Крещение ...Не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, ко всем милосердого, благого и снисходительного (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 249). Источник. ...Когда Господь, как человек, крестится во Иордане, – мы в Нем и Им омываемся, и когда приемлет Он Духа – мы чрез Него делаемся духоприемными (свт. Афанасий Великий , 2, 237). Источник. Равна потеря – умереть ли, не сподобившись крещения, или принять такое крещение, в котором недостает чего-либо одного из преданного. А кто не сохраняет навсегда того исповедания, какое произнесли мы при первом нашем введении, когда, освободившись от идолов, приступили к Живому Богу, и кто не содержит его в продолжение всей своей жизни, как безопасного хранилища, тот сам себя делает чуждым обетований Божиих, поступая вопреки собственному своему рукописанию, какое дал в исповедании веры. Ибо если крещение для меня – начало жизни, и этот день – день пакибытия, первый из дней, то очевидно, что всего драгоценнее и то слово, которое произнес я в благодати сыноположения (свт. Василий Великий , 7, 228–229). Источник. Домостроитель жизни нашей Господь положил с нами завет крещения, имеющий в себе образ смерти и жизни; и изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом (свт. Василий Великий , 7, 240). Источник. Поскольку в крещении предположены две цели: истребить тело греховное, чтобы оно не приносило уже плодов смерти, ожить же Духом и иметь плод во святыне, – то вода изображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь (свт. Василий Великий , 7, 240–241). Источник. ...Великое Таинство крещения совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения (свт. Василий Великий , 7, 241). Источник. Какое намерение и какая сила крещения? Чрез него крещаемый изменяется в уме, слове и деле, и по данной ему силе делается тем же, что Родивший его (свт. Василий Великий , 7, 330).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Опыт катехизации Екатеринбургской епархии Тематический план с детально проработанными занятиями (12 или 4 встречи). Очень ценные методические замечания по организации работы. Опыт катехизации Екатеринбургской епархии Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко Крещению и другим таинствам в Екатеринбургской епархии Цель миссионерской работы священника — помочь человеку обрести покаяние и веру, а результатом этого является принятие человеком свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь. Человек, принявший это решение, призван пройти катехизацию, состоящую из 2х этапов: 1.педагогическое сопровождение на пути к крещению — оглашение; 2.введение в таинственную, литургическую и общинную жизнь Церкви — собственно катехизация (после крещения). Необходимо различать оглашение и катехизацию . Мы говорим, что катехизация — это помощь при воцерковлении, помощь в обретении христианского образа жизни. Полноценная катехизация может проводиться только по отношению ко взрослым невоцерковленным людям вне зависимости того, были они крещены или нет. Под оглашением мы будем понимать начальную катехизацию – подготовку к крещению, к вступлению в Церковь в случае некрещеного человека и подготовку к первому Причастию в случае человека крещенного номинально. • Оглашение базируется на живой вере в Бога и личном покаянии. Под оглашением Церковь всегда понимала время подготовки ко крещению, когда человеку, желающему крестится церковная община в лице своего предстоятеля помогала: 1) утвердиться в исповедании Иисуса Христа — Богом; 2) утвердиться в подлинной мотивации ко крещению (не из–за житейских причин, а из–за любви ко Господу); 3) утвердиться в решении изменить свою жизнь согласно заповедям Господа — т. е. принести подлинное покаяние (на первом этапе — перестать совершать «смертные грехи»). Огласительные беседы предпочтительнее проводить священникам, дьяконам или катехизаторам. В случае проведения бесед мирянином или дьяконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Разделы портала «Азбука веры» Зачем крестить младенцев, которые не только веры не имеют, но у них нет и разума как такового? 1.33K 01.03.2024 Крещение На вопрос о том, можно ли принять крещение будучи неверующим вы ответили однозначно, что нельзя, ибо если креститься не имея веры и жить жизнь не верующего человека это приведёт к ещё большему обсуждению. Здесь логично возникает вопрос, зачем крестить младенцев, которые не только веры не имеют, но у них нет и разума как такового. Ведь потом вырастая многие живут неверующей жизнью и как вы говорите подвергнуться ещё большему осуждению. К тоже крещение младенцев акт против их воли. Спасибо 4 Ответа Родители воспитывают детей, причём иногда и вопреки их воле. Кто-то не хочет учиться, кто-то желает есть только сладости и целый день пленяться гаджетами… Тем не менее, родители стремятся дать детям лучшее. К самому лучшему и важному относится духовное развитие ребёнка. Ребёнка крестят в какой-то степени авансом, по вере родителей и крёстных. Именно “в какой-то степени”, т.к. нам неведомо насколько открыт духовный мир для младенца. Вряд ли какой родитель считает своего ребёнка бесом, которому должен быть чужд Бог и его Царство, все мы хотим дать детям лучшее и поэтому Церковь их крестит по нашей вере, которой мы обязуемся зажечь их сердца. Младенца приносят в храм, как четверо ближних принесли ко Христу расслабленного в Капернауме и Он, по вере их , простил ему грехи. Вера — это состояние динамическое, она может ослабевать, может возрастать, может даже теряться и обретаться вновь. Если крестить дитя в сознательном возрасте, то самый важный возраст, когда человек формируется, он будет лишён Таинства Святого Причащения, полноты участия в церковных богослужениях, духовного развития. Вера — это не просто интеллектуальный выбор, это и опыт, зачем же лишать ребёнка этого опыта?.. Крещение — это не только “присяга на верность” Богу, но и прямая сакральная защита человека, который иначе оказывается крайне уязвимым против духов зла. Беспомощному ребенку такая защита особенно необходима. Поэтому младенцев крестят без их согласия, которого они в силу возраста дать не могут. Крестят по желанию и вере их родителей и восприемников (крестных родителей). Эти лица и берут на себя обязательство перед Богом воспитать ребенка в христианстве.

http://azbyka.ru/vopros/zachem-krestit-m...

Разделы портала «Азбука веры» О загробной участи некрещёных младенцев, не сподобившихся почему-либо св. крещения и мертворожденных, а также о том, какая должна быть за них молитва В Избранное (Составлено по учению свв. Отцов и учителей Православной Церкви) По верованию Православной Церкви, умершие младенцы православных родителей, не сподобившиеся св. крещения, а равно и мертворожденные, у Человеколюбца Бога не будут забыты. Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (29 декабря) в лике святых 14000 младенцев за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме (Жития святых, дек.). Из св. отцов Церкви св. Григорий Нисский о судьбе младенцев вообще пишет: « Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив, или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелью, потому что Бог, по лучшему Своему промышлению, предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить во зле » (ч. 4, стр. 359, изд. 1862 г.). Св. Григорий Богослов говорит: « Последние (т.е. не сподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания » (Сл. на св. Крещ., ч. 3, стр. 242–243, изд. 1889 г.). Участь младенцев, умерших некрещеными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежною. Св. Апостол Павел говорит о тех детях, у которых отец христианин, а мать некрещеная, что дети эти « святые суть » ( 1Кор.7:14 ). Наши же мертворожденные младенцы имеют и родителей, и предков православных. Кроме того, дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их матерями; нося их в своей утробе, матери их каждодневно молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись со Христом Господом в таинстве св. Причащения. А когда их матерям пришло время разрешиться ими, они с теплою верою прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно.

http://azbyka.ru/o-zagrobnoj-uchasti-nek...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Восприемники (крестные) – в Таинстве Крещения свидетели, поручители за веру крещаемого, обязанные наставлять его в правилах христианской жизни. Институт восприемников существует с первого века христианства. Первые письменные упоминания о восприемниках относятся ко второму столетию. Поручители в Древней Церкви были в первую очередь у взрослых, а не у детей. Участие восприемника в Крещении упоминается в 45 (54)-м каноне Карфагенского Собора : «Болящие, которые за себя отвечать не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью». В сочинении «О церковной иерархии» корпуса «Ареопагитик» функции восприемника описаны подробно. Вполне естественно, что у детей восприемниками могли быть их биологические или приемные родители. Свт. Кесарий Арелатский (VI в.) пишет:  «При Крещении вопрошают нас: отрицаемся ли мы от сатаны? И мы свободно отвечаем: отрицаемся. А как этого не могут заявлять дети, то поручителями за них становятся их родители» . Однако есть и другие свидетельства, где восприемники намеренно избирались из церковной общины. Так, автор трактата «О церковной иерархии» (V–VI в.) пишет, что апостолы «положили принимать младенцев по священному чину так, чтобы естественные родители приводимого ребенка передавали его какому-либо посвященному в тайны божественного учения доброму руководителю, которым бы впоследствии дитя было руководимо как духовным отцом и наставником на стезях спасения» . Позднее, в церковном сознании, на основании 53-го канона Трулльского собора, закрепилось представление о невозможности родителям быть восприемниками своего ребенка. По обычаю древней Церкви, в крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. Но в более позднее время в Крещении, которое, по учению Церкви, становится духовным рождением человека, как и в случае с физическим рождением, стали участвовать два восприемника — крестные отец и мать. Однако это никогда не было правилом, так что и сегодня для совершения Крещения достаточно одного восприемника одинакового пола с крещаемым.

http://azbyka.ru/vospriemniki

Разделы портала «Азбука веры» священник Владимир Хулап " decoding="" title="" Добрый день, дорогие отцы, братья и сестры! История катехизации представляет очень большой материал, который актуален и интересен не только тем, кто занимается историей Церкви или ее богослужения. Она дает нам огромное количество интересных мыслей, подходов, форм, которые могут быть реализованы и в настоящее время. Поэтому я хотел бы указать в церковной истории несколько моментов, которые лично мне кажутся интересными и важными с точки зрения перспективы ее реализации в нашем сегодняшнем опыте Церкви. Итак, катехизация, то есть подготовка взрослых к сознательному принятию таинства Крещения, в Древней Церкви всегда рассматривалась, по крайней мере, как одна из самых важных и актуальных пастырских задач. Если мы взглянем на церковную проповедь, то увидим, что, наряду с благовести- ем, Церковь создает и развивает вторую форму наставления в вере. Она создает специальный институт – институт оглашаемых, институт катехизируемых, институт катехумената, в рамках которого человек должен был перед принятием Крещения научиться основам христианской веры не только интеллектуально, не только рационально, но и научиться жить по Евангелию, научиться реализовывать Евангельские идеалы, которые заповедал нам Христос Спаситель. В истории христианской катехизации условно можно выделить несколько периодов. Я бы выделил три: период апостольский – I век, период со II по начало IV века и далее период IV – V bekob. В текстах Нового Завета мы не находим упоминания о ка- техуменате как особом церковном институте, имеющем определенную продолжительность, четкие формы и содержание. Поэтому именно на Новый Завет, на книгу апостольских Деяний очень часто ложно ссылаются те, кто говорит, что катехизация перед крещением не нужна. При этом указывают и на крещение в день Пятидесятницы, и на крещение евнуха, и на крещение Савла, и на крещение Корнилия сотника. Очень часто я слышал от современных пастырей такие слова, что «мы тоже никого ни к чему не готовим, как в I веке. Пришел человек, мы взяли и сразу его покрестили». Но наши сегодняшние пастырские реалии и реалии I века имеют намного больше различий, чем сходства.

http://azbyka.ru/katehizacija/katekhizat...

Разделы портала «Азбука веры» священник Даниил Сысоев , кандидат богословия Господь наш Иисус Христос дал заповедь Своим ученикам научить «все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). По Его Божественному повелению святая апостольская Церковь и до сих пор совершает это священное таинство, в котором «верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую» (Пространный христианский катехизис). По учению Священного Писания, в крещении омываются все грехи (см.: Деян.22:16 ), человек участвует в смерти и воскресении Христа Спасителя (см.: Рим.6:3–5 ), облекается во Христа (см.: Гал.3:27 ), становится чадом Божиим (см.: Ин.3:5–6 ). А потому само крещение, по прямому и недвусмысленному слову Библии, спасает нас воскресением Христовым (см.: 1Пет.3:21 ), и без истинного крещения невозможно спастись (см.: Ин.3:5 ; Мк.16:16 ). Именно из столь великого значения данного таинства каждому крайне важно знать, омыт ли он водами священной купели или нет, оправдан ли он кровью Христовой или еще доныне тлеет во грехах своих. Ведь если человек думает, что он очищен, а между тем грех его на нем пребывает, то ему ничем не поможет ложная уверенность. Примером этого может служить лечение рака, когда уверенность в том, что врач удалил опухоль, ничем не поможет тому, кому на деле опухоль не удалена. Особенно это важно знать тем, кто, читая Священное Писание, поверил в Господа Иисуса Христа и решил, что этого достаточно для спасения. К сожалению, знание о Враче не тождественно исцелению. Еще необходимо приступить к духовному лечению и отдать свою душу в руки Небесного Хирурга, Который отсечет от сердца наросты греха водами крещения. Приходится слышать от самых разных людей, что креститься можно и не в Православной Церкви. Многие были крещены различными проповедниками в бассейнах на стадионах, многие получили крещение в различных евангельских общинах, и при этом они искренно считают себя возрожденными детьми Божиими, нашими братьями во Христе, готовыми даже приступить к Христовой чаше в наших храмах. Но так ли это? Можно ли признать истинным крещение радикальных протестантов (так называемых евангельских христиан) – баптистов, харизматов, методистов и последователей других подобных движений?

http://azbyka.ru/mozhno-li-priznavat-kre...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство священник Василий Куценко Тайны крещенской воды " decoding="" title="" > ( 2  голоса:  5.0 из  5) Оглавление 19 января, в день Крещения Господа нашего Иисуса Христа, православные храмы переполнены, около них даже бывают очереди. Почему? Все просто: в этот праздник совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, Крещение сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Священник Василий Куценко, клирик храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, развеет некоторые из них. Только Великая агиасма Существует распространенное мнение, что есть вода «богоявленская», а есть «крещенская». Отличаются эти «воды» датой освящения — 18 января (в крещенский сочельник) и 19 января (в день Крещения Господня). Но это мнение — заблуждение. Действительно, Великое водоосвящение совершается дважды. Первое водоосвящение — накануне праздника Крещения, 18 января, второе — в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января — вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби — иордани. Крещение в Крещение? На Крещение Господне есть традиция купания в проруби. Но это именно купание, а не Таинство Крещения, как полагают некоторые люди.

http://sueverie.net/tajny-kreshhenskoj-v...

Скачать epub pdf Слово на праздник Крещения Господня. О внутренней крещенской благодати 9 Явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце ( Тит. 2:11–12 ). Вот слова апостольского чтения в честь великого праздника Крещения Господня, на которых мне хотелось бы в данную минуту остановить ваше внимание, возлюбленные во Христе братия и сестры. Здесь говорится о явлении благодати, которая, по учению Ап. Павла, делает нас целомудренными, праведными и благочестными, т.е. святыми. Что же это за благодать, о которой говорит здесь Апостол, как о средстве к стяжанию святой спасительной жизни? По учению преподобного Иоанна Кассиана , надо различать два вида благодати: благодать внешнего промышления, через которую Господь действуст во всем мире или непосредственно, или посредством Ангелов, людей и даже видимой природы; и благодать, как внутреннюю божественную силу. Именно эту последнюю благодать и надо разуметь в данных словах св. Апостола. Она действовала в жизни первых людей в раю и была источником их истинного ведения, святости и блаженства. После же падения наших прародителей она оставила их, и потребно было Спасителю воплотиться, пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы сия благодать опять была дарована людям. Эта милость Божия и излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святый в Своей многообразной благодати сошел на Апостолов, как истина ( 1Ин. 5:6 ; Ин. 15:26, 16:13 ), как сила ( Деян. 1:8 ) и как утешение ( Ин. 14:16, 26, 15:26, 16:7 ), или божественная радость. С тех пор благодать Святого Духа стала подаваться верующим в Церкви через таинства крещения и миропомазания для возрождения нашего ума, воли и сердца. Как возрождающая божественная сила, она стала царствовать внутри нашего существа, в самом сердце человека. До появления этой благодати, как учит великий из св. отцов Блаженный Диадох , в сердце царствовал грех, а благодать действовала совне. А после явления благодати грех действует на человека совне, а благодать – в сердце. В этом, между прочим, состоит различие между Ветхим и Новым Заветом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Слово на праздник Крещения Господня. О внутренней крещенской благодати Вот слова апостольского чтения в честь великого праздника Крещения Господня, на которых мне хотелось бы в данную минуту остановить ваше внимание, возлюбленные во Христе братия и сестры. Здесь говорится о явлении благодати, которая, по учению Апостола Павла, делает нас целомудренными, праведными и благочестными, т. е. святыми. Что же это за благодать, о которой говорит здесь Апостол, как о средстве к стяжанию святой спасительной жизни? По учению преподобного Иоанна Кассиана, надо различать два вида благодати: благодать внешнего промышления, через которую Господь действует во всем мире или непосредственно, или посредством Ангелов, людей и даже видимой природы; и благодать, как внутреннюю божественную силу. Именно эту последнюю благодать и надо разуметь в данных словах св. Апостола. Она действовала в жизни первых людей в раю и была источником их истинного ведения, святости и блаженства. После же падения наших прародителей она оставила их, и потребно было Спасителю воплотиться, пострадать, умереть и воскреснуть, чтобы сия благодать опять была дарована людям. Эта милость Божия и излилась на нас, когда, по обетованию Христа, Дух Святой в Своей многообразной благодати сошел на Апостолов, как истина (Иоан. 5, 6; Иоан. 1, 5. 26; 16, 13), как сила (Деян. 1, 8) и как утешение (Иоан. 14, 16. 26; 15, 26; 16, 7), или божественная радость. С тех пор благодать Святого Духа стала подаваться верующим в Церкви через таинства крещения и миропомазания для возрождения нашего ума, воли и сердца. Как возрождающая божественная сила, она стала царствовать внутри нашего существа, в самом сердце человека. До появления этой благодати, как учит великий из св. отцов Блаженный Диадох, в сердце царствовал грех, а благодать действовала совне. А после явления благодати грех действует на человека совне, а благодать — в сердце. В этом, между прочим, состоит различие между Ветхим и Новым Заветом. Конечно, по существу мы никогда не определим, чтó такое благодать Божия. Св. Макарий Великий учит, что как Бог непостижим в Своем существе, так не может быть познана в своей сущности и благодать Святого Духа, ибо она есть неотделимая от Бога Его божественная сила. Вот почему Сам Господь, предлагая учение о благодати, как действии Святого Духа, прибегал к приточным формам. Ее Он имел в виду, как говорит св. Симеон Новый Богослов, когда сказал: «Огня приидох возрещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» (Лук. 12, 49). Ту же благодать Святого Духа Господь имел в виду, когда в последний великий день праздника возгласил: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет». «Веруяй в Мя... реки от чрева его истекут воды живы. Сия же рече, — замечает евангелист, — о Дусе, Его же хотяху приимати верующии во имя Его» (Иоан. 7, 37-39).

http://pravoslavie.ru/50995.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010