодержца. 375 «О круге дел, подлежащих ведению органов высшего церковного управления»//Там же. Вып. 1. Определение 4. Глава В. Статья 17. С. 16. 383 Об избрании патриархов «смешанными» Соборами (в частности Вселенского Патриарха с 1860 года) см.: Милаш Н. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 331–335. 404 Там же. Статья 5. С. 7–8. Напомним, что Урмийской называется миссия в иранском Курдистане, состоящая из обратившихся в Православие ассирийцев–несториан. О зарождении этой епархии см. Gilson S. G. Conversion of the Nestorians of Persia to the Russian Church//Missionnary Review of the World. T. 12. 1899. C. 745–752; Ratel A. L’Eglise nestorienne en Turquie et en Perse//Echos d’Orient. T. 7. 1904. C. 348–353.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

301 Немного ранее этого (4 апр.) в нижней части церкви освящен был предел Воскресения Христова «поспешно устроенный, дабы скорее доставить братии утешение церковного богослужения.» (Пис. Филарета к М. Н. Муравьеву). Чт. в общ. люб. дух. просвещ. 1878 г. ч. III, стр. 221; ср. пис. Антонию, т. IV, стр. 178. 302 Собр. мнен. и. допол. стр. 513–514; свое путешествие в Гуслицы для освещения монастыря митрополит описал также в письме к А. Н. Муравьеву (от 3 июня), стр. 554–555. 303 На эту непрактичность строителя святитель Московский неоднократно жаловался. См. пис. Высоч. Особ. ч. II, стр. 257; пис. А. Н. Муравьеву, стр. 560. 304 Долг этот простирался до 23,000 руб., как оказалось по представленным счетам (Пис. Антонию, IV т. 228 стр.), и даже до 40000, как писал митрополит обер-прокурору Св. Синода (Пис. Высоч. Особ. ч. II, стр. 257). 309 Первоначально Парфений думал построить монастырь 25 тысячами но, по окончании дела, оказалось, что монастырь встал в 100 т. (Там же, стр. 228). 311 Приблизительно в сентябре или октябре 1859 года, как можно судить по содержанию письма, а не 21 мая, как показано в Чтениях общ. любит. 313 Эти иконы куплены были у единоверца – надзирателя Преображенского кладбища, A. Е. Сорокина. Собр. мнен. и отз. т. V, ч. I, стр. 213, примеч. Пис. Антонию, т. IV, стр. 150. 315 Бывшие до этого времени миссии носили случайный характер; Таковы, напр. миссии Питирима и Неофита в начале XVIII ст.; таковы временные Пермские миссии 1738, 1788 и 1800 г.г. О последних см. в сочин. арх. Палладия: «обозрение Пермского раскола,» стр. 55–57. СПБ. 1863 г. 318 Там же, стр. 256; постановл. 19 авг. В 1835 году эта миссия была усилена двумя новыми миссионерами, там же, стр. 271. 320 Там же, стр. 331; постанов. 8 июн.–11 июл. В 1840 году эта миссия была усилена четырьмя новыми миссионерами, там же, стр. 375. 322 Так в одном 1855 году основаны были четыре миссии: Архангельская (стр. 606), Калужская (стр. 615), Курляндская (стр. 626) и С-Петербургская (стр. 713). 323 «Казенными» называют этих миссионеров в отличие от миссионеров настоящего времени, потому что все они состояли на казенном жалованье.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

311. Алфавитная Синтагма М. Властаря. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах. M.,1996. С. 443. 312. Цит. по: Троицкий С. Халкидонский Собор и восточный папизм//Вестник Русского западно-европейского патриаршего экзархата. Paris, 1959. С. 259. 313. Там же. 314. В собрании творений этого отца оно опубликовано в разделе Spuria (Святитель Иоанн Златоуст. Слово о лжепророках, и об лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего. Было сказано в ожидании близкой смерти/Яворения.,). Т. 8. Кн. 2. С. 695–715. 315. Слово о лживых учителях святого отца нашего Иоанна Златоустого//КлибановА. И. Духовная культура средневековой Руси. M., 1996. С. 307–308. 316. Преподобный Максим Грек. Слово XX. О том, какое исповедание надлежало бы епископу Тверскому принести Создателю…//Творения. В 3 ч. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. Ч. 1. С. 165–167. 317. Преподобный Максим Грек. Слово XXVI. В котором пространно и с жалостию излагаются нестроения и бесчиния царей и властей последнего времени//Там же. С. 212–213. 318. Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского. ТС/1,1902. С. 115–117. 319. Посошков И. Книга о скудости и богатстве. M., 1937. С. 106. 320. Цит. по: Костомаров И. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 7 вып. СПб., 1874. Отд. 2. Вып. 5. С. 526–528. 321. Творения святителя Димитрия Ростовского. M., 1848. Ч. 2. С. 592. 322. Там же. С. 214. 323. Там же. Ч.З. С. 287 324. Там же. 4.1. С. 213–214. 325. Смирнов С. Древне-русский духовник. M., 1913. С. 195–198. 326. Ломоносов М. В. О сохранении и размножении российского народа//Избранные произведения в 327. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к разным лицам. Сергиев Посад, 1913. Вып. 1. С. 151. 328. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма к Антонию (Бочкову), игумену Череменецкому. M., 1875. С. 25. 329. Цит. по: Новоселов М. А. Указ. соч. M., 1994. С. 95. 330. Епископ Игнатий (Врянчанинов). Письма к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. M., 1875. С. 22–23.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 62–64) 1 . Когда Господь и Спас наш пришел в Иерусалим, как слышала ваша любовь в нынешнем чтении, то была там купальня, называемая по-еврейски Вифезда 311 , при которой было пять крытых ходов 312 . Эта купальня была во всем прообразом будущего крещения. Но как велико расстояние между образом и истинной вещью, так же велико и различие между благодатью той купальни и благодатью спасительного крещения 313 . Та вода приходила в движение один раз в году, а эта вода крещения Церкви всегда готова прийти в движение. Та двигалась только в одном месте, а эта волнуется по всему миру. Туда спускался ангел, а сюда – Дух Святой. Там – благодать ангела, здесь – таинство Троицы. Там вода исцеляла только одного человека в год, а эта ежедневно спасает целые народы. Та исцеляла только тело, а эта излечивает и душу, и тело. Та – только болезнь, а эта – грех 314 . Та освобождала только тело от недуга, а эта освобождает и тело, и душу от греха. Рядом с той водой лежало множество больных, ведь она исцеляла только раз в году; а рядом с этой никто не лежит, разве только не захотевший спуститься и исцелиться. Она всегда готова исцелять, только пусть приходят желающие исцелиться. И вот, народы пришли и исцелились. Иудеи же не пожелали прийти и потому остались в постоянной болезни. 2 . Какова благодать у крещения Церкви, с ясностью показал Дух Святой через Соломона, сказавшего Церкви такие слова: «Глаза твои – как голуби, омытые в молоке, сидящие в обилии вод» 315 . Под «глазами» Церкви подразумеваются апостолы или мученики, которые на теле Церкви столь же драгоценны, как глаза; они окрашены 316 в молочный цвет крещением Церкви, ибо в духовном смысле они белы, словно молоко. Хочешь знать, почему сказано, что апостолы «омыты в молоке»? 317 Послушай, что говорит Павел: «Я питал вас молоком, а не твердою пищею» 318 . Справедливо, что он «питает молоком», ведь он сам «омыт в молоке». Но лучше всего понимать под очами Церкви, умытыми в молоке, тех младенцев, которые были убиты Иродом за Христа в Вифлееме. Они поистине умылись в молоке, ибо хотя еще сосали молоко, однако удостоились умереть за Христа. Они омылись в молоке, ибо, питаясь от груди матери, потерпели мученичество за Христа. А то, что крещение означает мученичество, открывает и Сам Господь в Евангелии, когда говорит Своим ученикам: «Крещением должен Я креститься» 319 . Очевидно, что это было сказано не о крещении водою, потому что Он уже был крещен Иоанном, а о крещении страдания; и сполна блажен тот, кто удостоится окунуться в него. Прекрасно крещение водою, но еще прекраснее и желаннее всего крещение мученичества. Там прощение, здесь награда. Там снискивается оставление грехов, здесь же – венец добродетелей 320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Автономия, полученная ЭАПЦ в 1920 г. в составе Русской Православной Церкви и продолжающаяся ныне в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата на основе томоса 1993 г. и действующего церковного устава, была и остается на сегодняшний день актуальной и наивысшей точкой в историческом развитии Эстонского Православия. Ее положения пастырски и канонически оправданы, будучи обусловлены свободным волеизъявлением православного церковного народа Эстонии и заботой о его благе со стороны Матери-Церкви. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии//Православие в Эстонии/Ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 1. С. 57. Там же. С. 72. Православие в Эстонии: X-XXI столетия. Энциклопедический справочник. Таллин, 2014. С. 161. Там же. С. 315. Алексий II. Православие в Эстонии. С. 80. Православие в Эстонии/Ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 2. С. 7. Там же. С. 64. Там же. С. 5-6. Там же. С. 7-8. Там же. С. 9. Там же. С. 12. Там же. Там же. С. 10-11. Эстонский церковный кризис//Православие в Эстонии. Т. 1. С. 196. Православие в Эстонии. Т. 2. С. 14. Там же. Там же. С. 15. Там же. С. 16. Там же. С. 20. Там же. С. 22. Там же. С. 26. Там же. С. 40. Шевченко Т.И. К вопросу о юрисдикции Финляндской Православной Церкви//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II: 1(26). С. 51. Православие в Эстонии: X-XXI столетия. С. 359. Православие в Эстонии. Т. 2. С. 26. Там же. С. 27. Там же. Там же. С. 32. Там же. С. 38. Там же. С. 33. Там же. С. 43. Там же. С. 40. Балашов Николай, прот., Прекуп Игорь, прот. Проблемы Православия в Эстонии. Таллин, 2013. С. 32. Цит. по: Гаврилин А.В. Архипастырский путь Иоанна Гарклавса. Православные латыши: введение во храм//Русский мир и Латвия. Seminarium hortus humanitatis: Альм. XXI. Рига, 2010. С. 43. См.: Гаврилин А.В. Латвийская Православная Церковь в тридцатых годах XX века//Церковь и время. 2003. 22. С. 173-177; Феофан (Пожидаев), игумен. Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский. Рига, 2004. С. 54-56.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5725900...

Автономия, полученная ЭАПЦ в 1920 г. в составе Русской Православной Церкви и продолжающаяся ныне в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата на основе томоса 1993 г. и действующего церковного устава, была и остаётся на сегодняшний день актуальной и наивысшей точкой в историческом развитии Эстонского Православия. Её положения пастырски и канонически оправданы, будучи обусловлены свободным волеизъявлением православного церковного народа Эстонии и заботой о его благе со стороны Матери-Церкви. Алексий II , Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии//Православие в Эстонии/Ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 1. С. 57. Там же. С. 72. Православие в Эстонии: X–XXI столетия. Энциклопедический справочник. Таллин, 2014. С. 161. Там же. С. 315. Алексий II . Православие в Эстонии. С. 80. Православие в Эстонии/Ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 2. С. 7. Там же. С. 64. Там же. С. 5–6. Там же. С. 7–8. Там же. С. 9. Там же. С. 12. Там же. Там же. С. 10–11. Эстонский церковный кризис//Православие в Эстонии. Т. 1. С. 196. Православие в Эстонии. Т.2. С. 14. Там же. Там же. С. 15. Там же. С. 16. Там же. С. 20. Там же. С. 22. Там же. С. 26. Там же. С. 40. Шевченко Т.И. К вопросу о юрисдикции Финляндской Православной Церкви//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II:1(26). С. 51. Православие в Эстонии: X–XXI столетия. С. 359. Православие в Эстонии. Т.2. С. 26. Там же. С. 27. Там же. Там же. С. 32. Там же. С. 38. Там же. С. 33. Там же. С. 43. Там же. С. 40. Балашов Николай, прот., Прекуп Игорь, прот. Проблемы Православия в Эстонии. Таллин, 2013. С. 32. Цит. по: Гаврилин А.В. Архипастырский путь Иоанна Гарклавса. Православные латыши: введение во храм//Русский мир и Латвия. Seminarium hortus humanitatis: Альм. XXI. Рига, 2010. С. 43. См.: Гаврилин А.В. Латвийская Православная Церковь в тридцатых годах XX века//Церковь и время. 2003. 22. С. 173–177; Феофан (Пожидаев), игумен. Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский. Рига, 2004. С. 54–56.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/28/avtono...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010