Статья Богословское понимание проблем, встающих перед христианским миром в эпоху т. н. цифровизации, должно базироваться на строгом понятийном аппарате, без которого любые рассуждения на эту тему сведутся либо к бессмысленным причитаниям, либо к опасным иллюзиям. Православная традиция, по счастью, способна во всеоружии встретить новые вызовы, ибо богословский аппарат для их анализа давно разработан в трудах святых отцов Церкви. Прежде всего следует отметить актуальность богословского наследия прп. Максима Исповедника, чье учение о логосах прекрасно соответствует проблематике числа . Сложность заключается в том, что на уровне обыденной речи человеку свойственно отождествлять число и цифру. Действительно, в большинстве древних и ряде современных языков четкого лексико-семантического различия между этими понятиями нет: английское number, немецкое Nummer, французское nombre означают и то, и другое. Между тем с онтологической и семиотической точки зрения это принципиально разные сущности. Перед тем как перейти к анализу различия числа и цифры, рассмотрим те места в Священном Писании, где фигурирует слово «число» (слова «цифра» в Библии, естественно, нет, так как для записи чисел в древности использовались буквы). Сразу отметим, что во многих местах Ветхого Завета где в русском переводе стоит слово «число», в еврейском подлиннике такого слова нет. Например, вместо «большое число» стоит просто «много» (Быт. 50, 20), вместо «по числу 12 колен» — «по 12 коленам» (Исх. 24, 4; 28, 21; 39, 14) и т. п. Что же касается числа и исчисления, то для этих понятий в древнееврейском языке использовалось несколько слов с разной этимологией и оттенками смысла . Базовым корнем для обозначения исчисления и связанных с ним реалий является общесемитская основа SPR. Исконное основное значение этого корня: «то, что записано для передачи», то есть средство информации . Ср. аккадское šipru ‘послание, записка, письмо’ , šaparu ‘посылать’; арабское sáfar ‘экспедиция’ (откуда наше «сафари»). От этого корня происходят еврейские слова séfer ‘книга’; safr ‘считать, перечислять рассказывать; записывать’; mispar ‘число’ (Исх. 16, 16; Ис. 23, 26; Лев. 25, 16; 25, 50; Чис. 1, 2, 18, 20 и др.; Втор. 4, 27; Суд. 7, 12). Особенно часто последнее слово встречается в ветхозаветной книге, которая по-гречески в Септуагинте так и называется — «Числа». А греческое название всей Библии (что буквально значит «книги») по-еврейски звучало бы как sfarîm. Арамейский вариант sifrâ заимствован арабами в форме sifr как специальное обозначение библейских книг .

http://bogoslov.ru/article/6192922

Характерные особенности и темы Послание к римлянам наиболее полное, возвышенное и исчерпывающее изложение благовестия Павла. Содержащееся в нем сжатое изложение глубочайших истин подобно сжатой пружине: они охватывают ум и сердце, заполняют мысли и определяют всю жизнь человека. Иоанн Златоуст , величайший проповедник IV в. по Р.Х., каждую неделю слушал чтение этого послания. Августин, Лютер и Уэсли (Веслей) три личности, чей вклад в христианское наследие чрезвычайно велик, утвердились в вере под влиянием Послания к римлянам. Все реформаторы рассматривали Послание к римлянам как Богом данный ключ к пониманию всего Священного Писания, поскольку в нем Павел сводит вместе все наиболее значительные темы Библии: грех , закон, суд, предназначение человека, веру, дела, благодать, оправдание, освящение, избранничество, домостроительство спасения, дело Христа и действие Святого Духа, христианское упование, природу и жизнь церкви, место иудеев и неиудеев в плане Божием, философию церковной и мировой истории, значение и содержание ВЗ, обязанности христианского звания и принципы личного благочестия и нравственности. Содержание I. Приветствие и личное представление Павла (1,1–15) II. Праведность Божия для иудеев и для язычников (1,16.17) III. Греховность всего человечества (1,18 3,20) А. Греховность язычников (1,18–32) Б. Греховность иудеев (2,1 3,8) В. Всеобщая греховность (3,9–20) IV. Праведность Божия для оправдания (3,21 5,21) А. Она даруется Христом через веру (3,21–31) Б. Ее доказывает пример Авраама (гл. 4) В. В ней залог благодатных даров праведнику (5,1–11) Г. Она коренится в послушании Христа нового Адама (5,12–21) V. Благодать воцаряется посредством праведности Божией (6,1 8,39) А. Власть греха сломлена, и его влияние ограничено (гл. 6) Б. Верующие мертвы для осуждения законом, хотя еще не стали безгрешными (гл. 7) В. Живущие Духом доказывают победу над плотью (гл. 8) VI. Бог являет Свою праведность в иудеях и язычниках (9,1 11,36) А. Праведность Божия утверждается в истории (гл. 9)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ибо «Бог , — сказано, — гордым противится» (Иак.4:6). Если же Сам Бог противится им, то кто в состоянии ока­зать им помощь? Позволяя себе пред святейшими взо­рами Вседержителя такие и столь тяжкие преступления, мы не должны удивляться и смущаться по причине постигших нас бесчисленных приключений. Ведь не напрасно божественный пророк и царь сказал о некоторых беззаконновавших: «услышит Бог, и смирит я Сый прежде век: несть бо им изменения» , то есть избавления. И почему? — «яко не убояшася Бога» . Поэтому «и простре руку Свою на воздаяние» беззаконным зла и скорбей. Но по какой причине, о пророче? Потому, говорит, что «оскверниша завет Его» (Пс. 54:20—21), то есть, попрали святые Его заповеди; «яко лукавство в жилищах их, ...и не оскуде от стогн их лихва и лесть» (Пс. 54:16, 12); «суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивые в сердце, и в сердце глаголаша злая» . Поэтому, говорит, «потребит Господь вся устны льстивыя» (Пс. 11:3—4), Ибо они, говорит, правду «праведного» вземлют «от него» , то есть, достойного помилования осудили, а нечестивого оправдывают «даров ради» (Ис. 5:23). По причине всего этого, говоря словами Апостола, «грядет гнев Божий на сыны противления» (Кол. 3:6), ибо всех таких дел «мститель есть Бог», — взывает божественный Павел (1 Сол.4:6). Нечто подоб­ное и худшее сего в древности долгое время позволяли себе цари и властители иерусалимские и самарянские, за что Бог, враждуя против них, предал десять колен израильских в плен ниневитянам и страну их разорил, а два колена, составлявшие царство иерусалимское (иудейское), поработил Навуходоносору, царю вавилон­скому, и страну их ниспроверг. Впоследствии тоже самое дозволили себе и в нашем греческом царстве, также и у болгар и у сербов, за что в недавнее время и нас соделал пленниками, попустив на нас праведным Своим судом жезл и оружие неверных измаильтян. И праведен суд Твой, Владыко Боже! Ты Сам наперед засвидетельствовал нам и предупредил нас чрез божественного Твоего пророка Исаию, говоря ясно так: «аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы пояст» , то есть, нашествие иноплеменников и частые войны истребят вас, по Моему праведному на вас негодованию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3612...

Как сказано в решении церковного суда, своими действиями они нарушили ряд канонов и церковных правил: 15, 31 и 39 правил святых Апостолов, 16 правило I Вселенского собора, 5 правило III Вселенского собора, 4, 5, 13 и 18 правила IV Вселенского собора, 31 и 34 правила V-VI Вселенского собора, 6 правило Гангрского поместного собора, 3, 4, 5, 6 и 22 правила Антиохийского поместного собора, 10, 11, 29 и 62 правила Карфагенского поместного собора, 1, 2, 4, 12 и 13 правила I-II Константинопольских поместного собора, пункт А статьи 1 главы 214 Устава СПЦ и статьи 12, 14, 15, 17, 18 и 20 Правил церковных судов СПЦ. Согласно статье 87 Правила церковных судов СПЦ, решение Великого церковного суда СПЦ является последним и подлежащим исполнению. Изверженные из сана и возвращенные в число мирян бывшие клирики Рашско-Призренской канонически будут отныне относится к епархиям, согласно месту проживания. Наложенное на них запрещение Причащения Святых Таин остается в силу до тех пор, пока они не покаются и не вернуться в лоно Сербской Церкви в достоинстве мирян. Церковный суд предупреждает, что возможные «священнодействия» указанных лиц будут лишенными благодати. Напомним, что ранее, в феврале этого года, епископ Рашко-Призренский Артемий был отстранен от управления епархией , а в начале мая - почислен на покой . Формальным поводом для таких решений стало подозрение Синодом лиц из окружения владыки Артемия в растрате церковных и государственных средств. Однако многие верующие были уверены, что это - результат давления Запада и официального Белграда, поскольку епископ Артемий был известен своими антимодернистскими, антизападными и патриотическими взглядами, твердо стоял на позициях сохранения чистоты Православного вероучения, являлся одним из ярых противников независимости Косово , провозглашенной в одностороннем порядке албанцами 17 февраля 2008 года. Владыка Артемий не согласился с этими решениями и не признал их. 15 октября 2010 года Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви наложил на владыку Артемия категорический запрет в священнослужении «из-за его антиканонических поступков и непринятия решений высших иерархических структур».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/09/st...

и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. Ср. Мф. 3,4 . Оба пророка Илия и Иоанн Креститель своим служением несли людям суд Господа и взывали к покаянию ( Мф. 3,1–12 ; Лк. 3,2–17 ). 1 человек Божий! царь говорит: сойди. С точки зрения Охозии, пророчество Илии являлось вмешательством в дела государства, и поэтому пророк должен был держать ответ за свои слова лично перед царем. Поведение Охозии свидетельствует о том, что ему свойствен произвол, характерный для восточных тиранов. 1 если я человек Божий. Илия клянется, и правдивость его клятвы немедленно подтверждается грозным знамением (см. ком. к 3Цар. 1,17 ). По убеждению пророка, цари должны подчиняться требованиям закона наравне со своими подданными ( Втор. 17,18–20 ; 1Цар. 12,14.15 ; 3Цар. 2,2–4 ). 1 воцарился Иорам. Иорам, как и Охозия, был сыном Ахава (3,1; 3Цар. 22,51 ). Его не следует путать с Иорамом, сыном и наследником Иосафата (см. 8,16.25), который примерно в то же время правил в Иудее. 1 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . Глава 2 2 Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо. В Библии только два праведника, Илия и Енох ( Быт. 5,24 ), не умерли на земле, а были вознесены Господом на небеса. Илия с Елисеем. См. ком. к 3Цар. 17,1 . из Галгала. Город в долине реки Иордан, немного севернее Иерихона. 2 Вефиль. См. ком. к З Цар. 12,29. 2 ударил ею по воде. Илия так же, как до него Моисей и Иисус Навин, по воле Господа раздвигает воду, чтобы Божий избранники могли продолжить свой путь посуху ( Исх. 14,13–31 ; Нав. 3,1–17 ). 2 дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. В Израиле лишь старший сын получал двойную долю в наследстве ( Быт. 25,31 ; Втор. 21,17 ; Лк. 15,12 ). Просьба Елисея, таким образом, была крайне дерзкой (ст. 1). 2 трудного ты просишь. Не от Илии, а только от Господа зависело, будет ли исполнена необычная просьба Елисея. 2 колесница огненная и кони огненные. Небесные слуги Господа вознесли пророка Илию «в вихре на небо». В рассказе о служении Илии огонь фигурирует несколько раз, символизируя всеохватывающее могущество Божие (1,10.12.14; З Цар. 18,38; ср. З Цар. 19,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

16 марта 1997 г. конференция СПБ приняла резолюцию, в которой была выражена обеспокоенность Баламандским соглашением, резко противоречащим традиционному святоотеческому отношению к католицизму. В 1997 г. в связи с 70-летием Декларации митрополита Сергия СПБ принял Заявление о небезупречности с богословской точки зрения данной Декларации. Во многом она имела для церковной жизни неблагоприятные последствия. Это выразилось «в значительной потере свободы внутрицерковной жизни, в позиции компромиссов и угодничества, в допущении вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви, вплоть до регулирования кадровых вопросов». И далее: «Как члены Православной Церкви, несущие ответственность за всё, что в ней совершается, мы искренне раскаиваемся во всем том, что в Декларации и вообще в отношениях между Церковью и государством противоречит святоотеческому наследию и выступаем за то, чтобы церковно-государственные отношения строились в соответствии с церковными канонами». Десталинизация: как это было 9 ноября 1997 г. состоялся Крестный ход в Останкино под водительством протоиерея Александра Шаргунова с протестом против демонстрации на НТВ оскорбительного для христиан фильма Скорцезе «Последнее искушение Христа». Митинг собрал от 15 до 20 тысяч человек. Патриарх Алексий Второй призвал верующих к протесту. Поганый фильм был всё же прокручен олигархом Гусинским с благословения Ельцина, Лужкова и Старовойтовой. На НТВ мы подали в суд, но иск в секулярном государстве проиграли. В конце 1997 г., по окончании второго срока о. Кирилл не стал избираться, но остался духовником Союза. 28 марта 1999 г. на Берсеневке состоялся молебен за сербов и сербское воинство. 19 мая 1999 г. Произошло мироточение иконы Царя Николая Второго у часовни-памятника героям Плевны во время чтения Акафиста Царю-Мученику. 22 августа 2000 г. на ежегодной конференции СПБ председателем был избран глава Союза православных хоругвеносцев Л.Д.Симонович-Никшич. 24 февраля 2001 г. Патриарх Алексий Второй объявил по ТВ, что он отказался от ИНН. В это же время поступали сообщения о преследовании старцев, монахов и монахинь за отказ от ИНН. 12 марта 2001 г. православные провели мощное шествие в Москве с протестом против визита Папы Римского в Киев. 21 декабря 2001 г. в сильный мороз состоялось народное собрание на Театральной площади против антихристовой американоцентричной глобализации и против ИНН. После собрания делегация из 4 х чел. посетила Министерство по налогам и сборам на Неглинной улице и беседовала с помощниками министра Букаева. Те четко заявили, что «если бы ваши архиереи заняли железобетонную позицию, мы бы отступили». Но они сказали: «Дело ваше, как хотите…».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/14/ka...

3. Упоминаемый в святом Евангелии (Лк.3:1) сын Ирода I Филипп (от Клеопатры) правил северо-восточной частью Палестины: в Итурее и Трахонитской области. Он сильно отличался характером от своих братьев: был умерен и стремился к справедливости. Женат он был на своей внучатой племяннице Саломии, дочери Иродиады, которая плясала перед Иродом Антипой (Мф 14.6; Мр 6.22). 4. Чаще всего в Новом Завете (Мф.14:3,6; Мк. 6:14,16-18,20-22; 8:15; Лк. 3:1,19; 9.7,9; 13.31; 23:7,8,11,12,15; Деян. 13:1) упоминается Ирод Антипа (сын Ирода I от Малфаки), которому достались Перея и Галилея, где Иисус Христос прожил около 30 лет до начала Своего благовествования. Он воспитывался в Риме вместе со своим старшим братом Архелаем. В доме своего сводного брата (5.) Филиппа (не тетрарха, а другого сына Ирода I от Мариамны, который не получил никакого наследства и жил как частное лицо) он встретил золовку и племянницу Иродиаду, в которою страстно влюбился. Чтобы жениться на ней, он изгнал свою законную жену, дочь аравийского царя Ареты IV. За это и был обличаем св. Иоанном Крестителем, которого он обезглавил. Понтий Пилат посылал на суд к Ироду Антипе находившегося в узах Спасителя мира, желая снять с себя ответственность. Римский император Калигула сослал его по жалобе иудеев в Лион, где тот и умер. 6. Ирод Агриппа I , сын Аристовула, внук Ирода I. Правил Иудеей с 38 г. до 44 г. по Р.Х. Он преследовал Апостолов, убил св. апостола Иакова в последний год своего царствования и пытался умертвить и св. апостола Петра, но Господь этого не попустил (Деян. 12:2-11). Ирод Агриппа умер, пораженный Ангелом Господним (Деян. 12:23). 7. Ирод Агриппа II , сын Ирода Агриппы I, правнук Ирода I. Правил Иудеей c 48 г. до 100 г. по Р.Х. Агриппа II упомянут вместе с сестрой Вереникой в связи с судом над св. апостолом Павлом. Об Ироде Агриппе II упоминает в «Деяниях Апостолов» св. евангелист Лука: 25:13,22-24,26; 26:1-2,7 и др. Со смертью Ирода Агриппы II династия, оставившая мрачную память в истории Палестины, исчезла.

http://pravoslavie.ru/6958.html

В глазах читателей Послания Иуды апостол Иаков и после своей смерти мог почитаться очень важным авторитетом, и его Послание, всегда читаемое в церковных или домашних собраниях, было постоянным напоминанием о нём. И потому апостол Иуда, зная такое уважение их к своему брату, упомянул в начале своего Послания его имя в доказательство своего единомыслия с ним. Так как апостол Пётр в своём втором Послании к тем же лицам, к которым писал и Иуда, почти буквально повторяет большую часть Послания Иуды, а 2-е Послание апостола Петра написано им незадолго до своей смерти, в 65-м или 66-м году, то можно полагать, что Послание Иуды появилось между 63-м годом – после смерти апостол Иакова – и 65-м годом, прежде написания 2-го Послания апостола Петра. Общий очерк содержания. Послание Иуды, как он сам объявляет, есть не что иное, как увещание подвизаться за веру. Приветствуя христиан, как раб Иисуса Христа и как брат Иакова, апостол говорит, что он, заботясь об общем спасении, почёл нужным написать это увещание, потому что вкрались лжеучители, обращающие благодать Божию в повод к распутству ( Иуд.1:1–4 ). Угрожая им судом Божиим, апостол указывает на евреев , избавленных из Египта, но за неверие истреблённых в пустыне; на ангелов , не сохранивших своего начальства и соблюдаемых в вечных узах; на Содом и Гоморру , за блуд подвергшихся вечному огню. С этими мечтателями будет то же за их плотскую нечистоту, за отвержение властей и злословие ( Иуд.1:5–8 ). Как они дерзки, можно видеть из сравнения с тем, что Архангел Михаил, споря о теле Моисеевом с диаволом, не укорял его, а только остановил его именем Господним; они же злословят всех и хуже животных растлевают себя. Их ждёт горе Каина, Валаама, Корея ( Иуд.1:9–11 ). Служа соблазном для других, они подобны безводным облакам, бесплодным деревьям, лишённым даже листьев, пенящимся волнам и блуждающим звездам. Енох предсказывал им суд, и Господь совершит оный над ними во всех делах и словах их ( Иуд.1:12–15 ). При виде этих людей, ничем не довольных и поступающих по своим похотям, верующие должны припомнить предсказанное апостолами о появлении их и, зная, что они удаляются единства веры, сами должны стоять в вере и сохранять себя в любви Божией ( Иуд.1:16–20 ); а тех, которые увлечены лжеучителями, возвращать к вере духом милости ( Иуд.1:21–23 ). В завершение апостол воссылает славу Богу, Который один может соблюсти их от падения и сохранить непорочными ( Иуд.1:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Верный своему призванию, ревностно преданный своему служению и мощный силою Духа Божия, пророк Исаия зорко следил за поведением народа и представителей его, твердо и решительно определял заблуждения и пороки современников, дерзновенно и вместе с сердечным сокрушением обличал всех без различия и пристрастия – как царей, князей, священников, так и весь «народ земли»; в тоже время благостно призывал грешных к раскаянию, непокорных осуждал на истребление, а верных Богу призывал к участию в обетованном наследии благ не только временных, но и вечных – в будущем благодатном всемирном царстве Христа–Искупителя 4 . Обличение и угрозы, увещание и утешение, проникнутые искренним личным сочувствием, попеременно одушевляют каждое слово глубоко–сосредоточенного и высоко–созерцательного пророка; а точные и ясные понятия его, в возможном совершенстве соответствующие возвышенным предметам боговдохновенных видений, нередко изложенные в художественной форме (поэтического диалога), делают каждую речь пророка сильною, ясною, живою, торжественною. Так, облеченный силою Святого Духа, с высоким достоинством истинного посланника Божия и с ревностью преданнейшего раба Иеговы, Исаия открывает суд Божий над неверным Богу народом иудейским. 2. Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. (Слыши, небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася мене). Некогда Моисей пред небом и землей заклинал народ еврейский быть твердым в завете с Богом и хранить Его закон. Прошли века по смерти Моисея, народ не остался верен клятве, данной своему великому вождю. Небо и земля были свидетелями как бесчисленных благодеяний Божиих, так и многократных отступлений от Бога избранного Им народа. Это предвидел и предрек Моисей ( Втор.29:9–19; 30:19–20; 31:12–13,16,20,26–29 ). И вот великий пророк Божий Исаия свидетельствует, что оправдалось предсказание Моисея во всей полноте: народ еврейский совершенно отверг закон своего Бога и разрушил завет с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Возможность такого возрастания и прощения грехов по смерти ясно видна из слов Спасителя: «всякий грех и хула простятся человекам... если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф.12:31–32 ); если бы по смерти вообще невозможно было бы прощение грехов, то Господь не сказал бы, что в будущем веке не простится хула на Духа Святого. Молясь перед Своею крестной смертью об учениках, Господь просил Отца даровать им и вечное блаженство: «Отче!.. хочу, чтобы там, где Я и они были со Мною, да видят славу Мою...» ( Ин.17:24 ). Апостол Павел просил Господа оказать милость Онисифору по смерти его: «да даст Господь обрести милость у Господа в оный день» ( 2Тим.1:18 ), то есть в день Страшного Суда. Апостол Петр, говоря о проповеди Господа «находящимся в темнице духам... некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению», замечает, что «и мертвым было благовествуемо» ( 1Пет.3:19:20; 4:6 ). Если бы в загробной жизни не существовало духовное возрастание и прощение грехов, то не нужно было бы и благовествование. В Священном Писании есть немало и прямых указаний на молитвенное поминовение умерших и на милостыню за них. Так в ветхозаветной Церкви во все времена существовал обычай преломлять по умершим хлебы и раздавать их при гробах неимущим ( Втор.26:14 ; Иер.16:7 ), налагать на себя пост по случаю кончины близких ( 1Цар.31:13 ; 2Цар.1:12 ); книга Судей израилевых указывает, что поминовение умерших было обычаем в Израиле ( Суд.11:40 ) – все это делалось с целью испросить умершим прощение их грехов. О милостыне в память умерших говорится и в книге Руфь: «Благословен он (Вооз) от Господа за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых» ( Руф.2:20 ), Иисус сын Сирахов поучает: «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» ( Сир.7:36 ). Пророк Варух свидетельствует, что израильтяне обращались к Богу со следующей молитвой: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитвы умерших Израиля и сынов их... Не вспоминай неправд отцов наших..» ( Вар.3:4–5 ). Иуда Макковей, увидев, что у всех павших в сражении воинов под хитонами были «посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям», обратился к Богу с молитвой: «да будет совершенно изглажен содеянный (павшими воинами) грех» и «принес за умерших умилостивительную жертву» ( 2Мак.12:39–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010