Немецкий философ Кант говорил: «Больше всего меня поражают и заставляют верить в Бога две вещи – звездное небо над головой и нравственный закон во мне». …И вот, глаза прародителей открылись: они поняли, что наги. Что же они могут сделать теперь? Как им избавиться от этой ужаснувшей их наготы, от своей греховности?! Однажды ученики, беседуя с Господом Иисусом, спросили Его: «кто же может спастись?» И услышали в ответ: «…человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» ( Мк.10:26–27 ). Ошибиться может всякий: не надо упорствовать! Сразу же после того, как совершилось грехопадение первозданного человечества, Господь поспешил прийти людям на помощь. Но они «услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» ( Быт.3:8 ). Что случилось с Адамом ? Что случилось с Евой? Они прячутся от Бога! Вот действительно безумие: это уже не тот Адам, не та Ева, которыми они были до грехопадения – это люди с поврежденным сознанием. Они вдруг сразу оказываются на непостижимо низкой ступени религиозного бытия: они предполагают, что от Бога можно спрятаться! От Вездесущего Бога Адам и Ева прячутся в кустах! Однажды, когда я еще служил диаконом в Тамбовской епархии, мне довелось зайти в дом к одному из прихожан во время поста. И вот он решил меня угостить: «Отец диакон, у меня домашняя колбаска есть». Увидев смущение на моем лице, он все понял и, хитро, но в то же время и по-доброму взглянув, сказал: «Я все понял. Сейчас сделаю, как надо!» Встал, подошел к иконам и занавесил их. Я спросил: «А оттуда не видно?» Он простодушно отвечал: «Нет, не видно. Я туда залазил, смотрел – не видно». Это был простой поселянин, имевший весьма примитивное представление о религии, о Боге. Именно в этот момент я вспомнил, как Адам и Ева прятались в кустах. Но мы должны раз и навсегда уяснить для себя, что от Бога спрятаться невозможно! В Священном Писании сказано: «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» ( Пс.138:8–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Невозможно без волнения читать Псалтырь Силуана – дневник бесед человека с Богом. В ней он устремляется к Господу своей сильной душой и максимально сокращает расстояние между Богом и человеком. И мы видим, как это делается. Во многих местах святой спрашивает о чем-то Бога и получает ответ. И мы восторгаемся и содрогаемся от того, что его диалог с Богом реален. Мы поражаемся этим диалогам и чудесам, бывшим со святым, и говорим в своей душе: – Работает! Силуан Афонский обновил веру не только в своей душе, он обновил ее в душах десятков тысяч его читателей и почитателей. Он не только показал близость Бога к человеку – он открыл многим немые уста и научил беседовать со Христом, желать и приглашать к себе в душу Святого Духа и позволять Ему действовать в нас. В преподобном Силуане Афонском явился редчайший тип святости, обращенной одновременно к Богу и к Его народу в нужное время и в нужном месте: О, народы всей земли, На коленях припадаю пред вами И умоляю со слезами: Придите ко Христу! Я знаю Его любовь к вам, Я знаю и потому кричу всей земле. В то время, когда была разрушена Русская Церковь, в то время, когда шатаются устои всех Церквей во всём мире, в то время, когда соль становится не соленой, Бог вовремя посылает в мир Своего святого, который учит понимать Святого Духа в условиях разобщенности и нестроений, постигших мир. Вот роль Святого Духа, указанная Богом, особенно востребованная в наше время: Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошле т Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам. Личное свидетельство о Боге и есть смысл проповеди. Святой на своем личном примере произнес проповедь длиною в жизнь о близости Бога. Преподобный Силуан на своем примере показал, как приходит Дух и как Он учит. Картина Елены Черкасовой Слава Богу, что Он посылает таких святых Своему народу в то время, когда они больше всего народу нужны. Лишний раз поражаешься заботливости Бога, Его любви к нам, которая из простого тамбовского мужика может создать нового Давида-псалмопевца. Любовь Божия не только создала духовного писателя, но и подарила народу человека, научившего его накоротке беседовать с Троицей. Эта Любовь Господа не только вернула народу дар слова, но и тронула сердце святого так, что он до сих пор молится о спасении людей и напоминает ему:

http://pravmir.ru/evangelskaya-psaltyir-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Николай, еп. Тамбовский. Слова и речи. Стр. 117. Павел, арх. Кишиневский. Слова и речи. 1879 г. Т. 1, стр. 330. Виссарион, еп. Костромской. Голос пастыря. Стр. 85. Лебедев, П. А., прот. Поучения в Святую Четыредесят. Вып. I-24; II-19; III-14, 17. Сергиев, И . прот. Собрание сочинений. Τ. II, 130–139. Нордов, прот. Сеятель благочестия. Т. II. Мегорский, прот. Слова, поучения и речи. Сборник изд. журн. «Паст. Собеседн.». Стр.149:154, 157. Сборник изд. журн. «Руков. для С. П.» Стр.460:463. Дьяченко. Ежедневные поучения. Т. I, 652–668. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам. И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам. Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Как вы теперь сделали, так делайте и во все время служения вашего и во всех делах его. – Особенно, когда мысль будет двоиться, или обстоятельства так сложатся, что трудно определить, на какую сторону надо склониться своим содействием, всегда обращайтесь к Господу за вразумлением, – и получите просимое... Ибо Господь близ, и Он есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти истинно доброе. – Сами будете недоумевать, как в час молитвы сложатся мысли, и сердце примет правую сторону. Ибо не ум решает. Вы верно знаете, что правит всем Господь, – и что Его намерений никто переменить не может. Если Он и попускает что, то только прикосновенное, а не главное, – куда Он потом устремляет и попускаемое. Есть путь промышления Божия или программа для течения происшествий – и больших и малых, – умом Божиим созерцаемая и силой Его приводимая в исполнение. Весь труд правителей, а равно и все достоинство правительствования состоит в том, чтобы попасть на сей след Божий, в эту стезю, проначертанную мыслью Божией. Те только действия и плодотворны и велики, которые попадают на сей путь, хоть бы они не выдавались из-за других, – и это истинно не только относительно многообъятных действий, но и относительно малых, касающихся одного лица, семейства, рода, а не только целого села или округа. Сознавши сие, спросите сами себя, как попасть на сей благотворный след? И вы не найдете другого ответа, кроме следующего: предайте всецело в руки Божии и себя и свое служение, и затем молитвенно припадайте ко Господу о вразумлении и укреплении всякий раз, как приступаете к делу, или еще лучше, непрестанно содержите в себе сей молитвенный дух и настроение, и никогда не будете лишены должного руководства. Еще никто из уповающих на Бога и живущих в Нем сердцем не был посрамлен. Не увлекайтесь видимостью. – Жизнь спеется сокровенно: так совершается и все животворное. Не прельщайтесь успехом, не смущайтесь и невидением тотчас успеха. Плод трудов, может быть, отложен Господом за пределы вашего служения. – Пусть он не будет приписан вам, не скорбите: это только здесь, – на том же свете чадо сие найдет своего родителя. – Но и на этом не все дела так закрываются, чтоб нельзя было угадать, где их источник. Вы только сейте по тому указанию, какое сложится в вашем сердце, освященном Богомыслием и предстоянием Богу; а плоды предоставьте распоряжению Домовладыки всего мира и всей вселенной. Пусть даже говорят: вот делал, да ничего не сделал. После оправдаетесь. Да и то истинно: Бог оправдаяй, кто осуждаяй ( Рим.8:33–34 )?..

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

в простоте сердца, как пред Господом-Сердцеведцем, все видящим, и за все имеющим воздать сторичным воздаянием. Вот о чем судил я напомнить любви вашей и вашему благочестию – в первый мой к вам приход, – напомнить только... ибо уверен, что все то, не иначе издавна содержите все вы... и сим образом печетесь посильно жительствовать и спасать души свои... напомнить для того только, чтоб, по Апостолу, сим напоминанием возгреть сердца ваши с неослабной ревностью продолжать совершаемое течение, – молясь Щедродавцу Богу, чтоб начав в вас дело Свое – Он и совершил е... и представил вас чистыми и неповинными в день Христов, во славу всесвятого имени Своего. Аминь. 1 Сентября, 1859 г. 8. В четырнадцатую неделю по Пятидесятнице Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. ( Мф.22:37 ). Кажется для чего бы нам и давать заповедь о любви к Богу. – Спросите, кого угодно, всякий скажет, что он любит Бога, – и ни у кого не повернется язык сказать, что он не любит Его. Притом, чувство любви столько сладостно и отрадно, что всякий и сам, из желания себе мира и утешения духовного, позаботится образовать его в себе. Несмотря однако ж на сие, заповедь о любви к Богу прописывается нам Господом и святыми Апостолами не раз и не два... а почти на каждой странице св. писания и притом с такой настойчивостью, что кто не любит Господа – да будет отлучен – маранафа, по Апостолу... Значит, несмотря на всю естественность любви к Богу, можно не любить Бога, когда Он Сам заботится и внедрить в нас ее заповедью и оградить угрозами... Значит можно, и говоря, что любим Бога, не иметь сей любви, и таким образом обманывать и себя и других. Так, Братие, можно. – Но вот что – и себя обольщать и других обмануть мы можем, но самого Бога никогда не обманем. Он видит самые сокровенности сердца, и потому, что видит, некогда воздаст каждому... Кому это Он скажет в час суда... отойдите... не вем вас?... Тем, кои не имели любви к Нему, хотя думали, что имеют ее, и от других почитались имеющими ее... Какая горькая ошибка! – и тем более горькая, что уже ее и поправить не будет тогда возможности. Так видите, Братие, стоит труда дойти до уверенности, есть ли в нас любовь к Богу или нет. И если окажется, что ее нет, позаботимся стяжать ее, или оживить, если начинает погасать, и усилить, если слабеет. Ибо не любяй в смерти пребывает. Войдемте же внутрь себя и осмотримся вокруг, чтоб собрать простые и близкие ко всем признаки, по которым можем безошибочно судить о сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вот почему апостол Иаков говорит: Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Если ты принял волю Божию – прими ее полностью, будь с ней согласным во всем! Часть 2 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду ( Иак.3:12 ). О чем эти слова апостола Иакова? Он говорит о том, чтобы те из нас, кто надеется на князей, на сына человеческого ( Пс.145:3 ), не забывали, что какое бы высокое положение человек ни занимал, он все равно остается только человеком. А Писание говорит нам, что всякий человек ложь ( Пс.115:2 ). И псалмопевец восклицает: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения ( Пс.145:3 ). Значит, любой человек – это еще и врата погибели: ведь в людях нет спасения. Итак, если мы, надеясь на людей, хотим правильно выстроить свою жизнь – семейную, гражданскую, государственную, общественную – мы неизбежно придем в тупик, ибо всякий человек ложь . Если мы пойдем за грешником, чем окончится наше путешествие? В Евангелии сказано: если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму ( Мф.15:14 ). Мы должны идти только за Господом! У апостола Петра сказано: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет.2:21 ). Когда мы идем за Господом – признаем Его власть над собою, подчиняемся Ему как Сыну Божию – наша жизнь меняется в лучшую сторону! А когда мы ждем спасения от людей – это все равно, что ждать маслин от смоковницы. Какая маслина может быть от смоковницы? И может ли приносить смоквы виноградная лоза? Она будет виноград давать! Мичурин скрещивал яблони с грушами и, говорят, чуть ли не арбузы с яблоками… Но человеческие фантазии ни к чему хорошему не приводят! Я недавно побывал в Тамбовской епархии, где в свое время служил, и расспрашивал местных жителей: «Ну, что тут Мичурин наделал?» – «Да все сорта погубил! До революции такие хорошие сорта были, а он все смешал и непонятно что получилось!» Так, братия и сестры, происходит и с нами, когда свою судьбу мы отдаем на откуп другим людям – пусть, мол, они решают наши проблемы. Этого не должно быть! Мы должны идти только естественным путем, признавая над собою только власть Бога. Только власть Бога! А если мы будем жить мирскими представлениями о власти, то неизбежно будут получаться всякие гибриды: не груша и не яблоко; ни вкуса и ни вида. Этого надо всячески избегать.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Диавол всегда показывает интерес к семье, потому что семья – это домашняя церковь , как учит Библия ( Рим. 16:4 ; 1Кор. 16:19 ; Кол. 4:15 ; Флм. 1:2 )! И если диавол прорвется через одного члена семьи в дом, это может означать катастрофу для всех ее членов! И что происходит далее? « И взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (вот это выражение «во время прохлады дня» свидетельствует о постоянстве отношений людей и Бога, – О. С.); и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая » ( Быт. 3:6–8 ). Вот это называется «приехали»! Мы с вами говорили, что это был совершенный Адам: он давал имена животным, он в звуке мог выразить сущность твари! А теперь он прячется от Бога в кустах!.. Я один раз в своей жизни наблюдал такую ситуацию, она уже была описана в моих прошлых книгах. Когда я служил в Тамбовской области в городе Кирсанове диаконом, однажды во время поста я пришел в гости к одному прихожанину. Прихожу, а у него на столе лежит «тамбовская» колбаса – она такая красивая, наподобие окорока делалась. Я посмотрел, вздохнул, конечно. А этот мой знакомый прихожанин, ничуть не растерявшись, посмотрел на меня, на иконы и сказал: «Сейчас все будет в порядке!», подошел к иконам и занавесил их. Потом расставил тарелки, сел и стал нарезать колбасу… Я стоял в полном оцепенении, вообще не знал, как реагировать! И потом спросил: «Ты что, думаешь, оттуда не видно?» И он ответил: «Нет, не видно! Я голову просовывал за занавески: ну ничего не видно оттуда!» Вы представляете, на какой ступени религиозного самосознания оказался Адам – это совершеннейшее Божие творение! – что он думает, что от Бога можно спрятаться в кустах?! Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу: «Смотри, из какой славы и в какое унижение низверглись они! Те, которые доселе жили, как земные ангелы, изобретают себе одежду из листьев. Таково зло – грех . Он не только лишает нас вышнего благоволения, но и ввергает в великий стыд и унижение, похищает у нас те блага, которыми обладаем, отнимает всякое дерзновение» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, Лот, прельстившись красотами и изобилием Содома и Гоморры, приближается к ним, не входя поначалу в эти города, бывшие очагами разврата и зла. Жители этих городов были извращенцы, предававшиеся постыдной страсти мужеложества и скотоложества. Отсюда и по сей день название этих грехов – содомский грех. А как поступает Аврам? Он не участвует в выборе, который может быть сделан человеческими очами. Он ждет голоса Божия. И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки ( Быт.13:14–15 ). И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу ( Быт.13:18 ). Как раньше доверился Аврам Богу своему, так и теперь он полностью во власти Божией. Дети Авраама Когда тебя крестили, ты тоже «перешел реку», тоже оставил старый мир греха, язычества, безбожия, стал новым человеком. Православные святые отцы говорят, что все истинно верующие – это дети Авраама. Если же вы спросите о современных иудеях – это не дети Авраама. Иисус Христос сказал им: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня… Ваш отец диавол ( Ин.8:39–40, 44 ). В Книге Бытия говорится, что земля Ханаанская, земля святой Палестины, отдается Аврааму и потомству его навеки. Кому же она отдается? Православным людям. И как бы этого ни хотели сионисты, но эта земля постепенно становится нашей. Многие, кто там был, говорят, что ощущение такое, будто по Москве гуляешь. Столько туда уехало украинцев, якобы израильтян, столько русских с явно тамбовским выражением лица. Если из уважения что-нибудь по-еврейски скажешь, перебивают, могут и жидом назвать. Обстановка интересная, накаленная, своеобразная. Видимо, это не просто так. Здесь присутствует свой скрытый смысл. Эта земля действительно отдана детям Авраама, истинным его детям – не по плоти, а по духу, по вере. Не создавайте себе зависимости от других

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Однажды, когда я служил в Тамбовской епархии, мне довелось зайти в дом к одному из прихожан во время поста. Он решил меня угостить: «Отец диакон, у меня домашняя колбаска есть». Увидев смущение на моем лице, он все понял и, хитро, но в то же время и добро глянув на меня, сказал: «Я все понял. Сейчас сделаю как надо». Встал, подошел к иконам и занавесил их. Я спросил: «А оттуда не видно?» Он простодушно ответил: «Нет, не видно. Я залазил туда, пытался посмотреть – не видно». Это был простой поселянин, имевший весьма примитивное представление о религии, о Боге. Именно в этот момент я вспомнил, как Адам и Ева прятались в кустах. Мы должны раз и навсегда понять, что от Бога нельзя спрятаться! В Священном Писании сказано: Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет ( Пс.138:8–12 ). После грехопадения Господь вездесущ. Господь все видит, Господь все слышит, Он знает любое самое тайное движение нашей мысли, движение нашего сердца, наших чувств. Над нами всегда открыта книга, в которую записывается каждое наше деяние. Бог всегда видит нас, слышит каждого из нас, ему ведомы любые наши мысли, даже самые сокровенные, до конца неведомые нам самим. Диавол не является таким вездесущим. Он только наблюдает за нами : Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? ( 1Кор.2:11 ). Поэтому не давайте ему (лукавому) повода узнать вас. Если у вас есть какие-то греховные мысли, это еще не значит, что диавол уже завладел вами. Он выстроит определенную комбинацию, чтобы склонить вас к греху, тогда, когда вы взором, внешними телодвижениями дадите ему понять, что с вами происходит. Но диавол знает, что человек может во мгновение ока исправиться – для этого ему нужно только исповедаться. И когда вы, поисповедовавшись добро и причастившись Святых Таин, идете из православного храма домой, бесы в ужасе разбегаются: они начинают терять надежду погубить вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010