10. Таинство воспоминания ...и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезой Моею в царстве Моем. Лк. 22, 29—30. I С возглашением ангельского славословия «Свят, Свят, Свят» — молитва благодарения исполняет себя как восхождение Церкви на небо — к престолу Божьему, в славу Царства Небесного. Но вот, обняв собою все творение, весь мip видимый и невидимый, явив Церковь как небо на земле, молитва благодарения — на этой высоте, из этой полноты богообщения, знания и радости, как бы сама себя претворяет в воспоминание одного события: той Тайной Вечери, которую в ночь, когда отдавал Себя Христос на страдание и смерть, совершил Он с учениками Своими. В литургии Златоуста эта часть евхаристической молитвы, в литургической науке так и называемая воспоминание (αν αμνησις), звучит в русском переводе так: Вместе с этими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, И мы вопием и глаголем: Свят еси и пресвят Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой, Свят еси и пресвят, И великолепна слава Твоя, Столь возлюбившего мip Твой, Что отдал Сына Твоего единородного, Дабы всякий верующий в Него Не погиб, но имел жизнь вечную. Он, придя, И исполнив все, ради нас совершившееся, В ночь, в которую Он был предан, Вернее же, Сам Себя отдал за жизнь мipa, Приняв хлеб в пречистые Свои и непорочные руки, Благодарив и благословив, освятив, преломив, Дал святым Своим ученикам и апостолам, говоря: Приимите, ядите, сие Тело Мое, За вас ломимое во оставление грехов. Также и Чашу, после вечери, говоря: Пиите от нее все, это Кровь Моя Нового Завета, Которая за вас и за многих изливается Во оставление грехов. Итак, вспоминая эту спасительную заповедь И все, ради нас совершенное: Крест, гроб, тридневное воскресение, На небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие, Мы все, что Твое, От всех, кто Твои, Тебе приносим О всех и за вся. В чем же смысл этого воспоминания, место его не только в молитве благодарения, но и во всей совокупности Божественной Литургии, которая, как говорил я выше, молитвой этой совершается и исполняется?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Помни этот звон церковный, христианин! Знай, что в храме совершается великая Жертва хваления, и каким способом можешь, хоть на один миг присоедини и твою молитву к этой согласной молитве Церкви земной и Небесной. Слыша эту соединенную песнь Серафимов и отроков еврейских, священник продолжает молиться: «С этими блаженными Силами, Владыко Человеколюбче, и мы взываем, говоря: Свят и Пресвят Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый. Свят Ты и Пресвят, и великолепна слава Того, кто мир Свой так возлюбил, что Сына Своего Единороднаго отдал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел Жизнь Вечную; Который придя и исполнив для нашего спасения все, что было предустановлено, в ночь, в которую был предан, или, лучше сказать, Сам Себя предал за жизнь мира, взявши хлеб в Святые Свои, пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, преломив и давши святым Своим ученикам и Апостолам, сказал...» И громко возглашает: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». И правою рукою показывает на святой хлеб, лежащий на дискосе. В трепете сердца внимают этим словам своего Господа верующие. И проникая оком веры в святилище, понимают, что это не голос священника, а глас их Учителя и Пастыря, глас вожделенный, который овцы знают, а священник – лишь земное орудие, посредством которого являет Себя верующим Христос. И возглашают верующие: «Аминь». «Подобным образом, – продолжает тайно священник (дал святым Своим ученикам и Апостолам) и чашу после вечери, говоря: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» – уже громко возглашает священник. Народ отвечает: «Аминь». «Вспоминая эту спасительную заповедь, – тайно продолжает священник, – и все, что для нас было совершено – Крест, Гроб, тридневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную седение, второе и славное Пришествие... (и громко восклицает), – Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся... (то есть дары, данные Тобою, хлеб и вино, принося от Твоих рабов за все благодеяния и за все человечество), – Тебе поем, Тебя благословим, Тебя благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш», – заканчивает единую мысль и молитву священника народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Говоря о начальных словах этой молитвы, мы видели, что в них открывается великая истина, лежащая в основе всего христианского мировоззрения и всей христианской жизни. В этих словах Молитвы Господней открывается, что Бог есть Отец всего создания, что вся Вселенная — и видимая н невидимая — является великой Божией семьей, что духовный мир — ангельские силы — являются нашими старшими братьями, а все мы вкупе являемся детьми Божиими. Вот какая великая истина открывается в этой молитве. Эта молитва проливает свет на наше отношение и к Богу, и к миру, п друг к другу; эта истина определяет основной закон жизни. Начальными словами молитвы мы призываем Отца Небесного, обращаемся к Нему. А дальше следуют паши прошения — то, о чем мы просим Бога. Всех прошений семь. Первое прошение: Да святится Имя Твое ; второе: Да приидет Царствие Твое ; третье: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли ; четвертое: Хлеб наш насущный даждь нам днесь ; пятое: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим ; шестое: И не введи, нас во искушение ; седьмое: Но избави нас от лукаваго . А в конце содержатся заключительные слова молитвы. Если мы будем иметь в виду, что молитва нам дана Самим Господом Иисусом Христом, то мы должны с величайшим вниманием отнестись к ней, со вниманием осознать содержание этих прошений, и не только содержание, но даже и порядок прошений, осознать, почему именно одно прошение предшествует другому. Сегодня мы побеседуем о первом прошении Молитвы Господней: Да святится Имя Твое . Что это значит? О чем мы просим в этом прошении? Какая духовная нужда, какая потребность нашего существа раскрывается и выявляется этим прошением? Вы знаете, что Бог свят и пресвят в Самом Себе. И даже если бы не было ни человеческого рода, ни ангельских сил, то Бог был бы всегда свят и пресвят. Бог не только свят, но Он является Источником святости для всего творения. Всякая святость, всякая святыня исходит от Него, всякая святыня освящается им. Бог — Начало святости, Бог — Источник святости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2805...

Эта молитва, вероятно, заимствована святым Василием у самих серафимов, которые сослужили этому дивному мужу. " С сими блаженными силами… Свят еси яко воистину и пресвят… " Обратите внимание, опять слово " воистину " , опять клятвенное заверение в истинности того, что исповедуется здесь: " Пресвят, и несть меры великолепию святыни Твоея… " , и далее объясняется это великолепие, то есть красота великая Божия, " яко правдою… создав бо человека " , и рассказывается о создании человека, о его блаженстве и грехопадении, об обещании спасения — " устрояя ему еже от пакибытия спасение в Самем Христе Твоем " . Обратите внимание: " спасение в Самом Христе Твоем " . Основной камень нашей веры. Долго перечисляются все виды милости Божией, явленные грешному роду человеческому. " Пророки послал еси " , и далее до слов " егда прииде исполнение времен " ; здесь говорится, как видите, о Христе, Который " истощи Себе, зрак раба прием… " ; и далее, посмотрите, какое исповедание подробное, глубокое смирение и снисхождение Богочеловека, цель Его пришествия в мир. " И пожив в мире сем… стяжав нас Себе люди избранны, царское священие, язык (то есть народ) свят " . Слышите, кто мы, благодаря Искупительной жертве Христа? — Царское священие, народ святой. " И очистив… про- дани под грехом " (диавол куплю совершил, купив нас грехом). И Христос, смотрите, " сошед крестом во ад… путь сотворив всякой плоти " . О том, как я говорил, слетал [Орел] во ад ради нас всех, " путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых " . Далее говорится о воскресении и грядущем суде. Так кратко, но ярко, точно и глубоко излагается вся история человечества от сотворения его и до последнего суда. Какое совершенство исповедания. И, наконец, словами заключительными " Остави нам " , переходим к третьему члену Евхаристического канона, к возношению Святых даров. В литургии Иоанна Златоустого этот переход совершается словами " Приимите " , [которые] священник произносит громко, и их нужно принимать как слова Самого Господа Иисуса Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Недаром святой Василий Великий постом и долгим молением готовился к составлению Божественной литургии. Однажды, в пламенном молитвенном экстазе, повергшись пред престолом, создал он свои дивные молитвословия и записал их. Молитва второго члена Серафимской песни, вероятно, заимствована святым Василием у самих серафимов, которые сослужили этому дивному мужу: «С сими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, и мы, грешнии, вопием и глаголем: Свят еси яко воистинну и Пресвят...» Обратите внимание: опять слово «воистинну», опять клятвенное заверение в истинности того, что исповедуется здесь: «Пресвят, и несть меры великолепию Святыни Твоея... » И далее объясняется это великолепие, т. е. красота великая Божия... И затем рассказывается о создании человека, о его блаженстве, о грехопадении, обещании спасения: «... создав бо человека, персть взем от земли... изгнал еси его праведным Твоим судом, Боже, от рая в мир сей... устрояя ему еже от пакибытия спасение в Самом Христе Твоем... » Обратите внимание на эти слова: «спасение, в Самом Христе Твоем» – основной камень нашей веры. Далее перечисляются все виды милости Божией, явленные грешному роду человеческому до последних времен. «Егда же прииде исполнение времен, глаголал еси нам Самем Сыном Твоим... на земли явися и человеком споживе... Истощи Себе, зрак раба приемь..., да нас [сообразны] сотворит образу славы Своея». Здесь говорится, как видите, о Христе, и далее посмотрите, какое исповедание подробное, глубокое смирение и снисхождение Богочеловека, цели пришествия Его в мир: «И пожив в мире сем... стяжав нас Себе, люди избранны, царское священие, язык (то есть народ) свят». Слышите, кто мы, благодаря искупительной Жертве Христа? Царское священие, народ святой. Диавол куплю совершил, купил нас грехом, а Христос, смотрите: «...сошед крестом во ад... путь сотворив всякой плоти». Орел, как я говорил, слетел во ад, поднял всех, путь сотворил всякой плоти воскресением из мертвых. Далее говорится о вознесении и грядущем Суде. Так кратко, но ярко, точно, глубоко излагается вся история человеческая от сотворения и до Последнего Суда. Какое совершенство исповедания!

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Есть много важных аспектов Евхаристии, конечной целью которой является общение с Богом. Но давайте сосредоточимся на 3-х аспектах сегодня, или на 3-х задачах, которые стоят перед нами, когда мы участвуем в Евхаристии. Первая — благодарить; вторая — воспоминать; и третья — приносить. Давайте подумаем об этих 3-х задачах, когда будем сейчас читать часть Евхаристической молитвы, которую священник читает непосредственно после слов «Благодарим Господа!» Спросим себя, когда будем читать молитву: За что мы благодарим? Что мы вспоминаем? Что мы «приносим» Богу? Предупреждаю, что цитата будет длинной, но прошу вас не отвлекаться и потерпеть, потому во многих наших храмах эта молитва читается тихо, и вы можете её больше не услышать. Итак, вот то, что священник читает после слов «Благодарим Господа!» «(Это) и достойно, и правильно, петь Тебе, благословлять Тебя, хвалить Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе во всех местах Твоего владычества. Ибо Ты Бог невыразимый, за пределами понимания, — (апофатическое богословие!) — невидимый, непостижимый, существующий вечно и всегда Тот-же Самый: Ты и единородный Твой Сын и Дух Твой Святой» (Это — богословие Пресвятой Троицы). «Ты привёл нас из небытия в бытие, и когда мы отпали, Ты нас опять поднял. И Ты, не отступая делал всё, пока не возвёл нас на небо, и дал нам Твое будущее Царство. За всё это мы благодарим Тебя, и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого; за всё, о чём мы знаем, и о чём не знаем, за все явные и неявные благодеяния, случившиеся с нами. Благодарим Тебя и за эту литургию, которую Ты изволил принять из наших рук, хотя перед Тобой стоят тысячи архангелов и тьмы ангелов …» После этого мы поём «Свят, Свят, Свят,» присоединяясь ангелам в славословии Бога. Я возвращаюсь к тексту молитвы: «Вместе с этими (т.е. ангельскими) блаженными силами, Владыко Человеколюбец, мы также возглашаем и говорим: Ты свят и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты свят и пресвят, и великолепна слава Твоя. Ты так возлюбил Твой мир, что дал Твоего Сына единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16). Он пришел, и исполнил божественное о нас смотрение (божественный план) в ночь, в которую Он был предан, вернее, когда Он предал Сам Себя для жизни мира. Он взял хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, благодарил, благословил, освятил, преломил, и дал святым Своим ученикам и Апостолам, говоря…»

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroj-vassoj-...

» Та часть Литургии, в которой верующие приготовляются к Таинству Причащения, называется Литургией оглашенных». « Древние назвали эту часть «Литургией оглашенных» потому , – говорит нам Катехизис, – что к слушанию её, кроме крещенных и допускаемых до причащения, допускаются и оглашенные, т.е. готовящиеся к крещению, также и кающиеся, не допускаемые до причащения ». «Начинается сия часть Литургии благословением или прославлением Царства Пресвятой Троицы и состоит из молитв, песнопения, чтения книг Апостольских и Евангелия. Оканчивается повелением оглашенным выйти из Церкви» . После уже Литургии оглашенных следует та часть Литургии, в которой совершается самое Таинство Причащения . » Часть эта называется Литургией верных: потому что одни верные, т.е. принявшие Крещение, имеют право быть при сем Богослужении ». « Самое важное действие в последней части Литургии, – говорит Катехизис, – составляют: а) произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении Таинства : приимите, ядите: сие есть тело Мое... пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя Нового Завгьта... и потом – б) призывание Святого Духа или молитва к Богу Отцу о ниспослании Святого Духа на Святые Дары и благословение Даров, т.е. принесенного хлеба и вина ». » При сем самом действии , – учит Катехизис, – хлеб и вино прелагаются или пресуществляются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову «. По чину Литургии Иоанна Златоустог о это действие происходит так: Когда на клиросе начинают петь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...», священнодействующий молится (тайно): «С сими и мы блаженными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый. Свят еси и пресвят, и великолепна Слава Твоя. Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

…и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезой Моею в царстве Моем. Лк. 22, 29—30. I С возглашением ангельского славословия «Свят, Свят, Свят» — молитва благодарения исполняет себя как восхождение Церкви на небо — к престолу Божьему, в славу Царства Небесного. Но вот, обняв собою все творение, весь мip видимый и невидимый, явив Церковь как небо на земле, молитва благодарения — на этой высоте, из этой полноты богообщения, знания и радости, как бы сама себя претворяет в воспоминание одного события: той Тайной Вечери, которую в ночь, когда отдавал Себя Христос на страдание и смерть, совершил Он с учениками Своими. В литургии Златоуста эта часть евхаристической молитвы, в литургической науке так и называемая воспоминание (ανμνησις), звучит в русском переводе так: Вместе с этими блаженными силами, Владыко Человеколюбче, И мы вопием и глаголем: Свят еси и пресвят Ты, и единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой, Свят еси и пресвят, И великолепна слава Твоя, Столь возлюбившего мip Твой, Что отдал Сына Твоего единородного, Дабы всякий верующий в Него Не погиб, но имел жизнь вечную. Он, придя, И исполнив все, ради нас совершившееся, В ночь, в которую Он был предан, Вернее же, Сам Себя отдал за жизнь мipa, Приняв хлеб в пречистые Свои и непорочные руки, Благодарив и благословив, освятив, преломив, Дал святым Своим ученикам и апостолам, говоря: Приимите, ядите, сие Тело Мое, За вас ломимое во оставление грехов. Также и Чашу, после вечери, говоря: Пиите от нее все, это Кровь Моя Нового Завета, Которая за вас и за многих изливается Во оставление грехов. Итак, вспоминая эту спасительную заповедь И все, ради нас совершенное: Крест, гроб, тридневное воскресение, На небеса восхождение, одесную седение, Второе и славное паки пришествие, Мы все, что Твое, От всех, кто Твои, Тебе приносим О всех и за вся. В чем же смысл этого воспоминания, место его не только в молитве благодарения, но и во всей совокупности Божественной Литургии, которая, как говорил я выше, молитвой этой совершается и исполняется? II

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Вместе с этими блаженными Силами и мы, Владыко Человеколюбче, воспеваем Тебя и говорим: Ты Свят и Пресвят — Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Ты Свят и Пресвят и великолепна слава Твоя, ибо так Ты возлюбил мир Твой, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Придя и все задуманное Тобою о нас исполнив, в ночь, когда Его предавали, или, вернее, когда Он Сам отдавал Себя ради жизни мира, взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, совершив благодарение и благословив Тебя, Он освятил, преломил, дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав…»:  «…примите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов», — заканчивая молитву, громко возглашает священник. Хор: «Аминь». Священник тихо произносит: «Также и Чашу, после вечери, дал им, сказав…» И громко заканчивает: «…пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Хор: «Аминь». Священник тайно молится: «Вспоминая эту спасительную заповедь (заповедь причащаться Христовых Тела и Крови), и все ради нас совершенное: распятие, погребение, тридневное Воскресение, на Небо восхождение, сидение по правую сторону Бога Отца, повторное пришествие в славе…» И, оканчивая слова тайной молитвы: «…Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». По-русски этот возглас можно перевести так: «Твое (хлеб и вино) из Твоего (даров природы) мы приносим Тебе о всех (мужчин) и за всех (женщин)». Диакон в это время берет с Престола дискос с Агнцем, Чашу с вином и возносит их горе, то есть вверх, как бы предлагая пред Лицо Божие. Указывая орарем на Агнец, диакон тихо произносит: «Благослови, владыко, Святый Хлеб». Священник благословляет Агнец со словами: «И сотвори (то есть соделай) убо Хлеб сей Честное Тело Христа Твоего». Диакон: «Аминь». Диакон, показывая на Чашу: «Благослови, владыко, Святую Чашу». Священник, благословляя Чашу: «А еже в Чаше сей, Честную Кровь Христа Твоего». Диакон : «Аминь». Диакон: «Благослови, владыко, обоя (то есть вместе)».

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Исполнь (полно) небо 57 и земля славы Твоея . K этому небесному славословию, относящемуся ко всем Лицам Святой Троицы, поющие присоединяют земное приветствие одному из Лиц Святой Троицы – Христу Спасителю: осанна в вышних (спасение от Всевышнего, или: да спасет, да поможет Всевышний), благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних . С этим приветствием, взятым из 117-го псалма ( Пс. 117, 25 ), иудеи встречали Иисуса Христа, шедшего на вольные страдания в Иерусалим за несколько дней до Своей крестной смерти, желая Ему победы над врагами и успеха в приписываемом Ему предприятии восстановить престол Давидов ( Мф. 21, 9–15 ; Мк. 11, 9–10 ; Ин. 12, 13 ). Повторяя то же приветствие Христу Спасителю при совершении чина возношения Святых Даров, предстоящие в храме христиане через это воздают Ему честь, как своему Царю, невидимо сходящему в храм, чтобы принести Себя на святом престоле в жертву Богу Отцу, и молят Бога Отца, да будет Ему угодна эта жертва, да соделает ее Всевышний спасительной для душ наших – осанна в вышних . б) Продолжая молитву Евхаристии, священнодействующий вместе с Ангелами, поющими победную песнь, и в соответствие пению хора, исповедует святость Божию и потом прославляет бесконечную любовь к нам Бога Отца, по которой Он, Сам будучи бесконечно свят, не возгнушался нас, грешных, и послал для нашего спасения Единородного Сына Своего и по которой Сын Божий, для усвоения нам плодов искупления, на конце поприща искупления совершил и завещал в воспоминание Его совершать Таинство Тела и Крови Его. «С этими блаженными Силами, – молится священник, – и мы, человеколюбивый Господи, взываем и говорим: свят и пресвят Ты, Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой. Свят Ты и пресвят и величественна слава Твоя. Ты так возлюбил мир (человеческий род), что Сына Твоего Единородного предал, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3, 16 ). Он, пришедши на землю и исполнив все, чего требовало домостроительство нашего спасения, в ту ночь, в которую был предан, а точнее, Сам Себя предал за жизнь мира (человеческого рода), взяв хлеб в Свои святые, пречистые и непорочные руки, благодарив (вознесши Богу Отцу благодарственную и хвалебную молитву), благословив (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010