Толстой, отметил, как существенный недостаток их, «совершенное устранение духовенства от религиозно-нравственного образования народа (Истор. Вестн. 1887 6, стр. 690). А какое сами новые просветители давали образование народу, это видно, не говоря о многом другом, уже из законоположений по начальному народному образованию, изданных в начале нынешнего столетия, с учреждением министерств и открытием их действий. Помимо добрых и вполне целесообразных сторон этих законоположений, утвердивших право существования «приходских училищ» со священником во главе, уже и здесь между учебными пособиями упоминается «краткое наставление о сельском домоводстве, произведениях природы, о сложении человеческого тела и вообще о средствах к предохранению здоровья» (пункт 132. См. в 1 томе «Сборника постановлений по минист. нар. просв.» стр. 332. Спб. 1864), так как и целью этих училищ полагается не утверждение веры православной и нравственности христианской, а следующее: «1) чтобы приготовить юношество для уездных училищ, если родители пожелают, чтобы дети их продолжали в оных учение; 2) чтобы доставить детям земледельческого и других состояний сведения им приличные, сделать их в физическом и нравственном отношениях лучшими, дать им точные понятия о явлениях природы и истребить в них суеверия, предрассудки, действия коих столь вредны их благополучно, здоровью и состоянию (там же, п. 119 стр. 330). Очевидно уже и тогда имели силу те педагогические утопии, имевшие в виду с одной стороны едва не подготовить крестьян к университетскому образованию, а с другой – начинить ум простого нашего православного народа совершенно ему не нужными, однако же способными произвести в нем надмение и возбудить другие дурные инстинкты полупознаниями, которые за последнее двадцатипятилетие, благодаря «педагогическому колобродству барона Корфа и всей однородной с ним плеяды наших знаменитых педагогов с их патентованными министерством и учебными руководствами» (Русь, 1884 царили, да и доселе имеют силу в наших народных школах светского ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

(Цит. изд. T. III. Стр. 322). «Как в мире физическом божественное начало единства проявляется сперва в силе тяготения, слепым влечением связывающей тела, потом в силе света, обнаруживающей их взаимные свойства, и наконец, в той силе органи­ческой жизни, в которой образующее начало проникает в материю и после длинного ряда образований рождает совершенный физический организм человека, так точно и в следующем за сим процессе историческом бо­жественное начало сперва силою духовного тяготения связывает отдельные человеческие существа в родовое единство, затем просвещает их идеальным светом разума, и наконец, проникая внутрь самой души и органически, конкретно с нею соединяясь, рождается как новый духов­ный человек». (Там же, стр. 329–330). И т. д. Всюду, таким образом, Соловьев говорит о движении космоса к победе жизни над смертью, о приближении мира к абсолютному добру, о постепенном воплощении Логоса во вселенной. 33 В близкой к «Чтениям о Богочеловечестве» по содержанию книге: «История и будущность теократии» Соловьев проводит остроумную параллель между шестью днями творения и «шестью периодами всемирной истории – шестью историческими днями»: первый день истории – от грехопадения до потопа», когда хаос человеческой жизни был озарен светом первоевангелия; второй день –после потопа, соответствующего «водами второго дня творения»; третий – от призвания Авраама и обетования о благословенном семени, что соответствует выступлению материка (избранного народа) из-под воды (=язычества) и покрытию его растительностью; четвертый день – подзаконный период с первосвященником солнцем, царем – месяцем и пророками – звездами; пятый – оплодотворение язычества, этой водно-воздушной стихии человечества, в противоположность материку иудейства, «всевозможными гадами» грубых культов и «птицами» крылатых научно-философских идей и исусств; шестой день – послепленная эпоха национального религиозного пробуждения Израиля, закончившаяся явлением Богочеловека (Собр. сочинений. Т. IV. кн. 5-я, II–III, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

В 1905 году в Лондоне был создан так называемый «Всемирный союз баптистов», центр которого в настоящее время находится в США, в Вашингтоне. Главная задача Союза – распространение баптизма во всех странах земного шара. Известно, что «в 1930 году в этом Союзе было около 2 миллионов человек» (Брошюра. Религиозное сектантство и его сущность. Иркутск, 1958. С. 28). В настоящее время баптистов во всем мире насчитывается более 30 миллионов человек, из которых около 25 миллионов приходится только на США. Баптисты издают десятки газет и журналов, располагают 25-тью университетами и высшими школами. 14 Баптизм в Германии В конце первой четверти XIX столетия из США баптизм перешел в Германию и здесь нашел себе новых прозелитов. Под влиянием американского баптизма в Германии баптизм принял строго определенную форму. Баптистские идеи распространялись в Германии и ранее, но к 30-м годам XIX столетия они начали принимать более определенный вид, подвергаясь постепенной систематизации. В Германии баптизм обязан своим распространением пионеру, основателю и главе первой баптистской общины, Иоаганну Онкену (род. 1800, ум. 1884 г.). Последний в 1823 г. прибыл из Англии в Гамбург в качестве миссионера одного английского общества. В Германии Онкен присоединился к реформатской церкви, а в Америку ездил по торговым делам и там хорошо познакомился с баптистским (Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Новый энциклопедический словарь. СПб. том 5, стр. 142). Изучая Священнее Писание и убедившись, что «крестить должно только верующих и притом через погружение» 15 , он пришел к баптизму и страстно ожидал случая креститься». 16 Вечером 21 апреля 1834 г. Онкен вместе с шестью своими единомышленниками был крещен в реке Эльбе баптистским профессором литературного и богословского института в Гамильтоне (США) Барнабом Сэрсом, который прибыл из Америки в Германию для научных занятий и чтобы привести в исполнение желание Онкена. На следующий день после крещения была основана первая немецкая баптистская община, и «брат» Онкен через рукоположение посвящен (по всей вероятности, тем же профессором) в проповедника (Ж-л «Баптист», 1911, 42, стр. 330).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Опис. рукоп. Синод. библ. Отдел. II. 330. 70 В Сборнике Миня напечатано еще следующее предание, распространенное между славянскими народами. «У Адама было 30 сыновей и 30 дочерей. Однажды Бог спросил его, сколько у него детей. Адаму стыдно показалось перечислять столько дочерей, и он скрыл трех дочерей.. В наказание за это Бог взял у него трех самых прекрасных дочерей и сделал их Вилами. С этого времени они блуждали в пространстве; они не были осуждены на погибель во время потопа, но сохранялись от него в ковчеге Ноя. Перелетая потом из страны в страну, они поселились в тех местах, которые находятся между Дунаем и Адриатическим морем». Dictionnaire des Apocryphes tom. 1. 335. 73 Herbelot Biblioth. orient. Col. 51–53. Collin de Plancy Légendes de l’ancien Testam., pag. 61–62. 78 Ibidem 1094. Сказание это встречается и в других книгах и вошло в наши Палеи. Смотр. Тихонравова Памятн. Отреч. лит. том. 1. стр. 24. Вместо Тубалкаина в руководители Ламеху дается большою частью мальчик пастух. Сказание составилось, вероятно, на основании слов Ламеха: Быт. 4:23 83 Wagenselii Sota hoc est liber mischnicus pag. 192–193. Рассказ этот находятся и в Каббале, откуда он приведен у Фабриция tom. I, pag. 339–341. Те же самые возражения против идолослужения представлены от лица Авраама и в славянском апокрифе: Откровение Авраама. Памят. Отреч. рус. лит. т. 1, стр. 59. Сказания, что Фарра делал идолов и посылал Авраама продавать их, что Авраам до познания истинного Бога дошел чрез размышление, вошли и в житие Авраама, помещенное в Прологе 9 октября. 94 Herbelot Bibl. orient. 14–15; Fabricii Cod. Vet. Test. tom. 1, 392–395; Collin de Plancy Légendes de l’ancien Testam. 149–150 102 Легенда разумеет здесь, вероятно, того Валаама, который изображается в Книге Чисел (глав. 22–24), как знаменитый волхв и как человек, слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего; только там он изрекает благословения еврейскому народу и пророчествует о его славе, а здесь он представляется врагом его и Моисея 103 Dictionnaire des Apocryphes tom. II. 1257–1264. Collin de Plancy Légendes de l’ancien Testam., pag. 212

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

193 Там же, ст. 330. В этом отношении опять нельзя не заметить существенной разницы между отношением архиерея к консистории и отношением губернатора к губернскому правлению. Губернатор по некоторым только делам относится к губернскому правлению как начальник, утверждающий постановления присутствия: по другим делам, по которым он присутствует в правлении как председатель, ему не принадлежит утверждение дел, а тем более право замены постановления присутствия собственным распоряжением. Градовский А.Д. Указ. соч., стр. 274. 199 См., например, правила для попечительных советов о бедных духовного звания Тамбовской епархии в «Календаре для духовенства» при газете «Церковно-общественные Вести» за 1877 г. 200 Этим именно взглядом на духовно-учебное дело объясняется, например, то обстоятельство, что иносословные, вступающие в духовно-учебные заведения уплачивают известный взнос за право обучения в этих заведениях, хотя, строго говоря, доставочного основания для такового особого взноса не существует, так как духовно-учебные заведения содержался частью на средства, отпускаемые из государственной казны, частью на церковные доходы, т. е. доходы приходских церквей, между которыми особенно важное значение имеет свечной доход, а не на средства духовенства, как сословия. Из указанного же взгляда объясняется и тο обстоятельство, что монастыри, в смысле совокупности монашествующих, т. е. бездетных лиц, не уравнены с церквями относительно покрытия расходов на духовное образование. См. об этом ниже, в §§ 178 и 184. 202 См. календарь для духовенства при газете «Церковно-общественные Вести» на 1880 г. стр. 31 и сл. 204 На западе военное духовенство также управляется особыми органами. Так, например, в Австрии управление им принадлежит апостолическому полевому викарию, т. е. папскому уполномоченному, изъятому от подчинения епископам и митрополитам. Апостолический викарий, если он имеет епископский сан, называется полевым или армейским епископом (Feld=или Armeebischof). См. Scherer, Hand­buch, I, S. 656. В евангелической церкви Пруссии военное ведомство в церковном отношении предоставлено в заведывание военного обер-пастора (Militär-Ober-pfarrer), который, однако, участвует, на правах равноправного с другими членами, в заседаниях консистории по всем духовным делам военного ведомства. Thudichum, Kirchenrecht, 1, 235.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Между прочим, подобные тексты Плотина показывают, как близко подошел к подлинному пониманию платонической идеи P. Natorp, который существенным моментом ее считает тождество «смысла» и «души». «Der Logos ist auch ihm» (для Платона, как и идея Гераклита) «Logos der Psyche, der Logos «selbst» auch die Psyche «selbst»» (Plat. Ideenl. 1921 2, 468, ср. мое изложение новых взглядов Наторпа на Платона — в «Античн. Косм.», 517—522). Хороший комментарий на III 9, 1 можно найти у Фичино (Plot. орег. omn, Mars. Ficini interpr. Basil 1480, p. 353), который также полагает, что Плотин следует тут за «viam Jamblichi Proculique». 507. Плотину принадлежит лучшая во всей античной философии формула диалектики — I 3, 4—5 (переведено мною в «Античн. косм.», прим. 25). 508. II 4, 2—5, посвященные умйой материи, переведены мною в «Античн. косм.», 322—325. 509. Учение Плотина о вечности изложено с соответствующими переводами в «Античн. косм.», 342—348. 510. О триадах Прокла более подробно см. в «Античн. косм.», стр. 522—528. 511. Procl. in Crat. 29, 28—30. Все цитаты из Прокла даны в моем переводе. 512. Многочисленные тексты на эту тему я уже приводил в «Античн. косм.», прим. 65, 71, 75. 513. Вся эта неоплатоническая диалектика, включая Прокла, подробно изложена мною в «Античн. косм.», главы 4—10 (с примечаниями). 514. In Plat, theol. I 27, p. 63. 515. Ibid. 1 3, p. 5. 516. Ibid. I 27, p. 63. 517. О Ямвлихе в том смысле см. «Античн. косм.», стр. 522. 518. Inst, theo!., 1. 519. Ibid., 5. 520. Ibid., 2. 521. Ibid., 3. 522. Ibid., 4, 6. Главы 1—6 из Inst, theol. переведены мною в «Античн. косм.», 55—59. 523. Inst, theol. 29, 32. 524. Ibid., 30, 35. 525. Ibid., 33. Перевод гл. 29—35 в «Античн. косм.», 81—84. 526. В дальнейшем bmecto.Inst theol. я буду писать просто §. 527. В первом изд.: из более цельных. 528. Portus неправильно понял: «Non fuerit in se ipsa, sed extra se ipseum». 529. «Античн. косм.», 330—331. 530. Там же, 290. 531. Совершенно правильно пишет Крейцер: «Suspicor legendum esse τοις αιτιατος».

http://predanie.ru/book/72544-dialektika...

Если затем и во время чтения душеспасительных книг вы будете иметь в виду не количество чтения, а то же, что и при молитвословии, т. е. светлое разумение читаемого с соответственными чувствами; то ум и при этом будет в сердце, и память Божия не выйдет от вас и при этом занятии. С продолжением времени все больше и больше вы будете разогреваться сердцем молитвено, собирая туда и ум для неотходного предстояния пред Богом. Время это будет для вас сладким временем, и вы будете ожидать его приближения, как праздничного пира» (стр. 327–330). В следующем своем письме епископ Феофан снова возвращается к вопросу о стоянии умом в сердце. «Вы спрашиваете, что значит быть умом в сердце? Прошлый раз я вел об этом речь. Разве не ясно говорено? Повторяю. Знаете, где сердце? Как не знать? Чему же учились? – Так, станьте там вниманием и стойте неисходно, – и будете умом в сердце; ум неотлучен от внимания: где оно, там и он. Вы писали, что часто при чтении акафиста сладчайшему Иисусу чувствуете огонь в сердце. Вот, где это чувствуете, там и будьте вниманием и не выходите вон не только во время молитвы, но и во всякое другое время. Но стоять там надо не просто, а с сознанием, что стоите пред лицом Господа, или пред всевидящим оком Его, прозирающим в сокровенности сердечные; а чтобы так стоять, старайтесь иметь возгретым какое-либо чувство к Богу – страха, любви, упования, преданности, сокрушения болезненного и проч. Се – норма внутреннего строя! Блюдите, и как только заметите, что он нарушился в чем-либо, спешите восстановить его» (стр. 331). Напомнив сказанное в предыдущем письме о приемах привлечения ума в сердце, епископ Феофан продолжает: «Вы пишете, что начали творить свои молитвы по тому способу. Приложите усердие совершать сие в совершенстве, как должно, и все будете богатеть святыми чувствами, а они будут держать ум в сердце. Без чувств не удержите его дома: все будет вырываться и блуждать по сторонам. Благослови Господи труд ваш – дойти до навыка совершать молитвословие, как указано. Начали; но мне показалось, что вы все-таки спешите, чтобы дочитать до конца положенное. Это до конца надо совсем выбросить из внимания и всю заботу обратить на возгревание святых чувств, не позволяя себе ничего в ущерб им. А вы не так поступаете. Пишете, что при чтении одного псалма пошли слезы. Вам и следовало его еще читать или повторить те особенно стишки, которые возбудили плач, не двигаясь вперед, хотя бы и все время, положенное на службу, прошло в этом, и с прибавком. А вы потекли дальше и разогнали свой плач. Плача что может быть дороже? А то дочитание до конца что вам принесло? Ровно ничего. Вот вы и оказались действующею не в видах своих духовных польз...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

См. Э. Жильсон, цит. соч., p. 155–159; 204 и сл. 43 Там же, стр. 53. 44 Non enim significat formam aliquam, sed ipsum esse. Unde, cum esse Dei sit ipsa eius essentia, et hoc nulli alii conveniat… manifestum est quod, inter alia nomina, hoc maxime proprie nominat Deum: unumquodque enim denominatur a sua forma…. Quolibet enim alio nomine determinatur aliquis modus substantiae rei; sed hoc nomen Qui est nullum modum essendi determinat: quia se habet indeterminate ad omnia; et ideo nominat ipsum pelagus substantiae infinitum. [Потому что не обозначает некую форму, но само бытие. Следовательно, поскольку бытие Бога есть сама Его сущность и это неприменимо ни к кому иному… очевидно, что, среди прочих имен, это наиболее собственным образом именует Бога: ведь каждый именуется на основании своей формы…. Ведь каким-либо иным именем определяется некий модус сущности вещи: но это имя — Кто есть — не определяет никакого модуса бытия, потому что нет ничего, что его определило бы; и таким образом оно именует самое бесконечное море сущности.] — Ia, q. 13, a. 11 resp., Primo et Secundo. 45 Там же, Ium. 46 De ente et essentia [«О Сущем и Сущности»], c. V, изд. Roland-Gosselin, p. 38; изд. Perrier, Opusc. philos., p. 43. 47 Лат. проповедь VIII, в LW IV, p. 80. — Ср. немецкую проповедь 20a в DW I, p. 328 ss.; 330–331. 48 На стр. 156. 49 Otto Karrer. Meister Eckehart. Das System seiner religiosen Lehre und Lebensweisheit [Мейстер Экхарт. Система его религиозного учения и жизненной мудрости]. — Munchen, 1926. 50 Denifle. Meister Eckeharts lateinische Schriften und die Grundanschauung seiner Lehre [Латинские писания Мейстера Экхарта и сущность его учения], в: Archives… II (1886) 417–615. 51 Pere G. Thery. Contribution a I " histoire du proces d " Eckhart [К истории процесса Экхарта] — в: La vie spirituelle, прилож.: IX, n. 4, 6 (1924); XII, n. 2 (1925); XIII, n. 4; XIV, n. 3 (1926). — См. в особенности примечания о. Ж. Тери в его издании Commentaire de Maitre Eckhart sur le livre de la Sagesse [Комментарии Мейстера Экхарта на Книгу Премудрости Соломона] (Archives… III, 321–443; IV, 233–394). 52

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

507 Каждый отряд из трех колен имел особое знамя, и каждое племя имело особый энак ( Чис. 2:2 ). Слово, которым обозначается знамя, происходит от корня, озпачающего „Сиять“, „блистать“, и быть может указывает на знамена в роде тех, которые употреблялись в египетских войсках, которые ярко были расписаны именем царя или священной барки, изображением животного или какого-нибудь эмблематического знака. Wilkinson, 1, стр. 342. 509 Париж, с его двухмиллионным населением, заключает внутри укреплений 7800 квадратных гектаров=68 квадр. верст. Кольцо укреплений, близко подходящее к домам, которые, правда, во многих частях выходят и за них, имеет 36 километров длины=более 33 верст. Но в Париже большинство домов многоэтажные. 513 Некоторые думают, что Сепфора умерла уже несколько времени перед тем и что Моисей взял себе другую жену из смешанной толпы, которая вышла с евреями из Египта (см. Ewald, Geschichte, vol. II, 251). 517 „Ничего не может быть болте неправильным, как обычное представление об аравийском оазисе, кроме разве обычного представления об Аравийской пустыне. Часто приходится читать об „островах песчаного моря“, но никто не видит их там. Настоящая вади, вообще говоря, есть скалистая долина, разрезанная пополам руслом горного потока, высыхающего во время жаркого времени. Пусть путешественник, заподозривающий преувеличение, свернет с Суэцкой дороги часа на два и пройдет к северу по пескам. И тогда оазисы и небольшие полосы плодородной земли (как приятны и как прекрасны они!), даже хотя бы это была Вади-эл-Вард (долина цветов), окажутся жесткими площадками, на которых растет горсть диких кустов, ведущих во время холодного времени призрачное существование“. Буртон, там же, стр. 104. 519 Хевронский виноград самый лучший в Палестине. Розенмюллер приводит многочисленные свидетельства касательно веса отдельных кистей палестинского винограда. В некоторых случаях он доходит до десяти и двенадцати фунтов. Самый виноград иногда величиною походит на сливу, и одну кисть, с целью сохранить ее от разрыва, можно нести только двоим. Китто упоминает о кисти, выросшей в 1819 году на одной сирийской лозе в Елбеке, которая весила 19 фунтов, и ее несли четверо рабочих на шесте, чередуясь по двое. Palesmine, vol. II, р. 330.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

У Исаака Сирианина есть признание о необычной сладости Богопознания, а Максим Исповедник считает началом и концом спасения премудрость, которая в начале проявляется как страх, а в конце – как любовь. Дружно говорят Отцы о необходимости Богопознания и вообще о духовном ведении – живом, светлом, блаженном. Конечно, Бог не может быть предметом мышления. Мышление предполагает разделение. Мышление по своему существу есть взаимодействие мыслящего и мыслимого. Кто же углубится внутрь себя, отказавшись от внешнего, тот непременно возвысится к небесному. Такое самоотвлечение от внешнего и есть уже непосредственное соприкосновение с Божественным. Так в душе нет никакого движения и деятельности, никакого мышления. Душа возвышается над всем мышлением, над всем внешним знанием… Для познания, для созерцания Бога человек должен решительно отрешиться от самого процесса мышления. У св. Исаака верно сказано, что Царство Небесное не приобретается изучением, оно может быть внушаемо только по благодати (Сл. 49). Духовное знание не приобретается внешним, душевным путем. Этого духовного ведения никто не может иметь, если не обратится и не будет как дитя, то есть не поставит себя в младенческий образ мыслей (там же). В глубокомысленной гносеологии преп. Симеона Нового Богослова «христианин потому и называется верным, что ему вверены от Бога таинства, которых даже Ангелы не ведали прежде нас» (вып. 1й, стр. 330)… «От Духа Святого научаются христиане всякому разумению и познанию; и всякому слову премудрости и ведения таинственного. Чего не знают неверные, мы, сподобившиеся соделаться верными, можем знать, мудрствовать о том и говорить, будучи научаемы и просвещаемы благодатию Пресвятого Духа. Поистине, ключ разумения есть благодать Святого Духа, подаваемая ради веры. Благодать Святого Духа отверзает заключенный и омраченный ум наш и сообщает ему истинное ведение и познание Божественного просвещения» (вып. 2й, стр. 59). «Бог столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с малою в руках зажженною свечою. Много ли, думаешь ты, увидит этот из всего того безбрежного моря? Конечно, малость некую, или почти ничего. При всем том он хорошо видит воду ту и знает, что пред ним море, что море то безбрежно и что он не может все его обнять взором своим. Так и в отношении к нашему Богопознанию… Ни бдение, ни уединение, ни пост, ни ничего-не-имение, ни труд телесный, ни другая какая добродетель не могут без Святого Духа доставить нам слова или знания, или рассуждения, потому что все это есть путь, ведущий к свету, а не самый свет. Без Духа никто не может ни сам научиться, ни других научить. Ибо Того, Кто есть выше всякого ума и помышления, как возможно познать уму нашему, созданному Им, если он не будет просвещен от Него и не соединится с ним?» (вып. 2й, сл. 61 и 87).

http://azbyka.ru/prosteckoe-bogoslovie

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010