Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье (последний день (воскресенье) перед Великим постом) Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис Евангельский текст Методический материал Толкования Св. Отцов Евангелие от Матфея, глава 6 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Мф 6:14–21) Методический материал Вопросы на понимание текста В этом отрывке три смысловые части. Чему посвящена каждая часть? Вы можете ответить на вопросы здесь . Вопросы на понимание смысла текста Вы можете поделиться своими размышлениями здесь . Вопросы для индивидуального размышления Запишите свои ответы в блокнот. Если хотите, поделитесь своими мыслями здесь . Прочтите толкования Святитель Игнатий (Брянчанинов) Святитель Афанасий Великий Протоиерей Димитрий Смирнов Священник Иоанн Павлов. Проповедь. Смысл поста Святитель Игнатий (Брянчанинов) «Если не будете прощать людям согрешения их, — возвещает ныне чтенное Евангельское учение, — то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6:14–15). Таким известием встречает нас святая Церковь во вратах поста! Такое условие она предлагает нам на самом пороге в духовный чертог покаяния. Мы намереваемся доказать наше раскаяние в различных греховных увлечениях различными лишениями и удручениями телесными: Евангелие требует от нас милости прежде жертвы, чтобы жертва была благоприятна Богу. Все, желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий — и отпустите, простите ближним согрешения их пред вами.

http://bible.predanie.ru/nedelya-syropus...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Великопостная служба Великий пост начинается с подготовительных недель. Они носят названия: О мытаре и фарисее (лишь воскресный день, без седмицы); О блудном сыне (с седмицей); Мясопустная (с седмицей); Сыропустная (сырная) седмица, или Масленица . В первую, О мытаре и фарисее, мы вспоминаем евангельских персонажей: горделивого фарисея и сокрушающегося о грехах своих мытаря. Напоминанием о них Церковь показывает нам, какой путь духовно более перспективен. А таким является путь кающегося мытаря. Заметим, не вообще мытаря, но кающегося мытаря. Так и мы, какие бы мы ни были грешные и недостойные, имеем возможность прийти к Богу и оплакать грехи. И быть прощены и приняты в общение с Отцом Небесным. Неделя О блудном сыне напоминает нам, что возвращение к Отцу – возможно. Как часто мы, священники, слышим от людей: «Я такой грешный, что мне нет прощенья…» Где-нибудь в армии, где человек важен не как личность, а как винтик огромной машины, кающегося предателя наказывают. Но в семье, где каждый ребенок дорог, где нет, как мы знаем, взаимозаменяемых детей, кающегося предателя прощают, обнимают, прижимают к себе. То, что Бог готов простить и принять любого человека, – свидетельство, сильнее которого нет, что мы – дети Божии, а Он – наш любящий Отец. Следующая седмица, Мясопустная, называется так оттого, что в течение этой недели мы последний раз едим мясо и опускаем его употребление. В воскресенье, первый ее день, мы вспоминаем Страшный Суд, который неминуемо нас ожидает. Наконец, Сырная неделя, или, в народном употреблении, Масленица, – это седмица, в течение которой мы уже не едим мясо, но употребляем в пищу молочные продукты: масло, сыр, молоко, яйца и проч. Эта неделя характерна тем, что мы ходим друг к другу в гости, угощаемся и угощаем, участвуем в русских народных забавах и потехах. Последний день Масленицы – воскресный, и он называется Днем воспоминания Адамова изгнания из Рая. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные недели начинает петь на утрени перед каноном трогательные тропари: «Покаяния отверзи ми двери… На спасение стези настави мя, Богородице… Множество содеянных мною лютых…»

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великий пост: время скорби или радости? Несколько слов о церковных датах февраля 15.02.2012 644 Время на чтение 3 минуты «Что за унылые люди эти православные! Только что, перед Рождеством, сорок дней постились, не успели оглянуться - у них уже Великий пост. Ну, казалось бы, хоть в промежутке-то можно расслабиться, устроить, к примеру, какой-нибудь карнавал, как в Венеции или в Рио, так нет, они, оказывается, за месяц уже к посту готовятся, и в церкви у них все про покаяние да про Страшный суд. Только на Масленицу и погуляют немножко, но тут же начинают у всех прощения просить, и потом - до самой Пасхи - только про слезы да про грехи...». Так или примерно так воспринимается церковная православная жизнь со стороны. А изнутри? Вторая неделя подготовки к Великому (12 февраля/30 января), которая называется Неделей о блудном сыне, действительно начинается плачем - накануне воскресения, когда на Литургии будут читать всем известную евангельскую притчу, на Всенощной впервые запоют 136-й псалом: « На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом... », - плач о нашем духовном плене и утраченном Небесном отечестве. Но разве не с тоски по дому начинается радость возвращения? А накануне следующей недели - о Страшном Суде (19 февраля/6 февраля) - Церковь отмечает Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу (10 февраля/28января). В этот день она молится обо всех усопших - не только о благочестивых христианах, но и обо всех скоропостижно ушедших без покаяния и церковного напутствия, погибших во время войн и стихийных бедствий, убитых, утонувших, замерзших, сгоревших и даже о тех, кто в неведении или умопомрачении окончил жизнь самоубийством. О всех них перед началом Великого поста звучит под сводами храмов наша молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!». И вот, наконец, Неделя сыропустная (26/13 февраля) - воспоминание Адамова изгнания из рая, Прощеное воскресенье и заговение на Великий пост. Как писал митрополит Антоний Сурожский, «в отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения Великого поста - это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить - со всем простором и глубиной, к которой мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

15/28 февраля 2021 года – Неделя о блудном сыне, вторая подготовительная к Великому посту. Накануне этого дня на всенощном бдении поется 136-й псалом «На реках Вавилонских». Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий этого песнопения. Великая Четыредесятница предваряется четырьмя подготовительными неделями. В этот период Постная Триодь предлагает множество богослужебных текстов, которые подготавливают нас к Великому посту. Так, на утрене в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сыропустную после пения полиелейных псалмов (134 и 135) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется также псалом 136 «На реках Вавилонских». Типикон, давая богослужебные указания на утрене в Неделю о блудном сыне, предписывает нам припевать к двум полиелейным псалмам третий псалом: «На реках Вавилонских» со аллилуиею красной . Церковнославянское словосочетание «аллилуия красная» буквально переводится как «аллилуия красивая» . Можно заметить, что Типикон, предписывая петь этот псалом именно так, выделяет его на фоне предшествующих двух псалмов. 136-й псалом состоит из девяти стихов. В церковнославянских текстах Библии он озаглавлен словами: «Давиду Иеремием» . В еврейской Библии псалом не имеет надписания имени автора, в латинской и греческой Библии стоит имя Давида . Существуют различные мнения, связанные с авторством 136-го псалма. Сильная ностальгия по родине, ярко выраженная в нем (стихи 5–6), побуждает думать, что автор был среди тех пленных, которые после указа персидского царя Кира в 538 году до Рождества Христова вернулись в разрушенный Иерусалим. Церковнославянский текст 136-го псалма таков: «Давиду Иеремием. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы нашя. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень» .

http://pravoslavie.ru/137624.html

1/14 марта – Неделя сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье. Предлагаем богословско-филологический комментарий стихиры на «Господи, воззвах» Сыропустной недели «Седе Адам прямо рая». В евангельском отрывке от Матфея, который читается на Литургии в Прощеное воскресенье, говорится о прощении, посте и небесных сокровищах (см.: Мф. 6: 14–21). Данные темы близки каждому православному христианину. Но в этот день вспоминается не менее важная тема – Адамово изгнание. Богослужебные тексты говорят: греховное состояние человека подобно тому состоянию, в котором находился изгнанный из рая Адам. На церковнославянском стихира звучит следующим образом: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго» . Греческий оригинал: «κθισεν δμ, πναντι το Παραδεσου, κα τν δαν γμνωσιν θρηνν δρετο. Ομοι, τν πτ πονηρ πεισθντα κα κλαπντα, κα δξης μακρυνθντα! ομοι, τν πλτητι γυμνν, νν δ πορημνον! λλ Παρδεισε, οκτι σου τς τρυφς πολασω, οκτι ψομαι τν Κριον κα Θεν μου κα Πλστην· ες γν γρ πελεσομαι, ξ ς κα προσελφθην. λεμον, Οκτρμον, βο σοι· λησν με τν παραπεσντα» . Русский перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота): «Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: “Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: помилуй меня, падшего!”» . Адам напротив рая Стихира начинается с того, что нам говорят об Адаме, который сел напротив рая и оплакивал свое изгнание. Стихира и есть молитва Адама, в которой он сокрушается о своем падшем состоянии и взывает к Богу о помиловании.

http://pravoslavie.ru/137900.html

«В пост откажусь от всего, а потом снова будет можно». Как этот подход вредит человеку Почему не надо давать себе заданий и на что реально стоит настроиться 26 февраля, 2020 Почему не надо давать себе заданий и на что реально стоит настроиться Решил в пост не курить, а после – вновь радостно начал. Отказалась от интернета напрочь, но после поста ушла в него с головой. Стоит ли результат приложенных усилий и лишений, и нужно ли специально настраиваться на пост, давая себе задания и отказываясь от всего? Как научиться продолжать духовную жизнь всегда, а не только в Великий пост, рассказывает священник Иоанн Островский, настоятель Знаменского храма в Марьино Красногорского района. Церковь постепенно приводит нас к Великому посту, это касается и изменений в богослужении – начинают звучать покаянные песнопения, литургия служится уже не каждый день, и – изменений в еде, в последнюю неделю перед постом мы уже исключаем мясо, но на нашем столе еще остаются рыбные и молочные продукты. А потом – Прощеное воскресенье, когда все друг у друга просим прощения, примиряемся и, если делаем это по-настоящему, то уже с миром в душе вступаем в Великий пост.  Как почувствовать пост на фоне блинов и гуляний Так что последняя неделя – это помощь вхождению в Великий пост. Масленица как сложившаяся народная традиция к Церкви никакого отношения не имеет, так же, как купание в проруби не имеет отношения к празднику Крещения Господня. Но то, что это не церковный праздник, не мешает верующим ходить в гости к родственникам, поздравлять их, общаться за праздничным столом.  Священник Иоанн Островский И только если блины и гости оказываются не вместе с посещением богослужения, а вместо, то это, конечно, неправильно. Понятно, что среди недели далеко не все могут ходить на богослужения, но если человек придет в воскресенье, внимательно послушает Евангелие о Страшном суде, в среду и в пятницу сыропустной недели начнет делать земные поклоны, внимательно, не формально, читать утреннее и вечернее правило, то он будет чувствовать, что уже приближается пост. И никакого резкого контраста с первой неделей поста и предпостной неделей не почувствует. Даже если ел блины, ходил в гости, гулял с детьми, участвовал с ними в каких-то народных играх. Мы, например, с детьми любим ездить на Красную площадь, где проходят и какие-то концерты, мастер-классы. 

http://pravmir.ru/v-post-otkazhus-ot-vse...

Венчание. Часть 4. Свидетели и тайное венчание. Раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Но сейчас в поручители приглашают друзей и подруг жениха и невесты, зачастую не вступивших в брак и мало что понимающих не только в семейной, но и в духовной жизни. 29 октября, 2009 Раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Но сейчас в поручители приглашают друзей и подруг жениха и невесты, зачастую не вступивших в брак и мало что понимающих не только в семейной, но и в духовной жизни. Продолжение. Смотрите Венчание. Часть 1.  Почему брак – таинство Венчание. Часть 2. Кому нельзя венчаться? Венчание. Часть 3. Брак и ЗАГС В какие дни не совершается Таинство венчания? Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех многодневных постов ( Великий пост , Петров пост , Успенский пост и Рождественский пост ), в Неделю мясопустную (воскресение накануне масленицы), в сырную седмицу (масленица), в Неделю сыропустную (Прощенное воскресение), Пасхальную седмицу (неделя после праздника Пасхи), в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу (накануне воскресного дня), а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем. Разобравшись с препятствиями к совершению венчания и днями, в которые запрещены венчания, стоит коснуться и некоторых других вопросов, связанных с совершением этого Таинства. Часто спрашивают о свидетелях на венчании и их обязанностях.

http://pravmir.ru/venchanie-chast-4-svid...

Подпишитесь на наш Телеграм Последний воскресный день перед началом Великого поста имеет несколько названий. Первое — Неделя сыропустная, дано в связи с тем, что в этот день последний раз христиане вкушают молочные продукты. Но чаще всего можно услышать другое наименование — Прощеное воскресенье . История возникновения Название «Прощеное воскресенье» связано с древней монашеской традицией. Перед тем как разойтись в пустынные местности на период Четыредесятницы, египетские монахи примирялись друг с другом — как в последний раз. Действительно, некоторые из них уже больше не встречались, погибая в сложных для жизни условиях. В этот день Церковь вспоминает изгнание Адама из рая. Синаксарь (сборник объяснений и описаний празднуемого события, предназначенный для чтения за богослужением) напоминает о том, почему Святые Отцы выделили эту историю: «Первая заповедь Бога к людям была о благородстве поста, но Адам, не сохранив эту заповедь и уступив чреву, не только богом не стал, но и смерть на себя навлек и всему роду своему передал пагубу». Значение В Неделю сыропустную на Литургии читается фрагмент о прощении из Евангелия от Матфея (Мф 6:14–21). В нем Христос призывает прощать тех, кто обидел нас, чтобы и Отец Небесный простил нас; не поститься напоказ и творить добрые дела, чтобы наследовать жизнь вечную с Богом. Таким образом Церковь дает последние краткие указания перед вступлением в Великий пост. В этих словах Спасителя выражена основа поста. Апостол Павел в Послании к Римлянам, часть из которого мы слышим в этот воскресный день (Рим 13:11–14:4), подчеркивает, что христианину не должно осуждать тех, кто не постится или постится иначе, чем он сам. Следить надо именно и только за собой: «Кто ест, не унижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим 14:3). Главный Судья для каждого – это Сам Бог. Только Ему решать, кого оправдать, а кого осудить. Перед постом через богослужебные тексты мы обращаемся к истории грехопадения. Вспоминаем, чего были лишены из-за духовного невоздержания прародители Адам и Ева, а вместе с ними все человечество. Одно из песнопений Вечерни наиболее ярко напоминает нам об этом, призывая к покаянию, то есть изменению своего бытия в сторону жизни со Христом:

http://blog.predanie.ru/article/kompas-n...

Прощеное воскресенье 28 февраля 2009 г. 20:00 Воскресный день перед началом Великого поста носит названия: Неделя сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощеное воскресенье. В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание. Повиновение — это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же — все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена. Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия. Причина изгнания Адама — грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, меня прости». Суть обычая просить прощение в конце масленицы духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.

http://patriarchia.ru/db/text/198562.htm...

Что будет в раю? Самые частые вопросы о рае в беседе с прот. Александром Салтыковым 16 января, 2014 Самые частые вопросы о рае в беседе с прот. Александром Салтыковым Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ, долгое время изучал рассуждения святых отцов о творении мира и рая в первозданном мире. Мы попросили отца Александра ответить на наши вопросы о рае. Раю всечестный, краснейшая доброто, богозданное селение, Веселие некончаемое и наслаждение, Слава праведных, пророков красото и святых жилище, Шумом листвий твоих Содетеля всех моли, Врата отверсти ми, яже преступлением затворих. Постная Триодь, неделя сыропустная, стихира на Господи воззвах. О рае Протоиерей Александр Салтыков — Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о выводах, к которым Вы пришли, изучая писания святых отцов о рае. — Моя собственная задача очень скромна ввиду объема моих возможностей. Думаю, что, прежде всего, следует основательно исследовать учение святых отцов о космосе и творении мира и систематизировать его. Здесь можно найти материал для написания десяти диссертаций, но этим занимаются немногие. А между тем все, пишущие о сотворении мира и человека, очень любят ссылаться на святых отцов. То есть, нередко мы видим, как берутся отдельные цитаты и подстраиваются под рассуждения автора. Вряд ли такой подход можно считать научным. Основной чертой учения святых отцов о творении мира было, по моему мнению, внимание к действию Святого Духа. Дух Божий пребывал в сотворенном мире с самого начала его сотворения, и Писание (в древнееврейской версии) уподобляет это действие птице, высиживающей яйцо — именно так переводит древнееврейский текст святой Ефрем Сирин. Мир воспринимался как тварный космос, изначально и непрерывно наполненный жизнью. Эта изначальная наполненность жизнью делает первозданный космос иным, отличным от того, что мы видим сейчас. Столь большой интерес к материи самой по себе, какой мы видим сегодня, появился значительно позднее, уже в Новое время, в Европе, теряющей веру во Христа. Кроме того, для древних имел огромное значение эстетический аспект, о котором либо не упоминают, либо говорят кратко, а то и мимоходом. На самом деле, идея прекрасного — одна из важнейших для понимания Шестоднева. Но это, так сказать, «не современно». Нужно заметить, что сейчас появились богословы, которые понимают все это и стремятся найти новое решение этого вопроса. Я бы назвал Н. Серебрякова и иерея Олега Мумрикова.

http://pravmir.ru/bog-sozdaval-mir-v-per...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010