Систематизировано предание об Успении Божией Матери в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке. Установление праздника Успения имело две цели: прославление Богоматери и Ее Успения и обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери 45 . В V веке патриархом Константинопольским Анатолием были написаны стихиры на праздник Успения, а в VIII веке – Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным – два канона. Святой Андрей Критский составил канон, ныне не употребляемый, но по Евергетидскому Уставу XII века полагавшийся на предпразднство Успения. Кроме этих трех песнописцев, службу праздника обогатили своими творениями Анатолий, епископ Солунский, Герман, Патриарх Константинопольский, святой Феофан Начертанный, император Лев Мудрый. На Руси праздник Успения стал особо почитаться сразу после принятия Православия. В Киеве, Ростове Великом, Владимире, Суздале, Москве и многих других городах Древней Руси были построены храмы в честь Успения Божией Матери. Древнейшие рукописные богослужебные Минеи конца XI – начала XII веков уже содержат песнопения из Успенской службы. Событие праздника Евангелие от Иоанна свидетельствует о том, что Иисус во время Крестных страданий поручил свою Мать заботам любимого ученика Иоанна: Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе ( Ин. 19; 26, 27 ). Поэтому после Вознесения Христова Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова недалеко от Елеонской горы. Ее авторитет у апостолов был необычайным, а новообращенные ими христиане приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть и услышать Богородицу. Во время гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь , Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом удалилась в 43-м году в Ефес. Чуть позже она побывала на Кипре где епископствовал воскрешенный Христом Лазарь Четверодневный, и на Святой Горе Афонской. По возвращении в Иерусалим ее жизнь была размеренной и аскетичной. Из дома Она выходила только в церковь или ко Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. Здесь же, за три дня до кончины, Ей явился Архангел Гавриил, через которого Господь открыл Ей тайну Ее блаженного Успения: «Радуйся, Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Получивши его (гроб), они положили его в честном храме, который построен был во Влахерне. И это было так». 155 Это сказание «Истории Евфимиевой» служило источником, из которого черпали затем последующие писатели, повествуя об Успении Божией Матери. Так, из этой истории почерпнул описание Успения Иоанн Дамаскин (VIII в.) и Никифор Каллист (XIV в.). Иоанну Дамаскину мы обязаны и сохранением приведенного сведения из Истории Евфимиевой, и если бы он не привел из нее разбираемого отрывка в третьей своей «гомилии на Успение Блаженной Девы Марии», то и этот отрывок затерялся бы так же, как затерялись и другие многие части ее. 156 Из слов патриарха Ювеналия ясно следует, что так богато и художественно, хотя и в явный ущерб истине, разработанный в апокрифах первых веков материал для описания события Успения Божией Матери черпался из предания церковного, а это предание патриарх Ювеналий пред лицом Императора и Собора назвал «древнейшим и вернейшим». После изложения патриархом Иерусалимским этого предания на Соборе вслух, так сказать, всей Вселенской Церкви и объявления его древнейшим и вернейшим, оно с полным правом может быть принято, как та чистая истина, которую содержит Церковь относительно Успения Божией Матери, как несомненное учение ее относительно этого события. Подтверждение этому находим в самой службе церковной на день Успения. 157 Таким образом, должно признать истинными, в чистом Предании Церкви сохраненными, следующие черты события Успения, перечисленные патриархом Ювеналием: – чудесное собрание на облаках в Иерусалим рассеявшихся для проповеди во все концы земли Апостолов, присутствие Небесных Сил при Успении Божией Матери и после Успения – при гробе Ее (в течение трех дней), необретение Апостолами тела Божией Матери во гробе после третьего дня по прекращении пения Ангелов и явлении запоздавшего апостола Фомы. Эти три чуда и должны быть признаны теми тремя основными истинами, на которых было воздвигнуто все здание роскошного вымысла апокрифов. В последних, все не согласное с ними (как, напр., известие кн. Мелитона (глл. 16, 17, 18), что Апостолы были очевидцами перенесения тела Богоматери в рай), должно быть признано прямым искажением первоначальной истины, – все же, что в них является лишним против изложенного довольно сухо предания, представляет лишь некоторое отступление от истины, вызванное естественным желанием представить событие образнее и живее. С безусловным доверием к этим подробностям относиться нельзя. Можно, правда, допустить, что патриарх Ювеналий, перечислил лишь основные истины предания, частности опустил, тогда как в апокрифах они нашли себе место, но так как невозможно угадать эти более мелкие черты истинного предания в массе апокрифического вымысла, то необходимо область церковного предания по вопросу об Успении Божией Матери ограничить только указанными патриархом Ювеналием чертами его.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

На литии стихиры Успения, глас 1: Подобаше самовидцем Слова и слугам: Таже глас 2: Всенепорочная Невеста: Слава, и ныне, глас 3: Приидите, вси концы земнии (писаны на самый праздник, зри день 15-й ). На стиховне стихиры Успения со стихи их (зри день 15-й ). Слава, Премудрости, глас 6: Господи, воплотился еси, якоже восхотел еси,/изволил еси восприяти нищету нашу/и богатство благосердия показал еси./Славим Тя, Человеколюбче,/смотрения Твоего таинство почитающе/и молящеся даровати нам оставление прегрешений наших,/мир и велию милость. И ныне, Успения, глас 4: Егда изшла еси, Богородице Дево: (писана на самый праздник, зри день 15-й ). На благословении хлебов тропарь Премудрости, дважды. И Успения, единожды. Тропарь Премудрости, глас 1: На Престоле огнезрачием/в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/благоволил еси явитися на земли, яко человек,/исполняя предвечный о нас Совет Святыя Троицы, Христе Иисусе;/сего ради и пострадал еси плотию,/да спасеши мир и вознесеши избранныя Твоя,/идеже присно, яко Бог, во славе царствуеши./Слава всеблагому Твоему Совету,/Слава премудрому смотрению Твоему,/Слава неизреченному снизхождению Твоему, Едине Человеколюбие. Ин тропарь Премудрости, глас 8: Премудрость Отчая,/Сияние славы и Образе Ипостаси Его,/в начале Небеса и землю основавый,/благослови достояние Твое,/сохрани в мире Церковь и град Твой и люди Твоя спаси. На УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь Премудрости, дважды. Слава, и ныне, Успения. По 1-м и 2-м стихословиих седальны Успения (зри день 15-й ) Величание: Величаем Тя,/Единородный Сыне Божий, Иисусе Христе,/вся премудростию Твоею в начале сотворшаго/и человеческий падший род от вечныя смерти/всемилостивно искупившаго. По полиелеи седален Успения (зри день 15-й ). Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Приидите, возрадуемся Господеви,/воскликнем Богу, Спасителю нашему. Стих: Избавление посла людем Своим, заповеда в век завет Свой. Всякое дыхание: Евангелие от Иоанна (глава 3, ст. 13–17): Рече Господь: никтоже взыде на Небо: конец: но да спасется Им мир. По 50-м псалме, Слава: Всяческая днесь радости исполнишася,/Бог Господь, и явися нам. И ныне, тойже. Таже Помилуй мя, Боже: и стихира, глас 6 (зри Славник на Господи, воззвах: страницы 144–145). Каноны Иисусу Сладчайшему, глас 2 и Успению сего дне, глас 1. Канон Иисусу Сладчайшему. Песнь 1 Ирмос: Во глубине постла иногда/фараонитское всевоинство преоруженная сила,/воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть:/препрославленный Господь славно бо прославися. Иисусе Сладчайший Христе, Иисусе Долготерпеливе,/души моея язвы исцели, Иисусе,/и услади сердце мое, Многомилостиве, молюся,/Иисусе, Спасе мой, да величаю Тя, спасаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В студийских Типиконах афоно-италийской редакции, как и на другие праздники, кафизмы заменялись особыми антифонами (что со временем повлияет на формирование праздничных избранных псалмов). Так, в афонском Типиконе преподобного Георгия Мтацминдели (Святогорца) XI века на утрене вместо обычной кафизмы поются антифоны из псалмов «Хвалите имя Господне...» (Пс. 135), «Помяни, Господи, Давида...» (Пс. 131) и «Хвалите Господа с небес...» (Пс. 148). Тропарь праздника, согласно этому Типипкону, — «Блажим Тя вси роди» (ныне это ипакои праздника; песнопение содержится и в некоторых списках Типикона Великой церкви). Чин Погребения Пресвятой Богородицы В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17-й кафизме (такие припевы в XIV-XVI веках исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX веку в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными. В Гефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого. Описание празднеств приводятся по статьям А. А. Дмитриевского «Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери» и «О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле»//ЖМП, На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения перед плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня — вплоть до 12 августа. 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: «Сионяне, свещы возжгите»). Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.

http://patriarchia.ru/db/text/37539.html

Ныне монастырь сей окружен огромной каменной стеной, и находится в нем 6 церквей с 4 приделами, из коих две Соборные: 1) Во имя Св. Троицы, а 2) во имя Успения Богородицы; но в которых годах и при ком оные построены, о том никаких записок не имеется. Успенский девичий, 2-го класса, степенью 15-й, внутри Губернского города Владимира. В нем: 1) Церковь Соборная во имя Успения Божией Матери, построена в 1199 году Великим Князем Владимирским Всеволодом, а супруга его Великая Княгиня Мария украсив сию обитель, по смерти своего мужа, в сем монастыре постригшись скончалась и в нем погребена; 2) церковь во имя Св. Иоанна Златоуста ; 3) во имя Казанской Богородицы. Здесь почивают Святой мощи Мученика Авраамия, убиенного в Болгарах в 1229 году апреля 1 дня и перенесенные оттуда в 1230 году марта 6 дня. Успенский мужеский, заштатный, Воронежской Епархии, в трех верстах от города Валуек; основан Царем Михаилом Феодоровичем в 1613 году, во время выезда своего против Крымских Татар. В нем церковь двупрестольная во имя Св. Николая Чудотворца и  Димитрия Ростовского , в которой находится Явленная Чудотворная икона Святого Николая Чудотворца. Успенский Виноградский мужеский, заштатный, Киевской Епархии, в Черкасском уезде; название Виноградского получил от окружающих его виноградных садов. В нем Соборная церковь во имя Успения Богородицы, построена в 1773 году. Успенский девичий, Черниговской Епархии, в городе Глухове; построен в 1670 году. В нем две церкви каменные: 1) Соборная во имя Успения Божией Матери, а 2) во имя Рождества Христова. Успенский мужеский, заштатный, Волынской Епархии, в местечке Заблудове; построен в 1567 году. В нем церковь Соборная во имя Успения Пресвятой Богородицы.Монастырь сей достопримечателен тем, что при оном была устроена типография первыми нашими Типографщиками: Диаконом Иваном Федоровым и Петром Тимоф. Мстиславцевым, в которой была напечатана в 1569 году книга называемая: Евангелие учительное. Состоит под управлением Игумена. Успенский Зилантов мужеский, 3-го класса, степенью 14-й, в Губернском городе Казани, в 3 верстах от крепости, на горе именуемой Зилантовой. Первоначально построен был по повелению Царя Иоанна Васильевича в 1552 году на том самом месте, где погребены были воины, убиенные при взятии Казани, но как место сие в весеннее время все понимается водой, от чего монастырское строение стало приходить к разрушению, то в 1560 году перенесен на нынешнее место. В нем церковь Соборная во имя Успения Пресвятой Богородицы; теплая во имя Всех Святых; над восточными воротами двухэтажная, из коих вверху храм во имя Преподобного Герасима иже на Иордане, а в нижнем во имя Святого Алексея Митрополита. На прежнем же месте, где был монастырь, построен памятник в виде пирамиды, внутри которой устроена церковь во имя Спасова Нерукотворенного образа, освященная в 1823 году; в ней ежегодно совершается Соборная панихида по убиенным воинам при взятии Казани. Монастырь состоит под управлением Архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы была устроен на втором этаже Государевых и Патриарших палат в XVII веке и именовался «церквью Успения, что у Государя на сенях». В XIX веке прилегающий корпус был расширен, проёмы растёсаны, фасады отштукатурены. Каменное крыльцо древних палат и завершение храма утрачены, форма покрытия храма была изменена. Усердием Марии Григорьевны Александровой при храме был устроен придел преподобной Марии Египетской. После закрытия монастыря в 1920-х годах в церкви размещались жилые помещения и школа. 19 декабря 1990 года в приделе преподобной Марии Египетской была совершена первая Божественная литургия. 1 Мая 1991 года Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II был освящен храм Успения Божией Матери. 13 апреля 1997 года освящен придел этого храма в честь преподобной Марии Египетской. В настоящее время Успенская церковь с комплексом Государевых палат XVII века является самым древним храмом Николо-Угрешского монастыря, архитектурный ансамбль которого в целом сформировался во второй половине XIX века. В XVII веке в годы правления первых государей из династии Романовых, регулярно приезжавших на богомолье в Дом Святителя Николая, обитель вступила в пору своего расцвета. Специально для приема царей и Всероссийских Патриархов к западу от колокольни построили двухэтажное каменное здание – Государевы, Патриаршие и Игуменские палаты. Царские покои располагались на втором этаже. На месте входа с южной стороны было парадное каменное крыльцо –отсюда Государь торжественно выходил для участия в богослужении в древнем Никольском соборе. В XVIII веке столицей стал Петербург, царские выезды на богомолье в Николо Угрешский монастырь прекратились, и было принято решение о перемещении пришедшего в крайнюю ветхость Успенского храма (местоположение которого теперь не возможно определить) в здание, где располагались Государевы палаты. В 1779 году архитектор Иван Яковлев составил проект переустройства: на втором эта же справа от входа был устроен храм Успения Пресвятой Богородицы, слева – покои игумена, ризница и библиотека; в нижнем этаже – братская трапезная палата, поварня и различные хозяйственные помещения.

http://sobory.ru/article/?object=08089

Рдейская пустынь. Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор бывшего Рдейского монастыря Карта и ближайшие объекты Рдейский мужской монастырь был основан " не ранее второй половины 17 века " . В.В.Зверинский в своей книге " ... о православных монастырях в Российской империи " указывает на существование обители в 1670-1688 годах. В историко-статистическом описании 1859 года приводится подпись, которая была на кресте на предалтарном иконостасе в церкви Успения (1700-1710 годов). " Лета 7200 (1692) марта в 10 поставлен животворящий крест в обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомые Рдейские, на месте идеже водружен руками преосвященного Корнилия, Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук водрузися " . Из подписи также следует, что строительство пустыни связано с именем Никиты Васильевича Торопченкова. В те времена (до 1700 года) все постройки монастыря были деревянными. Один храм был посвящен Преображению, другой - Зосиме и Савватию Соловецким. Первая каменная постройка возводилась в монастыре после значительного пожара и была завершена в 1710 году. Это был двухэтажный храм Успения Богородицы. В церкви стоял восьмиконечный крест с надписью: " Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы Приснодевы Марии, Честного и Славного ея Успения при державе Благочестивейшаго Великаго Государя и Великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России, Самодержца между патриаршеством по благословению пресвященного Иова Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук. От мирозданья 7219 воплощения же Божия Слова 1711 индиката 3 декабря в 12 дня на памяти св. отца Спиридона Епископа премудрейшаго " . Но не прошло и века с момента основания Рдейской пустыни, как в 1764 году по указу о секуляризации духовной собственности она была упразднена. Все монастырские земли перешли в казну, церковное имущество - в иные монастыри Новгородской епархии. От всего комплекса осталась только церковь Успения, переведенная в 1780 году в разряд приходских. Позже, из-за значительной удаленности от какого бы то ни было жилья, приход был переведен в деревню Наволок.

http://sobory.ru/article/?object=02485

Много чудесных исцелений совершается и от воды источника, который протекает у подошвы Богородицкой горы, с западной ее стороны, где был обретен чудотворный образ. Пюхтицкий образ Успения Божией Матери сравнительно небольших размеров: в высоту он имеет 12 вершков, а в ширину — 10. Под изображением Божией Матери во гробе в виде пелены наложена прозрачная сетка, сделанная из серебра. Православные богомольцы стекаются в Пюхтицкий монастырь обыкновенно ко дню Успения, 15 августа. Икона Успения Овиновская Она находится ныне в Паисиевском мужском монастыре в Костромской губернии. В то время, когда на Руси княжил Димитрий Иванович Донской, один боярин, по имени Иван Овинов, живший около города Галича-Костромского, пожелал построить новый храм в Николаевской обители, стоявшей на берегу Галичского озера. В один из воскресных дней он отправился осматривать то место, где он предполагал воздвигнуть церковь. Когда он приближался к монастырским воротам, перед ним неожиданно показались двое прекрасных юношей. Они несли ему навстречу икону Божией Матери и кротко сказали: — Радуйся, Иоанн! Родители твоей супруги посылают тебе эту икону Пречистой Богоматери и заповедали соорудить церковь во имя Ее и святителя Мирликийского. Боярин Овинов простерся ниц перед св. иконой и с благоговением принял ее от юношей. Образ Богородицы он внес в монастырскую ограду и поставил на том месте, где хотел устроить храм. О том, как он получил св. икону Божией Матери, боярин немедленно же рассказал игумену обители и братии. Полагают, что это событие было около 1425 года. Вскоре после этого боярин Иван Овинов осуществил свое благое намерение и освятил храм в честь Успения Богоматери. В этом храме и была поставлена св. икона, которая с тех пор стала известна под именем Овиновской. Николаевская обитель была переименована в Успенский монастырь. В 1433 году великий Московский князь Василий Васильевич Темный вел войну против своего родного дяди Георгия Дмитриевича Галичского и взял город Галич. Св. икона Успения Богоматери была им перенесена в Москву и поставлена в соборной церкви. Великий князь Василий приказал даже хранить образ под стражей. Несмотря на это св. икона Богородицы в ту же ночь невидимой силой была опять перенесена в Галичский Успенский монастырь. Это чудесное событие прославило св. икону и сделало ее предметом особенного благоговения для верующих. Даже сам Василий Васильевич, когда, воюя с Шемякой, был под самым Галичем, не причинил никакого вреда монастырю и поступил так только из-за благоговения к иконе Успения Божией Матери.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Климантовской монастырь в Завеличья, а за ним 20 дворов. Богоявленской Костелников монастырь, а за ним 3 двора. Николской Люботовской монастырь, а за ним 16 дворов, Петра и Павла Сорошинской монастырь, а за ним 32 двора. Да на посаде-ж Савинского Старожевского монастыря приписных: Николской Волковской, да Степановской Луговской два монастыри, а за ними 60 дворов. Да во Псковском уезде: Печерской монастырь, а за ним 1170 дворов. Снятогорской монастырь, а за ним 400 дворов, Елизаровской монастырь, а за ним 150 дворов. Хрынецкой монастырь, а за ним 140 дворов Снятогорской монастырь, а за ним 82 двора. Великопустынской монастырь, а за ним 85 дворов. Толвицкой монастырь, а за ним 23 двора. Пригород Избореск. А вызборском уезде Малской-Рожествин монастырь, а за ним 29 дворов. Пригород Гдов. А во Гдове на посаде Николаевской митрополей приписной монастырь, а за ним 80 дворов. Во Гдовском уезде: Покровской Озерской монастырь, а за ним 52 двора, Николаевской Полской монастырь, а за ним 13 дворов. Пригород Опочка. В Опочке на посаде Николаевской монастырь, а за ним 2 двора крестьянских; а в пригороде-ж в Острове и в Островском уезде мужских монастырей нет. 190-году (1681) сентября в 25 день роспись, сколко в Тферской епархии городов и в них монастырей 375 . Тферь, а в ней монастырь Отроч вотчинной, монастырь Федоровской, приписан к монастырю Воскресенскому, вотчиной, монастырь девич Рожественской вотчинной, монастырь девич Афонасьевской вотчинной. В уезде: монастырь Желтиков вотчинной, монастырь Отминской вотчинной, монастырь Саватьевской вотчинной, монастырь Ванижской (? – Успенской, с. Иванищи) вотчинной, монастырь Дмитреевской вотчинной, монастырь Николаевской безвотчинной; монастыри приписные домовые: монастырь Оршин вотчинной, монастырь Савин вотчинной. Монастыри приписные к Воскресенскому монастырю: монастырь Страганской вотчинной, монастырь Дудин вотчинной, монастырь Видогожской, приписан к монастырю Донские Богородицы, вотчинной, монастырь Тутанской, приписан к Троецкому монастырю, ветчинной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Устюг Великий. (На полях: В Устюжской чети октября 17). Архангелской монастырь. Троецкой Телегов монастырь; Троецкой Гляденов монастырь, Николской Прилутской монастырь, Ивановской монастырь. 190-го (1681) году октября в 28 день преосвященного Симеона, митрополита Смоленского И Дорогобужского, стряпчей Василей Истомин в приказе Болшого Дворца боярину и дворецкому князю Василью Феодоровичю Одоевскому с товарищи сказал, что есть в пастве преосвященного митрополита монастырей. В городе Смоленску: Аврамьевской монастырь, Троецкой монастырь, Вознесенской девич монастырь. В Дорогобужском уезде: Болдин монастырь, Бизюков монастырь, да пустыня Свирсковы Луки. В городе Рословле заводится Спаской монастырь вновь, а в нем живут четыре брата. А в городе Белой и в уезде монастырей нет. А что есть за теми монастыри великого государя жалованья крестьянских и бобылских дворов, того мне неведомо, а отказные книги тех монастырских вотчин в приказе княжества Смоленской, то моя и скаска, а скаску писал митрополья казенного приказу подьячей Родка Стефанов. Роспись Суздальской архиепископии городам и монастырем. В Суздале монастыри с вотчинами: Спаской Еуфимиев монастырь, Покровской девич монастырь. Без вотчин: Васильевской монастырь, Ризположенской девич монастырь, Троецкой девич монастырь, Александровской девич монастырь, Николаевской девич монастырь. В Суздалском уезде монастыри с вотчинами: Спаской-Кункоцкой монастырь, Борисоглебской Кидекоцкой монастырь. Без вотчин: Успенской монастырь, Золотниковская пустыня, Макарьевская пустыня, Богоявленская пустыня на Мстере, Ивановской девич монастырь, Кузмодемьянская пустыня, Николаевской монастырь, Пищикова пустыня, Петропавловской монастырь, Покровская пустыня, что в селе Иванове, Городецкая пустыня – девич монастырь, Покровской девич монастырь, что на Куксе, Богородицкой девич монастырь, что на Котме. Святозерская пустыня, Ламская пустыня, Холуйская пустыня. В Юрьеве: Архангелской монастырь с вотчинами, в уезде Черевской (Георгиевской?) монастырь, Дубовые церкви с вотчиною, Введенской девич монастырь без вотчин. В Шуе: Троицкой монастырь с вотчиною. В уезде: Николаевской Шартомской монастырь с вотчинами, Введенской девич монастырь без вотчин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010