Отправляясь на Алтай, архим. Макарий получил в руководство, кроме напутственной речи архиеп. Евгения, напоминавшей заветы Спасителя ученикам пред вознесением Его на небо (Мф. XXVIII, 18–20), две инструкции миссионерам. Одна была синодальная 1769 г. Ею предписывалось: 1) преподавать инородцам христианское учение, сообразно с их младенческим состоянием, в кратком виде и только самые важные догматы ; относительно икон вразумлять инородцев, что должно не боготворить их, а поклоняться написанным на ним лицам; не понуждать соблюдать посты; 2) действовать на инородцев кротко и любовно, не прибегая к угрозам или притеснениям; 3) начинать обращения с ближайших мест, постепенно расширяя круг действий; по приезде в какую-нибудь местность начинать дружескую беседу с инородцами об их житье-бытье, а потом говорить об их законе и богослужении и доказывать «неправость их мнений естественными доводами», возражения слушать терпеливо и снисходительно, и «самому рассказывать не с грубостию и досадливыми словами, но ласково и дружелюбно»; к защите и помощи светских команд прибегать только в случаях серьезной опасности от ревнителей языческой веры; за разрешением всяких недоумений обращаться к местному преосвященному 61 . Второй инструкцией архиеп. Евгений рекомендовал о. Марию и его сотрудникам изучать язык инородцев и по мере изучения переводить на него книги свящ. писания, богослужебные, молитвы и пр.; вести постоянный журнал о действиях своих и чрез каждые три месяца представлять ему, преосвященному, как к нему же непосредственно обращаться за наставлениями и разъяснениями 62 . Миссионерский характер должны были иметь и те правила общежития, которые архим. Макарий выработал для себя с сотрудниками. Так как они в основу совместной жизни миссионеров полагали начала братской любви, смирения, повиновения старшему, полного чистосердечия и общности имуществ, то тем самым они должны были вводить язычников в сущность христианского учения и христианской жизни. Кроме всего этого, архим. Макарию даны были в руководство копии с Высочайше утвержденного 17 июня 1826 г. мнения государственного совета о льготах инородцам, принимавшим крещение (освобождение на три года от податей и повинностей), и с отношения генерал-губернатора о сделанным им распоряжении, чтобы гражданские начальства оказывали миссионерам содействие. Были также даны деньги (990 р.) на путевые и другие расходы и походная церковь , утварь для которой о. Макарий имел получать из тех приходских церквей, где ее оказался бы избыток. Захватил он с собой и запас книг, как богослужебных, так и других. Книги доставлялись ему между прочим Филаретом, как это видно из писем митрополита (стр. 113, 114, 116) и самого о. Макария 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Итак, истина, брат мой, заключается в том, что Божественное всемогущество совершит и чудо воскресения мертвых тел и, несмотря на постоянный круговорот и смену элементов, наша личность как таковая, то есть душа, сохраняется живой, невредимой и бессмертной. А всесильная Премудрость Божья снова соткет для нас из существующих элементов новую сияющую одежду – нетленное и вечное тело. 982 Более правильным был бы термин ««трансвоплощение», поскольку, по этим представлениям, душа каждый раз входит в новые тела. Речь идет не об «»инанимации» или «трансанимации», а о «трансвоплощении» или перевоплощении – воплощении души в иное тело. 983 Г. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων τς πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. (нет указания страниц, ориг.стр.442). 985 «Серьезный» философ Эмпедокл говорил, что, благодаря перевоплощению, он уже перебывал ранее женщиной, кустом и рыбой! Святитель Василий Великий имеет в виду то, что писал об Эмпедокле Диоген Лаэртский: «... Душа ... облекается в различные виды животных и растений; вот его слова: Был уже некогда отроком я, был и девой когда-то, Был и кустом, был и птицей, и рыбой морскою...» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Кн. 8. Ст. 77. М., 1979. С. 354). 987 Свт. Григорий Богослов . Сл. 27 (1-е о богословии)/Собр. творений: В 2-х т. Т. 1. С. 391: «Рази Платоновы идеи преселения и круговращения наших душ, припамятование». «Преселения» – это внедрения душ из одного тела в другое, «круговращения» – это переходы душ от одного тела к другому. «Также, согласно тому же Платону, наши души будут часто вспоминать, где они находились в своей предыдущей жизни, например, некто вспоминает, что прежде чем стать человеком, он был овцой или прежде чем стать Платоном, он был Ганимедом! (Федон). Это Платон называл «воспоминанием». 990 «Православная Церковь не признает и отвергает любые учения об очистительных страданиях, которые якобы должны удовлетворить Божественное Правосудие и которые распространяются на души» ввергая их в невещественное очистительное пламя... Православная Церковь отвергает также так называемую (римо-католиками) «страждущую» Церковь душ, находящихся в чистилище» (Ι.N. Карμιρη. «Ορθδοξος »κκλησιολογα. " Αθναι, 1973. Σ. 795).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Кирпичей семь: для Войсковаго Наказнаго Атамана в.Д., начальника войсковаго штаба, помощника Войсковаго Наказнаго Атамана по гражданской части, Архиепископа Донскаго Макария, Епископа Аксайскаго Иоанна, областнаго предводителя дворянства и зодчего И.Злобина, руководящего теперь постройкой собора " ( " Донские Епархиальные Ведомости " , 21 от 1 ноября 1893г., неоф. отд., стр. 990-991). В 1894-1895 г.г. производилась кладка фундамента и двух нижних подвалов собора. Здесь следует отметить, что подземная часть собора проектировалась по принципу " плавающего фундамента " , когда вес здания собора планировался равным весу грунта, вынутого из котлована под фундамент. Т.е. вес собора должен был уравновесить вес выбранного грунта. Эти условия потребовали закладки фундаментной плиты на глубине от 13,4 до 15 м. Для изготовления кирпича на строительство собора, решением Военного Совета от 28 апреля 1894г., было определено построить с торгов (т.е. подрядным) или хозяйственным способом специальный кирпичный завод, на который выделили 36.198 руб. из сумм, направляемых на строительство собора. Ежегодные эксплуатационные расходы для завода определили в 1.500руб. Руководство войскового кирпичного завода соорудило дополнительный водопровод и построило 10 сараев для сушки сырца. Кирпич по требованиям механической комиссии должен был иметь сопротивление не менее 40 пудов на 1 кв. дюйм , что соответствует современной марке кирпича М-125. А песчаник - 160 пудов на 1кв. дюйм. Лучший цемент привозился из ряда городов России (Одесса, Новороссийск, Москва, Керчь и др.), а также из Англии. Эта же механическая комиссия исследовала строительные материалы при сооружении зданий Новочеркасского казачьего (юнкерского) училища на Платовском пр. (ныне здание артшколы), Новочеркасского реального училища (ныне школа казачьих казарм в городе и др. Но в 1896г. Комиссия обнаружила на соборной площади 600 тыс.штук кирпича, которые по проекту уже должны были быть заложены в основание фундамента. Прежний опыт обрушения двух вариантов собора подсказывал, что необходимо провести детальное обследование указанного факта и найти причину, по которой более полумиллиона штук кирпича оказались неиспользованными. Предварительный осмотр показал, что бутовая и кирпичная кладка фундамента произведены в размерах меньших, чем предусматривалось проектом Ященко. Архитектор Злобин вынужден был давать письменные объяснения в Главное инженерное управление при Военном Министре, под присмотром которого строился Войсковой собор в Новочеркасске. Управление командировало в Новочеркасск своего представителя инженер-полковника К.Х. Лимаренко, только что окончившего строительство собора в Ковенской крепости.

http://sobory.ru/article/?object=01849

Проф. Казанской Духовной Академии Красносельцев). В той местности, где был Федоровский монастырь, в 1872 году и ранее открыто несколько каменных гробов. 29 В это же время, по всему вероятию, сделан патриархом в Федоровский монастырь вклад рукописного толкового евангелия, блаженного Феофилакта Болгарского , с собственноручною по листам надписью, следующего содержания: «Святейшую книгу, Евангелие толковое повседневное Великий Государь Никон, патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя Руссии пожаловал своего Государева строения Пречистые Богородицы Иверского монастыря в приписной Федоровский монастырь, что в Твери, вечного ради поминовения себе и родителем своим». Первых листов нет. Это евангелие хранится в Тверской семинарской библиотеке. Икона же св. Федора Стратилата, по всему вероятию, одна из тех, которые были написаны по распоряжению Патриарха, находится в Никольской церкви, что на Зверинце. 30 Осенью 1656 г., из Иверского монастыря, по приказанию патриарха, были отосланы в Тверь с боярским сыном Салмановым пять изразцовых печей, из них две печи с разными красками – 410 каф., три печи зеленые – 387 каф., к ним белых кафел 223 и кирпичу 990. («Изразцы в древнерусском искусстве». Н. В. Султанов, стр. 15). Об отправке этих печей из Твери в Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим) в расходной книге не упоминается. Быть может, некоторые печи оставлены в Федоровском монастыре для хором патриарших. 31 Воеводою в это время (1656 г.) в Твери был Степан Иванович Оголин, он сменил воеводу Ивана Андреевича Одадурова (1655 г.) и в свою очередь сменен боярином князем Иваном Семеновичем Прозоровским (1658 г.). 32 Боярин Никита Иванович Романов, ближайший царский родственник, имел большую неприятность от патриарха Никона . Ему не нравилось, что боярин сшил для прислуги иностранную ливрею. Видя, что боярин не желает бросит ее, патриарх попросил прислать ливрею, будто бы на образец, велел ее изрезать и сжечь ( В. С. Иконников , «Ближний боярин Афанасий Ордин Нащокин», Русская Старина 1883 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/po...

1) хотя по примеру апостола – диакона Филиппа ( Деян.8:38 ) и апостола Павла ( Флм.1:10 ) крещение может быть совершено и без восприемника, как особого лица, которого на сей раз может заменить собою сам священник, совершающий крещение; но это должно быть допускаемо только в крайних случаях, когда за слабостью новорождённого младенца нельзя вскоре найти восприемника; 2) при крещении а) восприемниками должны быть лица православного исповедания, б) в случае нужды, при младенце мужеского пола довольно одного только православного восприемника, а при младенце женского пола одной только православной восприемницы, в) в восприемничестве не должно отдавать преимущества лицам неправославного исповедания пред православными (см. Киев. Е.В. 1885, 23). Но в некоторых епархиях (напр. в Холмско-Варшавской) положительно запрещено православным принимать в восприемники иноверных лиц (Ц.В. 1894, 37). Взгляд нашей высшей церковной власти на восприемничество иноверцев у православных с особенной полнотой выражен в указе Св. Синода на имя Рижского Преосвященного (1884, XII, 17, 4392). В этом указе Св. Синода, между прочим, говорится, что: 1) при совершении св. таинства крещения и в эсто-латышских приходах Рижской епархии восприемниками должны быть лица православные; 2) только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение и, как участвующие в обрядовом действии при св. крещении, должны быть воспоминаемы в молитвах и вносимы в метрические книги; 3) при затруднениях найти православных – восприемника и вместе восприемницу, следует совершат крещение при одном восприемнике, если крещаемое лицо мужеского пола, или при одной восприемнице, если крещаемое лицо женского пола; в смертной же опасности можно крестить и без восприемника (сн. 989–990 стр. печатного оригинала); 4) в виду исключительного положения православной паствы в Прибалтийском крае, среди преобладающего иноверного населения, и в виду высказанного священниками Рижской епархии опасения возбудить ропот на православное духовенство и отчуждения от св. Церкви, как со стороны иноверцев, так и православных латышей, и эстов, Св. Синод, не признавая удобным и благовременным ныне же совершенно устранить обычай допускать лютеран быть восприемниками при крещении православных, – нашёл, однако, необходимым:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Соборные послания II: 682. Собор Апостольский I: XXV–XXVI. 111. Совершенство в христианстве не только теоретическое (интеллектуальное), но и моральное II: 378,1069. Совесть I: 846. II: 22,118. 385. 386. 1038–1040. 1124. 1138. 1146. 1286. Соглядатаи I: 343. Содомляне I: 577,330. Сократ философ I. 673. II: 403,1198. 1133. Сократ Схоластик , церк. истор. II: 928. Соломоновой Премудрости книга см. «Премудрости Соломоновой книга» выше стр. 58–61. Соломоновы псалмы I: 300,83. 561. 828. 833. 853,530. 865. 867–8. 875,555. Соломон–автор книги Премудрости Соломоновой II: 435. 439 сл. σμα (I: 370–1. 372– 374. 620–1), πνευματικν (I: 371 609. 627,502. 629,506. 630,507. II. 230. 404), πουρνιον (I: 699,166. 713,202)· Сон посмертный I: 518. 567,278. 568,283. 631,511. II: 376,1069. Sopherim (трактат) I, 7 (II: 841,76. 80), σωτρ,–ρα I: 435,474. II: 1179–1180. Социн Фр. († 1604 г.) и социниане II: 516,363. 610,617. Сошествие Христа во ад II: 607,599. Спасение в иудействе яко бы универсальное I: 562,267. Спасение христианское есть социальное, коллективное I: 519. σπρμα I: 210. II: 808,1255. 972,990. σπερμολγος II: 926. Спиноза I: 369,271. 579. Стефан архидиакон и его (речи) влияние на Ап. Павла I: XVIII. XXI–XXII. 6. 18. 19. 42. 46,88 59 сл. 64. 88. 97. 115. 116–118,41. 166. 167 182. 196. II: 864. 912. στγματα I: 490. Стихии мира, τ στοιχεα το κσμου I: 690 сл. 694 сл. 697 сл. II: 785. 1003,117. Стоицизм и стоики: материализм (II: 634. 662. 1010 сл. 1033. 1046), пантеизм (II: 1010 сл. 1030. 1063), дуализм (II: 1026. 1067), деизм (II: 1015), детерминизм и предестинация (II: 1014. 1015. 1023. 1032), логология (П: 345,950. 1029–31. 1041), дух (II: 1031. 1033), грех и зло в мире (II: 1016. 1021. 1059), искупление (II: 1017. 1033–4), стоическая мораль (II: 1019 сл. 1021 сл. 1034 сл. 1037. 1059 сл. 1067), причем человек якобы может быть выше Бога (II: 1016. 1031. 1057), апатия (II: 1022. 1059. 1081), свобода (II: 1034 сл. 1155) и рабство (II: 1076 сл. 1106), универсализм (II: 1040 сл. 1059. 1080. 1102) и любовь к ближним (II: 1021,296. 1022,304), брак и положение женщин (II: 1102. 1157), выбрасывание детей и убивание уродов (II: 1022–3. 1058), самоубийство (II: 1017. 1018. 1038. 1060–61. 1067).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Мощи святителя Аркадия почивают под спудом; намять его местно празднуется 10 февраля и 4 октября вместе с другими, почивающими в Софийском соборе, угодниками. 1 Истор. Рос. Иер. ч. 1 стр. 67; Истор. Сл. о святых Р. Ц. стр. 128 и 129: Истор. Сл. о бывших в России писателях дух. чина по изд. 1818 г. ч. 1 стр. 299. Жития Святых Рос. Ц. за м. февраль стр. 82, 83 и 84. Истор. разгов. о древностях В. Н. стр. 31. Рук. о еписк. Новг. л. 1. Копия, выписанная из великого хронографа, вкратце о Новгор. владыках: Иоаким. 2 По мнению преосвящ. Филарета, архиеп. Чернигов., блаженный Иоаким был из числа священников, которых привел с собою из Корсуня вел. кн. Владимир, когда решился просветить Россию св. крещением. При св. митрополите Михаиле, еще в сане священника проповедовал он св. веру в Новгороде; он построил здесь храм Преображения Господня и крестил некоторых язычников. В основание своего мнения преосвященный приводит рассказ Нестора, что Владимир «поем попы Корсунски» (собр. л. 1:50) и рассказ из Ник. лет., что, когда Иоаким поставлен был в епископа Новгороду, тогда «и достальныя требища раззори» (Ник. л. 1:150); но ни тот ни другой рассказ не говорят в пользу несомненности приведенного мнения. 3 Изучить язык и нравы славян Иоаким мог или в Корсуне, или в самом Царьграде, где постоянно находились славяне, или в плену, или по делам торговым. Это изучение было возможно еще и потому, что около этого времени язык славянский получил свою письменность. Пол. соб. Р. Л. т. V, стр. 92. 5 Год прибытия в Новгород еп. Иоакима у летописцев означен различно: в Новг. тр. лет. на стр. 207 прибытие его записано под 988 г.; в прибл. к Новг. вт. лет. на 179 – под 989 г.; в пол. соб. Р. л. т. II, в прибавл. к Ипат. лет. на стр. 258 – под 990 г.; в Соф. Врем. 1 на стр. 87; в пол. соб. Р. Л. т. V на стр. 121. в т. VII на стр. 313; в Рус. Времян. печат. в М. в 1790 г. на стр. 43 и в лет. по Никон. сп., изд. 1767 г. 1 ч на стр. 105 – под 991 годом, но в истор. Иер. ч. 1 на стр. 67; в Пст. Сл. о св. на стр. 128 и в Ист. Сл. о дух. писател. на стр. 229 говорится, что Иоаким прибыл сюда в 992 году. Это последнее свидетельство более правдоподобно и доказывается ходом современных событий. Иоаким, как известно, сделан епископом в Новгороде вторым Киевским митрополитом Леоном. А сей последний прибыл на свой престол в 991 году, и, без сомнения, не тотчас же предпринял путешествие по России. В истор. разг. о древн. В. Н. на стр. 32 прямо сказано, что еп. Иоаким прислан в Новгород для основания христианства, спустя четыре года, по обращении Киевских славян, т. е. в 992 г. сн. справочн. эициклопед. сл. изд. К. Крайя в 1847 г. т. VI, ч. 1, стр. 285. Здесь говорится, что Иоаким прибыл в Киев с греческ. царевною Анною в 992 г. и в том же году М. Леонтием был послан в Новгород, ревностно трудился над обращением Новгородцев в христианство; правил паствою 38 лет и преставился в 1030 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

978 Соб. II, 2. Кассиан приводит пример гибели от недостатка рассудительности: два брата умерли от неразумного общения не принимать в пути п щи кроме той, которую им пошлет сам Господь (Coб.II, 2, 6–8). 990 Соб. XVII, 20, 23. Что касается собственно обязанности просвещения и наставления других, то Кассиан так смотри на дело, что сначала нужно самому заручиться своим спасением и усовершенствованием (Соб. XVII, 13, 14). 1010 Соб. XXIV, 26. Препод. Кассиан в данном случае очень сходен со Златоустом (См. речь Златоуста к враждующим против монахов) 1021 Изречение о девстве Св. Василия В. «я и женщин не знаю и не девственник» (Inst. VII, 19) Слова Вас. В. сенатору, который худо отрекся от мира: «ты и сенаторство потерял и монахом не сделался» (Inst. VII, 19). 1026 Твор. Вас. Вел. т. 5. Моск. 1858 г. «Правила простанно излож. в. вопрос. и ответ» «Прав. Кратко изложенные " … «Подвижнич. Уставы». 1045 Макар Вел. Бес. 15,46. Моск. 1852. Ср. И. Злат. «Слово к верующему отцу» стр. 109, т. 1. Изд. С.-П Д. Ак. и «О сокрушении» стр. 152 т. 1. 1048 Доброт. т. 1. Стр. 218 (§ 165). Ср. Стр. 193–194. Ср. Вас. Вел. т. V. Стр. 49–50; 1089 и т. 6 стр. 8. 1102 Учение об уме, как «владычественном», как руководителе к истинрой жизни, можно находить у всех «отцов: Мак. В. бес. 46; особенно Григ. Нисс. ч. 1 его творений; Нил Син. т. 2 стр. 282. Ант. Вел. Доброт. т. 1 стр. 66, 79, 81, 94–100 и др. 1109 Ант. В. Добр. т. 1 стр. 80, 82 (§ 89, 102) Мак. В. Добр. т. 1 стр. 219 Григ. Нисск. ч. 1, стр. 224–287, 394. И. Злат. Т. 1, стр. 41, 85. 1119 Само собой понятно, что подвижник приобстоятельствах может проявлять свою любовь к ближним в разного рода благодеяниях. Но здесь он, так сказать, только отзывается на вопросы совне, а не делает их прямой своей обязанностью. 1122 Для знакомства с вост. аскет. в ее общих чертах может служить пособием напечат. в «Хр. Чт.» за 1895 г. отчет проф. Г. Левицкого. 1124 Макар. В. Доброт. т. 1, стр. 212. (§ 152), Вас. Вел. т. V, 78 (слово о подвижнич.) Нил Син. т. 2, стр. 3. (Слово подвижнич.).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Ист. кн. 1, стр. 222 и 461. 979 Новг. III лет. стр. 214. В тоже время написана и храмовая икона, доселе остающаяся в целости. Акт. Арх. Экспед. Т. I, стр. 248. 980 В Синодике Клопского монастыря, 1660 г., записаны имена создателей Георгиева монастыря: «благоверного великого князя Всеволода, нареченного во св. крещении Гавриила, инока Кириака, инока Исаии». 981 Здесь год освящения церкви означен не верно, потому что Всеволод Мстиславич скончался в 6645 (1137) г., а в 6648 (1140) г. в Новгороде княжил Святослав Ольгович. Можно думать, что 6648 год написан вместо 6638 год. Новг. III лет. стр, 214 примеч. и Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 730. 982 Начало пергаменной грамоты, хранящейся в ризнице Юрьева монастыря: «+ Се аз Мьстислав Володимир сын дьржа роускоу землю в свое княжение повелел есть сыноу своемоу Всеволоду отдати боуице святому Георгиеви с данию и с вирами и с продажами и вено вотское...» Грамота напечатана в Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 772 и в Допол. к Акт. Ист. Т. I N 2. Примеч. на эту грамоту в Труд. Ист. Древн. Росс. ч. III кн. 1 стр. 10, 19–24 М. 1826 года. 983 Строившего Юрьевский собор можно относить к числу русских мастеров потому, что пред словом Петр в летописи не прибавлено: Грек, или Гречин, как обыкновенно прилагается сие о греч. мастерах. Новг. I лет. стр. 23 и 78; III лет. стр. 231. 990 Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 744. А о стенах Юрьева монастыря упоминается в 1333 году, когда оне поставлены были на 40 сажен с заборалами при архимандрите Лаврентии. Новг. I лет. стр. 76. 992 Полн. Собр. Русск. лет. Т. V, стр. 241. Ист. Росс. Иерарар. ч. VI стр. 735 и 737, где сказано, что в Юрьеве моностыре серебреные оклады на иконах, лампады, подсвечники, паникадила и колокола Шведами были похищены. 999 Из подлинных жалованных грамот остались только две на пергамене: 1, жалованная грамота в. к. Мстислава Владимировича и сына его Всеволода (1128–1132), напечатанная в Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 772 и в Дополн. к Акт. Ист. Т. 1. N 2; 2, жалованная грамота новг.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

977 Житие Сергия, изд. Леонидом стр. 28; то же по сборн. митр. Макария в прилож. XX к IV т. Ист. Р. Ц.; только вместо: „да разумеет“ поставлено (и по-видимому правильнее) „разумеяше“. Ср. рукоп. Москов. Духов. Академии 634, лл. 3 об.–6; спис. Макар. Четий Миней 23 сент. Изд. Археогр. Комм. ст. 1404–1463. 980 По спискам Императ. Публичной Библиотеки Изд. Общ. Люб. Др. Письм. IV СПб. 1877–78 стр. 26–27. То же по сокращ. списку волок. сб. Москов. Дух. Академии 634 л. 170: „та же времени бывшу и книжному учению вдан бывает“. 981 Житие Евфимия, архиеп. Новгородского по списку Сοф. Библ. в Памятн. Стар. русск. лит. IV стр. 17. 982 Житие Моисея архиеп. Новгородского по списку XVII в. в сокращ. ред. в Памятн. стар. р. лит. IV стр. II. 984 Сказание помещено в „Полн. Собр. Русск. Лет“. т. I см. стр. 207. Сравн. Житие изд. Моск. Синод. Типогр. 1798 г. л. 4. 986 По рук. Волок. сб. Московск. Дух. Акад. 632 л. 32. То же по сп. сб. Соф. библ. XVI в. в Памятн. стар. р. лит. IV стр. 28 и по сп. Макарьевских Чет. Миней. Изд. Арх. Комм. Ноябрь, дни 1–12, стол. 163–164. 987 Житие Арсения, издания по „древним рукоп. книгам“ и „из напечатанных“ Тверского Желтикова монастыря, 1764 г. л. 2. 989 Макарьевские Чет. Минеи Изд. Арх. Комм. Сентябрь дни 25–30 столб. 2269. То же в „Славяно-русск. Прологе изд. Пономарева стр. 28. 990 По списк. Солов. библ. Казанск. Дух. Акад., напечат. в Правосл. Соб. 1859 г. стр. 354. Но в тексте жития, изд. Моск. Синод. Типогр. (1830 г.) заимствованным из Четьих Миней и „древних в монастыре обретающихся харатейных книг“, просто: „и воспитан отрок в книжном учении“, л. 9 об. 994 По рукописи Лаврск. библ. 205 и рук. Импер. Публ. Библ. 70 Изд. в „Памятн. стар. р. лит. IV, стр. 69: То же и по рук. Вол. сб. М. Д. А. 632 л. 460. 999 Житие по изд. Св. Синода СПб. 1818 г. л. 4: „вдаша его родителие в научение Божественнаго Писания“. 1004 По рук. С.-Петерб. Дух. Ак. 271 прил. в Истор. Русской Церкви Макария т. I. СПб. 1889 г.; прил. 2, стр. 262. В краткой редакции раннейшего времени этой фразы нет. Слав.-Русск. Прол. изд. Пономарева стр. 43; то же по сп. рук. Московской Духовной Академии 208 л. 221.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010