Коль скоро Аллах может призывать Своих рабов умереть за ислам, чем же так удивительно, если Бог призвал Своего Сына умереть ради того, чтобы спасение могло быть даровано и мусульманам, и всему остальному миру? В Коране имеется прекрасный пример заместительного жертвоприношения, когда описывается готовность Ибрахима [Авраама] принести в жертву своего сына на горе Мориа (ср. Быт. 22:1–19 ). Там говорится: Он сказал: «Сынок мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву [...]» И когда они оба предались Аллаху и тот [Авраам] поверг его на лоб [для жертвоприношения], и воззвали Мы [Бог] к нему: «О Ибрахим! [...] И искупили Мы его великою жертвой» (Коран, сура 37:102–107; курсив Н. Г.). Употребление слов жертва и искупить подразумевает именно то, что имеют в виду христиане, когда говорят о смерти Христа через распятие. Теми же словами и Иисус говорил о Своей смерти ( Мк. 10:45 ). Таким образом, жертвенная смерть Христа не противоречит Корану. Как уже отмечалось, главный вектор этой направленной против распятия критики опирается на ту ложную посылку, что смерть Иисуса не была добровольной. Но смерть отнюдь не была для Него вынужденной. Предвидя Своё распятие, Он сказал Отцу: «не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк. 22:42 ). Ранее Иисус, как свидетельствует Евангелие от Иоанна, сказал о Своей приносимой в жертву жизни: «никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её» ( Ин. 10:18 ). В Послании к евреям приведены такие слова Иисуса: «тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр. 10:7 ). Невозможно по-другому искупить грех, как только через жертву безгрешного Сына Божьего. Ансельм доказывает (в Anselm, Cur Deus Homo?), что плата за грех должна быть отдана Богу. Праведность Бога требует, чтобы грех был искуплен (ср. Лев. 17:11 ; Евр. 9:22 ). Итак, ни о какой несправедливости не может быть и речи, но именно справедливость требует, чтобы совершилось заместительное жертвоприношение Христа. Коран учит, что Бог справедлив (см. Коран, сура 21:48–49/47–48). Абсолютная справедливость предполагает, что Бог не может просто не заметить грех. Его кто-то должен искупить, либо сами грешные люди, либо кто-нибудь другой вместо них, чтобы они смогли попасть на небеса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

То, что Мухаммад отождествил Марию с сестрой Аарона, явствует из имени, которым он назвал отца Марии. В Библии говорится, что Иохаведа «родила Аарона, Моисея и Мириам, сестру их» ( Чис.26:59 ). Отца матери Иисуса в Коране называют Имран, арабская форма Амрама (так же, как арабская форма имени Авраам – Ибрагим). Марию называют Марйамубнату Имран, что значит «Марйам, дочь Имрана» (сура 66:12). Итак, ее называют не только сестрой Аарона, но и дочерью Имрана. Это еще раз доказывает, что ее перепутали с Мириам, истинной сестрой Моисея и Аарона. Нет достаточных объяснений причины, по которой ее так называли, и процитированный отрывок из Послания к Евреям показывает, что это едва ли уместно. Другие апокрифические христианские источники В Коране также можно найти иные легенды и предания из еретических христианских письменных источников. В суре 18:9–26 рассказана странная история о нескольких юношах, истинно веровавших в Бога, скрывшихся от преследований в пещере, в которой они проспали несколько лет. Их называют асхабулкахфами (обитателями пещеры) (сура 18:9). В предании говорится, что после пробуждения они были чрезвычайно удивлены тем, что спали так долго. История эта имеет много параллелей с апокрифическими христианскими письменными источниками типа Acta Sanctorum. Он был составлен сирийским писателем Иаковом Саругским незадолго до его смерти в 521 году от Р. Х. Итак, самые ранние записи этой истории датируются не ранее чем четвертым столетием от Рождества Христова. О ней повествовали Теодосий и Дионисий из Тель Мара в сирийской работе пятого столетия. В народе она стала известна как история о «семи спящих», поскольку авторы настаивали, что их было семеро. В предании говорится, что пещера эта находилась в окрестностях города Эфеса, а спящими юношами были семеро христиан, спасающихся от преследований в период царствования императора Деция, умершего в 251 году от Р. Х. После того как они спрятались в пещере, она была опечатана, но в период царствования Теодосия Второго, приблизительно двести лет спустя, пещера была открыта, и один из беглецов проснулся и вышел в город, поражаясь великому торжеству христианства. Затем юноши рассказали императору, как Бог сохранил им жизнь. После этого они умерли. Источник происхождения истории неизвестен, но если она была создана как легенда, основанная на библейском материале, то происходить она могла только от Евангелия от Матфея 27:52–53 .

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Нет причин видеть в этом тексте фактический рассказ о путешествии на небеса. Многие исламисты и сами не трактуют его таким образом. Знаменитый переводчик Корана Абдулла Юсуф Али (АН), комментируя этот стих, отмечает: «Он начинается с мистического видения Вознесения святого Пророка; Мухаммед ночью перенесен из священной Мечети (в Мекке) в отдаленнейшую Мечеть (в Иерусалиме) и там увидел некие знамения Божии» (Ali, «Introduction to Sura XVII», 691). Даже согласно одной из древнейших исламских традиций, жена Мухаммеда Айша (A’isha) рассказывала: «Тело апостола оставалось там, где было, но дух его был перенесен в ту ночь Богом» (Ishaq, 183). Даже если это понимать как чудо, не представлено никаких свидетельств для проверки его аутентичности. Согласно собственному исламскому определению подтверждающих знамений, такое чудо не могло бы иметь никакого значения для апологетики (Ali, «Mudjiza»). Победа при Бадре Еще одно чудо, часто приписываемое Мухаммеду, — это победа при Бадре (см. Коран, суры 3:119/123; 8:17/17). В суре 5 сказано: «О вы, которые уверовали! Поминайте милость Аллаха вам, когда задумали люди протянуть к вам свои руки, а Он удержал их руки от вас. Бойтесь же Аллаха» (Коран, сура 5:14/11). Согласно исламской традиции считается, что здесь совершилось несколько чудес, самым значительным из которых стали появление присланных Богом для помощи в битве 3000 ангелов (как говорят, легко узнаваемых по носимым ими тюрбанам) и чудесное спасение Мухаммеда как раз в тот момент, когда какой-то мекканец уже собирался зарубить его своей саблей. В одном из преданий повествуется, что Мухаммед бросил пригоршню песка в мекканское воинство, тем самым ослепив его и вынудив отступить. Сомнительно, относятся ли все упомянутые тексты к одному и тому же событию. Даже многие исламисты считают, что сура 8 связана с другим случаем и должна пониматься в переносном смысле, как то, что Бог вселил страх в сердце врага Мухаммеда — Убаи Ибна Халафа (Khalaf) (Pfander, 314). Суру 5 кое-кто тоже считает рассказом о другом эпизоде, возможно, о покушении на жизнь Мухаммеда при Усфане.

http://azbyka.ru/muxammed-predpolagaemye...

В те же годы в ряде периодических изданий («Im neuen Reich», «Deutsche Rundschau» и др.) вышла серия просветительских статей Н., призванных заинтересовать читающую публику новейшими открытиями и спорными вопросами библейских штудий («Библейские сказания о праотцах», «Образование Мёртвого моря», «Миф о потопе», «Моавитские подделки»). К более позднему этапу исследовательского пути Н. относится текстологический очерк о Книге Товита (1879), к-рый в определенном смысле предвосхищает его работы, опубликованные в 90-х гг. и отражающие еще одну сферу его интересов - возможность реконструкции по имеющимся древнегреч. изводам евр. оригиналов таких поздних книг ветхозаветного корпуса, как Екклесиаст и Книга Иисуса, сына Сирахова. Н. принадлежат и некоторые изыскания по ветхозаветной топонимике (происхождение названия Беэр-Шевы/Вирсавии) и ономастике (этимология божественных имен Эль и Элохим). Он был одним из ведущих авторов таких специализированных справочных изданий, как нем. Библейский лексикон (Bibel-Lexikon. Lpz., 1869-1875. 5 Bde) и англ. Библейская энциклопедия (Encyclopaedia Biblica. L., 1899-1903. 4 vol.). Н. также обращался к изучению восточнохрист. текстов, в частности опубликовал 2 сир. гимна «На взятие Салахаддином Иерусалима», авторство которых ошибочно приписывалось Георгию Варде , обосновал атетезу Дионисия Телль-Махрского хроники , участвовал в дискуссии о языке оригинала Хроники еп. Иоанна Никиуского, исследовал «Повесть об Ахикаре» (см. Ахикар ) и проч. Важные положения были высказаны Н. в многочисленных рецензиях на публикации европ. коллег по библейской, семит. и восточнохрист. тематике. Работы Н. по истории Корана положили начало его научному изучению. Предложенная им хронология создания частей коранического текста (согласно которой наиболее ранней является 96-я сура, а наиболее поздней - 110-я) сохраняет значение до наст. времени: он выделил 3 т. н. мекканских периода (1-й - 48 сур; 2-й - 21 сура; 3-й - 21 сура) и мединский период (24 суры). Фундаментальная «История Корана» (Geschichte des Qorâns.

http://pravenc.ru/text/2565186.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Продолжим возрождение Суры благословенной! Доклад старшего священника Иоанновского ставропигиального женского монастыря, протоиерея Николая Беляева 01.11.2019 519 Время на чтение 5 минут Источник: Иоанновская семья Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, Всечестные отцы, досточтимые матушки игумении, Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Вячеслав Серафимович, дорогие гости, Хочу выразить от лица всей Иоанновской семьи глубокую, сердечную благодарность Законодательному Собранию и администрации Санкт-Петербурга за серьезную помощь и участие в проведении торжеств и праздников, посвященных св. прав. Иоанну Кронштадтскому. И особенно за то, что, благодаря инициативе и усилиям законодательной и исполнительной власти, день 14 июня законодательно стал ежегодным городским праздником. И, таким образом, Всероссийский пастырь официально стал Небесным покровителем Северной столицы. 10 лет назад в бывшем Народном доме, где впервые собралась Иоанновская семья, прозвучало предложение общими усилиями помочь возрождению родины св. прав. Иоанна Кронштадтского и через пять лет снова собраться, но в уже духовно окрепшем, возрожденном селе Сура. По молитвам батюшки Иоанна, благодаря помощи Иоанновской семьи и добрых людей, все предложенное стало реальным. Многие из присутствующих в зале помнят Юбилейные торжества в июне 2015 года в Санкт-Петербурге, Кронштадте и с. Сура, посвященные 25-летию прославления в лике святых Всероссийского пастыря, завершившиеся соборным служением во главе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на родине Батюшки. О таком торжестве даже никто не мог и мечтать в 2009 году. Прощаясь с десятилетием уходящим, мы сердечно благодарим за все-все Господа Бога и Всероссийского пастыря. Вступая в новое десятилетие своего бытия (своей истории), Иоанновская семья может продолжить благословенные соборные труды по дальнейшему благоустроению и возрождению родины батюшки Иоанна Кронштадтского. Весной 2017 года было подано Прошение Митрополиту Архангельскому и Холмогорскому Даниилу, в котором испрашивалось архипастырское благословение на проведение Крестного хода и установку Поклонных крестов в соседствующих с Сурой поселениях так называемого Сурского куста.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/01/prodol...

Взгляд Мани на Христа содержит некоторые противоречия, так как в одних указаниях, небесный Иисус Христос действует через человека под именем Иисус, но без внутреннего соединения с Ним, покидает его при распятии; подругим источникам, человека Иисуса Христа совсем не существовало , а был только небесный дух, то есть Иисус, лишь только призрачною видимостью человека. “ Его действия и страдания были только кажущимися ” 74 . Он учил о том, что Иисус оставил свое учение несовершенным, обещая послать Параклита для его довершения, ссылаясь на апостола Павла, что будет открыто знание. Обетование это, согласно Мани, уже было исполнено в нем самом. Манихейство еще долго существовало на востоке до Х или IX веков. Жестокие гонения, которым они подверглись, совершенно не помешало дальнейшему развитию. Оно повлекло за собой такие течения, как павликианство, богомильство и другие ответвления. И распространилось на Западе, об этом свидетельствует сам Диоклетиан. Но два столетия спустя, по свидетельству Августина, секта распространилась и в Италии и в Африке, где, как нам известно, приверженцами этой ереси были люди из духовенства церкви (Aug. Ер.236). Влияние манихейцев было и в Аравии. Таким образом, сравнивая еретические взгляды о призрачности Христа во время распятия, как и у Мани, так и у Василида, мы пришли к выводу, что это положение, вероятно, было заимствовано от этих течений. Почитание Девы Марии, икон, святых и их влияние Представление Корана о Троице. Далее мы отметим, что написано в Коране: “О, обладатели 75 Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины…” Другой перевод 76 с арабского текста нам говорит: “… не преступайте границ в вере вашей, и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины”. И.Ю. Крачковский переводит далее эту же суру: “Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите – три!” (сура 4:169). Сура 5:77,116 свидетельствует нам: “Не веровали те, которые говорили: “Ведь Аллах – третий из трех”, – тогда как нет никакого божества, кроме единого Бога. “О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: “Примите меня и мою мать в боги наряду с Аллахом?”, он ответит: “Свят ты! Никогда не мог я сказать того, на что не было у меня права”. И. Ю. Крачковский отмечает в своем комментарии, что Мухаммад под Троицей понимал Бога, Иисуса и Марию. Но А. В. Журавский в своей статье “Иисус в Коране“ цитирует так: “В то же время нет достаточных оснований утверждать, что Мухаммад так понимал христианскую Троицу. Он скорее, просто возражает против обожествления Иисуса и Марии” 77 . В Каабе, по мнению Ибн Исхака 78 , находилась картина Марии и ее Сына. Он также отмечает, что когда пророк ислама объявил об уничтожении идолов, то эта картина была унесена из храма Каабы.

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

Что касается сходства с Моисеем, то мы узнаем из книги Второзакония XXXIV, 10–12, что были два условия, оправдывавшие ожидание израильтянами будущего пророка, подобного Моисею: личное видение Бога и могущественные деяния. „И не воста ктому пророк в Израили якоже Моисей, его же позна Господь лицем к лицу, во всех знамениих и чудесах, его же посла Господь сотворити я в земли Египетская фараону и рабом его, и всей земли его, дивная, великая и руку крепкую (и мыщцу высокую), яже сотвори Моисей пред всем Израилем”. Что касается первого условия, то Мохаммед сказал, уже не по преданию: „Как мы можем не знать тебя в истине твоего ведения”, или: „Как ты желаешь быть узнан?” А по отношению к могущественным делам или чудесам 142 в Коране заявлено, что Мохаммеду не дано было силы творить чудеса (сура XVII, ст. 61; см. комментарии Байзави и Аббаса: сура II, 112; VI, 37, 57, 109; VII, 202; X, 21; XIII, 8, 30; XXIX, 49, 50). Наконец, Сам Бог изъясняет в Евангелии, что пророчество Второзакония относится к Иисусу Христу: И человек оный, иже не послушает словес его, яже возглаголет пророк оный во имя Мое, Аз отмщу от него. Второз. XXVIII, 15, 19. Сравн. это место с повествованиями евангелистов: Матфея, Марка и Луки (Мф. XVII, 5; Mapka IX, 2 ; Лyku IX, 35 ). Иисус Христос объясняет, что это место и другие места в законе относятся именно к Нему ( Иоан. 45 ): „Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа”. Сравни: . Христос происходил от Иуды (Мф. I, 1–16; Лyku III, 23–38 ; Ebp. VII, 14 ), Он родился в Израиле и провёл большую часть своей жизни среди Иудеев и посылал Своих учеников на проповедь прежде всего к Иудеям (Мф. X, 6), и только уже после во второй очереди посланничества Он послал их к язычникам ( Лyku XXIV, 46 ; Мф. XXVIII, 18–20). В кн. „Деяний Апост.” III, 25, 26 пророчество определительно и ясно относится к Иисусу Христу: „Вы есте сынове пророк и Завета, его же завеща Бог ко отцем вашим, глаголя ко Аврааму: и о семени твоем возблагословятся вся отечествия земная – вам первее Бог, воздвигий Отрока Своего Иисуса, посла Его благословяща вас, во еже обратитися вам комуждо от злоб ваших”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Иисус Христос . Как мы упомянули выше, мусульмане считают Иисуса лишь одним из пророков Аллаха. Иисус Христос был пророком для своего народа в свое время. Пророк Мухаммед шел следом за Иисусом. Иисус не был Сыном Божиим и не был частью Святой Троицы. Он не искупил ничьих грехов, хотя Сам был безгрешен. Иисус Христос не умер на кресте. Различные мусульманские источники утверждают, что Он либо чудным образом заменил Себя на кресте Иудой Искариотом, либо Бог чудом вытащил Его из рук римлян и евреев до распятия. Большинство мусульман считает, что Иисус Христос был взят на небо живым (Сура 4:157). Грех и спасение . Грех и спасение отождествляется в исламе с двумя понятиями: соблюдением заповедей и роком («кисмет»). Каждый мусульманин, который надеется избежать суда Аллаха, должен выполнять все заветы «пяти столпов веры» (Сура 10:109). Они включают: (1) чтение шахады («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – посланник Аллаха»), (2) пять обязательных молитв в день («салат» или «намаз») по-арабски, молитвы произносятся на коленях, с поклонами в сторону священного города Мекки, (3) пожертвования нуждающимся («закат»), что необязательно, однако мусульманам рекомендуется отдавать добровольно 1/40 своего дохода Аллаху, (4) посты («саум» или «рузе») в течение целого месяца рамадана, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката ради искупления грехов, совершенных в предыдущий год (однако после захода солнца мусульмане в большинстве случаев наслаждаются едой, а многие встают до восхода, чтобы успеть насытиться до начала поста), (5) паломничество («хаджж») в Мекку, священный город, по меньшей мере, раз в жизни мусульманина. Обычно непременным условием веры было ведение священной войны («джихад»), и ранние мусульмане считали своей святой обязанностью убить «неверного». Современный ислам более умерен, хотя некоторые шииты поговаривают о восстановлении «джихада» как неотъемлемой части ислама. Как вернуть мусульманина на истинный путь Тремя основными вопросами разговора между христианином и мусульманином должны быть: качества Бога, Божественность Иисуса Христа и спасение как благодать, не связанная с выполнением обрядов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Как реакция человеческой немощи, спустя шесть веков после Рождества Христова, возникает Ислам . Это – выходит на историко–религиозную сцену потомство другого сына Авраама, Измаила, рожденного прежде Исаака от рабыни Агари. Основатель этой религии, Мухаммед, родился в 570 году в языческой Аравии. Он был религиозно пытливым человеком. Будучи погонщиком верблюдов, он много странствовал, знакомился и с иудейскими общинами, и с христианскими. Он был выдающимся человеком, и иудеи как–то даже чуть не предположили, что он и есть до сих пор ожидаемый ими Мессия. Однажды, в некоей пещере, куда Мухаммед уединялся для молитвы и размышлений, ему начались откровения, из которых и сложился Коран. Символ веры мусульман был направлен против многобожия, и заключался в том, что «нет бога, кроме бога, и Мухаммед пророк его». Сначала Мухаммед убедил в этом своих ближайших родственников, потом сложилась община, причем, вооруженная. Сначала последователи Мухаммеда должны были защищаться от активных противников. А потом эта защита плавно перетекла в военную арабскую экспансию. Вот это была уже настоящая религиозная война, с целью исламизации всего мира. Сначала были покорены противники в Аравии, потом начались и более отдаленные походы. Когда арабы подступали к границам государства, они сначала предлагали принять ту истину, что «нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его». В случае отказа, арабы ломали военную мощь государства, и создавали благоприятные условия для принятия Ислама его жителями. И не вместившие всей Богооткровенной сложности Христианства, поддавались на эту кажущуюся простоту. За один век преемники Мухаммеда захватили Персию, Египет и весь север Африки, и дошли до Испании. Мухаммед почитал и «Мариам пророчицу», то есть Пресвятую Деву Марию; почитал он и Иисуса Христа, но только как человека, как «пророка Ису». А уж учение о Троице для него было прямо–таки Богохульством. «О обладатели писания! К вам пришел Наш посланник, чтобы разъяснить многое из того, что вы скрываете в писании» (Сура 5,15). «О обладатели писания!» – обращался он к христианам, – «Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Мариам, – только посланник Аллаха. ... Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите – три!» (А христиане ведь именно это и говорят, и будут говорить) «Удержитесь, это – лучшее для вас, Поистине, Аллах – только единый бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок» (Сура 4,171).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Как обстоит дело с их живыми святыми? Непрестанно цитируя библейские тексты, Иоанн Павел II не забывает обращаться и к Корану, тем самым показывая собеседнику, что ему известна " письменная традиция " мусульман. Так, достоинство человека основано на том факте, что, " согласно Корану – священной книге мусульман, – Бог вдохнул в человека дух Свой и наделил его слухом, зрением и сердцем, то есть разумением (сура 32, 8) " (Анкара). На встрече с участниками исламо-христианского симпозиума, посвященного вопросу о " святости " и проходившего в Риме, папа решительно напомнил о том, что " всякая истинная святость происходит от Бога, Который именуется Святым в священных книгах иудеев, христиан и мусульман. Ваш священный Коран называет Бога al-Quddûs – например, в следующем стихе: " Он есть Бог, и вне Его нет другого; Всевышний, Святой, (источник) мира " (сура 59, 23) 20 ... Неисчислимое множество людей во всем мире – христиан, мусульман и верующих других исповеданий, которые живут, следуя путями подлинного повиновения, хвалы и благодарения по отношению к Богу и бескорыстного служения по отношению к ближнему, – это множество людей предлагает человечеству реальную альтернативу " пути Божьего " – ради мира, который в противном случае будет разрушен эгоизмом, ненавистью и конфликтами " (Рим, 9 мая 1985 г.). Верующие не только " просветлены божественным солнцем " , но и опираются на пример пророков, посланных им в качестве образцов и вестников. Собор признает, что мусульмане " исповедуют веру Авраама " : это субъективный подход, к которому нужно отнестись со вниманием, поскольку ислам представляет себя как восходящий к пророкам монотеизм и отодвигает в сторону исторические иудаизм и христианство. В своих беседах Иоанн Павел II часто упоминает Авраама, однако в таких выражениях, которые остаются неопределенными. По его словам, Иерусалим есть " сердечная родина всех духовных потомков Авраама " (Redemptoris Anno), а " вера в Бога, которую исповедуют духовные потомки Авраама – христиане, мусульмане и иудеи " (Анкара, 29 ноября 1979 г.), делает нас " братьями и сестрами в вере Авраамовой " (Рим, 9 мая 1985 г.). В самом деле, мусульманская религия " связана с верой Авраамовой " (Рим, 5 июня 1985 г.), ибо " верующие трех [монотеистических] религий соотносят себя с Авраамом, pater omnium credentium [отцом всех верующих] (см. Рим 4:11), которого они глубоко почитают, хотя и по-разному " (Рим, 20 апреля 1991 г.). В Касабланке папа говорил также об Иисусе 21 , в Дамаске – о Марии и об Иоанне Крестителе 22 , а в канун Святого 2000-го года он сумел разъяснить нехристианам значимость этого чисто христианского юбилея.

http://religare.ru/2_560_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010