(19) Сын от Девы спрашивал учеников своих, говоря: За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого! (Мф. 16ел.). И когда одни отвечали одно, другие другое и высказывали догадку, что Он один из пророков, Он, не одобрив их, потому что они отвечали неверно, снова спрашивал: а вы, более других сведущие, за кого почитаете Меня? Тогда наилучший Петр, первоверховная глава апостолов, видя перед собой не чистое и бесплотное Слово, и не просто богоносного человека, но Сына Божия и Бога по природе, по природе ставшего Человеком, Который, однако, и в том, и в другом был одним Христом, говорит: Ты Христос, Сын Бога Живаго ( Ин. 16:16 ). Не сказал «Христос», без определенного члена 70 , но «Тот Самый Христос», чаемый, прорицаемый, и не ограничился этим, но прибавил: Сын Бога Живаго. Не сказал «сын», но «Сын», единородный, один, предвечный, и услышал [в ответ]: Блажен ты, Симон, сын Ионии, потому что не кровь и плоть открыли это тебе, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф. 16:17 ). Ибо никто не знает Сына, кроме Отца ( Мф. 11:27 ). (20) И ученики, поразившись Божественному знамению хождения по воде, говорили: истинно Ты Сын Божий ( Мф. 14:33 ). Но если Он неподлинный и усыновленный, то не «истинно». Итак, предъявите обвинение блаженным ученикам. (21) Если одна природа Святой Троицы, и одно действие, и все в Ней общее, кроме ипостасей, а Бог Слово соединился с плотью, одушевленной разумной и мыслящей душею, отношением и действием, а не ипостасно, то ничуть не менее соединились с нею и Отец, и Дух Святой. Если же равно и одинаково соединение с плотью у Отца, и Сына, и Святого Духа, то пусть рожденный от Девы называется Отец, и Сын, и Дух Святой. Ибо почему такое выделение, чтобы Он назывался только Словом и Сыном Божиим? Если же только Сын имел с ним соединение по отношению к действию, то Сын будет инодействен относительно Отца и Духа Святого, что нелепо. Если же соединение произошло по ипостаси, ничего нелепого из этого не проистекает – ведь Сын иноипостасен по отношению к Отцу. (22) Блаженный Павел говорит: Один Бог Отец, из которого все, и один Господь Иисус Христос, Которым все ( 1Кор. 8:6 ). Почему же Иисус Христос ставится непосредственно за Отцом, и между Ними никого нет? Тогда куда же мы поставим Единородного, возведя на Его место человека, и притом, как вы говорите, Им управляемого и ради Него почитаемого? Если скажете, что, как Иисус родился в Вифлееме, но был наречен Назореем из-за поселения в Назарете, так и Бог Слово назван Человеком из-за вселения в человека, то значит, Он не стал ни плотью, ни Человеком, и неправильно было бы именовать Его не Человеком, но «плотским» и «человеческим», также как и «Назарейским» – ведь Христос не зовется Назаретом, но Назарейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Стихи 15 [окончание], 16: А вы за кого почитаете Меня [quern me esse dicitis]? Симон же Петр отвечая сказал: Ты Христос, Сын Бога Живого. — Благоразумный читатель, обрати внимание на то, что из следующего и из связи речи [видно], что апостолы называются уже не людьми, а богами. Действительно, когда Он сказал: Кем называют люди Сына человеческого? то присоединил: А вы за кого почитаете Меня? [Первое обращено] к ним, думающим по–человеческому, потому что они — люди. А вы, будучи богами, за кого Меня считаете? От лица всех апостолов Петр исповедует: Ты Христос, Сын Бога Живого. Он называет Его Богом живым, в отличие от тех богов, которые считаются богами, а [в действительности] мертвы, указывая на: Сатурна, Юпитера, Венеру, Минерву (или: Цереру), Либера, Геркулеса и прочие идольские диковинки. Стих 17: Иисус же в ответ сказал ему: Блажен ты, Симон, сын Ионы, потому что [это] открыла тебе не плоть и кровь, но Отец Мой, который на небесах . — За свидетельство апостола о Нем, Он вознаграждает его. Петр сказал: Ты Христос, Сын Бога Живого; истинное исповедание получило вознаграждение в словах: Блажен ты, Симон, сын Ионы. Почему? потому что тебе открыла не плоть и кровь, но Отец. То, чего не могла открыть плоть и кровь, открыто благодатью Святого Духа. Таким образом, из исповедания происходит имя апостола, потому что он имеет откровение от Духа Святого: сыном благодати Его он и называется. Правда, Вар Иона (сын Ионы) на нашем языке значит сын Голубя; но некоторые просто думают, что Симон, т. е. Петр, был сыном Иоанна, — это на основании другого вопроса [Господа Петру]: Сын Иоанна 3 , любишь ли ты Меня ; он отвечал: Господи! ты знаешь. Таковые толкователи хотят [доказать], что это место испорчено по ошибке писцов, — именно: вместо сын Иоанна (Barjoanna) написано с пропуском одного слога: сын Ионы (Barjona). А Иоанна значит: благодать Господня. Впрочем (autem) и то, и другое имя может быть истолковано в таинственном смысле [одинаково], потому что и голубь означает Духа Святого, и благодать Божия — духовный дар (дар Духа). А Его слова: Потому что не плоть и кровь открыли тебе, соответствуют вполне выражению апостола, которое гласит: Тотчас я не стал полагаться на плоть и кровь , обозначая именем плоти и крови иудеев, так что и здесь другим образом показывается, что Христос Сын Божий открыл ему не через учение фарисеев, а через благодать Божию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Списки великих князей и митрополитов Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 1. Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича, прозванием Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого, правнук Владимира Мономаха , 1238–1246. 2.  Святослав Всеволодович (польско-юрьевский), брат предыдущего, 1247–1248. 3.  Михаил Ярославин хараборит, сын Ярослава Всеволодовича, 1248 (сомнительный). 4. Андрей Ярославин (суздальский), брат предыдущего, 1249–1252. 5. Александр Ярославин Невский (новгородский), брат предыдущего, 1252–1263. 6. Ярослав Ярославин (тверской), брат предыдущего, 1263– 1271. 1. Миндовг, 1238–1263. 2. Воишелк, сын Миндовга, 1263–1268. 3. Шварн, сын Даниила Романовича галицкого, муж дочери Миндовговой, 1268–1270. 1. Кирилл III, 1242–1249– 1281. Великие князья галицкие: Даниил Романович, сын Романа Мстиславича Волынского, (1205–) 1229 –1264; 2. Лев Данилович, сын предыдущего, 1264–1301; 3. Юрий Львович, сын предыдущего 1301–1315; 4. Андрей Юрьевич, сын предыдущего, 1315–1324; 5. Юрий Андреевич, сын предыдущего; 1324–1337; 6. Болеслав Тройденович, княжич мазовецкий, мать которого была дочь Юрья Львовича или Андрея Юрьевича, 1337–1340, смертью которого в последнем году прекратилось существование княжества галицкого. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 7. Василий Ярославич (костромской), брат предыдущего, 1272– 1276. 8. Дмитрий Александрович (переяславский), сын Александра Я–ча Невского, 1276–1282. 9. Андрей Александрович (городецкий). брат предыдущего, 1282–1284. 10. Дмитрий Александрович во второй раз, 1284–1293. 11 Андрей Александрович. во второй раз, 1293–1304. 12. Михаил Ярославич (тверской), 1304–1319. 13. Юрий Данилович (московский), сын Данила Александровича, внук Невского, 1319–1322. 14. Дмитрий Михайлович (тверской), 1322–1326. 15. Александр Михайлович (тверской), брат предыдущего, 1326–1327. 16. Иван Данилович Калита, 1328–1340. 17. Симеон Иванович Гордый, 1340–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? – вопрошает Давид – Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» ( Пс. 8:5–7 ). Здесь Бен Адам – Сын Человеческий имеет прямой смысл – человечество в его историческом потоке. В другом псалме все люди призываются стать сынами Всевышнего ( Пс. 81:6 ). Конкретно Сын Человеческий обычно выражает мысль о высоком призвании какого-либо отдельного лица, посылаемого для напоминания народу о Законе Бога и внутреннем единстве или обозначении человечества вообще. Этот термин звучит очень часто в Книге пророка Иезекииля, где Бог обращается к нему как страждущему за свой гибнущий народ, называя его бен Адам – сын человеческий. Здесь бен Адам стоит в значении одного из множества, избранного для научения людей. Смысл таков: «Ты – сын человеческий, а посему иди и предостерегай свой народ от гибели». В Книге Притчей говорится от лица Премудрости Божией, что она от века помазана, то есть носительница даров Божиих от начала, прежде бытия Земли. Она была при Творце Художницей и была радостью на всякий день на земном кругу Его, и радость ее была с сынами человеческими (бней Адам) ( Притч. 8:22–31 ). Здесь сыны человеческие (бней Адам) стоит в значении нашего понятия человечество с оттенком динамики его бытия – на всякий день, то есть, на всем протяжении истории, сыны сменяют один другого, поток человеческих жизней бежит, и Премудрость Творца от века, от начала радуется среди этого потока сынов человеческих. «Сын Человеческий» в текстах Евангелия В Евангелии Христос очень часто говорит о Себе в третьем лице, называя Себя Сыном Человеческим. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин. 3:13 ); «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк. 9:58 ); «Сын Человеческий есть господин и субботы» ( Мк. 2:28 ); «Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий» ( Мф. 13:37 ); «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» ( Мф. 16:13 ); «Явится знамение Сына Человеческого» ( Мф. 24:30 ); «Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего (судить мир) " ( Мф. 16:27 ); «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» ( Ин. 8:28 ); «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» ( Ин. 12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Москаленко Семен кр-н с. Пустогорода Мирочник Улиан кр-н с. Журавки Мирошниченко Феодор кр-н с. Дорогаевки Нечистик Георгий кр-н м. Янполя Новиченко Андрей сын солдата Осташков Дмитрий дворянин Принят Обуховский Иван казак с. Своркова Черниг. губ. Глух. у. Охременко Николай мещанин Остапенко Трофим кр-н с. Журавки Петров Иван солдатский сын Пилипенко Петр Пушенко Василий кр-н с. Дубовичи Руднин Гавриил кр-н с. Дорошевки Рудьков Фома Смирный Кадрат кр-н м. Янполя Принят Спичак Аполлон кр-н с. Березы, Глухов. у. Сафонов Иван кр-н с. Чуйковки Сущенко Иван казак с. Дубовичи Смоловик Яков казак с. Черторичи Тимченко Дмитрий кр-н м. Янполь Ткаченко Яков кр-н с. Березы Федосов Николай сын солдата Цвелодуб Иван кр-н м. Янполя Принят Цыбулька Захарий кр-н с. Гремячки, Глухов. у. Черныш Петр кр-н с. Дорошевки Шут Яков кр-н м. Янполя Принят Шутиков Павел казак с. Шатрищи Щербаков Николай мещ. г. Глухова. Юденко Максим дворянин Юрченко Григорий солдатский сын Павлов Михаил мещ. г. Москвы Принят Ерохин Иван Петренко Михаил кр-н сл. Свесса, Черниг. губ. Глух. у. Московка Георгий кр-н х. Московкин Глух. у. Черниг. губ. Коган Михаил дворянин г. Новороссийск на Кавказе Принят в I спец. класс Дети, подвергавшиеся конкурсному испытанию 1 августа 1889 года Фамилии и имена Который раз подвер­гаются испытанию Возраст Звание Примечания Козачек Илья дворянин Шульгин Максим кр-н Трубчевск. у. Кочетов Клим Германский подданный Нечистик Георгий кр-н м. Янполя Принят во II приг. класс Зайцев Гавриил сын кр-на Покатило Илларион кр-н с. Березы Подорожный Василий сын солдата Хоменко Дмитрий мещ. м. Воронежа Савченко Василий кр-н с. Белицы Принят Федосов Николай сын солдата Васильев Иван мещанин Леляков Родион мещанин Принят Мальченко Михаил сын солдата Ставский Александр дворянин Принят Евдокименко Петр дворянин Принят Лазарев Василий сын солдата, из м. Шостки Андрик Стефан кр-н Путивльск. у. Деркачев Павел сын пономаря Принят Деркачев Алексей сын пономаря Лещинский Вячеслав дворянин Принят во II приг. класс

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

На другой стороне первой улицы, идя обратно: 55) «7079 (1571) Генваря 19 преставися р. б. Полиект Якимов сын Неклюдов сотник Стрелецкой, а убит на рати под Колвянео». 56) «1700 года месяца Ноября в 24 день убиен на службе Великого Государя, Новаторжского уезду р. б. Иоанн Филипеев сын Лежнев за Свейским рубежем под Новым горотыщем». 57) «707 третьего (1565) месяца Сентября в 15 д. убиен бысть Илия Андреевич Селивнов работник». 58) «1701 года месяца Августа 17 д. преставися на службе Великого Государя под Печерским Монастырем р. 6. Михаиле Леонтьев сын Еремеев». 59) «7166 (1658) Генваря 30 преставися р. 6. Священноиерей Георгий Миронов сын служителя церкви четыредесяти мученик на посаде». 60) «7164 (1656) Июля 20 убиен бысть на Государеве службе под Юрьевым Ливонским, Московской дворянин Князь Ферапонт Васильевич Крапоткин». 61) «7160 (1652) Декабря 16... преставися р. б. Печерский помещик Борис Юрьев сын Пустошин». (Против входа из коридора). В третьей улице, идущей вправо от второй. 62) Сряду положены трое Пушкиных (7077,7078 и 7069). 63) «7084 (1576) Июня 15 преставися р. 6. Георгий Яковлев сын Назимов, а убит от Немецких людей под Ансълом». 64) «7115 (1607) Августа 31 убиен бысть Алексей Васильев сын Назимов под Кромами». 65) «7164 (1656) в месяце Августе преставися на Государеве службе под Юревыевым (вероятно под Юрьевым) Ливонским р. 6. Яким Васильев Обютинн Луцкой помещик». 66) «7069 (1561) Марта 20 преставися подъячей Петр Васильев Есип(?) (фамилия не ясна). На другой стороне 3-й улицы обратно: 67) «7067 (1559) м-ца Августа убиен р. 6. от немеч Ливонских Иван Глебов сын» (далее не разобрать). 68) «7068 (1560) Августа 18 преставися р. б. Дмитрей Васильев сын Веселаго убиен бысть под Вели». 69) «7162 (1654) Генваря 14 убиен бысть под Витебском Печерянин посадской человек Игнатей Дорофеев сын Себежнин на приступе». 70) «7068 (1560) Августа 2 убиен бысть на рати Князь (или Князя) Иванов Федоровича Мстиславского Кондратий Стефанов сын» (далее не видно). 71) «7164 (1656) Сентября 23 убиен бысть на Государеве службе згосударя Царя...

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Пять ульев со пчелами старых и молодых. На монастыре врата святые рубленые в брус, затворы дощатые. Над ними колоколня, а на колоколне пять коло[кол]ов. Вес их писан в книгах стольника Василья На святых вратах с приходную сторону в деисусе образ Всемилостиваго Спаса со святыми на девяти цках. Писаны на краске. (Л. 40 об.) На другой стороне образ Происхождения честнаго креста Господня на красках. Над малыми вороты образ Распятия Господня со святыми на пяти цках. На другой стороне образ разных святых, писаны на красках. Круг монастыря ограда рубленая с трех сторон, а с четвертую сторону огорожено забором. Кругом сто девяносто восмь сажен. Да за монастырем приделано к монастырской стене вместо лавок шалашей с шездесят, покрыты с стеною в ряд дранью   За монастырем двор конюшенной. А на нем строения.   Две избы с сенми, кругом сараи. А на дворе живет служебник Якушко Никитин сын Башлован. Приказано ему конюшно. Родом он того ж монастыря крестьянской сын деревни Тимонина. У него сын Тимошка взят в салдаты. Зажилого ему из монастырской казны не давано, а давано платье. Да конюхи. Захарко Иванов сын Медведев, родом того монастыря крестьянской сын деревни Горшкова. А зажилого ему денежного жалованья не давано, а дают ему из монастырской казны платье. Конюх Ларка Семенов сын Курнашин, родом того ж монастыря крестьянской сын деревни Горшкова. Зажилого ему давано из монастырской казны на платье на год по тритцати по пяти алтын. (Л. 41) А едят они монастырское. А на дворе лошадей. Пятнатцать меринов работных. Дватцать две кобылы работных. Семь жеребчиков по три и по четыре года. Четыре кобылки трех лет. Четыре жеребчика да пять кобылок лонщаков. Семь жеребчиков селетков. На дворе ж четверы сани, шестеры дровни, две телеги двоековки.   Двор воловей. А на дворе хоромного строения изба да две клети. А кругом того двора сараи. А на дворе живет коровник Федор Иванов сын Борона, родом того ж монастыря крестьянской сын деревни Шабанова. А давано ему (Л. 41) из монастырские казны по осми алтын по две денги на рубашки да платье. Да работник Матюшка Онаньин, родом он того ж монастыря крестьянской сын деревни Боброва. А зажилого ему из монастырской казны давано по дватцати алтын на год. Да овечей пастух Петрушка Иванов, родом того ж монастыря крестьянской сын деревни Высоково. Из монастырской казны дано ему платье. А едят они монастырской хлеб.

http://sedmitza.ru/lib/text/9550586/

(Кн. 105, л. 34). 1712-го октября в 3 день. По указу великого государя и по письму из правительствующего Сената Киевской губернии рыльские помещики недоросли Григорей Васильев сын Стремоухов, Иван Иванов сын, Иван Филипов сын Малеевы, Илья Володимеров сын Щеголев, Андрей Сергеев сын Сафонов присланы в приказ Книг печатного дела для учения в школу цесарского языка. Григорей Восильев сын Стремоухов руку приложил. Иван Филипов сын Молеев за себя и за брата своево Ивана Иванава сына Молеева руку приложил. Илья Володимерав сын Щеголев руку приложил. Андрей Сергеев сын Софонов руку прплажил. (Кн. 105, л. 35). 1712 г. ноября в 7 д. выданы кормовые деньги ученикам на сентябрь и на октябрь. Ученики теже, что за июль и август. Андрей Абакумов внесен в список, ему идет по 3 деньги.... Всего вышеписанным 14 человеком иметца в даче быть по их окладом 28 рублев 12 алт. 1 д. На списке учеников сперва последовали помета: подписать учителям, кто в коем градусе наук и кто ленив и туп. Сие ученицы Яков Рубинов, Семен Тарасов, Алексей Зензеров, Семен Павлов, Андрей Горлов, Галактион Чижев во учении своем прилежные суть и говорят отчасти по цесарски и обучаются exercitia переводить. Петер Копиев учится фестибулум, и разговоры, яко и грамматику, есть убо ко учению охотен, а не самовнятен. Иоанн Густав Вурм. Тихон со всею прилежностью кончает перевод книги Траводемар; и Матвей учит быти совершенну в деклинации артикулей и глаголов и вокабули в языке француском; Бутковский учит тож, но с великою нуждою и малым плодом. Ioseph Hagen. Помета: 1712 г. ноября в 7 день. Выдать им по окладом за 2 месяца из школьных розходов кроме Бутковского. (Бутковскому также, как и другим, выдано 2 р. 14 алт. 4 д.) 1712-го ноября в 5 день. По указу великого государя дьяку Федору Поликарпову. Октября 27 дня по его великого государя указу недоросли, которые присланы к Москве в канцелярию правительствующего Сената из Казани, Яков Васильев сын Тимачев, Юрья Васильев сын Нармацкой, по их челобитью, определены для учения в школу немецкого языка и посланы в тое школу сим письмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Каждый, желающий быть блаженным, должен прежде всего иметь общую христианскую веру. Тот же, кто не сохраняет ее неизменной и неподдельной, несомненно останется навеки потерянным./Наша общая христианская вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в Трех Лицах и Трем Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не разрываем Божественной Сущности./Первое из них – Личность Отца, второе – Личность Сына и третье – Личность Святого Духа./Но Отец, и Сын, и Святой Дух – одно Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии./Таков Отец, таков Сын, и таков Святой Дух./Не сотворен Отец, не сотворен Сын, и не сотворен Святой Дух./Бесконечен Отец, бесконечен Сын, и бесконечен Святой Дух./Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен,/И не три вечных, а Один Вечный,/Также и не три несотворенных, и не три бесконечных,/А Один Несотворенный, и Один Бесконечный./Также и Отец Всемогущий, Сын Всемогущий, и Святой Дух Всемогущий,/И так же не три всемогущих, а Один Всемогущий./Так и Отец Бог, Сын Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а Один Бог./Так и Отец Господь, Сын Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один Господь./Ибо как требует того христианская истина, признаем каждое Лицо и Богом и Господом./Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами./Отец не создан, не сотворен и не рожден./Сын есть от Отца и только от Отца – не создан и не сотворен, но рожден./Святой Дух есть от Отца и Сына – не создан, и не сотворен или рожден, но послан./Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа./И из всех трех Лиц ни один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики,/Чтобы во всем этом, как сказано, всем трем Лицам поклонялись как единому Божеству и в одном Божестве – всем трем Лицам./Итак, кто хочет быть блажен, должен разуметь о трех Лицах Божества./Но для вечного блаженства необходимо твердо верить, что Господь наш Иисус Христос стал плотью./В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек. Так называемый Афанасиев Символ веры – святоотеческий текст, до недавнего времени печатавшийся во всех изданиях Псалтыри и Следованной Псалтыри как один из важнейших вероучительных текстов Православной Церкви. Впоследствии было доказано, что этот текст Афанасию Великому не принадлежит. Большинство ученых считает, что он составлен во второй половине V века, хотя среди предполагаемых авторов называют и Отцов более раннего времени, например Викентия Леринского или Илария Пиктавийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Царь вел осла, при сопровождении разных лиц. Так, в 1675 году, государь сам вел осла, и вели его великого государя под руки; под правую руку крайчей (т. е. царедворец, обер-шенк), под левую руку столник и ближний человек Иван Кирилов сын Нарышкин. А жезл нес столник же и ближний человек Алексей Семенов сын Шеин; а вербу нес столник и ближний человек Иван Васильев сын Бутурлин; а свечу нес столник и ближний человек князь Андрей, князь Дмитриев сын Щербатой; а полотенцо нес столник и ближний человек князь Иван князь Данилов сын Мыщецкой. А на осляти ехал святейший Иоаким патриарх Московский и всеа Росии. Да, по указу же великого государя, вели осля боярин князь Юрья Алексеевич Долгоруково, да думный дьяк челобитного приказу Дементей Минин сын Башмаков, да патриарший дворцовый дьяк Денис Сергеев сын Дятловской, да конюшей старец патриаршей (Двор. разр. Т. III, стр. 1304–5). Иногда два царственные лица вели осла. Так, в 1668 году вели его царь Алексей Михайлович и сын его наследник Алексей Алексеевич. Царь вел осла за конец повода, а сын его царевичь Алексей Алексеевич вел осла посередь повода, по близку за ним Государем, да посередь повода вел осля за Государем Царевичем, по указу Великого Государя, боярин князь Никита Иванович Одоевской; а под губу осля вели: патриарший боярин Никифор Михайлов сын Беклемишев да патриарш казначей (Двор. разр. Т. III, стр. 728) 37 . Подобным образом цари Иоанн и Петр Алексеевичи в 1684 и в 1685 годах оба вместе водили осла. Они у осла узду приняли по конец повода и вели, а посреди повода держал осля и за ними вел боярин князь Василей Васильевич Голицин (Дворц. разр. Т. IV, стр. 275 и стр. 336). В 1692 и 1693 годах, когда цари Иоанн и Петр Алексеевичи у осла узду приняли по конец повода и вели, посреди повода держал и осля за ними вел боярин Мартемьян Кирилович Нарышкин; а под усцо держали с правые стороны околничей Михайло Иванович Глебов, а с левые стороны патриаршь казначей Паисей (Дворц. разр. Т. IV, стр. 663). Царь Алексей Михайлович водил осла и в том случае, когда, вместо патриарха, ехал на нем митрополит. Так было в 1674 году. От Лобного места ехал на осля преосвященный Иоаким, митрополит Великого Новгорода и Великих Лук, а осля вел по конец повода великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, а посередь повода, по указу великого государя, вел осля боярин князь Юрья Алексеевич Долгоруково, а под губу осля вели патриарший боярин Никифор Михайлов сын Беклемишев, да старец (Двор. разр. Т. III, стр. 944). В 1676 году к действу Ваий выходу (т. е. Государя) не было. А в ходу были и осля вели бояре, князь Иван Алексеевич Воротынской, да князь Михайло Юрьевич Долгоруково, да околничей князь Володимер Дмитреевич Долгоруково, а на них были охобни черные (Выходы царей стр. 618).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010