В «Страннике» же, о. А. А. Лебедев начал сотрудничать вскоре по окончании академического курса и по переселении в Петербург, помещены были следующие статьи его: 1. «Разговор священника с доктором о чудесах» («Странник», 1860 г. октябрь); 2. «Неразумная веселость» (там же, 1863 г., апрель); 3. «Собеседование верующего с неверующими» (1864 г., июль): 4., «Наказанное самохвальство» (1864 г. ноябрь); 5., «О евангельских мытарях» (--1865 г., февраль); 6., «О чудесном нетлении св. мощей в отличие от случаев естественного нетления в природе» (1866 г., июнь), и нек. др. Что касается «Жизни Святителя Тихона», то этот труд почившего о. протоиерея, несмотря на то, что во время выхода в свет первого издания (в 1865 г.), под живым впечатлением только что совершившегося пред тем открытия св. мощей святителя, появилось не мало сочинений разных писателей о семь последнем, а равно и не смотря на то, что при втором издании его (СПб. 1890) 8 А. А. Лебедев ограничился лишь небольшими исправлениями выражений, опущением повторений, более внимательной корректурой и переменой приложенного к книге портрета святителя на лучший, снятый с портрета имеющегося в Киевской Лавре, нисколько не потерял своего, обще-назидательного и для нашего времени, и весьма важного в литературном отношении значения в ряду других подобных трудов. Он представляет в себе; описание жизни, обзор писавшего святителя с характеристикою их и историю его прославления и открытие св. мощей с заключительным назидательным выводом из всего жизнеописания. Изложение живое и общепонятное. К числу трудов учебно-воспитательного характера можно отнести по преимуществу два следующих, отдельно изданных: 1., Изложение православной Христовой веры в беседах, по руководству писаний святителя Тихона и приспособительство к общенародному разумению. СПб. 1866. Этот труд есть, очевидно, плод усердного и внимательного изучения творений святителя Тихона. которое было предметом занятий А. А. Лебедева предварительно издания жизнеописания сего святителя 9 2., Очерк истории христианской церкви применительно к новой гимнастической программе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Кроме того, все чаще в современной жизни мы лишаем себя спокойствия духа и, так сказать, отравляем свое существование крайнею озабоченностью внешним благосостоянием, и отсюда – паникой. Мы боимся ныне всевозможных бедствий. Есть такие, которые приходят в дрожь от каждой грозы, от каждой пожарной тревоги, от каждого малого стука ночью, так что и не спят. Другие напрасно подозревают в себе болезнь, от которой будто бы будет им мгновенная смерть; некоторые, находясь в многолюдном собрании, каждый раз представляют себе, что вот тут случится пожар или обрушится потолок, а в безлюдном месте опять боятся остаться одни, не смеют и пройти безлюдным местом. А как много ныне таких, которые при малейшем поводе выходят из себя, чуть не болеют, если не исполняется какое-нибудь их желание! Пугливость и нетерпеливость этого рода овладевают ныне даже целыми массами людей вроде какой-то эпидемии. Что же за причины чрезмерной боязливости нашей, и пред частыми и общими какими-либо бедами? Это именно – возбужденное состояние во всех, крайняя напряженность нервов, нервная слабость, а главное – упадок веры и страха Божия и отсюда отсутствие преданности воле Божией. Так и возрастает ныне число душевнобольных, которые все в высшей степени нервны, и овладевает многими отчаяние до самоубийства. Примечания: 1 Милонова лично знал настоятель Святогорской пустыни, архимандрит Герман, полагавший начало своей иноческой жизни в Глинской пустыни. Он пользовался доверием Милонова и всю историю его слышал от него лично. Со слов Германа и сообщаются здесь о нем верные сведения. 2 Событие это было рассказано самой дамой священнику, а им было напечатано в журнале «Странник» 1863 г. м. сентябрь. Имя, отчество и фамилия дамы в рассказе не указаны полностью, – указаны только три начальные буквы: А.Н.К. 3 «Странник», 1866. 4 «Душеполезное чтение», 1861. 5 «Душеполезное чтение», 1866, июль. 6 Случается иногда, что люди кончают с собою в расстройстве умственных способностей или в умопомешательстве. Хотя, по-видимому, самоубийство здесь является случайным, но без участия духа злобы и тут не обходится дело. Нужно думать, что предшествующая жизнь человека не была высока нравственно и давала доступ к нему диаволу, и если диавол по тем или другим причинам не успел привести человека к самоубийству в здравом его состоянии, то он нашел возможность сделать это в то время, когда тот впал в умопомешательство. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/grex-kotoryj-ne-budet-p...

959 Исследование o Страннической секте графа Стенбока т. V л. 1913 л. 1937 т. VIII л. 2794. Совершенно несправедливое по этому вопросу делают замечание: 1) уже цитованная нами рукопись библиотеки с. II. Б. Дух. Академия A 1/54, л. 12 об. и 2) г. Варадинов в своей истории Минист. Внутр. Дел, т. VIII, 535 стр., будто „Никто из Странников, кроме женщины с обрезанными ушами и выключенной „из стада“ ничего не обнаружил, никто не выдал своих пристанодержателей и наставников секты; никто не отступил от верований, принятых может быть сперва из выгод и из др. причин, потом отвердевших, как глубокое убеждение“. Против этого говорят сейчас приведенные слова самого сектатора; в другом месте о том же сектатор той же рукописи прибавляет: „а все пострадали смиренные от своих соплеменник“; мало того, из дел видно, что одних из этих агентов за свои услуги гр. Стенбоку получали смягчение наказания, а др., напр. Ив. Яковлев, по ходатайству графа, быть выкуплен на волю на высланные из Мин. Вв. Д. деньги. Дело о беглых, бродягах и пристанодерж. т. III. 559 об. и 1933. 962 Труды Ярославского Статист. комитета 1866 г. выпуск 1-й стр. 163. Русский Архив 1866 г. апрель стр. 605. 963 Эти книги прежде всего были отосланы на рассмотрение Ярост. Дух. Консистории, которая заключила, что 58 из них противны православию и некоторые даже вредны; 22 могут быть в употреблении, а из остальных одни не противны православию, другие могут быть в употреблении в единоверческой церкви. Журналы ком. по делам о вновь открытой раскольнической секте. Окт. 1853. г. л. 464. После по распоряжению министра Внутренних Дел, – книги вредные – доставлены в Министерство Внутренних Дел, а не вредные возвращены по принадлежности. Ibid. л. 465. 964 Этот Комитет помещался в С.-Петербургской Александро-Невской Лавре. В состав его тогда входили: С.-Петербургский митроп. Ника нор, Архиеписк. Григорий, Архиеп. Иннокентий, Генерал-адъютант гр. Орлов, Статс-Секретарь гр. Блудов, Генерал-адъютант гр. Протасов, т. сов. Гамалея, т. сов. Лекс, Генерал-адъютант гр. Киселев и Генерал-адъютант Бибиков 1-й. Архив министра Внутренних Дел. Журналы Секретн. Комитета, т. 33-й.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Евлампий (Пятницкий; 16 февр. 1834 - 22 июня 1840), Анатолий (Мартыновский; 4 авг. 1840 - 10 июня 1841), Мелхиседек (Золотницкий; 6 авг. 1841 - 24 сент. 1845), Иона (Капустин; 19 мая 1846 - 21 нояб. 1859), Ириней (Боголюбов; 17 янв.- 8 мая 1860), Варлаам (Денисов ; 21 авг. 1860 - 19 мая 1862), Митрофан (Винницкий; 28 мая 1862 - нояб. 1866), Вассиан (Чудновский; 21 нояб. 1866 - 9 сент. 1876), Варсонофий (Охотин ; 31 окт.- 19 нояб. 1876), Модест (Стрельбицкий ; 10 апр. 1877 - 9 дек. 1878), Вениамин (Смирнов ; 4 марта 1879 - 5 апр. 1882), Нафанаил (Леандров; 5 апр. 1882 - 29 янв. 1885). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 838, 867, 894; Оп. 439. Д. 181, 207, 474, 492; ГА Свердловской обл. Ф. 6. Оп. 4. Д. 268. Ист.: Указ Св. Синода от 31 янв. 1833 г. с инструкциею еп. Екатеринбургскому, вик. Пермскому//Пермские ЕВ. 1883. 9. Отд. офиц. С. 95-97; Варлаам (Денисов), архим. Преосв. Ириней, еп. Екатеринбургский//Странник. 1860. 9. С. 105-119; Преосв. Иона, бывший еп. Екатеринбургский//Пермские ЕВ. 1867. 4. Отд. неофиц. С. 64-71; Отъезд Преосв. Модеста из г. Екатеринбурга//Там же. 1879. 8. Отд. неофиц. С. 81-84; Положение о правах и обязанностях епископа - викария Пермского//Там же. 1880. 26. Отд. офиц. С. 255-258; Ярушин П., прот. Преосв. Вассиан, еп. Пермский и Верхотурский: (Некролог)//Там же. 1883. 4. Отд. неофиц. С. 27-37; Отъезд из Екатеринбурга Преосв. Анатолия, 2-го епископа Екатеринбургского, на Острожскую викарную кафедру//Екатеринбургские ЕВ. 1888. 4. Отд. неофиц. С. 75-77; Преосв. Нафанаил: (Некролог)//Там же. 1888. 1. Отд. офиц. С. 1-4; Памяти Преосв. Ионы, еп. Екатеринбургского, вик. Пермской епархии//Там же. 1889. 41. Отд. неофиц. С. 889-892; К биографиям Преосвященных Анатолия и Мелхиседека, епископов Екатеринбургских, викариев Пермских//Там же. Отд. неофиц. 1898. 10. С. 265-272; С[мородинцов Н.]. Мат-лы для истории церквей г. Екатеринбурга//Екатеринбургские ЕВ. 1901. Отд. неофиц. 7. С. 279-282; 9. С. 378-388; 1902. 5. С. 207-218; 6. С. 275-281; 7. С. 315-321; 8. С. 366-369; 9. С. 405-408; Мат-лы для истории Екатеринбургской епархии: Иона, еп. Екатеринбургский, вик. Пермской епархии, бывший на кафедре с 1849 по 1859 г. Екатеринбург, 1915.

http://pravenc.ru/text/189629.html

…в Берлине раз суд в пользу простого мельника против короля решил. — Подразумевается знаменитый исторический факт о конфликте между прусским королем Фридрихом Великим и владельцем мельницы в потсдамском парке. Фридрих Великий в середине XVIII века задумал строить в этом парке дворец Сан-Суси, но ему мешала расположенная там мельница. Мельник отказался ее снести, подал на короля в суд и выиграл процесс. Отсюда пошла французская поговорка: «Il у a encore des juges à Berlin» («Есть еще судьи в Берлине»). 197 ..привел… слова Тургенева, что «нашей русской сути из нас ничем не выкуришь» — неточная цитата из «Литературных и житейских воспоминаний» И. С. Тургенева. У Тургенева: «нашей, русской, сути из нас не вывести». 198 Он уж и сознался, что с тех пор, как окунулся в немецкое море, так своей сути и лишился. — Подразумевается следующее место из «Литературных и житейских воспоминаний» И. С. Тургенева: «Я бросился вниз головою в «немецкое море», долженствовавшее очистить и возродить меня, и когда я, наконец, вынырнул из его волн, — я все-таки очутился «западником», и остался им навсегда» (см. «Вместо вступления»). 199 …сам просит: «Виновных не щади!» — намек на неизвестное в печати стихотворение Н. А. Некрасова в честь палача польского восстания M. H. Муравьева, назначенного в апреле 1866 года следователем по каракозовскому делу. В связи с этим назначением ожидались массовые аресты среди демократической интеллигенции и усиление гонений на демократическую печать. Преподнося свой дифирамб Муравьеву, Некрасов стремился отвести удар от журнала «Современник», это была «жертва, принесенная Некрасовым чудовищу», ради спасения лучшего, передового журнала того времени (см. сборник «Шестидесятые годы», «Academia», 1933, стр. 462). Между тем современники склонны были расценивать этот поступок Некрасова как выражение его беспринципности, моральной нечистоплотности, находящейся в странном противоречии со всем его творчеством. Лесков цитирует стихотворение по пересказу газеты «Московские ведомости», в которой сообщалось: «Нам пишут из Петербурга, что в прошлую субботу тамошний Английский клуб избрал графа Муравьева в свои почетные члены, а в эту субботу, 16 апреля, граф присутствовал там на обеде. Пили его здоровье, говорили речи… После обеда г. Некрасов прочел стихи, написанные им в честь графа Муравьева. В стихах выставлены заслуги графа, которому теперь «вся Россия бьет челом». Стихи оканчиваются просьбой: «виновных не щади» («Московские ведомости», 1866, 20 апреля, стр. 2). 200

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

111 Первым Епископом в новооткрытую (в 1850 г.) Самарскую епархию был назначен Ректор С.-Петербургской Академии, Евсевий, бывший уже в сане Епископа с званием Викария Винницкого, (в Каменец-Подольской епархии); воспитывался он в Московской Академии, где и был (с 1832 г. по 1848 г.) в должностях Бакалавра, Инспектора и Ректора Московской Академии, а затем, два года в Петербургской. Литературных произведений, действительно, вышло из-под пера его весьма много, начиная со времени епископства в Самаре и оканчивая в Могилеве, – где он и скончался. 112 Беседа была, нужно заметить, во время проходки но Голосеевскому лесу и, между прочим, на одной вышке близ ограды, откуда прекрасный открытый вид на Лавру и весь Киев. Об этом будет речь еще в своем месте при повествовании о жизни в Бозе почившего в Киеве и, в частности, о пребывании его в Голосеевой Пустыни. 113 О Слово «котловина» очевидно разумелось здесь, как переводное самого слова – «Казань», которое, если справедливо исторически-филологическое производство, значит котель, так как у Татар есть именно слово казань, что значить котель. 115 Странник. 1866 г., Август. Отдел Современной Хроники. Заглавие этой статьи, впрочем, не совсем точно; в ней говорится о положении не Татар только, но и других инородцев и в частности Чуваш. 116 Пробел этот, вероятнее всего, произошел не от того, что сам высокопр. Филарет не сообщил своему собрату о таком важном предмете, – а от утраты, быть может, самых писем, или почему либо не попавших в руки доставителя их – (Ректора Москов. дух. Академии А. В. Горского). 117 Письмо от 13 Марта 1833 г., следовательно ровно через год после того, как преосв. Кирилл был проездом в Каменец-Подольск у высокопр. Филарета в Казани с 6-го по 9-е Марта 1832 г. См. сведения, прежде сказанные. 119 См. «Православный Собеседник1867 г. кн. 1. Слово, сказанное преосв. Антонием, епископом Казанским, при вступлении на паству Казанскую и первом служении его 25-го Декабри 1866 г. Приведенные сейчас слова поставлены нами эпиграфом в первой вступительной главе настоящего тома.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

В ж. «Духовная беседа» (1866. 9. С. 153-165) М. поместил статью об условиях принятия в общение с Восточной Церковью англикан и членов Американской Епископальной Церкви, рассмотрев проблему с политической и догматической сторон: в частности, он изложил 16 пунктов из статьи о приеме в общение Восточной Церкви, предложенном доктором богословия Дж. Дж. Овербеком , с к-рым М. состоял в переписке. Отметив, что полного единения нельзя достичь путем написания журнальных статей, М. в качестве первых практических мер предлагал «умножение православных церквей на Западе и особенно в Америке, для того чтобы протестанты привыкли к обрядности восточной и постепенно оставляли свои предубеждения»; в Париже, Висбадене и Лондоне уже были правосл. храмы (цит. по отд. изд.: Муравьёв А. Н. По вопросу о соединении Церквей. СПб., 1866. С. 13). Он также поддерживал инициативу открыть церкви в Сан-Франциско и Нью-Йорке, считал полезными письменные контакты рус. и амер. епископов и указывал на необходимость прежде всего «прояснить вопрос о непрерывности апостольской благодати в епископальных Церквях, без чего нельзя будет приступить к желанному союзу» (Там же. С. 15). Киевский период Летом 1859 г. М. приобрел у вдовы помещика У. Л. Анненковой дом и участок земли на углу Андреевского спуска и Владимирской ул. (ныне дома 36-38 по Андреевскому спуску), но переехал в Киев только в мае 1869 г. Он активно участвовал в церковно-общественной жизни города и заботился об охране древних святынь Киева. О странности своего положения в городе М. подробно писал своему секретарю М. О. Семёнову 25 янв. 1872 г.: «…едва ли случилось частному человеку, не облеченному никакою властию и без всякого состояния, столько потрудиться для той местности, где он водворился» ( Семёнов. 1875. С. 91). Важным событиям киевского периода М. посвятил 2-ю часть кн. «Киев и его святыни» и заключительную часть воспоминаний об этом периоде ( Муравьёв. Мои воспоминания: [Киевский период]. 2005. С. 186-218). В 1861-1863 гг. на полученные по прошению М.

http://pravenc.ru/text/2564350.html

Январь 25 января 1866. Господи! Благодарю Тебя за силы Твои, явленные на мне, грешном, по причащении Божественных Таин в храме и потом в гимназии во время четвертого и шестого классов (вторник), ибо Ты даровал мне мир и свободу сердечную, дерзновение, силу, слово, свет лица, особенно во время четвертого класса (то есть в четвертом классе). Благодарю Тебя за державное разрушение насилия терзавшей меня страсти жаления тленной пищи ближнему [...] по приходе моем в дом, за умирение и свободу. Странное дело: плотской человек ненавидит тех, с коими ему должно делиться ежедневно земными благами, особенно деньгами, пищею, питьем, сластями, потому что ему хотелось бы одному всё забрать, всё съесть-спить, хотя ему нужно очень мало. О, какая дикая жадность и алчность ветхого плотского человека и как не распинать своей плоти с ее страстями и похотями, как не вооружаться против ней, как против самой ядовитой змеи, как не бить ее, могущую убить нас вечно! Спаситель распялся плотию на кресте: для нас довольно этого примера, чтобы распинать свою многострастную, мерзкую плоть. Если пречистой Своей плоти Господь попустил быть распятою, то мы ли свою нечистую плоть не распнем? Господи! Помоги! Славлю благоутробие Твое, Господи, яко мене, воззвавшего к Тебе о помощи и заступлении, услышал еси (на совете 25-го января) и всё просимое мне даровал еси: мира не имел я – Ты мир даровал, свободы и дерзновения не имел – Ты даровал их, чистоты сердечной не имел – Ты даровал ее. Пример надеяния на Промысл Божий, рассказанный Стрельниковым: в Пасху прислали к бедному чиновнику неизвестно кто кулич и пятьдесят рублей денег. Бог есть Око всевидящее – и душа наша есть око простое 21 ; аще будет око твое просто, все тело твое светло будет, говорит Господь [ Мф. 6, 22 ]. Итак, да будет оком твоим Господь в сердце твоем. Душа наша – око от Ока, и как чрез телесное зрение видит душа, так чрез наше сердечное око в чистом его состоянии зрит Бог , Око нашего сердца. Отсюда пророки, прозорливцы, видевшие будущее и сокровенное и сокровенные помышления человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Четвертая глава книги Преображенского предварительно целиком, без всяких изменений и добавлений, была напечатана в том же 1897 году в «Страннике». 2553 Глава эта разделена автором на два отдела: в первом говорится о так называемых женских училищах духовного ведомства, во втором – об епархиальных женских училищах. Свой обзор мы начнем в порядке книги, с первого отдела. Преображенский цифровым выкладкам предпосылает краткие исторические очерки учреждения каждого из училищ духовного ведомства. Откуда заимствованы эти сведения, автор не указывает ни в тексте, ни в подстрочных примечаниях. Так как главными своими источниками он называет отчеты Обер-Прокурора Св. Синода, то всего естественнее, конечно, и было с нашей стороны предположить, что исторические данные почерпнуты —230— оттуда. Но, сравнивая этот отдел книги с отчетами, мы увидели, что г. Преображенский имел под руками более полный и подробный источник: он сообщает целый ряд таких сведений, каких совершенно нет в отчетах. Остается думать, что автор черпал их из подлинных документов и, таким образом, действительно, употребил не мало труда на собирание этих в высшей степени интересных исторических данных. На самом же деле Преображенский поступил гораздо проще. О женских духовных школах существует книга неизвестного автора, изданная в 1866 году и составленная очень тщательно, на основании, как можно думать, первоисточников, т. е. тех документальных данных, к которым пришлось обращаться и г. Преображенскому, но только не по этому отделу. Точное заглавие этой книги следующее: «Об училищах девиц духовного звания. С.-Петербург. В Синодальной типографии. 1866». Вот эта-то книга и послужила главным и почти единственным источником для указанного отдела произведения Преображенского. Между тем о ней наш ученый-статистик нигде не упомянул ни единым словом. А не сделал он этого упоминания по очень простой причине: все сообщаемые им сведения об учреждении училищ не просто заимствованы, а буквально, «слово в слово», выражаясь по-школьнически, списаны с упомянутой книги. Последняя в свое время была разослана по всем учебным заведениям и различным учреждениям духовного ведомства. Значит, весьма многие читатели имеют возможность наглядно убедиться в справедливости наших слов. Со своей же стороны, для большей наглядности, мы считаем не лишним указать ряд параллельных мест из той и другой книги, не выписывая их дословно, а обозначая лишь страницы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я молчал и стоял совершенно покойно. Разбойника это смутило; он видимо привык, что все при встрече с ним в лесу трепещут, молят о пощаде и проявляют страх, как при встрече с диким зверем. Видя, что я не шевельнул даже бровями, точно не замечаю его, разбойник схватил мои руки, крепко скрутил их веревкой и после этой предосторожности возобновил допрос: – Отвечай, если не хочешь, чтобы я сейчас же размозжил тебе голову... И разбойник занес надо мною приклад ружья. Я усмехнулся и суровым голосом отвечал: – Ты не испугаешь меня. Я не привык трусить, – душегубитель, и отвечать тебе не стану... – Пошел, – скомандовал разбойник, схватив меня за рукав и потащил за собою сквозь чащу леса. – Если же мне не говоришь, ты будешь отвечать нашему атаману. И не таких гусей, как ты, мы заставляли говорить, – а с тобой справимся. – Справиться вы точно можете, если вам это позволено будет, а говорить меня не заставите. Бисер свиньям не мечут. – Ах, ты, святоша этакой. Да как ты смеешь нас свиньями обзывать. Разбойник ударил меня по лицу с такой силой, что хлынула кровь и потекла по рубашке; ни утереться, ни остановить кровь мне было невозможно, потому что руки оставались скрученными. Вот и хижина – притон. Разбойник продолжал тащить меня до самых дверей. – Меня представили пред грозные очи начальника шайки, но тот, бросив на меня презрительный взгляд, расхохотался и произнес: – Отпустите его. Разве вы не видите: это странник? Богу молится. Ну пусть себе молится. Я стоял молча. – Ступай, старина; ты свободен. Тем все и кончилось. Из Киева Александр Михайлов в сопровождении Василия Яковлевича отправился на Кавказ, пробираясь, вероятно, к Иерусалиму, но в конце 1866 года мы видим странника опять в Петербурге, Вторично он являлся в нашу северную столицу в 1880 году и затем в декабре 1889 года пришел сюда умереть. Что Александр Михайлович достиг в 1865 году Кавказа об этом свидетельствует рассказ, как он спас целую деревню в горах южного Кавказа от напавших разбойников. Следовательно в 1865 – 66 гг. Александр Михайлович сделал не менее 10,000 верст пешком, имея на теле пудовые вериги и питаясь почти одним хлебом и водою. Подобное путешествие казалось бы совершенно невозможным; а между тем кто видел странника в 1866 году в Петербурге находили его совершенно крепким, бодрым и здоровым. Правда за протекшие 20 лет он превратился из молодого сравнительно человека в седого старца, но мы видели, что внешнее превращение Александра Михайлова произошло можно сказать мгновенно от причин скорее психических, нравственных, а не телесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010