Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пресвитер Евстратий, в конце своего предисловия к повествованию о Голиндухе, говорит: «речем ныне, якоже слышахом истиною от святаго и блаженнаго Дометиана Архиепископа и иных некыих верных исповедавших о сей, яже в Персиде мученице бывшая: елико от самыа тоа, единаче сущи в плоти, усты к устом слышав иаучися и уверися святый реченный муж, с ним же и инии мнози и боголюбиви мужи.» – А на конце списатель жития просит у мученицы молитв о себе: «молитвуй – и о мне же смиреннем Евстратием прозвитер, иже твою списа доблесть.» Упоминаемый Евстратием Дометиан есть Архиепископ Мелитинский, который был посылан Императором Маврикием в Персию (см. о сем Дометиане выше 10 янв.). О мученице Голиндухе довольно сказано и у историка Маврикиева царствования, Феофилакта Симокатты L. 5. с. 12. (см. Act. SS. iulii 13. d. р. 511.). 13. Память Пр. Отца нашего Стефана Савваита. Сего преподобнаго Стефана жития не обретохом (794.). И потому представлены краткие сведения из службы сему Преподобному, положенной в минее, и замечания на Пролог и месяцесловы. – Пространное жизнеописание Пр. Стефана, составленное учеником его Леонтием, помещено в «Деяниях Святых» июля 13 д. стр. 531–613. Св. Димитрию не было известно сие житие, изданное в первый раз (хотя без начала) в 1723 г. и редко встречающееся в рукописях греческих. Жизнеописатель Леонтий собирал сведения о Преподобном от живших с ним, и сам провел четыре года в послушании у него. Повествование его весьма обстоятельно. 15. Страдание св. Кирика и Улитты (З05 г.). От Метафраста и от великия четьи сокращенно. – Сказание Метафрасга, или (по Аллацию) Никиты Ритора изд. у Сурия 16 июня стр. 213. Сказание, известное под именем Метафрастова, как видно из сличения, прямо заимствовано из послания Феодора Еп. Иконийского (в первой полов. 6 в.), который описал деяния сих мучеников со слов одного старца, происходившего от их рода, – с целью заменить сим описанием поврежденное еретиками сказание, известное во время Феодора, – как обо всем этом говорит сам Феодор (п. 1.). Это послание издано в «Деяниях Святых» 16 июня, стр. 17., также у Руинарта Т. III. стр. 123.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Блаженный старец схиархимандрит Севастиан (Стефан Васильевич Фомин) родился 28 октября/10 ноября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. Отца его звали Василием, мать – Матроной. Они имели троих сыновей. Старшим был Иларион, 1872 года рождения, средним Роман, 1877 года рождения, и младший в святом крещении был назван Стефаном в честь преподобного Стефана Савваита, творца канонов, в день памяти которого он родился. В 1888 году родители возили детей в Оптину Пустынь к старцу Амвросию. Стефану было тогда четыре года, но он хорошо запомнил это посещение и ласковые глаза благодатного Старца. Остался будущий батюшка Севастиан сиротой от отца четырех лет, от матери – пяти лет. «Когда родители умерли, – вспоминал старший брат Иларион, – мне было 17 лет. Земля у нас была девять десятин, ее надо обрабатывать своими руками, хозяйство небольшое – кому вести его? Нас трое братьев, вот мы повздорили, подрались – кто нас разнимет, примирит?» Чтобы укрепить семью, через год после смерти родителей старший брат Иларион женился. Пятилетний Стефан был привязан к среднему брату Роману за его нежную душу и мягкое сердце. Но Роман избрал путь иноческой жизни и в 1892 году упросил Илариона отвести его в Оптину Пустынь, где был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит. Иларион имел иной характер – был требовательным, неласковым. Стефан рано узнал тяжесть сиротства. Вспоминая о детстве, старец Севастиан говорил: «Хотя бы кто-нибудь остался из женского пола: или бабушка, или сестра, или тетя, кто бы о тебе в таком возрасте позаботиться мог. Без матери-то плохо, даже со снохой. Помню, было мне лет 8. Я попросил у снохи молока, а она мне: «Подожди». Я рассердился, пошел и побросал на землю конопляные холсты, которые сноха отбеливала и сушила на солнце, и посыпал их грязью. Сноха пожаловалась брату. Брат меня поругал и побил. Побить-то, поругать есть кому, а пожалеть-то некому было». Стефан хорошо учился, окончил трехклассную приходскую школу. Приходской священник давал читать ему книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года постановил: «Для того, чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников». Добрые качества, присущие новомученикам и исповедником Церкви Русской, начиная со Святейшего Патриарха Тихона, митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и митрополита Киевского Владимира (Богоявленского) — твердое стояние в истинной вере, смелое исповедничество, жертвенное служение Богу и людям — в полной мере относятся к выдающемуся представителю русской святости прошлого столетия, преподобноисповеднику Севастиану, старцу Карагандинскому. Он вошел в историю Православия не только как страдалец за веру, но и как духоносный наставник, наследник благодати оптинского старчества. Стефан Васильевич Фомин, будущий старец Севастиан, родился в день памяти преподобного Стефана Савваита 28 октября/10 ноября 1884 года в крестьянской семье села Космодемьяновское Орловской губернии. Имел двух старших братьев: Илариона и Романа. Родители были бедны, но благочестивы. Незабываемое впечатление раннего детства — поездка в четырехлетнем возрасте в прославленную Оптину пустынь, расположенную в 150 километрах от Орла, где тогда старчествовал самый известный оптинский подвижник преподобный Амвросий, сыграла важную роль в духовном становлении отрока. Неизвестно, встречался ли Стефан с отцом Амвросием (последний умер в 1891 году), но портрет этого святого старца был с ним в течение всей жизни. Вскоре после этого паломничества от непосильного крестьянского труда и болезней умирают мать и отец. Иларион в достаточно молодом возрасте женится, а Роман избирает иноческое житие, в 1892 году поступив послушником в ту же Оптину. В зимнее, свободное от крестьянской работы время, Стефан любит посещать в прославленном монастыре среднего брата, и в скором времени сам ощущает в сердце призвание к монашеству. В 1905 году Иларион, наконец, отпускает Стефана в Оптину пустынь. А через три года происходит удивительное событие — 24-летний послушник Стефан становится келейником преподобного иеросхимонаха Иосифа (Литовкина), преемника великого старца Амвросия. Семидесятилетний отец Иосиф, несмотря на физические немощи и болезни, в то время являлся главным духовным наставником монастыря, у которого окормлялись тысячи людей со всей России. Братия обители понимала, что недалек миг перехода старца в вечность.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Старался св. Иоанн отвратить и ту опасность, которая постоянно грозила христианам со стороны последователей Магомета, господствовавших на востоке. Для привлечения ли христиан к магометанству, или только с целью издеваться над христианами, магометане предлагали христианам затруднительные вопросы, на который не всякий мог найти скорый и правильный ответ. Св. Дамаскин написал «разговор христианина с Сарацином», в котором разрешил возражения, предлагаемые магометанами, и руководясь которым каждый христианин мог победоносно выходить из спора с магометанами 69 . Между тем и иконоборцы продолжали свои враждебные действия против Церкви. Сын Льва Исавра, Константин Копроним продолжал начатое отцом, и еще с большею жестокостью преследовал православных чтителей св. икон. В 754 г. он созвал в Константинополе нечестивое соборище, на котором, осудив иконопочитание, иконоборцы провозгласили анафему подвизавшимся с особенною ревностью против них: св. Герману патриарху, Георгию кипрскому и св. Иоанну Дамаскину 70 . Православные не умедлили возвысить свой дерзновенный голос против нечестия. Одним из самых ревностных поборников православия был препод. Стефан, подвизавшийся в горе св. Авксентия в Вифинии и пользовавшийся всеобщим уважением за святость жизни 71 . Три восточные патриарха: александрийский, антиохийский и иерусалимский, и римский папа Стефан также писали императору, что хотя и много епископов подписало определение против иконопочитания; но, не смотря на свою многочисленность, они не имели права утвердить заблуждение вопреки преданию Церкви 72 . И св. Иоанн Дамаскин не оставлял по временам возвышать голос свой против господствующего нечестия, как свидетельствует св. Стефан мученик 73 . В обители св. Саввы пр. Иоанн имел своих учеников: ближайшим к нему, без сомнения был его племянник пр. Стефан Савваит. С ним провел он пятнадцать лет, начиная с десятилетнего возраста, под его руководством положил начало иноческих подвигов и после него прославился святостью жизни 74 . Известны и некоторые другие из учеников св. Иоанна, как то: Феодор Абукара и Иоанн, епископ лаодикийский близ Ливана, оставившие нам некоторые из рассуждений св. Иоанна Дамаскина , записанные со слов его 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Этот перечень агиографических произведений VI века, указывает, помимо выдающейся роли столицы в религиозной жизни и сосредоточия восточного благочестия в Палестине, также и на первое выступление в агиологии Балканского полуострова, с его житием преп. Давида Солунского. В VII столетии агиография переживает эпоху упадка. Утрата Сирии, Палестины и Египта, тяжёлое смутное время в столице, славянские погромы на Балканском полуострове – всё как будто ослабляют византийскую религиозность. В обществе, занятом внешними опасностями и внутренними бедствиями, как бы умирает прежний интерес к религиозной жизни, искание и интерес к подвигу, влечение к аскезе и монашеству, прославление выдающихся подвижников. Трулльский собор отмечает глубокое нравственное и религиозное падение империи и возврат к язычеству, ещё уцелевшему в жизни и обычаях народных масс. Самый грядущий рационализм иконоборчества в значительной степени объясняется этим падением высокой религиозности, которая ознаменовывалась в предшествующие столетия своими полумистическими влечениями, своим тяготением к монастырю, своей жаждой самоотречения, своим прославлением лиц, воплотивших идеалы умерщвления плоти и любви к ближнему. Седьмой век, точнее даже одна только первая половина его, представлен в агиографии лишь житиями препп. Максима Исповедника , Алипия Столпника, Анастасия Перса, Георгия Хозевита, Иоанна Лествичника и Иоанна Милостивого, константинопольскими чудесами вмч. Артемия, солунскими чудесами вмч. Димитрия, и константинопольской легендой о чуде Богородицы при осаде Константинополя аварами. К VIII веку относятся жития патриархов Германа и Павла, константинопольское собрание чудес муч. Фанурия и Ферапонта Кипрского, критское житие преп. Андрея, афонская легенда о преп. Петре, черноморские жития препп. Стефана Сурожского, Георгия Амастридского и Иоанна Готфийского, пафлагонское житие преп. Филарета Милостивого, сирийские жития препп. Иоанна Дамаскина , Стефана Савваита и Космы Майумского, мученичества 60 мучч. иерусалимских, Илии Нового, Вакха и монахов Савваитов. Наконец, жития исповедников, претерпевших гонения за иконы: мучч. константинопольских, муч. Феодосии, Андрея ν Κρσει, Стефана Нового и Павла Кайумского. Из этого перечня явствует, что в VIII веке византийская религиозность и почитание святых переживают новый подъём. Завоевание Святой Земли безбожными агарянами, гонения на христиан от калифов, а ещё более, иконоборческое гонение на православных внутри империи, пробудили давно забытую жажду мученичества и массовое прославление исповедников, стяжавших мученические венцы. Этим объясняется, как самый значительный прирост агиографии в VIII и последующем столетиях, так и одностороннее конфессиональное содержание большинства исповеднических житий, делающее их менее интересными, чем следовало бы ожидать, не только в бытовом, но даже и в церковно-историческом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАК [Керак, Эль-Карак; араб.  ; от арам.   - город], город в Иордании , в средние века крупный христ. центр, с кон. VII в. кафедра митрополита Петры Аравийской в составе Иерусалимской Православной Церкви . Расположен на известняковом плоскогорье, на высоте 900 м над юго-вост. оконечностью Мёртвого м. На одноименном степном плато Карак в год выпадает 300-350 мм осадков, и оно достаточно плодородно. Помимо благоприятных климатических условий возвышению К. способствовало выгодное местоположение на т. н. Царской дороге (упом. в Числ 20. 17; 21. 22) - древнем пути, к-рый, по мнению ряда ученых, проходил от Дамаска по Заиорданскому плато до Айлы (ныне Эйлат, Израиль) на Красном м. В К. от него отходило боковое ответвление на Газу, к Средиземному м. В поздней античности Царская дорога совпадала с Нов. Траяновой дорогой, в средние века - с дорогой мусульм. хаджа . Харахмова на карте-мозаике из ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, Иордания. VIII в. до Р. Х. Харахмова на карте-мозаике из ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, Иордания. VIII в. до Р. Х. К. был основан на обрывистом утесе, вытянутом по линии «север-юг» и отделенном от окружающего плато глубокими расселинами. Хотя в К. сохранились следы обитания человека, относящиеся к раннему бронзовому веку, в нач. II тыс. до Р. Х. городская жизнь в Заиорданье прекратилась и возродилась не ранее XIII в. до Р. Х., с приходом моавитян . К. обычно отождествляется с упоминаемыми в ВЗ топонимами Кир-Моав, Кирхарес, Кир-Харешет (4 Цар 3. 25; Ис 15. 1; 16. 7, 11; Иер 48. 31, 36). В 1958 г. в К. была обнаружена надпись, предположительно относящаяся к правлению моавитского царя Меши (кон. IX в. до Р. Х.). Общий вид замка Карак, Иордания Общий вид замка Карак, Иордания В римско-визант. период основным центром округи К. был Ареополь (Раббат-Моав; ныне Эр-Рабба, в 10 км к северу от К.), греко-рим. поселение, обладавшее статусом полиса (возможно, г. Кир-Моав в I тыс. до Р. Х. находился именно здесь). В Ареополе уже в V в. существовала епископская кафедра в составе митрополии Палестины Третьей ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 1041-1042). К. отождествляется с известным из источников того времени г. Харахмова (Каракмоба), к-рый изображен на мозаичной карте Св. земли из ц. св. Георгия в Мадабе (2-я пол. VI в.). Из епископов города известны Димитрий, присутствовавший на Иерусалимском Соборе 536 г. (ACO. T. 3. P. 188), и Иоанн, ученик прп. Стефана Савваита Старшего († 794) (ActaSS. Iul. T. 3. P. 544-545). Хотя в К. не обнаружено керамического материала визант. и омейядского времени, на существование поселения указывают десятки надгробных стел, гл. обр. VI в. (43 датированных надгробия относятся к 375-661). Личные имена погребенных свидетельствуют об араб. происхождении большинства жителей пров. Палестина Третья.

http://pravenc.ru/text/1470395.html

Св. Елена Анжуйская. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Св. Елена Анжуйская. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Среди почитаемых в Сербии святых особое место занимает кор. Елена Анжуйская († 1314, пам. 30 окт., 8 и 15 февр.), жена кор. Стефана Уроша I, мать Стефана Драгутина и Стефана Уроша II Милутина. Она происходила из знатной французской семьи и до самой смерти формально принадлежала к Римско-католической Церкви, была сторонницей церковной унии, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола. Св. Елена основала в Сербии 2 францисканских мон-ря, а также давала (вместе с сыновьями) пожертвования бенедиктинским мон-рям и католич. соборам. В то же время королева покровительствовала правосл. Церкви и находилась в добрых отношениях с предстоятелями Сербской Церкви архиепископами свт. Иоанникием I и свт. Даниилом II, переписывалась с отшельниками на Афоне, на Синае, в Иерусалиме и в Раифе. Ок. 1284 г. Елена приняла монашеский постриг с именем Елисавета с сохранением также мирского имени и, вероятно, по католич. обряду. Агиографическая лит-ра, посвященная св. Елене, восхваляет ее христ. добродетели, обходя молчанием вопрос о ее конфессиональной принадлежности. Мощи королевы были обретены нетленными через 3 года после ее кончины. Центром почитания св. Елены является мон-рь Градац, празднование совершается в день памяти св. равноап. Константина и Елены (21 мая). Первые серб. святые вошли в рус. месяцесловы не ранее кон. XIV в., когда на Руси по инициативе митр. Киприана (1375-1406) началось введение и распространение Савваитского Иерусалимского Устава. Период с кон. XII по нач. XIV в. характеризуется обратным рус. влиянием на серб. календари: почти каждый второй серб. месяцеслов XIII - нач. XIV в. включает рус. праздники. В 1834 г. по решению Петра II, митр. Черногорско-Приморского, и с единодушного согласия народа был канонизирован свт. Петр I (Негош) , митр. Цетинский, правитель Черногории († 1830). Его прославление произошло после обретения мощей в 1834 г., тропарь и кондак святому были написаны сразу после прославления. Службу и краткое Житие написал митр. Белградский Михаил (Йованович) (изд. М., 1895).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Полагают также, что именно Архангел Гавриил укреплял Господа в Его молитве на горе Елеонской ( Лк.22, 43 ) и сообщил женам-мироносицам о Воскресении Христовом ( Мк.16:5–7 ). Архангел Гавриил предстал также и Матери Божией, когда Она молилась на Елеонской горе и возвестил: «Сын Твой и Бог наш ждет Тебя со всеми Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в горнее Царство, где Ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!» В знамение торжества Благодатной над телесной смертью Архангел Гавриил вручил Ей райскую ветвь от финикова дерева. В православной иконографии святой Архангел Гавриил обычно запечатлен в образе Ангела-Благовестника с оливковой ветвью в руках – символом примирения Бога и творения. Этот образ помещают в храме над Царскими вратами. Святая Церковь , вспоминая многократные явления Архангела Гавриила в истории Ветхого и Нового Завета, возносит горячие молитвы к этому неусыпному ходатаю, заступнику и благодетелю рода человеческого. Литература: 1 . Святой Дионисий Ареопагит . О Небесной иерархии. М., 1848. 2 . Орнатский Ф. Слово об Ангелах. СПб., 1894. 3 . Глаголев А. Основные черты ветхозаветного библейского учения об Ангелах. Киев, 1900. 4 . Серафим (Звездинский) , архимандрит. Ангелы. М., 1916. 5 . Антоний (Блум), митрополит. Об именах и Ангелах. – В кн.: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди». Париж, 1982. Преподобный Стефан Савваит родился в 725 году. Его отец был младшим братом преподобного Иоанна Дамаскина (память 4 декабря). В десятилетнем возрасте святой Стефан впервые приехал в Иерусалим, где в то время проповедовал преподобный Иоанн, живший в обители преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой Иоанн взял племянника к себе и с того времени стал его воспитателем, учителем и духовным наставником. Преподобный Иоанн обучил святого Стефана различным наукам, начиная с грамматики и кончая философией и богословием. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, он передал свои знания и богатый духовный опыт талантливому воспитаннику, который стал его послушником. Главное, преподобный Иоанн научил святого Стефана внутренней духовной жизни и стал для него образцом подвижничества. «Сын послушания», преподобный Иоанн прежде всего научил этой добродетели святого Стефана. Словом и делом он также научил его нестяжательности, телесной чистоте, свободе от греховных помыслов и трудолюбию. Занимаясь учеными трудами, преподобный Иоанн приобщил к этому труду и святого Стефана. Так телесные родственные узы со временем скрепились еще более крепкими узами духовного родства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЛИЯ II ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Илия II (III) (+ после марта 796), патриарх Иерусалимский , святитель Память 27 января (Палест.-Груз. ) Точное время возведения Илии на Иерусалимскую кафедру неизвестно. Хронист Евтихий Александрийский ошибочно датировал это событие 17-м годом халифата Хишама (741), что противоречит косвенным данным других источников. Однако период патриаршества, указанный Евтихием (34 года), в целом согласуется со сведениями, известными об Илии. Патриарх Илия II достаточно часто упоминается в произведениях палестинской агиографии конца VIII - начала IX века. Так, в Житии прп. Стефана Савваита (+ 794) повествуется, что мон. Феодор, брат которого был личным врачом арабского наместника Палестины, намеревался свергнуть патриарха Илию и занять его престол. Прп. Стефан предсказал Феодору, что его патриаршество закончится позорным изгнанием. Тем не менее Феодор оклеветал Илию и использовал все свое влияние на арабские власти, чтобы низложить патриарха. Илия был сослан в " Персиду " (в араб. переводе - Багдад), где его многие годы держали в оковах под стражей. Один из палестинских отшельников, авва Христофор, отправился к месту ссылки патриарха, чтобы поддержать его и попытаться выкупить из заточения. По неясным причинам агиограф прп. Стефана с осуждением отзывался об этой поездке и писал, что Христофор был научен коварными советами своекорыстных людей. Как предсказал прп. Стефан, Христофор хотя и увиделся с Илиёй, но не сумел освободить его и умер в восточных землях Халифата. Однако в итоге Феодор, захвативший патриарший престол, был отлучен и низложен, по-видимому, палестинским клиром и, как пишет агиограф, " зло окончил жизнь в Персиде " , а Илия получил свободу и вернулся на патриаршество. Источник не датирует эти события. По подсчетам Х. М. Лопарёва, ссылка патриарха Илии и правление Феодора могли относиться к концу 770-х - первой половины 780-х годов, и в любом случае эти факты имели место до VII Вселенского Собора (787).

http://drevo-info.ru/articles/13678537.h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010