Согласно святому Афанасию Великому, все «очертания, признаки и приметы материального тела, благодаря которым мы здесь узнаем друг друга, там упразднятся. После Воскресения мертвых «всякий человеческий образ будет подобен образу Адама обликом, размерами, строением». А по поводу слов Господа, сказавшего саддукеям: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22, 30), святой отец говорит: «Как Ангелы имеют один образ и облик», так, мы веруем, произойдет и с нашей собственной природой в воскресении «через нетление» (Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 23//ΒΕΠΕΣ. 35, 106–107). 1255 Преп. Иоанн Дамаскин. Об усопших в вере. Ст. 29–31//PG. 95, 276 А–277 А. 1256 Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45. Ст. 10//Творения. ТСЛ. 1993. T. 1. С. 419. 1257 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие св. Апостола Иоанна Богослова. Беседа 44. Ст. 2. M., 1993. С. 291. 1258 Свт. Григорий Палама. Против Акиндина. Кн. 2. Гл. 15. Ст. 69. 1259 Γ. Μαντζαριδου. Μθεξις Θεου. Θεσσαλ., 1979. Σ. 248. 1260 Еретическое учение о наступлении земного тысячелетнего царства Христова, основывающееся на ложном толковании слов Апокалипсиса. Эта ересь, особенно распространенная во II b. в малоазийских церквах, в настоящее время вновь возникла в некоторых сектах. 1261 Человек имеет начало, но продолжит жить вечно в нескончаемой вечности. Святой Максим Исповедник замечает, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. ««По образу» — как сущий [образ] Сущего и как присносущий [образ] Присносущего: хотя он и не безначален, но зато бесконечен. «По подобию» — как благой, [подобие] Благого и, как премудрый [подобие] Премудрого, будучи по благодати тем, чем [Бог является] по природе». (Преп. Максим Исповедник. Главы о любви. Сотница 3, 25). 1262 Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 69//Творения. ТСЛ, 1993. Т. 2. С. 201–202. 1263 Свт. Кирилл Александрийский. Беседа 14. Об исходе души и Втором Пришествии//PG. 77, 1089. 1264 Свт. Иоанн Златоуст. На Евангелие от Матфея беседа 76. Ст. 3//ПСТ. Т. 7. Кн. 2. С. 766. 1265

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Советские люди во французском движении Сопротивления. М., 1972. С. 270–271; Его же. Мать Мария (Скобцова) (К 25-летию со дня кончины) И ЖМП. 1970. С. 39. 204 Протоиерей Сергий (Гаккель). Мать Мария (1891–1945). С. 169–171; Мать Мария. Стихотворения, поэмы, мистерии. Воспоминания об аресте и лагере в Равенсбрюке. Париж, 1947. С. 151–152. 221 Кривошеина К. «...и вот я умерла». Жизнь и судьба матери Марии (Скобцовой)//Новый журнал. Нью-Йорк. 2008. Кн. 253. С. 367. 224 Оболенская-Флам Л. Из истории русского Сопротивления//Новый журнал. Нью-Йорк. 2008. Кн. 253. С. 347. 228 См.: Скобцова Е.Ю. Жатва Духа. Париж, 1927; Скобцова Е.Ю. А. Хомяков. Париж, 1929; Скобцова Е.Ю. В. Соловьев. Париж, 1929; Скобцова Е.Ю. Достоевский и современность. Париж, 1929; Монахиня Мария (Скобцова). Стихотворения, поэмы, мистерии. Париж, 1947; Монахиня Мария (Скобцова). Стихи. Париж, 1949; Мать Мария (Скобцова). Воспоминания, статьи, очерки. В 2 т. Париж, 1992; Мать Мария (Скобцова). Стихи. М., 1994; Мать Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни. М., 2001; Мать Мария (Елизавета Кузьмина-Караваева). Жатва духа: Религиозно-философские сочинения/Сост. А.Н. Шустов; вступ. ст. Г. Беневича. СПб., 2004. 232 Протоиерей Олег (Болдырев). Моя биография и воспоминания/Публ. Д. Поспеловского И Церковно-исторический вестник. 1999. 4–5. С. 190–191. 233 Якунин В.Н. Положение и деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Самара, 2001. С. 246, 248. 234 Протоиерей Сергий (Гаккель). Мать Мария (1891–1945). С. 157–158, 174; Нивъер А. Указ. соч. С. 207. 243 Мать Мария. Размышления о судьбах Европы и Азии/Мать Мария. Е. Кузьмина–Караваева И Жатва Духа. СПб., 2004. С. 496. 248 Афанасий (Нечаев Анатолий Иванович), архимандрит. Родился 31 апреля 1886 г. в Пензенской губернии в крестьянской семье. Окончил Духовное училище и Пензенскую Духовную семинарию, до революции работал железнодорожником. В мае 1923 г. выехал из Советской России в Финляндию, работал в Армии Спасения, поселился в Париже и в 1925 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

181-182 182-213 ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили с 1 июля 1867 по 1917 г.; с июля 1917 г. издавались под названием «Голос православной Бессарабской Церкви» 213-215 215-216 КИШКА Лев (мирское имя Лука; ок. 1668 - 1728), греко-католич. митр. Киевский, Галицкий и всея Руси 216-219 КЛАВДИАН мч. Никомидийский (пам. зап. 6 марта) - см. в ст. Виктор, Викторин, Клавдиан и Васса, мученики Никомидийские КЛАВДИАН мч. Памфилийский (пам. 3 февр.; пам. визант. и зап. 5 апр.) - см. Папий, Диодор, Конон и Клавдиан, мученики Памфилийские 219-220 220-221 222-223 223-224 224-229 КЛАВДИЙ (I) (Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик) (10 г. до Р. Х. - 54 г. по Р. Х.), рим. император (с 26 янв. 41), ученый 229-234 234-235 КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) 235-236 КЛАВДИЙ ЛИСИЙ упомянутый в кн. Деяния св. апостолов рим. военачальник, к-рый спас ап. Павла от гнева рассерженной толпы иудеев во время проповеди в Иерусалиме (Деян 21-23) 236-237 237-244 244-247 247-248 КЛАВДИЯ мц. Амисийская (пам. 20 марта) - см. в ст. Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия, мученицы Амисийские КЛАМАНЖ [Клеманж; наст. имя - Пуайевилен] Никола де (1363 или 1364 - 1437), франц. церковный деятель эпохи схизмы в католической Церкви, католич. теолог 248-250 КЛАПАРЕД Давид (1727-1801), швейцар. религ. писатель, богослов, полемист; представитель реформатства, кальвинист. пастор 250-252 252-256 256-258 КЛАР († 396/7), мон., ученик св. Мартина, еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), св. (пам. зап. 8 нояб.) 258-260 КЛАРА АССИЗСКАЯ (1193 или 1194 - 1253, мон-рь Сан-Дамиано, близ Ассизи), св. католической Церкви (пам. 11 авг.), сподвижница католического св. Франциска Ассизского, основательница женского ордена кларисс 260-265 КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ (Двенадцать пустыней Кларджети) комплекс древних мон-рей, большинство из которых были основаны прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и его учениками

http://pravenc.ru/vol/xxxv.html

Эти композиции воспроизведены во мн. росписях храмов Тверской епархии 2-й пол. XIX - нач. XX в., а также на нек-рых иконах (ср. образ, соединяющий элементы обеих сцен: Павлюченкова Э. Г. Лики и лица: История одной коллекции. Иркутск, 2009. Ил. б. н. ). В описи тверского собора 1855 г. упоминается довольно много разновременных образов М. Я. ( Салимов. 2008. С. 236, 239, 241, 244, 245, 246, 247, 248-249). Кроме единичных древних произведений (напр., существовавшего в то время шитого сударя XVII в., на к-ром князь был представлен в молении Христу в типе «Спас Смоленский», образа М. Я. и кнг. Ксении и, вероятно, иконы М. Я. высотой 1 аршин 14 вершков) и настолпных картин в храме находились запрестольный крест с иконописным изображением святого, икона М. Я. и свт. Арсения «живописной работы» в местном ряду иконостаса, поставленный перед ней малый иконописный образ тех же святых, «живописный» образ М. Я., св. Александра Невского, ап. Павла и равноап. Марии Магдалины (совпадение имен святых с именами императоров Павла I, Александра I и имп. Марии Феодоровны позволяет связывать это произведение с заказом вел. кнж. Екатерины Павловны во время ее пребывания в Твери) и др. произведения, в т. ч. рака 1747-1748 гг. и ковчег с частицей мощей М. Я. и его образом на крышке (он был обложен «тонким басебным серебром», из чего можно заключить, что это было произведение XVII в.). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. Кон. XIX в. (ц. св. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. Кон. XIX в. (ц. св. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Многочисленные иконы М. Я., созданные преимущественно в XVIII-XIX вв., в XIX - нач. XX в. находились в храмах Твери, в т. ч. в тех церквах, которые имели посвященные князю придельные престолы (в Знаменской ц. в 1854-1856 был устроен придел во имя М. Я. и св. Александра Невского; в ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ямской слободе, как считалось, стоявшей на месте встречи мощей князя, придел во имя М. Я. появился в 60-х гг. XVIII в.). Известны достаточно многочисленные образы М. Я. и свт. Арсения; один из них (икона в ц. прп. Сергия Радонежского) имел клейма со сценами из Жития свт. Арсения и убиения М. Я. Некоторые из упомянутых в дореволюционных изданиях произведений создавались (или приписывались) известными тверскими иконописцами, напр., С. Ф. Пешехоновым и его внуком, владельцем с.-петербургской мастерской В. М. Пешехоновым ( Некрасов В. И., свящ. Тверские иконописцы XIX ст. и кон. XVIII. Тверь, 1905. С. 7-8, 9; [ Димитрий (Самбикин), архиеп.] Храмовые празднества в г. Твери. Тверь, 1903. Вып. 1. С. 3, 7, 14, 15, 16, 17, 36, 42, 89, 106, 107; 1904. Вып. 2. С. 17, 18, 36, 85). Подобные иконы, как храмовые, так и личные, широко бытовали в пределах Тверской епархии.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Нет у св. отцов такого толкования Премудрости Божией и в отношении к кн. Премудрости Иисуса сына Сирахова. В книге проф. А. Олесницкого : «Руководственные о св. Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений св. отцов и учителей Церкви» на основании Афанасиева синопсиса дается краткое обозрение данной неканонической книги. И мы не видим здесь даже намека на ту Премудрость, о которой учит о. Булгаков 247 . В «Толковой Библии» мы также не находим учения о той премудрости, о которой говорит прот. Булгаков. Здесь, при толковании кн. Премудрости Иисуса сына Сирахова, говорится только о Премудрости Божественной Ипостасной в ее проявлениях в мире и человеке и о богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека. Имея в виду слова 4-го стиха 1-й главы из кн. Премудрости Иисуса сына Сирахова: Прежде всех создася Премудрость и разум мудрости от века, а также слова 9–10 стихов той же главы: И излия ю на вся дела Своя: со всякою плотию по даянию Своему, и дарова ю любящим Его, «Толковая Библия » приводит такое толкование: «В противоположность творению, получившему свое бытие во времени, – Премудрость Господня, создавшая мир, изначальна и пребывает во веки. Если все вообще творение свидетельствует о Премудрости Своего Творца, то тем более свидетельствует о ней разумный человек, любящий Своего Создатель и стремящийся в своей жизни уподобиться Ему» 248 . Аналогичными словами к стиху 4-му 1-й главы являются слова 10-го стиха 24-ой главы, где говорится о Премудрости Божией: Прежде века из начала созда Мя, и даже до века не оскудею. В силу этой параллели и толкование означенного текста «Толковою Библиею» является аналогичным ее толкованию 4-го ст. 1-й гл., т.е. здесь истолковывается Премудрость Божия в смысле Премудрости Ипостасной 249 . Такое же учение о Премудрости Божией мы находим и в другой неканонической книге: «Премудрости Соломоновой». В той же книге проф. Олесницкого на основании синопсисов св. Иоанна Златоуста и Афанасия Великого при обозрении кн. Премудрости Соломона мы находим, между прочим, такие слова: «Книга сия, – говорится здесь, – называется Премудростью Соломоновою, потому что она, говорят, написана Соломоном. В ней содержится учение о правде и о свойствах злых людей и добрых, а также учение о Христе. Говорится о Премудрости – Сыне Божием и о том, как Слово стало плотию и обитало с нами. И Аз, говорит Он, стал подобострастен вам, став человеком по воле Божией, и вскормлен с прилежанием ( Прем. 7:1–4 ) 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Древнейшая из этих обителей основана в сер. XIV в. кнг. нижегородской св. Василисой (Вассой)-Анастасией (см. ст. Феодора прп., кнг. Нижегородская), супругой блгв. кн. нижегородского Андрея Константиновича , и посвящена Зачатию Пресв. Богородицы прав. Анной. Самые ранние сведения о мон-ре сохранились в памятниках, отражающих митрополичье летописание нач. XV в.,- Рогожском летописце и Симеоновской летописи - и имелись в утраченной в 1812 г. Троицкой летописи, о чем можно судить по выписке, сделанной Н. М. Карамзиным . Под 1378 г. в летописях сообщалось о преставлении кнг. Василисы, которая «положена бысть в монастыри святаго Зачатиа, еже сама создала». Далее содержалось важное хронологическое указание: кнг. Василиса обитель «сама создала при князи своем», т. е. еще при жизни супруга. Известна дата преставления кн. Андрея Константиновича - 2 июня 1365 г., поэтому мон-рь к этому времени уже существовал. При жизни кнг. Василисы «мнози болярыни, жены и вдовици и девици мнози постригошася у нее, яко бысть их числом и до 90, и вси общее житие живяху» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 132-133; Т. 18. С. 125-126; Присёлков. 1950. С. 414-415; Карамзин. ИГР. Т. 5. С. 225-226). Первоначальный текст о мон-ре кнг. Василисы был несколько видоизменен и сокращен при включении в более поздние летописные своды XVI-XVII вв.- Никоновскую летопись, Степенную книгу и Нижегородский летописец. В этих источниках указано др. число насельниц при кнг. Василисе - не 90, а 110. Иногда указывалось, что в обители проживали 160 сестер, что не подкреплялось документальными данными (ИРИ. Ч. 6. С. 1001; Ратшин. Монастыри. С. 364; СИСПРЦ. С. 242; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 98; Описание о российских святых. С. 248). Кроме того, в поздних источниках опущено указание на создание обители еще при кн. Андрее Константиновиче (ПСРЛ. Т. 11. С. 41-42; Степенная книга. 2008. С. 45; Гациский. 1866. С. 19, 20). Последнее обстоятельство породило у нек-рых историков, знакомых только с таким вариантом летописного текста, неверное представление о том, что обитель основана ок. 1369 г., т. е. через 4 года после кончины кн. Андрея ( Ратшин. Монастыри. С. 364; Гациский. 1866. С. 55).

http://pravenc.ru/text/2565212.html

РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 10902, л. 2 об., 8. ГА РФ, ф. А–353, оп. 6, д. 66, л. 2. Там же, оп. 3, д. 742, л. 9–11; д. 766, л. 201–201 об.; оп. 4, д. 379, л. 30–30 об.; оп. 5, д. 230, л. 12; д. 240, л. 481, 491 и др. Ориентировочно с января 1921 г. по январь 1922 г. (Там же, оп. 3, д. 766, л. 276; оп. 5, д. 240, л. 663). Отделение Церкви от государства…С. 525, 229–230, 231–239, 239–240, 241–243, 244–248, 248–249, 253–258; Конфессиональная политика советского правительства. 1917–1991 гг.: Документы и материалы. Т. 1: 1917–1924 гг. Кн. 3: Народные комиссариаты СНК РСФСР (1917–1924) и СНК СССР (1922–1924): проведение в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»/Отв. сост. М. И. Одинцов. М., 2017. С. 170–171, 171–180, 180–182, 182–185, 186–190, 191–196; «Церковь отделяется от государства». Доклады эксперта Наркомюста М. В. Галкина. 1918 г./Публ. М. И. Одинцова//Исторический архив. 1993. 6. С. 162–170, 136–138, 139–142, 143–147. 24 августа 1918 г. была принята, а 30 августа опубликована специальная Инструкция Наркомюста РСФСР «О порядке проведения в жизнь Декрета об отделении…». Инструкция еще более (по сравнению с текстом декрета) усиливала ограничительно-запретительную направленность правовых норм, создавая значительные трудности на пути осуществления либо практически делая невозможным для религиозных объединений ведение благотворительной, просветительно-педагогической, миссионерской деятельности. Действие Инструкции распространялось на все вероисповедания (Известия ВЦИК. 1918. 30 августа; Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1918. 62. Ст. 685; ГА РФ, ф. Р–1235, оп. 35, д. 8, л. 38–39). ГА РФ, ф. А–353, оп. 2, д. 691, л. 254; Революция и церковь. 1919. 6–8. С. 84. Рогозный П. Г.Духовенство против Церкви в 1917–1918 гг. … С. 389. Николай Кириллович Чуков (1870 – 1955 гг.), с февраля 1911 по 1918 г. ректор Олонецкой духовной семинарии. В 1918 г. после двух арестов вынужден был покинуть Петрозаводск и переехать в Петроград.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Известны многочисленные случаи сопротивления православных униат. иерархии (в Новогрудке - митр. Михаилу (Рагозе), в Вильно - митр. Ипатию (Потею)). Киевская часть митрополичьей епархии осталась православной, за исключением Софийского собора и Выдубицкого мон-ря в Киеве, перешедших под управление наместника униат. митрополита; униат. митрополиты завладели частью имений Софийского собора. Арх.: Архив СПбФИИ РАН. Ф. 52. Оп. 1. Д. 51. Л. 1; Lietuvos moksl akademijos Vrublevski biblioteka. F. 264. N 1102; F. 21. N 1114, 1618; LVIA. F. 634. Op. 3. N 382. L. 21, 22-27; F. 597. Op. 2. N 77. L. 27; F. 1135. Op. 20. N 1. L. 1-2. Ист.: Собрание древних грамот и актов городов Вильны, Ковна, Трок, правосл. мон-рей, церквей, и по разным предметам. Вильно, 1843. Ч. 1. 1-12. С. 1-26; [Деяния Виленского Собора 1509 г.]//Памятники полемической лит-ры в Зап. Руси. СПб., 1878. Кн. 1. Стб. 6-18. (РИБ; 4); АСЗР. Т. 6. 4. С. 7-10; 26. С. 39; АЗР. Т. 1. 152. С. 175; Т. 2. 219. С. 384-385; АВАК. Т. 1. 10. С. 39-41; yhiяцkix Дакументы да ricmopыi Царквы Бeлapyci XV-XIX ст. у фондзе «Канцылярыя мimpanaлima rpэka-yhiяцkix у Pacii»: Дebeдhik. Mihck; Полацк, 1999. С. 10-24; Lietuvos Metrika. Vilnius, 2001. Kn. 12 (1522-1529). 70. S. 159-160; 164. S. 211-212; 2002. Kn. 9 (1511-1518). 690. S. 370; 692. S. 371; 2007. Kn. 6 (1494-1506). 248. S. 169-170; Метрыка Bялikara Княства Mihck, 2008. Кн. 30 (1480-1546). 149. С. 220; Кн. 70 (1582-1585). 122. С. 190-192; Тимошенко Л. В. Берестейська yhiя 1596 р. Дрогобич, 2004. Документи. 3. С. 148; 4. С. 151; 6. С. 162; Додатки. С. 180. Лит.: Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. 2 т.; Чистович И. А. Очерки истории Западнорус. Церкви. СПб., 1882. Ч. 1. С. 146-160; Рыбинский В. П. Киевская митрополичья кафедра с пол. XIII до кон. XVI в. К., 1891; Ситкевич А. И., свящ. Западнорус. крылос и его судьба в униатской Церкви до пол. XVIII в. Гродно, 1903. С. 7, 14–17, 20; Владимирский-Буданов М. Церковные имущества в Юго-Зап. России XVI в.//АрхЮЗР. Ч. 8. Т. 4. С. 144–147, 154; Chodynicki K.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Житие протопопа Аввакума ; Житие инока Епифания ; Житие боярыни Морозовой. – СПб. : Глаголъ, 1994. - С. 123 Житие о подвизи блаженного инока Кирилла перваго Выгорецкаго пустынножителя, создавшего прежде обители при реце Суне на острову Виданском во Олонецких пределех.  [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – [М.]. – Режим доступа:  http://starover.boom.ru , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (нет). – (Дата обращения: 25.11.2007). Кортава Т.В. Словесная школа Выговской пустыни как отражение языковых и культурных традиций допетровского времени. [Электронный ресурс]/  Т. В. Кортава. – Электрон. ст. – [Самара]. – Режим доступа: http://samstar-biblio.ucoz.ru , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. (Т. В. Кортава Текст. Структура и семантика. Т.1. – М., 2001. – с. 240-248). – (Дата обращения: 31.03.2009). Житие о подвизи блаженного инока Кирилла перваго Выгорецкаго Камкин А.В. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. – Вологда: Вологодский государственный педагогический институт, 1992. – С. 54 Майнов, В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. - Изд.2-е, знач.доп.авт. - СПб.: Изд.ред.журн. " Знание " , 1877. – С. 314 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни: Издана по рукописи Ивана Филиппова. С соблюдением его правописания, одиннадцатью портретами знаменитых старообрядцев и двумя видами Выгов.муж.и жен.общежительных монастырей. - СПб.: Изд.Д.Е.Кожанчикова, 1862. – С. 38 Поморцев Ф.Ф Палеостров. Крест, поставленный старообрядцами, хотели снести … но передумали. – [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – [М.]. – Режим доступа:  http://pomorian.narod.ru/module6/module203.htm , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (нет). – (Дата обращения: 12.12.2009). Макарий (еп. Винницкий). История русского раскола, известного под именем старообрядства. – [Электронный ресурс]. – Электрон. кн. – [М.]. – Режим доступа: http: , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (История русского раскола, известного под именем старообрядства. – СПб.: в типографии Королева и комп., 1855). – (Дата обращения: 03.03.2010). – С. 252

http://bogoslov.ru/article/4647105

990 Ист. Иоанна стр. 118. Говоря так определенно об этом деле, Курбский, конечно, имел в виду неизвестную ныне летопись. 996 Никон. лет. 3, 108. Карам. 4. пр. Сказ. о хождении св. Петра в орду у Толстого 2, 341, нап. р. Григорьева о достоверности ханских ярлыков, стр. 111. М. 1842. 997 Ярлык дан «в заячий год», иначе в 1315 г. (Григорьев стр. 92. 93. 118). И в том же году кн. Михаил возвратился из орды. Никон. лет. 3, 110. 108. 998 Следует перечень татарских чиновников: «князьям великим, средним и нижним, сильным воеводам и вельможам, князьям удельным, дорогам славным, полковым князьям, высоким и низшим, книжникам, уставщикам, учительным вестникам народам, сборщикам, баскакам, послах наших, гонцам, даньщикам, писцам, проезжающим послам, ловцам нашим, сокольникам, пардусникам я всем людям нашим царства, высоким и низким, малым и великим, по всем нашим странам и улусам, где владеет наша власть и наше слово». – Значение этих названий чиновничества монгольского объяснено Беляевых в архиве истор. юрид. Калачове. М. 1850 г. 999 Лучшее издание ярлыка у Григорьева, стр. 112–118. М. 1842 г. У Карамзина 4. пр. 248, издание с ошибками. 1000 Пишут: (декабрь 148): «не достойно ли внимания, какое благоволение к св. церкви внушил Господь в сердце язычника»? Узбек же был язычником, – он был магометанин и даже фанатик магометанства. Каков он был сам по себе для христиан, видно по истории св. кн. Михаила тверского. См. ноября 22 ч. ярлык его, по его же словам, – подражание примеру прежних ханов, иначе невольное повиновение ясе Чангиса, государственному закону монголов. На основаниях этого закона обещана была покорность России монголам при Батые, и преемники Батыя не могли отступить от того. Г. Костомаров (сев. рус. народопр. 2:268) изволит хлопоты святителя, вынужденные необходимостью и благодетельные для тысячей бедных земледельцев, называть «испрашиванием милостей и покровительства сильных нехристей». – Легкомыслие! 1005 Ни у Прохора, ни у Киприана не показан год, когда происходил суд над Сеитом. Татищев (ист. кн. 4. ст. 95) рассказывает об этом под 1313 г. Но в этом году святитель не имел времени разбирать такое важное дело, каково дело Сеита: он ходил тогда в орду. По известью Татищева святителю помог низложить новгородского протопопа кн. Иван Данилович Калита. По летописям (Карамз. 4, пр. 228). Калита был в Новгороде с войском в начале 1319 г. По соображению этих обстоятельств надобно положить, что Сеит и возбужденное им волнение новгородское утешаемы были в 1319 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010