Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей архимандрит Таврион (Батозский) На Крещение Господне " loading="" decoding="" title=""/> Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры! В Своем Крещении Господь наш Иисус Христос крестил всех нас: меня, вас, Адама – всех. Своим Крещением Он вывел нас из греха. Он крестился, чтобы для нас освятить воду, освятить естество для того, чтобы мы возрождались для новой жизни. Так вот, братья и сестры, почему нам нужно креститься? Зачем нужно погружаться в воду каждому из нас, младенцу и взрослому, – всем? Смысл Крещения состоит в том, что человек, веруя в Бога, приходит, чтобы вступить, так сказать, в общество верующих, в Церковь Божью. А для этого он должен войти в дверь. Вот эта дверь, вводящая нас и в Церковь Божью, в Царство Божье, вводящая нас в те великие блага и достоинства, которые принес нам Сын Божий, и есть Крещение. Поэтому человек крестится. Когда он крестился, он уже сын Божий по благодати. В таинстве Крещения человек смывает все грехи – и наследственные, от своего рода, и грехи, которые он совершил до крещения, – все смываются в крещенской воде. Человек выходит из купели новый, невинный, святой. И эту святость следовало бы нам хранить. Вот смотрите: когда мы уже крещены, для того чтобы сохранить эту крещенскую силу, мы говорим: «Если со Христом крестимся, то со Христом должны быть и распяты. Если со Христом умрем, то со Христом и воскреснем». В таинстве Крещения мы становимся детьми Божьими по благодати, мы вступаем на это поприще, чтобы реально быть детьми Божьими. Пойдемте за Христом! А куда, Господи? На Голгофу! А зачем? Затем, чтобы вместе со Мною распяться, вместе со Мною умереть. Почему ребенка или взрослого при крещении погружают в воду? А для того, чтобы вся жизнь его была такой, чтобы он готов был со Христом распинаться и со Христом умирать. Вот тогда это усыновление, Божья святость, которые человек принял при крещении, будут с ним – когда он сораспинается Христу. А когда ты распят, скажи, будет ли у тебя суета? Будет ли мелочность в твоей жизни? Будет ли у тебя неверие, если ты со Христом распят на кресте, если ты умираешь со Христом? Какая великая честь, сколько великого достоинства, геройства, красоты! Вот тут-то и сила!

http://azbyka.ru/propovedi/na-kreshhenie...

Священное Писание Нового Завета ясно свидетельствует, что Церковь Христова, руководствуясь наставлениями Господа, с первых же дней своего исторического бытия неизменно поставляла условиями для принятия Крещения веру и покаяние. В Евангелии от Марка Господь Иисус Христос начинает свою проповедь словами: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ), а в Своей последней беседе с учениками Он наставляет их словами: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Подобно тому, как вера и покаяние открывают человеку вход в Царствие Божие через рождение от воды и Духа ( Ин.3:5 ), так и участие в таинстве Крещения без предварительного покаяния и живой веры не только лишает человека этой возможности, но и навлекает на него осуждение. В день Пятидесятницы св. апостол Петр возвещает ту же самую истину Христова Евангелия: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ), а диакон Филипп на вопрос эфиопского вельможи — что препятствует мне креститься? — отвечает: если веруешь от всего сердца, можно ( Деян.8:37 ). Вместе с тем, при внимательном чтении Нового Завета мы находим, что вера и покаяние являются не единственными условиями для вступления в Церковь, — требуется еще научение, которое как раз и необходимо для того, чтобы вера была осмысленной, а покаяние — глубоким: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19-20 ). В этой заповеди Спасителя содержится ясное указание на пред- и посткрещальную катехизацию. Св. апостол Павел также напрямую связывает совершение таинства Крещения с таинством возвещения Благой Вести в слове проповеди и научения: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова ( Еф.5:25 ). Таким образом, в новозаветном Предании Церкви катехизация, будучи прямой и непосредственной заповедью Спасителя, является неотъемлемым компонентом единого таинства умирания для греха и воскресения для обновленной жизни во Христе ( Рим.6:11 ). С библейской точки зрения катехизация вообще не является проблемой, но — самоочевидной нормой церковной жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/problema-p...

Скачать epub pdf КРЕЩЕНИЕ «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28, 19 ). Тайна Крещения есть дверь Божией благодати. Если не крестимся, даже Кровь Сына Божия не спасет нас. Если же крестимся, получаем оставление грехов, становимся сообщниками заслуг Христа, Сына Божия, призванными ко всему закону христианскому, а особенно же к благоговейному Причащению Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина. Святитель Димитрий Ростовский ( 113, 84 ). Во-первых, это Таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, во взрослых и первородный, и произвольный; во-вторых, воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности. Православное исповедание ( 113, 487 ). Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 488 ). Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через Таинство Крещения. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 488 ). Вы должны познать, каким путем можно достичь отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к этому нет, кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись Крещением во оставление грехов, начать потом жить безгрешно. Иустин Философ ( 113, 492 ). Через Крещение ... образуется и совершается человек Христов, земное прелагается в дух и воссозидается ( 12, 112 ). Итак, будем креститься, чтобы победить; приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают лучше законной крови, священнее, чем «пепел телицы», который «через окропление освящает оскверненных» ( Евр. 9, 13 ), имевший силу только на время очищать тело, а не истреблять совершенно грех. Святитель Григорий Богослов ( 113, 492 ). Пришел Господь и ту славу и свет, какие погубил Адам преступлением заповеди, возвратил ему Крещением. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 476 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Содержание Глава 1 Приготовление к крещению 1. Значение приготовления 2. Оглашение 3. Изгнание нечистых духов 4. Отречение от сатаны 5. Исповедание верности Христу 6. Исповедание веры Глава 2 Крещение 1. Таинство воды 3. Молитва священника о себе 4. «И покажи воду сию...» 5. Елей радования 6. «Форма» и «сущность» 7. «Подобием смерти и воскресения Христа» 8. Крещение Глава 3 Таинство Святого Духа 1. Белая одежда 2. Печать дара Духа Святого 3. Царь 4. Царь Распятый 5. Священник 6. Пророк 7. Святой Дух Глава 4 Вход в Царство 1. Шествие 2. Крещение и Евхаристия 3. Обряды восьмого дня 4. Смывание святого мира 5. Пострижение Глава 5 Воцерковление 1. Ветхое и новое 2. Молитвы первого дня 3. Наречение имени 4. Воцерковление Заключение Избранная библиография     Предисловие к русскому изданию Книга эта, составившаяся из лекций по литургическому богословию, прочитанных в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке, была написана и издана на английском языке. Между тем всякий раз, что за эти годы мне приходилось писать по-английски, я испытывал обостренную тоску по своему родному русскому языку. И не только потому, что у каждого человека в конечном итоге только один по-настоящему свой язык. А и потому, что что бы я в моей жизни ни писал, я так или иначе обращал написанное к России и к судьбам Церкви и православной веры в России. И вот я уже подумывал о том, чтобы самому перевести «Водою и Духом» на русский язык, когда совершенно неожиданно на моем столе появился полный и прекрасный перевод этой книги, сделанный в России. К нему приложено было письмо переводчицы, которое, несмотря на то что я не заслуживаю и малой доли рассыпанных в нем похвал, я хочу частично процитировать здесь, потому что оно дало мне такую огромную радость, такое чувство близости и единства во Христе и Его Церкви, что я испытываю потребность свидетельствовать о нем перед моими русскими читателями. «Глубокоуважаемый отец Александр! – пишет мне моя незнакомая, а вместе с тем такая близкая и родная переводчица 1 . – Я имела честь и удовольствие перевести с английского языка Вашу замечательную книгу о крещении. Прошедшим летом в случайно попавшемся мне Вестнике РХД я прочитала рецензию на эту Вашу книгу, которая заканчивается призывом, чтобы кто-либо перевел ее на русский язык. К тому времени мой перевод был уже готов (книга также попала ко мне весьма случайным – или, вернее, чудесным – образом). И мне очень захотелось, чтобы Вы смогли увидеть мой перевод и вообще узнать о том, как мы – недавно принявшие православие более или менее молодые (есть всякие!) русские, живущие в СССР, – как мы любим Вас и Ваши книги. Что касается книги о крещении, то она не только способствует углублению веры молодых христиан, но также помогает людям, еще не ставшим христианами, но находящимся в поисках Истины, способствует их обращению к христианству, и именно к Православию...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

О СВЯТЫХ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯХ И ТАИНСТВАХ ЦЕРКОВНЫХ Клирик: – Получив уже от вас наставление об истинной вере, мы просим объяснить нам и смысл церковных Таинств: сколько их и какие они, а также в чём сила каждого из них и что мы получаем через их посредство. Архиерей: – Брат! То, чего ты просишь, выше сил моих. Знай же, что только понуждаемый любовью к вам, я перешёл пределы самоуглубления и смирения, дабы говорить для вашей пользы. Я утешал себя лишь тем, что всё, о чём говорил, извлекал из божественных писаний. Точно так же и теперь: поскольку ты желаешь узнать о Таинствах Церкви, я скажу тебе о них в меру того, что смогу по долгу любви. Ты же, если сумеешь извлечь какую-то пользу из моих слов, не останавливайся, но ищи людей, имеющих ум более высокий и чистый, и задавай вопросы им. Так ты сможешь поистине получить желаемое. Клирик: – Благодарим тебя, отец, ведь ты дал нам так много уроков смирения. Да даст нам Господь, по твоим святым молитвам, «не думать... более, нежели должно думать, но думать скромно» ( Рим. 12:3 ). Наставь же нас, просим тебя, и о Таинствах. 1. О том, что церковных Таинств – семь Архиерей: – По настоятельной вашей просьбе я скажу о них во имя Христово. Существуют, как говорит Исаия ( Ис. 11:2 ), семь даров Духа и семь Таинств церковных, совершаемых Духом. Таковые суть: крещение, миропомазание, причащение, священство ( χειροτονα), брак, покаяние и елеосвящение ( ελαιον αγιον). Кратко я скажу о каждом из них, хотя, толкуя ранее Божественную литургию, мы их уже касались. 2. О крещении Крещение возрождает нас Духом Святым. Возрождает потому, что некогда мы наше первое рождение, бесстрастное, погубили и теперь зачинаемся в беззакониях, и как сказано псалмопевцем Давидом, во грехах рождает каждого из нас матерь наша ( Пс. 50:7 ). 3. О миропомазании Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, повреждённый в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно – сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы. 4. О Божественном причащении

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Приложение. Схемы чинопоследований Таинств Чинопоследования Таинств Крещения и Миропомазания Схема чинопоследования Примечания Чинопоследование оглашения Священник дует на оглашаемого, знаменует его и возлагает на него руку Четыре «запрещения» Два заклинания сатаны Два обращения к Богу     В конце четвертой молитвы священник дует на оглашаемого Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом Отречение Троекратное отречение     Отрицаеши ли ся… Отрицаюся. Троекратное подтверждение отречения Отреклся ли еси… Отрекохся. Дуновение и плюновение    Сочетание Троекратное сочетание Сочетаваеши ли ся… Сочетаваюся. Сочетался ли еси… Сочетахся. Веруеши ли… Верую… Повторное троекратное подтверждение сочетания Сочетался ли еси… Сочетахся. Поклонение Богу И поклонися Ему. Поклоняюся… Молитва подготовительная ко Крещению Крещение и Миропомазание (Чинопоследование Просвещения) Приготовление Крещения Литургийный возглас     Благословенно Царство… Мирная ектенья с особыми прошениями Дополнительные прошения ектеньи: о воде и крещаемом Тайная молитва священника о себе Освящение воды     три молитвы Освящение елея     Помазание воды с пением Аллилуиа    Крещение Помазание «елеем радования» Троекратное погружение      Крещальная формула: Крещается раб Божий… Во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь. Псалом 31 [трижды] Облачение в «ризу правды» с пением тропаря Ризу мне подаждь светлу… Миропомазание Молитва  Благодарение о Крещении; прошение о последующих Таинствах Помазание св. миром     Формула: Печать дара Духа Святого. Аминь. Завершение Шествие вокруг купели с пением Елицы во Христа крестистеся… Трижды Прокимен. Апостол  Послание св. ап. Павла к Римлянам, зач. 91 Аллилуиа, Евангелие     Евангелие от Матфея, зач. 116 Сугубая ектенья    [Отпуст] Чины «восьмого дня» Омовение мира Две молитвы Молитва главопреклонения Окропление и омовение мира Пострижение волос Молитва  Молитва главопреклонения   Крестообразное пострижение Сугубая ектения Отпуст Чинопоследование Таинства Покаяния

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

XIX. Испытанное средство. Если бы сектанты, при борьбе с нами, стояли всегда на точном, так сказать, буквальном смысле Св. Писания, тогда бы наша полемика была облегчена, по крайней мере, наполовину. Тогда бороться с „религиозными отщепенцами” ничего не стоило бы. При помощи точных и определённых мест Св. Писания можно было бы сразу доказать сектантам их ошибки и заблуждения. Но в том-то и беда, что как только доберёшься до самых сильных и неопровержимых аргументов, как сектанты сразу же заявляют нам, что такие-то и такие места Св. Писания нужно понимать не в прямом, буквальном, а в переносном, духовном смысле. И этим они совершенно обезоруживают нас. Так, когда доказываем сектантам, что христианское учение о таинстве елеосвящения основывается всецело на словах ап. Иакова: „болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры спасёт болящего” 243 , то сектанты возражают нам: „тут ап. Иаков про духовный елей писал, – про наши молитвы к Богу” 244 . Ещё пример: когда заходит речь о таинстве крещения, то духоборы, молокане (уклеинские), младоштундисты утверждают, что это таинство должно состоять в научении от слова Божия и отнюдь не должно совершаться в стихийной воде, как оно совершается у нас. „Наука нужна, замечают молокане, а не вода, – наука и мысль учения 245 . Надобно учиться, заявляют младо-штундисты, живою водою, которую Христос предлагал самарянке у колодца, а не мёртвою” 246 . Так же думают сектанты и по вопросу о таинстве причащения. Они изъясняют его в духовном смысле. По учению духоборцев, уклеинских молокан и младо-штундистов, причащение состоит в принятии учения Христова и в исполнении заповедей Христовых. Отсюда под евхаристическим хлебом и вином сектанты разумеют слово Божие и добрые дела 247 . Так же обстоит дело с вопросом о таинстве Миропомазания. В изъяснении сектантов миропомазание есть не что иное, как плод слова Божия, читаемого людьми” 248 . И так далее. Словом, сектанты, в том числе и штундо-баптисты, большею частью изъясняют Св. Писание аллегорически. Причём такой духовный или таинственный смысл известного места они переносят на другие места, имеющие иной, буквальный смысл. Такое произвольное отношение к слову Божию сектанты основывают на следующих местах Св. Писания:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

А. С. Уваров Посмертное издание Содержание Предисловие Глава I Глава II I. Таинство Крещения, βαπτισμς или τ βπτισμα II. Таинство Миропомазания, χρσμα, confirmatio III. Таинство Рукоположения, Ordinatio IV. Таинство Причащения, Εχαριστα Литургия и другие церковные службы VI. Учение о Св. Троице, VII. Символ веры, VIII. Молитва Господня Глава III Глава IV I. Изображения, как знаки ремесленные II. Изображения фонетические, или иконная передача фонетического значения слов Глава V III. Изображения символические или символы I. Рыба, ΙΧΘΥΣ ΙΙ. Голубь. πελει ΙΙΙ. Корабль, νας IV. Следы χνια V. Дом VI. Виноградная лоза, μπελος VII. Хлеб ρτος VIII. Пастырь, ποιμν XI. Пахарь, ροτρ X. Лира, λρα Светильник, λυχνα, candelabrum XII. Дерево XVI. Венок, στφανος XIII. Петух XIV. Павлин, τας XV. Лев XVII. Олень, λαφος Указатель     Издаваемая ныне «Христианская Символика» было любимым детищем покойного мужа, и служило ему путеводною звездою в его роботах и исследованиях по различным музеям Европы, при выборе покупаемых рукописей, по собиранию икон для Порецкого музея и пр. Мысль о Символике зародилась у Графа в пятидесятых годах, в музеях Рима и Неаполя, и потому первый, ныне издаваемый том, посвящён всецело классическим и христианским памятникам искусства; но в последствии, когда план предпринимаемого труда стал более обрисовываться и значение символов всё глубже и глубже захватывало воображение автора, начались сравнения, зародилась необходимость применить и к русскому искусству исторический метод и дознаться что именно из древнехристианского искусства могло оставить след среди русского народа, каким образом этот след изменился и переработался под влиянием северной природы, переживании русского народа и тех поэтических воззрений и понятий, которыми так богат народ русский, живущий на границах Европы и Азии, искони имевший общение и с Византией, и греческими колониями, и с арабами, и с кочевниками Азии, и с торговыми центрами Западной Европы. Это дальнейшее развитие вопроса составило тома 2-й и 3-й труда Графа или «Русскую Символику», к изданию которых будет приступлено немедленно после выпуска первого тома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа шестнадцатая. Таинство Покаяния 209 Дорогие мои дети! Как все мы знаем, благой Бог даровал нам великое ТаинствоТаинство Святой Исповеди – это второе Крещение, в котором человек омывается душой, делается светлым, новым во Христе человеком. Какую благодарность мы должны непрестанно возносить Богу за это великое благо, которое Он нам даровал! Он открыл нам Своё Сердце, в Которое мы можем свободно входить всякий раз, когда желаем очиститься. Сколько бы ни согрешил человек, сколько бы ни пресмыкался бы в грехе, какой бы чёрной ни была его душа, он может свободно и быстро, во мгновение ока, убелить свою душу, и она станет чистой, как голубь, и белой, как снег. Может ли быть что-либо больше этого, есть ли для человека большее счастье?! Но одновременно происходит и нечто ещё – бывает великая радость «на Небеси о единем грешнице кающемся». Дело не только в том, что грешник спасается и обретает счастье, но это вызывает радость и торжество среди Ангелов, среди всех чинов Сил Небесных. Они радуются и воспевают пред Богом победную песнь, потому что узнали о покаянии грешного человека. Ангелы – это наши старшие братья, которые обитают на Небе и молятся обо всех людях. Когда они узнают от Бога, что их молитвами человек приведён в Его Царствие, то радость их бывает невыразима и бесконечна. Покаяние – это дверь, входя которой, всякий человек находит для себя спасение. Авва Памво 210 был великим подвижником, одним из самых известных после Антония Великого 211 . Он обладал даром прозорливости и видел состояние души каждого человека. Однажды Великим постом на Страстной седмице авва Памво пришёл в церковь , сел рядом со входом и стал смотреть на входящих монахов и мирян. Он видел внутреннее состояние каждого из них, видел, как люди входили в храм светлые, от них исходило благоухание, а сзади их сопровождали Ангелы, от которых исходило разной силы сияние. Последним в храм зашёл человек, у которого душа была чёрная, за ним шли звери и чёрные люди, свидетельствуя о том, что он совершил страшные преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

В состав таинства миропомазания входит двоякое действие: 1) освящение самого мира и 2) у потребления мира в таинстве, или совершение таинства над верующими. Освящение мира, по установлению правосл. Церкви, принадлежит исключительно епископам ( 74 ). Основание сего в том, что св. миро есть орудие и печать благодатных даров Св. Духа: но дары Св. Духа сохраняются в Церкви только по непрерывному преемству от апостолов, через их таинственное рукоположение, а это преемство принадлежит исключительно епископскому сану. Самое возложение рук, чрез которое в апостольские времена сообщалась верующим благодать Св. Духа, было, как видим из деяний апостольских, исключительным преимуществом избраннейших (двенадцати) апостолов, а от них передано только рукоположенным ими самими епископам, так что в самой апостольской Церкви лица, не имеющие епископского сана, как напр. Филипп, не могли возложением рук сообщать Св. Духа верующим ( Деян. 8 ). Пресвитер, хотя по благодати священства, есть также раздаятель духовных даров, но раздаятель не начальственный и не самостоятельный, а служебный, так как и собственную благодать священства он приобретает не независимо, а по рукоположению от епископа; поэтому и другим духовные дары пресвитер может раздавать не непосредственно, а только посредством орудий, освященных на то властью епископской. Так он совершает таинство евхаристии не иначе, как на престоле, освященном от епископа; так и миро, орудие благодатных даров Св. Духа, он освящать сам не может, а употребляет его только по освящении епископском. Таков всегда был порядок в Церкви ( 75 ). Но употреблять св. миро в таинстве, или совершать самое миропомазание, правосл. Церковь никогда не возбраняла пресвитерам. В книгах Апостольских постановлений читаем: «ты, епископ, или ты, пресвитер, сперва помажь елеем, потом крести водою, и наконец запечатлей миром» ( 76 ). В первые века, правда, и самое помазание с возложением рук совершали сами епископы: но это потому, что в те времена и все вообще таинства совершались большею частно самими епископами, а пресвитеры были только их помощниками, так что и самое крещение совершали только с дозволения епископов, или в отсутствие их ( 77 ). Но этим не отрицалось собственное право пресвитеров совершать таинства. Наконец мирянину никогда, ни в каком случае, даже и смертном, не дозволяется помазывать кого-либо св. миром ( 78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010