Богословские и пастырские размышления о практике православного крещения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 7 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 Жизнь Церкви подобна эллипсу, два центра (полюса) которого образуются Крещением и Евхаристией. Вокруг них упорядоченно располагаются все другие Таинства, священнодействия, богослужения, которые либо на них направлены, либо от них производны. И Крещение, и Евхаристия — сущностно-цент­ральные базисные явления взаимодействия людей и Бога: Дух Божий производит в настоящем, здесь и сейчас, дело спасения, осуществлённое во Христе раз и навсегда, а человек через свою веру открывается дару благодати, которая его спасает. И в Крещении, и в Евхаристии вера и принятие Таинства нераздельны. Принятию Святых Даров — Тела и Крови Христовых — предшествует произносимая епископом или его представителем-священником анафора, которая есть не что иное как раскрытие Троической веры Церкви: хвала Отцу, благодарность за спасение Сыну и молитва ко Святому Духу о благодатном богоприсутствии. Аналогичную структуру демонстрирует и таинство Крещения: спасительному водному омовению предшествует исповедание веры крещаемым либо, если он не говорит, его крёстными родителями. Это исповедание веры также представляет собой раскрытие веры в Триединого Бога, во имя Которого крещаемый в заключение принимает Крещение (Мф 28:19). Точно так же, как анафора относится к Евхаристии, исповедание веры относится к Крещению. Именно здесь его изначальное место. Лишь позже (V–VI вв.) “Верую” было введено также и в Божественную литургию. Так как и Крещение, и Литургия суть выражение единой веры Церкви, нельзя удивляться тому, что анафора и Символ веры местами выказывают значительное сходство. Итак, мы видим: и Крещение, и Евхаристия опосредуют единое Божественное спасение и требуют полного исповедания единой веры в Триединство Божие и в вочеловечение Одного из Троицы — Сына — ради спасения мира. Крещение и Евхаристия При этом Крещение — необходимая предпосылка для участия в Евхаристии. Крещаемый должен вслух исповедовать свою веру, дабы Церковь могла удостовериться, что он впоследствии будет в состоянии сказать своё да и аминь (ср. 1 Кор 14:16) произносимой священником евхаристической анафоре вместе со всей общиной и в полной убеждённости. Каждый причащающийся должен прежде пройти очищающие воды Крещения, поскольку у естественного человека, рождённого в отпадшем от добра мире, отсутствует способность быть причастником Тела и Крови Христовых. По слову Евангелия (Мф 7:6), он относится к тем псам, которым негоже давать святыню. Прежде чем он приблизится к святыне, он сам должен стать святым, то есть быть призванным и избранным Богом. И именно это происходит в таинстве Крещения.

http://pravmir.ru/bogoslovskie-i-pastyir...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко Крещению и другим Таинствам в Екатеринбургской Епархии В Избранное Скачать в формате Microsof Word Цель миссионерской работы священника – помочь человеку обрести покаяние и веру, а результатом этого является принятие человеком свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь. Человек, принявший это решение, призван пройти катехизацию , состоящую из 2х этапов: 1. педагогическое сопровождение на пути к крещению – оглашение ; 2. введение в таинственную, литургическую и общинную жизнь Церкви – собственно катехизация (после крещения). Необходимо различать оглашение и катехизацию. Мы говорим, что катехизация – это помощь при воцерковлении, помощь в обретении христианского образа жизни. Полноценная катехизация может проводиться только по отношению ко взрослым невоцерковленным людям вне зависимости того, были они крещены или нет. Под оглашением мы будем понимать начальную катехизацию – подготовку к крещению, к вступлению в Церковь в случае некрещеного человека и подготовку к первому Причастию в случае человека крещенного номинально. ОГЛАШЕНИЕ базируется на живой вере в Бога и личном покаянии. Под оглашением Церковь всегда понимала время подготовки ко крещению, когда человеку, желающему крестится церковная община в лице своего предстоятеля помогала: 1) утвердиться в исповедании Иисуса Христа – Богом; 2) утвердиться в подлинной мотивации ко крещению (не из-за житейских причин, а из-за любви ко Господу); 3) утвердиться в решении изменить свою жизнь согласно заповедям Господа – т.е. принести подлинное покаяние (на первом этапе – перестать совершать «смертные грехи»). Огласительные беседы предпочтительнее проводить священникам, дьяконам или катехизаторам. В случае проведения бесед мирянином или дьяконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах. КАТЕХИЗАЦИЯ в наше время должна пониматься как содействие вхождению в сознательную церковную жизнь (воцерковлению) тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести церковный образ жизни вне зависимости от факта крещения человека . Иначе говоря, катехизация – это воспитание в вере, включающее в себя, прежде всего изучение основ христианской веры и евангельской нравственности, направленное на воспитание любви и благоговения перед Богом, Его Церковью и людьми как Его образом и подобием.

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

55. Важнейшие действия при совершении таинств Таинством называется такое священное действие, чрез которое, невидимо сообщается верующим особенная благодать или невидимая сила Божия. Всех таинств семь: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) причащение, 4) покаяние (исповедь), 5) священство, 6) брак (венчание) и 7) елеосвящение (соборование). Вскоре после рождения младенца, перед крещением, бывает наречение ему христианского имени. Это совершается так: священник читает молитвы, в которых просит Бога об охранении младенца и его матери от всякого, зла; при этом дает имя младенцу в честь какого-либо святого, который бывает покровителем и молитвенником пред Богом за него во Всю его жизнь. Крещение. Таинство крещения совершается над человеком только один раз. При крещении всегда бывают восприемники (крестный отец и крестная мать). Это для того, чтобы поручиться перед церковью за веру крещаемого и потом научить его правильно веровать и жить по-христиански. Совершение крещения состоит из двух частей: оглашения и самого крещения. Во время оглашения священник читает молитвы об отгнании диавола от приступающего к крещению и затем восприемники и крещаемый обращаются к западу и три раза отрицаются от сатаны, при этом в знак презрения к диаволу дуют и плюют. После этого восприемники и крещаемый обращаются к алтарю (к востоку) и три раза произносят Символ веры . После оглашения священник облачается в светлую ризу, зажигает свечи и дает их восприемникам; это означает радость всей церкви о крещаемом, который из тьмы приходит к свету – просвещается. В начале самого крещения священник молит Бога освятить воду для таинства крещения, и три раза рукою в воде совершает крестное знамение. После освящения воды, приступающие к крещению помазуются освященным маслом. После помазания священник три раза погружает крещаемого в воду с произнесением слов «крещается раб Божий (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Это самое важное действие в таинстве крещении, потому что в это время невидимо сходит на крещаемого Св. Дух. После погружения на крещеного надевают белую одежду и крест. Белая одежда означает полученную через святое крещение чистоту души, а крест указывает на то, что крещеный, как последователь Христа, должен жить по примеру Господа Иисуса Христа, распятого на кресте. Крещение не повторяется, если оно совершено правильно, т.е. при троекратном погружении с произнесением имени Св. Троицы. В крайности крещение может совершать и мирянин. После такого совершения крещения священник не повторяет его, а только произносит некоторые молитвы и совершает миропомазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

I. О крещении через погружение II. О крещении через обливание     Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос заповедал ученикам Своим крестить «вся языки» ( Мф.28:19 ) и сказал: «иже веру иметь и крестится, спасен будет» ( Мк. 16:16 ); напротив того, «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). На сем основании не только православная христианская Церковь , но и общества христианские, отторгавшиеся от Православия, признавали и признают необходимость крещения и принимают к себе, каждого, обращающегося к вере христианской, не иначе, как совершив над ним крещение. Равным образом Церковь постоянно содержала и содержит ту истину, что видимым веществом таинства крещения должна быть вода, а не другое какое-либо вещество. Но при таком всеобщем и единодушном признании необходимости крещения для вступления в Царствие Божие, и именно крещения водою, не везде был и доныне, остается одинаковым способ совершения сего таинства, а были, и ныне существуют, различные способы крещения, именно: 1) способ погружения, употребляющийся по преимуществу в восточной православной Церкви и 2) способ обливания, вошедший почти во всеобщее употребление в западной римско-католической Церкви и во всех протестантских обществах 1 . Какое значение имеет разность сия? Как относятся упомянутые способы употребления воды при совершении крещения ко внутренней силе и действенности сего таинства? Если крещение, совершаемое чрез погружение, есть истинное и спасительное крещение: то может ли быть признаваемо таковым и обливательное крещение 2 ? В православной Церкви давно уже решены сии вопросы, могущие возникнуть в ум христианина, при взгляде на неодинаковость способа совершения таинства крещения; и христианину, руководимому ею на пути умственного и нравственного совершенства, остается только вникнуть в ее учение, исследовать ее определения и законоположения о сем, чтобы не впадать в недоумения при сих вопросах. I. О крещении через погружение Православная Церковь учит, что таинство крещения должно быть совершаемо чрез троекратное погружение крещаемого в воду 3 . Сие учение и сообразное с ним действование православной Церкви основывается: 1) на священном Писании и 2) на примере и свидетельствах о сем древней Церкви вселенской, показывающих апостольское предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Вячеслав Пономарев Таинство Крещения В православном катехизисе 4 дается следующее определение этого Таинства: Крещение (греч. ваптисис – погружение) есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется. Цель совершения Таинства . Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до Крещения. Этим Таинством крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин. 14; 15 ). И обещавшего таковым: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей ( Ин. 15; 10 ). История установления Таинства Ветхозаветное крещение . История ветхозаветной Церкви знает установление о водном крещении с послемаккавейского периода (начавшегося с римского завоевания Иудеи в 63 г. до н. э.). Оно символизировало не только физическое, но и нравственное очищение приступающего к нему человека. Этим крещением Иоанн Предтеча крестил приходящих к нему в Вифаваре при Иордане ( Ин. 1; 28 ). Когда иудеи прислали к Иоанну священников и левитов из Иерусалима, они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? ( Ин. 1; 25 ). Этот вопрос косвенно говорит о большом значении, которое придавалось иудеями водному крещению. Иисус Христос , приняв это крещение от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в водах Иорданских, чтобы исполнить всякую правду ( Мф. 3; 15 ), тем самым освятил его. Прообразы крещения видны и в очищающих, ритуальных омовениях (См.: Лев. 14; 8. 15; 5 ), которые в ветхозаветных пророчествах становятся символами очищения от грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Закрыть itemscope itemtype="" > О Таинстве Крещения 19.12.2017 4864 Время на чтение 18 минут Итак, говоря о Таинствах христианской Церкви, следует напомнить, что под Таинством в христианстве разумеется таинственное ниспослание человеку определенного дара Божия, сопряженного с определенным церковным священнодействием. Сие священнодействие совершается руками священника, но Дар Божий посылается Богом, Который есть Живая, Разумная и Свободная Личность. Это и отличает христианские Таинства от языческих мистерий, где «результат» должен осуществляться автоматически в силу произведенного ритуала. В Таинствах действие Божие происходит не в силу совершаемого чинопоследования, но прямо зависит от духовного состояния человека, над которым это Таинство совершается. Таинством Крещения человек входит в христианскую Церковь! Однако данное событие отнюдь не сводится только к троекратному погружению человека в воду и произнесением над ним крещальной формулы (« крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»). Есть определенные условия к принятию человеком данного Таинства. В Евангелии мы читаем « Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет » (Мк. 16, 16). И этот принцип « Кто будет веровать » относится без исключения ко всем прочим христианским Таинствам! В данном контексте под верой понимается не только полное доверие (что кажется само собой разумеющимся), но и благоговение, которое обязательно сопряжено с чувством покаяния, сокрушения сердца, осознания своего недостоинства приступить к Тому, Кто именуется Истиной, Жизнью и Любовью. И это является (как было сказано выше) необходимым условием для принятия любого Таинства! Напомним, что священник только священнодействует, Таинство совершает Сам Господь, Который « знает сердца ваши » (Лк. 16:15). Соответствующее духовное устроение человека является непременным условием принятия им Божественной благодати. Языческий мир знал некие подобия Таинства Крещения, в которых посредством воды совершалось некое сакральное очищение человека.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/20/...

Содержание Дух и материя Крещение и миропомазание Приготовление Крещение Миропомазание Покаяние и исцеление Таинство Покаяния Таинство Елеосвящения Таинство Брака Рукоположение Мы обсудили освящение времени, теперь поговорим об освящении жизни Церковью . Освящение жизни – основной смысл и цель таинств, поэтому следует сказать несколько слов о самом понятии «таинство». Хотя мы ограничиваем число таинств семью литургическими действиями, мы можем сказать, что весь подход к жизни в Православной Церкви сакраментален. Что это значит? Таинство – действие, которое преображает, так как преображение, изменение – истинная цель Божественного домостроительства. Бог не только спасает нас во Христе, не только прощает наши грехи, Он также изменяет нашу жизнь. Мы находим в празднике Преображения предельный смысл православной идеи спасения. Часто мы пользуемся словом «спасение» в смысле спасения от чего-либо. И таково первое значение этого слова-это спасение от греха, от смерти, от рабства миру сему. Но во Христе открывается второе значение слова «спасение» – преображение и изменение самой природы чего-либо. Христос пришел дать новый смысл, новое назначение нашей жизни. Один из отцов Церкви сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Это православное учение об обожении, учение об уподоблении Богу по благодати. И опыт святости в Церкви тех людей, которых мы называем святыми, – это путь именно такого внутреннего превращения. Конечное назначение всего существующего выражено словами Василия Великого : «Имамы Христа живуща в сердцах наших, и будем храм Святаго Твоего Духа». Эти слова-точка отправления для правильного понимания таинств. Таинства – это действия Церкви, которыми она преображает нашу жизнь. В этом смысле мы и будем говорить о каждом из них. Мы разделим таинства на следующие группы: во-первых, два таинства, которые могут быть названы таинствами посвящения, так как ими начинается христианская жизнь: Крещение и Миропомазание. Затем таинство, которое, по словам св. Отцов, определяется как Таинство всех Таинств, в котором вся христианская жизнь находит свое исполнение: Божественная литургия, или Таинство Святой Евхаристии. Эти три таинства определяют нашу жизнь в Церкви. Крещение нас вводит в Церковь , Миропомазание дает нам дары, необходимые для жизни в Церкви, а Евхаристия делает нас членами народа Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Библия, изложенная для семейного чтения. Крещение Иисуса Христа. Искушение злым духом Крещение Иисуса Христа Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа «Тогда, то есть когда Иоанн проповедовал пришествие Мессии и крестил народ, Иисус, по возвращении из Египта живший в Назарете Галилейском и имея теперь около тридцати лет, пришел к Иоанну креститься от него. Креститься не по тем побуждениям, по которым крестился от Иоанна народ, ибо безгрешный не имел нужды исповедовать грехи Свои и креститься в покаяние. Он принял крещение: 1) для того, чтобы освятить Своим примером крещение, которое со временем должно было сделаться Таинством при вступлении человека в христианскую Церковь; 2) для того, чтобы Он был явлен Израилю и миру как истинный обетованный Мессия — Христос, явлен свидетельством Бога Отца, сошествием Святого Духа и прямым указанием на Него как на Мессию Предтечи Иоанна (см. Ин. 1, 31–34)» . «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 3, 14–17)   Искушение Иисуса Христа в пустыни «Немедленно после того Дух ведет Его (Иисуса) в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». (Мк. 1, 12–13) По крещении Своем Иисус, руководимый Духом Святым, проникается мыслью о приуготовлении Себя постом и молитвой в полном уединении к предстоящему Ему подвигу самоотверженного служения людям. И вот Он удаляется в бесплодную пустыню, где могли жить только звери да укрываться разбойники. В лишении всего отрадного, здесь место лишь естественному стремлению бежать отсюда, прекратить борьбу с жестокими невзгодами суровой пустыни, как бы отверженной от мира со всеми его утешениями.

http://pravoslavie.ru/3029.html

Введение Совершив Искупление людей, Господь Иисус Христос указал путь к усвоению плодов спасения, которое совершается в Церкви и начинается с Крещения: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19 ) и кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Эти слова Спасителя для Православной Церкви являются заповедью и исходя из них в ней непременно совершается Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа в три погружения тех, кто желает наследовать жизнь вечную. В неопротестантизме 1 – в баптизме, адвентизме, пятидесятничестве, неопятидесятничестве, Международной церкви Христа (МЦХ), Международной христианской церкви (МХЦ), новоапостольской церкви и др. также совершается крещение, но его роль и значение понимается по-иному, чем в Православной Церкви, и оно происходит не в три погружения, а в одно погружение во имя Святой Троицы, и нередко по другой формуле. Несмотря на это некоторые русские неопротестанты настаивают на том, что «Мы – протестанты. Вместе с католиками и православными исповедуем один и тот же Символ веры », в котором они упоминают Церковь «крещенных верующих, объединенных верой в Христа» 2 , а также общей с православными они считают христологию 3 . Хотя некоторые из этих ересей 4 возникли еще в XVII веке, а в России появились в XIX веке и позже, вопрос об отношении к совершенному у них крещению продолжает оставаться на повестке дня русского богословия и сектоведения, в частности 5 . В связи с тем, что отдельные представители этих сект высказывают пожелание присоединиться к Православной Церкви и отречься от своих заблуждений, возникает вопрос, как поступать с крещенными вышеуказанным способом образом? Могут ли православные признать истинным крещение во имя Святой Троицы, но в одно погружение или одно обливание, или окропление? В настоящее время в Русской Православной Церкви отсутствует единообразие в практике приема последователей этих сект в Церковь . Так, на сайте Московской епархии с 2010 г. размещена информация о присоединении баптистов, пятидесятников и адвентистов к Церкви через Миропомазание со ссылкой на «Новую Скрижаль» архиеп. Вениамина и «Настольную книгу для священно-церковнослужителей» С.В. Булгакова . Однако такая рекомендация противоречит подлинной позиции архиеп. Вениамина и С. В. Булгакова считавших, что баптистов надо принимать через Крещение 6 . На сайте Крымской и Симферопольской епархии сообщается, что в 2018 г. группа баптистов после отречения от своих заблуждений «через Таинство Миропомазания была присоединены к Православию» по чину присоединения к Церкви лютеран 7 . И в то же время в епархии г. Москвы по благословению Святейшего Патриарха присоединение неопротестантов совершается через Крещение. Такая же позиция встречается у некоторых современных православных богословов 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/kres...

Деяния святых апостолов Книга Деяний святых апостолов имеет особенную важность при споре со штундистами о том, которое общество есть истинно-церковное и являет собою установленную Христом Церковь , штундистское ли общество, или общество Церкви Православной. Очевидно, что то общество есть истинно-церковное, которое во всем сообразно Церкви, бывшей по вознесении Господа на небо, управляемой апостолами, руководимой Св. Духом, сошедшим на них в день Пятидесятницы. С Божией помощью надеемся показать, что этою сообразностию отличается святая Православная Церковь . Деян.1:5 . Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех. На основании этого мнимо-духовные штундисты отвергают нужду водного крещения. Они говорят, что водное крещение Христом отменено, как установление Иоанново, а не Христово. Но отменено то крещение, которое не было таинство, а было лишь водное погружение, как выражение сердечного покаяния; установлено же крещение водою и Духом ( Иоан. 3:5 ). Штундисты скажут, что крещение не по мнозех днех есть, конечно, сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы, а при этом воды не было. Но сошествие Св. Духа хотя и называется здесь крещением, однако, кроме того, оно было и вторым таинством (миропомазанием), сообщением благодатного дара, нужного всем христианам (ср. гл. 2, 38 и 8, 14–17), было и четвертым таинством (священством), поставлением апостолов на их служение и сообщением потребных для него даров (вы приимете силу, нашедшу Св. Духу на вы, и будете ми свидетели, 1:8); а второе и четвертое таинства и теперь совершаются без воды. Если же и крещение в первый раз (в день Пятидесятницы) совершилось без воды, то причина сего понятна; кто же мог тогда совершить крещение водою, когда и сами апостолы еще не были крещены? или, подобно рассуждая, кто мог возложить на них руки, если еще никто из людей не принял благодатного Дара? Первое не так бывает, как второе или дальнейшее, по исключительности обстоятельств, по той причине, что это именно первое. Что потом при крещении употреблялась апостолами вода, об этом, конечно, никто спорить не станет (см. 8, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010