Формирование структуры и принципов проведения В. п. заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки В. п. следует видеть в пасхальном посте, к-рый во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, к-рые позднее легли в основу В. п.- подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2) и подготовку к празднику Пасхи (см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12-13). 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании свт. Дионисия Великого ( 265). В александрийских источниках 2-й пол. III-IV в. (напр., Orig. In Lev. 10. 2; 1 прав. Петр Ал.) появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения и лишь затем был отнесен к Пасхе; впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно - см. Talley. P. 194-214). Еще один источник, из к-рого возник В. п.- это предкрещальный пост. К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. (см., напр.: Didache 7. 4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с нек-рыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения .

http://pravenc.ru/text/150109.html

Что касается меня, то мой путь к крещению был долог, и, по какому-то роковому стечению обстоятельств, полон преград и помех. Когда в 1962 году у меня родилась старшая дочь, то я решил принять крещение вместе с ней. Но этого не произошло: видимо, я еще не был внутренне готов к этому шагу. Однако намерение креститься не оставляло меня - тем более, что рядом со мной всегда были люди, которые меня к этому подталкивали. Сначала меня убеждал принять крещение писатель Юз Алешковский, который крестился у отца Александра Меня. Но он проявлял такую настойчивость, что вызвал с моей стороны яростное, как у ребенка, сопротивление. Опять что-то мне помешало. В 1977 году я сдружился с Олегом Васильевичем Волковым - писателем, проведшим два десятилетия в советских лагерях, который, узнав мою затяжную историю, стал убеждать меня креститься у отца Димитрия Дудко. Но вскоре с отцом Димитрием произошла эта чудовищная нашумевшая история (когда КГБ вынудил его публично покаяться в своей деятельности - А. В.), и мое крещение расстроилось и на этот раз. А в 1982 году, когда я был в Грузии, я, наконец, был удостоен крещения: этот эпизод довольно точно воссоздан в романе «Оглашенные». Резо Габриадзе (известный грузинский писатель, сценарист, создатель театра марионеток в Тбилиси, - А. В.) вез меня с моей дочерью Анной до Кутаиси, откуда мы должны были попасть в Батум. Только оказавшись в дивном кутаисском монастыре, Габриадзе объявил нам о цели, с которой он нас туда привез, а именно - наконец покрестить меня. Нам навстречу вышел удивительный, двухметрового роста монах - мамао Торнике и, узнав о нашем намерении, предложил быть моим крестным, даже подарил крест. После этого удивительного обряда на грузинский манер, у меня было ощущение, что я принял своего рода двойное крещение: когда я вышел из монастыря и посмотрел на мир, на тот пейзаж, который оттуда открывается, то почувствовал, что само пространство, сам этот великолепный мир словно принимали участие в Таинстве. В Батуме я написал стихотворение «После крещения»:

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/6/bez...

8. Неслитность крещения и миропомазания, как таинств, при их совместном совершении 245 . Не смотря на тесную связь, в какой миропомазание всегда стояло с крещением, оно однако всегда составляло особенное, отличное от крещения священнодействие, столь же необходимое для всякого верующего, как и крещение, и церковь всегда резко разграничивала эти два таинства. Такое разграничение мы находим еще 1 . У мужей апостольских, которые смотрели на акт миропомазания, как на акт отдельный от первого и весьма важный 246 . 2 . Затем Климент Александрийский также смотрит на принятие Святого Духа после крещения, как на акт совершенно отдельный от погружения и составляющий важную ступень в деле возведения человека в состояние совершенства 247 . 3 . Подобное же разграничение между миропомазанием и крещением мы находим и у Тертуллиана, когда он делает следующее замечание о действии помазания: Хотя помазание, приемлемое нами, производится на теле, но действие его простирается и на душу. Равным образом, хотя крещение бывает внешнее, потому что одно только тело погружается в воду, но действие его совершенно духовное, по тому что очищает нас от греха 248 “. 4 . По Киприану: «Крещение и миропомазание суть два отдельные акта крещения, хотя и соединенные самою тесною внутреннею связью, так что образуют одно целое неразрывное в отношении их к совершению» 249 . Приводить больше свидетельств в подобном роде нет необходимости; и из тех, на которые мы указали, достаточно видно, что помазание крещаемого миром искони составляло особое таинство, отличное от предшествующего ему крещения и, как божественное установление, считалось для каждого верующего столь же необходимым, как и последнее 250 . (См. кн.: «История чинопоследований крещения и миропомазания». А. Алмазова . Казань, 1884 г. стр. 377 – 379). 245 Примеч. В совершении таинства миропомазания римско-католическая церковь допустила следующие отступления от древней вселенской церкви: 1) право совершения этого таинства предоставлено только епископам, и в крайнем случае, священникам; причем совершенно не кстати делается ссылка на то, что диакон Филипп, крестивший самарян, не мог сообщать им даров Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I раздел Настоящий вопрос имеет свою многовековую историю. Возникновение его восходит ко временам апостольским, когда в недрах самой церкви Христовой появились различного рода еретики и раскольники, отделившие себя от единства веры и духа. Таковы были еретики: Симон волхв, называвший себя богом и допускавший безнравственные действия, – Менандр, выдававший себя за высшее существо и говоривший, что крещение в его имя сообщает бессмертие, – Керинф, признававший Господа И. Христа обыкновенным человеком, – Николаиты, последователи одного из семи диаконов, считавшие тело произведением злого начала и проповедовавшие разврат, – Евиониты, строгие блюстители закона Моисеева и не признававшие божества И. Христа и др. Уже в посланиях свв. апостолов Петра и Павла встречаются указания на противохристианские и безнравственные начала, лежащие в основе учения всех этих еретиков и особенно выразительно говорит о них верующим св. апостол Иуда в послании, известном под его именем. Одновременно с появлением еретиков неизбежно возник вопрос и о способе принятия в церковь тех из них, которые с искренним раскаянием искали общения с ней. Пока отпадения от православной церкви ограничивались людьми, крайне заблуждавшимися, каковы, например, были симониане и николаиты, отрицавшие основные начала христианской веры и нравственности, вопрос о способе принятия еретиков не представлял серьезных затруднений. Каждый предстоятель церкви – епископ мог легко знать, как ему поступить при введении в ограду св. церкви таких лиц, которые от рождения своего были почти совсем чужды христианской веры. Таких людей обыкновенно принимали в церковь , как язычников, – чрез св. крещение. Совершенно иначе стало дело, когда среди отпадших начали появляться такие общества, которые мало чем отличались от православной церкви, ибо содержа одинаковую с ней веру, они имели у себя преемственную от свв. апостолов трехчинную иерархию и семь таинств, отделяясь от церкви лишь из-за некоторых обрядовых и дисциплинарных особенностей. Таковы были донатисты и новатиане. Что было делать с сими заблудшими, при обращении их с раскаянием к православной церкви? Оставлять ли в силе совершенные над ними вне церкви неповторяемые таинства: крещение, миропомазание и хиротонию, если из обращавшихся были священные лица или вновь совершать над ними названные таинства?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 5 – Таинства и Обряды В Церкви установлено семь Таинств, а именно: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Елеосвящение, Венчание (Брак) и Священство. Кроме Таинств в Церкви совершаются обряды и последования. Это различные молебны, панихиды по усопшим, погребение мертвых. В этой главе будет также рассказано о пострижении в монашество. Таинство Крещения Крещение – это такое Таинство, в котором верующий при троекратном погружении в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и рождается в жизнь духовную, святую. Крещение совершается лишь однажды, как однажды и рождается человек. Поэтому повторение этого Таинства не допускается, даже если оно произошло не у православных, однако по всем правилам. Таинство Крещения установил Сам Господь. Ни одно из течений христианства, даже те, которые отвергают почти все православные правила и установления, не отвергает необходимости Крещения. О нем в Евангелии говорится ясно, как о необходимом условии вхождения в Церковь . “Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”. Обычно православных крестят в детстве, и они не помнят, как происходит совершение этого Таинства, но в наше время совсем не редкость крестить взрослых, для которых это становится значительным и запоминающимся событием. В этот день они становятся членами Церкви Христовой, решительно меняют жизнь и дают обет сочетаться Христу и веровать Ему, как Царю и Богу. Из крещальной купели человек выходит заново рожденным, оставив свою прошлую жизнь с ее грехами. 48 В первую очередь для Крещения требуется вера в Господа и Его Святое Евангелие, а также в Церковь , которую он основал на земле и которая является Телом Его. Поэтому во время Крещения священник и просит читать Символ веры . Но как же дети? Они не имеют еще сознательной веры, и кто может поручиться, вырастут ли они верующими? Поручиться за них могут крестные, которые для того и существуют в Церкви и обязательны для младенцев. Крестные берут на себя обязательство следить за своими крестниками и воспитывать их в духе православия и благочестия. Для того чтобы обещать это Церкви, крестные сами, как минимум, должны быть верующими и достаточно близкими семье младенца, потому что они должны реально участвовать в его религиозном воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О совершении таинства крещения После обычного возгласа священника: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» и «Отче наш», читается молитва о том, чтобы Господь сподобил совершить святое таинство, данное для спасения рода человеческого по благодати Его Отца. Читается 83 псалом. Затем другая молитва о принятии нас ко Господу и о причислении к Его стаду. Священник, налагая руку на имеющего креститься, благодарит Господа за милости и молится о приступающем к купели крещения. Затем, окунув указательный перст в елей помазанья, творит им крестное знамение между очами крещающегося, сверху к низу, потом с правой стороны на левую, причем говорит: «запечатлеваешься ты елеем помазания во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь». Как скоро сотворит крестное знамение над всеми, имеющими креститься, все 99 входят в крещальню с кадилом, свечами, крестом и Евангелием и другими церковными вещами, и начинают гимн: Антифон: «Отверзи мне двери правды. – Двери небесные отверзаются». Затем молитва ко Господу о принятии нас и о допущении в стадо, и о запечатлении крестным знамением. Поют псалом 44-й: «Отрыгну сердце мое слово благо», после чего диакон говорит ектенью, и, после краткой молитвы священника, поют 109-й псалом: «рече Господь Господеви моему»... (слова: «сего ради вознесет главу» – произносят трижды). После этого псалма диакон говорит: «Колена преклоните, помолимся», – и в молитве просит милости всем предстоящим и имеющим креститься; молится также за патриарха своего, за митрополитов и епископов. «Встаньте при помощи Божией», – говорит он в заключение молитвы. После трех молитв и возгласа, священник и диакон говорят: «Благодарим Тебя, Господи всяческих; славим Тебя, Христе Иисусе, Владыко наш, потому что Ты живишь наши тела и спасаешь души наши». Затем вливают в купель воды столько, чтобы человек, имеющий креститься, мог погрузиться в нее весь; причем говорят: «Глас Господень на водах, Бог славы возгреме». Возглас, – за которым следует: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Папские ереси и заблуждения касательно таинств I. Крещение и миропомазание В таинстве крещения есть обряды существенные, от которых нельзя отступать, не делая таинства бесплодным. Но есть обряды другого рода, которые, не будучи безусловно существенными, ведут свое начало от апостольских времен. Их необходимо сохранять и от них нельзя уклоняться, не проявляя неуважения к самим апостолам и их первым преемникам. Но есть еще третья категория обрядов или обыкновений, подлежавших изменению, соответственно с обстоятельствами времени и места. К этой третьей категорий принадлежало, например, определение дней, когда можно было совершать таинство крещения. В первые века, когда Церковь не была еще столь многочисленна и когда распространялась среди взрослых, таинство крещения в каждой Церкви совершалось раз в году, во время Пасхи. С распространением же Церкви, необходимо было совершать крещение не только во время Пасхи, но и во время Пятидесятницы. Впоследствии к ним присоединили еще два праздника, а именно: Богоявления и Рождества; затем и другие главные Церковные праздники; наконец решили, что крещение может быть совершаемо каждый день. Тоже было и с крещением детей. Первоначально крестили только взрослых, после огласительных испытаний; но когда явились многие поколения христиан в одних и тех же семействах, то предположили желание креститься и детям, за поручительством семейств, и детей тоже стали крестить. Этот обычай восходит к первым векам. Между существенными обрядами, от которых нельзя отступать, не делая крещения бесплодным, укажем на формулу крещения: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и употребление естественной воды. Но наряду с существенными обрядами, есть еще обряды, которые, не имея такой высокой важности, столь досточтимы и древни, что Церковь не может отменять их, не подпадая справедливому упреку в нововведении и в неуважении в отношении к апостольским преданиям. В числе этих обрядов укажем на два главные: тройное погружение в воду и соединение двух таинствкрещения и миропомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Православная психопатология Евангелист Иоанн, приступая к описанию исцеления Господом расслабленного, изображает купальню Вифезды и настроение, царившее там в момент посещения Господа. При купальне было пять крытых ходов, и в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды ( Ин.5:3 ). Церковь – это тоже некая купальня, некая духовная Вифезда. Все мы, члены Церкви, захваченные смертью и тлением со всеми их последствиями, находимся в этой купальне в надежде на свое духовное исцеление. Святитель Иоанн Златоуст , объясняя чудо, совершенное Господом в купальне, ставит вопрос: «Что это за способ врачевания? Какое здесь таинство нам указывается?» И отвечает, что купальня служит прообразом того, чему предстояло совершиться в будущем, и главным образом святого крещения. «Намерение было даровать нам крещение, имеющее в себе великую силу и величайшие блага, крещение, очищающее от всех грехов и людей из мертвых делающее живыми» (Свт. Иоанн Златоуст . Т.8. Ч.1. С.231). Поскольку святое крещение есть «вводное» таинство, через которое мы входим в Церковь , то, развивая данный образ, можно сказать, что Церковь – это действительно духовная Вифезда, духовная лечебница и больница. Все мы, христиане, вкушая человеколюбия и любви Божией, одновременно ощущаем собственное духовное ничтожество. Поскольку благодать Божия просвещает наш внутренний мир, мы можем видеть силу страстей в нашей душе и закон греха в наших членах. Потому мы и чувствуем себя больными. Это ощущение и служит началом исцеления, или, лучше сказать, началом созерцания Бога, поскольку покаяние и плач невозможны в плотском человеке. Только причастник благодати Божией может испытать эту духовную реальность. В больницах существуют специальные отделения, называемые патологическими, πατολογικ (слова автора относятся к греч. медиц. учреждениям. – Ред.). Такое отделение есть и в Церкви, этой духовной больнице и лечебнице. Я вовсе не собираюсь смешивать различные термины, но говорю так в непоколебимой уверенности, что учение о страстях является истинной психопатологией (авторское толкование термина «патология» основано на одном из значений слова πθος – «страсть». – ред.). Поэтому сейчас мы поговорим о них подробнее. Мы определим, что такое страсти, затем перейдем к их классификации и как можно подробнее рассмотрим лечение от страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

прот. Даниил Смолодович Отделение второе Б) О службах особенных, совершаемых Церковью по известному случаю, или потребностям христиан § 219. Общее содержание сих служб Так как службы церковные разделяются на постоянные, то есть постоянно совершающиеся во храме и особенные или повременные, совершающиеся в известное время по нуждам и потребностям верующих, то, сказавши о службах постоянных – вседневных, седмичных и годовых следует говорить о службах особенных и повременных, совершаемых по особенным случаям и потребностям христиан. Св. Церковь , как попечительнейшая мать, заботясь о спасении чад своих, освящает все важнейшие события в нашей жизни, благословляет наши начинания и плоды трудов наших и вспомоществует нам во всех трудных обстоятельствах наших душевных и телесных совершением святых Таинств, молитвословий и молебных пений, на различные случаи составленных. I) О таинствах § 220. Понятие о таинствах Таинства суть Богоучрежденные священнодействия, при совершении которых таинственным образом низводится благодать, или невидимая спасительная сила Святого Духа на человека приемлющего Таинство, для освящения и врачевания душевных и телесных сил его. Таковых таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, (совершаемые над всеми), Священство, Брак и Елеосвящение (над некоторыми). 1) Крещение § 221. Понятие о крещении и оглашении, совершаемом над возрастными из иудеев, магометан и язычников Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела его в воду с призыванием имени Бога-Отца, и Сына, и Св. Духа, совлекается ветхого человека с греховными деяньми его и облекается в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, то есть очищается от грехов и возрождается для жизни новой – благодатной. Прежде совершения крещения бывает оглашение. Оглашением называлось в древности изустное преподавание основных догматов христианской веры для готовящихся к крещению. Так предварительно и ныне приготовляются к крещению возрастные из язычников, иудеев и магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Таинство Крещения Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывании крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Уже самое определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином – это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Слова Господа, что зерно не оживет, если не умрет ( Ин.12:24 ), или: «Кто не несет креста своего… не может быть Моим учеником» ( Лк.14:27 ), или сказанное Никодиму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ), не остаются без свершения. Священная история, как и история христианства, знает множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся становились действительно новыми людьми. Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни. Обращение ко Христу совершенно меняет центр интересов. Такое обращение бывает иногда крутым или же постепенным. Крещение взрослых является результатом свершившегося в них духовного) переворота, и благодать Таинства его освящает и закрепляет, а при крещении детей, хотя они еще и не имеют сознательной веры, в них тоже всевается семя благодатной жизни, приводящее впоследствии к полному перерождению крещеного, при условии надлежащего христианского воспитания. Для достойного принятия Крещения нужны вера и полное покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, с осознанием связанности ее с действием злых духов и отречения от них. Крещение младенцев началось с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников, на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни.

http://azbyka.ru/pamyatka-zhelayushhemu-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010