Успенский Каменский , бывший мужеский, а ныне женский, 3-го класса, Черниговской Епархии, в Новоместском уезде, на берегу реки Сновы, на каменной горе; построен в 1687 году. В нем церковь Соборная во имя Успения Пресвятой Богородицы. Успенский Каргопольский женский, 3-го класса, Новгородской Епархии при городе Каргополе; построен в XIV столетии и был мужеский, а потом в 1649 году учрежден девичьим. В нем церковь Соборная двухэтажная: в верхнем этаже храм во имя Успения Божией Матери, а в нижнем во имя Собора Архистратига Михаила. Успенский Киприанов мужеский, Кишиневской Епархии, в 25 верстах от города Кишинева. В нем погребен Преосвященный Гавриил Митрополит, бывший Ексарх Молдавии, в 1821 году преставившийся. – Состоит под управлением Архимандрита. Успенский Мороцкий мужеский, заштатный, Минской Епархии, в 9 милях от Слуцка, при речке Мороче. В нем церковь Соборная во имя Св. Николая Чудотворца деревянная. Успенский мужеский, 2-го класса, степенью 51-й, Екатеринославской Епархии, в предместии города Одессы; учрежден из бывшего Кишиневского подворья в 1824 году. В нем главный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. – Архимандрит монастыря сего отправляет священнослужение по примеру Антония Римлянина Новгородского монастыря. Успенский Ольгов , или по просторечию Льгов, мужеский, заштатный, Рязанской Епархии, в 10 верстах от города Рязани, на крутом и высоком берегу Оки; основан, как предание говорит, Рязанским Князем Олегом. В нем церковь Соборная во имя Успения Пресвятой Богородицы, – Ныне сей древнейший монастырь возобновляется и украшается усердием боголюбивых вкладчиков, а особенно Г. Апухтина. Успенский мужеский, 3-го класса, степенью 38-й, в Губернском городе Орле. В нем Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Состоит под управлением Архимандрита. Успенский мужеский, 1-го класса, степенью 5-й, Казанской Епархии в городе Свияжске; построен Св. Германом Архиепископом Казанским, преставившимся в 1567 году в Москве ноября 6 дня. Святой его мощи, перенесенные сюда в царствование Феодора Иоанновича сентября 25 дня, почивают в Соборной церкви Успения Божией Матери в серебряной раке. – Сей монастырь славен огромностью своего здания и ризницею основателя своего Св. Германа. – Архимандрит, начальствующий здесь, носит мантию с скрижалями, на коих вышиты изображения Св. Гурия и Германа; священнодействует с рипидами и осеняльными свещами подобно Антониеву Новгородскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Название Песошенской или Песочный, как именовался монастырь, " произошло от песчаного озерного берега " говорит Амвросий, и действительно, как на Песошном, так и за несколько верст далее по Кирилловскому тракту, грунт земли чисто песчаный; на нем чуть-чуть прозябает, не имея сил прочнее укорениться, тощая трава. Летом здесь в сухую погоду нога лошади по холку погружается в песок. Песок здесь чистый и мелкий, чем отличается от грунта окружающей местности, где он состоит то из песку смешанного с гравием, то из глины. Очень вероятно, что в старину, быть может, лет тысячу назад, озеро Кубенское в своем уровне стояло выше теперешнего, и то небольшое песчаное возвышение, на котором теперь стоит церковь, было когда-то самым берегом озера, по-местному - завалом, который теперь спустился на три четверти версты ниже. Песчаную же гряду, или когда-то бывший берег, часть которого составляет и Песошное, можно проследить, начиная от Николаевской Возимской церкви, где она известна под названием " веретии " и, кончая Никулинским, где песчаный грунт постепенно переходит в каменистый. Существует и другое объяснение происхождения названия Песочный и Песошенская. Чудотворная икона Успения явилась, как уже было замечено, на берегу озера, на песке, хотя и найдена лежащею на камне; - от этого будто бы и пошло название " Успения, что на Песочном " . То и другое объяснение верно, потому что сущность их сводится к одному - к песчаному грунту почвы; а песком Песошное, действительно богато. Шадрин И. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что на Песочном, Вологодского уезда (бывший Свято-Успенский Песочный монастырь). Каменная Успенская церковь возводилась как монастырская после пожара, уничтожившего деревянные храмы и все постройки обители в середине XVIII в. в Успенском Песочном монастыре. Начата строительством около 1760, после упразднения монастыря обращена в приходскую, достроена и освящена в 1767. Одноэтажная, двухсветный четверик с полуглавиями и пятиглавым завершением, с трапезной и колокольней в одной связи. Трёхпрестольная: Успения Пресвятой Богородицы — главный, придельные: Николая Чудотворца, Положения Ризы Божией Матери во Влахерне. В приделе Николая Чудотворца находилась местночтимая икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию, точная копия с явленной иконы. Закрыта церковь в нач. 1930-х, использовалась под мастерские, утрачены завершения храма и колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=39411

Перемыщль, а в нем приписной Николаевской монастырь, а за ним тридцать пять дворов. Егорьевской девич монастырь вотчинной. Да в уезде: Лютиков монастырь вотчинной, Шаровкин монастырь вотчинной. Воротынеск, в уезде приписной Спаской монастырь, а за ним дватцать восемь дворов. Роспись, что в епархии преосвященного Филарета, митрополита Нижегородцкого и Алатырского, вотчинных монастырей. В Нижнем Новеграде Печерской монастырь. Великого господина Святейшего Иоакима, патриарха Московского и всеа Росии, домовой Благовещенской монастырь. В Нижегородцком уезде: ево-ж великого господина Святейшего Иоакима, патриарха Московского и всеа Росии, домовой же Дудин монастырь, Макариев монастырь Желтоводцкого, Орана поля (? – Богородицкая, дерев. Ораны (Поляны)). Словенская пустыня. В Лысцове Богородицкой монастырь. В городе Алатыре Троецкой монастырь, приписан к Троецкому Сергиеву монастырю. В городе Курмыше Рождественской монастырь, приписан к Воскресенскому монастырю. А сколко за теми монастыри вотчин, и крестьянских и бобылских дворов и об том ведомо в Помесном Приказе и в Приказе Казанского Дворца по переписным книгам прошлого 186-го (1678) году. Да безвотчинных монастырей: В Нижнем Новеграде монастырь Сшествия Святого Духа. В Нижегородцком уезде: Ворсомской, Островской Троецкой монастырь, Зеленых гор Отеренская пустыня, Кресто-Маровская пустыня, Архидьяконская пустыня, в Мурашкине Преображенской монастырь, в Ядрине пустыня Казанския Богородицы. 190-го (1681) году роспись, что в Коломенской епархии городов и в котором городе что монастырей. Город Коломна, вънутре городе Брусенской девич монастырь. На посаде Спаской монастырь. Да в уезде: Голудвин монастырь да Бабренев монастырь. Город Кашира. Против города на другой стороне Оки от города верста Троецкой Белопесоцкой монастырь, крестьянских и бобылских дворов за ним в Каширском уезде в одном городе двести четырнадцать дворов; да в уезде: Пустыня Соколова, крестьян за монастырем четыре двора, да в уезде ж монастырь Березено пустынь, крестьянских и бобылских четыре двора; да в уезде ж Севолодцкой монастырь. Город Тула. На посаде монастырь Иоанна Предтеча, да Ружной девич монастырь, да в уезде Венев монастырь. Город Дедилов, в уезде Богоявленской монастырь. Город Венева. В уезде Богоявленской монастырь. Город Ефремов. В уезде Спаской монастырь. Город Кромы. В уезде Троетцкой монастырь. Город Кропивна. На посаде Троетцкой монастырь. Город Арел. На посаде Богоявленской монастырь. Что за иными монастыри, которые писаны выше сего, крестьянских и бобылских дворов, того неведома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому восточная часть нынешнего четырехскатного покрытия церкви короче ската на западной части храма и образует уступ, боковая стенка которого покоится на этих алтарных сводах (сравн. рисунки V и VI). Вследствие этого восточная стена главной массы храма значительно ближе к перпендикуляру из центра главы, чем западная, северная и южная. С другой стороны алтарные своды оканчиваются не у иконостасной стенки, а несколько восточнее, и между полукупольными сводами алтаря и иконостасной стойкой находится еще арка (коробовая), менее высокая, чем главный подбарабанные арки, поддерживающия главу храма. При таком расположении сводов и стен, хотя план главной массы был почти правильный квадрат (около 9 сажен), купол приходился уже не на средине этого квадрата, а ближе к восточной части его. Что же касается отношения плана главной массы к высоте ее, то церковь не была кубическою: высота относилась к длине главной массы приблизительно как 17,5 к 28, а к ширине – как 17,5 к 26 (сравн. рисунки V и VI). Снаружи главная масса, однообразно с четырех сторон, подразделялась вертикально на три части довольно плоскими лопатками (с карнизами на верху). С западного и восточного фасаду эти наружные деления соответствовали внутреннему 302 . Но с северной и южной сторон они не совпадали с расположением сводов, так как средние части наружного деления не приходились против главы, находившейся не в центре главной массы, разделенной лопатками, а в центре всей церкви, включая и алтарные полукружия (сравн. рисунки и VI). Рис. VI Разрез Успенского собора (по линии 3–б, см. рис V). А. Главная часть храма. Б. Алтарь. В. Часть храма, пристроенная в XVIII веке. Г. Притвор Рис. VII Проект реставрации плана Успенского собора и церкви св. Кирилла. А. Собор Успения Пресвят. Богородицы. Б. Церковь св. Владимира. В. Церковь св. Кирилла. Г. Паперть Успенского собора. Д. Паперть церкви св. Кирилла Лопатки, разделяющие стороны главной массы на три части, сходятся под покрытием, образуя по три полукруга на каждой стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В Пантократоре, исключая главнаго собора, параклисы: 1) Успения Пр. Богородицы; 2) собор Архангелов; 3) Вознесения Господня; 4) св. Предтечи Иоанна; 5) Святителя Николая; 6) св. Георгия Победоносца; 7) св. Пантелеимона. Пантократору принадлежит келья Достойно, где, по преданию, воспел Ангел пред иконою богоматери гимн: Достойно есть и проч. Пантократор основан греческим императором Алексием Стратопедархом и братом его Иоанном в 1361 году. От Пантократора до Ставроникиты около часа ходу, до Кареи два часа. 10. Ставроникита (Идиоритм). Храм во имя святителя Николая Чудотворца. Здесь славится его чудотворная икона мозаической работы, обретенная в море. Кроме, небольшой части Животворящаго Древа Креста Господня, хранятся мощи: рука св. праматери Анны, кость с кожею и плотию от руки св. Василия Великаго, правая рука священномуч. Елевферия, кости от локтей св. Иоанна Златоустаго, св. Григория Богослова и св. архидиакона Стефана, части св. муч. четыредесяти и св. бессребреников Космы и Дамиана, ребра св. муч. Карпа и Папилы и св. Иоасафа, царевича индийскаго, кость от руки св. Феодора Стратилата, кость св. Амвросия Медиоланскаго, миро св. Димитрия Солунскаго, миро св. Николая Чудотворца, челюсть с тремя зубами св. Иоанна Предтечи, смешение персти, костей и крови дву тму мучеников Никомидии сожженных, и часть св. Трифона. Замечательна здесь псалтирь, которая будто бы была собственностию св. Иоанна Златоустаго. Кроме соборнаго храма есть еще придельные: 1) Пресвят. Богородицы; 2) св. Иоанна Предтечи; 3) св. Архангелов; 4) св. Ап. Петра и Павла; 5) св. Пророка Илии; 6) св. великомуч. Георгия Победоносца и 7) св. Елевферия. Монастырь этот основан Константинопольским патриархом Иеремиею I в 1553 г., по случаю обретения иконы святителя Христова Николая. От Ставроникиты до Кареи полтора часа ходу, до Ивера один час. Русский Андреевский скит Серай (общежительный; находится в ведении и пределах Ватопедскаго монастыря). Храмов в ските пять: 1-й) во имя св. Апостола Андрея Первозваннаго, при том празднуется и в честь Антония Великаго; 2) в честь Покрова Божией Матери; 3) во имя св. Петра, митрополита Московскаго и всея России чудотворца; 4) при трапезе во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона и 5-й) на гробнице т. е. при усыпальнице во имя всех святых Афонских.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

«…Вспоминая кончину, вернее, успение Божией Матери, никто не скорбит, а все празднуют, никто не плачет, а все торжествуют… Отчего же так? Оттого, что Божия Матерь не уходит в мрак могилы, а переходит от земли к Небу, от временных скорбей к вечным радостям. Окончилось для Нее время разлуки со своим Сыном и Господом. Отныне Она видит Его непрестанно и уже не в уничижении и страданиях, а в величии Божественной славы. Весь мир радуется и верит, что в успении своем Богородица не только не оставит, но получит еще большую возможность ходатайствовать за него перед лицом Господа», - говорится в другом материале, размещенном на этом же сайте . На сайте «НТВ» и на сайте программы «Вести» празднику Успения посвящены краткие информации, текст которых практически совпадает. Оба сайта со ссылкой на ИТАР-ТАСС авторитетно сообщают, что «именно с этим праздником еще связано окончание жатвы» и «приходит «бабье лето». Также об этом дне размещена информация на сайте «Регионы России» и «Newsru.com» . На сайте «Седмица.ru» размещено «Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии в день Успения Пресвятой Богородицы». В нем говорится о том, что «в день Успения Божией Матери мы особенно сильно ощущаем близость Пречистой Девы Марии, которая и «по Успении мира не оставила»… В праздник Успения Пресвятой Богородицы и Царицы Небесной пусть каждый из нас ощутит, что Преблагословенная Дева Мария – с нами, что над нами простирается Святой Покров Ея, что в ответ на нашу молитву мы получаем Ея скорое материнское предстательство и заступничество на своем жизненном пути». В этот же день Псково-Печерский монастырь отметил свое 530-летие. О торжественных мероприятиях, посвященных этой дате сообщает агентство «Интерфакс» : «Накануне на Успенской площади прошло всенощное бдение. После литии крестным ходом с иконой Успения Божией Матери верующие прошли к Михайловскому храму, на площади перед которым продолжилась всенощная с акафистом Успению Божией Матери. …в четверг в Сретенском и Михайловском храмах отслужены литургии, по окончании которых состоялся крестный ход с иконой Успения вокруг обители». Там же коротко рассказано и об истории монастыря.

http://pravoslavie.ru/4842.html

Главный источник всех предубеждений старообрядцев против креста двучастного заключается в той мысли, что сей вид креста до времени патриарха Никона никогда не употреблялся в православной Церкви и что лишь Никон ввел его в употребление. Из этой мысли получаются уже все нарекания на двучастный крест, в числе которых первое и главнейшее место, без сомнения, занимает мнение, что этот крест есть «крыж» латинский. Поэтому прежде чем опровергать это последнее мнение, нам необходимо доказать, что и до Никона православная Греко-Российская Церковь благоговейно почитала двучастный крест. Не много речей и доказательств потребуется с нашей стороны для этой цели; мы ограничимся лишь тем, что посоветуем старообрядцам побывать в Московском Кремле, в Киево-Печерской Лавре и многих других святых местах нашего отечества и со вниманием осмотреть золотые маковки соборов и храмов этих святых мест: одни из сих глав, венчающих вершины храмов, увенчаны крестами четверочастными, другие же крестами двусоставными; опытный взор истинного испытателя древности с первого взгляда на эти кресты не обинуясь скажет, что они поставлены гораздо ранее Никона – некоторые в XIV столетии, другие в XV-м. Для примера укажем на собор Благовещения Пресвят. Богородицы в Московском Кремле: все многочисленные главы его увенчаны крестами двучастными, которые чуть ли не так же древни, как и сам собор, построенный в 1489 году на месте прежнего, построенного в 1397 году и сломанного до основания. Укажем еще на одно важное свидетельство, которое тем более может быть убедительно для старообрядцев, что принадлежит столь уважаемому ими Стоглавому собору, бывшему в Москве при царе Иоанне Васильевиче Грозном и митрополите Макарии, в 1551 году. Около того времени возобновлен был верх Успенского собора; по приказанию царя, кровля этого храма была вновь позолочена и на верхней его главе воздвигнуть был новый крест, названный в Стоглаве воздвизальным, им же благословляют. По поводу постановки этого креста царь нашел нужным обратиться к отцам собора с следующим вопросом: «и на церквах ставят кресты по древнему закону, – ныне убо водружен крест животворящий на соборной церкви Пресвятой Богородицы, честного и славного Ее успения, на новопозлащенном версе, яко же есть в церквах воздвизальный крест, им же благословляют: и о том рассудити и уложити на святом соборе, которым образом вперед ставити кресты на церквах, и о тех крестах, которые кресты стоят на церквах, достоит поразсудити».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

Для проезда Его в дом Вашего Высокопреосвященства подана была карета, запряженная четырьмя конями. Владыке подан был чай, предложена закуска и, наконец, подана прекрасная уха, которую Владыка заказал о. Эконому приготовить еще до своего прибытия в Тверь, по телеграфу. Покушавши, Владыка сделал распоряжение относительно богослужения: назначил служить всенощное около 7-ми час. вечера, а литургию на другой день в обычное время. Дозволил и мне служить с им. После Литургии я покорнейше просил Владыку удостоить мои кельи посещения и кушать в них хлеб-соль. Владыка милостиво принял мою просьбу и изъявил свое согласие. В два часа пожаловал к нам и Владыка. По милости Господа Бога, вода в Волге упала, и мост пришел в нормальное состояние, сообщение через него восстановилось. Мы встретили Владыку в летнем соборе. Собор наш понравился Владыке. Он приложился к св. престолу, к гробнице св. Филиппа и к иконе Успения Пресвят. Богородицы; благословил нашу братию и собравшийся народ, затем, пешком отправился к теплой церкви, смежной с настоятельскими кельями, был и вверху, и внизу, во всех четырех алтарях, прикладывался к храмовым иконам и к частицам св. мощей, находящимся в верхней церкви. После того Владыка пожаловал в мои кельи. Здесь уже ожидали Его приглашенные мной на обед Почетные Особы. От чая Владыка отказался; закуски предобеденной едва коснулся; сел прямо за обед. За обедом Владыка милостиво разговаривал со всеми. Много говорил приятного и назидательного. Все присутствующие с душевным наслаждением слушали Его. После обеда, Владыка всех благословил; преподал благословение и мне, и милостиво принял от меня св. Икону Божией Матери. Вечером этого дня представлялись Владыке его родственники. 21мая храмовый праздник во Владимирской церкви. Настоятель Владимирской церкви о. протоиерей Вас. Федорович просил Владыку служить в сей церкви, по случаю храмового праздника. Владыка согласился и служил. В краткой речи своей после Литургии он высказал Свое расположение к г. Твери, к жителям ее и в частности к храму Владимирской Бож.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

—238— 1884 г. ства подана была карета, запряженная четырьмя конями. Владыке подан был чай, предложена закуска и, наконец, подана прекрасная уха, которую Владыка заказал о. Эконому приготовить еще до своего прибытия в Тверь, по телеграфу. Покушавши, Владыка сделал распоряжение относительно богослужения: назначил служить всенощное около 7-ми час. вечера, а литургию на другой день в обычное время. Дозволил и мне служить с ним. После Литургии я покорнейше просил Владыки удостоить мои келии посещения и кушать в них хлеб-соль. Владыка милостиво принял мою просьбу и изъявил свое согласие. В два часа пожаловал к нам и Владыка. По милости Господа Бога, вода в Волге упала, и мост пришел в нормальное состояние, сообщение чрез него восстановилось. Мы встретили Владыку в летнем соборе. Собор наш по нравился Владык. Он приложился к св. престолу, к гробнице св. Филиппа и к иконе Успения Пресвят. Богородицы; благословил нашу братию и собравшийся народ, затем, пешком отправился к теплой церкви, смежной с настоятельскими келиями, был и вверху, и внизу, во всех четырех алтарях, прикладывался к храмовым иконам и к частицам св. мощей, находящимся в верхней церкви. После того Владыка пожаловал в мои келии. Здесь уже ожидали Его приглашенные мною на обед Почетные Особы. От чая Владыка отказался; закуски предобеденной едва коснулся; сел прямо за обед. За обедом Владыка милостиво разговаривал со всеми. Много говорил приятного и назидательного. Все присутствовавшие с душевным наслаждением слушали Его. После обеда, Владыка всех благословил; преподал благословение и мне, и милостиво принял от меня св. Икону Божией Матери. Вечером этого дня представлялись Владыке его родственники. 21-го мая храмовой праздник во Владимирской церкви. Настоятель Владимирской церкви о. протоиерей Вас. Феодорович просил Владыку служить в сей церкви, по случаю храмового праздника. Владыка согласился и служил. В краткой речи своей после Литургии он высказал Свое расположение к г. Твери, к жителям её и, в частности, к храму Владимирской Бож. Матери, который быть при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

25-го Марта праздник Благовещения Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание возвещения Ангелом Пресв. Деве Марии о воплощении и рождении от Нее Спасителя. (Ист.– Лук. 1, 24–38 .) Какой и в память кого установлен праздник 29-го Июня? 29-го Июня праздник С в. Апостолов Петра и Павла. Установлен в память сих Св. Апостолов. (Ист.– Избр. житие св.). Какой и в воспоминание чего установлен праздник 6-го Августа? Что приносится в храм в этот праздник для благословения? 6-го Августа праздник Преображения Господня. Установлен в воспоминание явления Господа Иисуса Христа трем апостолам Петру, Иакову и Иоанну на горе Фаворе в прославленном виде (Ист.– Матф. 17, 1–9 .) В этот праздник приносятся в храм поспевающие в это время на востоке виноград, у нас в России яблоки, для молитвы над ними, чтобы начать вкушение их с благословения Божьего. Какой и в воспоминание чего установлен праздник 15-го Августа? 15-го Августа праздник Успения Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание преставления Ея от земли на небо. (Ист.– Избр. жит. св.) Какой праздник 29-го Августа? 29-го Августа праздник Усекновеняя главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. (Ист. – Марк. 6, 14–30 .) Какой праздник 8-го Сентября? 8-го Сентября праздник Рождества Пресв. Богородицы Девы Марии от праведн. Иоакима и Анны. (Ист.– Избр. жит. св.) Какой и в память чего установлен праздник 14-го Сентября? 14-го Сентября праздник Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня. Установлен в память обретения креста царицею Еленою. (Ист. – там же.) Какой и в воспоминание чего установлен праздник 1-го Октября? 1-го Октября праздник Покрова Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание видения св. Андреем юродивым в греческом храме Пресв. Богородицы, молящейся за христиан Ее Сыну, Господу И. Христу. (Ист.– там же.) Какой и для чего установлен праздник 22-го Октября? 22-го Октября праздник Казанской Чудотворной иконы Пресвят. Богородицы. Установлен в благодарность Богородице за избавление Москвы и России от Поляков в 1612 году. (Ист.– там же.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010