10 . Из этого ясно, что христианская вера не похожа ни на одну из религий и вероисповеданий мира. Ибо все другие религии от людей сущих от земли и говорящих от земли, от людей, которые говорили о духовном мире или по своему телесному разуму или по бесовскому прельщению. Никто из основателей других религий не говорил, что сошел с Неба или послан Отцом, не свидетельствовал о том, что видел и слышал на Небе, и что вновь возвращается на Небо. Следовательно не может быть и речи о сравнении свидетельства Христа с другими религиями и вероисповеданиями мира и об их равенстве. 11 . Не спрашивай христианина, верит ли он в Бога, лучше спросите, верит ли он в Евангелие, в Благую весть Христову. Ибо если скажет, что верит в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, то он – реакционер и язычник, потому что пришел к вере, как люди, жившие 2000 лет назад, скажем, как греческие или азиатские философы. Зачем же тогда Христос сходил с Небес? И зачем Он Своей кровью подтвердил миру Свое Откровение, Свою Благую весть? Поистине такой христианин принял на свою голову пречистую кровь Сына Божьего, как и те, что кричали: «Распни, распни Его!» 12 . Православная Церковь , некогда единственная Христова Церковь в мире, от начала держалась веры в Евангелие, не отклоняясь ни влево, ни вправо, не опираясь ни на другие религии, ни на языческие философии, ни на естественные науки. Ибо, когда следуют за зрячим и прозорливым проводником, смешно, да и нет нужды, спрашивать дорогу у слепого и кривого. 13 . Имея совершенную веру в Христа и в Его Благую весть, отцы и учители Церкви решительно отбросили эллинские философии, азиатские и африканские мистерии. Так поступили даже те, кто изучал философию в Афинах, такие, как Иоанн Златоуст , Василий Великий и Григорий Богослов , а также и те, кто был по происхождению египтянином или арабом, как святые Антоний, Макарий, Исаак Сирин , Ефрем Сирин и другие. 14 . Именно эти святые отцы – лучшие знатоки языческих философий и религиозных таинств, зная их из первых рук и на родном языке, были самыми решительными защитниками спасительной веры в Евангелие, в Благую весть Человека с Неба. Они не допускали ни малейшего компромисса, ни с кем и ни с чем, что от земли и с земли, что от человека и по плоти, что возникло или произошло вне Христа и вне Его Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

54 . Моисей не Бог, и ангел Божий – не Бог, но и Моисей, и ангел – объекты Божественной силы и Божественного действия, а делатель и субъект – Бог . Святой Онуфрий Великий не был таким как Моисей и не был ангелом Господним, но все же в одной стихире назван Богом: «И был еси Бог». Но оставим и Моисея, и Онуфрия, и ангелов Божьих, но приведем пример из примеров. 55 . Приведем в пример Того, Который сказал о Себе: Я и Отец едины. Послушайте, как Он говорит: Я ничего не делаю от Себя, но лишь как учит Отец Мой. Тот, Кто Меня послал, со мной. Я не один, но со Мной и Отец мой, который Меня послал. Я исполняю не свою волю, но волю Отца, который меня послал. Я говорю не от себя, но говорит Отец мой, который меня послал. Я не могу ничего сотворить сам от себя. Моя наука – не моя, но Того, Кто меня послал. Эту заповедь принял Я от Отца моего. Кто в Меня верит, верует не в Меня, но в Того, Кто меня послал. Кто видит Меня, видит и Того, Кто меня послал. Слово, которое вы слышите, не мое, но Отца, Который Меня послал. Я сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Мне следует делать дела Того, Кто меня послал. Я пришел не от Себя. Я живу Отца ради. 56 . О чудесном вселении Бога в человека сказал Господь Своим ученикам так: Кто любит меня… того и Отец мой любит, и к нему придет и в нем поселится (ср. Ин. 14:21, 23 ). Это слово исполнилось для Апостолов и всех Святых. Апостол Иоанн Богослов пишет в Первом послании: Бог находится в нас. Мы узнаем, что мы в Нем, а Он в нас по тому, что Он дал нам от Духа Своего ( 1Ин. 4:13 ). Апостол Павел, говоря о себе, утверждает: Живу не я, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). Но о чем я говорю? Разве не апостолы имели в себе Бога? Все. Все исполнились Духа Святого с того исторического дня, когда Бог Дух Святый сошел на них в пятидесятый день по Воскресению Христа. 57 . В Деяниях апостольских и в Житиях святых мы читаем о том, что происходит с человеком, в которого вселяется Господь. Господь управляет путями его; слова, которые он говорит, не он говорит, но Бог; дела, которые творит, не он творит, но Бог . Случилось по слову Божьему: Будете не вы говорить, но Дух Отца вашего будет говорить из вас ( Мф. 10:20 ). Святой апостол Павел свидетельствует о себе: И Дух мне повелел, или И дух мне не позволил идти. Святой архидиакон Стефан, исполнившись Духа Святого, смотрел и видел отверстое Небо и там Иисуса на престоле славы. Когда апостол Филипп крестил эфиопа, придворного эфиопской царицы, Дух Святой вдруг сделал его невидимым и мгновенно перенес в город Азот. Духом Божьим говорили святые Божии. И творили чудеса подобно Христу, а иногда и больше, чем Он. Се, по слову Христа засохла смоковница, а по слову Петра испустили дух Ананий и Сапфира. По слову Христа утихла буря, а по слову святого Марка закачалась гора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

78. Чем изгоняются злые духи из бесноватых? – Молитвой и постом. 79. Каким городам предрекал Иисус разрушение из-за нераскаяния? – Хоразину, Вифсаиде и Капернауму. Теперь едва определяются места, где эти города были. 80. Что Господь предрекал апостолу Петру? – Что он трижды отречется от своего Господа прежде, чем петух запоет. Это и произошло. 81. Почему Господь после Своего Воскресения три раза спросил Петра: «Любишь ли ты меня»? – Потому что ранее Петр от него три раза отрекся. 82. Что Господь предрек Иуде? – Что он будет предателем. 83. Что Господь предрек своим апостолам? – Что они будут гонимы, на суды приводимы, унижаемы, осмеиваемы и убиваемы. И все это произошло. 84. Что Господь Себе Самому предрек? – Что старейшины еврейские и книжники будут Его мучить, что Его предадут язычникам, что Он пострадает, умрет и в третий день воскреснет. И все это произошло. 85. Что Господь предрек храму Соломонову в Иерусалиме? – Что камня на камне даже не останется от него. И все это произошло. 86. Что Господь предрек Иерусалиму? – Настанут дни, когда будет говориться: Благо не рождавшимся! И когда будет говориться горам: Падите на нас! и камням: Покройте нас! Что и происходило, сначала при царе Тите, затем при Адриане, затем под арабами. 87. Что Господь предрек евреям? – Что дом их останется пустым. Что и произошло, так как они были рассеяны по всему миру, подобно мякине с гумна, как им предсказывали и древние пророки. 88. О ком это говорил Господь в Евангелии от Иоанна ( Ин.5:43 ): Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете? Кто этот пришедший во имя свое, а не во имя Бога, даже против Бога, и кого евреи приняли? – Это Маркс. 89. Что Господь предрек о первых и последних? – Что многие первые будут последними, а многие последние – первыми. Это и сбылось. Каиафа, Анна, Пилат и Ирод были первыми в Иерусалиме, а стали последними. Апостолы были последними, а в честь них храмы воздвигнуты. 90. А по поводу первых и последних царств? – Римское царство было в то время первым, а Христово последним, да со временем все стало наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

    При наступлении Великого поста число молитв и поклонов увеличивается и в Страстную неделю становится самым большим: накануне Великой Пятницы — 3200 поклонов и 1800 молитв.     В 1922—1925 годы (позднее дневник не велся) все в основном оставалось так же, как и в 1921 году, по крайней мере что касается числа молитв и молитвенных слез (поклоны из-за болезни в основном оставляются). В отношении же молитвенных размышлений дневник становится все более аскетическим и сдержанным. — Примеч. ред. оригинала. Подвижнические и Богословские главы Стословие первое    1. Все — все остальные религии — предписывали быть над человеком, чтобы избежать человеческих грехов; быть над миром, без мира, без земли, дабы не оскверниться и не сотворить зла. Только Христос требует быть в мире зла, но без зла; среди лукавых людей, но без лукавства; в грязи, но не оскверниться. Быть в злом мире, но не быть злом, — вот сила, которую дает Христос. И поэтому Христос — вноситель борьбы, меча, отделяющего и отсекающего зло от мира. — (4 января 1915 г. Владычин Хан.)    2. Любовь — новое во Христе, единственно новое. Любовью Христос — нов и Бог. «Кто во Христе, тот новая тварь». Кто любви не имеет, тот еще в Ветхом Завете. Признак Христов — это любовь. — (Лондон. 21 августа 1916 г.)    3. Любовь — это единственное равенство, возможное на земле: равенство человека с человеком, человека с лилией; воробья с человеком; равенство всего со всем, всего на земле со всем, что на небе; равенство всеобщее, ибо оно на Боге основано, а Бог един на небе и на земле, в лилии и в человеке. Богом мы равны чрез любовь. — (21 августа 1916 г.)    4. Страдание — это вино, которым Христос причащает человека из потира любви. — (21 августа 1916 г.)    5. Молитва — это просфора, замешанная из слез и сердца. — (26 августа 1916 г.)    6. Прости меня, Боже, но я больше всего люблю Бога плачущего. Не потому ли я больше всего люблю Христа? — (26 августа 1916 г.)    7. Ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» (2Кор.1:20). В Нем — да; в Нем — Христе Богочеловеке — все обетования Божии, — в Нем, а не в человеке, не в культуре, не в цивилизации. Его — «да», всё остальное прилагается; всякая боль — исполнена обетованием. В Нем — всё.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

Господь Иисус Христос . 49. Кто видел небесную рать, поддерживающую праведную рать на земле? – Пророк Елисей и слуга его Гиезий. 50. Чей сын умер на ниве, которую его отец отобрал у бедняка? – Иорам, сын Ахава, умер на ниве, отнятой у Навуфея. 51. Какой царь, подвергшись нападению большого войска вражеского, приказал народу своему поститься, а сам молитвенно возопил к Богу о помощи, и наголову разбил войско вражеское? – Царь Иосафат. 52. Какой священник по приказу царя убит из-за того, что кричал царю и народу: «Поскольку вы оставили Господа, то и Он оставит вас»? – Захария, сын Иодаев, был убит в притворе храма по приказу царя Иоаса. 53. Что произошло с царем Иоасом, который приказал убить праведного Захарию? – Он проиграл в войне, разболелся, и слуги его убили его в постели. 54. Какому больному было сказано, что он умрет, а он заплакал и возопил к Богу, чтобы продлил ему жизнь, а также попросил пророка Исаию, чтобы и он молился Богу за его выздоровление? – Царь Иезекия, которому Бог продлил жизнь еще на 15 лет. 55. Кто из старейшин народных запретил Израильтянам жениться на чужестранках? – Ездра. И те, которые были женаты на чужеземках, отпустили их от себя. 56. Какой человек остался верен Богу, когда сатана искушал его и когда он потерял все, кроме души, и стал презираем всеми? – Праведный Иов. 57. Какая книга Священного Писания представляет собой наибольший молитвослов? – Псалтирь. 58. Какая книга содержит наибольшую в мире критику еврейского народа и его осуждение? – Та, которую сами евреи написали – Ветхий Завет . 59. Какого пророка евреи пилой порезали? – Исаию. А кого камнями забросали? Иеремию. 60. Кто из пророков предсказал, что Дева родит Мессию, и что ему дадут имя Емануил, что значит «С нами Бог»? – Исаия. 61. Какой человек появился на свет и без отца, и без матери? – Адам. 62. Кто родился от отца без матери, а кто от матери без отца? – Сын Божий в вечности родился от Отца без матери, а во времени, как Спаситель мира, от Матери без отца. 63. Чье рождение объявил Архангел Гавриил его отцу, а чье – его матери?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Л. 92 об. Блжнаго аанаси. александрииска. къ антих кн з ю многыхъ и нжны. . По изданию Греч. (Montfaucon. Орр. s. Athanasii Т. 2. р. 161.) недостаёт здесь вопросов 17. 78. 102. 106. 112–114. 125. За то на конце приложены два вопроса, которых нет в издании Монфоконовом. Л. 130 об. Гена. коньстнтина. грда. словоса. вре. Тот же Стослов, который помещён выше, л. 86, и на этот раз без пропусков. Л. 139 об. кртещис слово. сло в стго е о ра . Нач. Сице блгвити ркою. Тоже, что приписывается Феодориту. Л. 140 об. Си словеса писа Начинается вопросом: что ре трижа. симо ининъ любиши м. За тем следуют и другие такие же вопросы. Л. 143. новое заглавие: а се пррчества. захарьини. – об. Исаи. Между последними выписками находится и объяснение Исаии 65:8 и след., где говорится о роде и роженицах. Л. 144 об. Сло в . стго гена . Нач. Чего требеши члче ища многы книгъ. Л. 145 об. Послание Авгаря к Иисусу Христу. Конца недостаёт, за утратою листов. Л. 146. Отрывок из сказания о чудесах в. Мины. Л. 147. браце. Вот вся статья, примечательная по таинственному объяснению, Бы бракъ прииде гь таинеи в кана галилискю. кана бо протолкетс тварь. тварь весь мирь гд бракы свершаеть дхвны. прииди бо в кана галелеискю събрас т ве ликъ стхъ. по своеи кождо ихъ сил. принос т ко жених дары аки на брац авраамъ телець. жена его сарра преснокы. исакъ дрова. иковъ козлищь. исифъ пшенц даи мосеи просвщаеть. иса и поеть. двдъ ликеть. исмаилъ повежё и жена стымъ на сицевъ бракъ и темъ такоже пти прииде идиь. творис и красис мариамъ моисеева сестра. вз трб и начати (начат) пети поемъ бг славно бо прославис. и елма же лепо есть ко в сицевомъ браце и хвалимъ (хвалам?) писатис павелъ хвал глеть чтнъ бракъ и ложе нескверно. а ко хе глеть се и цкви са протолкетс сего ра ставить члкъ ца своего и мтрь и прилепитьс къ же (чит. к жене) своеи и бтьта въ плоть един и таина велика есть. азъ же глю хе. и цркви аще же нъ протолкетс. сице мы не вщамъ про т в сиц хе ге ншимъ .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Свети Синод: Непримерена надбискупа Хочевара!      Светог Синода Српске Православне Цркве поводом надбискупа београдског Станислава Хочевара са васцелим српским православним народом, као и са другим православним, па и многим неправославним широм света, молитвено према личности Светог Владике жичког и охридског Свети Синод Српске Православне Цркве обавезу да изрази поводом непримерене и недобронамерне надбискупа београдског г. Станислава Хочевара, дате „Политици“ 28. октобра ове године, себи дао слободу да, по познатим мерилима, доведе у светост Новог Златоуста, чак га са кардиналом Степинцем или га за српски еквивалент Степинцу. За разлику од архиепископа г. са српским у катедрали Светог Павла недавно обележио стоту говора, београдски надбискуп дужан да пастирски и духовни рад у Охриду, и Жичи нити многострану делатност. Поготову не да га дела, и Стослов о и као „суровог за разлику од Степинца, написао да „бизантско „проклетство Европе” и да су Хрвати и Срби, следствено, два света. Он не мора да зна ни то да за разлику од Степинца, свети читав Други светски рат провео у у и на у злогласном логору Дахау. Не споримо му ни право да стави под знак смисао одлуке поглавара сопствене Цркве, папе да се Мешовита Хрватске бискупске и Српске Православне Цркве треба да одговорно и размотри улогу Степинца пре, за време и после Другог светског рата. Свети Синод му, оспорава право да за посету папе заправо користи као ситну монету за у несвесном – а можда и свесном – да поквари односе Српске Православне Цркве са Светом Столицом. У том уверени смо, успети. За председника Светог Синода члан епископ бачки портпарол Српске Православне Цркве Информативна служба Српске Православне Цркве 4 ноября 2016 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/98355.html

Протоиерей Геннадий Беловолов: вместо года дракона надо бы объявить год одного из русских святых или императоров января 2012 Таисиинский Рождественский концерт прошел 17 января в петербургском Концертном зале у Финляндского вокзала. Его режиссером по традиции, не прерываемой 11 лет, стал настоятель Леушинского подворья и директор музея-квартиры святого Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов. Таисиинский Рождественский концерт прошел 17 января в петербургском Концертном зале у Финляндского вокзала. Его режиссером по традиции, не прерываемой 11 лет, стал настоятель Леушинского подворья и директор музея-квартиры святого Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов. В этом году концерт был посвящен небесным покровителям северной столицы апостолам Петру и Павлу, а также ее земным покровителям - императорам Петру I и Павлу I. Огромное впечатление на публику произвело концертное чтение народным артистом России Борисом Химичевым посланий апостолов Петра и Павла в неожиданном музыкальном сопровождении. Величественные произведения Баха и Перселла подчеркнули значимость этих слов для каждого христианина. Для прочтения были выбраны Первое послание Петра, вторая глава, где христианам открыто их высокие призвание и достоинство как народа Божия: " Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел " . Также была прочитана тринадцатая глава Первого послания в Коринфянам апостола Павла, которую называют гимном христианской любви: " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит " . " У Санкт-Петербурга два небесных покровителя - Петр и Павел и два земных, тезоименитых апостолам. Это удивительная симметрия отражения небесного в земном, которая придает городу особую духовную структуру. Император Петр отразил необычайно деятельную натуру своего небесного покровителя, а Павел, который был глубоким государственным мыслителем, творцом закона о престолонаследии, воплотил в себе апостола Павла как проповедника и богослова " , - отметил отец Геннадий.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=205...

В доме начальника отцу Геннадию выделили комнатку, где он мог молиться и читать Священное Писание . Был момент, когда батюшка загрустил оттого, что долго не причащался. Однажды он читал Библию и вдруг видит, что в комнату входит его духовник (он к тому времени уже умер). Молча приблизившись к столу, старец открыл Библию на определенной странице и ушел. Место, которое указал духовник, следующее: Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа ( Откр.2, 12–130 ). Таким видением Господь утешил Своего исповедника. Основной обязанностью отца Геннадия было смотреть за детьми начальника прииска, Валерием и Светланой. Он старался не только научить их правилам приличия, но и вложить в их сердца веру, так что однажды они даже вступили в спор со сверстниками, чтобы убедить их в том, что Бог есть, поскольку об этом написано у их наставника в книге. Батюшка их тайно крестил. Дети крепко привязались к нему и имели полное послушание. Как-то, уходя по делам, отец Геннадий сказал детям, чтобы они никого не пускали в дом. Когда через некоторое время пришел на обед отец, мальчик не открыл ему дверь, поскольку «дядя Гриша» никого не велел пускать. Начальник был очень доволен, что его дети такие послушные. Батюшка отзывался о нем как об умном человеке. С разрешения Капитонова он вместе с другими священниками в землянке отслужил Пасху. Со временем Капитонов перевел отца Геннадия в разряд вольнонаемных, а затем помог освободиться , хотя в ссылке часто за малейшую провинность добавляли срок. Возвращение. Гонения продолжаются Отбыв более одиннадцати лет на Колыме, батюшка смиренно говорил: «Те, которые были праведниками, сподобились мученического венца, а мы страдали за свои грехи». За все годы ссылки отец Геннадий так изменился, что его не узнала даже родная мать. Все его родственники – сестры, племенники – жили в убогой землянке. Когда он попросился переночевать, ему сказали, что рады бы пустить («у нас и свой так же вот где-то мыкается»), да условия не больно подходящие». Батюшка вышел за порог. Один из племянников все-таки признал его и сказал: «Да ведь это дядя Гриша». Узнала и младшая сестра Александра. Велика была радость встречи, но и остаться дома отец Геннадий не мог: негде было притулиться, да и без прописки могли опять посадить. Долго батюшка не мог получить паспорт. А потом уехал сначала в Щекино (под Тулой) к племяннику Михаилу, где пробыл недолго, затем в Плавск (тоже Тульской области), где служил отец Макарий (Кобяков), с которым отец Геннадий познакомился в ссылке. В Плавске батюшка не служил, хотя и был в сане иеродиакона. Он жил в сторожке, пел и читал на клиросе, выполнял пономарскую работу. В этом городе поселилось несколько человек высокой духовной жизни, с которыми батюшка, несомненно, имел общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Если всего три человека останутся верными Церкви ко дню гибели человечества на этой планете, то эти три человека будут одни правы, и Господь будет с ними, а все остальные миллионы будут в заблуждении» с. 340]. Был в Пантелеимоновом монастыре при жизни отца Иеронима один случай. Молодой схимонах Геннадий находился при смерти, старец-духовник пришел его проведать, и Геннадий спросил, что ему сейчас лучше: остаться жить или умереть? «Разумеется, умереть, – ответил старец. – Ты только что принял схиму и причастился Святых Христовых Таин, значит, тебе остается только идти к Богу». «Так благослови, отче, я умру», – произнес Геннадий. «Бог благословит», – тихо ответил отец Иероним. И наутро, в день Успения Пресвятой Богородицы, Геннадий мирно скончался [см.: 2, с. 256]. Не покажется ли иному неподготовленному человеку слова старца бессмысленно-жестокими и непонятными? «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно», – говорит нам апостол ( 1Кор. 2:14 ). При жизни Константина Леонтьева , и сразу после его смерти, и теперь про него постоянно говорили и говорят: дерзкая, парадоксальная личность, певец деспотизма, публицист со спорными взглядами, мятущийся гений, который видит мip перевернутым. Да, современному нецерковному человеку, к тому же развращенному тем самым либерально-эгалитарным прогрессом, о котором писал Леонтьев, человеку, находящемуся на краю гибели, не понять, что мip действительно перевернулся. Для того чтобы понять законы обратной перспективы в иконописи, нужно иметь глубоко духовный взгляд на вещи. Могут ли вместить цивилизованные люди леонтьевские высказывания, подобные следующим: «Истинное христианство (не выдуманное, а церковное) признает одно только равенство – равенство всех перед судом Божиим, одну только свободу – свободу воли личной в избрании добра и зла. И на небе нет и не будет равенства ни в наградах, ни в наказаниях. И на земле всеобщая равноправная свобода (даже и в той неполной форме, в которой она доступна теперь) есть не что иное, как уготовление пути антихристу» с. 589];

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010