Но в приведенных словах Никифора Каллиста говорится, очевидно, лишь о торжественном, официальном признании праздника Успения, совершившимся, таким образом, в конце VI столетия при Императоре Маврикии († 602), 167 а когда началось чествование этого праздника в отдельных церквах и местностях, это остается совершенно неизвестным. Между тем несомненно, что императорскому указу о повсеместном праздновании Успения должно было предшествовать поместное празднование его, так как подобные официальные указы обычно только подтверждали и узаконяли то, что было замечено уже существующим в жизни. И в самом деле: как мог появиться и чем был вызван императорский указ о праздновании Успения Божией Матери, если бы этот праздник уже не совершался, хотя и не везде и не в одно время? Сверх того, в словах самого Никифора Каллиста есть намек на то, что Успение Божией Матери праздновалось и ранее императорского указа, ибо в них указы Юстина и Маврикия сравниваются (ωστε) с указом Юстиниана, а в указе последнего узаконяются именно повсеместное празднование Сретения – взамен, очевидно, поместного празднования его. И в указе даже самого Маврикия о праздновании Успения Богоматери именно в пятнадцатый день Августа – можно видеть намек, что ранее праздник этот совершался, но только не в определенное время. Действительно, в древнейших коптских святцах уже упоминается о празднике Успения Богоматери, но тогда этот праздник делился на два и праздновалось: 14 – е января – plantus Diminae Mariae (плач о Деве Марии, т.е. воспоминание о смерти Ее), а 15 августа – ascensio (восшествие Ее на небо). 168 В самом Константинополе, по известию Григория Турского , в одном храме уже в VI в. праздновалось Успение, – праздник этот совершался в январе. 169 Торжественное и официальное установление праздника в честь Успения Богоматери на Западе совершилось гораздо позже – при Карле Великом на соборе в Майнце (813 г.), 170 состоявшемся по данному вопросу. Но несомненно, что поместное празднование Успения и на Западе началось гораздо ранее. Относительно празднования Успения Богоматери в IV в. при папе Дамасе свидетельства еще довольно темны, 171 но уже в конце V века он упоминается ясно в святцах папы Геласия и нет оснований предполагать, что это – прибавка позднейшего времени. 172

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

соорудили новый деревянный храм, который в том же году освящен по примеру Псково-Печерскаго, в честь Успения Пресвятыя Богородицы (Храм заложен около 1754 года; строился же по преданию, 8 лет). Тогда же установлен крестный ход к пещере с храмовою местною иконою Успения Божией Матери в 15 день Августа. С тех времен местная храмовая икона Успения Божией Матери стала благоговейно чтима быть так, что праздник Успения Пресвятыя Богородицы начал привлекать усердных Богомольцев и из чужих приходов. После построения новаго храма, малая деревянная церковь Св. Архангела Михаила за ветхостию разобрана, а в память оной устроенный придел при церкви Успения Пресвятыя Богородицы, освящен 1779 г. месяца Августа, строителем Череменецкаго Монастыря О. Иоакимом. Особенное участие в построении церкви Успения Пресвятыя Богородицы, принимал знаменитый Новгородский помещик ч. Мордвинов; лес для постройки возили прихожане частию из его дачи из под с. Аксентьева, частию из своей дачи близ Доложска, теперь вовсе истребленной. Но самое построение храма длилось 8 лет за неимением искусных плотников и распорядителей. В настоящее время Церковь Успения Пресвятыя Богородицы снаружи еще тверда; обшита тесом и покрыта железом, обнесена каменною оградою, внутри обита холстом. Иконостас современный церкви возобновлен в 1857 году; утварию удовлетворительно снабжена. Печальный вид ея снаружи соответствует внутреннему, и наводит на душу какую то неземную грусть, располагающую ее к мысли о жизни за гробной. Первейшая святыня и драгоценность Доложскаго храма – Досточтимая икона Успения Пресвятыя Богородицы: Она красуется в величественном кивоте в серебрянной ризе, с позолоченными венцами, весом 20 фунтов чистаго серебра 84 пробы 1788 года, пожертвованной помещицей, девицей Параскевой Иларионовной Мордвиновой, в благодарность за чудесное спасение ея от потопления, на Долгом озере в Ноябре 1787 г. Самый кивот в 5 1/2 аршин высоты, сделанный в русско-византийском вкусе, и пред ним величественный подсвещник с фарфоровой свечой, — дань благодарности за исцеление от глазной болезни Ямбургскаго купца В.

http://sobory.ru/article/?object=02831

5  Троице-Сергиева лавра (1993 г.); Смольный институт и монастырь, Санкт-Петербург (1994 г.); Свято-Введенский монастырь, Ярославль, монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Соловецкий монастырь (1997 г.); Нило-Столобенская пустынь, Саввино-Сторожевский монастырь (1998 г.); Юрьев монастырь, Новгород (1999 г.); Николо-Угрешский монастырь (2000 г.); Свято-Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, Иверский монастырь на Валдае (2002 г.); Свято-Данилов монастырь, Москва, Ипатьевский монастырь, Кострома, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (2003 г.); Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Спасо-Преображенский монастырь, о. Валаам (2004 г.); Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан (2005 г.); Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Коневский Рождество-Богородичный монастырь (2006 г.); Веркольский Артемиев монастырь, Архангельская обл., Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, Печоры, Вятский Успенский Трифонов монастырь, Киров (2007 г.); Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, Псков, Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, Липецкая область (2008 г.); Свято-Троицкий Сканов монастырь, Пензенская обл., Никольский монастырь, с. Старая Ладога, Ленинградская область (2009 г.); Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Санаксарский монастырь, Мордовия, Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская обл. (2010 г.); Казанский Богородицкий монастырь, Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь», Калужская обл., Свято-Троицкий монастырь, Муром, Владимирской обл. (2011 г.); Успенский Колоцкий монастырь, Можайский район Московской обл., Ферапонтов Лужецкий монастырь, г. Можайск, Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж (2012 г.); Иосифо-Волоцкий монастырь, с. Теряево Московской обл., Свято-Успенский монастырь, г. Старица Тверской обл., Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. С.-Петербург (2013 г.); Спасо-Елизаровский монастырь Псковская обл., Старо-Голутвинский монастырь, г. Коломна Московской обл. (2014 г.); Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край, Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость Свято-Успенского Далматовского монастыря, Курганская обл. (2015 г.); Свято-Иоанно-Богословский монастырь, с. Пощупово Рязанской обл. (2016 г.); Монастырь Сурб Хач, Республика Крым, Новоспасский монастырь, г. Москва, Церковь Спаса Преображения Свенского монастыря, с. Супонево Брянского района Брянской обл., Житенный монастырь, г. Осташков Тверской области (2017 г.); Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь,  с. Макарьево   Нижегородской обл.  (2019 г.); Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, Архангельская обл. (2020 г.); Богородице-рождественский Бобренев мужской монастырь, Московская обл. (2021 г.); Свято-Троицкий Холковский монастырь, Белгородская обл. (2022 г.).

http://pravoslavie.ru/155352.html

денег на построение храма». Помещик Иван Иванович Песоцкий пожертвовал в разное время до 5000 руб. ассигнациями. Успенский храм – величественный и не малых размеров: длина его от горного места до западных дверей 13 саженей, ширина 9 саженей, вышина до креста – 14 саж., – обширный купол расписан святыми изображениями. В храме 4 престола: главный - Успения Богородицы, южный в честь Антония и Феодосия Печерских, северный - во имя Иоанна Богослова, в притворе – в честь Покрова Богородицы. Как очевидно, усердные прихожане сохранили в новом храме все престолы сгоревшего храма своего. Колокольня каменная довольно величественна. Замечательна в храме казанская икона Божией Матери, старинного письма. Евангелие м.п. 1614 г. с заметкой: «купил я раб Божий Семен Васильевич Восяженок, обыватель з села Дараевска, у честнаго отца Данилы Демеровскаго, священника короповскаго и подав до храму успения пресвят. Богородицы, стоячой в Погаре. Року 1660 м. ианну. 14 дня». Другое львов. п. 1690 г. с надписью: «куплено коштом братства старецкаго шпиталя успенской погарской церкви, – а теперь 1734 г. уже повторне имиже старцами за старецкия деньги оправою обновлено». Общая минея к.п. 1680 г. http://otkudarodom.ua Погар - один из древних городов северской земли. Существует мнение, что Погар, расположенный на правом берегу реки Судости, притоке Десны, когда-то носил название Радогощь. Впервые он упомянут в Ипатьевской летописи под 1155 годом: «Устрете Святослав Ольгович Гюрия у Синина мосту у Радогоща ...». Гюрий - это Юрий Долгорукий, великий московский князь, который тогда искал киевского престола и в походе на Киев на Стародубщине примирился со Святославом Всеволодычем по просьбе его дяди – северского князя Святослава Ольговича. В «Материалах для географии и статистики России», вышедших в 1865 г. в Санкт-Петербурге, о Погаре говорится: «Город Погарь, как полагают, основан задолго до нашествия татар и до XVII столетия назывался Радогощем. В 1502 г. он перешел во власть Москвы и в течение XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=49574

Преставление Божией Матери называется успением. Ибо Она, «как бы сном, на малое время смертию уснула, вскоре от нее, яко от сна, воспрянула и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела бессмертную во свете лица Господня жизнь и славу» 464 . В честь и память Успения Божией Матери установлен Церковью праздник с древних времен христианства. О нем упоминается в IV веке в сочинениях Иеронима и Августина 465 . Иероним свидетельствует, что на гробе Богоматери построен был храм 466 , и хотя не упоминает, кем этот храм построен, но по настоящим преданиям христиан палестинских, он сооружен был равноапостольной царицей Еленой 467 . В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский , в IX – Феофан Никейский написали каноны на день Успения, поемые ныне Церковью в этот день. Праздник Успения есть великий, двунадесятый, вселенский. Иероним называет праздник Успения торжеством, несравненным с празднествами святых 468 ; «ибо в оный, – говорит он, – Спаситель всех Сам во всей Своей славе с радостию сретил и вселил Матерь Свою с Собою». После Пятого Вселенского Собора, исповедавшего человеческое естество Иисуса Христа, по желанию нмператора Маврикия (582–603), одержавшего знаменитую победу над персами в 15-й день августа, день Успения Богоматери сделался торжественнейшим в Прав. Церкви 469 . В песнях канона в день Успения называется он знаменитым, торжественным и Божественным праздником. Кроме сего, Успение Богоматери в Прав. Церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события. Продолжение и богослужение праздника Праздник Успения Божией Матери в пределах предпразднства и попразднства продолжается 10 дней, с 14 (27) августа до 23 августа (5 сентября). На всенощном бдении паримии и Евангелие, а на лштургии Апостол и Евангелие произносятся те же, какие читаются в праздник Рождества Богородицы. Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы 2 (15) июля Во дни греческого императора Льва Великого (457–474), как пишет Никифор Каллист 470 , св. братья Галвий н Кандид высокого сана, путешествуя в Палестину на поклонение св. местам, обрели там в доме одной еврейки девицы ризу Пресв. Богородицы. Эта риза досталась девице по наследству от другой девицы еврейки, была хранима ими с великим благоговением, и преемственно, со времени блаженного успения Богоматери, передаваема от одной девы к другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Великолепный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы воздвигли в 1912г. согласно проекту городского архитектора А. П. Косякина. Александр Петрович много строил не только в Екатеринодаре, но и в кубанских станицах. Тот же проект был положен в основу строительства храма во имя Святой Троицы, расположенный в станице Казанской, так как архитектор получил заказы на сооружение церквей одновременно. С 1930г. храмовое здание Успения Пресвятой Богородицы, отданное под зернохранилище, было недоступно прихожанам, но его значение для православных верующих восстановили, открыв храм в 1943г. во время Великой Отечественной войны. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в полуразрушенном состоянии, принял Отец Никита (Гаврильчик), став его неизменным настоятелем с 1970г., под его руководством начались работы по восстановлению здания храма. В течение длительного времени, понадобившегося для воссоздания утраченного облика храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, все практические решения, необходимые при проведении архитектурно-строительных мероприятий, принимались протоиереем Отцом Никитой (Гаврильчиком) самостоятельно. Благодаря усилиям настоятеля, сейчас воздвигнут храмовый комплекс в составе четырех зданий — собственно храма, здания православной библиотеки (трапезной), крестильного храма в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского, построенного первым на Кубани, и воскресной школы. Занимая одну из наиболее выгодных точек городского рельефа, общая высота центрального четверика (включая барабан с куполом и крестом) храма в честь Успения Пресвятой Богородицы равна 32 м., определив своей четкой вертикалью средоточие комплекса, расположенного на благоустроенной территории, вымощенной тротуарной плиткой, среди пешеходных зон которой, высажены сосны и фруктовые деревья. Стилистический образ храма в честь Успения Пресвятой Богородицы представлен версией русского стиля, основанной на мотивах византийского зодчества и русской архитектуры XVII b., без акцентирования византийского влияния, в большей мере присущего внешнему облику храма во имя Святой Троицы станицы Казанской. Несмотря на визуальную оценку сложности, архитектурно-художественной композиции экстерьера храмового здания Успения Пресвятой Богородицы, которая впечатляет торжественно оригинальным декором входов, оконных наличников и самих стен, основой является предельно лаконичная объемно-пространственная структура.

http://sobory.ru/article/?object=25066

Тула. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты На фото храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (ул.Мосина, 19). Самые ранние сведения о храме относятся к 1624г. В 1720г. вместо деревянной церкви начали строить каменную, строительные работы завершены в 1733г. В 1814-1816гг. построена колокольня. В 1871г. были пристроены приделы, соединенные с главным храмом арками. В 1887г. в приходе открыто церковно-приходское училище. В настоящее время здание занято под мастерскую. Первое документальное упоминание о церкви Успения в Павшинской слободе содержится в грамоте царя Михаила Федоровича, данной на имя тульского осадного головы Ивана Васильевича Зыбина в 7132 (1624) году. Там она именуется «храм Успения Пресвятые Богородицы да Николы чудотворца за острогом против Флоровских ворот». Была она в то время деревянной. Анализируя царскую грамоту, можно предположить, что церковь Успения была построена в первой четверти XVII века вместо стоявшей дальше от острога Благовещенской церкви, видимо, упраздненной после строительства нового храма. В 1720 году прихожане и священнослужители обратились к митрополиту Коломенскому и Каширскому Иоанникию с прошением о возведении вместо обветшавшей деревянной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в Павшинской слободе (именно это наименование церкви станет впоследствии общеупотребительным) каменного здания храма. Храмозданная грамота была дана, причем в ней содержалось условие: «… на той церкви построить главы круглые, чешуйчатые, алтари круглые же по новоизданному повелительному образцу». Возведение нового храма во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца завершилось в 1733 году. На иконостасном образе, стоявшем рядом с северными дверьми алтаря, имелась надпись: «Божией милостию и поспешением Св. Духа построен сей Св. храм и иконостас с св. иконами в лето 1733-е при державе великой государыни Императрицы Анны Иоанновны тщанием и иждивением туленина Герасима Авксентиева Пастухова. Иконописец Семен Фалеев Калуженин с учеником». Купцы Пастуховы были «первостатейными прихожанами церкви по богатству и по усердию к пользам храма».

http://sobory.ru/article/?object=01475

ектениа малая, и отпуст. На Велицей Вечерни , по обычном псалме, поем блажен муж, 1–й антифон. На Господи воззвах, стихиры на 8, глас 4. Подобен: Званный свыше: Ины стихиры глас 6: самогласны. Слава, глас 8: человеколюбче владыко: И ныне, успения, глас тойже: Девичестии лицы днесь: Вход. Прокимен дне. Чтения 3: 1–е, Втораго закона: Рече моисей к людем, ныне слыши израилю: 2–е, Втораго закона: Собра моисей вся люди израильтеския: 3–е, царствия третияго: Ста соломон пред лицем: На литии стихиры самогласны, глас 1. Слава, и ныне, глас 5: Недр не отлучився отческих: На стиховне стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: припевы писаны на малей вечерни. Слава глас 6: Господи воплотился еси: И ныне, глас 8: уверяя Иисус сын твой: На благословений хлебов тропарь убруса, дважды: другий успения, единожды. Буди имя господне: пением, трижды. псалом 33: благословлю Господа: до Не лишатся всякаго блага. И чтение. На Утрени , на Бог господь, тропарь образа дважды. Слава, и ныне, успения, и обычныя кафисмы, и седальны убруса, и праздника Богородицы, и чтение. По полиелеи седален. глас 4: Не ктому сетование: дважды. Слава, и ныне, успения, глас тойже: Возопий давиде: и чтение. Степенна, 1–й антифон 4–го гласа. Прокимен, глас 4: Господи во свете лица твоего пойдем, и о имени твоем возрадуемся во веки. Стих: Видеша вси концы земли спасение бога нашего. Всякое дыхание: евангелие луки, зачало 48 от полу: Бысть егда скончавахуся дние восхождению Иисусову: По 50–м псалме стихира, глас 6: Господи воплотился еси: писана на Велицей Вечерни, на стиховне. Канон успения, 1–го гласа со ирмосом на 6: и убруса два канона, на 8. един, глас 4: Другий, глас 6. Катавасиа: Преукрашенная: По 3–й песни, кондак и икос успения: и седален убруса, глас 4, дважды. Слава, и ныне, праздника Богородицы. По 6–й песни, кондак, глас 2, писан в первой службе, и икос: и чтем пролог. По 9–й песни, светилен убруса, дважды. Слава, и ныне, успения. На хвалитех стихиры убруса на 4, глас 5. Подобен: Радуйся: Слава, глас 4: Да каплют облацы сладость: И ныне, успения, глас 1: Подобаше самовидцем: Славословие великое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Саблё. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь имела три престола: Успения Божей Матери, св. Николая и св. мц. Параскевы. В этом храме службы совершались до эвакуации (29.10.1943) и были возобновлены через два года. Сохранился старинный иконостас, замечательные иконны св. вмч. и цел. Пантелеймона, Божией Матери Скоропослушницы. Кирпичная церковь в формах классицизма, построенная в 1804. Четверик с боковыми портиками в антах, завершенный приземистым восьмериком, с полукруглым алтарем, трапезной и трехъярусной колокольней. Главный престол Успенский, в трапезной, расширенной в 1899, Пятницкий и Никольский приделы. Практически не закрывалась. Васильева Л. Церковь Успения Божией Матери в селе Погост-Сабле Батецкого района.//София. 2012. 1. С. 19-21. Храм Успения Пресвятой Богородицы п. Погост Сабле построен в 1804 г. и имел три престола: Успения Божией Матери, свт. Николая чудотворца и вмц. Параскевы Пятницы. Службы в храме совершались до октября 1943 г. и были возобновлены после войны. В церкви сохранился старинный иконостас, особо почитаемые иконы – вмч. и целителя Пантелеимона, Божией Матери Скоропослушницы. Рядом с храмом находится источник вмч. и целителя Пантелеимона. http://novgorod-32.cerkov.ru/ С времён тех давних В Батецком районе находятся 16 памятников культовой архитектуры — церкви и часовни. У каждого из них своя история. Вот какие сведения о храме Успения Пресвятой Богородицы удалось обобщить с помощью библиографа-краеведа центральной районной библиотеки Ольги Фроловой. В деревне Погост Саблё на живописном берегу реки Луга высится белоснежный корпус церкви Успения Пресвятой Богородицы, 1804 года постройки. Вид, который открывается на нее с противоположного берега реки, неизменно потрясает. Культовая архитектура гармонично вписывается в окружающий пейзаж. В любое время года эта картина наполнена яркими красками. Даже воздух в этих местах пропитан каким-то особым умиротворением и спокойствием. Умели наши предки выбирать красивые места для постройки храмов.

http://sobory.ru/article/?object=08832

Источник: www.russa.ru Церковь Успения Божьей Матери – изначально была расположена на Успенской улице, которая затем была переименована в улицу Некрасова. Изначально церковь входила в состав Богородицкого женского монастыря, который существовал здесь с 14 века. В 1764 году монастырь был упразднен, и церковь Успения стала приходской. Отечественная война не пощадила святые стены церкви Успения – от нее остались одни развалины. После войны церковь не была восстановлена. http://rusnardom.ru/staraya-russa-drevniy-gorod/ Старая Русса. Успения. 1885. Прот. ДОБРЫНСКИЙ Иоанн Павл. Приходы и духовенство Новгородской епархии на 1916 Почти при самом въезде в город по Крестецкому тракту красиво возвышаются на горке, среди небольших домиков, две церкви с колокольнею. Это храмы — Успения Божией Матери и св. Жен Мироносиц. Давно уже прошло время, когда около них раскидывались небольшие иноческие келейки, и старицы монахини с почтенными матерями и беличками приходили сюда на молитву под звон колокольный. С незапамятных времен здесь стоял монастырь. По-видимому, он пользовался даже известностью. Еще Великий Князь Димитрий Иванович Донской наделил этот монастырь землями и рыболовными тонями. Не оставил обители своею милостью даже Иван Васильевич III, подтвердил он в грамоте тонникам грамоты отца, деда и прадеда на владение монастыря пожнею, которая называлась тогда Богородицкою 1). 1) Из грамоты, отпечатанной в Продолж. Древней российской библиотеки, ч. V, стр. 47, 156, 1789 года. Но больше ничего неизвестно о жизни обительской в древние годы, пока не разорили ее шведы в годы лихолетья (1609). Только две древние церкви уцелели тогда среди общего пожарища, да на колокольне сиротливо висели два сред­них колокола с двумя зазвонными. Ушли разорители, и монастырек стал оправляться на старом пепелище. Снова появились келейки около церквей, и снова тихо, мирно зажила обитель 1). 1) Из описи г Старой Руссы 1625 года и из статистического ц.-исторического описания города в 1-х годах XVII в., напечатан. в Северн. Архиве 1827 г., 13. При переписи 1625 г., после шведского разорения, значится: «Монастырь Богородицкий, а в нем два храма – Успения Пречистыя, да Жен Мирносиц; оба деревянные и в них два придела». Истор. росс. иерарх. VI, 317.

http://sobory.ru/article/?object=48494

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010