Будущее человека, прошедшего земной путь и уподобившегося Спасителю, нам неведомо. Но о роли и месте человека во Вселенной можно судить хотя бы по тому, что все видимое и невидимое Господь изначально создал ради человека, «ибо не только небо и земля, и воду, и воздух, и огонь, и все заключающееся в этих элементах, и всевозможные виды животных и растений, но и самое многовидное и многочисленное множество Ангелов Он сделал ради человека. И Самого Себя ради нас Он соделал Человеком. И Самого Себя дал на смерть ради нас, и воскрес, и ради нас вознесся Он, всегда живой, как Бог и сущий на Небе. Истинно Он стал Человеком, таким, как мы» . Поразительно, но, по милости Божией, человек делит с Богом суд над самим собой. «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6: 37) и «ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14, 15). Иными словами, осуждая или прощая, мы сами себе подписываем приговор – обвинительный или оправдательный. Не менее впечатляющи и другие слова: «Как есть Солнце и от него много выходит лучей; или есть высокое дерево и у него много выходит ветвей; или есть великий город и окружен многими сопредельными странами, – так умная сущность, бессмертная душа, есть красота досточестная более всех созданий, образ и подобие Божие» . Какое иное творение, хотя бы и Ангелы, получали от Творца такие дары?! Священное Писание определённо говорит о том, что природа человека весьма повредилась после того, как он пожелал стать, «аки боги», ослушался Творца и не раскаялся. «Враг, обольстив Адама и таким образом возгосподствовал над ним, отнял у него власть и сам наименовался князем века сего. Вначале же князем века сего и владыкою видимого Господь поставил человека» . После изгнания из Рая единственный путь возвращения к Богу для него открывается лишь с приходом Мессии, Христа, создавшего Церковь, пребывая в которой человек может восстановить при помощи Спасителя своё нарушенное естество, отвергнуть «ветхого человека» и стать «христовым» (Еф. 4: 22-24).

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/30/...

Христос отвечает: се Аз с вами есмь до скончания века ( Мф.28:20 ). Верная душа говорит: Господи, Боже мой! на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя ( Пс.7:2 ). Господь отвечает: Яко на Мя упова, – и из­бавлю его, покрыю его, яко позна имя Мое ( Пс.90:14 ). Верная душа говорит: не отвержи мене от лица Твоего ( Пс.50:13 ). Христос говорит: грядущаго ко Мне не изжену вон ( Ин.6:37 ). Верная душа говорит: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый ( Пс.142:2 ). Христос отвечает: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал естъ, да всяк веруяй в Он не погибнет, но иматъ живот вечный. Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судитъ мирови, но да спасется Им мир. Веруяй в он не будет осужден ( Ин.3:16–18 ). Верная душа говорит: грех юности моея и неведения моего не помяни ( Пс.24:7 )! Бог отвечает: беззаконник, аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и сотворит суд и правду и милость, – жизнию поживет, а не умрет: вся согрешения его, елика сотво­рил, не помянутся ему ( Иез.18:21– 22 ). Верная душа говорит: беззакония моя превзыдоша главу мою и яко бремя тяжкое отяготеша на мне ( Пс. 37:5 )! Господъ отвечает: не приидох призвании праведники, но грешники на покаяние ( Мф.9:13 ); и еще чрез Апостола: идеже умножися грех , преизбыточествова благодать ( Рим. 5:20 ). Верная душа говорит: реку Богу: Заступ­ник мой еси, почто мя забыл еси, и еще: не забуди убогих Твоих до конца ( Пс. 9:33 )! Господь отвечает: еда забудет жена от­роча своего, еже не помиловати изчадие чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебя, глаголет Господь ( Ис.49:15 ). Верная душа говорит: не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя ( Пс.68:18 )! Господь отвечает: за грех мало что опечалихъ его, и поразих его, и отвратих лице Мое от него: пути его видех и исцелих его, и дах ему утешение истинно ( Ис.57:17,18 ). Верная душа говорит: настави мя, Господи на путь Твой, и пойду во истине Твоей ( Пс.85:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Избранный Господом для избавления своего народа от мадианитского ига, Гедеон начал дело избавления с искоренения идолопоклонства в народе, которое было причиной его внешних бедствий: он разрушил жертвенник Ваала, срубил священное дерево, идол Ашеры, находившиеся близ дома его отца, и вместо того на скале, где стоял разрушенный жертвенник, поставил жертвенник Господу, в честь Которого на костре, сделанном из дерева Ашеры, принес семилетнего быка во всесожжение. Жители Офры были возмущены таким поступком Гедеона, в котором они усматривали оскорбление почитаемой ими святыни, и намеревались уже побить его камнями, но отец Гедеона, бывший у них, по-видимому, жрецом, уговорил их не делать этого, благоразумно указав им, что людям, как существам слабейшим, вступаться за права оскорбленного бога не следует, так как он сам может отомстить за себя. Народ, вняв увещанию Иоаса, оставил Гедеона в покое, но дал ему особое прозвище «Иеруббаала», что значит «Ваал отомстит ему». Таким образом, поступок Гедеона имел весьма важные последствия, так как чрез него народ убеждался в полном бессилии Ваала. Суд.6:32 .  И стал звать его с того дня Иероваалом, потому что сказал: пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его. Суд.6:33 .  Между тем все мадианитяне и амаликитяне и жители востока собрались вместе, перешли [реку] и стали станом на долине Изреельской. Суд.6:34 .  И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним. Суд.6:35 .  И послал послов по всему колену Манассиину, и оно вызвалось идти за ним; также послал послов к Асиру, Завулону и Неффалиму, и сии пришли навстречу им. Суд.6:36 .  И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты, Суд.6:37 .  то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Суд.6:38 .  Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Макроструктура книги Осии проста: главы 13 – брак Осии и его значение; главы 414, другие проповеди Осии. Отследить структуру второй части довольно сложно; но этому поводу было сделано несколько предложений. Мейс даже не пытается предложить какой-либо план, но предлагает делить книгу на 37 отрывков. 963 Однако Андерсон и Фридман предлагают обоснованную микроструктуру, состоящую из 23 разделов, три – в главах 13 и 20 в остальной части книги. Главы 414 разделены на три части: главы 47 – Состояние народа; главы 811 – Духовная история Израиля; и главы 1214 – Ретроспектива и перспектива: Иаков-Израиль в истории и пророчествах. 964 Проповеди Осии отличает живой язык и множество метафор, и брак это всего лишь одна из них. Метафора отца-сына из главы 11 также важна, поскольку показывает на еще одну сторону отношений завета. Богатство языка Осии хорошо уловил Мейс: Помогая Израилю, Яхве предстает перед нами в роли врача (1464, 7:1, 11:3) и пастыря (13:5). Яхве, вершащий суд над Израилем, нарисован охотником (7:12), хищником (5:14, 13:7 и далее), гноящейся раной (5:12). Как Спаситель он похож на росу (14:5) и плодоносное дерево (14:8). Яхве смотрит на Израиль как на паству (13:58), обученную телицу (10:11), виноград (10:1), виноградный плод и раннюю смокву (9:10). В грехе и страдании Израиль похож на больного человека (5:13); переменчивую птичку (7:11 и дал.); жестоковыйную корову (4:16); нерожденного ребенка (13:13); непропеченный хлеб (7:8); утренний туман (6:4); мякину, дым и росу (13:3). После восстановления Израиль сравнивается с цветущими полями Ливана (14:57) и засеянной землей (2:21 и далее). 965 Искусное владение языком, живые метафоры, богатство и яркость изображения вызывают неподдельный интерес ученых. Время, потраченное на толкование текста, приносит огромное удовлетворение. В то же время, образный язык Осии усложняет работу переводчика. В понимании текста остается еще много нерешенных вопросов. Часто можно услышать, что причина трудностей понимания текста Осии заключается в том, что он говорил на северном диалекте, который был неизвестен на юге страны. Это версия возможна, хотя она еще не получила подтверждение. Жанр

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Суд.11:34 .  И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. Суд.11:35 .  Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз [о тебе] уста мои пред Господом и не могу отречься. Суд.11:36 .  Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом – и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим аммонитянам. Суд.11:37 .  И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими. Суд.11:38 .  Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах. Суд.11:39 .  По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, Суд.11:40 .  что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году. Возвратившись после поражения аммонитян, Иеффай исполнил обет свой, данный Богу. О способе исполнения обета Иеффаева думают различно. Многие древние толкователи утверждали, что Иеффай в самом деле принес свою дочь, вышедшую к нему первой на встречу после победы над аммонитянами, во всесожжение (ср. св. И. Злат., Обозрение Книги Судей, Твор. св. И, Злат., т. 6, с. 637; Бес. к антиох. нар. (XIV) т. 2, с. 160–161). Другие же, особенно позднейшие (Генгстенберг, Рейнке, Кассель, Келер и др.), полагают, что дочь Иеффая осталась в девстве и была посвящена скинии для некоторого служения, сообразного с ее полом. Св. ап. Павел видит в Иеффае пример лиц, победивших своей верой ( Евр.11:32 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Книга Судей Израилевых. 4-68 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Иеффай был судьею Израиля шесть лет, и умер и погребен в одном из городов Галаадских» . (Суд. 10, 6—7, 16—18; 11, 6—13, 15, 22—23, 26—27, 29—31, 33, 35—37, 39; 12, 7) Между тем, «сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет». «В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной». Он был женат, но детей не имел. И вот явился Ангел Господень ему и жене его и возвестил им, что у них родится сын, и что «бритва не коснется головы его, потому что от самого рождения своего младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян», и что, как назорей, то есть человек, посвященный на служение Богу, «пусть не пьет он вина и сикера, и не ест ничего нечистого». Слова Ангела исполнились. «Родила жена Маноя сына и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь». И отличался он с юности силой необыкновенной. Это время для израильтян было очень тяжелое: над ними властвовали филистимляне и угнетали их непосильной данью. Самсон скорбел о своем народе и жаждал его освобождения. Встречаясь с филистимлянами по разным поводам, он однажды «пошел в Фимнафу, и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских и она понравилась ему». Он сказал об этом своим родителям и просил их: «Возьмите ее мне в жену». — «Разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных?» — возразили ему отец и мать его. «И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась». «Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отмстить Филистимлянам. И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая идет навстречу ему. И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал. И пришел и поговорил с женщиною, и она понравилась Самсону. Спустя несколько дней, опять пошел он, чтобы взять ее, и зашел посмотреть труп льва, и вот, рой пчел в трупе львином и мед. Он взял его в руки свои и пошел, и ел дорогою; и когда пришел к отцу своему и матери своей, дал и им, и они ели; но не сказал им, что из львиного трупа взял мед сей.

http://pravoslavie.ru/2845.html

Если Ты желаешь укрепить веру в предсказание примерами, уподобляя великое малому и уверяясь в будущем на основании прошлого, то (скажу Тебе) Ты «зачнеши во чреве и родиши Сына» так, как невозделанно «прозябе жезл Ааронь» (Числ. 17:8), как с неба сошел дождь на руно (Псал. 71:6), и как была роса на руне точию и по всей земли суша (Суд. 6:37). Это предсказал и праотец твой Давид, говоря: «снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю» (Псал. 71:6). Как огонь охватил купину и она, питая пламя, не сгорала (Исх. 3:2): так и Ты зачнеши Сына, даруешь ему плоть и питание невещественным огнем, а взамен получишь безсмертие. Все это прообразовало твое зачатие, изъясняло твое рождение и издревле живописало его. Если угодно, Ты имеешь пример на родственнице твоей Елизавете: «и та зачат сына в старости своей, и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол» (Лук. 1:36—37). Бог разрешает узы неплодства, силен неплодный корень возродить в плодовитое древо и сухую землю сделать плодоносною почвой». Это архангел сказал Пречистой Деве. Что же на это ответила Пренепорочная Дева, чертог небесный, гора святая, источник запечатленный (Песн. 4:12), хранимый для одного только запечатлевшаго? — «Ты ясно сказал Мне: Дух Святый найдет на тя, посему Я больше не противоречу и не возражаю: «буди мне по глаголу твоему» (Лук. 1:38). Я если почитаюсь угодною Господу, то с радостью подчинюсь Его воле; если Творцу угодно сделать Своим храмом творение, то пусть Он создает Себе жилище, как благоизволил; если Творец почивает в Своем творении, то пусть Он животворит во Мне плоть Свою, как знает и желает: «се раба Господня: буди мне по глаголу твоему» (Лук. 1:38), — пусть твои слова обо Мне осуществятся на деле, пусть они окажутся согласными с действительностью».    Святая и непорочная Дева, выразив вестнику Господню этими словами свое послушание, прекратила беседу. А что присоединим от себя Деве мы? Какие составим в честь Неё радостные восхваления? Какие иные, как не те, основание коих дал нам впервые архангел Гавриил, сказавши: «Радуйся, благодатная: Господь с тобою, благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего» (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

                        вырвет 160 его, если угоден 161 Ему». «Возложил» – в буквальном значении: перекатил (как перекатывают камни), в переносном: «снял» с себя ( Суд.5:9 речь о другом?), «передал» ( Пс.37 /36:5). Сын «снял» с Себя и «переложил» на Отца, – целиком «предал» Себя Отцу. Так хулители засвидетельствовали праведность Распятого. При распятии хулители именно припомнили Псалом Давида, как свидетельствует Евангелие: «проходящие же хулили Его, кивая головами своими… Подобно и первосвященники, насмехаясь, с книжниками, и старейшинами, и фарисеями говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» ( Мф.27:39, 41–43 ). Так распинатели произнесли свидетельство на себя самих. Они суть те, о которых предупреждал Пс.1:1 , – «глумители», которые «сидят на седалище», то есть занимают в обществе самое прочное положение. Для того, чтобы составить понятие о решимости и ярости распинателей, необходимо знать, что Распинаемый бл Мессия, о чем Он говорит в следующих словах Псалма. Пс.21:10             Ибо Ты исторг меня из чрева… «Исторг из чрева» – «вырвал из чрева»; оборот, который встречается только в Псалмах (ср. Пс.71 /70:6). «Сила Божия «исторгла» Богомладенца на свет, не повредивши девства Богородицы» (ПсСвОт). Рождаясь, человек переходит в мир живущих;        Распятый не просит сойти с Креста, Он уповает на повторное рождение в теле – Воскресение. Пс.21:10             …дал надежду мне от грудей матери моей 162 . Как может младенец, даже с Божьей помощью, иметь надежду (с уверением, батах) от груди матери? Объясняет пророк Исаия, когда говорит о родившемся Мессии: «даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве примет и родит Сына… Прежде чем познает Дитя благое или злое, Он отринет лукавое, чтобы избрать благое» ( Ис.7:14 ),16 LXX 163 ). До грехопадения возможно было следовать доброму, не познавая различия между добром и злом, не прибегая к «древу познания хорошего и лукавого», следовательно, не низводя добро на один уровень со злом, – не выбирая между одним и другим. Христос был человек во всём, кроме греха, – следовательно, человек райского бытия: Он мог отринуть лукавое и одобрить доброе, не поставляя одно с другим на один уровень, чтобы между ними нужен был выбор.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Господь воспретил суетные попечения, чтоб они не рассеивали нас и не ослабляли существенно нужного попечения о стяжании Небесного Царства ( Мф.6:24–34 ). Суетное попечение есть не что иное, как недуг души, выражение ее неверия. Потому-то Господь и сказал: «Маловери! не пецытеся душою вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся» ( Мф.6:30, 25 ). Возненавидь ненавистную Богу праздность, возлюби возлюбленный Богу труд, но души твоей не расслабляй пустою заботливостью, всегда бесполезною и излишнею. Чтоб ты был тверд душою и ревностен в деле Божием, в деле твоего спасения, Господь дал обетование доставлять тебе все, потребное для временной жизни, Своею всемогущею десницею, то есть, Своим Божественным промыслом ( Мф.6:33 ). Господь воспретил не только «осуждать» ближних, но и «судить» их ( Лк.6:37 ; Мф.7:1 ), когда не представляется необходимости учинить суд правильный для своей и общественной пользы. Последнего рода «суд» есть «вящшее закона» ( Мф.23:23 ), по определению Господа; без такого суда добро не может быть отделенным от зла, наша деятельность не может быть правильною и Богоугодною. Этот суд редко встречается между человеками; но судом и осуждением, воспрещенными Господом, они занимаются непрестанно. По какой причине? по причине совершенного невнимания себе, по причине забвения своей греховности, по причине совершенного пренебрежения покаянием, по причине самомнения и гордости. Господь пришел на землю спасти грешников, а потому от всех человеков непременно требуется сознание в греховности; «суждение» же и «осуждение» ближних есть отвержение этого сознания и присвоение непринадлежащей себе праведности; из нее-то и производится суждение и осуждение: имя лицемера для всякого судящего и осуждающего ближних есть имя самое свойственное ( Мф.7:5 ). Господь заповедал постоянную, то есть, учащаемую и непрестанную молитву. Не сказал Он, чтоб мы единовременно попросили, потом престали от прошения, но повелел просить усиленно, неотступно, соединил с повелением просить обетование услышать и исполнить прошение 516 . «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» ( Мф.7:7–8 ). Будем просить с терпением и постоянством, отрицаясь своей воли и своего разума, предоставляя всесвятой воле Божией и время, и способ исполнения, и самое исполнение просимого. Мы не постыдимся: «Бог же не имать ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, и долготерпя о них» ( Лк.18:7 ), то есть, замедляя исполнением прошения их. Деннонощный вопль к Господу избранных изображает постоянную, неотступную, непрестанную, усиленную их молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Скачать epub pdf Глава 11 Молитва Господня (1–4). Наставления о постоянстве в молитве (5–10) и о благости Божьей (11–13). Исцеление бесноватого и речь к фарисеям по этому случаю (14–26). Ответ женщине (27– 28). Знамение Ионы (29–30) и суд над народом (31–32). Приточные изречения о свече и светильнике (33–36). Христос на обеде у фарисея и обличительные изречения против фарисеев и законников (37–54). Лк.11:1 . «В одном месте молился»: ев. Лука, по преимуществу перед прочими евангелистами, часто говорит о том, что Господь молился; так он упоминает о молитве Его при крещении ( Лк.3:21 ), в пустыне ( Лк.5:16 ), перед избранием Апостолов ( Лк.6:12 ), в уединении ( Лк.9:18 ), перед преображением ( Лк.9:28–29 ). Не называет евангелист места, где теперь молился Господь; но если он следует в этом случае хронологическому порядку: то надобно полагать, что это было неподалеку от Вифании (Лк.10и прим.); и так как Господь любил молиться восходя на горы, то, может быть, эта молитва совершалась на близ Вифании лежащей горе, т. е. Елеонской, невдалеке от Иерусалима.– «Когда перестал, один из учеников сказал» и пр.: ев. Матфей, излагая молитву Господню, совершенно одинаково с ев. Лукой, не упоминает об этом поводе к изречению этой молитвы и помещает ее в изложении нагорной беседы ( Лк.6 и дал.). Если не предполагать, что Господь повторил эту молитву ученикам, то надобно полагать, что ев. Матфей по связи речи поместил ее в изложении нагорной беседы; евангелист же Лука помещает ее при сказании о том случае, по которому она действительно была произнесена. – «Как и Иоанн научил учеников своих»: из евангелий не видно, какой особенной молитвой молиться научил учеников своих Иоанн; но что действительно научил, об этом свидетельствует настоящее место, и есть еще намек на это выше ( Лк.5:33 ). Лк.11:2–4 . «Он сказал им» и пр.: см. прим. к Мф.6:9–13 . «Ибо и мы оставляем» и пр.: у ев. Матфея – «как и мы оставляем». Выражения несколько различные, но общий смысл одинаков: если мы не прощаем, и Бог не простит нас; чтобы получить прощение от Бога, необходимо, чтобы и мы прощали другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010