Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Масленица не предполагает разгульного поведения» Игумен Серапион (Митько) о праздновании сырной седмицы 07.03.2016 1063 Как сообщалось , сегодня, 7 марта, началась Сыропустная неделя, в народе именуемая Масленицей, – последняя неделя перед Великим постом. О том, что такое Масленица для православного человека, рассуждает в интервью «Русской народной линии» заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько) : Масленицу праздновали всегда, в том числе в советское время устраивали разнообразные народные гуляния с угощением и всяческими языческими или псевдоязыческими обрядами по сжиганию чучела. Для многих людей Масленица существует независимо от Великого поста и часто не сопровождается переходом к заговенью. Для таковых Масленица является очередным поводом для отдыха и развлечения, возможностью предаться греху чревоугодия и пьянства. Для православного христианина сегодня началась последняя приготовительная седмица перед Великим постом. В этот период уже не вкушается мясо, но разрешаются молочные продукты. Наступившая неделя предназначена для постепенного приготовления православного христианина к Великому посту. Конечно, нельзя отрицать и некоторых прагматических аспектов Масленицы. В прошлые времена, когда были иные способы хранения продуктов, люди имели в запасах скоропортящиеся скоромные продукты, которые старались употребить по назначению до Святой Четыредесятницы. Иван Шмелев замечательно описал масленичное празднование в произведении «Лето Господне». Но Масленица - это не повод для всякого рода излишеств. Сыропустная неделя, как и другие предшествовавшие седмицы, дает возможность подготовиться к Великому посту. Духовный смысл Масленицы не предполагает разгульного поведения православного христианина. Средства массовой информации широко освещают Масленицу, ибо у них в формате разнообразные развлечения. Подобное отношение к Сыропустной неделе имеет важный коммерческий аспект - магазины избавляются от продуктов, залежавшихся на складе. Не секрет, что во время подобных празднований на прилавки выбрасывают продукты с ограниченным сроком годности.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/07/ma...

Глава 1. Введение в постную триодь Прежде чем мы перейдем к непосредственному рассмотрению каждого значимого дня периода Постной Триоди в отдельности, прежде чем пустимся в это увлекательное путешествие, кульминационной вехой которого является праздник Святой Пасхи, необходимо поговорить о периоде Постной Триоди в целом и сделать краткий обзор истории Постной Триоди как богослужебной книги. Кроме того, в этой вводной главе уместно рассмотреть историю поста Святой Четыредесятницы и поговорить в целом о духовном значении и месте Великого поста в жизни православного христианина. § 1. Общая характеристика периода Постной Триоди Период Постной Триоди является частью подвижного круга годичного богослужения и охватывает 70 дней: от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. При этом его можно четко разделить на две части: подготовительный период к Великому посту (22 дня) и собственно Великий пост (48 дней). В свою очередь период Великого поста делится на три неравных по продолжительности отрезка: 1) Святая Четыредесятница длится 40 дней (что отражено и в названии), начинается с понедельника 1-й седмицы и заканчивается пятницей 6-й седмицы. 2) Суббота и неделя 6-й седмицы – Лазарева суббота и Неделя ваий – составляют как бы промежуточный двухдневный период между Четыредесятницей и Страстной седмицей. 3) Страстная седмица – 6 заключительных дней Великого поста, каждый из которых называется великим и посвящается воспоминанию событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Перечислим теперь по порядку недели (воскресные дни) периода Постной Триоди (их всего 10): Неделя о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне; Неделя мясопустная (о Страшном суде); Неделя сыропустная (Адамово изгнание, Прощеное воскресенье); 1-я Неделя Великого поста – Торжество Православия; 2-я Неделя Великого поста – святителя Григория Паламы ; 3-я Неделя Великого поста – Крестопоклонная; 4-я Неделя Великого поста – преподобного Иоанна Лествичника ; 5-я Неделя Великого поста – преподобной Марии Египетской;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Приложение От сотворения всея твари, и первозданного человека Адама, пятнадцатое обращение индиктиона, которые длительностью 532 года каждый От Адама От Христа Индикт Круг солнцу Вруцелето Круг луне Основание Епакта Ключ границ Конец индиктиону пятагонадесять обращения. Пасхалиа зрячая по ключевым словам. [ А ] Рождество Христово в четверток. мясоястия 4 недели, и 4 дни. триодь починается ианнуария 11. мясопуст ианнуария 25. неделя сыропустная февруария 1. Аще будет високос: Тогда Рождество Христово в среду. мясоястия 4 недели и 5 дней. триодь починается ианнуария 12. мясопуст великий ианнуария 26. неделя сыропустная февруария 2. Вруцелето 3. Евдокии в неделю 4 поста. 40 мученик в понедельник 6 недели поста. Алексия во вторник великий. пасха Христова марта 22. благовещение в среду светлую. преполовение пятьдесятницы априллиа 15, в среду 4 недели по пасце. Георгия в четверток 5 недели по пасце. вознесение априллиа 30. Иоанна богослова в пяток 7 недели по пасце. пятьдесятница маиа 10. петров мясопуст маиа 17. петрова поста 6 недель. Петра в понедельник. Столп Евангелиа починается, Евангелие воскресное, починается, иулиа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, февруариа, Евангелие, [ Б ] Рождество Христово в среду. мясоястия 4 недели, и 5 дней. триодь починается ианнуария 12. мясопуст ианнуария 26. неделя сыропустная февруария 2. Аще високос: Рождество Христово во вторник. мясоястия 4 недели и 6 дней. триодь починается ианнуария 13. мясопуст великий ианнуария 27. неделя сыропустная февруария 3. Вруцелето 2. Евдокии в субботу 4 недели поста. 40 мученик в неделю 5-ю поста. Алексия в понедельник великий. пасха Христова марта 23. благовещение во вторник светлый. преполовение априллиа 16. Георгия в среду 5 недели по пасце. вознесение маиа 1. Иоанна богослова в четверток 7 недели по пасце. пятьдесятница маиа 11. петров мясопуст маиа 18. петрова поста 5 недель, и 6 дней. Петра в неделю. Столп Евангелиа

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В переводе на современный язык НЕДЕЛЯ означает ВОСКРЕСЕНЬЕ, а седмица - неделю. Неделя о мытаре и фарисее Неделя о блудном сыне Вселенская родительская (мясопустная) суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде) Неделя о Страшном Суде (мясопустная) Седмица сырная (масленица) - сплошная (последняя неделя перед постом) Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье (последний день (воскресенье) перед постом) Великий пост Зачем христианам " псалмы проклятия " ? Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы. Порядок служб Великого поста и подготовительных к нему Недель, начинающихся Неделей о мытаре и фарисее , и Страстной седмицы , заканчивающейся в Великую субботу (всего 70 дней), изложен в Триоди постной. Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления . Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне , мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная (сыро-отпустная, сырная) (с седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания - запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, " как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей " . Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.

http://zavet.ru/k/vp/nedeli.htm

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ (СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ) Страница перемещена сюда > > (http://www.zavet.ru/k/vp/nedeli.htm) В переводе на современный язык Неделя означает воскресенье, а седмица - неделю. Неделя о мытаре и фарисее Неделя о блудном сыне Вселенская родительская (мясопустная) суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде) Неделя о Страшном Суде (мясопустная) Седмица сырная (масленица) - сплошная (последняя неделя перед постом) Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье (последний день (воскресенье) перед постом) Великий пост Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы. Порядок служб Великого поста и подготовительных к нему Недель, начинающихся Неделей о мытаре и фарисее , и Страстной седмицы , заканчивающейся в Великую субботу (всего 70 дней), изложен в Триоди постной. Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления . Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне , мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная (сыро-отпустная, сырная) (с седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания - запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, " как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей " .

http://zavet.ru/kalendar/nedeli.htm

Н.И. Державин Посты Посты установлены Церковью для поддержания в человеке духовных сил, столь необходимых в деле спасения души. Они предшествуют наиболее значительным праздникам не только потому, чтобы лучше подготовить нас к их встрече. Можно сказать, что пост – это духовный путь, цель которого – совершенствование души. Во время постов христиане отказываются от различных видов пищи, от многих развлечений. Но пост – это не просто некоторое количество формальных запретов и тем более пост не имеет ничего общего с диетой и разгрузкой организма. Прежде всего пост – это проявление любви к Богу, жертва Ему, а также средство покорения тела душе. Это время покаяния, усиленной молитвы; это особое состояние духа, ума и души. Пост призван «смягчить» сердце, чтобы оно смогло воспринять духовные реальности. По своей продолжительности посты бывают многодневные и однодневные. Великий пост Самый главный и строгий пост – Великий (Святая Четыредесятница). Великий пост настолько отличается от всех других постов, что Церковь постепенно подготавливает людей ко вступлению в него. Церковь знает, насколько сложно перейти от одного духовного состояния к другому. Поэтому Великому посту предшествуют четыре подготовительные недели 78 . Воскресные дни этих недель посвящены воспоминанию евангельских притчей и событий, давших название этим неделям («неделя» здесь – в значении «воскресенье»): Неделя о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне; Неделя мясопустная (после которой наступает Масленица, или Сырная седмица, когда мясо уже запрещено, но молочное еще можно вкушать); Неделя сыропустная, или Адамово изгнание, или Неделя о Страшном Суде, или Прощеное воскресенье (в этот день все в храме просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост , время особого покаяния, помирившись со всеми). Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и длится сорок дней, после чего наступает Страстная седмица, а затем Пасха. Самые строгие недели Великого поста – первая, четвертая и Страстная. Время Святой Четыредесятницы совершенно особое. Службы Великого поста продолжительны, они отличаются покаянно-сосредоточенным молитвенным настроением. Мы как будто попадаем в такое место, куда не достигают повседневные заботы, тревоги, суета, все то, что обычно наполняет человеческую жизнь. Здесь все это теряет значение. Но, вступая в «светлую печаль» поста, мы уже видим конец пути. Этот конец и цель – радость Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Сыропустная седмица и Великий пост Галина Чудинова о Масленице 07.03.2016 782 С седьмого марта неделю будет длиться на Руси сыропустная седмица, ласково называемая в народе Масленица. Каждый из её дней имеет свои названия: Понедельник – встреча, Вторник – заигрыш, Среда – лакомка, Четверг – широкая Масленица, Пятница – тёщины блины, Суббота – золовкины посиделки, Воскресенье – прощённое воскресенье. Во все дни сыропустной седмицы пища скоромная, но без мяса: предпочтение отдаётся рыбе, маслу, сырам, молоку, всем молочным продуктам да блинам и оладьям. В старину на Руси традиционно устраивались в эту неделю народные гуляния, молодецкие забавы, кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежных городков. Завершается неделя проводами русской зимы, сожжением чучела Масленицы и прощённым воскресеньем. Православные христиане говорят при этом друг другу: «Простите, Христа ради!». Полагается прощать, ибо все мы отнюдь не безгрешны. «Не всё коту Масленица, будет и Великий пост!» – гласит мудрая русская пословица. В нынешнем году начнётся он с четырнадцатого марта и продлится ровно семь недель, до первого мая, до Пасхи Христовой. Этим дням посвящены лучшие духовные произведения классической русской литературы. Тут и «Чистый понедельник» Ивана Бунина, и «Лето Господне» Ивана Шмелёва, и «Отцы пустынники и девы непорочны» Александра Сергеевича Пушкина . Согласно церковному Уставу, в Чистый понедельник трапезы не бывает: больным же, старикам, слабым и детям позволяется к вечеру вкусить хлеба и воды. В отечественной истории известны случаи, когда русское воинство в канун решающей битвы постилось и молилось три дня, а после, с Божьей помощью, одерживало победу над врагом. Согласно статистическим данным, в России в настоящее время постится не более трёх процентов её населения, печальные последствия этого видны невооружённым глазом: курение, алкоголизм, наркомания, всякого рода преступления. Необходимо помнить, что пост – это не диета, а строгое соблюдение церковных правил, время для духовного очищения, для покаяния и добрых дел.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/07/sy...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Масленица: повод для веселья или подготовка к Великому посту? (комментарий в свете веры) Масленица. Картина Б.М.Кустодиева Приближается Великий пост. По традиции, подготовительный период к Великому посту начинается за несколько недель. Он включает четыре воскресенья (по-славянски – «недели»), это Неделя о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), Неделя о блудном сыне (Лк. 15:11-32), Неделя о Страшном Суде (Мф. 25:31-46) – «мясопустная» неделя (последний день, когда в пищу употребляются мясные продукты) и Неделя воспоминания Адамова изгнания (Быт. 3: 1-24) – «сыропустная» (последний день, когда в пищу употребляются молочные продукты), или прощеное воскресение. В этот период Церковь подготавливает верующих к строгому посту. В подготовительных службах Церковь напоминает верующим о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии на землю Сына Божия - Иисуса Христа для спасения человека, и призывает к посту и покаянию. Страшный суд. Фрагмент фрески монастыря Каракал, Афон Особое внимание стоит уделить последней из подготовительных седмиц, следующей за Неделей о Страшном Суде. Эта седмица называется «сырной», или масленицей, в ее продолжение уже не едят мясо, однако разрешаются рыба, яйца и молочные продукты, в том числе в среду и пятницу. Такой «полупост» постепенно подготавливает верующих к телесному подвигу Великого поста, «дабы мы, от мяс и многоядия ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста». Сырная седмица имеет ряд особенностей, сближающих ее с Великим постом: запрещается вкушение мяса, служба среды и пятницы совершается по близкому к великопостному уставу, за вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями. Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится ко времени около VII в.; он получил всеобщее распространение на Востоке, причем, если византийцы приурочили его к седмице перед Великим постом и ограничили его строгость, у нехалкидонитов он оказался приурочен к седмице за 10 или 9 недель до Пасхи и соблюдается так же строго, как и прочие посты (например, в армянском обряде он называется «арачаворк», т.е. «первый» (в греч. произношении превратился в «арцивуриев») и бывает за 10 седмиц до Пасхи (в византийской традиции из соображений полемики с армянами эта седмица считается сплошной); обычное его название — «пост ниневитян» или «пост Ираклия» (тем самым его установление связывается с имп. Ираклием).

http://sedmitza.ru/text/401694.html

Прощёное воскресенье Поделиться: Смотрите короткий ролик игумена Силуана (Туманова) о Прощенном воскресенье. Неделя (т. е. Воскресенье) сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье – 17 марта 2024 г. Прощенным воскресеньем заканчивается Масленица, последняя седмица перед Великим постом. На это подготовительные недели к Великому посту заканчиваются и начинается собственно пост.   В последнюю неделю перед Постом Церковь вспоминает «первородный грех» человечества. Эта духовная катастрофа, постигшая людей на заре их существования, стала событием надвременным. Каждый из нас несет в себе «грех Адама», темный бунт своеволия, противления Творцу. Люди связаны между собой как части единого организма «Адама»; он запечатлен «образом и подобием Божиим», и он же заражен недугом ложного самоутверждения. Церковь указывает на «грех Адама» у порога поста, ибо он есть корень нашего несовершенства. Вознесенный Творцом над природой, человек изменил своему призванию и в результате сам подпал под власть стихий. Теперь он может овладевать ими лишь внешне, через знания и науку, но ключ к подлинному торжеству духа — внутри нашего существа. «Не думай о победе, если не победил себя», — гласит старинная мудрость. В природе тоже есть несовершенство, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от животной пищи, человек противится этому закону и ставит дух выше тела. Таков смысл поста. Последнее воскресенье перед Великим постом называется прощеным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает, что нельзя совершать дело Божие, не примирившись с ближним. В монастырях издавна существовал обычай уединяться на время Четыредесятницы. Прежде чем разойтись, иноки испрашивали друг у друга прощение. В этот день (нередко сразу после Литургии) в храмах служится вечерня, в конце которой священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения.   Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»     Из Триоди постной и последование богослужения на 13 марта   Создатель мой Господь,/прах от земли взяв,/животворным дуновением вложив в меня душу, оживил/и почтил, назначив на земле/владыкою всех видимых творений,/и Ангелам сообитателем./Сатана же коварный,/орудием своим змия употребив,/пищей меня соблазнил,/и от Божией славы отлучил,/и преисподней смерти предал в землю;/но, как Владыка и милосердный,/вновь меня к Себе призови.

http://media.predanie.ru/tema/proshhenno...

Рубрики Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, 17 марта 2024 года: что будет в храме? 10 мин., 16.03.2024 Поделиться Воскресенье 17 марта называется Прощеным . Христиане просят прощения и прощают друг друга. В этот же день мы обращаемся в молитве к преподобным Герасиму Иорданскому, Герасиму Вологодскому и Иакову постнику. Церковь вспоминает благоверного князя Василия Ростовского, преподобномученика Иоасафа Снетогорского, мучеников Павла и Иулианию, святителя Григория, епископа Констанции Кипрской, и перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского. Самым известным русским святым, чья память совершается 17 марта, является святой благоверный князь Даниил Московский . Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в Прощеное воскресенье 17 марта. Прощеное воскресенье, 17 марта 2024 года, воспоминание Адамова изгнания В воскресенье 17 марта в 2024 году Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая . Это воскресенье — последнее перед началом Великого поста. В Прощеное воскресенье принято испрашивать прощения друг у друга и взаимно прощать. Подробнее о Прощеном воскресенье читайте в наших материалах: Прощеное воскресенье: как научиться прощать? Воспоминание изгнания Адама и Евы из рая — чем оно важно для нас сегодня? Как прощали святые? У кого надо просить прощения в Прощеное воскресенье? Как научить ребенка прощать? Смысл Прощеного воскресенья, о котором многие зря забывают Особенности православного богослужения Тропарь воскресный, глас 8 С высоты снизшел еси, Благоутробне,/погребение приял еси тридневное,/да нас свободиши страстей,//Животе и воскресение наше, Господи, слава Тебе.

http://foma.ru/nedelja-syropustnaja-vosp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010