984 Epist. Theodoreti 144. 145: Μ. 83, col. 1373, p. 1243. 1384, p. 1252. В пер­вом письме Феодорит приводит две выдержки из послания Льва В., несохранившиеся до нас ни в одном из списков томоса. 988 Эти легаты были отправлены папой 16-го июля 450 года и достигли Константи­нополя, вероятно, вскоре по смерти Феодосии. Epist. S. Leonis 69 (89), 70 (91), 72(92): Mansi, VI, 85. Migne, lat. ser. t. 54, col. 892. Деян., III, стр. 103. Mansi, VI, 87. M. 54, col. 894. Mansi, VI, 88–89. M. 54, col. 896. Два первые письма, на имя Феодосия, датированы 16-м числом июля, а третье – к некоторым пресвитерам и архимандритам – писано чрез день после них. 989 Epist. 181: М. 83, col. 1492–1493. Письмо это сохранилось до нас только в весьма неисправном латинском переводе, изданном у Барония; время появления его с точностью определить невозможно, но, невидимому, оправдание Феодорита Маркианом тогда еще не состоялось: на это здесь нет ни малейшего намека. 990 Этот эпизод известен нам по посланию Льва В. от 24-го июня 452 года в Пасхазину Лилибейскому, которому папа сообщает: «да будет ведомо, что я получил письмо Константинопольского епископа, в котором он передает, что Антиохийский епи­скоп, разослав по своим провинциям приказы ко всем епископам (missis per provincias suas tractoriis universos episcopos), дал согласие с моим письмом и подобным же (как и Анатолий) подписом осудил Нестория и Евтихия» (Epist. S. Leonis 88 (117), cap. 3: Mansi, VI, 124. C. D. Migne, lat. ser. t. 54, col. 929. Cnf. epist. 91 (118) ad Anatolium: «in suscipienda catholica fide et damnatione Eutyehis atque Nestorii omnes orientales suscripserint sacerdotes». Mansi, VI, 130. M. 54, col. 935). В какое время происхо­дило это, – мы не знаем с несомненностью. Некоторое указание на это можно находить в словах Евстафия Виритского в Халкидоне: «когда немногие сошлись в Константино­поле, послание святейшего архиепископа Льва послано всем митрополитам и подписано» (Mansi, VII, 92 А. Деян., IV, стр. 85). Виритский пастырь разумеет здесь Константино­польский собор, бывший по поводу спора его с Фотием Тирским в 450 году и, как полагают (Ballerini. Annotat. е ad Dissert. I Quesnelli: Migne, lat. ser. t. 55, col. 266–267), еще до смерти Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Простите за безобразное письмо и грязь. Еще раз благодарю Вас за большую радость, доставленную Вами Вашим письмом, прошу Ваших святых молитв. От моих глубокий поклон. Глубоко уважающая Вас Ваша Н. Пазухина. Д. 26. Л. 129–129 об. Подлинник. Автограф. 5. 21 ноября 1957 г. 21/XI–57 г. Четверг. Глубокоуважаемый и дорогой Владыко, благодарю Вас за Ваше гостеприимство и простите меня, что своим приездом оторвала Вас от работы и утомила. Ольга Александровна очень тронута и благодарит Вас, сама не пишет, ей еще трудно писать. Посылаю Вам «Давидову пустынь» и «Прп. Сергий». Не торопитесь, пожалуйста, оставляйте «Прп. Сергия» сколько Вам нужно время. Владыко, у Веры Александровны была вырезка из газеты об о. Алексее 250 . Я списала Вам ее полностью, верно, Вам будет интересно, только в ней тоже опечатка или ошибка корреспондента, тети утверждают, что фамилия о. Алексея не «Гневашев», а Гнеушев. Желаю Вам от всей души много-много здоровья и еще раз благодарю Вас за всю Вашу доброту. Земной поклон от моих и от меня. Просим Ваших святых молитв. Глубокоуважаюшая Вас Ваша Н. Пазухина. P. S. В областной б[иблиоте]ке «Литургии» Гоголя 251 , к сожалению, нет, а о «Русской Фиваиде на Севере» 252 еще не успела узнать. Домой я ехала в одном купе с о[тцом] протодьяконом, и он мне своим «трубным гласом» читал стихи и рассказывал много интересного. Было очень приятно, только немного жутковато: боялась, как бы нас в религиозной пропаганде не обвинили – во время остановок его голос гремел на весь вагон. Но Бог миловал, доехали благополучно. А человек он действительно удивительный, русский самородок. Владыко, книга «Пословицы русского народа» Даля начинается разделами: «Бог – вера; вера – грех; изуверство – ханжество; вера – исповедание» и т. д. Всего 990 стр., но это, увы, новое издание – Государственного издательства художественной литературы. М., 1957 г. P. P. S. Вы, конечно, Владыко, это слышали, хлопочут здесь, в соборе, о том, чтобы мощи св[ятого] благоверного князя Андрея Боголюбского вернули из краеведческого здешнего музея в собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

miasta Lwowa. Chudinecky, 319; Ист. Мецеёвск., 147). 26 Православные священники и епископы были выгнаны Коломаном из Галича, церкви обращены были в костелы, народ принуждаем к латинству, и только Мстислав Храбрый отклонил подобные насилия от других областей Волыни (Annal. Eccl. Rainaldi. XIII, 236; Воскр. лет. II, 156; Narusz. IV, 185; Карамз. III, 164, 504. Ист. Р. Ц. I, 90. 40 Concedimus, ut quern ad pontificatus dignitatem inveneris, super defectu natalium, dummodo de adulterino vel incestuoso coitu iatus non sit, et etiam qui irregularitatem aliquam incurrerunt, valeas libere in episcopos ordinare (Hist. R. M. I, LXX, LXXI; Карамз. IV, прим. 55). – Впрочем, все эти распоряжения папы остались без действия (см. Волын. зап. Руссова, 20). 42 Карамз. IV, прим. 56. Dlug. I, 705. – В это время Русь не имела почти никаких сношений с Римом, так что в 1250 г. папа спрашивал краковского епископа: граничит ли его епархия с Русью и нельзя ли предпринять каких-нибудь средств к обращению ее в римско-католическую веру (см. Ист. перв. ц. Мацеев, 125:232). 49 Нест. у Татищ. II, 78; Никон. лет. I, 105; Карамз. I, 464. Татищев (I. 572) относит это событие к 991 г., Соф. временник – к 990 г. Автор истории российской иерархии первым епископом владимирским полагает Фому Грека с 988 г. (I. 220), но не показывает, откуда заимствовано это сведение. Может быть, епископ Фома послан был тогда в землю владимиро-волынскую, только не в качестве епархиального архиерея (потому что епархии учреждены в России при митрополите Леонтии), а для того, чтобы содействовать распространению и утверждению в этой стране христианства. 50 После Стефана, первого епископа владимирского, в продолжение целого столетия нам неизвестны имена его преемников. Уже в патерике печерском читаем: «егда (в 1090 г.) преставися епископ славнаго града Володымира, тогда сей преподобный (Стефан) избран бысть на архиерейский престол града того» (стр. 123). Здесь, очевидно, говорится о ближайшем предшественнике новопостановляемого епископа, которого также мы не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Красное. Церковь Спаса Преображения. Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1771. Адрес: Россия, Рязанская область, Александро-Невский район, д. Красное Координаты: 53.586937, 40.376879 Проезд:От Бурминки на восток 6-7км до д.Мары (конец дороги), далее направо через овраг 800м. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Красное, Дуровщина то ж,  церковь Преображенская. В 22 верстах от уездного города Ряжска. Время первоначального построения в с. Красном Преображенской церкви не известно, но она уже упоминается в окладных книгах 1676 г., где при ней показано церковной земли 10 четвертей в поле, сенных покосов на 50 копен.  В приходе, состоящем из села Красного и деревень Высокой, Княжей Дубровы и Гайков, было 9 дворов помещичьих, 86 дворов крестьянских, 10 бобыльских.   Существующая в с. Красном каменная Преображенская церковь построена в 1771 г. тульским наместником Михаилом Никитичем  Кречетниковым.  При ней церковной земли состоит: усадебной 3, пахотной  30 и луговой 3 десятины, на которую у причта нет ни плана, ни межевой книги. На церковные нужды имеется  неприкосновенного капитала в билетах в количестве 700 руб.  Кроме Преображенской церкви, в с. Красном была домовая церковь, ныне не существующая, о построении которой просила в 1782 г. генерал-поручица Анна Ивановна Кречетникова. В состав Преображенского прихода, кроме села со 100 дворами, входят деревни Мара с 150 дворами и Боршевая с 19 дворами, в коих муж. пола 844, жен. пола 990.     По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик.  И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии». 1885 г., том 2, стр. 315. Церковь Преображенская села Красного построена в 1771 г. тщанием тульского наместника Михаила Никитича Кречетникова и распространена в 1890 г. тщанием прихожан и доброхотных дателей. Зданием каменная, на каменном фундаменте, крыта железом, крепка, с колокольней, вокруг таковая же каменная крытая ограда. Престолов два: в настоящей холодной – во имя Преображения Господня, а в предельной теплой – во имя Богоявления Господня. Утварью достаточна.

http://sobory.ru/article/?object=20195

62 М. Иоанн предписывал делать увещания суеверам (в 19 прав.). Неизвестный писал: «Как Илия Фесвитянин заклал студных иереев и ревнуя поревновал по Господе Бозе Вседержителе: так и сей (ревнитель – увещатель) не может терпеть христиан двуеверных; они христиане, но веруют в Перуна, Хорса, Мокошь, Сима, Регла, Вилы, которых числом несчастные невежды полагают тридесять. Все это считают они богами и богинями, и кладут им жертвы, ломают короваи, режут кур; они молятся огню, и зовут его Сворожицем; и чеснок считают за бога, и когда у кого бывает пир, кладут его в ведра, в чаши, и так пьют. Не одни невежи, но и вежи это делают, попы и книжники; если и не творят того книжники и вежи, то пьют и едят сие моленное брашно; если же не пьют и не едят, то видят деяния их злые, если же не видят, то слышат и не хотят поучать...» Ревнитель и далее обличает в том же тоне суеверия одних и холодность других в вере. Сие поучение, известное Востокову по ркп. 15 в. (Опис. Муз. стр. 228), находится в Лаврской «златой чепи» 14-го века. 63 Воскрес. Летоп. 1, 145. говорит, что в 1160 г. сгорела в Ростове «дубовая церковь , дивная и великая», построенная первым ростовским епископом при св. Владимире, в коей в продолжение 168 лет служили семь Епископов: Феодор, Иларион, Леонтий, Исаия, Ефрем, Нестор, Леон. След. по сей летописи церковь построена в 992 году, при св. Владимире. Феодор и Иларион, по другим известиям, удалились из Ростова от гонения язычников. Мощи св. Феодора почивают в Суздальском соборе. Надпись на стене 1635 г. говорит: «в л. 6498 (997) первый благов. и вел. Князь Владимир просвети Суждальскую землю святым крещением и паству вручи Епископу Феодору». То самое, что Феодор, изгнанный из Ростова, нашел себе убежище в поселении, сделавшемся после городом Суздалем, показывает, что проповедь св. Феодора не была бесплодна в краю суздальском; но просвещение суздальской земли при св. Владимире надобно принимать с ограничением. Шитье на покров 1681 г. говорит: «Моля Пресв. Богородице и вел. чудотворцу Епископу Феодору Суждальскому, положила сей покров на вел. Чудотворца Епископа Феодора, Князь Владимира Андреевича княгиня Евпраксия». Степен. кн. и Никон. Лет. также говорят о просвещении Суздальской страны при Св. Владимире. Первая относит это событие к 990 г., последняя к 992 г. Показание последней вероятнее, как согласное с известием о времени построения Ростовского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Латинская и униатская пропаганда должна была прекратиться. Преосвященный Георгий Конисский в известной своей речи 10 марта 1773 г., обращенной к Екатерине, в придворной петербургской церкви яркими красками изобразил облегчение православных белоруссов под властью русской державы. 989 Проф. М. Коялович. История воссоединения зап. – рус. униатов... стр. 207 и сл. На обращение униатских приходов в православие имели влияние русские помещики-сановники, получившие вотчины в Белоруссии: Румянцев Задунайский, Завадский, Галицын, Чернышев и др. 990 В ведомости названы известные уже нам монастыри Виленского старшинства и Слуцкой архимандрии, как православные, так и отобранные в унию, а также белорусские и малороссийские монастыри – числом 14; всего православных мужских и женских монастырей насчитывалось 32, без отобранных в унию. 991 Марковский игумен Сильвестр пил без просыпу недель по семи и больше. Раз как-то он начал пить с недели мытаря и фарисея, продолжал на масленнице, а может быть захватил немного и великого поста. Он не хранил монастырского имущества, возвращал закладные в монастырь вотчины, брал и присвоивал монастырскияе деньги, не имел ни казначея, ни наместника, продавал монастырское серебро и брал себе вырученные деньги, продал за 100 руб. монастырскую карету и деньги не возвратил в казну, братию кормил скудно, ни с того ни с сего он продал 40 000 монастырского кирпича, приготовленного предшественником для монастыря, деньги, собираемые ходаками, брал себе без отчета. В 1772 г. таких денег им взято было 260 руб. В дело вник псковский губернатор ген.-майор Мих. Никит. Кречетников, он писал архиепископу Иннокентию и просил его предотвратить монастырские злоупотребления, назначив нового игумена. Но архиепископ не знал, как быть, так как сам не знал, ему или киевскому митрополиту принадлежал Марковский Витебский монастырь. 10 апр. 1773 г. архиепископ обо всем писал Св. Синоду. 993 Арх. Св. Син. д. 1772 г. 63, лл. 227–249. В этом деле сведения о монастырях, поступивших в Белорусскую и Псковскую епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В Серединци коней два и кляча, волов девять и телица, свиней трое, гусей 12, сена две скирти и стогов добрих осмь, а еще сеножатей накошеных на толькиж буде. Дерева тамже на два млины резанаго и тертиц пятьдесят и палей дубовых двадцать. В монастиру сена скирта и два стоги великих. На Святом коров три, телят 4, гусей з двадцать. В Рижиках казанов 4, пять новых дома, свиней 30, в сажи три вепри, поросят з двадцать, гусей двадцать и конь один. В пасеци под Папоровкою пчол на зиму оставлено двадцать осмь. В монастиру коней монастирских семеро, а моих власних оставляю шестеро. Ридван, коляска пароконная и коляска одноконная, полуб пароконный и полубец одноконный, шор пар три зовсем. В церкве аппарата, книги, сребро все ведлуг давних. Реестров паламарских, вцелости. Прибыло стихаров священнических, от панеи обознои даних, два. Ризы пана обознаго злотоглавыи и епитрахиль. Ризы чорныи з золотым крестом. В трапезе, в кухне, весь посудок ведлуг давних трапезних реестров вцелости. Прибыла книга до трапезе, житий святых декабрь, януарь, февраль по небожчику Иннокентию дьякону. Прибыла до церкви книга устав. В скарбцу церковном грошей в доброй монете в червоних и талярах 1,000 золотих и 300, а особливе гетманских чехами золотих 300. В Копачеве и Надиновци зкупилисмо ветраного, дали коп сто, за часть млина его, и за двор, и за сеножати, и за все его добра лежачии. 982 Соч. III, 445 на (русском). Титов, 100, л. 498 и Унд. X 467, л. 13 (на украинском) Тексты Таинство странно вижу и преславно, небо – вертеп. Нач. Выдался Бог з секретов. 988 Синод. рук. 178 автограф Димитрия на корешке, вверху эпиграф (из Овидия Tristium lib I. 1). Parve, nec invideo, sine me liber ibis in urbem,//Heu mihi quod Domino non licet ire tuo. 989 Яросл. Епарх. Вед. 1861 г. 43, стр. 417. Нач. Доброго воя цареви избранна. Акростих: «Димитри Савич архимандрит Новгородски». 990 Пекарский. II, 31. Так я заключаю из имеющегося у меня издания: «Душеспасительные размышления о познании Бога и наставлении самого себе в пользу благочестивых христиан с Апологией во утоление печали человека, сущего в беде гонении и озлоблении и с посланием св. Хрисогона к Анастасии перевел с иностранного языка... протоиерей Иоанн Иоаннов». М. 1779.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Участие Грузин в греческих междоусобиях во время Василия II хорошо известно как из византийских источников, так и собственно из грузинских. В грузинской хронике и в житии св. Евфимия Грузинского повествуется, как во время первого бунта Варды Склира императрица Феофано, мать Василия II, обратилась с просьбою о помощи к куропалату Давиду, властителю Грузии. Торник (Торникий), знатный Грузин, принявший монашество на Афоне, в монастыре, недавно основанном св. Афанасием, его родственником, был отправлен с письмами к Давиду Грузинскому. Согласно с просьбою императрицы, куропалат Давид прислал вспомогательный корпус в 12.000 человек, начальство над которым принял сам Торник, еще не забывший своего прежнего военного ремесла. Именно этому отряду обязан был император и его полководец (Варда Фока) поражением бунтовщика, принужденного бежать к Сарацинам (в Персию). Грузины воротились на родину, отягченные богатою добычею; на счет ее был выстроен на Афоне Грузинский (Иверский) монастырь Портаитиссы, то есть, привратницы, так названный ради чудотворной иконы, недавно прибитой волнами к монастырю св. Афанасия и помещенной над входом монастырским: это знаменитая Иверская Богородица, копии с которой почитаются у нас в Москве 145 . У Геометра, конечно, не разумеется под грабежами добыча, получившая такое хорошее употребление... Во время мятежа Варды Фоки Грузины уже не были защитниками права и законного государя, а, напротив, составляли главную опору мятежника, и когда он пал в сражении около Абидоса в борьбе с Русскими (апрель 989), то часть их пристала, по-видимому, к прежнему врагу Склиру, а другие продолжали борьбу на свой страх. Армянский историк (Асохик, стр. 180) пишет, что из числа отложившихся вместе с Фокою еще оставались некоторые, как, например, магистр Чортванел, племянник (по брату) монаха Торника, засевший в странах Дерджана и Тарона; они были разбиты и усмирены только в 990 году, когда против них послан был патриций Иоанн. К этому моменту, то есть, к разбоям грузинским после смерти Варды Фоки, и относится стихотворение Иоанна Геометра . Болгарское восстание – ибо под Скифами здесь разумеются Болгары – предполагается еще как предмет общих жалоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

    Иеремий, ученик пр. Саввы. Канон сырн. субб.     Иоаким III, патриарх болгарский при царе Асене I (1185—1195). Паис.     Иоанн евхаитский † ок. 1100. Ему написад канон Феодор Цетонит. См. Филар. учение об отцах § 306 и Алляция против Готтингера стр. 180.     Иоанн раифский и Иоанн Савваит в Лествице. Канон сырн. субб. Лествица ст. 4, гд. 110.     Иоанн, патриарх болгарский при царе Асене I (1185—1195). Паис.     Иоанн ктитор монастыря Предтечи, Богом богатого в Царьграде. Мощи его добызал Стефан новгородец.     Каллия константинопольская. † 891. Филарета: Подвижницы. Паломник Зосима.     Каллист пр. Канон сырной субб.     Кандида константинопольская, † 418 г. Филарета: Подвижницы.     Константин из мусульман новомуч. 2 июня 1819 г. Солов.     Ласкарис св. царь. Мощи лобызал в Царьграде паломник Антоний.     Лука племянник Иоанна рыльского. Житие I. рыльского.     Магна кесарийская, † 425. Филарета: Подвижницы из I. Мосха.     Макарий, патриарх антиохийский, † 1012. Труды Киев. Акад. 1874 г. июнь.     Манассий, габровский муч. Паис.     Мария егисская, † 607 г. Филарета: Подвижницы из 1. Мосха.     Мария пред. константиноп. † окт. 886. Филарета: Подвижницы.     Марк, ученик Сидвана на Синае, 4 века. Канон сырн. субботы. Достопам. Сказ.     Марфа мономвасийская, † окт. 990 г. Филарета: Подвижницы.     Матой келлийский, он же Далматой. Канон сырной субботы.     Милл, воскреситель мертвых. Канон сырн. субб.     Нектарий преподобномуч. 11 июля 1820 г. Афон. патерик.     Никодим мирототец охридский. Мощи в Белграде албанском. Паис.     Николай. Караман муч. в Смирне 1657 г. Солов.     Николай муч. болгарский, усеченный при султане Селиме. Мощи в Софии. Паис.     Никон пр. синайский 5 века. Канон сырной субботы. Достопам. Сказ.     Нисферой, ученик пр. Антония В. Канон сырн. субб. Деян. св. Январь II. 112.     Павел, еп. миласский, в житии пр. Ксении 24 янв.     Палладий, еп. елеонопольский, писатель Лавсаика † ок. 420 г. Канон сырн. субботы.     Пафнутий пр. епископ и исповедник египетский. Канон сырн. субб.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Цит. соч. С. 151). 972 К примеру, докетические черты исследователи усматривали в системах Василида и Маркиона. (См: Болотов В.В. Цит. соч. T. II. С. 202, 229). 974 Желтов М., диак. Евхаристия: Учение о Евхаристии у монофизитских авторов V–VI вв.//Православная энциклопедия. T. XVII. С. 593–595. 977 Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. В 4-х т. T. IV. История Церкви в период Вселенских Соборов. – М., 1994. С. 333. 990 Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.) Член 17. В кн: Догматические послания православных иерархов... С. 177. 992 Формула согласия. Детальное изложение. § VII. О Святом Причастии. П. 99. – www.narod. ruconfessconcordia.ru.html 997 «...мы не смешиваем природы и не разделяем Личность» (Формула согласия. Детальное изложение. § VIII. О Личности Христа П. 43. Ср.: П. 36). 999 Олесницкий И. Символическое учение лютеран о Таинстве Евхаристии и несостоятельность этого учения. Сноска на стр. 48–50. 1003 Максим Грек, прп. Сочинения на слав яз., в 3х ч. – Казань, Ч. III. С. 67, 68, 73, 75. См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. С. 176–178; Игнатий (Брянчанинов) , свт. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. Б.м. Б.г. С. 7, 9; Лосский В.Н. Догматическое богословие. – М., 1991. С 269. 1004 Максим Грек, прп. Цит. соч. Ч. III. С. 69, 72. См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение... С. 196–197. 1007 Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятые Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии//Минея. Кн. 12. Август. Ч. П. День 15-й. Изд. Моск. Патриархии, 1989. С. 69. 1013 Геннадий II Схоларий, патр. О таинственном Теле Господа нашего Иисуса Христа//Проповеди Геннадия II (Георгия) Схолария, патр. Константинопольского. С. 288. 1017 Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723 г.)· Член 17//Догматические послания православных иерархов...С. 177. 1025 Евхаристия и соборность//Флоровский Г., прот. Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010