268 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 63. На прошении монашествующих Глинской пустыни императору Hukoлaю I о наделении обители землей (1837 г.) среди подписей старшей братии стоит подпись иеромонаха Мартирия. По всей вероятности, это подпись о. Мартирия (Заводовского) (ЦГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 3, 8). 269 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителяГлинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 29. 272 Глинский иеросхимонах Пантелеймон отшельник//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Январь–июнь. М., 1912. Том доп. Ч. 1. Кн. 1. С. 365. 273 Монах Досифей Глинский//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. 1910. С. 82. 274 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителяГлинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 142. Отец Евстратий (также один из учеников игумена Филарета) в то время был настоятелем Хотмыжского Знаменского монастыря, а впоследствии стал настоятелем Глинской пустыни). 275 Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб 1856. С. 77. 277 ЦГИА, ф. 796, оп. 127, д. 2090/1, л. 89; Воспоминания архимандрита Пимена//ЧОИДР. Кн. 3. Отд. 2. 1876. С. 62. 283 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 91. 294 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителяГлинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 142. 300 Глинская Рождество-Богородицкая общежительнаяпустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 44, 85. 302 Жизнеописание игумена Филарета, возобновителяГлинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 62. 303 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 41. 305 Там же, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 43, 206 об. В 1853 г. было получено также разрешение на перестройку колокольни соборного храма (Там же, л. 206 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

120. И здесь на финик смокву променял. — Насколько привозной финик более изысканный плод, чем обычная смоква, настолько вечная мука Альбериго страшнее той краткой смертной муки, которую он причинил своим родичам. 33-121 121. Ты разве умер? — Данте удивлен, встретив в Аду Альбериго, который весной 1300 г. был еще жив. 33-126 126. Атропос — см. прим. Ч., XXI, 25. 25. Та, что вечно тянет пряжу — парка Лахезис (Ч., XXV, 79), прядущая нить человеческой жизни. Клотб (ст. 27) наматывает кудель на веретено, Лахезис сучит нить, Атропос (А., XXXIII, 126) ее перерезает. 33-137 137. Бранка д " Орья — см. прим. А., XXII, 88-89. 33-142 142-147. В смолой кипящий ров... — Душа Бранка д " Орья оказалась в ледяном озере еще раньше, чем душа убитого им на пиру Микеле Цанке (А., XXII, 88) направилась в смоляной ров, где казнятся мздоимцы (А., XXI-XXII). В теле Бранка д " Орья дьявол занял место души, как только она замыслила вероломное убийство. Та же участь постигла его сородича, соучастника преступления. 33-154 154. С гнуснейшим из романцев — то есть с Альбериго деи Манфреди (ст. 118) из Фаэнцы в Романье. 33-150 155. Одного из вас — то есть Бранка д " Орья (ст. 137). 34-1 1. Vexilla regis prodeunt infemi. — К латинским словам церковного гимна " Vexilla regis prodeunt " ( " Близятся знамена царя " ) Вергилий, добавляет " inferni " ( " Ада " ), разумея под этими знаменами шесть крыльев Люцифера, уже возникшие перед ними во мгле. 34-10 10-15. Мы были там... — Поэты вступили в последний, четвертый пояс или, точнее, в центральный диск девятого круга Ада, Джудекку (ст. 117), названный так по имени апостола Иуды, который предал Христа. Здесь казнятся предатели своих благодетелей. Они вмерзли в недра ледяного слоя. 34-20 20. Дит — Люцифер (см. прим. А., VIII, 68), по грудь возвышающийся изо льда (ст. 29) в самом центре Джудекки. Сочетая данные библейского мифа о восстании ангелов с построениями собственной фантазии, Данте по-своему рисует судьбу и облик Люцифера: некогда прекраснейший из ангелов (ст. 18, 35), он возглавил их мятеж против бога и вместе с ними был свергнут с небес в недра Земли, в средоточие вселенной. Превратясь в чудовищного Дьявола, он стал властелином Ада. Так в мире возникло зло (ст. 36). 34-34

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

См. также: РГИА, ф. Архив РГИА, оп. 3, д. 29, л. 41–42; ф. 6900, оп. 21, д. 71, л. 12–13 об. Судя по заверительным надписям в 3 недействующих в настоящее время описях РГИА, при проверке наличия «папских булл» 14 марта 1929 г. не было обнаружено: 13 документов (из 16) по оп. 141 ф. 821; 17 (из 20) по оп. 142; 43 (из 63) по оп. 143. Однако при новой проверке 13 апреля 1940 г. установлено полное наличие всех значащихся по описям 141 и 142 документов и отсутствие только 2 документов по описи 143 (из которых еще один был обнаружен 4 июля 1945 г.) (РГИА, ф. 821, оп. 141, д. 17, недействующая опись, л. 2 об.–3; оп. 142, д. 21, недействующая опись, л. 2 об.–4; оп. 143, д. 64, недействующая опись, л. 7 об.–9). Борис Николаевич Жукович (27 июля 1874 г.– ?), с января 1904 г. служил в архиве и библиотеке Святейшего Синода (сначала сверх штата, а с ноября 1908 г. в должности помощника архивариуса), с 1918 г. во 2-м Петроградском отделении 4-й секции ЕГАФ. По сведениям на 5 марта 1924 г., «старший архивист» (?), заведующий отделом 2-го отделения Историко-культурной секции ЕГАФ (Ленинградского отделения Центрархива). В мае 1926 г. должность одного из «старших архивистов» была упразднена, после чего Жукович перешел на работу в Губархив (на положении вольнонаемного сотрудника). С ноября 1926 г. в Рукописном отделе БАН (РГИА, ф. 814, оп. 1, д. 110, л. 12–13 об.; д. 124, л. 181; ф. 6900, оп. 1, д. 688). АУФСБ РФ по СПб и ЛО, д. П–29558, л. 208. РГИА, ф. 6900, оп. 21, д. 71, л. 1а. Здравомыслов на допросе 29 июля 1929 г. заявил: «Материалы о мощах по требованию Наркомюста передавались мною действительно 2 раза, т[ак] к[ак] по первому требованию я отдал лишь часть материалов, полагая что все материалы им не нужны, кроме того дело было спешное и я просто, не найдя всех материалов, полагал, что достаточно будет послать хотя бы часть материалов» (АУФСБ РФ по СПб и ЛО, д. П–29558, л. 106–108). Там же, л. 56–65 об. Николай Никанорович Глубоковский (1863–1937 гг.), с 21 октября 1891 г. сотрудник кафедры Священного Писания, с 4 ноября 1894 г. экстраординарный профессор, с 28 января 1898 г. ординарный профессор, с 16 ноября 1916 г. заслуженный ординарный профессор СПбДА, с 1898 г. доктор богословия, с 5 декабря 1909 г. член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности, с 1911 г. постоянный член Училищного совета при Святейшем Синоде, с 1910 г. действительный статский советник. Весной 1918 г. выступил одним из инициаторов присоединения ПДА к Петроградскому университету. 20/7 декабря 1919 г. избран младшим ассистентом Петроградского университета по разряду Христианского Востока и армяно-грузинской филологии, с 15 марта 1919 г. сотрудник 2-го отделения 4-й секции ЕГАФ. С апреля 1920 г. читал лекции по Священному Писанию Нового Завета в ПБИ. С августа 1921 г. в эмиграции.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

Первые видели Ветхий Завет завершенным в себе самом, вторые рассматривали Новый Завет как созданный вдруг и “на пустом месте”. Св. Иустин, отвергая оба этих искушения, утверждает Личностного Бога, Чье Откровение поступательно разворачивается в истории. “Диалог с иудеем Трифоном “ (в кн.: Преображенский П. Сочинения св. Иустина философа и мученика. М., 1892, с. 65). Там же, с. 62. Там же, с. 27. Там же, с. 27. Там же, с. 29. Там же, с. 28. Там же, с. 67. Там же, с. 23. Там же, сс. 40—41; 42. Там же, сс. 113; 29. Там же, с. 112. Daniélou Jean. Gospel Message and Hellenistic Culture. Westminster Press, Philadelphia, 1973. Там же, с. 114. Там же, с. 40. Там же, с. 84. Там же, с. 84. Там же, с. 138. Там же, с. 100. Там же, с. 138. Там же, с. 140. Там же, с. 114. Первая Апология (в кн.: Преображенский П. Сочинения св. Иустина философа и мученика, с. 39). “Диалог с иудеем Трифоном”, с. 68. Там же, с. 142. Там же, с. 117. Там же, с. 123. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/vetxij-zavet-kak-xrist...

552 Нельзя сказать, чтобы преосвященный Евгений был одинаково внимателен к каждой такой статье: «Если вы, писал он Анастасевичу, н из журналов записывает на карточки все статейки порознь, то это ужасная компиляция и необозримая куча бумаг... Кажется, многое годится и в мой Словарь. Но не знаю еще, что вы выписывали, ибо пустые переводные статьи и статейки, кроме разве общего упоминовения о книге, не стоят цитаций». 553 В рукописном сборнике Киево-Софийской соборной библиотеке 597) сохранилось (листы 136–142 обор.) «Предисловие к словам Максима Грека » (содержание их), списанное, как говорит сам Евгений (л. 142 об.), «со списка, находящаяся в двух частях в библиотек си. Синода». – Там же (л. 48–55 об.) хранятся собственноручныя Евгениевские «Типографические и библиографические замечания о старинных изданиях книг» (1564–1662 г.), находящихся в библиотеке Новгородская Софийского собора, – замечания, встречающияся и в Евгениевских «Материалах к словарю писателей» (Спб. Императ. публичная библиотека. Древне-хранилище Погодина). Подобными «замечаниями», нужно сказать, тогдашняя Русь была не особенно богата: «О издании наших старинных книг, тлеющих в архивах, или хотя порядочной их описи, жаловался Евгений Анастасевичу 22 апреля 1819 г., долго еще русские не подумают». 554 Впрочем, на стр. 219 того же 2-го тома, где идет речь об епископе владимирском Синоде, он как-будто склоняется на сторону Карамзина. 555 Прибавка эта, действительно, была сделана Евгением под статьею о Дашковой в «Друге Просвещения» за 1803 г., 3. В «Словаре же светских писателей» ее уже нет стр.157–159). 556 Эта заметка Евгения вызвана письмом Хвостова (1820 г.), в котором граф говорил о Горском: «Он истинно был почтенный человек», но его многие не любили. У него была большая ссора с митрополитом Подобедовым. Естьли бы Переяславский (т. е. Феофилакт) дожил до того времени, когда я был в Синоде, то бы я примирил их и открыл бы заслуги при жизни его, хотя оные большею частию открываются по смерти» (стр. 187).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

... дело по этой части было окончено... еще при покойном отце — не при отце, а при деде Н. В. Гоголя, в 1784 г. (см. выше , а также «Дворянский протокол Гоголя». — «Записки», II, стр. 271-272). Любомирский — Иван Семенович, титулярный советник, в 1820-х — 1840-х годах служил секретарем Полтавского дворянского депутатского собрания. В эти же годы И. В. Капнист был сначала миргородским уездным, потом полтавским губернским предводителем дворянства. Ян Гоголь — о нем и других предках Н. В. Гоголя см.: «Записки», I, стр. 2-3; А. М. Лазаревский «Очерки малороссийских фамилий» («Русский Архив» 1875, т. I, стр. 451); его же. «Сведения о предках Гоголя» («Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца», кн. XVI, вып. I-III, Киев 1902, стр. 9-10); А. Петровский. «К вопросу о предках Гоголя» («Полтавские Губернские Ведомости» 1902, 36) и др. Эмилия — см. Н. В. Гоголь. АН СССР, XIII, стр. 504. 78. А. С. ДАНИЛЕВСКОМУ. Печатается по подлиннику ( ЦГЛА). Впервые напечатано: с пропусками — в «Записках», II, отр. 220; полностью — в «Письмах», IV, стр. 236-237. Датируется 1849 годом, как ответ на письмо Данилевского от 16 февраля без годовой даты, но по содержанию безусловно 1849 г. («Вестник Европы» 1890, 2, стр. 605-606). Новорожденный — сын А. С. и У. Г. Данилевских, Григорий. 79. С. Т. АКСАКОВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано в «Записках», II, стр. 223. Датируется на основании пометы С. Т. Аксакова: «1849 марта 19». 19 марта — день рождения Гоголя, который он обычно проводил у Аксаковых («Записки», II, стр. 223). 80. А. М. ВЬЕЛЬГОРСКОЙ. Печатается по подлиннику ( ПД). Впервые напечатано в «Вестнике Европы» 1889, 11, стр. 139-142. Является ответом на письмо Вьельгорской от 24 февраля (там же, стр. 142-143). Датируется 1849 годом по связи с письмом 88. Кроме того, на подлиннике, рядом с неполной датой, имеется помета (рукой А. М. Вьельгорской?): «1849». Сильвестров Домострой — памятник литературы XVI в., составление которого приписывалось священнику московского Благовещенского собора Сильвестру (ум. ок. 1566). Был впервые издан в 1849 г. во «Временнике Московского общества истории и древностей российских». Гоголь высоко ценил его и советовал читать другим (см. 111 ). 81. С. М. СОЛЛОГУБ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Беляев А. Д. Дневник за 1903 г.//ОР РГБ. Ф. 26. Картон 3. Ед. хр. 2. Л. 6 об. Каптерев Н. Ф. В чем состоит... С. 116–117. Там же. С. 126–127. Там же. С. 127. Там же. Там же. С. 133. Там же. Каптерев Н. Ф. В чем состоит… С. 137. Там же. Там же. С. 138. Там же. С. 140–142. Там же. С. 144. Там же. Там же. С. 145. Там же. Там же. Каптерев Н. Ф. В чем состоит… С. 149. Там же . С. 145. Там же. С. 150. Там же. С. 151. Там же. С. 154. Там же. С. 128. Там же. С. 129. Каптерев Н. Ф. Современный монастырский инок публицист (ответ о. архим. Никону)//ЦИАМ. Ф.1869. Опись 2. Дело 38. лл. 22–35. Голубцов Сергий, протод. Полемика по монашескому вопросу в Московской Духовной Академии (1902–1904 гг.) Журнал историко-богословского общества. М.: Центр «Братина», 1991. С. 108.   Источник: Масин В. В., диак. Н. Ф. Каптерев как критик русского монашества//Церковный историк. 2020. 2 (4). С. 126–132 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 22 мая 2020 10 21 мая 2020 10 21 мая 2020 10 10 октября 2021 10 21 декабря 2020 10 22 мая 2020 10 21 мая 2020 10 21 мая 2020 10 10 октября 2021 10 21 декабря 2020 10 22 мая 2020 10 21 мая 2020 10 21 мая 2020 10

http://bogoslov.ru/article/6174781

288 – восстание Афин против Деметрия. Полиоркета; он осаждает Афины, Кратет-академик в посольстве склоняет его к миру. 286 (ол. 123, 3) – ум. Феофраст; Стратон во главе Ликея (V 68) 285–246 – Птолемей II Филадельф в Египте, покровитель Тимона. Расцвет александрийского Мусея, организованного по инициативе Деметрия Фалерского; Каллимах составляет «Таблицы» с каталогами сочинений всех философов. Тимон сотрудничает с александрийскими поэтами и филологами (IX 113). Феодор Безбожник возвращается в Кирену к царю Маге (308–258) (II 103) 283–239 – Антигон II Гонат (сын Деметрия Полиоркета) в Македонии, покровитель Зенона, Персея и Менедема (II 127, 143–144; VII 8) Ок. 280 – ум. в Египте опальный Деметрий Фалерский (V 78). Совместная жизнь в Афинах академиков Полемона, Крантора, Кратета и Аркесилая (IV 22). Клеанф приходит учиться к Зенону (VII 168). Род. Хрисипп 278 – победа Антигона над галлами при Лисимахии, декрет Менедема в его честь (II 142) 277 – ум. Метродор, ученик Эпикура (X 23) Ок. 275 – ум. академик Крантор (IV 25). Стоик Аристон Хиосский отлагается от Зенона и сближается с Полемоном (VII 161). Стоик Персей – воспитатель наследника при дворе Антигона (VII 36); там же – Бион Борисфенит (IV 46).Тимон поселяется в Афинах 273 – Менедем изгнан из Эретрии в Ороп, а затем ко двору Антигона; ссоры его с Персеем (II 142–144) 271 (ол. 127, 2) – ум. Эпикур (X 15) Ок. 270 – ум. скептик Пиррон 268 – ум. Стратон; Ликон во главе Ликея (V 68) 267 – ум. Полемон; Кратет и вскоре вслед за ним Аркесилай во главе Академии (IV 21, 32) Ок. 265 – ум. Менедем, возвращенный Антигоном в Эретрию (II 143) 264 – ум. Зенон Китийский; декрет афинян в его честь (VII 11). Клеанф во главе Стои (VII 176) Время Хрисиппа 263–241 – царь Евмен Пергамский, покровитель Аркесилая (IV 38) 261 – подавление восстания Афин против Македонии (Хремонидова война); Гиерокл, покровитель Аркесилая – комендант Пирея (IV 39) Ок. 260 – Хрисипп приходит учиться к Клеанфу (VII 179). Аристон Хиосский во главе отдельной школы, его споры с Аркесилаем (VII 162). Расцвет стоика Эрилла (VII 165)

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 187. Ответ на 171., Тася: Откуда такая статистика?! Статистика -это слишком приземлённо для эксперта. Карпов ведь эксперт. Не зря говорит народная мудрость: " Не знаешь - спроси у Карпова! " 186. Ответ на 184., М.Яблоков: Эх, уважаемый... надо же как-то пояснять написанное ( не для меня). А то у Вас, как в тот раз " ... через трубу " . 185. Ответ на 182., Советский недобиток: В меру - все можно. Все, что без меры грех. Адаму с Евой надо бы по чуть-чуть, а они все древо ободрали. Уважаемый, вы название статьи прочитали? Причем тут Адам и Ева? 184. Ответ на 179., Советский недобиток: .Плакат интересный вывесили по ТБ.Корова себе на вымя наступила и мычит.Вероятно, плакат этот о вреде хатха-йлги. См. комм. 142 Годно ! 183. Ответ на 181., М.Яблоков: В меру - все можно. Все, что без меры грех. Адаму с Евой надо бы по чуть-чуть, а они все древо ободрали. 182. Re: Бросит ли курильщик «смолить» при повышении цен на табак? В меру - все можно. Все, что без меры грех. 181. Re: Бросит ли курильщик «смолить» при повышении цен на табак? что люди только не придумают, что-бы бабок заработать. Некачественный алкоголь и табак государство производит, вот власть и отвечает за курцов и алкоголиков. Людям то чего с того, раз власть монополизировала бизнес на страстях людских, то государству и отвечать за все последствия.... 180. Ответ на 178., печеклад: Что до дыма в атмосфере, да, он их волнует.Ввиду экономии денег на газ широко используется печное отопление Быт и жилище человека должны быть приближены к природе. Печной дымок он и ноздри ласкает, и душу отогревает. .Плакат интересный вывесили по ТБ.Корова себе на вымя наступила и мычит. Вероятно, плакат этот о вреде хатха-йлги. См. комм. 142 179. Ответ на 175., Советский недобиток: Все просто, но Суоми маленькая, управиться проще...Там концентрация дыма будет выше, чем в России. Что до дыма в атмосфере, да, он их волнует.Ввиду экономии денег на газ широко используется печное отопление. Новый дом принимается с высокими теплоизоляционными требованиями, чтобы небо не коптили лишку. А на производстве из-за соображений, что курящий больше подвержен заболеваниям, то должен на медстраховку отстегивать больше, чем некурящий. А алкаголь работодателя не волнует, пили финны и на работе, если работа не на высоте.Плакат интересный вывесили по ТБ.Корова себе на вымя наступила и мычит.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/10/br...

– P. 257). 1583 H Голб предлагает читать в данном месте «[казар от]» (Голб Н» Прицак О. Указ. соч. – С. 141, л.2 об., 4). 1584 Конъектура С. Шехтера: «[он взял]» (Коковцов П. К. Указ. соч. – С. 120, прим. 11). По мнению К. Цукермана, в этом испорченном, неясном месте речь идет об освобождении, спасении тех плененных, что были приведены русами из Самкарая на продажу в Херсон, а в выданных херсонитами Песаху он видит русов, которые оказались в осажденном городе (Цукерман К. Про дату повернення хазар... – С. 72). Если следовать логике предложенной конъектуры, тогда в Херсоне должен был быть Хлгу, однако о нем и об отобрании хазарами у русов добычи, награбленного, а значит, и пленников из Самкарая, в источнике говорится после упоминания столкновения Песаха с херсонитами («и оттуда он пошел войной на Хлгу»). 1585 Н. Голб восстанавливает указанный здесь в рукописи срок – «[четыре] месяца» (Голб H., Прицак О. Указ. соч. – С. 133,142, л.2 об» 6). Такой срок действительно назван ниже, однако при этом речь идет о войне не Песаха, а Хальгу против Константинополя на море (Ср. там же. – С. 141, л. 2 об., 10–11). 1586 Другой вариант: «и бог подчинил его Песаху». Выражение навеяно такими местами Библии, как Суд. 4. 23 и т. п. (Коковцов П. К. Указ. соч. – С. 120, прим. 12). Эта часть текста, в которой описывается поход хазарского «бул-ш-ци» на русских, сильно пострадала, так что остается неясным, куда именно было направлено движение хазар после набега в Крым. 1587 В пер. Н Голба это место выглядит следующим образом: «и он пошел [дальше и н]ашел ...» (Голб H., Прицак О. Указ. соч. – С. 142, л.2 об., 6–7). 1588 В выверенном варианте перевода: «...из С-м-к-рая» (S-m-k-r-j-u) (Коковцов П. К. Указ. соч. – С. 120, прим. 13). 1590 Здесь и оба раза дальше в еврейском тексте стоит QWSTNTYN (Qustantina) в отличие от письма Хасдая ибн Шапрута и краткой редакции письма царя Иосифа, где это имя звучит в арабизированном варианте как Кустантиния или Куштантиния, и в отличие также от пространной редакции письма Иосифа, в которой во всех местах значиться Кустандина (Qustandina) (Коковцов П. К. Указ. соч. – C. XXIX, прим. 1; с. 120, прим. 14). По мнению О. О. Прицака, наименование «Кустантина» обозначало «не столицу Византии, а византийские владения в бассейне Черного моря» (Голб H., Прицак О. Указ. соч. – С. 164). Если это и так, в последующем речь явно шла именно о главном городе Империи, поскольку он упомянут как пункт прибытия кордовского посольства. В любом случае, представлять конфликт, в котором участовала хазарская сторона, Песах, только как столкновение «...сугубо между Киевом и Константинополем», без воздействия со стороны Хазарского каганата, будет ошибочно (ср.: Князький И. О. Русско-византийская война 941–944 гг. и Хазария. – С. 51–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010