В другой раз, требуя той же грамоты, отсекли ему голову и бросили тело близ кельи. Это было в 1641 году, тело святого было похоронено с честью около храма. В 1646 г. после чудес, совершавшихся над мощами, начали чтить Симона как святого. Мощи св. Симона почивают под спудом в Крестовоздвиженском храме упраздненной Воломской обители. Об иконе Божией Матери Троеручицы читать под 28 июня. 13-е число Праздник собора св. архангела Гавриила установлен для воспоминания всех чудесных явлений св. архангела и для прославления его, как вестника тайн Божиих: рождения Предтечи Христова, равно и Самого Христа Спасителя. Преподобный Стефан подвизался в Иерусалимской обители св. Саввы, почему называется Савваитом. Он был племянником св. Иоанна Дамаскина , жил в VIII веке. 10-ти лет поступил в монастырь. Иногда удалялся из монастыря в пустыню. Узнавал чужие мысли, предсказывал будущее, изгонял бесов и врачевал болезни. Скончался св. Стефан 69 лет, в 794 г. Мученик Серапион пострадал при Севере, в начале III века. Мучив жестоко, бросили его в темницу. Господь исцелил мученика здесь, а когда он был выведен из темницы совершенно здоровым, то привел всех в изумление. Тогда осудили св. Серапиона на сожжение. Мученик Маркиан был обращен ко Христу в юношеских летах, и сам обратил к Нему многих, за что представили его к правителю Каппадокийской области Переннию. Правитель хотел отвратить святого от Христа сначала ласками, а потом и мучениями. Но он скончался среди мучений. Это было около 258 г. Св. Иулиан был епископом в Кеномании, в Галлии (Франции). Ап. Петр поставил его в епископа и послал в Галлию. Прибыв в Кеноманию, св. Иулиан поселился за городом в хижине и начал свою проповедь. Народ толпами стремился к нему. Свою проповедь сопровождал он чудотворениями. Сам князь города со многими боярами принял крещение. Св. Иулиан был погребен в построенной им церкви, и при гробе его совершались чудеса. 14-е число Апостол Акила был из 70 апостолов. По происхождению еврей, жил он в Риме и обращен ко Христу, вместе с женой Прискиллой, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

10 . Свв. 45 мчч., иже в Никополи Арменстем: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менея, Варилада и др.; положение честной ризы Господа нашего И. Христа в Москве (в 1625 г.); прп. Антония Печерского, мчч, Вианора, Силуана, Аполлония ; празднование Коневской иконе Пресв. Богородицы. 11 . Мц. Евфимии, сиречь предела Отцев; блж. княг. Ольги Российской, во св. крещении Елены; сщмч. Киндея; праздн. образу Пресв. Богородицы Ржевская. 12 . Мчч. Прокла и Илария; прп. Михаила Малеина, мц. Голиндухи, во св. крещении Марии; мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна. 13 . Собор св. архангела Гавриила; прп. Стефана Савваита; мчч.: Серапиона и Маркиана; свт. Иулиана, еп. Кеноманийского. Св. еп. Иулиан (I в.) начертал на поднесенной ему злоумышленниками чаше с ядом св. крест, выпил ее и не почувствовал никакого вреда. Вот какую силу имеет св. крест, а наши сектанты отвергают его. 14 . Ап. Акилы, прпп.: Еллия, Онисима, Стефана Махрищского; мч. Иуста. 15 . Мчч. Кирика и Иулитты; равпоап. кн. Владимира, во св. крещении Василия; мч. Авудима. По мнению раск.-безпоповцев, мчч. Кирик и Иулитта († 305) никогда не причащались св. Тайн, так как в житии их не говорится, чтобы они причащались; но это молчание не только не дает права заключать, что они действительно не причащались, но показывает противное: потому и не говорится, что это всем и каждому известно (Иос. Волоц. Сл. II о иноч. жит. стр. 494–5). 16 . Мчч. Афиногена и 10 ученик его; память Вселенских 6 Соборов; мчч.: Павла, Алевтины, Хионии, Антиоха, Иулии девы. Празднование образу Пресв. Богородицы Псковская. 17 . Вкмч. Марины, прп. Лазаря. 18 . Мчч.: Емилиана и Иакинфа, иже в Амастриде, прпп.: Памвы пустынника, Иоанна Печерского многострадального. 19 . Пятница . Прп. Макрины, сестры Великого Василия; прп. Дия, Романа, кн. Рязанского. Прп. Серафима Саровского чудотворца. Прп. Макрина († 379 г.), страдая «от вереда некоего лютаго на персях ея», просила свою мать осенить больное место крестом, и как только было употреблено это врачевство, мгновенно получила исцеление. Такова сила крестного знамения, а наши сектанты отвергают его и ни во что не считают св. крест.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Первым св. мучеником считается обыкновенно архидиакон Стефан (πρωτομρτυς). Иногда византийские писатели подымаются выше и первым мучеником считают св. Иоанна Крестителя: напр. Стефан Савваит называет Предтечу μρτυς κα μαρτρων πρτος; 2 однако это не совсем точно: мучениками мы называем исповедников веры, положивших живот свой за истину Бога, а не только исповедников нравственности, каким был по преимуществу св. Иоанн как мученик. Юная христианская община, оплакав кончину одного из 70 апостолов, надо полагать, прежде всего занесла в свою памятную книгу это имя; и с того времени ежегодно 27 декабря в молитвенном единении воспоминала св. Стефана и в памяти и в воспоминании о деятельности его почерпала новые силы к укреплению и утверждению веры. Ближайшие свидетели мученической кончины членов христианской общины и в последующее время все заносили и заносили имена новых мучеников и день их кончины: памятная книга отдельных провинций все разрасталась. С течением времени, как естественный шаг, для нужд христианской общины явилась необходимость иметь общий календарь с именами всех мучеников, пострадавших на обширной территории Римской империи. И число этих мучеников к IV веку разрослось настолько, что в календаре не оказалось ни одного дня без памятей мучеников. Но ранее того как христианская религия уже объединила обе части Римской империи, не сохранилось ни одного такого календаря; старейшие из них, Сирийский и Псевдоиеронимов мартирологи, относятся лишь к V веку. Рядом с голою отметкою имени одного мученика писалось иногда μαρτριον другого, особенно в том случае, когда при казни присутствовал какой-нибудь тайный христианин, который нередко и уносил тело мученика в сокровенное место. Конечно, среди бивуачной жизни христиане в своих μαρτρια не могли преследовать каких-либо литературных целей. Написанные наспех, эти μαρτρια не отличались должною правильностью речи и в сущности давали очень мало исторических черт по сравнению с краткими календарными отметками: главнейшим придатком является здесь имя императора, епарха, анфипата или префекта и т. д., при которых пострадал мученик. Но как ни слабы были эти μαρτρια в литературном отношении, они тщательно сохранялись, ибо христианская община хотела прежде всего читать или слушать только память мученика, совсем не обращая внимания на её литературную форму.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Возможно, именно этим крестом с частицей мощей святого князя Александра Невского старец Нектарий и благословил Г.К. Жукова. А если это так, то святой князь Александр Невский помог своему наследнику в ратном деле разгромить сначала под Москвой, а затем – в Берлине новые полчища немцев, которые позабыли уроки Ледового побоища и вновь устремились на Святую Русь. Сирота 28 октября 1884 года в бедной крестьянской семье Василия и Марфы Фоминых, что жили в селе Космодемьяновское Орловской губернии родился мальчик. В семье уже было два сына – Илларион (род. в 1872 г.) и Роман (род. в 1877 г.). Но тогда на свет Божий явился будущий благодатный старец Севастиан. Младенец родился в день памяти преподобного Стефана Савваита, творца канонов. Поэтому при святом крещении был наречен в его честь Стефаном. В 1888 году благочестивые родители возили детей в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Стефану было только 4 года. Но отрок хорошо запомнил и это первое в своей жизни посещение Оптиной, и ласковые глаза старца. Стефан рано узнал тяжесть сиротства. Вскоре после поездки умирает отец семейства. А через год семью постигло новое горе: от болезни легких скончалась и мать. Старший брат Илларион через год после смерти родителей женился, так как один не справлялся с заботами о младшем брате и с хозяйством. «Когда родители умерли, – вспоминал он, – мне было 17 лет. Земля у нас была девять десятин, ее надо было обрабатывать своими руками…» Илларион был требовательным, неласковым. Нередко он строго наказывал Стефана. Да и жена брата не смогла заменить сироте мать. А вот к среднему брату Роману, у которого была нежная душа и мягкое сердце, пятилетний Стефан был привязан сильно. Но вскоре ему пришлось с ним расстаться. В 1892 году Роман, решивший избрать путь иноческой жизни, упросил Иллариона отвезти его в Оптину пустынь. Там он был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит. Посещения среднего брата в Оптиной пустыни в зимнее, свободное от крестьянских работ, время оказывали на подрастающего Стефана большое духовное влияние. Всякий раз эти посещения были для него радостным утешением.

http://pravoslavie.ru/3971.html

Боковая поверхность креста гладкая. С оборотной стороны – шесть черневых погрудных изображений святых в прямоугольных клеймах. В средокрестии изображение святого с надписью: ВАРИЛЕИ , слева от него Иоанн Златоуст с надписью: ИОАН ЗЛАТАУСТЪ , справа – Григорий Богослов с надписью: ГРИГОРЕЙ Б[О]Г[ОС]Л[О]ВЪ , вверху – Николай Чудотворец с надписью: НИКОЛА , внизу – св. Стефан с надписью: СТЕФАН , ещё ниже – св. Леонтий с надписью: ЛЕОНТЕИ . На кресте золочением выделены венцы, оглавие, узкая окантовка края предмета и поля всех клейм с изображением святых. Литература: Савваитов П. Указ. соч. СПб., 1886. С. 40. 7. Крест-мощевик наперстный Инв. 3590 кп. 174 др. 925 пр. Первая четверть XVII века. Сольвычегодск. Серебро; гравировка, чернь, золочение. 11.1×7.1 см (с оглавием). Вклад Никиты Григорьевича Строганова в Благовещенский собор г. Сольвычегодска. Крест использовался при водосвятии, на что указывает опись Благовещенского собора: «Крест невелик водосвященой...». Описание. Крест серебряный, четырёхконечный. Концы ветвей – в виде трилистника с округлыми одинаковыми лепестками. Оглавие крестовидное. На лицевой поверхности креста чернью выполнены многочисленные изображения: небольшое Распятие с парными летящими ангелами, по сторонам которого – четыре поясные фигуры предстоящих: Богоматери, Марии, Иоанна и Лонгина. Лик последнего наполовину прикрыт венцом Иоанна. Здесь же надпись: РАСПЯТИЕ Г[ОСПО]ДНЕ. МР ФУ. ИОА(Н). ЛОГИН. Над Распятием Господь Саваоф с благословляющим жестом. Слева надпись: Г[ОСПО]ДЬ САВАОФ . Внизу креста поясное изображение Григория Богослова с надписью: ОАГИ[ОС] ГРИГОРЕЙ Б[О]ГОСЛОВЪ. На оглавии изображён Василий Великий , здесь же надпись: ОАГИ[ОС] ВАСИЛЕ[Й] ВЕЛИКИ[Й] . Все надписи, так же как и изображения, заполнены чернью. С оборотной стороны имеются семь поясных изображений святых. В центре креста: митрополит Алексий с надписью: ОАГИ[ОС] АЛЕКСЕИ МИТРОПОЛИТ , над ним – Николай Чудотворец с подписью: ОАГ[ИОС] НИКОЛА ЧЮДОТ(В)ОРЕЦ , ниже – Симеон Столпник с подписью: ОАГИ[ОС] СИМИО(Н) СТО(Л)ПНИ(К) , внизу – Никита мученик: ОАГИ[ОС] М[У]Ч[Е]Н[И]К НИКИТА .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Георгий, еп. Митилинский. 16 мая. Петр, еп. Никийский. 10 сент. Иоанн, царь Персидский, до крещения Мавия, и три отрока, мучч. 9 июля. Павел, еп. Прусиадский, испов. 7 марта. Савваиты : Иона пресв. 22 сент. Михаил черноризец. 23 мая. Фантин, преп. Солунский 30 авг. Панкратий Студит, испов. Субб. с. Авксентий преп., сострадалец Космы, еп. халкидонского. 18 апр. Препп. Цареградские: Петр Патрикий. 1 июля. Михаил сингелл. 18 дек. Стефан новосиятель. 9 дек. Николай воевода. 24 дек. Еварест, Студит. 26 дек. Феофан преп., творец канонов. 11 окт. Андрей, Иоанн и дети сего, мучч. от Аврахима. 23 сент. 909.             Покров Пресв. Богородицы. 1 окт. Ок. 910.       Андрей, юродивый Цареградский. 2 окт. 922.             Людмила, княгиня Чешская. 16 сент. 929.             Вечеслав, князь Чешский. 28 сент. 933.             Трифон, патриарх Цареградский. 19 апр. 942.             Положение честного пояса Пресв. Богородицы. 31 авг. 944.             Василий новый, преп. Цареградский. 26 марта. Перенесение Нерукотворенного Образа из Едсса в Царьград. 16 авг. 940.             Иоанн, преп. Рыльский. 19 окт. 950.             Лука, преп. Елладский. 7 февр. 955.             Павел, преп. Латрский. 15 дек. 969.             Ольга-Елена, великая кн. Российская. 11 июля. 980.             Афанасий, преп. Афонский. 5 июля. 983.             Феодор варяг и Иоанн, сын его, мучч. Киевские. 12 июля. 992.            Михаил, первый митрополит Киевский. 30 сент. 993.            Леонтий, еп. Ростовский. 23 мая. 11 век Петр преп., еп. (?). 3 мая. Даниил, в схиме Стефан, исповедник, преп. Иерусалимский. 17 дек. Михаил МалеИн.12 июля. Лука Новый, столпник Халкидонский. 11 дек. Феодора, преп. Цареградская. 30 дек. Игнатий и Лука, препп. игумены Спасовой обители Глубокие Реки. Первый 27, второй 7 сент. Три свв. жены, в пустынной горе обретенные. 10 сент. 1015.             Преставление Владимира-Василия, великого князя Киевского. 15 июля. Борис-Роман, князь Ростовский. 24 июля. Глеб-Давид, князь Муромский. 5 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРВАРА Прп. Варвара. Фрагмент иконы «Преподобные Сергий, Александр и Варвара Свирские». Кон. XX в. Прп. Варвара. Фрагмент иконы «Преподобные Сергий, Александр и Варвара Свирские». Кон. XX в. (Васса; 20-30-е гг. XV в., Новгородская земля - 90-е гг. XV в., Оятский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь (совр. Ленинградская обл.)), прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии), схим.; мать прп. Александра Свирского , житие к-рого является главным источником сведений о В. Супругом В. был Стефан (см. ст. Сергий и Варвара, преподобные ), семья жила на правом берегу р. Ояти в с. Мандера, близ Введенского монастыря. Молясь однажды в мон-ре о даровании сына, Васса услышала голос, обещавший ей исполнение молитвы. Прп. Александр (в Крещении Амос), вымоленный матерью после долгих лет бесплодия, родился 15 июня 1448 г. В икосе службы прп. Александру Свирскому говорится, что преподобный явился «преславной отраслью» благочестивого отца, «ветвью многоплодной» благоговейной матери. Васса пыталась удержать отрока от усиленного поста и ночных молитв, позднее родители хотели его женить, но он вскоре удалился в Валаамский мон-рь. Стефан посетил сына на Валааме, и юноша посоветовал отцу поселиться во Введенском мон-ре, что тот вскоре и сделал, приняв монашеский постриг с именем Сергий. Сведений о монашеской жизни В. нет. По-видимому, она, следуя примеру мужа, приняла постриг и схиму с именем В., подвизалась также во Введенском мон-ре, где скончалась и была погребена (о месте ее погребения, в частности, сообщается в «Описании о российских святых» по рукописи Савваитова - Барсуков. Источники агиографии. Стб. 76). Память преподобных Сергия и В. почиталась во Введенском мон-ре. В 1626 г. игум. тихвинского Введенского мон-ря царица-инокиня Дария (Анна Алексеевна Колтовская, бывш. 4-я супруга Иоанна IV Грозного) завещала 5 р. «к Введению Пречистыя Богородицы в остров... где лежат отец и мать Александра Чудотворца» (Новгородские ГВ. 1858. 41). В обители сохранялись вериги преподобных, Тихвинская икона Божией Матери, по преданию им принадлежавшая. В 2000 г. В. и прп. Сергий были причислены к лику местночтимых святых.

http://pravenc.ru/text/154089.html

Здесь провел жизнь святой Иоанн Молчальник, здесь возрос в дивной милости Божией племянник Дамаскина святой Стефан Чудотворец, жизнь которого составляет цепь чудес, подтвержденных современными свидетелями; здесь святой Иоанн Савваит суровым покаянием оплатил ту сумму грехов, которая представилась ему в сонном видении; тут святой Ксенофонт по утрате сыновей и по многих бедствиях нашел утешение, а Бог , принимая жертву злострадания, дал ему дарование исцелений. Здесь истинная ученость соединялась с истинным благочестием. Здесь еще доселе показывают келью, в которой жил Кирилл Скифопольский , славный биограф святых. Здесь оставил многочисленные труды по истолкованию Св. Писания ученый инок Антиох. Здесь славились песнопевцы Козьма, впоследствии епископ Маиумский, и Стефан. И доселе, по милости Божией, «не оскуде здесь преподобный»; ибо нынешний настоятель лавры о. архимандрит Иоасаф (родом из Крита, почти восьмидесяти лет) известен своим благочестием и даром духовного утешения (как духовник Патриархии и поклонников обители) и пользуется всеобщим заслуженным уважением не только среди своих единоверцев, но и между сынами пустыни – бедуинами, так что его нравственное на них влияние ограждает лавру паче ее высоких стен, а святая его жизнь служит ей наилучшим украшением. Обитель Преподобного Феодосия Киновиарха На пути от лавры Пр. Саввы Освященного к Вифлеему находятся развалины знаменитого монастыря аввы Феодосия киновиарха, названного так потому, что устроенная им обитель считается первоначальницею иноческих общежитий, точно так же как лавра Пр. Саввы служила образцом жизни отшельнической для приготовленных к ней предварительно подвигами общежития. Преподобный Феодосий, друг и спостник преподобного Саввы Освященного, был родом также из Каппадокии. Слова Евангелия, убеждающие не привязываться к мирскому, а искать жизни вечной, производили на него особенное впечатление. Ревнуя о спасении, Феодосий решился посетить Святые места нашего искупления; проходя же через Антиохию, посетил преподобного Симеона Столпника, и когда Феодосий приблизился к столпу преподобного, он назвал его по имени, сказав: «добре пришел еси, человече Божий, Феодосие»; предрек ему, что он будет пастырем словесных овец, и отпустил с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Святая равноапостольная княгиня Ольга Обретение мощей сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского (1998) Священномученик Иларион (Троицкий) (1886-1929) Иларион — значит «веселый» Священномученик Иларион (Троицкий): высокая волна Русь неушедшая, или Несколько рассказов о жизни и подвиге новомучеников В Собор петербургских святых включили 63 человека Православные праздники 25 июля   Иконы Божией Матери: «Троеручица» Троеручица   Мучеников Прокла и Илария   Преподобного Михаила Малеина, игумена   Преподобного Арсения Новгородского   Мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна Печерского, в Киеве   Преподобномученика Симона Воломского, игумена   Православные праздники 26 июля Собор Архангела Гавриила В этот день почитают Архангела Гавриила, принесшего благую весть Богородице о рождении у нее Спасителя - о ее великом предназначении. Кто такие ангелы? Ангелы: девять чинов. Инфографика   Преподобного Стефана Савваита   Православные праздники 27 июля Апостола от 70-ти Акилы Преподобного Стефана Махрищского Преподобного Никодима Святогорца Никодим Святогорец - греческий монах, живший на Афоне. Ему принадлежит книга «Невидимая брань». Афон Монашество   Православные праздники 28 июля Равноапостольного великого князя Владимира (во Святом Крещении Василия) Владимир Красно Солнышко вслед за своей бабушкой Ольгой, принял крещение с именем Василий, а затем крестил и всю Русь. Так, грешник и язычник, приняв православие, изменил не только порядки в древней Руси, но и ход всей истории. Святой Равноапостольный князь Владимир Святой равноапостольный князь Владимир Крещение Руси Собор Киевских святых   Православные праздники 29 июля Память святых отцов IV Вселенского Собора (451) Во время Вселенских соборов решались важнейшее вопросы устройства Церкви, формировались непреложные истины Православия. Четвертый собор был созван против ереси монофизитов, отвергавших человеческую природу во Христе. Киево-Печерская Лавра и ее святые КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА. Краткий путеводитель  Священномученика Афиногена, епископа Пидахфойского, и десяти учеников его

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Икона. Сер. (?) XVIII в. (Кресто-воздвиженская ц. в Иркутске) Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Икона. Сер. (?) XVIII в. (Кресто-воздвиженская ц. в Иркутске) В XVIII-XIX вв. для храмов Вел. Устюга и окрестностей в большом количестве создавались изображения блаженных Прокопия и И. в традициях стиля барокко, а затем - академической живописи. Эти иконы, сохраняя уже сложившуюся иконографию юродивых, нередко дополнялись фигурами др. святых, особо чтившихся в синодальный период (сведения о таких произведениях см.: Сорокатый. 2005. С. 298, 304, 307, 309, 312, 313, 319, 332). В 1740 г. К. И. Березин написал для иконостаса собора устюжского Иоанно-Предтеченского монастыря икону блаженных Прокопия и И., мч. Иоанна Воина, великомучеников Димитрия Солунского и Георгия, блгв. кн. Александра Невского. В 1777 г. А. В. Колмогоров выполнил для иконостаса Троицкого собора Троице-Гледенского мон-ря образ устюжских юродивых и свт. Димитрия Ростовского. Развитие почитания свт. Стефана Пермского как местного, устюжского святого отразилось в соединении его образа с изображениями блаженных Прокопия и И. на иконе местного ряда иконостаса Успенского собора, написанной в 80-х гг. XVIII в. прот. В. А. Аленевым ( Он же. 2003. С. 144; известна также икона свт. Стефана, блаженных Прокопия и И. 1903 г.). Развитие устюжской монументальной живописи XVIII в. привело к появлению образов блаженных Прокопия и И. в росписях храмов Устюга и др. городов и сел региона (заключенные в барочные картуши фигуры устюжских юродивых, очевидно выполненные в посл. четв. XVIII в., сохр. в алтарной части Благовещенского собора в Сольвычегодске). Из произведений XIX в. следует отметить образы блаженных Прокопия и И. в посвященных им часовнях 1814 г. у св. ворот устюжского Михаило-Архангельского мон-ря ( Савваитов П. И. Описание Велико-Устюжского Архангельского и приписного к нему Троицкого Гледенского мон-рей. СПб., 1848. С. 34; Сорокатый. 2005. С. 342) и убранство ц. во имя И., уже обновлявшейся в 1713 г. и в 70-80-х гг. XVIII в. В 1830 г. была переделана рака святого (видимо, тогда была изготовлена сень с клеймами, изображающими чудеса и преставление И.; надгробный образ в ризе «с сердцеподобным ожерельем» мог быть более ранним), в 1833 г. акад. П. Медведков и устюжский иконописец Решетов написали иконы для местного ряда иконостаса, в т. ч. образ И. ( Попов. 1862. С. 24, 26, 27).

http://pravenc.ru/text/469408.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010