Не удалось извлечь искомое из базы (((

По страницам истории ПСТГУ. Интервью с заведующей Центром истории богословия и богословского образования Н.Ю. Суховой 23 ноября 2012 г. 14:45 О том, почему духовное образование не может не основываться на Евхаристии, и о том, как создавался Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , в интервью порталу «Православие и мир» рассказала заведующая Центром истории богословия и богословского образования богословского факультета ПСТГУ, доцент кафедры истории Русской Православной Церкви, доктор церковной истории, д.и.н. Н.Ю. Сухова. — Наталия Юрьевна, какие есть типы духовных школ? — «Тип» школы можно определять по-разному. Например, можно разделить духовные школы на школы закрытого и открытого типа. В школе закрытого типа преподаватели и студенты живут одной общиной, и в смысле общей жизни, и в церковном смысле евхаристической общины. В такой школе есть свои плюсы и свои минусы. Плюс в том, что такое устройство снимает вопрос, нужно ли вместе молиться, нужно ли вместе ходить на богослужение? Это помогает воспитывать учащихся не только дисциплинарно, но и церковно. Но если люди живут в семинарии, то они на несколько лет вырываются из приходской общины и из семьи. Это одна из проблем закрытой церковной школы, которая ощущалась всегда. Школа открытого типа — например, Свято-Тихоновский университет, — основывается на ином принципе. Ее задача — дать богословское образование не только будущим священникам, но и церковным мирянам. Одна из главных характерных черт университета состоит в том, что он не вырывает студентов — даже будущих священников — из приходской общины и из семьи. Когда университет создавался, то он изначально был ориентирован на москвичей, у нас не было даже общежития. Теперь общежитие у нас есть, но и иногородние студенты нередко алтарничают, поют, молятся в разных храмах Москвы. Церковная жизнь реализуется только в общине В этом, несомненно, есть свои плюсы. Студенты Богословского факультета вырастают на своих приходах, общаясь со своей будущей паствой, а потом рукополагаются, если у них есть призвание и благословение. Церковная жизнь каждого студента идет под присмотром духовника. Вроде бы, все гармонично. Но тут встает вопрос: чем являются университет и Богословский факультет в церковном смысле? Это просто учебное заведение, где церковные люди получают образование, и все? Может быть, и так. Но ведь получить церковное образование можно только тогда, когда живешь церковной жизнью. А церковная жизнь реализуется только в общине.

http://patriarchia.ru/db/text/2605877.ht...

В направлении «теология» есть семь профилей, большинство из которых разработаны в ПСТГУ: библейский, систематический, патрологический, культуры православия и церковно-государственных отношений. Независимо от профиля все студенты-богословы проходят «стержневой курс»: история богословского образования, история и методология теологии, методика преподавания теологии. Церковно-исторический профиль – один из самых сильных на БФ ПСТГУ, поскольку на факультете работают 2/3 докторов церковной истории РПЦ. Практический профиль реализуется в рамках Богословского института Свято-Тихоновского университета (ПСТБИ), в который ради дополнительной пастырской подготовки поступают те студенты Богословского факультета, которые собираются в будущем принять священный сан. Профиль «культура православия» особенно актуален для подготовки к мировоззренческому диалогу, в частности, в рамках преподавания ОПК. Священник Константин Польсков, проректор по научной работе ПСТГУ рассказал об истории устройстве аспирантуры Свято-Тихоновского университета, деятельность которой соответствует всем государственным стандартам: вступительные экзамены, кандидатские экзамены, система отчетности, обязательность научных публикаций и т.д. В связи с правовыми сложностями из-за отсутствия теологии в номенклатуре специальностей научных работников РФ богословскую аспирантуру пришлось формально перевести из системы аккредитованного государством ПСТГУ в открытый при нем Богословский институт (ПСТБИ). Помимо церковного диссертационного совета по богословию и церковной истории при ПСТГУ действует государственный диссертационный совет, в котором аспиранты имеют возможность защищать кандидатские и докторские диссертации по специальностям «философии религии» и «отечественная истории». Докладчик назвал важным моментом в деятельности аспирантуры – наличие собственного научного журнала «Вестника ПСТГУ», каждая из пяти серий которого входит в перечень ведущих периодических изданий рецензируемых ВАК РФ. Сухова Наталья Юрьевна, глава Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ в первой части выступления обозначала задачи научных центров вообще, как новых институтов для развития богословской науки – разработка коллективных научных проектов, вовлечение в научные проекты региональных исследователей, вовлечение в научные проекты студентов и аспирантов.

http://bogoslov.ru/article/3009217

Конечно, эта проблема — неготовность вчерашних школьников к серьезному образованию — общая для всей высшей школы: большинство поступающих просто не умеет учиться, не владеет элементарными научными методами. Гуманитарная наука в этой ситуации оказалась наиболее уязвима: абитуриенты не умеют анализировать тексты, выделять причинно-следственные связи, ключевые моменты тех или иных событий и процессов, обобщать, делать выводы… Даже у тех, кто поступает в университеты на исторические факультеты, очень слаба фактологическая база, которая должна сформироваться в целом еще в школе. Для истории Церкви эта проблема усугубляется. Во-первых, эта наука крайне сложна сама по себе: она одновременно является и исторической, и богословской, причем и то, и то — со всей полнотой смысловой нагрузки. Методология церковной истории — тема дискуссионная, жаркие споры идут на уровне серьезных состоявшихся ученых. Во-вторых, на учебном уровне эта проблема имеет свое преломление. Даже базовый, а не специальный церковно-исторический курс в высшей школе предполагает априорное знание основных фактов не только по гражданской, но и по церковной истории, ибо факты — это уровень средней школы. В дореволюционные высшие духовные школы — академии — поступали преимущественно семинаристы, уже прошедшие полный курс богословия на уровне средней школы. Даже когда в 1869 г. духовно-учебная система была отчасти разомкнута и в академии разрешили поступать выпускникам классических гимназий, они имели за плечами семь лет изучения Закона Божия, в котором важное место занимала история Церкви. Сейчас этого, к великому сожалению, в школах нет. Как ПСТГУ, так и семинарии, став высшими школами, в церковно-исторической области должны одновременно выполнять и задачи средней школы — давать фактологическую базу, и задачи высшей школы — учить работать с этими фактами и выстраивать собственно богословское видение истории Церкви. Разумеется, богословское образование в целом и история Русской Церкви в частности сталкивается еще с дополнительными проблемами: например, ослаблением интереса к церковной традиции. Казалось бы, если студенты мотивированы к пастырству, они должны понимать, что без глубокого знания церковной традиции, укоренения в ней служить нельзя. Но увы, это понимание присутствует далеко не всегда.

http://patriarchia.ru/db/text/2975561.ht...

Ю. Сухова, «латинский язык, сохраняемый в русских академиях и семинариях в качестве языка преподавания, открывал учащимся доступ к западному богословию и другим наукам, но создавал две проблемы: разрыв духовной учености с церковно-приходским служением и отсутствие русского богословского понятийного аппарата и русской богословской литераторы» с. 52]. Латынь не соотносилась с живой церковной жизнью и живой научной мыслью. И потеснить ее, несмотря на требование жизни было непросто. Так, даже несмотря на то, что «в 1765 г. уже появилась первая богословская русская система архимандрита Платона (Левшина) , однако она не стала главным учебником, а являлась лишь дополнением к латинским учебным системам (даже в семинарии самого архимандрита Платона). Когда в 1800 г. была высказана мысль, что латинский язык только «средство к просвещению, а не составляет сам по себе оного» и был поднят вопрос о преподавании в духовных школах на русском языке, то митрополит Платон (Левшин) восстал против этого: «Наши духовные и так от иностранных почитаются почти неучеными, что ни по-французски, ни по-немецки говорить не умеют. Но еще поддерживает честь нашу, что мы говорим по-латыни и переписываемся. Ежели латинскому языку учиться так, как греческому, то и последнюю честь потеряем, поскольку ни говорить, ни переписываться не будем ни на каком языке; прошу сие оставить. На нашем языке и книг классических (т.е. учебников для занятиях в классах – иеродиак. П.) мало. Знание латинского языка совершенно много содействует и красноречию российскому… " » с. 50, сн. 41]. Таким образом, к началу XIX в. в ученом богословии латынь оставалась непоколебимой. И даже «в 1819 г., несмотря на официальное разрешение, ректор СпбДА архимандрит Григорий (Постников) был критикуем Синодом за чтение лекция по богословию на русском языке, и только высокая оценка этих лекция святителем Филаретом (Дроздовым) спасла ситуацию… В 1825 г. митрополиты Евгений (Болховитинов) и Серафим (Глаголевский) добились возвращения латыни в преподавании богословия...» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В 2011 году был также подобран материал для предметно-терминологического указателя, реального комментария и научно-справочного аппарата к 1–4 томам издания. Вместе с тем работа в этом направлении развивается пока недостаточно быстро и нуждается в постоянном внимании и более глубоком подходе. В своем выступлении митрополит Климент отдельно остановился на вопросах информационного обеспечения проекта. Он отметил, что в 2011 году был создан сайт Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, на котором размещаются подготовленные тексты его творений. На сайте также размещены информация об основных аспектах деятельности Научно-редакционного совета, большой новостной раздел, фотогалереи. Митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о ряде важных мероприятий, проведенных в 2011 году: научной конференции в рамках XIX Международных Рождественских чтений «Творческое наследие святителя Феофана Затворника — предмет соработничества церковной и светской науки», подготовке и выпуске специального выпуска журнала Издательского Совета РПЦ «Православное книжное обозрение», посвященного святителю Феофану Затворнику, научном обучающем семинаре «Духовное наследие святителя Феофана Затворника», прошедшем 27-29 июня в Свято-Успенском Вышенском монастыре, открытом заседании Научно-редакционного совета, проходившем 30 сентября в рамках V Феофановских чтений. В этом заседании приняли участие известные церковные ученые, среди которых доцент Московской духовной академии протоиерей Валентин Асмус, доктор церковной истории, магистр богословия, руководитель научного центра истории богословия и богословского образования Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.Ю. Сухова. Одним из главных событий, вызвавших широкий общественный резонанс, стала презентация проекта издания Полного собрания творений святителя Феофана, прошедшая 7 сентября 2011 года в рамках XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки. На презентации были представлены тексты первых трех томов Полного собрания творений святителя.

http://patriarchia.ru/db/text/1845229.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В государственных архивах США, ФРГ и Великобритании хранятся фотокопии из этой пресловутой " коробки " риббентроповского чиновника. Других копий до 1989 года не существовало и в помине. - Однако в сегодняшней России ссылаются на другие источники. Или я ошибаюсь? - Нет, не ошибаетесь. Здесь я должен напомнить о событиях, связанных с I и II съездами народных депутатов СССР. С подачи лидеров прибалтийского сепаратизма группа российских политиков поставила задачу легализовать секретный протокол к " пакту Молотова - Риббентропа " . Особую активность проявил здесь А.Н. Яковлев. И далеко не случайно именно он был избран председателем комиссии по политической и правовой оценке советско-германского договора о ненападении, созданной на I съезде народных депутатов. О том, была ли эта комиссия способна принимать объективные решения, говорит ее состав: в ней оказались Ю. Афанасьев, В. Ландсбергис, В. Коротич и ряд других " нардепов " с таким же политическим и нравственным обликом. К тому же работа комиссии проходила на фоне мощной пропагандистской кампании. Одновременно проводилась работа по " документальному обеспечению " заранее спланированных выводов комиссии. Стараниями правой руки Э. Шеварднадзе - первого замминистра А.Г. Ковалева была, например, опубликована в " Известиях " и в " Вестнике МИД СССР " пресловутая копия акта передачи в апреле 1946 года ряда секретных материалов одним работником секретариата В.М. Молотова (Смирновым) другому (Подцеробу). Служебная записка двух мидовских чиновников была широко использована как косвенное указание на существование в СССР подлинника секретного дополнительного протокола к советско-германскому договору от 23 августа 1939 года. Потом с ее помощью на II съезде народных депутатов СССР А.Н. Яковлев сломал отчаянное сопротивление наиболее осторожных или откровенно недоверчивых депутатов, в частности харьковского рабочего Л. Сухова. - Но такой же оригинал должен был храниться и в Германии. И в ФРГ не было сил, которые были бы заинтересованы в его сокрытии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Наблюдение над памятником. Художественный образ памятника архитектуры становится понятен только в результате изучения композиционных и эстетических закономерностей сооружения. Наблюдение над памятником, изучение его внешнего облика лежит в основе научного метода анализа архитектурного произведения. Я долго наблюдала храм в Кадашах, приходила утром и вечером, в дождь и в солнечную погоду, любовалась его утонченным силуэтом на фоне голубого неба и облаков. Видела, как легкие барашки и грозовые тучи, проходя над его главами, меняли весь его облик. Все время задавала себе вопрос: «Почему это сооружение из камня, кирпича и железа как бы реагирует на время дня, погоду, голубое небо и облака, является все время в новом виде? Какими приемами творец создал это художественное чудо?» Из наблюдений над памятником складывалась рабочая гипотеза о первоначальном виде здания, которая затем уточнялась на протяжении всей дальнейшей работы. Вспоминаются слова Дмитрия Петровича Сухова: «Помни одно, между исследователем и памятником должен возникнуть контакт, тогда ты разгадаешь его тайны, между тобой и древним зодчим-строителем должен завязаться живой разговор. Научись ставить вопросы, а памятник будет отвечать. Учись слушать «голос» храма. Вопросы должны быть четки, а ухо — чутко». Сначала все это мне показалось какой-то мистикой. Но, начав изучать храм в Кадашах и другие сооружения, близкие к нему по времени и характеру архитектуры, я неожиданно ощутила возникающий между мной и этими постройками контакт. Видимо, такое же состояние переживали и предыдущие исследователи. «Беседы» с памятником. Расскажу, что я в первый раз «услышала», глядя на архитектурное произведение. Был теплый октябрьский день. Я шла по Первому Кадашевскому переулку, и купола предо мною то возникали, то утопали в густой листве деревьев, уже покрывшихся легкой осенней желтизной. Но вот сооружение открылось все. Внимательно рассматриваю его. По голубому небу плывут кучевые облака. Меняющиеся тени делают все архитектурные формы утонченными. Всматриваясь в великолепно прорисованные и изящные белокаменные резные карнизы и детали, гармонично увязанные между собой, вдруг останавливаю внимание на грубо сделанных вставках, нарушающих изысканные закономерности сооружения. Так я догадалась, что отличаю подлинные части произведения от каких-то поздних наслоений. В момент обостренного внимания и горячего желания разгадать тайну шедевра строительного искусства я почувствовала, что оно как бы идет ко мне навстречу. И я поняла, что означает выражение «памятник заговорил».

http://pravmir.ru/pamyatnik-russkogo-zod...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010