62 . Сам Господь Иисус Христос объяснил это, когда сказал: Что невозможно людям, возможно Богу ( Лк. 18:27 ). Богу все возможно. За праведность и верность Иисуса Навина Бог остановил солнце над Гаваоном до тех пор, пока Израиль не закончил битвы, одержав в ней победу. Кто научил пустынножительницу Марию Священному Писанию ? Дух Божий. Исполнилось обетование Спасителя ученикам: Утешитель Дух Святой, Которого Отец пошлет во имя мое, Он научит вас всему. Он научил блаженную Марию, вселившись в нее и обожив ее. И прочие страшные чудеса совершала Мария Египетская силой Бога, Который обитал в ней. 63 . Но еретики и безбожники считают мерой человека-червя, а не человека-бога. И рассуждают так: что невозможно одному человеку, невозможно и другому. Точнее то, что невозможно человеку-червю, то невозможно и человеку-Богу и Сыну Божьему. Они профессионалы в обобщении по своему плотскому мудрованию, на уровне материи. Обобщение людей, обобщение религий, обобщение народов, обобщение всего и вся, во имя дарвиновского праотца-гориллы. 64 . Между тем, от сотворения вселенной никем и нигде не установлено такой великой разницы между человеком и человеком, как в Евангелии. Одни названы там сынами Света, а другие – сынами тьмы. Одни признали Отцом Бога, а другие – дьявола. Одни записаны как сыны Царства, а другие – сыновья ада. Одни с Христом, другие – с антихристом. Через первых действует Дух Истины, через вторых – духи лжи. Как сказал Бог Сын: Духа истины, которого мир не может принять, поскольку его не видит и не знает, вы познаете, ибо будет Он на вас и в вас. 65 . Европейские еретики, так же, как и безумные атеисты, чтобы поверить, хотят увидеть. Поэтому они не знают Духа истины и не могут познать Его по действию в себе. Не имея Его в себе, они тем, кто Его имеет, не верят, вот беда и погибель! А когда увидят чудо Божие, явленное через сына или дочь Света, то не верят глазам своим и пытаются объяснить его психопатией или неврастенией! И неверие не позволяет им, от человека-червя возвыситься даже до быка или орла, не говоря о Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Они дошли до нашего времени в двух редакциях. Одна, созданная на классическом греческом языке, написана ямбическим трехстопным стихом триметром. Другая, близкая народным традициям, выполнена трохеическим восьмисложником. «Родосские песни» (XIVXV вв.) – анонимный сборник любовных песен и стихотворений (707 нерифмованных стихов). Он состоит из трех циклов. В первом цикле содержатся песни (11), написанные от лица влюбленного юноши или девушки в форме акростиха от А до М (стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово или фразу).15 дистихов (двустиший) второго цикла представляют собой жалобы-акростихи влюбленного молодого человека. Третий цикл, состоящий из 19 эротических песен, открывается стихотворным предисловием, в котором девушка требует от влюбленного юноши сочинить сто стихотворных прибауток, начинающихся с арифметического числа от единицы до ста («Стослов»: «Одна есть девушка в селе, что в сеть меня поймала. Два глаза смотрят на тебя, и оба горько плачут. Три года я из-за тебя готов сидеть в темнице» и т.д.). После десятой прибаутки девушка влюбляется в певца и, чтобы приблизить час любви, разрешает ему сочинять стихи на десятки, начиная с 20. В конце «Стослова» любовный мотив приобретает драматическую окраску: поэт насмехается над полюбившей его девушкой, взывающей к его порядочности. Завершается сборник эпистолярными посланиями, содержащими жалобы влюбленных, и стихотворениями различного характера. Основными темами «Родосских песен» являются мольба о свидании, долгожданная встреча влюбленных, воспевание «златокудрой» красавицы с «походкой горделивой», с шеей белоснежного мрамора, с пурпурными губами, с очами, «синее, чем сапфиры». Любовь в них рассматривается не как губительная страсть, сжигающая влюбленных, а как веселое времяпровождение. Стихи изобилуют античными образами («Эроты смерть моя» и др.), пышными обращениями («О, свет очей, душа моя!», «О нежная ромашка!», «Голубка, горлица моя...»), назиданиями, взятыми из жизни. «Родосские песни» оказали влияние на формирование русского «лубочного» романа и романса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Nikolai, Bishop of Ohrid and Zhicha” , in Bishop Maxim (Vasiljevic),  Treasures New and Old. Writings by and about St. Nicolai Velimirovic , Sebastian Press, California-Vrnjacka Banja, 2010, p. 146.  Saint Nicolai Velimirovic,  Agony of the Church , at the online version of the book:  (accessed on the 6 th  of December 2012).   Ibid.   Ibid.   Ibid.  Metropolitan Amphilocius (Radovic), “Предговор” in Св. Изабрана дела Св. , at the online version of the book:   (accessed on the 6 th  of December 2012). Metropolitan Amphilocus also notes that “Encouraged and inspired by the great ideas of Western Christian nations, (Nicolai) remained to the end of his life loyal to his perception, which was expressed in sermon, “ Biti ili Delati ” (“To Be or To Do”), where the East is “to be” and the West is “to do.” God’s is to be  and  to do. That is why only through the unification of being and doing is it possible to find a balance between the human being and human history” ( The Theanthropic Ethos of Bishop Nikolai Velimirovich ”, in Bishop Maxim (Vasiljevic),  Treasures New and Old. Writings by and about St. Nicolai Velimirovic , Sebastian Press, California-Vrnjacka Banja, 2010, p. 129-130).  Metropolitan Amphilocius (Radovic), “ The Theanthropic Ethos of Bishop Nikolai Velimirovich ”, p. 129.   Ibid , p. 130.  Bishop Nikolai Velimirovic,  стослов , at the online version of the book:  (accessed on the 6 th  of December 2012).   Ibid.  Cf. Djordje Janic,  Hadji into Eternity , Belgrade, 1994.   Ibid.  Bishop Maxim (Vasiljevic) pointed out that Nikolai reported accurately the positions taken personally by Father Georges Florovsky and that he adhered completely (cf. “Trois théologiens serbes entre l’Orient et l’Occident. Nicolas Velimirovic, Justin Popovic et Athanase Jevtic”, in  Istina  LVI (2011), p. 63-78 (in French)). у Еванстону” first published in review “Слобода” from 20 th  of October 1954 and reprinted in  Collected Works . Vol. 13, Himmelsthür, 1986, p. 42-46 (in Serbian).

http://pravoslavie.ru/87573.html

Когда душа созреет, Бог даст ей мир    Любите малые вещи, стремитесь к простому и скромному, а когда душа созреет, Бог даст ей внутренний мир. Он видит вас, и Ему угодно, когда мы ищем Его мира. Пока душа не созреет, Он будет показывать ей, что Он всюду, все наполняет — весь мир, всякое творение, — и как радуется тогда душа! Ни в чем не нуждается! Но потом Господь снова скрывается от нас, чтобы мы стремились к Нему и всем сердцем искали Его. Не вступайте в мысленную брань с ближними    Трудно жить с ближними, если мы вступаем с ними в мысленную брань. Недостаточно воздерживаться от открытой войны в словах и делах, не вступайте с ними и в мысленную войну! Иначе потеряете душевный мир и любовь. Не нужно противопоставлять себя ближним, переубеждать их, это бесполезно. Хоть на голове перед ними стойте, ничего не добьетесь. Их надо просто любить ради Христа, ибо Господь в них, даже если они и не веруют в Него, иначе разве были бы они вообще живы?    Не придавайте большого значения внешним событиям, будьте сосредоточены в себе, в своем сердце, в Господе, а внешние события оставьте. Будьте приветливыми, тихими и мягкими со всеми и ни на что не обращайте внимания. Молитва призывает на дом благодать    Очень важно, когда в доме есть молитвенник, человек, который молится. Молитва призывает на дом благодать Божию — это чувствуют все домашние, даже те, у кого сердца ох-лад ели. Непрестанно молитесь.    Наставления и ответы на вопросы духовным чадам в разных обстоятельствах. Аудиозаписи. (Прим.    изд.) Витовницкий стослов 1. Господь наш пришел сюда к нам, чтобы вернуть нас в первозданное состояние, сделать нас такими, какими Он создал нас. Он сделал все, чтобы человек смог понять Его. Он мог спасти род человеческий и иным образом, но человек в грехопадении сам разрушил свое внутреннее разумное устройство и стал неспособен к добру. Подпал под власть духов злобы, добровольно предался в их власть и рабство. 2. Зло, которое существует в мире, Бог не сотворил. Зло исходит от разумных мысленных духов, которые отпали от любви Божией, обратились на службу себе и стали непослушны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Мой господин, письмо твое мне передали в руки, Но отчего ты так скорбишь, я, право же, не знаю. Коль скоро мучают тебя, в полон поймав, Эроты, Ты их и должен попросить, любезный, о пощаде. А мне и вовсе дела нет до всяких там Эротов; Любви меня не одолеть, Эротам не осилить, Не знаю стрел Эротовых, не знаю мук любовных. А ты, уж если боль твоя взаправду нестерпима, Один изволь убить себя, один прощайся с жизнью!» «Родосские песни любви» 562 (XIV–XV вв.) Так называемые «Родосские песни любви» появляются в поздний период византийской литературы – в XIV или первой половине XV в. Это сравнительно небольшой сборник эротических стихотворений (707 нерифмованных стихов), дошедший до нас в единственной рукописи XV в., которая в настоящее время хранится в Британском музее. В рукописи есть значительные лакуны, тем не менее можно ясно различить три цикла в сборнике. Первый цикл составляют одиннадцать разного объема акростических песен в алфавитном порядке от А до М; это, несомненно, остаток цикла акростихов от альфы до омеги. Песни поют поочередно влюбленные юноша и девушка. Второй цикл – пятнадцать дистихов, сохранившихся с небольшими лакунами, но все же с легко различимым, также алфавитным, акростихом от альфы до омеги. Дистихи содержат жалобы влюбленного молодого человека. Третья, главная часть сборника, озаглавленного издателями «Родосские песни любви» по предполагаемому месту их возникновения, состоит из предисловия к девятнадцати эротическим песням, перевод отрывка из которого приводится в нашей книге (ст. 140–163). В предисловии выражена мольба влюбленного юноши к девушке полюбить его. Девушка отвечает, что он слишком юн, вероятно, ничего не смыслит в любви, но требует от него сочинить экспромтом сто стихотворных прибауток так, чтобы каждая начиналась с арифметического числа от единицы до ста (отсюда эта часть собрания песен и получила название «Стослов»). Однако уже после десятой прибаутки девушка покорена певцом, она целует его один раз и разрешает юноше сочинять стихи только на десятки, начиная с числа двадцать. Когда же влюбленный доходит до ста и потом удовлетворяет свою страсть, то начинает грубо насмехаться над девицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

84 . Если бы Господь по нашей вере исполнял все наши молитвы, произошло бы так, что нам уже не нужно было бы ничьих советов, даже от самой Церкви. Или дьявол мог бы отнять у кого-то здоровье, и ближние этого человека попросили бы нас помолиться о болящем; а враг будто бы по нашей молитве сделал бы вид, что отошел от больного, и мы бы стали жертвой обмана 28 . 85 . Когда мы требуем и ждем от других уважения и внимания, они отворачиваются от нас, а когда не думаем об этом, люди сами идут к нам. 86 . Наши дурные мысли овеществляют зло и нарушают космический мир. 87 . Какова скорость движения ангелов? Ангелы – духовные существа, а скорость духа равна скорости мысли. 88 . Если душа не проявляется через тело, то проявляется через мысли. Ночью душа входит в контакт (общение) с духовным миром. В состоянии сна она общается с духовными сущностями живых, мертвых или с падшими духами. На светлую, благочестивую душу бесы нападают, чтобы задушить ее, потому что в их царстве появился бунтовщик. Наша гордость позволяет бесам приступать к нашей душе. 89 . Состояние во сне и состояние после пробуждения различны. Когда душа человека спокойна, его мысленный аппарат не утомлен. В противном случае, когда мысленный аппарат истощен, человек, ложась спать даже не сильно уставшим, утром просыпается разбитым, как будто всю ночь тяжело работал. Всю ночь в его подсознании проплывали картины прошлого, рождались планы на будущее, из которых душа составляла разные комбинации. Когда душа очищается от всех этих мысленных комбинаций и нагрузок, тогда сон становится мирным и человек утром просыпается отдохнувшим, свежим и просветленным. 90 . Литература часто является плодом обмана падших духов. Такие романы и книжечки не представляют собой христианских произведений, напротив, в них часто содержится ложь, сатанизм, потому что сатана – отец лжи. Если человек – мечтатель, рассеянный фантазер, он в дьявольской сети, и дьявол говорит: «Вот, этот подобен мне». 91 . Господь попускает много разочарований, горя и страданий здесь, на земле, чтобы мы махнули рукой на мир, если он так больно ранит нас, и чтобы увидели, что только Бог – Источник утешения, радости и покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

  196/348 Рай Каллиста и Игнатия (Стословец) Посл. четв. 18 в. 4о. 22,5х17,5. I+125 л. л. 1 без текста. Полуустав, переходящий в скоропись, одного почерка. Нумерация поздняя карандашом. Имеются многочисленные сноски на полях, иногда в фигурных скобках. На полях также имеются поздние записи другой руки. Переплет картон с кожаным корешком. Украшения На л. 1 об. концовка в виде креста в круге чернилами. На л. 2 цветная заставка растительного орнамента. Содержание л. 1 об. Краткое житие св. Каллиста и Игнатия. «Малейших в пустынницех Каллиста и Игнатия Ксанфопулов…». л. 2. Рай. «Предисловие слова сего, еже и первыя главы число имать, есть о сущем в верных Святым Духом божественнем и превышеестественнем даре же и благодати». Нач.: «Подобаше убо нам по Божественным рещи глаголом, богонаученным сущым…». л. 121 об. Симеона Солунского свидетельство о Каллисте и Игнатии. «О блаженных отцех наших Каллисте патриарсе и Игнатии от книги Симеона Фессалонитскаго, во главе яже о Божественнем последовании 295, странице 210». Нач.: «Изряднее же во дни наша сия о ней (молитве) списаша Духом, якоже и сами суще от Бога». л. 122 об. Мелетия Афинского свидетельство о Каллисте и Игнатии. «От церковныя повести Мелетия Афинскаго в книзе 14, главе 15, числе 8». Нач.: «Каллист вторый иже от Ксанфопулов монастиря на патриаршеский иже в Константине граде престол возведенный».   197/349 Рай Каллиста и Игнатия Конец 18 в. 4о. 22,5х17. I+151 л. Полуустав одного почерка. Писец схим. Климент. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются многочисленные сноски на полях, иногда в фигурных скобках. Переплет картон в коже с тиснением. Украшения На л. 1 заставка растительного орнамента чернилами. Записи На л. 1-3 владельческая запись рукой схим. Платона по нижнему колонтитулу: «Сия книга дарована от монаха Афанасия монаху Иоасафу, свидетельствует о сем истину схимонах Платон». На л. 150 об. владельческая запись внизу страницы: «Всечестнейший схимонах Климент написал сию книгу монаху Афанасию на его иждивении».

http://bogoslov.ru/article/6191995

Иоанн Златоуст , 3:79). Осуждение – «грех есть тягчайший» (2:84). Чтобы судить о ком-либо, надо самому быть чистым от грехов: «безгрешнаго бо есть дело» («Стословец», 3:9). Но без греха только Бог – Он и есть единый Судья, «Иже воздаст комуждо по делом его» (св. Анастасий, 3:80). Он «инако судит епископу, и инако князю, и болярину, инако же судит игумену, и инако ученику, инако старцу (…) И кто возможет тыя судьбы уведати Его, токмо Он един, сотворивый всяческая и сведый вся» (2:84–85). Да и как может судить человек, не будучи в состоянии проникнуть во внутренний мир другого. Если же кто и видел своего ближнего вчера согрешающим, сегодня уже легко может ошибиться в своих заключениях о нем, «ибо мнози многажды согрешиша яве и покаяшася отай прилежно. И мы убо согрешения их видехом, покаяния же их и обращения не разумехом, да от нас яко грешницы осуждаются, а от Бога оправдание улучают» (св. Анастасий, 4:140, ср.: 3:80). Поэтому «не осуди» брата, «чужих грехов» (2:116; 3:75). Осуждать не должно «всякаго человека» (св. Анастасий, 4:140), «никого же», но особенно священников. «Аще видел еси (его) что сотворша, то не рцы, яко грешен есть и недостоин служить, но приступи к нему с чистою совестью и причастися Божественных Тайн, да святыню получиши. Аще бо и ангел есть приносяй бескровную жертву, а ты недостойне приходиши, то никако и ангел от грех не очистит тебе» (св. Анастасий, 3:80. Ср.: 4:140 – 141). Надо не других судить, а «о своих пещися гресех» (2:95), «о своих грехах поразмыслить» («Домострой», 11:163), считать себя грешнее («имей себе грешнее», 2:116). «Кождо (каждый) бо о своих делех ответ даст пред Богом. А не поможет там никто, ни отец сыну, ни сын отцу, ни брат брату, но дела когождо (каждого) осудят или спасут» (св. Кирилл, 3:75). Если не осудим – сами «прощение грехов сподобимся» (св. Анастасий, 4:140). В подтверждение последней мысли св. Анастасий рассказывает об одном «черноризце», который не отличался подвигом. Но вот пришел час его кончины. Присутствовавший при этом «един от великих отец» был удивлен спокойствием умирающего и обратился к нему с вопросом: «Откуду таковое беспечальство в страшный час?» Черноризец ответил, что он действительно провел дни «в небрежении», но с того времени как «отвергохся от мира и бых мних, не осудих никого же от человек и никому зла не сотворих. И ныне принесоша ангели Божий рукописание грехов моих, и свершилося на мне слово Господне, еже рече: не осуждайте, да не осуждени будете, оставите, оставлю вам, – и растерзано бысть рукописание грехов моих. И се радостно иду с беспечалием к Господеви Богу моему. И яко изрече се брат отцем и в том часе предал дух, многу пользу всем сотворив. Да се слышаще, братие, – заканчивает св. Анастасий, – потщимся не осуждати, ни зла помнити, да Господь Бог не осудит ны и не воспомянет прегрешений наших» (3:80–81).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Это произведение во многом загадочное, но и безусловно замечательное. Не ясен прежде всего главный персонаж – он же и предполагаемый автор «Моления» – Даниил Заточник: кто он по своему социальному положению, чьи интересы он выражает, какому князю служит. Не ясна и жанровая принадлежность произведения. «Загадочность» «Моления» не случайна – это результат того, что сама литература находилась в XI–XIII веках в процессе жанрообразования, а общество было обществом несформировавшимся, становящимся, находящимся в процессе классообразования. Если принять во внимание эту неустойчивость общества и всеобщее стремление обрести эту устойчивость, в частности в литературе, где шли поиски новых жанров, отвечающих задачам русской действительности, то объяснение «Молению» может быть дано такое. В византийской и древнерусской литературе еще в XI веке существовали сборники изречений. В частности, известен был в Древней Руси «Стословец» Генадия – сочинение, возможно, и древнерусское. Но в этих сборниках изречения не располагались в каком-либо стройном порядке. Каждое изречение имело самодовлеющее значение. «Моление» – это тоже в какой-то мере сборник изречений, но нанизанных на определенный и довольно острый сюжет: бедный, зависимый, а может быть, и сосланный человек размышляет над тем, как ему выбраться из своего тяжелого положения, прикидывает различные жизненные ситуации, которые помогли бы ему выбраться из его унижений, и обращается к князю с разными мольбами. Положение, знакомое различным эпохам, но особенно острое для эпохи совершающегося классообразования. Мысленно примеривая себя к разным жизненным ситуациям, Даниил шутит над собой. Он вымаливает у князя милость, может быть – подачку, стремится рассмешить князя или поразить остроумием. Среди его шуток – предложение жениться на богатой, но «злообразной» жене и изображение этой жены: это как бы сценки для пирушек, на которых присутствуют только мужчины. Восхваляя силу князя и преувеличивая, может быть, свою нищету, Даниил вносит оттенок иронии и в свои похвалы князю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

70 . Никогда человек не говорил так, как Этот Человек ( Ин. 7:46 ). Это свидетельства тех, кто лично слышал и почувствовал речи Христовы. Ибо Он говорил, как власть имеющий, и по Его словам струилась сила и передавалась людям. Еретические критики Евангелия много внимания уделяют так называемому «сравнительному богословию» и истории других религий и философий. Критикуя учение Христа, они утверждают, что находили у других учителей веры и философов слова, тождественные словам Христа. И на основании этого они хотят низвергнуть Иисуса Христа с Его высоты в долину плача и домыслов, ради «равенства и единства». 71 . Поистине они верно говорят, что слышали из других уст слова, что и Спаситель говорил. С тем, что они не увидели неизмеримого различия в действии подобных слов. И другие говорили мертвой девице: девица, встань! – однако мертвая не встала. Но когда эти слова произнес Иисус, девица воскресла и встала. Тысячи фарисеев могли говорить царедворцу из Капернаума: сын твой здоров! Но больной сын царедворца оставался больным. Но когда эти слова произнес Сын Божий, сын тотчас поправился. И сколько мореплавателей не восклицало бы в бурю: перестань! – буря не утихала. А когда то же слово вышло из Его уст, настала великая тишина. Миллионы уст могли говорить слепцу: прозрей, и парализованному: встань и иди, и крикнуть бесам: изыдите, и велеть прокаженному: очистись, и бесплодному дереву: засохни. 72 . Се, все это обычные слова, которые произносит множество людей в подобных обстоятельствах. Те же слова мог произнести Платон, Аристотель, Будда, Конфуций, и любой языческий философ, и все бы они оставались без действия и последствий, ибо вместе со словами из Него исходила сила. И буря утихала, и слепые прозревали, и расслабленные вставали, и хромые прыгали, и бесы бежали от людей, и прокаженные очищались, и бесплодная смоковница засыхала. Вот этой разницы не могут видеть многие еретические «объединители», «приспособители» и «сопоставители». Но верьте Богу, эта разница, словно разница между жизнью и смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010