Крещение детей. Над кем совершается таинство крещения? Священнодействие крещения должно совершать над всеми кто обращается «от тьмы к свету, от власти сатаны к Богу» ( Деян. 26:18 ), кто отрекся от сатаны и его царства и переходит в Царство Божие, в общество Христово, в Церковь Его. Нет ли какого-либо другого средства, или священно действия, которым можно было бы войти в Церковь ? Нет, потому что и Спаситель сказал: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» ( Ин. 3:5 ). Поэтому и выясняется в Писании, что крещение есть как бы дверь, которою входят в Церковь ; крещение есть священнодействие, присоединяющее к Церкви; так и говорится о крестившихся в день Пятидесятницы, что их «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» ( Деян. 2:41 ). Посему обо всех христианах сказал Ап. Павел: «все мы одним Духом крестились в одно тело» ( 1Кор. 12:13 ), «которое есть Церковь » ( Кол. 1:24 ). Кого же можно принимать в Церковь Христову? Всех, приходящих ко Христу, – и взрослых и детей. «Приходящего ко мне не изгоню вон», – сказал Спаситель ( Ин. 6:37 ). Неужели и детей должно приводить ко Христу? Должно, и никто не может воспрепятствовать этому. Еще до прославления Своего Господь выяснил это следующим обстоятельством. «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Мк 10:13–15 ). Допускают ли сектанты детей ко Христу через крещение? Нет, не допускают, хотя Спаситель ясно сказал, что не должно препятствовать детям приходить ко Христу. Все сектанты, за исключением одной-двух молоканских сект, отвергают христианское крещение детей. Чем оправдывают сектанты свое безумно-жестокое отношение к детям? Сектанты говорят, что дети спасутся и без крещения, потому что-де Спаситель сказал о детях: «таковых есть Царствие Божие» ( Мк. 10:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Крещенская вода, богоявленская вода – вера, мифы и суеверия Можно ли добавлять в ванну, давать животным и обливаться «от сглаза» 17 января, 2020 Можно ли добавлять в ванну, давать животным и обливаться «от сглаза» Каждый год в преддверии праздника Крещения Господня на сайт приходят десятки вопросов о крещенской воде, богоявленской воде, святой воде – где брать, как принимать, надо ли купаться, сколько раз набирать? Публикуем ответы священников на самые частые вопросы о крещенской воде. Будет ли купание крещенским, если мороза нет В какой день брать святую воду, 18 или 19 января? Чем отличается крещенская вода от богоявленской воды? Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18 и 19 января. Поэтому нет разницы, когда вы возьмете воду — 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской. Никакой разницы между водой, освященной 18 и 19 января, НЕТ. Иоанн Креститель совершал обряд, называемый «крещением». Но само понятие креста, как символа христианства, от которого, как мне кажется, происходит слово «крещение», пришло с распятием Христа, то есть позднее самой смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было «крещение», а не, к примеру, «омовение»? В греческом тексте Евангелий Крещение обозначено глаголом «баптизо» — погружать, а в первом значении — хоронить. Это вполне соответствует контексту и смыслу действий Иоанна Крестителя. Термин «Крещение» возник при собственно славянском переводе Евангелий, когда такое специфическое действие было свойственно, прежде всего, христианству. Однако точных сведений об истории данного термина мне найти не удалось. Весьма вероятно, что Таинство Крещения пришло в славянский мир раньше, чем термин для него. Возможно, именно поэтому был избран именно такой термин, как более наглядно объясняющий то, что происходило на Иордане, и теперь уже неразрывно связанный в представлении людей с принятием Христа. Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским? В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное — это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, глас Бога Отца с небес «Сей есть Сын Мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день — это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

http://pravmir.ru/kreshhenskaya-voda-bog...

Н.Р. Антонов XV. Право священнодействования Итак, два важных догматических права – учительства и управления – по Аксакову, присущи и мирянам. Что же он думает относительно третьего права – права священнодействовать? Уже в сочинении «Духа не угашайте» есть такие места, которые ясно говорят, что это право может также принадлежать мирянам. Он вспоминает Тертуллиана – «Право давать крещение, свидетельствуя об обычаях и воззрениях своего времени, имеет первосвященник, который есть епископ, затем пресвитеры и диаконы, но, однако, не без соизволения епископа ради чести церковной, сохранением которой сохраняется мир». Затем, переходит Тертуллиан к праву мирян в случае необходимости подавать крещение. «Итак, говорит Аксаков, право и обязанность подавать крещение в строгом смысле принадлежит только епископу, и только по нужде, с соизволения епископа, переходит от него к пресвитеру. Нужда эта состоит, прежде всего, разумеется, в географической отдаленности от места, где должно происходить крещение, места жительства епископа. По нужде же право и обязанность крещения переходит и к диакону»... «Но, продолжает Аксаков, приведенные выше слова Тертуллиана свидетельствуют, что и миряне, вообще говоря, имеют право крестить, хотя в случае нужды, если не призываются епископы или пресвитеры, или диаконы, ибо от равного получаемое, равным же и дается, вследствие чего и крещение может быть совершаемо всеми» 111 . Обобщая различные свидетельства церковной древности, и основываясь на словах Тертуллиана , Аксаков обмолвился следующей тирадой: – «По учению православной Церкви всякий верующий христианин молитвенно может совершать таинство крещения, но, ради сохранения порядка церковного, не должен делать этого (пользоваться этим правом, как говорят Тертуллиан и блаженный Иероним ), если это не вытребывается необходимостью. Право и обязанность крещения принадлежат только епископу, но в виду необходимости, соизволением его, передаются пресвитерам, а за отсутствием пресвитера и диакона, и всякий верующий мирянин, и простой монах, и даже женщины по необходимости могут и должны совершать крещение. Интересы спасения Церковь ставит выше интересов порядка, ибо порядок, строй – есть средство ее, а не цель 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 124. Духовный аборт Крещение во осуждение 14.04. Великая Пятница 7ой седмицы поста Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы начнем разговор с упоминания той константинопольской традиции, согласно которой литургия Великой Субботы – главного крещального дня в древнем Кполе, начинается пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…». В былые времена этот стих (из послания ап. Павла к Галатам) служил припевом к стихам 31 псалма с которым новокрещеные переходили из баптистерии в храм св. Софии для миропомазания и участия в предстоящей Литургии. И если сегодня эти слова служат нам лишь напоминанием о том, что все во Христа крестившиеся, должны во Христа облечься, то когда-то данным крещальным стихом завершалось реально происходившее (во время чтения паремий на вечерне) Крещение оглашенных, прошедших курс обучения в период Великого Поста. Это обстоятельство подает нам повод обсудить такое явление в нашей Церкви как предосудительное крещение. Да, да, вы не ослышались! Бывает Крещение не в оправдание, а в осуждение. И чтобы понять о чем идет речь, надо сначала выяснить, что собой представляет Крещение от воды и Духа? – Согласно катихизическому определению оно есть таинственное рождение «нового человека», который начинает свою жизнь во Христе и в котором начинает Свою жизнь Христос. И как невозможно вступить в естественное существование, не родившись по закону естества, так невозможно вступить и в общение с Богом без святого Крещения, которым мы вступаем в новое бытие ( Тит. 3, 5 ). Но как рождение может не состояться по ряду причин, так и Крещение может не совершиться, если не будет выполнен ряд условий. Что это за условия? 1) Без чего не может состояться физическое рождение? – Без зачатия…. Зачатие – первое и главное условие рождения. И как в мире физическом образование зародыша происходит через соединение семени, с одной стороны, и яйцеклетки – с другой, так и зародыш духовной жизни образуется соединением Божественной воли и воли человеческой. Здесь важен момент сознательного избрания новой жизни и свободного устремления навстречу Божественной благодати.

http://azbyka.ru/video/124-duhovnyj-abor...

Протоиерей Алексий Уминский: Человек в храм приходит не к прокурору, не к начальнику, не к волшебнику – а к своему Отцу Проповедь на литургии о смысле Таинства евхаристии 27 октября, 2015 Проповедь на литургии о смысле Таинства евхаристии В минувшую субботу в храме Святой Троицы в Хохлах (Москва) прошла уже третья «детская» литургия, организованная, в том числе, для подопечных детского хосписа. «Многие из вас впервые причащаются или подводят к причастию своих детей, поэтому мне важно объяснить, в чем смысл этого таинства», – сказал во время проповеди настоятель храма протоиерей Алексий Уминский. В Православной Церкви есть таинства и есть обряды, между ними определенная разница. Таинства – это непостижимое уму божественное действие на человека, которое его преображает и делает богоподобным. Действие, во время которого человек и Бог бывают очень близки друг другу. Причем все таинства установлены Богом, о них мы можем прочесть в Евангелии. Первое таинство, важнейшее для каждого из нас, без которого мы не станем христианами, – Таинство крещения . Многие воспринимают крещение как традицию, как благочестивый обряд, который дает почувствовать себя в национальной культурной среде, но крещение по своей сути не имеет отношения ни к истории отечества, ни к национальности, ни к традиции, ни к культуре, а имеет отношение только к одному: в крещении человек рождается в Боге. Если наши дети принадлежат, как нам кажется, нам – по плоти и крови, по факту их рождения, по тому, что мы их воспитываем, кормим, заботимся о них, мечтаем об их светлом будущем, – то в Таинстве крещения мы отдаем своего ребенка в купель, чтобы он стал ребенком Бога, стал Ему принадлежать. Тем самым мы даем поручительство воспитать этого ребенка в вере, в хранении заповедей Христовых, в благочестии, чистоте, в Евангельской истине. Часто этого мы, к сожалению, не выполняем, но суть крещения именно в этом. Следующее таинствоТаинство миропомазания , через которое Дух святой подается человеку, зажигает его божественным огнем, через это человек сам начинает стремиться к Богу. Ведь в мире все, что ни есть, стремится вниз: камень ли подбросишь вверх, он упадет, человек ли споткнется, – падает вниз. По законам падшего мира и мы живем. Только одно вещество стремится вверх – огонь, вот такое чудо. И человек, зажигаясь божественным огнем через Таинство миропомазания, через вхождение Духа святого, начинает все время тянуться сердцем к Богу, вверх.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

§ 202. Божественное установление таинства Крещения Божественное установление таинства Крещения несомненно. Для подтверждения этой истины не станем указывать на крещение Иоанново, хотя и оно было с небеси ( Марк. 11, 30 ): потому что Иоанново крещение служило только прообразом крещения Христова ( Матф. 3, 11 ; Марк. 1, 8 ; Лук. 3, 16 ), только приготовляло, и притом одних Иудеев, к принятию Мессии и Его царства ( Матф. 3, 1. 2 ; Лук. 1, 16; 3, 3 ); было только крещением покаяния ( Марк. 1, 4 ; Деян. 19, 4 ), и не возрождало благодатию Св. Духа, так что крестившиеся Иоанновым крещением должны были впоследствии креститься еще крещением Христовым ( Деян. 19, 2–6 ) 873 . Не станем указывать и на крещение самого Христа Спасителя от Иоанна, хотя Господь здесь, как говорит св. Златоуст, «исполнив крещение иудейское, отверз двери и Крещению Церкви новозаветной» 874 , хотя своим нисшествием в струи Иорданские Он освятил естество вод для освящения ими всего человечества 875 , и хотя здесь видим уже, что на крестившегося Иисуса сошел Дух Святый, подобно тому, как нисходит возрождающая благодать Его на каждого из верующих в христианском таинстве 876 . Не станем, наконец, указывать на крещение, которое совершали ученики Господа Иисуса еще во дни Его земной жизни; потому что и оно, по замечанию св. Златоуста, ничем не было отлично от крещения Иоаннова 877 , совершалось современно с ним, а не заменило его собою ( Иоан. 4, 1. 2 ), относилось к одним Иудеям (3, 22. 23); и след., подобно Иоаннову, только приготовляло их чрез покаяние к принятию явившегося Мессии и ко вступлению в Его благодатное царство ( Матф. 10, 7 ). Все это были только предуказания на христианское таинство Крещения, прообразы его и как бы предначатки. Самым же делом Господь установил таинство Крещения уже по воскресении Своем, когда, искупив нас Своею бесценною кровию и стяжав ею право раздавать верующим дары Св. Духа ( Иоан. 7, 39 ; 2Петр. 1, 3 ; 1Кор. 1, 4 ), торжественно сказал ученикам Своим: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В сочинениях древних отцов и учителей церкви миропомазание называется το πνεματος δσις, дарованием Духа, – βεβαισις, или confirmatio; утверждением, – σφραγς или Signaculum, печатию, с присоединением иногда dominicum, иногда spirituale, иногда frontium, иногда vitae aeternae, – sacramentum Spiritus, таинством Духа, – sacramentum chrismatis, таинством помазания, наконец – χρσμα или, у латинских писателей, unctio, помазанием, с присоединением иногда mystica, иногда salutis. – Эти различные названия совершенно ясно показывают, что миропомазание в древней христианской церкви считалось таинством, отличным от крещения. Правда, у древних церковных писателей и крещение называлось также «печатию»; так что для определения того, миропомазание или крещение разумеется у того или другого церковного писателя под именем «печати», необходимо внимательное изучение целого сочинения этого писателя. Но все остальные названия прилагаются единственно и исключительно к миропомазанию, как, с другой стороны, есть названия исключительно и единственно прилагаемые к крещению. Поэтому, в языке древней церкви мы имеем совершенно достаточное средство для различения этих двух таинств одного от другого. Внутренняя связь, в которой первенствующие века христианской церкви поставляли крещение и миропомазание, и обычай древней церкви совершать миропомазание непосредственно вслед за крещением, так же мало доказывают тождество этих двух таинств, как и обычай совершать евхаристию вслед за крещением и миропомазанием не дает права утверждать тождество евхаристии с миропомазанием и крещением. – Кроме того, древние церковные писатели крещение и миропомазание прямо называют двумя отдельными таинствами. Так, на карфагенском соборе, бывшем под председательством св. Киприана карфагенского , Немезиан тубулейский говорил: «неправильно толкуют некоторые (разумеется папа Стефан, полагавший, что для принятия еретиков в церковь не следует совершать над ними крещения, а достаточно одного возложения на них рук), говоря, что они (т. е. еретики) чрез возложение рук получают Святого Духа и таким образом принимаются в лоно церкви, ибо очевидно, что они должны возродиться в соборной церкви обоими таинствами, in utroqae sacramento» (т. е. крещением и возложением рук при миропомазании). Точно так же и сам св. Киприан говорит: «Не довольно для них (разумеются те же самые еретики) возложения рук, чтобы получить Святого Духа, если не примут еще и крещения церкви. Ибо тогда только они могут вполне освятиться и быть чадами церкви, когда возродятся обоими таинствами, utroqae sacramento». Из слов Немезиана и Киприана ясно видно, что крещение и миропомазание в древней христианской церкви считались двумя отдельными и самостоятельными таинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Г.С. Битбунов Богоявление Господне Событие праздника Богоявлением настоящий праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства: Мф. 3:13–17 ; Мк. 1:9–11 ; Лк. 3:21–22 ; Ин. 1:33–34 . Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился на священной реке Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Бог Свет явился просветить седящих во тьме и сени смертней ( Мф. 4: 16 ) и спасти по благодати падший человеческий род. Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имеет большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. Крещение Христа в водах Иорданских, таким образом, имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Крещение Христа Спасителя явилось фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в Таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения ( Мф. 28:19–20 ). Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в Таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению. При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице. Крестившись от Иоанна, который затрепетал от просьбы Христа, Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией. Проблемы эортологического синкретизма: праздники Крещения Господня и Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления священник Илия Шугаев " decoding="" title="" Оглавление Крещение – это Таинство от Бога, которое сообщает душе верующего невидимую благодать Духа Святого для рождения её в жизнь вечную. В Крещении мы очищаемся от греха и даем обет Богу жить единой жизнью с Церковью и по воле Божией. Что это значит, не знают многие люди, желающие принять Крещение. Поэтому сначала необходимо научение вере, затем – принятие Таинства. Брошюра просто и доходчиво раскрывает основные положения православной веры, рассказывает о Церкви и ее Таинствах, помогает читателю понять, в Кого мы веруем, подробно объясняет, как проходит чин Крещения. Кроме того, автор обращается и к родителям, которые решили крестить своих младенцев. Как подготовиться ко Крещению, чтобы принятое Таинство не послужило человеку в суд и осуждение, – основная задача предлагаемой книги. Зачем нужна подготовка? Сейчас все чаще во многих храмах перед совершением таинства Крещения проводятся приготовительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих людей такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше все было проще – пришел в храм, и тебя крестили. Действительно, почему нельзя крестить человека без подготовки, ведь, если он пришел, значит, хочет креститься, и зачем препятствовать этому? Как это ни странно звучит, практика «пришел и крестился» – это плод гонений на Церковь со стороны советских властей. Действительно, если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг, то он совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения. Но до времен гонения подобной практики не существовало. Конечно, большинство людей в дореволюционное время крестилось в младенчестве, никак не готовясь ко Крещению. Ребенку объяснять что-либо еще рано, а родители уже давно все крещены и знают все необходимое для верующего человека. Но если святое Крещение желает принять человек взрослый, например, мусульманин, иудей или язычник, то по церковным правилам священник не имеет права крестить его сразу же. Только после сорокадневной подготовки, во время которой священник обязан был научить готовящегося основам христианской веры, можно было приступить ко Крещению.

http://azbyka.ru/katehizacija/esli-vy-re...

Среди различных сект старообрядческих есть и секта нетовцев, или, как они себя именуют, секта «по Спасову согласию». В их обществе наставники не совершают ни одного таинства. Крестить младенцев они посылают своих согласников в православную церковь ; но в правильность и действительность этого крещения они не веруют и стараются в то самое время, как происходить крещение, дополнить его раздаянием милостыни между своими, особенно милостыни хлебом, прося помолиться, чтобы совершаемое крещение вменилось в действительное крещение. Исповедь у нетовцев не совершается, а только читают молитву, именуемую «скитание покаяние», в которой содержится воспоминание всяких грехов. А так как нетовцы, вместе с поморцами и другими беспоповцами, почитают православную Церковь горше всех древних еретиков и сами сомневаются о совершающемся в православной Церкви, приемлемом ими, крещении: то поморцы и прочие перекрещенники сильно нападают на них доводами от Изложения патриарха Филарета, в коем повелевается перекрещивать всякого еретика, – говорят, что нетовцы крещены еретиками, и потому крещение это, как еретическое, не должно принимать, но крещенных им должно снова перекрещивать. Не зная, что сказать на это, нетовцы отвечают только: «Хотя и еретик крестил, да в три погружения! – И мы надеемся на Спасову милость, – какой есть недостаток в крещении, Спас восполнит; а крещение, совершенное с троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святого Духа, повторять мы боимся». За это слово: «мы надеемся на Спасову милость» нетовцы себя и зовут «по Спасовой милости», «Спасово согласие». Таким образом нетовцы из опасения повторить троекратное погружение, совершаемое с приглашением имени Святой Троицы, избегают греха второкрещения. Нетовцами же их зовут потому, что у них нет ни одного ими самими совершаемого таинства. И желающих вступить в брак нетовские наставники посылают венчаться в церковь православную, – говорят: «Без венчания не живи, не годится! – Лучше повенчаться! Хошь и еретик, да поп!» Но кроме этого обращения за таинствами крещения и брака, нетовцы с православной Церковью никакого общения не имеют и гнушаются ею, как еретической. С православными не молятся вместе, не едят и не пьют, зовут их «мирскими», и своих, которые с православными хотя и не молятся, но вместе едят и пьют, называют «полумирскими». Особенно православных священников гнушаются, как еретиков, и всего более заботятся, чтобы при смерти не оскверниться каким-нибудь с ними общением, – чтобы покойника не отпевал священник православный, о том все их тщание. Но так как при крещении и браках они записаны в церковный метрики, то и числятся по метрикам православными, будучи сущие раскольники.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010