Скачать epub pdf Часть пятая. Таинства Как уже было сказано выше, источником всех добрых дел и корнем духовной жизни является благодать Святого Духа. Эта несотворенная сила подается христианам посредством особых обрядов, называемых Таинствами. Эти священнодействия, преображающие человека, не являются изобретением людей, а установлены Самим Творцом. Именно в Таинствах заключается самая сердцевина христианства. Можно иметь Православную веру, делать добрые дела, молиться, но без участия в таинственной жизни Церкви человек никогда не станет христианином и не сможет достигнуть спасения. Ведь если вера дает правильное представление о Боге и Его Промысле, добрые дела делают похожим на Него, молитва дает возможность общаться с Ним, то лишь в Таинствах происходит реальное соединение с Господом, изменяющее всего человека. Начиная с XV века православное богословие выделяет семь главных Таинств, соединяющих нас с Богом. Первое из них – Крещение, в котором происходит духовное рождение. Второе – Миропомазание, дающее силу к духовному росту и к творению добрых дел. Третье – Святое Причастие, соединяющее человека с Богом телесно. Четвертое – Покаяние, лечащее душу от грехов. Пятое – Елеосвящение, врачующее телесные болезни, происходящие от греха. Шестое – Таинство Брака, освящающее семью и телесное рождение, дающее силы к воспитанию детей. Седьмое – Священство, порождающее духовных отцов, которые сами возрождают и воспитывают христиан словом Божиим и совершением Таинств. Таинство Крещения Первым Таинством, с которого начинается духовная жизнь человека, является Святое Крещение. Без него невозможно спасение человека. По словам Катехизиса, «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». Крещение, по глубокой мысли святителя Григория Богослова , «есть пособие в нашей немощи, отложение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление создания, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Краткая исповедь Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога. 28 мая, 2010 Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога. Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога. Ответы на частые вопросы об исповеди Часто вместо исповеди своих грехов происходит самовосхваление, обличение близких и жалобы на трудности жизни. Как подготовиться к первой исповеди? Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь — говорят общие фразы: «во всем грешна» или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно — малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полней мелких, ставших привычными слабостей и грехов. Грех — это нарушение христианского нравственного закона. Поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

http://pravmir.ru/kratkaya-ispoved/

Вячеслав Пономарев Таинства Таинство (греч. мистерион – тайна, таинство) – священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья. Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений. 1 . Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие. 2 . Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов. 3 . Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом. В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие. В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. – И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое “незначительное” священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом» (архим. Иустин (Попович)) . Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф : «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения “таинств” как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле “тайны спасения”, и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения. Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств. Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), сопоставляет их количество с другим известным из пророческих книг Библии числом: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение». Кроме того, многие толкователи находят обоснование седмеричного числа Таинств в следующих словах Священного Писания : Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь ( Притч. 9; 1 ). Еще один вехозаветный прообраз Таинств – семь ветвей светильника, пророчески поставленного Моисеем в скинии Завета и Соломоном в Иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Вячеслав Пономарев Таинство Миропомазания В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Миропомазание (греч. Миро – благовонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (способствующие росту) и укрепляющие в жизни духовной. Таинство Миропомазания состоит из двух священнодействий, разделяемых временем и местом их совершения. 1 . Приготовление и освящение Мира, совершаемое раз в несколько лет. 2 . Помазание освященным Миром новокрещенного, совершаемое священником непосредственно после Таинства Крещения. Несмотря на видимую разделенность этих священнодействий во времени и месте их совершения, между ними существует та же внутренняя органическая связь, что и между двумя частями Таинства Евхаристии: преложением Святых Даров и причащением ими православных христиан. Цель совершения Таинства . Протоиерей Александр Шмеман поясняет, что именно получает человек в Таинстве Миропомазания: «…особенность этого Таинства заключается в том, что оно сообщает человеку не какой-нибудь частный дар или какие-то дары Святого Духа, а Самого Святого Духа как дар. Дар Святого Духа, Святой Дух – дар! Можем ли мы проникнуть в неизреченную глубину этой тайны, выразить ее в богословских понятиях? Можем ли мы понять, что исключительность этой нашей личной Пятидесятницы 15 состоит в том, что мы получаем как дар Того, Кого Христос и только Христос имеет по природе: Святого Духа, сообщенного от века Богом Отцом Своему Сыну.». Для того чтобы понять как вообще это возможно, необходимо знать, что в истории распространения веры Христовой Таинство Миропомазания «заменило» собой схождение на уверовавших Святого Духа, первый раз состоявшееся в день Пятидесятницы. После того как Святой Дух сошел на апостолов, они сами стали своей молитвой и возложением рук низводить Его на уверовавших во Христа и иногда даже еще не крещенных людей. Таким образом, в позднейшем Таинстве Миропомазания верующим подавался тот же дар, что и апостолам в день Пятидесятницы – «дар Святого Духа». Как сказал в этот день апостол Петр народу, да крестится каждый из вас и получите дар Святаго Духа ( Деян. 2; 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Разделы портала «Азбука веры» О возможности приёма в клир Православной Церкви донатистских клириков. Те, которые были крещены донатистами в младенчестве, когда еще не могли познать гибельности их заблуждения, но по достижении возраста, способного к рассуждению, познали истину и возгнушались их порочностью, да будут приняты в Кафолическую Божию Церковь, распространенную по всему миру, по древнему чину – через возложение руки. Не должно под предлогом их заблуждения препятствовать им вступать в чин клира, если они, придя к вере, признали истинную Церковь своей и, уверовав в ней во Христа, приняли таинства Троицы, которые, что совершенно ясно, все истинны, святы и божественны и на которых утверждается все упование души. Хотя поспешная дерзость еретиков более всего и стремится под именем истины бесстыдно преподавать какие-то противоположные таинства, но поскольку таинства просты, как учит святой апостол, говоря: один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ), и нельзя повторить то, что должно быть преподано один раз, то пусть они, анафематствуя по имени это заблуждение, через возложение руки будут приняты в единую Церковь, которая, как сказано, есть голубица и единая матерь христиан (см. Песн.6:8 ). В Церкви все таинства, вечные и животворные, принимаются во спасение, но тем, кто остается в ереси, они доставляют великое осуждение и наказание, отчего то, что в истине должно было стать для них светозарным спутником в жизнь вечную, в заблуждении приведет их к большему мраку и осуждению. Именно этого некоторые избежали и, познав высочайшую истину общей матери-Церкви, из любви к истине поверили во все святые таинства и приняли их. Таким людям, когда будет доказана их добрая жизнь, несомненно, будет дозволено и вступление в клир для служения Святым Тайнам, тем более что в таких затруднительных обстоятельствах нет никого, кто не согласился бы с этим. Если же какие-нибудь клирики из последователей донатова учения захотят перейти к нам вместе со своим народом и в своих степенях, из любви к чести подавая народу советы к жизни и удерживая его за собой во спасение, то вопрос об этом, мы считаем, должен быть уяснен при более подробном рассмотрении, когда выскажут свое мнение названные выше братья, – чтобы они на своем благоразумнейшем совещании исследовали предмет нашего к ним обращения и благоволили утвердить нас в том, что должно нам постановить по этому делу. А мы довольствуемся тем, чтобы они, если им угодно, только в отношении крещенных в младенчестве согласились с нашим решением рукополагать таковых.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Беседа LVXX. О десятом члене символа веры Исповедую едино крещение, во оставление грехов. В предшествующих беседах с вами, братие, мы говорили, что Господь наш Иисус Христос Своею крестною смертью примирил нас с Богом Отцом и уготовал нам спасение, и что Дух Святый усвояет и прилагает нам это спасение. Все действия Духа Святого в деле нашего спасения называются благодатью. Для доставления ее людям Господь учредил на земле Свое благодатное царство – Церковь , и только принадлежащие к ней могут получать спасительную благодать Святого Духа. Как же она преподается верующим? Сам Господь, братие, установил в Церкви для этого таинства, особые священнодействия, как средства, чрез которые сообщается нам благодать Святого Духа. Всех таинств он благоволил установить семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение. Подаваемая в них благодать удовлетворяет всем потребностям христианской жизни человека, для достижения вечного спасения, и потребностям самой Церкви. Об этих таинствах и говорится в десятом члене символа веры . Здесь, впрочем, говорится только о таинстве крещения, но здесь же разумеются и другие таинства. Принимая крещение, мы должны принимать и прочие таинства. О крещении же только упомянуто в символе веры потому, что во время составления самого символа об этом таинстве было сомнение и споры, не должно ли некоторых людей, как-то еретиков, крестить вторично, и на это нужно было разрешение, которое и положено в символе, а именно, что нужно принимать одно крещение. Что же такое таинство? Таинство есть установленное Самим Господом Иисусом Христом священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия. Каждое таинство должно иметь три существенные принадлежности: 1) установление их Самим Иисусом Христом непосредственно или чрез апостолов, 2) видимое действие и 3) обетование невидимой благодати сообщаемой чрез это действие. Указанные принадлежности необходимы для каждого таинства, ими оно отличается от всех прочих церковных священнодействий, напр., молебнов, панихид и пр., и без них ни одно священнодействие не может быть таинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: крещения, миропомазания, покаяния, Причащения, брака, священства и елеосвящения. Сегодня речь пойдет о Таинстве крещения. Каков смысл этого Таинства в целом, и что означают отдельные его моменты? Почему так важно полное погружение крещаемого в купель? Как Крещение преображает человека? Есть такие события и вехи земной жизни человека, которые определяют его будущность – как во временной, так и в вечной перспективе. И Крещение, несомненно, относится к таким поворотным пунктам мирового исторического процесса. Речь идет о выборе личности, обращающей свой взор к Богу. Крещение – это менее всего процедура, отвлеченное действие, но это подлинно священнодействие, в котором встречаются два слагаемых: свободное человеческое произволение и вечная энергия Божества, благодать Святого Духа. Таинство это, совершаемое и над младенцем, и над возрастным человеком, начинается с наречения имени в так называемой молитве восьмого дня. На восьмой день еще в глубокой древности крестили малышей. В этой молитве мы слышим имя небесного покровителя, избранного нами. Так что с самого момента крещения князь Александр Невский, к примеру, или мученица Татиана, или архангел Михаил (в зависимости от пола младенца и выбранного имени) становятся покровителями новокрещенного человека. В имени, как в бутоне, сокрыто многое, однако, по русской пословице, не имя крестит человека, а человек имя. То есть ваши нравственные качества, ваш выбор в пользу добра определяют, насколько вы будете соответствовать жизни вашего святого и насколько полнокровным будет его незримое участие в вашей земной судьбе. После наречения имени в древней Церкви епископ возлагал руку на взрослого крещаемого и читал молитву – особую молитву, с которой начинается период обучения, катехизации, просвещения взрослого человека. Однако речь шла не только и не столько о каких-то занятиях в учебном классе, сколько о вхождении вчерашнего язычника в общину христиан. И, уже проживая совершенно новую жизнь в общении с иными людьми, он стремился отрешиться от языческих обычаев, боролся с самим собой, готовил себя к Таинству Крещения, непременно проходил исповедальную покаянную беседу, непременно с участием епископа или пастыря, переосмысляя всё прожитое, готовился принести Богу клятву, обет веры и верности, отрекшись от власти тьмы, от диавола, который господствовал через помыслы или страсти над этим человеком до его крещения. И особый чин заклинательных молитв , или запрещения, сохранен в целости и неприкосновенности именно в лоне Православной Церкви. Нигде – ни у католиков, ни в армяно-григорианском исповедании – вы не найдете этого развернутого чина, который в глубокой древности был еще более пространным.

http://pravoslavie.ru/90781.html

Глава II. Оглашение, как наставление готовящихся ко крещению Понятие об оглашении – Состав его – Историческое обозрение дидактической стороны оглашения. – Начало оглашения, как наставления готовящихся ко крещению. – Общее содержание огласительного наставления в апостольское время в III, IV и V вв. Отсутствие данных по этому предмету в VII в – Огласительное наставление в древней Русской Церкви. – Предмет его в современной практике. – Ограниченность круга предметов огласительного наставления в древней практике Церкви. – Молчание катехизаторов пред оглашенными касательно таинств и объяснение этого, – Метод огласительных наставлений в древности. – Преподавание Символа веры и Молитвы Господней. – Продолжительность оглашения, как наставления. – Краткость срока для него при Апостолах – Постепенное сокращение срока оглашения к VII в. – Срок оглашения в древней Русской Церкви и взгляд ее на этот срок в позднейшее время. Чтобы быть членом какого бы то ни было человеческого общества, необходимо наперед знать сущность того, что дает право этому обществу на его существование, как особого общества; необходимо наперед знать цель, к которой стремится это общество, средства, которыми оно достигает цели, и т. п. Мало того, для вступления в действительные члены, кроме знания, необходимо еще и убедение в истинности, действительности и пользе стремлений того самого общества, куда известное лицо желает вступить, как член. Одним словом, для вступления в звание члена в какое-либо общество требуется известная подготовка к этому лица, желающего быть членом. Этот факт особенно осязателен при вступлении в религиозное общество. Очевидно каждому, что для того чтобы сделаться действительным членом известного религиозного общества, чтобы стать последователем известного культа, необходимо наперед, хотя и в общих чертах, знать сущность принимаемой религии и убедиться в ее истинности. Таким образом, для принятия известной религии, требуется известного рода подготовка, требуется, так сказать, научение или обучение ее сущности. Это требование в данном случае является чисто психическим требованием. Понятно поэтому, чтобы сделаться и христианином также необходимо знание сущности христианского учения и убеждение в его истинности, а потому и при вступлении в Церковь требуется известного рода подготовка. И действительно, Церковь Христова, призывая во все времена к купели крещения всех людей, без различия пола и возраста, звания и состояния, нации и религии, отверзая для всех этот единственный вход, допускала к нему не иначе, как под условием предварительного приготовления. Это приготовление к крещению с глубокой древности известно под именем «оглашения».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крещение Христово: экзегетический разбор 19.01.2021 625 Время на чтение 10 минут Источник: Православие.Ru Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е гг. XI в. Греция Одним из самых таинственных моментов Евангелия является Крещение Христово. В связи с этим поступком Христа возникает множество вопросов. Попробуем рассмотреть тему Крещения Христова, пользуясь толкованиями святых отцов, церковных писателей и современных христианских библеистов. I. Почему Христос крестился именно в 30-летнем возрасте? Святитель Иоанн Златоуст, приступая к толкованию этой темы, прежде всего выясняет, почему Христос крестился именно в 30-летнем возрасте. «Но почему, скажешь ты, Иисус пришел креститься спустя 30 лет? Потому, что после этого крещения Ему надлежало уже упразднить закон. Чтобы не сказал кто-нибудь, что Он потому отменяет закон, что не мог исполнить его, Он во всей точности исполнял его во все продолжение того возраста, который обыкновенно способен ко всяким грехам». Причины же Крещения Христа мы находим следующие: 1. «Представление» Христа Иоанном как Мессии Первую причину объясняет нам сам Иоанн Креститель, говоря: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1: 31). Первая и основная причина Крещения – «представление» Христа Иоанном как Мессии и «Агнца Божиего», т.е. Искупителя мира. 2. Исполнить «правду» Иисус говорит Иоанну о Крещении: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15). Что значит исполнить «правду»? Это значит исполнить закон. Иоанн Златоуст называл Крещение Иоанново «последним законным установлением», которое должен был исполнить Христос, ибо Христос вначале исполняет обрядовый закон, а потом отменяет его. Христос исполняет законную правду также и в том смысле, что, как весь народ, подчиняется пророку, посланному Богом. «Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде Сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения и таким образом прекратить действие закона. Итак, Мне надлежит исполнить весь закон, потому что Я должен разрешить проклятие, написанное против вас в законе», – пишет Златоуст.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/19/krewen...

Каноны на Богоявление Господне На праздник Богоявления Господня, отправляемый Православною Церковью так же торжественно, как и праздник Рождества Христова, св. Козьма Маюмский и Иоанн Дамаскин также написали каждый по одному канону с теми высокими достоинствами, какие вообще свойственны произведениям этих знаменитых песнописцев. Первый канон – св. Козьмы – в подлиннике греческом написан языком мерно-прозаическим и состоит из 29 песнопений, 8 ирмосов и 21 тропаря, расположенных соответственно предшествующему им акростиху, который есть следующий шестистопный ямбический стих: Βπτισμα ψις γηγενν μαρτδος. (Крещение – очищение греховности земнородных). Что касается до содержания этого канона, то Святитель Маюмский преимущественно излагает в нём историю крещения Господня со всеми чудесными явлениями, ознаменовавшими торжественное вступление Иисуса Христа в общественное служение роду человеческому. На основании сказаний Евангелистов он изображает все обстоятельства священного события столь живо, как бы они совершались пред нашими глазами, и представляет особенно ясною и ощутительною ту несомненную истину, что Господь Иисус, как Бог и безгрешный человек, не имея Сам нужды в очищении водою, благоволил принять крещение единственно для нас, для очищения нас от грехов, для откровения миру Своего Божественного достоинства и просвещения всех людей светом истинного Богопознания. Посему в этот торжественный день, по справедливости называемый днём Богоявления и праздником Светов, Песнописец призывает верующих с благоговейным умом и чистым сердцем прославлять крещающегося Господа, чтобы сделаться достойными причастниками духовных плодов Его спасительного крещения. Какие же именно духовные плоды доставило нам крещение Господне, это преимущественно изображает в своём каноне св. Иоанн Дамаскин . Представляя крещение Иисуса Христа столь же спасительным для всего рода человеческого вообще, как спасительно установленное Им Таинство Крещения для каждого человека в особенности, св. Иоанн выражает здесь глубокие мысли о внутреннем значении празднуемого события в домостроительстве нашего спасения: Господь Иисус Христос , как Искупитель мира, принявший на Себя вместе с плотью человеческою всё тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти за грехи, погружается пречистою плотию Своею в струи Иордана в знамение того, что Он есть истребитель греха, разрушитель всеобщего проклятия и победитель смерти; ибо в крещении Своём Он как бы потопляет греховность и смертность нашего растлённого естества, поражает исконного нашего врага диавола в самых его убежищах сокровенной бездны, и вместо навлечённых на нас грехом и диаволом зол дарует роду человеческому, соединённому с Ним единством природы, высочайшие блага, которые торжествующий Песнописец, с благоговейным обращением к Самому Благодетелю, совокупляет в окончательном тропаре своего канона: «Помазуеши совершая человеческое существо, Царю безначальне, Духа общением...».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010