954 Серафиме Протопопове, см. о нем том III Хроники по указателю; он лишь 2 Октября 1874 г. переведфн был в Ригу. 955 Феоктисту Попову † архиеп. Рязанским 2 Декабря 1894 г.; с октября (7-го) 1874 г. был переведен в Симбирск. 956 Князь Влад. Андр. Долгоруков, † 21 Июня 1891 г.: слух не оправдался и до самой смерти он занимал этот пост. 964 См. Описание кончины и погребения Филарета, еп. Нижегородского, в Нижегородск. Епарх. Вед. 1873 г., стр. 9 и след. 990 Ивановича, вышеупоминаемого, профессора Академии. Имеется в виду его статья: О трудах архимандрита Михаила, 1873 г., 1-е полугодие, стр. 289–310 и ; 4, 658–693. 991 Димитрия Феодоровича, † протоиереем церкви свят. Николая в Толмачах в Москве 3 декабря 1901 г. 999 Толстой, бывший обер-прокурор Св. Синода (1856–1862 г.), см. о нем т. II и III Хроники по указателям. 1005 Книга озаглавлена так: «Пятидесятилетний Юбилей Высокопреосвященнейшего Арсения, Митрополита Киевского и Галицкого, и проч. Киев, 1873 г. Книга эта напечатана под наблюдением профессора Академии В. Ф. Певницкого . 1009 Стр. 21. Но эта уступка, столь приятная для белого духовенства, не была одобрена покойным Московским Митрополитом Филаретом, не одобрялась первенствующим Членом Св. Синода Новгородским Митрополитом Исидором и досточтимым преемником Митр. Арсения Высокопреосвященным Митрополитом Филофеем. Примечание Высокопр. Саввы. 1010 † 28 Ноября 1876 г. См. о нем Русский Архив, ч. III, стр. 373–384, и Вятские Епарх. Ведомости 1892 г., стр. 667 и сл. 1024 Не так поступил с документами, относящимися к пятидесятилетнему юбилейному торжеству своему (5-го авг. 1867 г.), в Бозе почивший Владыка Московский, митрополит Филарет. Вот что писал он по этому поводу к своему Викарию преосвящ. Леониду от 18 авг. 1867 года: «У меня составляется Записка о 5-м дне августа, которая представляет его как он был. Но естьли бы в ней поместить все письма и адресы полученные в сей день, это была бы книга. Итак надобно было устранить обилие милостивых слов, выписать только дело, и поставить выписку в порядке: и это, по множеству материалов, потребовало бы много времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

990 Если только мы правильно понимаем житие, в котором сказано: «внимаше же божественных книг писанию». 991 Автор жития, ввиду сейчас нами сказанного, действительно утверждает, будто Иона поставлен в епископы после смерти Фотия. 992 Архимандрит Макарий в Сборнике церковно-исторических и статистических сведений о рязанской епархии. М. 1863, стр. 104 fin.. 993 В помянутом сейчас выше Отвещании любозазорным и в послании в Ивану Ивановичу Третьякову (содержание которого см. в Чтениях Общества Истории и Древностей 1847 года, Смеси стр. 7). 994 Степенная книга II 82. О боярине Василии Фёдоровиче Кутузове см. в Никоновской летописи – V, 213, и в Софийском Временнике Строева – II 59. 995 Позднейшее похвальное слово св. Ионе, написанное при митрополите Макарии, говорит о причине его гнева на Пафнутия иначе, а именно – что один раз он сделал с епископами какое-то церковное распоряжение и что Пафнутий поступил в своём монастыре вопреки распоряжению. По рассказу слова, когда Пафнутий, вызванный в Москву митрополитом для объяснений, отвечал ему «негладостне и неподобательне, якоже подобает гладостно и подобательно великовластным глоголати», то митрополит «би его жезлом своим», – прибил его своим посохом, и приказал посадить в темницу, из которой Пафнутий был освобождён, когда принёс раскаяние и испросил прощение, – рукопись. МДА из Волоколамска лист 180, см. также Описание Синодальных рукописей Горского и Невоструева лист 237. стр. 260 (печатн. кроме Розенкампфа, который указан в Описании, ещё у Калачова в статье «О значения Кормчей», приложения стр. 4, п. 8). 996 При Ягелле, который был выбран из великих князей литовских в короли польские в 1386 году, и при его преемнике Владиславе Варнском великие князья литовские были отдельные от королей (Скиргайло, Витовт, Свитригайло, Сигизмунд и наш Казимир); но Казимир, преемник Владислава, выбранный из великих князей литовских, став королём, остался вместе и великим князем. 999 Договорная грамота в Актах Западной России, т. I, В ней, между прочим, постановляется, чтобы в случае споров между подручниками короля в великого князя митрополит был третейским судьёй, – стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

603 Liberati Breviarium cap. X (Migne, lat. ser. t. 68, col. 990). Cnf. Mansi, IX, 240–242. Migne, gr. ser. t. 65, col. 851–856. Деян., V, стр. 126–130. По Либерату, Армян­ские делегаты спрашивали Прокла о том, кто прав: Раввула иди Феодор? Выходит, таким образом, будто собор в Армении был еще при жизни означенного Эдесского пастыря (умершего в 435 году), что совершенно невероятно. Сам Либерат сообщает (loc. cit.), что Армянские епископы настолько разделяли мнение Раввулы относительно Феодора, что просили Киликийцев не принимать его сочинений. Ясно, что последние поль­зовались чьим-то могущественным благоволением и покровительством. Посему необхо­димо думать, что вся история из-за Мопсуэстийского пастыря разыгралась уже по восше­ствии на Эдесскую кафедру Ивы. Cnf. Mansi, IX, 270–271. 304. Деян., V, стр. 182–183. 243. 604 Mansi, V, 421 sqq. Migne, gr. ser. t. 65, col. 856 sqq. (S. Procli epist. 2): Πρκλου ρχιεπισχπου Κονσταντινοπ λεως, πρ ς ρμενους, περ πστεως. В латинской редакции этого послание значится (Mansi, V, 438. В): data Constantinopoli, consulatu piissimorum Theodosii Augusti XV et Valentiniani IV. Согласно этому замечанию, томос Прокла к Ар­мянам относится обыкновенно в 435 году. Гефеле, напр., представляет, что все движение против Феодора развилось и закончилось при жизни Раввулы Эдесского (Couciliengeschichte. Bnd. II. § 160. S. 268–270). Такое понимание дела совершенно неверно. Не входя во все подробности, мы укажем здесь лишь на следующие пункты: 1)Армянский собор не мог происходить ранее смерти Раввулы, т. е. 435 сода, и имел место в епископство Ивы, когда своею пропагандою Феодоровых сочинений он вызвал волнение в монофизитствующем Армянском духовенстве. Об этом вполне ясно говорит Прокл в письме к Иоанну Антиохийскому (Mansi, IX, 302. Migne, gr. ser. t. 65, col. 875. Деян., V, стр. 239–240); тоже утверждали и некоторые участники пятого вселенского собора (Mansi, IX, 304. Деян., V, стр. 243). 2)Во время изгнания Александра Иерапольского и его друзей Проклова томоса еще не было, потому что те ссылались на Диодора и Феодора, как на неподлежащих сомнению авторитетов (Synodicon, cap.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

987 Подробные свидетельства о том см. в статьях, довольно богатых ими: «Как провождали св. четыредесятницу древние христиане?» – Руковод. для сел. пастыр. 1867 г. т. I, стр. 375–382 и С-ва А. Как проводили древние христиане страстную седмицу. См, ibid., стр. 513–548 988 См. т. I, прил. отд. II. Тоже самое, – надо предполагать, по крайней мере относительно кающихся в первый раз, – былой в древней практике Русской церкви. См. у Голубинского. Истор. Рус. церкви, ч.1, стр.384; ст. «Св. Илия, архиепископ Новгородский и его соборное поучение священникам» – в Рук. для сел. пастырей 1891 г., т. II, стр. 343–344. Сборн., ркп. Соф. библ. л. 47 об. et sequ. (Где помещена статья о новокающемся, начальные слова которой: «[#иже новопокается, #][#кто #][#не бывал дотоле в повканьи, аще велици 6дтъ#] [#греси, да приимет первое опитемью на м днии...#]»). 989 В небезизвестном сочинении монаха Иова (XIII в.) «Περ τν πτ μυστηρων τς κκλησας ϑεωρα κα διασφησις...», посвященном рассуждениям специально о таинствах православной церкви, – и то по настоящему вопросу туманно замечено, что сакраментальное покаяние вообще необходимо исполнять хританнну. (См. «Χρυσνϑου πατρ. Συνταγμτιον περ τν φφικων». Ed. Benet. 1778, σελ. 140. 990 «Εϑασιν ο εγενες τν λλνων παξ τρς, τετρκις το νιαυτο μεταλαμβνειν... μως ξομολογονται πρτον τς μαρτας ατν πνευματικ ερε» См. Allatii. De Ecciesiae Occidentaiis atque Orientalis perpeina consentione. Colon. Agripp. 1648, pag. 1311. 991 Каллиник (аатр.). Διδασκαλα πρς τος πνευματικος πατρας. Βιννη. 1787, (πρλογ), σελ. 2–3. 993 По крайней мере, в цитованном нами изд. «νϑολογα, περιχουσα ρμηνεαν π τς τελετς τν πτ μυστηρων», ed. ϑην. 1880, – не имеется никакого указания на четырекратную в году исповедь. 996 Георгий митр. Заповедь во исповедующимся сыном и дщерем. См. у Голубинского Е. История Русской Церкви, т. I, ч. I, М. 1880, стр. 511, пр. 9. 999 Слова различных отцов, ркп. (XVI в.) Кирилло-Белоз. библ. л. 181 об. (В поучении на листах 180 об.–191 об. [в нед. 30-ю] под заглав. – «[#Почение#] [# всех книг, еже имети всяком кр с тпянин стра х #]».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

394 1. с., атлас, pl. XI. К сожалению, в издании недостает рисунков детальных, имеющих особый интерес в этой церкви. Профиль восточной стороны имеет ломанную линию, а не волнообразную, как у Пюльгера. 395 В замечательном собрании Филологического Силлога, в его доме по улице Топсилар 14 сохраняются по преимуществу надписи. 396 S. Reinach. Catalogue da Musee Imp. d’Ant. C – ple. 1882, IV, p. 54 – 62. В предисловии к каталогу управление обещает полный научный каталог, но и поныне он desideratur тогда как каталог Рейнаха изъят почему то из продажи, – на что указывает и сам автор в Revue Arch. Chronique d " Orient за 1886 год. См. также заметки пок. А. Дюмона о древностях в арсенале ц. Ирины (ныне часть их в музее) в Rev. Arch. за 1868 г. и каталог Гуда изд. в 1871 с плохим текстом и несколькими литографиями. 398 G. В. de Rossi, Bull, darch, christ, 1869, 1879, A. Фон – Фрикена Римские катакомбы и пам. христ. иск, 1872 – 1885, III стр. 1 – 33, IV стр. 89 – 91, 140. Мнение последнего автора, что константинопольская статуэтка принадлежит IV столетию, кажется нам вернее, чем отнесение ее к V веку. 400 Сообщая этот список, не ручаемся за его верность, а на эстампаж не последовало согласия владельца. 402 Одна створка подобного иконостаса из дерева, с резными изображениями Воскрешения Лазаря и Успения, с резною колонкою, украшенною во вкусе звериного стиля IX – X веков, найденная в Родопе, и принадлежащая автору, представляет замечательный образец древней византийской резьбы на дереве. 403 De rebus post Mauricium gestis, Migne, т. 99 – й, стр. 990. О том же прод. Феофана ibid. стр. 987, прим. 61 404 По причине темноты храма, фотография, нами снятая передала обе иконы очень смутно, и мы не решились издавать этого снимка. 405 Реймерс, указ. соч. о путеш., стр. 220, видел будто бы здесь по сторонам колонны две иконы Мадонны мозаические прекрасной древней работы. Читать далее Источник: Одесса. Типография А. Шульце, Ланжероновская улица, дом Карузо, 36. 1886. Посвящается профессору И. Г. Васильевскому Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

972 Const. Apost. VI, 15; Dionys. Areop. de eccles. hierarch. c. VII, n. 11; Clem. Alex. Paedag. III, 11, Isid. Veius, lib. III, epist. CXCV; Ambros. de Abrah. II, n. 81; Chrysost. homil. ad Neophyt. 973 Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (Декабря 29 дня), в лике святых, четырнадцать тысяч младенцев. за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме. 982 Chrysost. homil. in S. Lucian, martyr, n. 2; Didym. de Trinit. 11, 12; Augustin. de baptism. IV, 22, n. 28; de civ. Dei XIII, 7. 983 «Крещение кровию и мученичеством, каким сам Христос крестился за нас, есть самое славное и блаженное, потому что уже не оскверняется последующими сквернами» (Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр. 239). 985 На это правило Вальсамон делает такое замечание: δι τοτο δ πισκπων και πρεσβυτρων μνον μνσθη ο κνων, διτι ετρων τνι οκ φεται βαπτζειν. 986 A­ λλ’ μνοις επισκποις και πρεσβυτροις εξυπηρετουμνων αυτος των διακνων. Lib. III, c. 11. 989 Dionys. Areop. de hier, eccles. c. II, n. 11, § 7; Ambros. de myst. c. III, n 8; de sacram. III, 1; Hieronym. adv. Lucif. c. IV; Epiphan. haeres. VII, n. 34; LXXIX, n. 3. 7; Hilar. in Ps. LXVII, 32 ; Didym. Alex. de Trinit. 11, 12; Augustin. de civit. Dei XXII, 18; adv. epist. Parmen. 11, 13. 990 Tertull. de baptism. XVII; Кирилл. иерус. Оглас. поуч. XVII, п. 35, стр. 401–402; Theodoret. in 2 Paral. quaest. 1. 993 Alioquin et laicis jus est... (Tertull. de baptism. c. 17). Baptizare, si tamen necessitas cogit, scimus etiam licere laicis (Hieronym. adv. Lucif. c. 4). 994 Moschus, Prat. spirit. c. III; Nicephor. confess. can. LI. Впрочем, если младенец, крещенный, по нужде, мирянином, чрез погружение во имя Пресв. Троицы. останется жив, правила Церкви требуют, чтобы над этим младенцем выполнен был священником весь остальной чин крещения, кроме того, что уже было совершено. См. Евхолог. или Требник, изд. Киев. 1651, стр. 40. 995 Non permittitur mulieri in ecclesia loqui, sed nec docere, nec tingere, nec offerre... (Tertull. de virg. veland. c. 9). Ipsae mulieres haereticae, quam procaces! quae audeant docere..., forsitan, et tingere (- de praescr. haeret. c. XLI).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

990 Ист. Иоанна стр. 118. Говоря так определенно об этом деле, Курбский, конечно, имел в виду неизвестную ныне летопись. 996 Никон. лет. 3, 108. Карам. 4. пр. Сказ. о хождении св. Петра в орду у Толстого 2, 341, нап. р. Григорьева о достоверности ханских ярлыков, стр. 111. М. 1842. 997 Ярлык дан «в заячий год», иначе в 1315 г. (Григорьев стр. 92. 93. 118). И в том же году кн. Михаил возвратился из орды. Никон. лет. 3, 110. 108. 998 Следует перечень татарских чиновников: «князьям великим, средним и нижним, сильным воеводам и вельможам, князьям удельным, дорогам славным, полковым князьям, высоким и низшим, книжникам, уставщикам, учительным вестникам народам, сборщикам, баскакам, послах наших, гонцам, даньщикам, писцам, проезжающим послам, ловцам нашим, сокольникам, пардусникам я всем людям нашим царства, высоким и низким, малым и великим, по всем нашим странам и улусам, где владеет наша власть и наше слово». – Значение этих названий чиновничества монгольского объяснено Беляевых в архиве истор. юрид. Калачове. М. 1850 г. 999 Лучшее издание ярлыка у Григорьева, стр. 112–118. М. 1842 г. У Карамзина 4. пр. 248, издание с ошибками. 1000 Пишут: (декабрь 148): «не достойно ли внимания, какое благоволение к св. церкви внушил Господь в сердце язычника»? Узбек же был язычником, – он был магометанин и даже фанатик магометанства. Каков он был сам по себе для христиан, видно по истории св. кн. Михаила тверского. См. ноября 22 ч. ярлык его, по его же словам, – подражание примеру прежних ханов, иначе невольное повиновение ясе Чангиса, государственному закону монголов. На основаниях этого закона обещана была покорность России монголам при Батые, и преемники Батыя не могли отступить от того. Г. Костомаров (сев. рус. народопр. 2:268) изволит хлопоты святителя, вынужденные необходимостью и благодетельные для тысячей бедных земледельцев, называть «испрашиванием милостей и покровительства сильных нехристей». – Легкомыслие! 1005 Ни у Прохора, ни у Киприана не показан год, когда происходил суд над Сеитом. Татищев (ист. кн. 4. ст. 95) рассказывает об этом под 1313 г. Но в этом году святитель не имел времени разбирать такое важное дело, каково дело Сеита: он ходил тогда в орду. По известью Татищева святителю помог низложить новгородского протопопа кн. Иван Данилович Калита. По летописям (Карамз. 4, пр. 228). Калита был в Новгороде с войском в начале 1319 г. По соображению этих обстоятельств надобно положить, что Сеит и возбужденное им волнение новгородское утешаемы были в 1319 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

      Враг вселяет безнадежие потому, что сам безнадежен... А у нас крепкая опора надежды... О сем теперь более и думайте... по началам нашей святой веры. Господь да прострет к вам объятия свои приять душу вашу.       1444 письмо 1021 вып.6 стр.24)                   Вы собираетесь на тот свет. Добре! Благослови, Господи!       Желаете слышать что-либо в напутствие. И рад бы наговорить вам столько, чтоб вы уморились читая. Но что сказать, когда дорога та сокровенна. Общее же ведение о ней, конечно, вам известно. Путь сей однажды только всяким испытываемый, потому до времени сего испытания неведомый никем в подробностях, освещен однакож для нас верою нашею святою. Воспроизведите все чаемое в сознании, - и стойте в том, взирая на Господа, прошедшего впереди нас сим путем, и всех после того сретающаго вступающих на него. Омойтесь слезами покаяния, облекитесь в благопомышления и расположения Господу приятныя и стойте так, пред дверьми входа сего, пока услышите: Варвара - гряди!.       Читайте Евангелие... и из отеческих книг, что припомните наилучшаго... св.Ефрема. Он часто молитвенно обращался к часу смертному.       1449 письмо 990 вып.6 стр. 25)                   Если смерть, - верую, что для вас не будет ужаса и мрака исполнена сень смертная. Освещена она верою вашею и великим упованием на милостивого Господа. Буди сие с вами!       Но мне верится, что вы возмогаете от немощи. Святитель Тихон да поможет вам!       1446 письмо 991 выл.6 стр.27)                   Милость Божия буди с вами! Не имею, что сказать вам, но пишу, чтоб только сказать, что ваша участь не мало занимает меня. Приходит мысль, что вам лучше бы еще пожить... Но буди воля Божия во всем, - наипаче в сем деле. Кто весть, что породит находящий день? Если отойти предлежит вам, идите с миром. Если остаться, да даст вам Господь побыть здесь в вящее убеление ризы души вашей к благонадежному вступлению потом в чертог Жениха Небесного.       Вы добре делаете, что все попечения земныя отлагаете в сторону. И вообще, так лучше, тем паче в настоящем вашем положении.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

931 Климент. Александр. strom. lib. р. 428. Евсев. Церковн. истор., кн. III, 31, 39. Никифор. кн. II, гл. 44, и кн. III, гл. 20. 963 Dictionnaire de theologie Bergier – Thomas Apotre. Manuel des fetes et solennimes be l’eglise par Philbert. Москвитян. 2. 1845 г. Индийская Церковь . В Древ. рус. летоп. ч. 2. стр. 170 говорится: «Земля Индийская похваляет ап. Фому». 976 Евсев. кн. III. гл. 11. 32. Catalogus scriptorum ecclesiasticorum Hyeronimi. Память его 27 апреля (10 мая). 981 См. житие св. ап. Андрея Первозванного, месяц ноябрь, в сочинении: Жития св. Рос. Церкви. Грузия и Армения, чаеть III, Абхазия. 990 Кратк. обозрение Священ. Писания Ветх. и Нов. Завета св. Афанасия Вел. Златоуст. слово 21, том VI, Augustin, de consensu Evangelistarum. 991 Древле, согласно с Иринеем (adversus haereses, III, II, 17), иногда писали св. Марка с орлом, а Иоанна со львом, но Собором, бывшим в Москве в 1667 году, предписано изображать так, как ныне изображается. 995 Напр., евангелия от Фомы, от Петра, от Евреев, Маркионово и другие. Евсев. III, 27; VI, 12. Сокр. I, 22. Codex apocriphus Nov. Testam. 1001 См. предислов. к богослужебн. книге Апостол. См. также обозрение книг Ветх. и Нов. Завета у св. Афанасия Вел. 1011 Евсев. кн. II, гл. 15. Кн. V, 8. Кн. VI, 14. III, 39. См. в предисловии к богослужебн. Еванг. от Марка. Под именем ев. Марка известна литургия коптская. 1017 См., напр. послание Александр. патр. Иоакпма великому князю Василию Иоанновичу, около 1533 года писанное, в собран. истор. актов, том I, 133. 1031 Ориген . de recta in Deum fide, tom. 1. Никиф. кн. II, гл. 43. Пролог 18 октября. В Греции говорят, что Лукою 7 икон сделаны нз воскомастики и 70 написаны. Журнал. Μин. нар. просв. 1854 г. март, Христианские древности. Также см. выше дни Владимирской иконы Богоматери. 1034 Филосторгий в сказании о св. великомученике Артемии говорит, что мощн св. Лукп погребены в Ахаии и почивают в Фивах. 16–17. 1048 Под обителью в полугоре находнтся пещера, где великий Богослов имел свои таинственные видения и изрек: в начале бе Слово. В этой обители хранится часть цепи, в узах которой привезен был Иоанн на остров. Воспомин. поклонника Св. града. СПб. 1857 г., стр. 292–293.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Но при всей строгости судебного расследования по делу коломенского архиепископа Иосифа окончательный соборный приговор над ним отличался большею милостью. Иосиф, в виду раскаяния пред собором и просьбы о снисхождении к нему из уважения к памяти почившего государя, не лишен святительского сана и оставлен был только под запрещением священнослужения: он отправлен в ссылку, но с правом управления монастырем. Здесь пробыл только один год. После чего ему возвращены все права архиерейства: хотя не дали ему прежней епархии, которою управлял другой архиепископ, в виду того, что «на своем престоле ему быть невозможно, потому что он возненавиден того града людьми», как обыкновенно выражался собор в других подобных случаях; Иосифу назначили остаться в Москве и служить в Архангельском соборе при гробах государей; с этих пор он титуловался архиепископом архангельским. На этой службе Иосиф пробыл до своей смерти, последовавшей 29 июля 1681 года; незадолго перед смертию он удалился в Угрешский монастырь, принял здесь схиму, вписал свой род в монастырский синодик, на поминовение внес вклад в 500 рублей и погребен в монастыре против собора к юго-востоку от алтаря 31 . 3 Акты археогр. экспед., т. IV, стр. 263. Большая часть сведений о коломенской епархии в половине XVII века заимствована из записок Павла Алепского, спутника антиохийского патриарха Макария во время первого приезда его в Москву, долго жившего в Коломне. (См. сочинение Ивана Аболенского в «Труд. Киев. дух. акад.» за 1876 г., стр. 11–21, 111–114). 4 Хронограф моск. синод. библ. за 151, л. 989 об. –990. На первом листе хронографа отметка, что он взят «из патриарши спальни». Приводим в извлечении и драгоценную выписку о числе церквей в России: «В лето 7210 в царствующем граде Москве, в Кремле, в Китае, в белом и земляном городе и за земляным городом 15 соборов, 29 монастырей мужских и девичьих, 425 церквей, 289 пределов каменных, в том числе 29 церквей и 6 приделов древяных. Во всей патриаршей области на Москве, в городах и уездах 3750 церквей. Архиерейские степени: митрополиты – 1) киевский (числа церквей не означено), 2) новгородский имеет 1017 церквей, 3) казанский 298 церквей, 4) астраханский (не означено), 5) сибирский – 150, 6) ростовский 731; 7) псковской 159; 8) смоленский 171; 9) сарский 525; 10) нижегородский 378; 11) рязанский 955; 12) белгородский 532; 13) суздальский 402. Архиепископы – 1) черниговский (не означено); 2) вологодский 558; 3) тверской 288, 4) коломенский 500; 5) холмогорский 254; 6) вятский 181; 7) устюжский 277. Епископы – 1) тамбовский 168 и 2) воронежский 182 церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010