49 . Если же человек познает истину, то есть истинность Господа и Спасителя, Мессию мира и Небесного вестника, он полностью предается Ему и раскрывает сердце, чтобы принять Его с Отцом и Духом. Тогда для него учение Христа перестает быть теорией или философией, а становится практическим способом исцеления, возрождающей лечебницей и методом обожения. Все реально, как кровь с креста, все необходимо, как хлеб и вода, и все практика, как строительство нового дома. 50 . Быть прощенным за грехи и очищенным от страстей; быть отрешенным от мира и всецело вознесенным к Богу; иметь сердце, очищенное, раскрытое, исполненное любовью к Богу и всепоглощающим стремлением к непосредственному общению с Ним, – вот что значит быть готовым принять в себя Бога. А когда Бог , по неизреченному промыслу Своему и непостижимой любви вселится в такого человека, тогда Бог в человеке становится субъектом, а человек – объектом. 51 . О, как ты мрачна, темная гносеология ничтожных философов! Известно, что философия совершенно не дается крещеным людям. Кому дано Евангелие, не дается философия. Поэтому языческие философы сильнее крещеных философов. У тех, кто презреет больший дар Божий, отнимается и меньший. Поэтому крещеные философы никак не могут решить вопрос субъекта и объекта, как не смогли его решить и философы язычники. Тьма философской гносеологии, и древней и современной, все еще не развеяна. 52 . Этот вопрос решили христианские святые; решили его для себя практически. Бог вселился в них и стал объектом. Они отрешились от своего «я» и дали Богу мыслить в них, любить в них, действовать в них и через них. Следовательно, откуда они познали истину? От Бога. Откуда в них такая сила в делах и чудесах? От Бога. Откуда такое пламенное слово, такой образный язык? От Бога. Откуда такая прозорливость и дар пророчества? От Бога. Все – от Бога, все – Божье, ибо Бог субъект, а они – объекты. 53 . Не сказано ли еще в Ветхом Завете: Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону ( Исх. 7:1 )? Следовательно, избрал Бог смертного человека и поставил его людям вместо Себя как бога. И разве ангелы Господни зачастую не называются Богом, когда являются людям и объявляют волю Божию? Прочти повесть о славном Гедеоне, как ему явился ангел Божий и назвал себя Господом. И Гедеон, хотя и знал, что это ангел Божий, назвал его Господом ( Суд. 6:14–15 ). Так сказано и в повести о Маное, отце Сампсона, как увидел он ангела Божьего и сказал жене своей: верно, мы умрем, ибо видели мы Бога ( Суд. 13:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

7 . Только Тот, Который сошел с неба, Сын человеческий, Который на Небесах, мог свидетельствовать миру о том, что на Небесах, о Боге, о духовной реальности небесного мира, о духовном мире окружающем Бога, и что происходит с человеческими душами после телесной смерти. Что видел и слышал, о том свидетельствовал. Можно сказать, что Его свидетельство в духовном плане совершенно эмпирично, Он свидетельствовал не по земной логике, согласно выводам человеческого разума, не по мудрованию и философии земного человека, а только по тому, что Сам видел и слышал. Небесный вестник небесной реальности. Я пришел в мир, чтобы засвидетельствовать Истину, которую до Него никто из земнородных не мог истинно свидетельствовать. И Он назвал Свое свидетельство Благая Весть. 8 . Небесный Вестник Благой Вести свидетельствует, что Бог един и пребывает в вечной тройственной гармонии Отца и Сына и Святого Духа, что Бог не только Творец, но и Отец, то есть самый любимый и самый близкий сродник тем, кто хочет стать Его сынами; что Бог Отец есть сама Любовь , что из любви к роду человеческому Он послал Сына Своего Единородного в мир, чтобы спасти его; что душа человеческая драгоценнее всего материального мира; что в ином мире существует бесчисленное воинство Ангелов и что они, иногда видимо, иногда невидимо неустанно воздействуют на людей; что после смерти праведники сияют в небесном мире словно множество солнц; что Сын Божий пришел в мир, чтобы люди-черви преобразились в людей-сынов Божьих или в богов, по воли и милости Отца. Он свидетельствует о праведном Суде Божием. И о воскресении из мертвых. И о жизни вечной. И еще о многом, что одно другого радостней. 9 . Христос призвал людей уверовать в Благую весть: Покайтесь и веруйте в Евангелие. Иными словами, Он призвал поверить Ему, поверить в Него, верить каждому Его слову. Ибо единственный способ познать истину и важнейшие предметы жизни и бытия – принять на веру слова Того, Кто лично свидетельствует о небесной духовной реальности, другого способа для человека не существует. Или поверить Христу или продолжать скитания в просторах глубокого и бурного житейского моря, гадая о берегах и земле, и предчувствуя их близость на краю пучины. Третьего, на протяжении всей истории человеческого муравейника и доныне, не дано.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Страдаю, плачу, по тебе тоскую дни и ночи. «Эроты – смерть моя! Любовь? О, ты – моя погибель!» Так я начну писать стихи, любви их посвящая. Потом венок из них сплету, венок моей печали. Из сердца вырваны они, из раненого сердца. Когда душистые цветы сажаешь ты в горшочек, Срываешь, прячешь на груди, они приятно пахнут, И все прохожие тогда вдыхают аромат их. Вот так и я слова свои из сердца вырываю: Сплетаю стих один с другим, как цепь, тебе в подарок. Когда же напишу, прочти, красавица, те строки. Итак, я начинаю петь любви моей страданья. О, свет очей, душа моя! Прочти мое посланье! Не отвергай его, не рви, не сетуй на чернила. Когда я сочинял вчера, слезами обливался: В одной руке держал листок, в другой перо дрожало; И долго–долго думал я, как написать посланье. О златокудрая моя! О нежная ромашка! Как мрамор шея у тебя, как снег бела кристальный. А губы – пурпур иль сосуд, наполненный любовью. Ты излучаешь яркий свет, но поясок твой крепок; Хотел бы развязать его и быть в твоих объятьях! Коль девочку ты полюбил, сиротку, чужестранку, Нацеловался с нею всласть, теперь как можешь бросить? Известно всем, что соловью в неволе не поется, И не встречает он зарю, молчит и в полдень ясный, И не садится на ветвях в тиши лесистой чащи. А коль желание запеть уж очень сильным будет, Печально встретит он рассвет звучащей тихо трелью. Его услышишь и поймешь, что соловей страдает. Влюбленный тоже должен быть таким благоразумным: Терпеть и долго ждать порой, скрывая ловко» чувства; Он случай должен подстеречь, счастливый миг настанет; Ведь время движется вперед, меняясь беспрестанно: Желанья сбудутся всегда, иль рано или поздно. Голубка, горлица моя, с походкой горделивой! Я увидал тебя тогда, когда ты шла с купанья: Едва взглянул – и тотчас кровь застыла в бедном сердце. Расцеловать хотел бы я твои уста и губки! В зеленом платье девушка присела у оконца: Сверкнули очи – синь небес, синее, чем сапфиры. Пусть неприступен замок тот, и море пусть бушует, – Я подплыву и поцелуй сорву с пунцовых губок. СТОСЛОВ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чудеса совершались и у святых икон. В «Повести о Луке Колочском» говорится, что у найденной им на дереве иконы Божией Матери «бесчисленное множество чудес было». У этой святыни, как и святых мощей угодников Божиих, исцелялись слепые, хромые, расслабленные, немые, глухие – «все, бывшие больными, здоровыми становились» (10, 53, 55). Множество исцелений совершалось и от иконы Преподобного Сергия (11, 393). И это потому, что икона, как открыли святые апостолы Петр и Павел блаженному ордынскому царевичу Петру, есть «знамение» Неба (10, 25, 27). А если так, то иконе – святому, изображенному на ней («чествование иконы переходит на ее первообраз» – 22, 59), – должна быть воздаваема честь. «Иконе Христове и Пречистыя Его Матери и всех святых с верой честь воздай, яко к ним самим любовно в молитве глаголи» («Стословец» – 3, 2). «Домострой» заповедует каждому христианину иметь во всех комнатах дома святые образа, перед ними ставить светильники и во время молитвы зажигать их, закрывать святые образа занавеской от пыли, всегда протирать «чистым крылышком и мягкой губкою», комнату держать в чистоте, а прикасаться к ним «лишь с чистой совестью» (11, 77). На иконописание и украшение святых икон наши предки смотрели как на благословенный Богом подвиг. Когда Киево-Печерский инок Алипий заболел, иконы за него писал ангел (22, 221–222). А черноризец того же монастыря Еразм, истративший все богатство на украшение икон, удостоился узреть Пресвятую Богородицу с Божественным Сыном на руках и святыми с Нею, Которая сказала ему: «Еразм, за то, что ты украсил церковь Мною и иконами возвеличил ее, и Я тебя прославлю в Царстве Сына Моего» (22, 165–166). Кланяйся и «Кресту Христову с верою, яко на том спасение всем человеком содела Господь», – велит «Стословец» (3, 2; срав. 2, 80; 11, 73). Согласно «Повести временных лет» святые Апостолы учили и «чтить иконы» и «целовать крест» (22, 59). Крест, «на нем же пригвоздися Господь наш и прадеднюю клятву потреби», дан христианам как «оружие на противного врага, видимого и невидимого» (2, 80, 81). Когда авву Иулиана хотели отравить, праведник взял чашу с ядом, перед всеми трижды ее перекрестил «во имя Отца и Сына и Духа Святого» и, выпив, остался невредим. Свидетели этого пали перед ним на колени и поклонились (Синайский Патерик – 6, 123). Полагая на себя крестное знамение, «не убоимся, – говорится в поучении XIII–XIV вв., – то бо есть исцелитель страстям нашим, то бо есть насыщая верою сердца наша без труда, то бо есть хранитель всем крестьяном» (2, 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Жив Бог наш, дорогие братья и сестры и дети, и Он – присно Бог, творяй чудеса ( Пс.76:15 ). Ему слава и [по]хвала, господство и власть, сила и держава, благодарение и славословие, Троице во Единице: Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и во веки веков. Аминь. Пятнадцатый урок истины. Второе письмо гостям Уважаемый г–н Патерсон. Мне доставляет радость, что теперь могу направить Вам отчет и со второго нашего совета. Он касается чудес святых Апостолов и апостольской Церкви. Надеюсь, что и Вы по прочтении этого материала придете к тем же выводам, что и я, а именно: 1) что ученики совершенно верно поняли своего Учителя в миросозерцании, то есть в воззрении на мир земной, естественный, на мир преисподний, адский, и на мир горний, небесный, и что во всем мыслили они умом [букв.: умствовали умом. – Ред.] Христовым ( 1Кор.2:16 ); 2) что творили они такие дела, какие видели у Господа своего, а при необходимости совершали и другие и вящие дела, но всё в том же духе, с той же целью (ради спасения людей) и силой Того же Духа Святого; и 3) что [они], в отличие от магов, всегда считали, что совершаемые ими чудеса – не от них, а через них. Посему и творили они их всегда во имя Христово, ради Христовой славы и преуспеяния Христовой Церкви. Сознавая, что Христос действует через них, они утверждали, что с помощью Христа могут всё и нет для них ничего невозможного. Чувствовали они, что вверена им божественно–сыновняя власть над природными стихиями, над бесами и над людскими недугами. Всё это они удостоверили делами. Вместе с названным отчетом высылаю Вам и интересный очерк под названием «Йованьское стословие». В нем собраны общие понятия о чудесах и чудотворчестве, а также изложено наше православное учение о чудесах. Желая Вам всех благ от Бога, остаюсь Вам преданным Иеромонах Йован Рапаич Шестнадцатый урок истины. Второе письмо издалека Уважаемый отец Рапаич. Я получил Ваше письмо с отчетом второго совета и с очерком «Йованьское стословие». Прочитав его, отправился навестить своего друга Карингтона, поскольку он приглашал меня приехать к себе, как только вернусь я с Айоны, ибо чувствует он себя не очень хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Как пример надежды на Бога в Житии преподобного Феодосия Печерского приводится следующий случай. Подошел праздник Успения Божией Матери, а для лампад не хватило деревянного масла. Преподобный сначала распорядился было добыть масло из льняного семени, но когда увидел, что это Богу не угодно, стал молиться и велел то же делать и братии. И вечером того же дня один паломник «принес в монастырь огромную корчагу, полную деревянного масла». Видя это, блаженный прославил Бога, «так скоро внявшего их молитвам» (13:125). «Конець же всем прежереченным: возлюбиши Господа от всея душа» («Стословец», 3:16). Любовь к Богу и вообще любовь христианская в ее существе, проявлениях – главная тема всех поучений Пролога. Любовь к Богу очищает сердце христианина, просветляет разум, прокладывает и указывает верный путь и к людям. «Посем възлюби Господа Бога своего от всея душа своея, и от всей крепости, и подвигни вся твоя дела и обычая правы к Его угождению творити», – зовет «Стословец» (3:3). Как бы ответом на этот призыв служат слова блаженного Моисея Угрина: «Никакое томление, ни огонь, ни меч, ни раны не могут отлучить меня от Бога и от великого ангельского образа» (22:200). Любовь к Богу есть и любовь к Божией Матери. Истинного христианина без любви к Ней, без почитания Ее – Честнейшей херувимов и Славнейшей серафимов – представить трудно. На Руси любовь к Божией Матери всегда была великой. К Ней, как скорой Помощнице и усердной Заступнице, прежде всего прибегал русский человек. В скорби он взывал к Ней: «Пречистая Матерь Христа Бога нашего, не оставь меня в печали этой» (22:273). В радости, «почитая и славя Пресвятую Богородицу, Молитвенницу и Заступницу нашу», с благоговением пел: «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь» («Повесть о Тимофее Владимирском», 10:61; см. также: «О преставлении блаженной Ольги», 11:285; срав. 9:221). Стремление к Небу, любовь к нему вызывает желание быть в постоянном общении с миром горним, возбуждает молитву. Молитва – это душевная пища, начало «всему добру» (св. Иоанн Златоуст , 2:98) и сама «велика добродетель» («Златоустник», 3:269). Молящийся «с Богом беседует» (2:99). Молитва есть и лучшее средство к распознаванию духовного состояния человека. Поэтому-то Киево-Печерский подвижник преподобный Феодор всякого приходящего к нему «заставлял сначала помолиться» и только после этого начинал с ним беседу (22:212).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

91. Что это за пророчество Христово, осуществление которого ожидается? – Его второе Пришествие во славе и силе, конец света и Страшный Суд Божий. 92. Что апостол Павел предсказал о евреях? – Что перед концом времен они примут христианскую веру ( Рим.11 ). 93. Почему Христос на Тайной вечере сказал только о Чаше: Пийте из нее все, а о хлебе не сказал «все»? – Предвидя то, что произойдет в будущем с римо-католиками, которые не причащаются Кровью Христовой, а только Телом (хлебом). 94. Сколько раз потрясалась земля из-за Христа? – Два раза: когда Он на Кресте дух испустил, и когда воскрес. 95. Зачем Господь ввел в Рай первым раскаявшегося разбойника? – Чтобы устыдить сатану, который, будучи наибольшим разбойником, вызвал изгнание Адама и Евы из Рая. 96. Зачем Сын Божий явился на землю? – Чтобы сотворенных учинить рожденными и рабов – детьми Божьими. Чтобы объявить Бога как Отца и посредством этого осуществить сыновство и братство. 97. Почему Господь Иисус Христос единственный в мире заслуживает называться Спасителем? – Потому что Он сошел, чтобы спасти живых и умерших: нынешние, будущие и прежние поколения. 98. Изо всех существующих царств какое царство наибольшее? – Наибольшее царство – Христово. Это единственное царство, которое непрерывно растет и только растет, без упадка и без застоя. 99. Что открылось человечеству через Христа и во время Христа на земле? – Открылся Бог как Отец, Сын и Дух Святой. Открылся тот свет. Явились Ангелы. Умножились чудеса. Объявлены умершие как живые. Отворились небеса. Указан путь в царство вечной жизни. Позваны все люди в Божье сыновство и царство. 100. Кто является мировой драмы главным героем, вокруг которого все вращается? – Сын Божий, Господь наш и Спаситель Иисус Христос, рожденный от Девы Марии и Духа Святого, пострадавший на Кресте нас ради и Воскресший. Победитель сатаны. Победитель греха. Победитель смерти. Наш единственный Спаситель. Читать далее Источник: Духовные наставления и притчи святителя Николая Сербского/пер. Чарота И.А. М.: «Издательство Дмитрия Харченко». Минск, 2014 г. С.162. ISBN: 978–985–545–112–0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

17. Для чего Бог заповедовал, чтобы Ему посвящались первенцы от человеческого потомства, и первенцы от скота и первое из плодов земных? – Для того, чтобы люди вспоминали Господа Бога своего и знали, что все роды и плоды от Него. 18. Справедливо ли, что дети страдают из-за грехов родителей? – В природе мы видим: когда корень дерева поврежден, то ветви на нем сохнут и листья вянут. Так что пусть берегутся греха те, кто любит детей своих. 19. Каковы установления закона Моисеева относительно кражи? – Кто украдет одного вола, пусть вернет пять волов. Кто украдет овцу или козу, пусть вернет четыре. 20. А относительно скотоложства? – Кто совокупится со скотом, да будет предан смерти. 21. А как по отношению к множеству, которое грешит? – Не иди за большинством на зло. 22. А по отношению к отцу или матери своей? – Да будет предан смерти. 23. А относительно прелюбодеяния? – Да будет предан смерти. 24. А по отношению к колдунам и гадателям? – Да будут преданы смерти; камнями забросаны. 25. А если дочь священника осквернится развратным действием? – Да будет огнем сожжена. 26. А если кто хулил имя Господне? – Да будет камнями побит. 27. А кто убьет человека? – Да будет предан смерти. 28. Кто бунтовал против власти Моисея и наказан проказой от Бога? – Мариам, сестра Моисеева. 29. Какой царь в гордыне своей вошел в храм и взял кадильницу, чтобы кадить, как священник? – Царь Озия. И когда он кадил, вдруг появилась у него проказа на лбу. 30. Как следует отвечать безбожникам, которые говорят: религия – это опиум народа? – Им нужно ответить: «Безбожничество – проказа на людях. Об этом свидетельствует пример Мариам, сестры Моисеевой и царя Озии, которые заболели проказой, как только воспротивились Божьему закону. 31. Что является мерзостью пред Господом? – Женщина, которая носит мужскую одежду, и мужчина, который облачается в женские одежды. 32. Из-за какого греха Бог уничтожил города Содом и Гоморру? – Из-за мужеложства или содомии. 33. Из-за чего Иисус Навин проиграл битву перед городом Гаем, и все войско его погибло?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

– Из-за греха одного воина, который совершил кражу. 34. Почему народ еврейский часто попадал в рабство? – Потому что отпадал от Бога и служил идолам. 35. Какому военачальнику Бог повелел уменьшить войско с 30 000 до 300 человек, и с этими 300 он победил врага? – Гедеону. 36. Кто сеял соль? – Авимелех, когда разрушил город Сихем, посеял соль по нему. 37. Какой судья дал неразумную клятву Богу? – Иеффай, перед одной битвой поклялся принести Богу в жертву то, что первое выйдет ему навстречу из его дома. А когда он вернулся домой, навстречу ему вышла дочь его. 38. Какая сноха, овдовев, осталась до конца со своей свекровью, служа ей как дочь? – Руфь. 39. Какие из женщин, не рожавших до почтенного возраста, родили детей по Божьему Промыслу? – Сара родила Исаака, Маноева жена родила Самсона, Анна Елканова родила Самуила; Соманитянка родила сына по молитве пророка Елисея; Елисавета родила Иоанна Предтечу; Анна Иоакимова родила Пресвятую Богородицу. 40. Кому из детей во сне трижды являлся голос Господа? – Самуилу. 41. Какого земледельца Бог поставил царем, а впоследствии, из-за его своевольства, сверг? – Саула. 42. Какую женщину наказал Бог бесплодием за то, что она насмехалась над своим мужем, славившим Бога? – Мелхолу, жену Давидову. 43. Где проявилось значение пастушеской пращи и то, что Бог сильнее вооруженного единоборца? – В сражении юного Давида с Голиафом. 44. Кто из предателей закончил жизнь самоубийством? – Ахитофел, предавший Давида, и Иуда, предавший Христа? 45. Кто лишал разума премудрого царя Соломона, побуждая согрешить перед Богом? – Женщины. 46. Какой человек молитвой своей закрывал и открывал небо? – Святой пророк Илия. 47. Какая царица вела гонения на истинных пророков Божиих, слушая лжепророков и отбирая имущество у бедных, а пророк Илия предсказал, что ее собаки съедят? – Царица Иезавель, жена Ахавова. И собаки съели ее. 48. Кто из людей не родился, а умер? – Адам. Кто из людей родился, но не умирал? – Енох и Илия. Кто дважды умер? Лазарь. Кто умер и воскрес?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Пост заповедан был еще в раю. «Кто бе чистее Адама, но и того Бог не лишил поста, еже бо рече от всякаго древа сущаго ясте в рай, от древа же, еже ведети добро и зло, да не ясте... И се есть образ поста» (св. Иоанн Златоуст , 2:124). Если пост был в раю, то тем более он обязателен вне его. «Первее постися Енох, и взят бысть на небеса с плотью». После него постились: Ной – «и от вселенского потопа спасен бысть», Авраам – «и друг Божий наречеся», Моисей – и «беседова к Богу лицем к лицу» («Златая цепь», 3:182–183), удостоился «получить закон на горе Синайской», видеть славу Божию (ПВЛ, 22:94), пророк Илья – «и дождь жаждущим людем испросил у Богу; и Даниил пророк постом львы укроти» («Златая цепь», 3:183); «постясь, трое отроков погасили силу огненную» (ПВЛ, 22:94). И в Новом Завете многие «освятишася постом и спасошася, ихже имен ни всего мира книги не испишут, единому Богу сведущу Своя угодники» («Златая цепь», 3:183). Сам Господь наш Иисус Христос постился сорок дней, «не требуя пощенья, но нам образ дая» («Златая цепь», 3:178), «показав нам время поста» (ПВЛ, 22:94). По словам преподобного Феодосия Печерского , Бог дал христианам сорок дней для очищения души – эту своего рода десятину от года: «и в эти дни очистившись, душа празднует светло день воскресения Господня, радуясь Богу» (ПВЛ, 22:94). Постясь, нельзя уподобляться лицемерам, «человеком являюще бледы, дряхли, сетующеся, да от человек славятся», а быть со светлым лицом и добрым сердцем («Златая цепь», 3:178). Пост состоит не только в воздержании от обильной пищи, но и вообще в трезвенном образе жизни. Преподобный Феодосий Печерский перед наступлением Великого поста учил: «Остерегайтесь лености и многого сна, бодрствуйте для церковного пения и для усвоения предания отеческого и чтения книжного; больше же всего подобает... иметь на устах псалмы Давидовы... в себе любви ко всем меньшим и к старшим покорность и послушание... давать собою пример воздержания, бдения, трудолюбия и смирения; так учить меньших и утешать их и так проводить пост» (22:94). «Мнят бо пост – брашна удаление, – читаем в «Слове о посте», – той бо пост да укоряется. Но воздержи руки от грабления, ноги от ристания, еже на позоры; очи от взора красна... Слуха стяжи не приимати осуждения и лжи, слышания суетна не приемли. Да постятся уста твоя от осуждения; ничто же бо есть еже не ясти мяс или рыб, снедати же плоти братии оклеветанием» (4:144; срав. 3:177). Таким образом истинный пост охватывает всего человека – и тело и душу. В «Слове от святаго Евангелия» говорится: «Телеснии греси инаци и душевнии инаци, такоже и пост инак душевный, а инак телесный... Телесный пост постившеся таже ясти, а душевнаго поста николиже престати» (3:236). «Предай же тело на пост... сердце на крепость» («Стословец», 3:7; срав. «Златая цепь», 3:56).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010