Православная стенгазета 10 (481) В номере: Неделя сыропустная. Масленица. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье, Проповедь на Евангельское чтение, Прощеное воскресенье – «Что осудили в другом – есть в нас», Великий пост – это не время, когда чего-то нельзя. 7 марта, 2019 В номере: Неделя сыропустная. Масленица. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье, Проповедь на Евангельское чтение, Прощеное воскресенье – «Что осудили в другом – есть в нас», Великий пост – это не время, когда чего-то нельзя. В номере: — Неделя сыропустная. Масленица. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье, — Проповедь на Евангельское чтение, — Прощеное воскресенье – «Что осудили в другом – есть в нас», — Великий пост – это не время, когда чего-то нельзя. Выпуск от 08 марта 2019 года. Скачать Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Архив всех номеров стенгазеты Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru . Нам очень нужны ваши отзывы! Подписаться на рассылку Правмира (включающую в себя анонс новых выпусков Газеты) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Подготовительные недели Великого поста Календарь и статья о неделях подготовительных (с 25 февраля; завершается Прощёным воскресеньем , 17 марта) — в 2024 г.   — Неделя о Закхее —  18 февраля  (последнее воскресенье перед подготовкой к Великому посту. Со следущего воскресенья в богослужении начинают использовать Постную Триодь ).   — Неделя о мытаре и фарисее – 25 февраля .   — Неделя о блудном сыне – 3 марта .   — Вселенская родительская (мясопустная) суббота — 9 марта .   — Неделя мясопустная,  о Страшном суде – 10 марта .   — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье – 17 марта.   «В рай не входят с гордо поднятой головой»   Сейчас идёт подготовка к Великому Посту. Вспоминаются притчи: о Страшному Суде, о блудном сыне, а мытаре и фарисее. И хотя притчи эти довольно разные, мне кажется, что все они об одном и том же. О дороге, которая ведёт в Царство Божие, и том единственном препятствии, которое эту дорогу закрывает наглухо.   Разные пути Мы знаем, что в Царство Божие можно войти по-разному. Есть те, кто идут туда всю жизнь, как Серафим Саровский . А другим, как благоразумному разбойнику, хватило нескольких минут. Есть те, кто ради Царства умер молодым, как многие мученики за веру. А есть и те, кто ради Царства долго жил и много трудился, как преподобные и святители. Есть те, кто ради Царства был суров и даже мрачен. А есть те, кто прожил жизнь с улыбкой и лаской. В Царство вхожи и те, кто жил в бедности, и те, кто был обеспечен, хотя им и труднее. В Царство можно войти, пользуясь от людей искренним почитанием и уважением, как Сергий Радонежский. Но можно войти и гонимому от людей, всю жизнь провел в бегах пророк Илия. В Царстве есть место общественным деятелям, погруженным в пучину рабочих процессов, и затворникам, годами не видевшим ни одного человека. В Царство пускают тех, кто успел много нагрешить, как Мария Египетская — наравне с теми, кто с юности хранил себя от всякого искушения, как Антоний Великий. Образованнейшие люди своего времени и неграмотные простецы, царедворцы и городские сумасшедшие на равных входят в Царство Небесное.

http://predanie.ru/tema/podgotovitelnye-...

Отделение второе. Богослужение от недели мытаря и фарисея до недели всех святых В этот период времени в Богослужение вводятся книги подвижных дней: триодь постная и цветная. По первой совершается Богослужение в приготовительные недели и седмицы к Великому посту и в самый пост, и обннмает период времени в 70 дней; по второй – Богослужение от дня Пасхи до недели всех святых и обнимает период времени в 57-мь дней. А. Богослужение по триоди постной § 41. В приготовительные недели и седмицы к Великому посту Приготовительные к посту недели суть: а) неделя мытаря и фарисея, седмицы и недели – б) о блудном сыне, в) мясопустная и г) сыропустная. а) Неделя мытаря и фарисея названа так по евангельской притче о мытаре и фарисее, которую положено читать на литургии в эту неделю (воскресенье). В Богослужении своем, именно, в песнопениях триоди, Церковь прославляет смирение мытаря и осуждает и порицает гордость фарисея и наружное благочестие. С этого воскресенья до 5-й недели (включительно) Великого поста на воскресных утренях после Евангелия и песни: «Воскресение Христово видевшее», вместо «молитвами Апостолов и Богородицы» и вместо «Воскрес Иисус от гроба», поют покаянные песнопения: слава – Покаяния отверзи ми двери... и ныне – На спасения стези... Помилуй мя Боже... «Множества содеянных мною лютых». На всех чинопоследованиях, как в это воскресенье, так и в другия, приготовительные к посту, песни и молитвы минеи заменяются песнями триоди постной. Если в это воскресенье случится праздник Сретения Господня, то пение: покаяния отверзи ми двери, не оставляется. После этого воскресенья во всю седмицу не бывает поста, как бы в обличение тех людей, которые, подобно фарисею, хвалятся наружным исполнением поста, не заботясь о чистоте сердца. б) Неделя о блудном сыне названа также по евангельской причте о блудном сыне, которую положено читать в это воскресенье. Представляя милосердие Божие, явленное к кающемуся блудному сыну, св. Церковь внушает нам, что Господь милосерд к самому великому грешнику, если он принесет искреннее покаяние во грехах. На утрени в сие воскресенье (и следующие два: мясопустное и сырное) после «Хвалите имя Господне» поется псалом: «На реках Вавилонских» с аллилуиею красною. Псалом сей, выражая скорбные чувствования иудеев, находящихся в плену Вавилонском, и их желания возвратиться в родную землю, напоминает нам о нашем обращении на путь покаяния и молитвы. Песнопения: Покаяния отверзи ми дверзи... поются в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Разделы портала «Азбука веры» Православная Церковь в России использует юлианский календарь . Также по юлианскому календарю живут Сербская, Грузинская Церкви и Иерусалимский патриархат, монастыри святой Афонской горы в Греции. Остальные Православные Церкви используют новоюлианский стиль (который для подвижных праздников совпадает с юлианским, для неподвижных – с григорианским). Сейчас расхождение юлианского с григорианским календарем составляет 13 дней. С 2100 года будет 14 дней. 2. Год начинается с 1 января. 3. Неделя – 7 дней. В церковных книгах и литературе “неделя” – воскресный день . При этом, если речь идет о воскресенье с особой богослужебной памятью, то пишем с прописной буквы (воскресенье сыропустное=Неделя сыропустная), если просто воскресенье как день седмицы – со строчной (например: “каждую неделю совершается всенощное бдение”). При этом не исключается и бытовое использование (преимущественно в разговорной речи и публицистике) слова «неделя» в значении 7 дней (например: “во все дни пасхальной недели мы совершаем крестный ход”). 4. Сутки начинаются с полуночи. Богослужебные сутки начинаются с церковного богослужения вечерни (в приходской практике 16–18 часов), то есть в церковном смысле новый день начинается вечером предшествующего дня. Это правило не касается поста: трапеза регламентируется в соответствии с гражданскими сутками (например, ужин в среду и пятницу – постный). Сутки по Византийскому времени (в наши дни используется на Афоне ) начинаются с заходом солнца, поэтому их начало зависит от даты и местоположения (долготы и широты). 5. Дни праздников обычно не переносятся (могут отменяться в связи с ЧП), переносятся нерабочие дни. Дни памяти святых могут переноситься при совпадении с более важными праздниками или памятями Триоди . Например, бденные праздники переносятся при совпадении с субботой мясопустной, средой и пятницей сырной седмицы, 1й седмицей поста, Страстной седмицей . 6. Час – это 60 минут. Час – это и название четырех суточных богослужений (1й час, 3й час, 6й час и 9й час), и вместе с тем часть суток. Однако в церковных книгах указание на часы как части суток ведется в соответствии с византийским временем. Для перевода византийского времени в современное следует прибавить 6 часов (напр., 1й час – это 7 утра по-современному). Так, если в Типиконе говорится, что всенощное бдение Рождества Христова начинается в 10м часу ночи, то имеется в виду 4 утра в переводе на наше время.

http://azbyka.ru/shemy/osobennosti-cerko...

Триодь постная Триодь Постная содержит последования (службы) с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые составляют приготовление к Великому посту и самый Великий пост . Под приготовительными днями к Великому посту разумеются: неделя (воскресение) мытаря и фарисея, неделя (воскресение) блудного сына, суббота и неделя (воскресение) мясопустные, вся седмица (семь дней) сырной недели. Под Великим постом разумеется святая Четыредесятница и Страстная седмица. Триодь Постная в некоторые дни заменяет известными своими песнопениями подобные песнопения Октоиха, и в те дни Октоих не поется; иногда же песнопения Октоиха соединяются с песнопениями триоди 8 . Триодь Постная и Октоих соединяются при пении не во все дни одинаковым образом, в седмичные дни Четыредесятницы поются из Октоиха на утрени: седальны по первом стихословии и светильны по каноне. Они печатаются в самой Триоди (в конце), потому Октоих при пении Постной Триоди в эти дни не нужен. В воскресные дни Великого поста Церковь назначает более молитвословий из Октоиха; тогда при каждого рода молитвословиях Триоди Постной полагаются песнопения, славящие воскресение Христово. Но в самих последованиях Триоди не печатаются песнопения Октоиха, а только указывается на них, потому что гласы Октоиха поются не одни и те же, а разные в те или иные года. Воскресные песнопения не отменяются в Великом посту во все воскресные дни кроме недели ваий, дванадесятого праздника, в неделю ваий они заменяются песнопениями праздника (Триоди Постной). Минея во время пения Триоди Постной в некоторые дни не поется 9 . Вместо ее молитвословий на божественных службах поются песнопения из Постной Триоди. Но есть дни, в которые поются некоторые песнопения Минеи. Дни, в которые при пении Триоди Постной не поется Минея Месячная, суть следующие: во-первых, все недели (воскресения) триоди Постной начиная от недели мытаря и фарисея до недели ваий включительно; во-вторых, среда и пяток 3 седмицы, четверток 5 седмицы 10 – великого канона; в-третьих, субботы: мясопустная 11 , сыропустная, 1 и 3 седмицы Великого поста, суббота Лазаря; в-четвертых, дни Страстной седмицы 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

МАСЛЕНИЦА Сырная седмица есть предуготовление к посту О седмице «сырной» говорю вам, чтобы не так ю провождать, как провождается. Седмица сырная есть преддверие Великого поста, как и Церковь святая называет. И поэтому должно нам жить воздержнее в тую седмицу, нежели прежде жили, и приготовляться к подвигам поста Великого. Для того и Церковь святая мирянам запретила ядение мяса, дабы помалу к посту привыкали. Да и неделя прешедшая для того называется «мясопустная», как следующая «сыропустная» (1:11). Масленица есть приготовительное время к ПОСТУ Матерь наша святая Церковь припевает нам аки младенцам своим в песнях своих, на той седмице певаемых. Ибо инде она так нам матерски поет: «Отверзошася божественнаго покаяния преддверия; приступим усердно очистивше телеса, брашен и страстей отложение творяще, яко послушницы Христа», и пр. А на ином месте тако: «Светлая предпразднства воздержания, светлая предпутия поста днесь». На другом месте: «Се время, предпразднественный сей постов вход». И паки: «Постов входы и преддверия вси да не оскверним зде невоздержанием и пиянством». Вот же и слышим мы из песней святыя Церкви, и знаем, что то есть масленица, а именно, есть начало или преддверие святаго Великаго поста. Понеже уже и брашен некоторых, как-то мяс употреблять и браки венчать запретила; в среду и пяток Литургии быть не дозволила ради поста, и пищи и пития воздержнее касаться, чтобы помалу к подвигу постному привыкать повелела. И для того христианам, как истинным сынам Церкве, должно в тую седмицу далеко воздержнее всем поступать, нежели в прешедшие дни, хотя то и всегда ВОЗДЕРЖАНИЕ похвально (1:39). Масленица – языческий праздник (см. ПЬЯНСТВО , 3:262). Масленица в народе ожидается как праздник Какой больший может быть пожар, как, на котором ДУШИ человеческия БЕЗЗАКОНИЕМ, аки пламенем, поядаются? Известно, знаете, слышатели, сами вы, и бесспорно признаете, что масленицы почти вси ожидают так, как какого знатного праздника. Почему к празднованию ея заранее приготовляются, а как приближится, варят пива, меды, купуют вино... Приготовляют и всякое, какое кто может, богатое кушанье, пироги, конфеты, и всякие закуски, которыми украшают столы; тако приготовившееся, друг друга в гости зовут, друг друга посещают (1:38–39).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная Первое препятствие к покаянию есть гордость, самомнение о своей праведности с уничижением ближних ( Лк. 18:9 ), поэтому Православная Церковь в первом последовании Постной Триоди, объясняя и раскрывая притчу о мытаре и фарисее, внушает, что «всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе воснесется», что гордость была причиною падения денницы, что она служит преткновением добродетели и искреннему раскаянию во грехах. На утрени в неделю мытаря и фарисея и затем в следующие воскресные дни до пятой недели (воскресения) Великого поста включительно, после чтения Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и 50 псалма, поются покаянные тропари: на «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери»; на «И ныне» – «На спасения стези», потом: «Помилуй мя, Боже» и «Множества содеянных». Каждый грешник, когда внимательно рассматривает свои грехи, может видеть, как глубоко он оскорбил ими Бога, а потому, чтобы люди, сознавая свои грехи, не впадали в отчаяние, святая Церковь в следующую неделю после недели мытаря и фарисея, притчею о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ) поучает, что Господь милосерд ко всем, что бывает радость у ангелов и об одном кающемся грешнике, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия. На утрени в неделю блудного сына и затем и в недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136: «На реках Вавилонских», с аллилуиею красною. Этим псалмом грешники возбуждаются уразумевать свое несчастное состояние в плену греха и диавола, подобно иудеям, в плену Вавилонском понявшим свое горькое положение и раскаявшимся. Седмица после недели (воскресения) блудного сына, которою перед Великим постом прекращается вкушение мяса, называется мясопустною, а неделя (воскресение), последний день мясоястия, именуется словом «мясопуст» (мяса отпуст, лишение, прекращение). В субботу мясопустную перед воспоминанием (в неделю мясопустную) о Страшном суде, на который предстанут все живые и умершие, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Возвращение в рай 09.03.2019 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя сыропустная Слово в Неделю воспоминания Адамова изгнания Мы начинаем завтра Великий пост, это главное время нашего покаяния. Богослужение сегодняшнего дня приглашает нас принять этот пост как наше возвращение в рай, ничуть не меньше! Рай это не место, это присутствие Бога с нами. Речь идет о возвращении — в этом и заключается покаяние — возвращении к нашему Отцу, к Тому, Кто в первом раю спросил нас: «Адам, где ты? Почему ты скрылся от лица Господа твоего?» Обратим внимание в Евангелии на три момента. Первое слово Господа касается прощения. Возвратиться к Отцу, значит быть прощенным Им, и потому мы должны прежде всего возвратиться к Его детям, к нашим братьям и сестрам. Это наше первое покаяние. Если мы не любим тех, кого видим, как можем мы любить Отца, Которого не видим? Прощение — в сердце нашего покаяния, и оно не состоит только в словах или чувствах, оно — избыточествующий дар Самого Святого Духа. Дух истинного общения совершает наше примирение. Вот чего мы должны желать. «Да приидет Царствие Твое», — молимся мы. Да приидет Дух истинного общения! Его прощение становится нашим состраданием к нашим братьям и сестрам, пребывающим, как и мы, в грехе и смерти. Что значит «да приидет»? Это значит умолять Господа о нашем брате или сестре, с которыми мы находимся в трудных отношениях. Когда мы молимся так о наших братьях и сестрах, Дух Святой может придти к нам грешным. Семьдесят раз по семь в день должны мы прощать, чтобы быть прощеными (Мф. 18, 22). Второе слово Господа в этом Евангелии касается поста. Мы не должны брать на себя воображательные подвиги. Пусть каждый в меру своих сил исполняет установленное Церковью, соединяя это с терпеливым несением поста, связанного с трудностями и лишениями сегодняшней жизни. Различные виды поста невольно предлагает нам жизнь. Как должны мы проходить их? Будем испрашивать у Духа Святого, Которым мы запечатлены, проходить их в сострадании тем, кто подобно нам страдает, чтобы научиться не одними словами, а делом участвовать в их нужде. Таким образом пост произрастит плод любви, без которого он будет лишь пародией на служение Богу.

http://moral.ru/возвращение-в-рай/

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прощёное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста имеет три названия: Неделя сыропустная  (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье. Первые два названия встречаются в богослужебных книгах (Триоди и Типиконе), тогда как именование «Прощеное воскресенье» — исключительно обиходное и употребляется только в православном быту. Неделей сыропустной этот день называется потому, что совершается заговение на сырную и молочную пищу (молочный сыр типа брынзы был основной скоромной пищей монахов). Наименование «изгнание Адамово» связано с тем, что само богослужение (почти все песнопения Триоди) посвящено воспоминанию создания человека, его падения и изгнания из рая. Наконец, название «Прощёное воскресенье» обусловлено совершением вечером в этот день Чина прощения. Краткая история Обычай держать перед Великим постом переходную сырную седмицу, в которую уже не ели мясные продукты, но продолжали вкушать остальные виды молочной пищи, появился уже в VI веке. В иерусалимском Лекционарии VII века уже указана Неделя сыропустная, также обозначены особые прокимны и ветхозаветные чтения для каждого дня сырной седмицы. В саму Неделю сыропустную указано на литургии евангельское чтение Мф.6:1-33 , в котором в том числе есть слова о прощении и об истинном посте (нынешнее литургийное чтение является частью иерусалимского). Современная служба Недели сыропустной возникла в IX–X вв. в Константинополе. Особенности воскресного бдения и литургии Данная неделя не имеет «своих» особенностей, служба в целом такая же, как в две предыдущие недели (о блудном сыне и мясопустную). Последний раз поется на утрене псалом 136 «На реках вавилонских…». Идейное содержание Соответственно трем названиям данного воскресного дня, его богослужение заключает в себе три темы: Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. «А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его» (синаксарь в неделю сыропустную). В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божьей, данной в крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

http://azbyka.ru/proshhenoe-voskresene

Масленица в 2024 году: 11 — 17 марта Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть 23 февраля, 2020 Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть Какого числа будет Масленица в 2024 году? Почему она называется сыропустная неделя? Какие масленичные традиции существуют в России? Масленица в 2024 году: какого числа? Масленица в 2024 году будет длиться с 11 по 17 марта Масленица – это подготовительная неделя к Великому посту, посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу. Масленица (Фото: Викентий Годзь) Традиции празднования Масленицы На Руси масленица отмечалась как радостный праздник. При слове «масленица» в памяти встают картины веселых зимних дней, наполненных гамом и шумом, вкусными запахами блинов, перезвоном колокольчиков, украшавших нарядные тройки. Сияющие на солнце купола церквей, горящие, как жар, медные самовары, гуляния, балаганы и чинные чаепития под праздничным огоньком лампадки у образов. Достаточно распространено мнение, что масленица – это праздник (или обычай) скорее языческий, а не православный. Это не совсем так. Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними , прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть. Вспомним наставление свт. Тихона Задонского: «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

http://pravmir.ru/maslenica-v-2024-godu/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010