Георгий (Тертышников), архим . Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни//Богословские труды, 1992, no 31. М.: Московская Патриархия. С. 41. Как в дореволюционную эпоху, так и в постсоветский период изданием трудов святителя Феофана в первую очередь занимались афонские иноки. См.: Ср. Феофан (Говоров), еп . «Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк 16:1-13) и обетования тем, кои все оставят ради царствия Христова (Мк 10:29-30)». М.: Изд. Афонского Русского Пантелеимонова Монастыря, 2006. Феофан Затворник, свт . Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк. 16:1-13) и обетования тем, кои все оставят ради царствия Христова (Мк 10: 29–30)//Малые произведения. М.: Правило веры, 2008. С. 311. Феофан Затворник, свт . Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк. 16:1-13)… С. 362. См. Богословскии Михаил, протопр. Священная история Нового Завета. М.: Типо-литография Д.А. Бонч-Бруевича, 1895. С. 80-81; Матвеевский Павел, прот . Евангельская история о Боге-Слове Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, воплотившемся и вочеловечившимся нашего ради спасения, изложенная в последовательном порядке и изъясненная толкованиями Святых Отцов и учителей Православной Церкви. М.: Синодальная типография, 1912. С. 535-537. См. Евангельскии синопсис. М.: ПСТБИ, 2003. С. 86. Феофан Затворник, свт. Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов. М.: Правило веры, 2009. С. 250-252. Феофан Затворник, свт . Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк. 16:1-13)… С. 311. Там же . С. 315. Там же . С. 312. Там же . С. 320. Там же . С. 321-322. Bock D. L. Baker Exegetical Commentary on the New Testament. Luke: 9:51–24:53, vol. 2. Grand Rapids, MI: Baker Academic, 1996. Р. 1333. Феофан Затворник, свт . Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк. 16:1-13)… С. 324.

http://bogoslov.ru/article/6177836

1206 ...о епископе Херсона – peri de tou episkopou tes Chersonos. Во всех остальных случаях Николай Мистик именует главу херсонской церкви архиепископом. Согласно данным церковной документации, нотиций, до образования митрополии, происшедшего не позже мая 1280 г., в Херсоне существовала автокефальная архиепископия из числа тех, что «...подчиняются Константинопольскому престолу и не подчиняются никакому митрополиту и не имеют в подчинении епископские (области)» (см.: Богданова H. М. Церковь Херсона... – С. 20–23). 1207 ...помнит, конечно, твое благоразумие – memnetai sou e agathe sunesis («помнит твой добрый ум»). Слово e sunesis обычно означает ум, рассудок, разумение, знание, сообразительность, понятливость, смышленность. H. М. Богданова переводит оборот agathe sunesis как «благая мудрость» (Богданова H. М. Церковь Херсона... – С. 35); также в английском переводе (Nicolas I... – Р. 315). Ср.: «...твоя премудрость помнит» (Иванов С. А. Византийская религиозная миссия... – С. 63). 1208 ...что наказывали мы своими устами – oti kai stomati oi(k)eio prosomilesamen («потому что и своими устами обращались»), У Х.-Ф. Байера: «...то, что мы устно выразили» (Байер Х.-Ф. Указ. соч. – С. 356). В английском переводе: «...я сказал тебе в разговоре» (Nicolas I... – Р. 315). У С. А. Иванова : «...мы своими собственными устами говорили» (Иванов С. А. Указ. соч. – с.63). Следовательно, речь идет о личной беседе неизвестного с патриархом перед отправкой в Херсон. По мнению H. М. Богдановой, это наверняка происходило в императорском дворце, но доводов в пользу такой уверенности исследовательница не приводит (H. М. Богданова. Церковь Херсона... – С. 35). (Иванов С. А. Византийская религиозная миссия... – С. 63). 1209 ...и теперь письменно объявляем – kai nun deloumen dia tou grammatos («и теперь через письмо являем»), H. М. Богданова: «...и теперь уведомляем письменно» (Богданова H. М. Церковь Херсона... – С. 35; ср.: Nicolas I... – Р. 315); С. А. Иванов : «... теперь.заявляем в письменной форме» (Иванов С. А. Указ. соч. – С. 63); Байер Х.-Ф.: «...и теперь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Федоров Алексий, свящ. 401 Феодос, чернец 268 Феодосий Великий 217 Феодосий, митроп. 456 Феодосий Перевалов, архим. 455 Феодосий Печерский , преп. 31, 34, 87, 88, 89, 97, 98, 99,101, 102, 103, 104, 106, 116, 118, 120 Феодосий, митроп. 64, 65, 204, 491 Феодосий, архиеп. 63, 64, 172 Феодосий Углицкий, святой 292 Феодосий Тотемский, преп. Феодосий Черниговский, святой 293 Феодосий Яновский, архиеп. 262, 266, 268 Феодосий, епископ 56 Феодосий, игумен 234 Феодосий Косой, 124 Феодосия 129, 157 Феодулия, княжна (Евфросиния) 129 Феоктист, архиеп. 129, 171 Феоктист, старец 206 Феолепт, патриарх 153 Феопемпт, митроп. 34 Феофан, патриарх 178, 198, 246, 248, 252 Феофан, митроп. 224 Феофан Прокопович , епископ 262, 263, 264, 266, 268, 269, 270, 271, 272, 301, 304, 312, 313, 314, 315, 319,324, 348 Феофан Быстров , епископ 285, 318 Феофан Говоров, епископ, затворник Вышенский 282, 317, 341 Феофан, епископ 468, 469, 473 Феофан Соколов , архим. 336 Феофан 89 Феофания Готовцева (урожд. Шулепина) 336 Феофил, митроп. 455, 486, 487, 488, 489, 490, 491 Феофил, епископ 485, 486 Феофил, преп. 100 Феофилакт Болгарский 183 Феофилакт Горский, епископ 313, 314 Феофилакт Лопатинский, епископ 266, 268, 269, 271, 277, 305, 313, 319,320, 346,348 Феофилакт Русанов , митроп. 374 Феофилакт, епископ 305 Ферапонт Белозерский, преп. 105 Фесенко 296 Фива 11 Филарет, патриарх 156, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 185, 196, 198, 222, 232, 235 Филарет, митроп. 2, 4, 113, 166, 167, 168, 170, 171, 172, 173 Филарет Дроздов , митроп. 278, 279, 280, 307, 313, 320, 321, 323, 351, 352, 359 Филарет Амфитеатров , архиеп. 280, 336 Филарет Вахромеев, митроп. 450 Филарет Вознесенский , митроп., первоиерарх 445, 492 ФиларетГумилевский, архиеп.315, 317, 318, 262, 363 Филарет, архиеп. 123, 232, 251, 315, 329, 339, 342, 346, 355 Филарет, епископ 254 Филарет (Феодор)Никитич Романов 161, 178 Филарет, игумен 336 Филарет 197, 198 Филимонов Максим, протопоп 256 Филипп, митроп. 63, 183, 292 Филипп I, митроп. 65, 66 Филипп II, митроп. 80, 81, 82, 83, 84, 158

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти воспоминания отца Сергия показывают, как незримо подготавливалась в нем с детства почва для богословия, неразрывно связанного с идеей Софии. Таким образом, тема Софии не была философским или богословским вымыслом отца Сергия. Она была воспринята им как данность от Бога и как заданность перед Ним, которую он со всей ответственностью, усердием, смирением и дерзновением осуществлял на протяжении всей своей жизни. Но это осуществление требовало от него непрерывного трудного подвига духовной борьбы, так как его учение о Софии подвергалось и до сих пор подвергается острой критике. И эта неизбежность борьбы ложилась непосильной тяжестью на душу отца Сергия, который – по наследственности от отца – был к ней не приспособлен и не расположен. По поводу такой вынужденной, но необходимой богословской самозащиты он писал: «Я всегда чувствую это как тяжелую, на меня извне как бы наложенную необходимость, связанность, бремя. Мне труден мой удел» (315, с. 19). Совершенно особое место в детстве отца Сергия занимали переживания, связанные с откровением смерти. «Смерть была наша воспитательница в этом доме; как много было в нем смерти...» (315, с 20). Прежде всех умер от паралича дедушка Сергия с материнской стороны – Косма Сергеевич Азбукин, чистый и благообразный старец, с ясным любящим сердцем и каким-то прирожденным духовным достоинством. Он был педагогом, хотя и светским, но до дна церковным. В своей жизни был безупречен и строг. Оставшись один, он посвятил себя всецело воспитанию дочери Саши – матери отца Сергия. Внуков он любил безгранично, но Сергия меньше, чем старшего его брата, из-за его видимой суровости (которая на самом деле была застенчивостью). Он был как патриарх. С его кончиной смерть впервые вошла в детское сознание будущего богослова. Умерли два любимых брата – Миша и Коля – и другие родные и близкие. Смерть младшего Миши, робкого и кроткого ребенка, погибшего от чахотки, была «святой и прекрасной». «Как ангел он был послан отряхнуть сокровище своей смерти в мою душу пред тем, как уйти из мира.., – пишет отец Сергий. – Но самая тяжелая рана была смерть Коли, прелестного, умного, одаренного мальчика в пятилетнем возрасте, общего любимца. Никогда не могу забыть этой кончины...» (315, с. 20–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

318. Актуальный романс Левая, правая, где сторона? Улица, улица ты, брат, пьяна. 317. Ответ на 315, Потомок подданных Императора Николая II: Долго же Вы отвечали. Мой ответ таков: 08.08.1921 образовалась НСДАП (немецкая национал - СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ партия). Разрешите заметить: после революции в России! оказавшей влияние на весь мир. Но эта НСДАП образовалась путём объединения: Немецкой РАБОЧЕЙ партии Дрекслера, Немецкой Национальной СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ партии Юнга, Немецкой СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ партии Штрейхера. Не трудно заметить, что все 3 партии левые? А что думал по этому поводу Гитлер. В 1932 году в интервью было признание: «Революционное учение - вот секрет новой стратегии. Я учился у большевиков. Я не боюсь говорить об этом». После, в 1933: «Германия не станет большевистской. Скорее большевизм станет чем-то вроде национал-социализма. Впрочем, между нами и большевиками больше сходства, чем различий». «Я всегда принимал во внимание это обстоятельство и отдал распоряжение, чтобы бывших коммунистов беспрепятственно принимали в нашу партию». Могу перечислить фамилии маньяков, которые из коммунистов перешли к Гитлеру. Даже тех, кто успел отметиться в России в революцию. Вы не замечаете сходства здесь. Ленин: «Нравственно всё, что служит делу победы революции». Гитлер: «Я освобождаю вас от химеры, называемой совестью». Прошу вас, прекратите называть меня власовцем. Я про него достаточно написал; и назвал его «предателем». Вы о нём пишите больше, чем я. Хотя странно. Я не обижусь если вы вместо этого обзовёте меня человеком, который любит И. Шмелёва, И. Ильина, И. Солоневича. А из вашего круга любит Олега В., Габрусенко, Юрия Уткина. 316. Ответ на 316, Порфирий: Всё у Вас убийственно, даже логика. Для Вашего чонкинизма? Так нечего переть против рожна. 315. Ответ на 315, Потомок подданных Императора Николая II: Из этого, я думаю, можно сделать вывод, что я никак не власовец. Да и вдобавок, сам Власов служил сначала социалистическому Советскому Союзу, а потом стал служить, как предатель, социалистической Германии. ) А из приведённой цитаты следует, что Вы власовец. Прежде всего, из-за гнусненького определения фашистской Германии как " социалистической " . Тем самым Вы в интересах самых отвратительных, безжалостных и подлых врагов России уравниваете фашистскую Германию и Советский Союз. Кто как ни власовец может это делать? При этом Вы действуете по методике власовца Солоневича (он сам таковым себя называл), который в той же " Народной монархии " много раз приравнивает Гитлера и Сталина. Между прочим, за это уже сейчас должна быть ответственность серьёзная. Ну и христианин Вы, конечно, " истинно православный " . Это в секте " истинно православных " получается, что раз Иуда " служил сначала " Христу, то он образец христианина, как Власов - образец коммуниста, " служивший сначала социалистическому Советскому Союзу " .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/06/be...

1393 . Neyt F. Les lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et de Jean de Gaza. Diss. Louvain 1969. 1394 . Neyt F. Citations ‘Isaiennes’ chez Barsanuphe et de Jean de Gaza//Muséon. 1971. 89. 65–92. 1395 . Neyt F. Un type d’autorité charismatique//Byz. 44/2. 1974. 343–361. 1396 . Neyt F. Précisions sur le vocabulaire de Barsanuphe et Jean de Gaza//SP 12. 1975. P. 247–253. 1397 . Noah P. La méditation de Barsanuphe sur la lettre ête//Byz 1983. 53(2). 494–506. 1398 . Perrone L. Le Lettere a Giovanni de Beerscheva nella Corrispondenza di Barsanufio e Giovanni di Gaza//Mémorial Dom Jean Gribomont, Studia Ephemerides Augustinianum. Roma 1988. 463–486. 1399 . Regnault L. Jean de Gaza//DS 1974. 8. 536–538. 1400 . Regnault L. Théologie de la vie monastique selon Barsanuphe et Dorothee//Théologie de la vie monastique 1 .600). 315–322. 1401 . Stead J. Brother Andrew’s Problems. A sick soul of the sixth century//Monast. Studies 11. 1975. 173–180. 1402 . Vailhé P. Jean le Prophéte et Séridos//EO 1905. 8. 154–160. 1403 . Vailhé P. Les Lettres spirituelles de Jean et de Barsanuphe//EO 1907. 7. 268–276. 1404 . Vailhé P. Saint Barsanuphe//EO 1905. 8. 14–25. 1405 . Veselinovich Α. Βαρσανοφιος Μγας, ωννης προφτης κα Δωρθεος ββ ς. νασιμος π διδακτορα διατριβ. ν θναις, 1939. 1406 . Voulgarakis I. Missionsangaben in den Briefen der Asketen Barsanuphius und Johannes//Philoxenia Bernhard Kütting gewidmet. Münster, 1980. 281–308. Дорофей, авва CPGS 7352; DS 3. 1651–1664; DHGE 1958. 14.686 sq. Около 525; ученик преп. Варсануфия и Иоанна. Житие составлено его учеником Досифеем. Синтезировал традиции палестинского монашества и через посредство Феодора Студита повлиял на греческое, русское и арабское монашество. Сочинения Крит. изд. с франц. пер.: 1407 . Dorothée de Gaza. Oeuvres spirituelles/Éd. Regnault L., Préville J. de. P. 1963. 582. (SC 92). 1408 . Слав. пер.: о. Павел Беринда. Киев 1628. пер.: 1) Орлов Ф. (М. 1701); 2) Вершинский Д. С. (ХЧ 1826–1830); 3) о. Климент Зедергольм [пер., подгот. в Оптиной пустыни]: Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. 1 М. 1856. 2, XIV, 283, 43. 3 М. 1866. XV, 315, 43, вновь испр. с греч. 4 1874. XV, 300, 38. 5 1885 [обл. 1886]. XVI, 316, 30. 6 1888. XV, 340, 30. 7 Калуга 1895. XV, 285, 29. [Репр.: М. 1991]; 8 [Сергиев Посад:] 1900. XI, 268, 32. [Репр.: Тула 1990. Переизд.: М. 2001. 378.]. 9 1904. 10 Шамордино 1913. XI, 268, 32. [Репр.: Свято-Усп. Псково-Печ. м-рь 1994]. Переизд.: М. 1995; М. 1999. 377, 1. Репр.: М. 1995. XIII, 315, 43. [Алфав. указ.].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Кривитеины (кривичи) – племенное объединение восточных славян, занимавших верховья Днепра, Западной Двины и Волги 148, 160, 167 Крин – город во Фракии 298 Крит – остров в Средиземном море 58, 177, 186 Крым – см. Климаты Ксанти – см. Топер Ксилурга монастырь – древняя русская обитель на Афоне 250, 268 Куарцицур – см. Цур Кубань – см. Куфис Кулпеи (Сирукалпеи) – фема пачинакитов 170 Куманы (команы, половцы) – тюркский народ в Северном Причерноморье 164, 193, 253, 255, 257, 258, 261, 265, 270–273, 276, 279, 283, 284, 289, 292, 300–306, 308, 313–315 Куперий – местечко во Фракии близ Чурула 286, 288 Кутигуры (кутригуры, котраги) – кочевые племена Приазовья, родственные булгарам 68, 74, 83–85, 95, 111, 116,193 Куфис – река Кубань 79, 116, 122, 125, 155, 169 Лазика – область юго-восточного Причерноморья 88, 114, 115, 122, 123 Лазы – кавказское племя 69, 79, 81, 93 Лангобарды (лонгибарды) –германское племя 74, 94, 109, 264 Лаодикия – город в Малой Азии в области Фригия, совр. Денизли 312 Леанди (Веручи) – один из днепровских порогов 163, 164 Лендзичи (лендзяне) – см. Лензанины Лензанины (лендзяне, лендзичи) – восточнославянское племенное объединение 160, 171 Летя – см. Конопа Ливийцы – жители Ливии 17 Ливия – римская провинция в Северной Африке 17 Лион – город в Галлии, затем во Франции 61, 300 Литва – Литовское княжество 248 Лишний порог – см. Струкун Ловать – река, протекающая по территории совр. Белоруссии и России, впадает в оз. Ильмень 159 Ловеч – город в Болгарии 244 Лонгибарды – см. Лангобарды Лоханский порог – см. Улворси Луцеска (Луцк) – древнерусский город на Волыни 250, 251 Любеч – см. Телиуца Люле-Бургас – см. Аркадиополь Мадьяры – см. Венгры Македония – область на Балканском полуострове, к западу от Фракии 16, 30, 45, 47, 58. 193, 198, 246, 253, 277, 286, 289, 303, 305, 307, 308, 315 Македоняне – жители Македонии 18 Макроливада – местность на северо-западе от болгарского г. Хасково 307 Малая Азия – полуостров 16,17, 25, 64, 67, 69, 93,122, 253, 306, 307, 310, 313, 315

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря сочетанию мистических озарений, накопленных еще с детства, с интеллектуальной силой отец Сергий умел разграничить и сочетать в своем творчестве, с одной стороны, Божественные тайны, непостижимые для тварного человеческого сознания, которые он благоговейно относил к апофатическому богословию, и с другой стороны – проблемы, доступные человеческому постижению, то есть принадлежащие к области катафатического богословия, которые, с его точки зрения, подлежат свободному интерпретированию в Церкви, но обязательно в полной согласованности со словом Божиим, Священным Преданием и учением Церкви. Для мальчика Сергия вся любимая им церковная жизнь была обрамлена жизнью природы. Благодаря этому он воспринял навеки свод небесный, распростертый над землей, и навсегда запала в душу тема – Небо и земля, Бог и мир, развившаяся впоследствии в целую богословскую систему «Богочеловечество», в основу которой была положена идея Премудрости Божией. Воспоминания, связанные с детским узрением Софии, Премудрости Божией, лучше всего выразить словами самого отца Сергия: «Природа в Ливнах являлась царственно, тихо и прекрасно и приносила поэзию душе, будила в ней ее грезы. Как царица София, она являлась мне, вдохновляя и не объясняя, лаская и не устрашая, сокровенная в своей Красоте и прекрасная Ею. И детская душа навсегда услышала, узнала, возлюбила и отдалась этому видению. И все эти детские радостные грезы были осенены небесной музыкой церковного звона. Наши Ливны были для меня Китежем» (315, с. 11). В Сергиевской церкви душа маленького Сергия дышала красотой. Эта церковь несла в себе следы старинного стиля: «голубая с белыми колоннами, древняя ее часть была трогательная своей интимностью и прелестью; она и была – Сергиевская, и к ней была пристроена главная часть, с престолом Успения... Я не знал и не понимал тогда, – вспоминает отец Сергий, – что это был столь же Софийный храм, как и Успенский собор в Лавре; я не знал тогда, что я получил имя, был крещен и духовно рожден в Соф и ином храме, причтен к лику служителя Софии, Премудрости Божией... Я не знал, что все мои вдохновения, которым в будущем суждено было развиться в целую богословскую систему, в корне своем были всеяны в душу Промыслом Божиим в этом умильном храме. Только теперь, в старости, я постигаю этот дар Божий» (315, с. 12). «Здесь я принял в сердце откровение Софии, здесь в мою душу была вложена та жемчужина, которую искал я в течение всей своей жизни, искал умом и сердцем, больше умом, чем сердцем, и когда обрел, то узнал ее, как сокровище, данное мне, как дар Божий в духовном моем рождении» (315, с. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

(Продолжение следует). 1187 να... ποκψητε, – СМ в перен. смысла: animadvertendum statueritis – выделять для исключительного наказания. 1204 ibid. (т. I) 22, 48, 93, 107, 111, 112, 139, 173, 244, 284, 303, 304, 309, 313, 315, 392, 400, 414, 442, 471, 515, 613, 726; (т. 2) 71, 80, 130, 142, 244, 272, 288, 310, 312, 331, 347, 406, 657. 1205 ibid. (т. 1) 9, 22, 43, 55, 74, 80. 84, 88, 255, 261, 277, 315, 326, 402 409. 410, 415, 422, 427, 446, 492, 507, 512, 550, 553, 608, 621, 690, 701, 707; (т. 2) 11, 94, 97, 174, 214, 272, 295, 296, 315, 316, 322. 1206 Философия общего дела, (т. 1) 8, 79, 91, 100, 102, 276, 414, 456; (т. 2) 40, 240, 252, 260, 268, 270, 279, 394, 720. 1253 Митрополит Филарет признал полезным педагогические советы, учрежденные семинарским уставом 1867 г. «если члены его внимательно избраны, не многочисленны, управлены в своем действовании точными правилами». Собр. мн. и отзывов м. Филарет. Т. V, ч. 2. 1262 Михаил Минский, уволенный на покой в январь 1868 г. в Жировицкий монастырь с пенсией по 5000 р. 1263 Смарагд Троицкий, смотритель Виленского духовного училища за произнесение проповеди 14 апреля 1868 г., направленной против польской интриги, выслан из Вильны и уволен от должности. В том же году назначен пом. настоятеля посольской церкви в Константинополе. 1267 Эти воспоминания заимствованы из записок Александра Васильевича, который после беседы с Филаретом заносил слышанное им замечательное на бумагу. Воспоминания относятся ко времени обучения Филарета в лаврской семинарии и первым годом его служебной деятельности в Петербурге. Заканчиваются воспоминания таким сообщением м. Филарета. «Когда я был в Петербурге, я был свидетелем многих событий, которые не всем доступны были. И начал было я писать записки о том, что мне было известно, и написал порядочную тетрадь. Но потом увидел, что мне не все было известно, и сжег». Святитель не имел в виду, что его записки, при тонкой наблюдательности его аналитического ума, многое бы прояснили в исторических документах других современников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отец Сергий развился и вырос под кровом Сергиевского храма, который он полюбил всем сердцем, вдохновляясь его красотой, и это навсегда определило его природу. Этот храм сохранился еще с давних времен татарских нашествий, когда в Ливнах была крепость. Он представлял собой остаток старинного монастыря и был построен в древнем стиле наподобие удлиненной базилики. «Сергиевская церковь была прекрасна, – вспоминает отец Сергий, – тихой и смиренной красотой… Вокруг – колокольни с разными звонами, ближними и дальними. Это была благородная музыка, которою освящался воздух и неприметна питалась душа» (315, с. 10). Эта церковь была для отца Сергия «родиной его родины, ее святыней». Здесь неприметно для него самого зародилось в нем духовное призвание. С раннего детства благочестивый, он впитывал духовное благоухание церковных богослужений, особенно литургии, прикасался в моменты благодатных озарений к мистическому опыту Церкви. И эти неизреченные переживания хранились в сокровенных глубинах его души, лишь временно приглушаясь в юношеский период его жизни, чтобы с новой силой властно зазвучать впоследствии и заставить его навсегда вернуться в лоно Церкви. В его памяти сохранился светлый образ отца, совершавшего с детским восторгом таинство Евхаристии в Пасхальную ночь, запечатлелось в сердце пение двух ливенских «столпов церковной эстетики» – прекрасного благородного баса и музыкального задушевного тенора. Его детская «душа уходила тогда в небеса, горела и трепетала в Божественном сиянии; Премудрость Божия смотрела в душу во Славе Своей» (315, с. 13). А много, много лет спустя сам отец Сергий оставлял неизгладимый след в душах молящихся в храме Сергиевского подворья в Париже, когда служил утреню и литургию в Пасхальную ночь, сияющий, вдохновенный, устремленный всем существом к Воскресшему Христу. Вспоминая рождественские и крещенские службы в Ливнах, холодную церковь , мороз и звезды, отец Сергий пишет: «Словно хоровод небесных светил, зажжены были в душе эти звезды, и они не могли погаснуть, …но всегда они звали к Небу» (315, с. 16–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010