Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕСАРИЙ [лат. Caesarius] (469 или 470, Кабиллон, ныне Шалон-сюр-Сон, Франция - 27.08.542 или 543, Арелат, ныне Арль, там же), свт. (пам. зап. 27 авг.), еп. Арелатский, проповедник и аскетический писатель. Жизнь Источники Главный источник сведений о жизни К.- его Житие (Vita Caesarii; BHL, N 1508, 1509; CPL, N 1018; PL. 67. Col. 1001-1042; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 433-501; Morin. 1942. P. 293-345; Vie de Césaire d " Arles/Ed. M.-J. Delage. P., 2010. P. 146-309. (SC; 536) (ссылки на внутреннее деление Жития приводятся по последнему изданию)), состоящее из 2 частей, или книг. Основная, 1-я кн., написана еп. Киприаном Телонским в соавторстве с епископами Фирмином и Вивенцием. В дополнительной, 2-й кн., составленной арелатскими клириками пресв. Мессианом и диак. Стефаном, повествуется о фактах из жизни К. и о его чудесах, не упомянутых в 1-й кн., а также о его последних днях, смерти и погребении. Житие написано по просьбе Кесарии Младшей, возможно племянницы К., настоятельницы основанного им жен. мон-ря Иоанна Предтечи (Vita Caesarii. I 1), и считается достоверным источником, поскольку было составлено близко знавшими К. людьми спустя небольшой промежуток времени после его смерти - предположительно через 5 или 6 лет ( Delage. 2010. P. 21; Klingshirn. 1992. P. 81). Дополнительными источниками сведений о К. являются документы Соборов, проходивших в Галлии под его руководством ( Morin. 1942. P. 36-89), а также его переписка с Римскими папами и другими епископами по различным вопросам (Ibid. P. 1-32). Юность и монашество Свт. Керсарий Арелатский. Миниатюра из рукописи Х в. (990 г.) (Гос. б-ка Бамберга, Германия (Msc. Lit. 142. Fol. 65r)) Свт. Керсарий Арелатский. Миниатюра из рукописи Х в. (990 г.) (Гос. б-ка Бамберга, Германия (Msc. Lit. 142. Fol. 65r)) К. род. в аристократическом, но небогатом семействе галло-рим. происхождения (Vita Caesarii. I 3; Krusch B. Vita Caesarii//MGH.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

свящ. Л. Петров Часть вторая Указатель статей в сочинениях и журналах по порядку «Записок». 1) о священных местах О почитании св. храмов Христ. Чт. 1851. Май. О христианских храмах. Хр. Чт. 1847. Ноябрь. Устройство храмов в древности. Пам. христ. древн. кн 8-я. Об усердии к благолепию храмов Божиих. Воскр. Чт. 1852. 17. Три части храма. Скриж. ч. I, гл. 2. Дмитревского изъяснение на литургию стр. 41–2. Симеон. Солунского (у Дмитревского) гл. 12. О составных частях храма. Христ. Чт. 1847. Июль. Освящение храмов, Воскр. Чт. 1845. 23. Чин освящения храма, творимый от архиерея. Воскр. Чт. 1851 16. Освящение храма. Скриж. ч. 3, гл. 8, стр. 56–71. Основание храма. Скриж. ч. 3, стр. 49–56. Притвор – место оглашенных, Пам. Хр. древностей– Ветринского кн. 2-й, стр. 124–7. Скриж. ч. 1-я, стр. 37–8. Там объяснялось учение христианское, там же стр. 42. Служатся некоторые службы: 9-й час, повечерие, 1-й час, лития (там же стр. 45). Отделялся от церкви завесами (там же). В нем устроялись скамьи, там же, стр. 47. Вешались била и клепала (там же), Ставятся умершие (там же). Врата, отделяющие притвор от церкви называются красными и царскими. Скриж. ч. 1, стр. 31. Цари слагали в них свои отличия. Ветр. ч. 3-й стр. 130. В церкви как располагались молящиеся в древности? Ветр. ч. 3-я, стр. 136–40. Амвон Скриж. ч. 1, стр. 30 и сл. Симеона Солун. у Дмитревского гл. 18. Изображает камень, с которого ангел благовествовал мироносицам. Скриж. там же. На него могут входить только диаконы и чтецы, там же. Что значит слово: амвон. Дмитрев. стр. 44. С него Златоуст говорил беседы, там же стр. 45. Сокр. Церк. Ист. VI, 5. Созом, VIII, 5. Солея–возвышение пред иконостасом. Скриж. ч. 1т стр. 28–29. Устроено для преподания евхаристии. Иероним в разговоре христианина с Люциферианом. На Солее могли сидеть диаконы и чтецы. Скриж. ч. 1, стр. 30. Иконостас. Скриж. ч. 1, гл. 7. Прежде вместо него были сети или решетки. Ветр. т. II, стр. 142. Евсевий, Церк. Ист. X, 4. Расположение икон на иконостасе. Скриж. ч. 2, стр. 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (В миру Максим; † 15.02. 1651, Рязань), архиеп. Рязанский и Муромский (1638-1651). Происхождение неизвестно . В 1618-1633/34 гг. Максим был протоиереем («протопопом») Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Михаила Феодоровича . Прот. Максим венчал царя в Успенском соборе 19 сент. 1624 г. с Марией Владимировной Долгоруковой, а 5 февр. 1626 г.- 2-м браком с Евдокией Лукьяновной Стрешневой (Дворцовые разряды. Т. 1. Стб. 643, 779, 886). 6 мая 1627 г. М. крестил в московском Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужском монастыре царевну Ирину Михайловну, в марте 1629 г. «у царевича Алексея Михайловича первые волоски снимал и о нем молитву говорил» ( Извеков. 1906. С. 141-142). Максим был близок к царской семье. Он и члены его семьи - жена Ульяна, сыновья Михей и Анания, их жены, а также племянница Максима - неоднократно получали богатые дары от царской семьи (ткани, одежда, деньги). В 20-х гг. XVII в. сыновья Максима были уже женаты и находились на царской службе (напр., Михей участвовал в царской охоте, где пострадал в результате нападения медведя, за что в 1630 г. царь пожаловал ему новую одежду - Там же). Особенно тепло к Максиму относилась царица Евдокия Лукьяновна: часто приглашала его служить молебны в церквах св. Екатерины и св. Евдокии, одаривала, поручала ему раздачу милостыни от своего имени. В кон. 1633 - нач. 1634 г. М. оставил место протоиерея Благовещенского собора (вероятно, по причине вдовства) и удалился в Новгород. Царица Евдокия Лукьяновна в февр. 1634 г. направила Максиму письмо с уверениями в неизменной милости своей и государевой к нему. С письмом был послан подарок - 12 аршин шерстяной материи («зуф»). В том же письме царица просила Максима составить и прислать ей список «сколько в Новегороде и в Новгородских местех чудотворных мест и в коем месте который чудотворец какими чудесы от Бога просвещен» (Там же. С. 225). В короткие сроки Максим составил «роспись» Новгородских святых - уже 23 мая 1634 г. эту «роспись» привез в Москву младший сын Максима Анания ( Янин. 1988. С. 217). Максим перечислил погребения 21 Новгородского святого, сопроводив исторической справкой. В качестве источников он использовал не только Жития святых, но и повести (напр., «Повесть о белом клобуке»), чего ранее составители подобных «росписей» не делали. Максим сообщил сведения о канонизации святых, напр., он указал, что тропарь и кондак прп. Арсению Новгородскому составлен, «а празднество еще не установлено» ( Каган. 1993. С. 325). М. обратил внимание царицы на необходимость собрать и переписать Жития Новгородских святых и описания их чудес.

http://pravenc.ru/text/2563982.html

Скачать epub pdf БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ. О восхождении к Богу Отцы и братия, мы приблизились с вами к периоду Великой Четыредесятницы, и наши старания, направленные ко спасению, должны возрасти и количественно и качественно, по примеру наших Отцов, которые посвящали весь этот период строжайшему злостраданию и самоуглублению. Они уходили в самые глубокие и безмолвные пустыни и несли там различные подвиги злострадания, чтобы достигнуть полнейшего самоотречения. К этому можем приблизиться и мы, но через братолюбие и снисходительность друг к другу. Терпение различных неприятностей, возникающих ежедневно по невнимательности простодушных и немощных, разве не есть высший образ самоотречения? Постоянное злострадание и воздержание, положенное по суровому уставу в период Великого Поста, разве имеет какую-либо иную цель, нежели укротить наши чувства и направить ум к духовным переживаниям? Несмотря на то, что любовь к подвигам воздержания приносит много пользы, еще больше способствуют нашему очищению и просвещению перенесение унижений от немощных и простодушных из братии. Отцы утверждают, что молчание в трудах и печалях является победой. Если все управляется промыслом Божиим и никто ничего не может нам сделать без попущения Бога, и, более того, если «вам же и власа главнии вси изочтени суть» ( Мф. 10, 30 ), то какое основание имеет вопрос «почему»? Авва Исаия учит, что если по малодушию тебя оскорбит твой ближний, то не смущайся, а понеси оскорбление. И если потом ты проверишь свою совесть, ты найдешь, что ты был виноват и заплатил долг посредством этого искушения, которое с тобой совершилось 142 . Виной является не только практическое преступление и творение дел неразумных: «Ведущему добро творити и не творящему, грех ему есть» ( Иак. 4, 17 ). Беспечность в отношении добродетелей считается упущением в исполнении своего долга. Воля Господня, совершаемая по благоволению 143 , заключается в том, чтобы нам «в разум истины приити» ( 1Тим. 2, 4 ). И по природе, согласно замыслу в творении, мы восприняли «разум истины» через наше воссоздание Обновителем человеческого естества: «Елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти» ( Ин. 1, 12 ). Все это говорит о том, что добродетельная жизнь – не предмет выбора или предпочтения, а абсолютный долг христианина. Вот почему умножаются искушения и бичевания, попускаемые Промыслителем Богом преступникам заповедей, которые находятся в расслаблении и бездействуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

У ученых нет единого мнения о периоде деятельности М. П. Первая группа ученых (Джавахишвили и др.) считает, что время деятельности М. П.- IX в.; 2-я группа (Джанашвили и др.) утверждала, что он жил в VI-VII вв., т. к. был учеником «великого Шио чудотворца, который действовал в Картли» ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322; Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 142) и к-рого отождествили с прп. Шио Мгвимским , одним из 12 сир. отцов, под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского пришедших в Грузию в VI в. К тому же периоду ученые относили и деятельность прп. Серапиона Зарзмского . Джавахишвили указал на то, что, если различать этих 2 Михаилов, следует воспринимать как 2 разных лиц и архиеп. Ацкурского Георгия Мацкверели , фигурирующего в обоих Житиях, «что совершенно лишено основания» ( Джавахишвили. 1977. С. 140). Кекелидзе, изучив этот вопрос, писал о М. П. в сочинении о прп. Василии Зарзмском (Груз. лит-ра. 1935. С. 100-121). По его хронологии прп. Серапион «начал монастырскую деятельность в Парехи близ 850-х годов, Зарзму построил в 861-868 годах, а скончался не ранее 900 года» (Там же. С. 116). Житие прп. Серапиона как исторический источник исследовала Вачнадзе. Она определила период деятельности М. П. также IX в., осуществив лингвистический анализ памятника (морфология, синтаксис, лексика, в т. ч. поздняя социальная терминология и топонимика, напр., (родина), (народ), (страна, край), (страна)) и указав на некоторые исторические аспекты текста: сравнительно позднее распространение праздника Преображения Господня (IX в.), усиление власти в Самцхе Ацкурского архиерея и др. ( Вачнадзе. 1975. С. 190-195). Также аргументом может служить икона Преображения Господня из мон-ря Зарзма , датированная 886 г. ( Сакварелидзе. 2007. С. 123-126), которой, по преданию, М. П. благословил прп. Серапиона на основание новой обители. По мнению Кекелидзе, имя Шио как учителя М. П.- поздняя вставка или ошибка переписчика, поскольку эта часть Жития прп. Серапиона повреждена (Груз. лит-ра. 1935. С. 115; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 146-152). Гаприндашвили считал, что, даже если принять отождествление Шио из Жития прп. Серапиона с прп. Шио Мгвимским, можно трактовать эту часть текста как указание на духовную преемственность, поскольку оба святых: прп. Шио и М. П.- подвизались в пещере ( Гаприндашвили. 2005. С. 42-47).

http://pravenc.ru/text/2563758.html

Антонио М. Абате (католик) Часть вторая. Расторжение брака Глава первая Расторжение брака в учительстве церкви 1. Церковь, хранительница естественного права Заключив действительный брак, супруги должны оставаться связаны друг с другом неразрывными узами на протяжении всей их жизни. Таков принцип, который неизменно отстаивало Учительство Церкви. Церковь всегда сознавала, что, утверждая и отстаивая нерасторжимость брака, она тем самым отстаивает Божественное право. Об этом прямо заявляет Иоанн XXIIÏ «Ревностно оберегая нерасторжимость уз, ... Церковь защищает не только церковное и гражданское право, но прежде всего естественное и позитивное Божественное... Таким образом, речь идёт не о предписаниях и нормах, навязываемых обстоятельствами, которые из поколения в поколение могут меняться, а о воле Бога, о неприкосновенном порядке, установленном Им Самим, дабы защитить первую основополагающую ячейку гражданского общества» 140 . Павел VI подтверждает: « Церковь не может не провозглашать этот возвышеннейший принцип, который, уже будучи вписан в право природы, был подтверждён и укреплён для христиан законом Евангелия – там, где Христос предупреждает, что человек не должен разлучать то, что сочетал Сам Бог» 141 . Однако известно, что при определённых обстоятельствах вечный характер супружеских уз, который охраняет институт брака как таковой, тем не менее в конкретном союзе, уже распавшемся на уровне чувств, может создать серьёзные затруднения для супругов, разлучившихся друг с другом без какой-либо надежды на примирение. Запрещая им заключить новый брак, можно повредить их вечному спасению. Здесь возникает вопрос о том, допускает ли закон нерасторжимости исключения и подлежит ли он поэтому диспенсации – по крайней мере в особых случаях, при определённых условиях. Авторитетный ответ может дать только Церковь как «хранительница» всего Божественного закона, естественного и позитивного. Причина, по которой Церковь считает, что Она является «хранительницей» или «защитницей» не только позитивного Божественного закона, но и естественного, проистекает из самой её миссии. Пий XII поясняет: «Ведь соблюдение закона природы по распоряжению Божию относится к тому пути, по которому человек должен устремляться к сверхъестественной цели. Но на этом пути Церковь уже является водительницей и защитницей людей в том, что относится к этой сверхъестественной цели» 142 . Равным образом Павел VI провозглашает: «Конечно, никто из верных Христу не станет отрицать, что истолкование естественного нравственного закона относится к Учительству Церкви. Несомненно ведь, ... что Иисус Христос , сделав Петра и Апостолов причастниками Своей Божественной власти и послав их ко всем народам учить Своим заповедям, поставил их верными хранителями и толкователями всего нравственного закона, то есть не только евангельского закона, но и естественного. Ведь естественный закон тоже выражает волю Божию, и его верное соблюдение столь же необходимо людям для вечного спасения» 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Введение Помянух дни древние, и поучахся ( Пс.142:5 ). 1 . Великими и высоко знаменательными чертами запечатлена история православной церкви Христовой на Волыни. 1 Современная, по своему происхождению, первоначальному просвещению славян, еще от времен святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия, она в течении многих веков жила и развивалась под влиянием самых разнообразных условий и обстоятельств религиозных, политических и гражданских. И чего она не пережила в это время? – И тяжелые смуты княжеских усобиц удельного времени, и жестокое иго татарское, и невыносимые преследования со стороны поляков, латинян и униатов. Мечом, кровью и терпением непоколебимым, почти непрестанно берегли наши предки свою национальность, свою родную православную веру, до новых светлых дней, воссиявших для западнорусского края в лице благополучно ныне царствующего, Богохранимого, великого государя, царя-освободителя нашего, императора Александра Николаевича. За то Господь милосердый никогда не переставал являть земле Волынской самые живые, ощутительные знаки своего Божественного благоволения и промышления во всех исторических её судьбах и положениях. Как и другие древнейшие и знаменитейшие области земли русской, и земля Волынская издревле славилась обилием даров духовных, открываемых то в прославлении чудотворных икон, то в явлении благодатных источников, то в подаянии высшей, небесной помощи в трудных обстоятельствах жизни и т.п. Взгляните на одни горы Почаевские. Там в Божественном величии, и доселе сияет чудесами дивная икона Божией Матери, и при ней цельбоносная стопа, от лет древних источающая благодатную воду всем с верою почерпающим оную. 2 Здесь же чудесным и страшным явлением своим Матерь Божия подала некогда свою пренебесную помощь обители Почаевской, во время брани Збаражской от нашествия и обложения татарского (1675 года) и т.п. 3 А сколько других благодатных и цельбоносных святых икон рассеяно на всем протяжении земли Волынской, каковы, например, чудотворная икона Божией Матери Зимнинской (в селе Зимном около Владимира-Волынского), святителя Николая в селе Западинцах (Старо-константиновского уезда), Спасителя Боремельского в местечке Боремле, (Дубенского уезда), Пресвятой Богородицы Житомирской (в городе Житомире), Тригорской (в Тригорском монастыре), Зогоровской (в Зогоровском монастыре), преподобного Онуфрия Любарского (в местечке Любаре Новоград-Волынского уезда) и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Книга вторая Глава 1. Тайное гонение Лициния, умерщвляющего епископов Амасии. Этот-то вышеупомянутый (Лициний) низвергся в бездну богоборцев и, соревнуясь с собственным бедствием с теми, коих погибель за нечестие видел своими глазами, снова, как некое уже погасшее пламя, возжег гонение на христиан, и произвел пожар нечестия ужаснее прежних. Впрочем, изворачиваясь, подобно какому-нибудь страшному зверю или лукавому змею, дышащему гневом и богоборческой угрозой, он, из страха к Константину, еще не дерзал явно восставать на подвластные ему Церкви Божьи, но, скрывая яд злобы, устраивал тайные и частные козни епископам, из которых славнейшие умерщвлены им по навету областных начальников. И способ убийства их был каким-то странным, до того времени неизвестным. То, что делал он тогда в Амасии Понтийской 138 , превышает всякую меру жестокости. Глава 2. Разрушение церквей и убийство епископов. Там одни из церквей были разрушены сверху донизу, и это, после первого разрушения 139 , уже во второй раз, другие заперты местными правителями ( τοπος ηγεμονες), чтобы никто из обыкновенных поклонников не входил туда и не приносил Богу подобающего служения, ибо издававший такие повеления, умствуя по внушению нечистой совести, не думал, что то служение совершается за него, но будучи уверен, что мы все делаем для Константина и за него молим Бога. А единомышленники и льстецы Лициния, решившись совершать угодное преступнику, известнейших церковных предстоятелей предавали смертной казни. Таким образом, безвинно уводились и, подобно убийцам, казнимы были люди, не сделавшие ничего несправедливого, некоторые же из них претерпели даже и нового рода кончину: тела их рассекали мечом на множество частей и, вслед за такой казнью, которая бесчеловечнее и ужаснее всякого трагического рассказа, повергали их в глубины моря на пожирание рыбам 140 . После этого опять, как не задолго перед тем, началось бегство благочестивых мужей, и снова поля, снова пустыни приняли к себе служителей божьих. Заметив успех от такого образа действия, тиран задумал было, наконец, воздвигнуть гонение на всех 141 , и конечно, исполнил бы свою мысль, ибо ничто не мешало ему перейти к самому делу, если бы защитник рабов своих (Бог) не предупредил этого намерения и не возжег, так сказать, среди тьмы и самой мрачной ночи великого светильника, если бы не привел туда слугу своего, Константина 142 . Глава 3. О том, как Константин склонился на сторону христиан, когда готовилось гонение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНВОЙОН [лат. Conuuoion; бретонское Konwoion; франц. Conwoïon, Convoion] (788, Комблесак (совр. деп. Иль и Вилен, Бретань) - 5.01.868, Плелан (ныне Плелан-ле-Гран, там же)), св. (пам. зап. 5 янв.), основатель и 1-й аббат мон-ря Редон (Бретань). Сведения о К. содержатся в «Деяниях редонских святых» (BHL, N 1945), посвященных ранней истории аббатства и составленных, вероятно, в 70-х гг. IX в. Автор «Деяний...» с детства жил в монастыре и был личным слугой (minister) К. Текст произведения сохранился не полностью: утрачены пролог и первые главы 1-й кн., а также окончание 3-й кн. (изд.: Brett. 1989. P. 107-219). По мнению К. Бретт, «Деяния...» остались неоконченными (Ibid. P. 63-90), однако, согласно Ж. К. Пулену, все сохранившиеся рукописи скорее всего восходят к дефектной копии. «Деяния...» были изданы Ж. Мабильоном по рукописи из Редона (впосл. утрачена), которую издатель датировал X в.; в этой рукописи содержался наиболее полный вариант текста. Самая ранняя сохранившаяся рукопись «Деяний...» (Paris. Nouv. acq. lat. 662) была выполнена в Редоне между 1070 и 1125 гг. В 1-й кн. описаны события 30-х гг. IX в., последовавшие за основанием мон-ря: конфликты К. с местными землевладельцами - махтиернами (о махтиернах см.: Davies. 1988. P. 138-142) и попытки святого добиться покровительства имп. Людовика Благочестивого . 2-я кн. посвящена жившим в Редоне подвижникам, описаны совершённые ими чудеса. В заключение сообщается о похищении монахами мощей св. Аподемия (Гипотемия) из Анже и о путешествии К. в Рим, где он получил от папы Льва IV (847-855) мощи еп. (папы) Римского св. Марцеллина . В 3-й кн. собраны описания чудес от мощей этих святых и говорится об избавлении монастыря от нашествия викингов. В последних главах описывалось бегство монахов от норманнов, разоривших окрестности Редона, и кончина К. (эти главы утрачены). Краткое Житие К. (BHL, N 1946) было скорее всего составлено в XI в.; текст сохранился только в издании Мабильона и в копиях XVII в. с утраченных ныне рукописей (изд.: Brett. 1989. P. 227-245). Автор Жития располагал полным текстом «Деяний...» и грамотами IX в., но часть эпизодов, по-видимому, была им вымышлена. Сведения о К. можно уточнить и дополнить на основании грамот, собранных в Редонском картулярии (первоначальная версия сост. во 2-й пол. XI в.), к-рый является важным источником сведений по истории Бретани. В IX в. мон-рь пользовался вниманием не только местных махтиернов, но и правителей Бретани, поэтому вскоре после основания обитель располагала обширными земельными владениями. Сказания о К. включены в сборники житий бретонских святых, составленные доминиканцем Альбером Ле Граном (1599-1641) и мавристом Ги Алексисом Лобино (1666-1727).

http://pravenc.ru/text/1841880.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА [греч. Εστθιος Πλακδας; лат. Eusmamhius (в нек-рых текстах Eustachius) Placidas] († ок. 118), вмч. (пам. 20 сент.), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом при имп. Адриане . Житие было первоначально составлено на греч. языке предположительно в VI - 1-й пол. VIII в. (по мнению западных исследователей, в VII в.) скорее всего в К-поле. Прп. Иоанн Дамаскин († ок. 750) приводит обширный фрагмент Жития в 3-м Слове в защиту иконопочитания ( Ioan. Damasc. De imag.//PG. 94. Col. 1381, рус. пер.: Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания. СПб., 2001. С. 142-144). Известен целый ряд греч. (BHG, N 641-643) и лат. (BHL, N 2760-2771, см. также: Batalova. 2005) редакций Жития. Одна из редакций приписывается прп. Симеону Метафрасту (BHG, N 642, рус. пер. по изд.: AnBoll. 1884. Vol. 3. P. 66-112 см.: Византийские легенды. 1972, 2004р. С. 208-224), однако его авторство принимается не всеми исследователями (Там же. С. 299). Похвальное слово в честь Е. П. и его семьи написано Никитой Пафлагоном (BHG, N 643; PG. 105. Col. 376-417). По мнению болландистов, арм. перевод Жития сохранил архаичные черты повествования о Е. П. Известны и др. вост. переводы - на сир., копт., груз. языки. Святые Евстафий Плакида, Феопистия, Агапий и Феопист. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 38 об.) Святые Евстафий Плакида, Феопистия, Агапий и Феопист. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 38 об.) Знатный и добродетельный стратилат (воевода, полководец) Плакида жил во время правления имп. Траяна в Риме. Он и его жена Татиана (в лат. текстах иногда ошибочно Траяна (Trajana - PG. 105. Col. 373-374)), еще будучи язычниками, были добродетельны и в благочестии воспитали 2 сыновей, чьи языческие имена неизвестны. Однажды Плакида отправился на охоту, где по Божественному Промыслу перед ним предстал необыкновенный олень, между рогами к-рого блистал крест с изображением Распятия (описание оленя неск.

http://pravenc.ru/text/187479.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010